Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод опроса в профессиональнойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ОПРОС КАК МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Для успешной психолого-педагогической деятельности зачастую необходима информация о субъективном мире людей и их склонностях, мнениях, мотивах деятельности, которые недоступны прямому наблюдению. Источником такой информации являются непосредственные участники этих процессов — люди, их высказывания о собственном мнении и взглядах, настроении и поступках, об окружающей их реальности. Получить такую информацию можно посредством обращения с вопросами, т.е. методом опроса. Метод опроса представляет собой письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение педагога к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны решаемой проблемы. Значение метода опроса в педагогике и психологии тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой психолого-педагогической сферы информацией и чем менее доступна она непосредственному наблюдению. Вместе с тем метод опроса не универсален. Наиболее плодотворно он используется в сочетании с другими методами исследования психолого-педагогических ситуаций. Широкое применение метода опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее, чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно. Метод опроса в психолого-педагогической деятельности применяется в следующих формах: — в виде интервью (устного опроса); — анкетирования (письменного опроса); — экспертного опроса; — тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса); — в виде индивидуальной или групповой беседы; — с использованием социометрии, позволяющей на основе опроса выявить межличностные отношения в группе людей. В основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), из ответов которого педагог и получает необходимую информацию. Важной составляющей этого метода является достоверность получаемой информации — свойство метода давать информацию, адекватно отражающую изучаемую реальность по измеряемым характеристикам. В ходе опроса актуализируется жизненная позиция респондентов, формируется мотивация их участия или помощи в исследовании психолого-педагогических явлений или процессов. Опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей психолого-педагогического общения. Связь между главными его участниками — исследователем и респондентом — обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество получаемой информации. Прежде всего это анкета или интервью, представляющие собой перечень вопросов, в которых заключена изучаемая проблема. Затем это лицо, проводящее анкетирование, или интервьюер, формирующие вопросы и обеспечивающие ответы респондентов. При этом анкетирование требует предварительного инструктажа, а интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым. И наконец, это ситуация опроса, условия, которые складываются из житейских ситуаций респондентов на момент опроса, их обычаев, норм, традиций, эмоционального состояния, отношения к проводимому опросу. Метод опроса, основанный на правильно спланированной выборке, позволяет по сравнительно небольшому количеству опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития психолого-педагогических явлений и процессов на изучаемом объекте.
Опросы применяются на ранних стадиях исследования педагогической системы для сбора информации от компетентных лиц, экспертов, для установления значимых переменных и выдвижения гипотез исследования психолого-педагогических явлений. На основном этапе исследования опросы — основное и дополнительное средства сбора психолого-педагогической информации, а также способ уточнения, расширения и контроля данных, полученных другими методами. На завершающем этапе исследования — это повторный опрос части лиц, входящих в общую совокупность всех участвующих в исследовании. Таким образом, опрос — метод получения первичной информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Среди недостатков метода опроса можно указать следующие: во-первых, субъективность получаемой информации (респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них); во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности («выборки»), интерпретации данных; в-третьих, необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ И АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОПРОСА Интервью — разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. Интервьюирование — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера и опрашиваемого (респондента). Специфика интервью состоит в том, что педагог-психолог заблаговременно определяет тему предстоящего изучения психолого-педагогической ситуации и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации. Интервью может быть: — стандартизированным; — нестандартизированным (свободным); — полустандартизированным (документированным). Стандартизированное интервью предполагает формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы. В этом случае не разрешается изменять формулировки вопросов, задавать новые вопросы. Нестандартизированное интервью — это своего рода беседа без строгой детализации вопросов; чаще всего определяется только тема интервью, которая предлагается респонденту для обсуждения. Свободное интервью проводится, как правило, на подготовительной стадии исследования психолого-педагогического явления, когда уточняется содержание проблемы. Оно может быть применено и перед началом составления анкеты. Полустандартизированное интервью— содержательный перечень как строго определенных, так и возможных вопросов; при этом используются как открытые, так и закрытые вопросы. Круг вопросов, включаемых в план интервью, обязателен для интервьюера, он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому должен получить информацию. Интервьюер направляет ход и содержание беседы с респондентом. Респондент дает ответы в свободной форме, которые строго фиксируются. Этот вид интервью применяется в пилотажных исследованиях для подготовки вариантов ответов в закрытых вопросах. Другой основной формой опроса является анкетирование — метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Оно проводится в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. По способу общения между исследователем и опрашиваемым анкетирование подразделяется: — на прессовое — публикуется в средствах массовой информации (журналах, газетах), где читателю предлагается письменно ответить на поставленные вопросы и переслать ответы в редакцию; — почтовое — рассылается определенной группе лиц с просьбой дать ответ и возвратить вопросник по почте по указанному адресу; — раздаточное — вопросники раздаются исследователем группе людей, сосредоточенных в одном месте с просьбой безотлагательно заполнить и непосредственно возвратить анкету (условия и время возврата оговариваются специально). Надо заметить, что прессовая и почтовая анкеты имеют существенный недостаток — они дают низкий процент возврата, что требует дополнительных усилий для получения данных. В настоящее время широко распространено групповое (аудиторное) анкетирование, имеющее организационные преимущества, позволяющее с помощью небольшого числа лиц, проводящих анкетирование, и в короткий срок опросить значительное количество людей. Успех анкетирования зависит от качества формулировки вопросов анкеты. По цели постановки вопросы анкеты подразделяются: — на содержательные или результативные, т.е. позволяющие сделать вывод об определенных явлениях и их взаимосвязях; — функциональные, т.е. ставящие на первое место функцию оптимизации и упорядоченности прохождения анкетирования. В свою очередь среди функциональных вопросов можно выделить разновидности: функционально-психологические; вопросы-фильтры; контрольные. Функционально-психологические вопросы используются для перехода от одной темы к другой, для снятия напряжения и нежелательных установок у опрашиваемого. Зачастую респондентам задается ряд вопросов, затрагивающих темы, иногда не связанные с конкретной психолого-педагогической ситуацией, что может вызвать недоумение. Переход от одной темы к другой должен быть плавным, опрашиваемому следует показать необходимость дальнейших вопросов. Например: «А теперь несколько вопросов о...» или «А сейчас немного о другом...». Вопросы-фильтры целесообразно задавать после выяснения ситуации, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен этот вопрос. Так, для того чтобы выяснить у людей мнение о тех или иных взаимосвязях в коллективе, необходимо узнать, в частности, о наличии микрогрупп, формальных и неформальных лидерах и т.п. Например, прежде чем задать вопрос о качестве проведения общественных мероприятий, нужно спросить, а часто ли он там бывает? Контрольные вопросы призваны проверить достоверность полученных данных. Они выполняют несколько функций: контролируют ответы на одну тему; служат основанием для высчитывания коэффициента доверия к анкете в целом или к отдельному вопросу; включают в анкету вопрос с заранее известным ответом. Например: сначала респондента спрашивают: «Довольны ли Вы результатами своей работы в коллективе?» Через некоторое время задают первый контрольный вопрос: «Хотите ли Вы перейти в другой коллектив?»; второй контрольный вопрос: «Предположим, что по каким-то причинам Вы не работаете, вернулись бы Вы в прежний коллектив?» В зависимости от формы ответов вопросы подразделяются на: — закрытые; — полузакрытые; — открытые. Закрытые вопросы — в них респонденту предлагается один или несколько возможных ответов. Выделяют следующие виды закрытых вопросов: — дихотомические (подразумевают ответы да / нет); — альтернативные отличаются от дихотомических уравновешенностью формулировки, например: «Как Вы считаете, соответствует или не соответствует уровень воспитанности обучаемых предъявляемым требованиям?» Соответствует....................................................................... 1 Не соответствует................................................................... 2
«Насколько часто Вы наблюдаете конфликты в группе?» Очень часто (каждый день).................................................. 1 Часто (2—3 раза в неделю)................................................ 2 Не очень часто (3—4 раза в месяц).................................... 3 Редко (1—2 раза в месяц)................................................... 4 Очень редко (еще реже)...................................................... 5
Разновидности альтернативных вопросов: — вопросы-иллюстрации (с картинками). Здесь важно учитывать, кому задается вопрос, т.е. приходится печатать анкеты в «мужском» и «женском» вариантах, так как ответы могут иметь значительные расхождения при изучении тех явлений, где фактор пола оказывает сильное воздействие; — школьные вопросы. При шкальных вопросах опрашиваемые должны отметить интенсивность какого-либо явления или мнения, например: «Какое значение имеет для Вас присутствие в Вашей работе такого качества, как самостоятельность?» небольшое значение_1_2_3_4_5_6_7_8_9_большое значение. «Как интенсивно Вы используете прием воспитания на основе личного примера?» не использую _1_2_3_4_5_6_7_8_9_использую часто; — «вопрос-меню» позволяет опрашиваемому выбрать несколько ответов в отличие от альтернативного вопроса, где предполагается только один ответ например: «Довольны ли Вы внешним видом воспитанников?» — очень доволен; — скорее доволен, чем недоволен; — скорее недоволен, чем доволен; — очень недоволен. Полузакрытые вопросы предоставляют возможность опрашиваемому уклониться от выбора альтернативы путем возможных ответов типа: — не могу сказать точно; — не могу точно ответить; — другое (пожалуйста, напишите). Открытые вопросы не предлагают возможных вариантов ответов, ответы на них полностью записываются интервьюером или самим опрашиваемым. В анкетировании можно выделить основные этапы. 1. Адаптация: — создание у респондента мотивации ответить на поставленные вопросы. Необходимо заинтересовать опрашиваемых выступить активными участниками анкетирования, затронуть их жизненные потребности, чтобы ответы на поставленные вопросы приобрели для них личностный смысл; — подготовка к исследованию психолого-педагогического явления: объяснение цели анкетирования, правил заполнения анкеты. Необходима психологическая разминка, несколько легких вопросов, которые позволят ввести респондента в ситуацию опроса и приблизят к основной проблематике. Для повышения заинтересованности респондента и укрепления контакта с исследователем используются контактные вопросы, близкие к тематике опроса и постепенно вводящие опрашиваемого в изучаемую проблематику, например: «Предположим, что к Вам обратился выпускник школы с просьбой помочь ему в выборе профессии. Что бы Вы ему посоветовали?» 2. Реализация целей анкетирования — сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач. Если анкетируемый убежден, что цель и результаты анкетирования непосредственно связаны с удовлетворением его жизненных потребностей и общества в целом, опрос приобретает большой личностный смысл, у респондента возникает желание дать достоверную информацию. 3. Снятие напряжения — для повышения интереса к исследованию используются функционально-психологические вопросы, содержание которых повышает интерес у опрашиваемых, например: ребят можно спросить о футболе или хоккее, девочек — о музыке. Основная цель этих вопросов — снять усталость и повысить мотивацию отвечающих. К основным правилам формулировки вопросов относятся следующие: — не спрашивайте сразу о многом; — в анкете не должны использоваться непонятные слова; — вопросы должны быть короткими; — избегайте внушающих вопросов. Для начинающих исследователей большую сложность представляет подготовка текста вводной части анкеты. В ней содержится информация о целях анкетирования и инструкция по правилам работы с анкетой (см. приведенные ниже образцы). Образец вводной части анкеты 1 Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, цель которой — выяснить различные стороны труда и быта сотрудников. Эти данные будут полезны для улучшения работы Вашего учреждения. Ценность исследования во многом зависит от полноты и искренности Ваших ответов. К каждому вопросу анкеты даются возможные ответы. Выберите те, которые соответствуют Вашему мнению и обведите кружком соответствующую им цифру. Если ни один из предназначенных ответов Вас не устраивает, напишите ответ сами, мы оставили для этого свободное место. Фамилию указывать не обязательно, нам прежде всего нужно Ваше мнение. Заранее благодарим за помощь. Образец вводной части анкеты 2 Уважаемый коллега! Исследование, в котором мы предлагаем Вам принять участие, называется «Педагог — сегодня и завтра». Оно включает разделы: Кто такой современный педагог? Что он должен знать и что уметь? Как лучше подготовить педагога к его профессии? Эти и некоторые другие вопросы мы хотели бы обсудить с Вами, полагаясь на Ваш опыт и знание проблем педагогики. Наблюдения и мнения компетентных специалистов позволяют составить общую картину педагогической деятельности в учреждении и наметить пути ее улучшения, а в этом, нет сомнения, все мы крайне заинтересованы. К каждому вопросу анкеты даются возможные ответы. Выберите те, которые соответствуют Вашему мнению и обведите кружком соответствующую им цифру. Если ни один из предназначенных ответов Вас не устраивает, напишите ответ сами, для этого в анкете оставлено свободное место. Если Вам будет интересно ознакомиться с итогами исследования, мы предоставим Вам такую возможность. Заранее благодарим Вас за участие в анкетировании. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные формы проведения опроса. 2. Каковы основные этапы проведения опроса? 3. Назовите сильные стороны и недостатки метода опроса. 4. Дайте определение анкетированию как разновидности метода опроса. 5. Охарактеризуйте построение закрытого вопроса в анкете. 6. Что представляет собой открытый вопрос в анкете? 7. Какова структура полузакрытого вопроса в анкете? 8. Что представляет собой вопрос-фильтр в анкете? 9. Охарактеризуйте построение контрольного вопроса в анкете. 10. Чем анкетирование отличается от интервьюирования? Список литературы Загвязинский В.И., Атаканов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993. Немое Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. М., 1998. Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова и др М., 1983. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987. Глава IV ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОСТУПКОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
СУЩНОСТЬ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.118 (0.009 с.) |