Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебная бухгалтерия. Ее предмет и методология.

Поиск

Судебная бухгалтерия.

ФЗ о бух. Учете -129

Судебная бухгалтерия. Ее предмет и методология.

СБ - специальная комплексная экономико-правовая система, которая сформировалась в результате международных экономических и правовых знаний, которые необходимы в юридической практике.

Этапы формирования дисциплины:

1. Развитие судебно-бухгалтерской экспертизы и ее теоретической базы

2. дальнейшие развитие СБ в рамках криминалистической науки, т.е. приспособление экономической науки для борьбы с преступностью

3. выделение из криминалистики теории СБ и превращение ее в самостоятельную дисциплину

 

Предмет СБ:

Предмет - закономерность использования защитных функций БУ в юридической практике

Можно выделить следующие закономерности:

1. которые раскрывают познавательные функции учебной дисциплины

2. вытекают из связей механизма совершения противоправных деяний и их отражения в учетном процессе

3. вытекают и изучаются только в СБ

4. используются в борьбе с преступностью экономического направления

 

Защитные функции БУ:

1. превентивная (предупредительная) – предварительный контроль за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов, т.е. она затрудняет совершение противоправных действий

2. охранительная (следообразующая) - срабатывает после совершения преступления, обеспечивается способностью самой системы учета в результате взаимодействия с событиями преступления, отражает в себе информацию о противоправном деянии.

 

Методы СБ:

Метод- это совокупность приемов и способов выявления уполномоченных субъектами признаков противоправной деятельности, отраженных в источниках учета информации для их последующего использования в практике.

В СБ используются следующие методы:

1. общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, эксперимент, системный анализ)

2. частные методы (расчетно-аналитический, документальный, экономико-правовой)

3. специальные

а) метод бухгалтерского анализа (применение контрольных функций элементов БУ), элементы БУ: документация, бух. баланс, бух. Счета и двойная запись. Инвентаризация, двойная отчетность.

б) метод экономического анализа- основывается на принципе противоречивости взаимосвязанной системы технико-экономических показателей (себестоимость, различные виды расходов, доход).

в) метод документального анализа – экономическая и юридическая оценка доказательств как материальных носителей информации.

 

Взаимосвязь СБ с другими дисциплинами.

Юридические дисциплины Экономические дисциплины
Криминалистика Экономика
Финансовое право БУ
Административное право Аудит
Уголовное право Экономический анализ
Уголовный процесс товароведение
Оперативно-розыскная деятельность  
Криминология  
Гражданско-правовые дисциплины  

 

Правовые источники СБ:

Законы:

ü КРФ

ü ФЗ № 129 О БУ от 24.11.96 г

ü Закон о ЦБ

ü О судебно-экспертной деятельности в РФ

ü Международные договоры

Подзаконные акты:

ü Указы президента

ü Постановление правительства

ü Приказы, инструкции, методические указания Минфина

 

ФЗ № 129

Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ в РФ. Он распространяется на все организации, которые расположены на территории РФ, включая банки и представительства иностранных государств, распространяется на граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Осуществляется общее руководство БУ правовом РФ, а право регулировать БУ предоставляется следующим органам: Минфин, министерство по налогам и сборам, министерство юстиции, ЦБ РФ. Эти органы имеют право регулировать и утверждать планы счетов БУ и инструкции по их применению. Положения (стандарты) по БУ. Которые устанавливают правила и способы ведения организациями учета хозяйственной кооперации, составляющие и предоставляющие бух. учености.

 

Система и организация БУ в РФ.

Виды хозяйственных учетов.

Учет- система сбора информации путем наблюдения. Изменения и регистрации количества и качества социально-экономических покупателей в целях контроля и управления ими.

Виды:

1. оперативно-технический учет – возникает по мере необходимости, мб в любом виде (он не документальный, мб устный, по e-mail и т.д.)необходим для текущего руководства и регулирует некоторые хозяйственные операции.

2. статистический учет – документальный, он выбирает определенный объект, обеспечивает регистрацию, количество различных общественных явлений с целью раскрытия их качества.

3. БУ – обеспечивает непрерывное, сплошное наблюдение за каждой хозяйственной операцией и за движением материальных ценностей предприятия на основе первичных документов в денежной оценке.

 

Основные задачи БУ:

  1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.
  2. обеспечение необходимой информации для контроля соблюдения законодательства
  3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, т.е. контроль хозяйственной устойчивости.

 

Требования к БУ:

ü точность

ü объективность

ü документальность

ü оперативность

ü доступность

 

Функции БУ:

1. контрольная функция – отражается в деятельности работников учетного аппарата

2. информационная- заключается в обработке информации для результативного управления финансово-хозяйственной деятельностью.

3. обеспечение сохранности собственности – мероприятия по проверки наличия имущества.

 

Объекты БУ:

Имущество организации, источники формирования этого имущества и хозяйственные процессы, которые происходят в организации.

 

Классификация имущества:

  1. Необоротное имущество (хозяйственные средства)

ü Основные средства (здания, сооружения, станки, компьютеры, транспорт), имущество со сроком полезного использования более 1 года

ü Нематериальные активы (право на деятельность, лицензия, авторские права), срок полезного использования более 1 года.

  1. Оборотное имущество

ü Производственные запасы: готовая продукция, материалы и сырье на складе, незавершенное производство.

ü Дебиторская задолженность – обязательства других юридических или физических лиц данному предприятию

ü Денежные средства – наличные в кассе предприятия и на расчетном счете.

 

Классификация источников формирования:

1. собственные источники – уставной капитал, прибыль.

2. заемные источники

ü долгосрочные – кредиты банка более чем на 1 год

ü краткосрочные –кредиты банка менее чем на 1 год, кредиторская задолженность предприятия – фиксированные обязательства данного предприятия перед другими физическими и юридическими лицами.

 

Производственные процессы.

Процесс заготовления, производства, продажи (результат - финансовая прибыль, убытки.)

 

Полномочия руководителя по организации БУ:

В зависимости от объема учетной работы он вправе:

  1. самостоятельно вести БУ
  2. ввести в штат должность бухгалтера
  3. учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.
  4. передать на договорных начала БУ в специализированную организацию или бухгалтеру.

По ФЗ № 129 организация БУ ложиться на руководителя предприятия. Руководитель должен утвердить учетную политику организации, изучить инструкции, положения и другие документы, регулирующие БУ.

Полномочия главного бухгалтера:

Он назначается только руководителем организации и подчиняется только ему. Несет наравне с руководителем ответственность за формирование учетной политики. Отвечает за правильное ведение БУ (т.е. соответственно российским стандартам). Отвечает за своевременное предоставление носителей бух отчетности. Требования главбуха по оформлению документов обязательны для всех работников. Без подписи главбуха денежные и расчетные документы считаются недействительны и не должны приниматься к исполнению.

Этапы документооборота

1. выписка – создание бухгалтерского документа или его получение из другой организации

2. бухгалтерская обработка учетного документа и отражение операций на бух счетах

3. передача бухгалтерского документа в архив

Бухгалтерские документы хранятся не менее 5 лет.

Бухгалтерский регистр в ФЗ – это таблицы определенной формы, которые построены в соответствии с экономической группировкой имущества, в котором отражаются учетные данные.

Бухгалтерские регистры бывают: бухгалтерские карточки, книги, ведомости. Записи в бухгалтерский регистр заполняются хронологически. Кроме того бухгалтерский регистр систематизирует хозяйственные операции. В связи с этим, по объему содержания бывают: синтетические, т.е. запись в обобщенном виде. В них единица измерения всегда денежная. Аналитические бухгалтерские регистры - значит записи на основаниях бухгалтерских документов, единицы измерения натуральная и денежная. Определение системы построено на сочетании учетных регистров, а также последовательность и форма записи в них определяет форму бухгалтерского учета.

Формы БУ

1. мемориально-ордерная форма БУ – пользуются все бюджетные организации. На каждое хозяйственное поступление заполняется ордер.

2. Журнально– ордерная – пользуются практически все коммерческие организации

3. упрощенная (сокращенная) – пользуются все малые предприятия, ведутся книги расчета

4. механизированная (компьютерная) – завод. Выдается бухгалтерская отчетность.

 

Изъятие бухгалтерских документов

- основанное на законодательных актах действие правоохранительных и контрольных органов по принудительному решению граждан, организаций, не зависимо от формы собственности возможности пользоваться и распоряжаться бухгалтерскими документами. (судом, ИФНС, органами СК, полицией).

Этапы изъятие бухгалтерский документов

1. подготовительный - определение перечня бухгалтерских документов, подлежащих изъятию ………………………………………………………………………………………………………

2. основной этап: осмотр документов, протокол изъятия. Главный бухгалтер снимает копии документов

3. заключительный этап: обязательно прописывается под чью ответственность изымается, где будет храниться (прописывается в акте).

До ВУД: налоговый кодекс, закон о полиции, КоАП, ФЗ № 129

 

Бухгалтерский баланс как элемент БУ. Его значение в юридической практике.

ББ представляет собой способ периодического отражения информации об имуществе организации в обобщенном денежном выражении на определенную дату (первое число месяца, квартала, года), посредством ее группировки по составу и размещению хозяйственных средств (в активе баланса), а также по источникам их формирования (в пассиве баланса), т.е. это информация об имуществе организации.

 

Структура баланса – имущественное состояние предприятия, представляет собой двустороннюю таблицу, одна часть которой называется активом, другая пассивом.

Балансовая статья - строка актива или пассива баланса, которая характеризует определенные виды имущества, источники его формирования, обязательство организации.

Актив показывает где размещаются денежные средства, пассив откуда получены эти средства.

Актив дает ответы на следующие вопросы:

ü какова общая сумма средств предприятия

ü каков сосав этих средств

ü в каких целях они фактически используются

Пассив позволяет узнать:

ü кому принадлежат средства перечисленные в актив (собственные или заемные)

ü каковы источники формирования

ü каково целевое назначение средств указанных в активе

В настоящее время в активе баланса 2 раздела: необоротные активы и оборотные активы, в пассиве 3 раздела: капитал, резервы, долгосрочные/краткосрочные пассивы.

Виды баланса:

1. вступительный (организационный), составы в заново созданных организациях

2. отчетный ББ (по итогам года)

3. сводный баланс (консолидируемый) – объединяет юридически самостоятельные балансы

4. разделительный баланс (при разделении одного субъекта на ряд юридических лиц)

5. ликвидационный баланс (при ликвидации предприятия)

6. баланс нетто (чистый) – баланс с учетом амортизации, т.е. в нем показывают реальную стоимость имущества

 

Виды изменения в балансе:

Под влиянием хозяйственных операций

  1. изменение происходит только в активе баланса хозяйственная операция увеличивает одну сторону и уменьшил другую, при этом валюта баланса не меняется I (+А -А)
  2. хозяйственные операции, которые изменяют только пассив баланса, уменьшает 1 или увеличивает другую, при этом валюта не меняется II (+П-П)
  3. изменение происходит в активе и пассиве баланса, т.е. увеличение актива и пассива, при этом валюта баланса увеличивается на равную сумму III (+А+П)+В
  4. изменение происходит в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения баланса, т.е. хозяйственная операция уменьшает статью актива, при это валюта баланса уменьшается на равную сумму IV (-А-П)-В

 

Ревизия

Документальная ревизия- это система описательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности совершенных хозяйственных и финансовых операций в ревизионном периоде ревизионной организацией, правильности их отражения в БУ, а также законности действия руководителя и главного бухгалтера

Основные задачи проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.

1. соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам

2. использование бюджетных средств по целевому назначению

3. обоснованность образования доходов организации и расходной части, в конечном счете формирование финансовых результатов и их распространение

4. проверить обоснованность операций с денежными средствами, ценными бумагами, кредитными операциями, проверка операций, которые связаны с инвестициями, полноса и своевременность расчетов с бюджетом по налогам, внебюджетными фондами (пенсионный фонд, социальное страхование), неоплате труда с бюджетными организациями.

Виды документальных ревизий:

1. по основаниям назначения:

 

ü плановые – проводится в соответствии с составленным планом ревизионной работы

ü внеплановая – внезапно, в связи с чрезвычайными обстоятельствами, как правило по инициативе правоохранительных органов

2. по объему проверяемой деятельности

ü полная – охватывает все стороны хозяйственной деятельности ревизионного объекта

ü частичная – или одну сторону хозяйственной деятельности, или несколько

3. в зависимости от органов, которые производят ревизию

ü вневедомственная – проверяется вышестоящими ведомственными органами

ü вневедомственная – контроль и ревизия государственных органов

ü внутрихозяйственная – силами самой организации

4. по составу ревизионной группы

ü бухгалтерские – т.е. конкретные специалисты- бухгалтера

ü комплексные – кроме бухгалтеров-ревизоров входят специалисты других отраслей (например экономисты, технологи).

5. по повторяемости контрольных действий

ü первичная ревизия – проводится по первоначальному заданию

ü повторные ревизии – они проводятся другими ревизорами в целях проверки качества первичной ревизии или проверки возражений проверяемых лиц

ü дополнительные ревизии – проводятся в случаях, когда необходимо дополнить выводы существующих ревизий или необходимо выявить новые обстоятельства, не вскрытые первой ревизией.

При проведении ревизии практически во всех случаях ревизоры применяют разнообразные методы фактической проверки и методы дополнительной проверки, т.е. документального анализа.

Права и обязанности ревизора.

Имеет право:

1. осматривать все помещения

2. в случаях обнаружения хищения и злоупотребления ревизор имеет право опечатать помещение

3. имеет право проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей и денежных средств

4. требовать от ревизионных организаций представления первичной и другой бухгалтерской документации

5. знакомиться с подлинниками документов или с заверенными копиями, которые находятся в других организациях связанных с ревизионной

6. требовать от руководителя проверяемого предприятия справки, устные ответы, на вопросы которые возникли в связи с проведением ревизии

7. запрашивать различные учреждения по вопросам, которые возникли в ходе ревизии

8. опечатывать документы

Организация и проведение ревизии по запросу правоохранительных органов.

Ревизия назначается либо до ВУД, либо после.

Основания для назначения Р до ВУД:

1. Фактические – наличие проверенной информации о конкретных фактах хищений или злоупотреблений, которые требуют проверки всей деятельности организации или ее структурных подразделений или должностных лиц. Если было задержание с поличным материально ответственных лиц.

2. Правовые основания: ФЗ о БУ часть 2 ст. 12, закон о полиции, УПК.

После ВУД:

1. фактические:

ü если есть ходатайство обвиняемого о проверке его показаний опровергающих обвинение путем исследования бухгалтерских документов

ü необходимость проверки признания обвиняемого в совершении хищения путем фальсификации бухгалтерских документов

ü если есть сообщения эксперта бухгалтера о невозможности дачи заключения по поставленным вопросам без предварительного проведения Р

2. Правовые: УПК, если ВУД то следователь выдает постановление о проведении Р.

Основания для проведения повторной Р по инициативе правоохранительных органов:

1. установлен низкий методический уровень первичной Р

2. если выявлена недобросовестность, необъективность Р

3. существовали нарушения при производстве первичной Р прав ревизуемых лиц

4. если существуют противоречия м/у выводами первичной ревизии и материалами уголовного дела, устранение которых возможно путем проведения повторной Р

 

Основания для проведения дополнительной ревизии

  1. Наличие обоснованных возражений по результатам Р со стороны заинтересованных лиц, подозреваемых, обвиняемых
  2. неприменение ревизором тех методов исследования, которые по мнению следователя могут способствовать выявлению новых следов преступления
  3. если проведение первичной Р без участия специалистов других областей знаний, когда их участие было необходимо
  4. если есть необходимость расширения объемов проверки
  5. наличие сведений о совершении преступления лицами, деятельность которых не проверялась
  6. если возникла необходимость исследования операций, которые до этого не проверялись

 

Вопросы, которые согласует следователь с ревизором при подготовке ревизии

ü внезапность начала проведения ревизии

ü сроки проведения проверочных действий

ü какое проверочное действие за каким должно следовать (очередность)

ü вызов определенных лиц для получения объяснений

ü одновременный охват ревизией ряда объектов

ü обращение ревизора в другие организации и проведение встречных проверок

ü действие следователя по подготовке и проведению допросов, осмотров и других следственных действий

Изучение внутренних инструкций органами, которые необходимы для проверки, консультации со специалистами, обеспечение сохранности бухгалтерских документов, обеспечение объективности ревизора, обеспечение координирования ревизионных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Результаты ревизии

Оформляются актом, составляются на основе проверенных данных, фактов.

Акт ревизии состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть:

ü Наличие темы ревизии

ü Дата и место составление акта

ü Кем, на каком основании проводится ревизия (ссылка на задание, № удостоверения ревизора)

ü Проверяемый период и сроки проведения ревизии

ü Вопросы, которые поставлены перед ревизором

ü Полное наименование организации и его реквизиты (ИНН, характер деятельности, ведомственная принадлежность)

ü Сведенья об учреждениях

ü Имеется ли лицензия

ü Перечень всех реквизитов счетов в банке

ü Кто был руководителем, бухгалтером в проверяемый период

ü Когда и кем проводилась предыдущая ревизия

  1. описательная

ü какими методами осуществлялась ревизия

ü фактические данные, установленные ревизором

  1. Заключительная

ü Выводы ревизора, в которых содержаться ответ на поставленные вопросы

ü Отчет ревизора

ü Подписи ревизора. Главбуха, руководителя

Оценка акта ревизии следователем

v Определяет его относительность (это первое, что должен проверить следователь) – полномочно ли было лицо, составившее акт, осуществить контрольные действия

v Определяется достоверность акта, определяется содержит ли акт ревизионные сведенья об актах, которые имеют значение для правильного разрешения УД

v Допустимость акта – определяется документальная и научная обоснованность акта (какими документами или иными материалами подкрепляются выявленные акты)

Получая акт ревизии следователь должен установить, даны ли ответы на все вопросы, сделаны ли выводы, что из них вытекает и т.д. Повторную ревизию проводит другой ревизор, дополнительную может тот же.

Судебная экспертиза.

Это одна из форм применения бухгалтерских знаний правоохранительными органами.

СБ экспертиза – это процессуальное действие, которая состоит из проведения исследования материалов дела и дачи заключения специалистом бухгалтером, по вопросам поставленным следователем или судом, которые относятся к явлениям хозяйственной жизни и получают отражения в БУ в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Специалист-бухгалтер исследует вопросы, которые поставил перед ним следователь. Пределы этих вопросов устанавливает суд или следователь. После этого дается заключение эксперта, по тем вопросам, которые были поставлены.

Правовые основы: УПК, ФЗ № 73 «О государственной судебной деятельности в РФ» от 31.05.2001 г.

Метод СБ экспертизы – совокупность всех приемов при исследовании первичных бухгалтерских регистров, записи бухгалтерских документов и других представляемых документов.

 

Объекты исследования эксперта-бухгалтера

общие Специальные
Это первичные сводные бухгалтерские документы Акты документальных ревизий
Бухгалтерские проводки (бухгалтерские корреспонденции) отражение одной бухгалтерской операции на двух счетах Заключения экспертов других областей знаний
Запись в регистрах синтетического и аналитического учета Протоколы допросов (свидетелей, обвиняемых)
Материалы инвентаризации Протокол обысков, выемки документов
  Протокол очных ставок

Если были изъяты бухгалтерские документы, то обязательно должны быть постановления о приобщении их к делу.

Эксперт-бухгалтер – это лицо, обладающее специальными знаниями в области БУ, который прошел специальную подготовку, получил соответствующую квалификацию и назначение в установленном процессуальном порядке для производства СБ экспертизы и дачи заключения.

Права эксперта:

  1. знакомиться с материалами дела, которые относятся к СБ экспертизе
  2. давать заключение в пределах своей компетенции
  3. ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, которые необходимы для дачи заключения
  4. ходатайствовать о привлечении к экспертизе других экспертов
  5. приносить жалобы на действия или бездействия следователя, ограничивающего права и законные интересы эксперта
  6. участвовать с разрешения следователя в процессуальных действиях (например, допрос главбуха)
  7. отказываться от дачи заключения, по вопросам которые выходят за полномочия его специальных данных или если ему недостаточно данных для дачи заключения

Обязанности эксперта:

  1. Дать объективное и обоснованное заключение на основании полного и всестороннего исследования бухгалтерских документов и иных материалов дела
  2. составлять мотивированное письменное сообщение о невозможности дачи заключения (если недостаточно материалов или вопросы выходят за его компетенцию)
  3. произвести исследование представленных материалов, даже если они позволяют решить только часть поставленной задачи и составить по ним заключение
  4. явиться по вызову следователя для разъяснения данного им заключения
  5. заявить самоотвод в случаях предусмотренных законом
  6. обеспечить сохранность полученных для исследования материалов дела
  7. не разглашать данные предварительного следствия

 

Виды действий, которые не вправе производить эксперт-бухгалтер

  1. исследовать материалы, которые не указаны в постановлении о назначении экспертизы
  2. самостоятельно собирать или изымать материалы
  3. самостоятельно привлекать других лиц к участию в экспертизе
  4. разглашать данные предварительного следствия, которые стали ему известны в результате осуществления экспертной деятельности
  5. не имеет право рассматривать заключительные вопросы по юридической квалификации (наличие умысла, доказательства виновности и т.д.)
  6. вести переговоры с участниками процесса
  7. применять такие методы, которые могут повлечь изменение внешнего вида доказательства
  8. давать заведомо ложное заключение

эксперт не может привлекаться к СБ экспертизе:

  1. если эксперт-бухгалтер по данному УД является потерпевшим, ответчиком, свидетелем, участвовал в качестве присяжного, секретаря, защитника, был законным представителем потерпевшего, или гражданского лица или гражданского ответчика => должен дать самоотвод
  2. является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному УД
  3. эксперт-бухгалтер находился или находится в служебной зависимости от сторон или их представителей
  4. если обнаружена его некомпетентность
  5. если имеются обстоятельства, которые дают основание полагать, что он лично заинтересован в исходе данного дела

 

Назначение в производстве СБ экспертизы:

Назначается в случаях, когда при расследовании УД необходимы специальные знания в области БУ без применения которых следователь не может разрешить существующие по делу вопросы.

Основания назначения СБ экспертизы:

ü несоответствие м/у выводами проведенной по требованию следователя ревизии и других материалов дела

ü если обнаружены несоответствия м/у выводами несколькими проведенными ревизиями за один и тот же период

ü если есть обоснованные возражения обвиняемого против выводов документальной ревизии

ü если есть обоснованное ходатайство обвиняемого о назначении СБ экспертизы

ü если ревизия проведена без участия проверяемых лиц

Какие материалы предоставляет следователь на СБ экспертизу:

v нужны документы для установления наличия или недостачи материальных ценностей или денежных средств

v протоколы очных ставок, допросов обвиняемых, свидетелей, заключения экспертов других специальностей и иные документы, которые необходимы для ответа на поставленные вопросы

 

Права подозреваемого, обвиняемого или защитника при назначении экспертизы:

Обвиняемый имеет право знакомиться с постановлением о назначении экспертизы, заявлять отвод эксперту или ходатайствовать об отводе, имеет право ходатайствовать о постановке дополнительных вопросов, знакомиться с результатами экспертизы или мотивированным заключением.

Производство экспертизы в 3 этапа:

1. организационный. Принятие постановления о назначении экспертизы, изучение задания, проверка полноты материалов, составляется план экспертизы, расчет времени. Если выясняется, что невозможно дать заключение, то можно сразу составить мотивированное сообщение.

2. Исследовательский – исследование материалов дела

3. заключительный. Составление заключение, группировка выводов, их систематизация.

Обязанности следователя в связи с назначением экспертизы:

v обязан познакомиться с планом работы эксперта

v согласовать сроки проведения экспертизы

v обговаривается, какие вопросы должны решаться в первую очередь

v следователь контролирует выполнение намеченного плана

v обеспечивает сбор дополнительного материала

v решает вопросы, разрешить эксперту присутствовать на допросе или нет

v должен проводить незамедлительно следственные действия, которые по мнению эксперта необходимы в данный момент по ходу экспертизы

v знакомить эксперта с имеющейся информацией, которая относится к вопросам экспертизы

v ставить перед экспертом дополнительны вопросы по собственной инициативе или по ходатайству обвиняемого.

Заключение эксперта – это источник доказательства.

 

Заключение эксперта-бухгалтера. Его структура.

1. Вводная – наименование экспертизы, ее №, основания для производства (постановление следователя или назначение суда), задания для производства экспертизы, сведенья об эксперте, обстоятельства дела, исходные данные, вск лица которые присутствуют при проведении экспертизы, место, все вопросы которые ставятся на разрешение эксперта-бухгалтера.

2. исследовательская – описываются имеющиеся исходные данные БУ по поставленным вопросам (как правило материалы ревизии), методы которые применялись при исследовании, фактические данные которые установлены экспертом-бухгалтером.

3. Заключительная (выводы). Объективно, кратко, ясно в хронологической последовательности с ссылками на кодексы, уставы, таблицы, схемы. Заключение подписывает сам эксперт. Оно дб ясным, полным, обоснованным, правильным.

 

Получив заключение эксперта следователь изучает его следующим обстоятельствам.

Субъективные качества эксперта-бухгалтера (его квалификация, стаж работы, не должен ли дать самоотвод). Связь заключения с иными источниками доказательств. Факторы процессуального характера, т.е. соблюдение процессуальных норм при проведении экспертизы, наличие в деле доказательств, на которых обосновывается заключение, достоверность этих доказательств, т.е. являются ли они доброкачественными. Факторы научно-методического характера. Соответствует ли это заключение поставленным вопросам, обоснованность, нет ли противоречий, логическое построение.

Если обнаружены ошибки или неточности, то мб назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Основания для назначения дополнительной экспертизы:

v Если у следователя возникают новые вопросы, в связи с заключением эксперта

v Если возникли вопросы в ходе расследования

v Если в ходе расследования обвиняемым предоставляются новые бухгалтерские документы

v Если возникает необходимость разъяснения, дополнения заключения.

 

 

Судебная бухгалтерия.

ФЗ о бух. Учете -129

Судебная бухгалтерия. Ее предмет и методология.

СБ - специальная комплексная экономико-правовая система, которая сформировалась в результате международных экономических и правовых знаний, которые необходимы в юридической практике.

Этапы формирования дисциплины:

1. Развитие судебно-бухгалтерской экспертизы и ее теоретической базы

2. дальнейшие развитие СБ в рамках криминалистической науки, т.е. приспособление экономической науки для борьбы с преступностью

3. выделение из криминалистики теории СБ и превращение ее в самостоятельную дисциплину

 

Предмет СБ:

Предмет - закономерность использования защитных функций БУ в юридической практике

Можно выделить следующие закономерности:

1. которые раскрывают познавательные функции учебной дисциплины

2. вытекают из связей механизма совершения противоправных деяний и их отражения в учетном процессе

3. вытекают и изучаются только в СБ

4. используются в борьбе с преступностью экономического направления

 

Защитные функции БУ:

1. превентивная (предупредительная) – предварительный контроль за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов, т.е. она затрудняет совершение противоправных действий

2. охранительная (следообразующая) - срабатывает после совершения преступления, обеспечивается способностью самой системы учета в результате взаимодействия с событиями преступления, отражает в себе информацию о противоправном деянии.

 

Методы СБ:

Метод- это совокупность приемов и способов выявления уполномоченных субъектами признаков противоправной деятельности, отраженных в источниках учета информации для их последующего использования в практике.

В СБ используются следующие методы:

1. общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, эксперимент, системный анализ)

2. частные методы (расчетно-аналитический, документальный, экономико-правовой)

3. специальные

а) метод бухгалтерского анализа (применение контрольных функций элементов БУ), элементы БУ: документация, бух. баланс, бух. Счета и двойная запись. Инвентаризация, двойная отчетность.

б) метод экономического анализа- основывается на принципе противоречивости взаимосвязанной системы технико-экономических показателей (себестоимость, различные виды расходов, доход).

в) метод документального анализа – экономическая и юридическая оценка доказательств как материальных носителей информации.

 

Взаимосвязь СБ с другими дисциплинами.

Юридические дисциплины Экономические дисциплины
Криминалистика Экономика
Финансовое право БУ
Административное право Аудит
Уголовное право Экономический анализ
Уголовный процесс товароведение
Оперативно-розыскная деятельность  
Криминология  
Гражданско-правовые дисциплины  

 

Правовые источники СБ:

Законы:

ü КРФ

ü ФЗ № 129 О БУ от 24.11.96 г

ü Закон о ЦБ

ü О судебно-экспертной деятельности в РФ

ü Международные договоры

Подзаконные акты:

ü Указы президента

ü Постановление правительства

ü Приказы, инструкции, методические указания Минфина

 

ФЗ № 129

Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ в РФ. Он распространяется на все организации, которые расположены на территории РФ, включая банки и представительства иностранных государств, распространяется на граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Осуществляется общее руководство БУ правовом РФ, а право регулировать БУ предоставляется следующим органам: Минфин, министерство по налогам и сборам, министерство юстиции, ЦБ РФ. Эти органы имеют право регулировать и утверждать планы счетов БУ и инструкции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.013 с.)