Основные приемы начала беседы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные приемы начала беседы



1. Прием снятия напряжения заключается в нескольких приятных фразах личного характера, легкой шутке.

2. Прием «зацепки» — это может быть необычный во­прос, сравнение, личные впечатления, анекдотичный слу­чай, краткое изложение проблемы.

3. Прием «стимулирования воображения» — постановка ряда вопросов, которые должны быть рассмотрены в беседе.

Опровержение доводов собеседника предполагает, в частно­сти, что если на ваши доводы последовали возражения, то:

— выслушивайте сразу несколько возражений: собесед­ник раздражается, если его перебивать, да еще на са­мом главном;

— не спешите с ответом, пока не поймете сути возражений;

— выясните, действительно ли возражения вызвали раз­ные точки зрения или, может быть, вы не точно сфор­мулировали суть вопроса;

— задавайте вопросы так, чтобы собеседник оказался пе­ред необходимостью выбора между двумя вариантами ответа.

Выход из контакта — также важный элемент делового общения. Итоги беседы должны быть резюмированы. Полез­но установить конкретные сроки, способ информирования друг друга о результатах намеченных действий. Поблагода­рите собеседника.

Деловая беседа в обязательной степени проводится при трудоустройстве человека на работу. Именно в этой ситуа­ции работодателем и кандидатом на работу демонстрируют­ся психолого-педагогические навыки и умения вести дело­вую беседу.

В ходе отборочного собеседования должны быть изучены ответы на следующие вопросы: сможет ли кандидат выпол­нять данную работу; подойдет ли он для данной работы; будет ли этот выбор наилучшим.

Обычно деловая беседа в форме структурированного ин­тервью с поступающим на работу длится не менее 20 мин. Цель беседы (интервью) — оценить профессионально-важ­ные деловые и личные качества кандидата:

— профессиональные знания и опыт работы;

— степень заинтересованности в данной работе;

— активность или пассивность жизненной позиции;

— целеустремленность и готовность решать максимально сложные задачи;

— степень самостоятельности в принятии решений и от­ветственности за результаты своей работы;

— стремление к лидерству;

— способность руководить и готовность подчиняться;

— уровень интеллектуальной активности, способность творчески подходить к решению проблем;

— готовность рисковать или излишняя осторожность;

— умение хорошо говорить и слушать;

— внешность и манеры поведения;

— честность и порядочность.

При подготовке к деловой беседе работодателем (менед­жером по персоналу) составляется список из 15—20 основ­ных и 10—20 дополнительных вопросов.

Примерный перечень основных вопросов

1. Расскажите немного о себе.

2. Как смотрите на жизнь: какие видите в ней сложности и как с ними справляетесь?

3. Чем Вас привлекает работа у нас в данной должности?

4. Почему Вы считаете себя достойным занять эту долж­ность? В чем Ваше преимущество перед другими кандидатами?

5. Каковы Ваши сильные стороны?

6. Каковы Ваши слабые стороны?

7. Почему Вы ушли с предыдущей работы?

8. Почему Вы решили переменить место работы?

9. Получили ли Вы другие предложения работы?

10. Насколько успешно Вы прошли собеседование в дру­гих местах?

11. Не мешает ли Ваша личная жизнь данной работе, свя­занной с дополнительными нагрузками (ненормированный рабочий день; длительные или дальние командировки, по­стоянные разъезды)?

12. Как Вы представляете свое положение через 5—-10 лет?

13. Какие изменения Вы бы произвели на новой работе?

14. К кому можно обратиться за отзывом о Вашей преды­дущей работе?

15. На какую зарплату Вы рассчитываете?

 

Примерный перечень вопросов

Со стороны кандидата

На трудоустройство

1. Как изменились цели организации со времени ее осно­вания?

2. Достаточно ли стабилен штат сотрудников или наблю­дается большая текучесть кадров?

3. Какова форма собственности организации?

4. Являются ли услуги или продукция сезонными?

5. Являются ли сезонными условия найма работников?

6. Положительное или отрицательное общественное мне­ние имеет организация?

7. Какие новые изделия и услуги разработаны в органи­зации?

8. Есть ли связи с зарубежными организациями?

9. Каковы критерии отбора кадров?

10. Какова система оплаты труда?

11. Какие выплаты и льготы входят в пакет компенсаций?

12. Каковы будут мои обязанности?

13. С кем я буду работать?

14. Перед кем я буду отчитываться?

15. Будут ли у меня подчиненные и кто именно?

16. Каковы перспективы моего служебного роста?

17. Каковы перспективы роста моей зарплаты?

В заключение собеседования кандидат должен поблагода­рить за внимание, которое ему уделили, и договориться о сроках принятия окончательного решения о приеме на ра­боту. Он может договориться, что сам будет обращаться лично или по телефону в оговоренное время.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите функции деловой беседы.

2. Что такое формализованная беседа?

3. Что включает подготовка к деловой беседе?

4. Перечислите основные правила ведения деловой беседы.

5. Раскройте структуру деловой беседы.

6. Какое количество основных и дополнительных воп­росов готовится заранее к деловой беседе?

7. Назовите основные приемы начала беседы.

8. Каковы особенности подготовки беседы со стороны работодателя при приеме кандидатов на работу?

9. Подготовьте развернутый план беседы с младшим школьником по его отношению к учебе и поведению. 10. Обоснуйте психолого-педагогические приемы, способ­ствующие активизации заинтересованности респонден­та в процессе проведения беседы.

 

Список литературы

Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творч. самообра­зования. Казань, 2000.

КолеченкоА.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб., 2002.

Пономарев И.Б. Избр. труды: Юрид. психология, конф-ликтология и психология управления, практ. психология в органах внутр. дел. М., 2002.

Психология и этика делового общения // Под ред. В.Н. Лав-риненко. М., 2000.

Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. СПб., 2000.

 

Глава VIII

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ

И ПРОВЕДЕНИЯ

КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для современного состояния управления системой обра­зования наиболее яркой чертой является процесс децентра­лизации, т.е. передачи ряда функций и полномочий от вы­шестоящих органов управления в органы коллективного ру­ководства учебно-воспитательным процессом.

Общественный характер управления системой образова­ния заключается в том, что наряду с органами государ­ственной власти создаются общественные органы, в кото­рые входят представители учительского и ученического кол­лективов, родителей, общественности и т.п. Их участие в управлении формирует реальные предпосылки для создания творческой атмосферы и положительного психологического климата в коллективе учебно-воспитательного заведения.

Решение психолого-педагогических задач зависит оттого, в какой степени и как используется учебно-воспитатель­ный потенциал педагогического коллектива, насколько эф­фективно применяются различные формы взаимодействия с субъектами обучения и воспитания.

Раскрывая главную особенность педагогического коллек­тива, необходимо отметить полифункциональность профес­сии педагога. Современный педагог одновременно выполня­ет функции предметника, руководителя в сфере обучения и воспитания, руководителя кружка или студии, обществен­ного деятеля. Полифункциональность деятельности отдельных педагогов определяет полифункциональность деятель­ности всего педагогического коллектива. Решая профессио­нальные задачи, педагогический коллектив выходит за пре­делы учебно-воспитательного заведения. Влияние на окру­жающую социальную среду, формирование педагогической культуры родителей и общества в целом также становятся его неотъемлемой функцией.

Другая особенность педагогического коллектива состоит в его высокой степени самоуправляемости. Основные принци­пиальные вопросы жизни и коллективной деятельности — предмет обсуждения на различных уровнях управления. Под­тверждение этому — деятельность совета школы, педагоги­ческого совета, методических комиссий, общественных орга­низаций. Делегирование полномочий по вертикали рядовым учителям создает необходимые предпосылки для формирова­ния положительного общественного мнения в коллективе, развития самостоятельности и инициативы. Как правило, функциональные обязанности членов педагогического кол­лектива, его руководителей четко определены, должностные инструкции обязательны для выполнения, отработаны фор­мы контроля и самоконтроля.

Одна из особенностей деятельности педагогического кол­лектива — коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Индивидуальные усилия отдельных преподавателей не при­несут желаемых успехов, если они не согласованы с дей­ствиями других педагогов, если нет единства действий, тре­бований в организации режима дня школы, в оценке каче­ства знаний учащихся и т.д. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убежде­ниях, но не означает однообразия в технологии психолого-педагогической деятельности.

В психолого-педагогической деятельности выделяют кол­лективные и индивидуальные формы работы общеобразова­тельного учреждения. К коллективным формам относятся заседания совета школы, педагогического совета, родитель­ского комитета, проведение психолого-педагогических кон­силиумов и др.

Классные родительские собрания — традиционная форма работы. Между тем методика их проведения нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний — проблемная формулировка тем, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помо­гает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспита­нием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованность проведения собрания.

Формы организации коллективной работы изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основны­ми факторами применения тех или иных форм выступают следующие:

— государственная политика в сфере образования, зако­нодательные акты и документы;

— морально-психологический климат в коллективе, ма­териально-технические возможности организации кол­лективной работы;

— наличие педагогического опыта, инновационная от­крытость и активность педагогов, уровень профессио­нальной готовности руководителей школы к осуще­ствлению коллективной работы;

— конкретная ситуация в коллективе школы, в отноше­ниях между учителями, учителями и учениками, учи­телями и руководителями.

В организации коллективной работы нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от индивиду­альных, групповых или коллективных потребностей и воз­можностей.

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ

И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩИХ

СОБРАНИЙ

Одна из широко используемых в повседневной деятель­ности образовательного учреждения коллективных форм психолого-педагогической деятельности — общие собрания педагогов и школьные конференции.

Практика показывает, что это действенный путь, способ­ный существенно повлиять на повышение уровня мастерства педагогов, их компетентности и эрудиции, эффективности работы учебно-воспитательного учреждения в целом.

Основные функции общего собрания:

рассмотрение и утверждение перспективного плана, основных направлений деятельности педагогического коллектива на предстоящий период, ориентированных на реализацию потребностей образовательного учреж­дения и его членов;

— решение вопросов, связанных с участием педагогов в управлении школой; обсуждение и принятие планов совместной работы педагогического коллектива, ад­министрации, учащихся, родителей внешними орга­низациями;

— формирование органов самоуправления в коллективе школы;

— выработка и формулировка предложений педагогиче­ского коллектива по совершенствованию учебно-вос­питательного процесса;

— рассмотрение и утверждение положений, правил, па­мяток и инструкций, регулирующих внутреннюю де­ятельность коллектива образовательного учреждения;

— заслушивание отчетов и информации, оценка резуль­татов деятельности органов педагогического коллек­тива и др.

Организация собрания требует поэтапной подготовки:

— составление списка участников (ФИО, занимаемая дол­жность);

— определение места, даты и времени проведения ме­роприятия;

— уведомление участников собрания о его проведении;

— подготовка плана проведения собрания.

Порядок ведения

Общих собраний (заседаний

педагогического совета)

Открывает собрание секретарь.

«Уважаемые коллеги! По списку штатных сотрудников в школе 120 человек, на собрании присутствуют 108 человек, отсутствуют 12 — все по уважительной причине. На собрании также присутствует И.И. Сидоров — глава управы района.

Какие будут предложения по открытию собрания? По­ступило предложение открыть собрание. Кто за это предло­жение, прошу голосовать. Кто против, воздержался? При­нято единогласно (большинством голосов). Собрание объяв­ляется открытым.

Для ведения собрания необходимо избрать президиум. Какие будут предложения? Поступило предложение избрать президиум в количестве 7 человек. Другие мнения есть? Нет. Принимается. Прошу предлагать кандидатуры в состав пре­зидиума. (Слово по предложению состава президиума пред­лагается такому-то...)

В состав президиума собрания предложены кандидатуры следующих товарищей... Как будем голосовать: персонально или списком? Кто за избрание в состав президиума назван­ных товарищей, прошу голосовать. Кто против, воздержал­ся? Принято единогласно (большинством голосов).

Избранных товарищей прошу занять места за столом президиума». (Избранные в президиум товарищи из свое­го состава определяют, кому исполнять обязанности пред­седателя.)

Председатель: «Уважаемые, коллеги, собрание считаю продолженным.

Вашему вниманию предлагается следующая повестка дня. 1. Информация председателя педагогического совета школы о проделанной работе в 2003/04 уч. г. 2. О мерах по каче­ственной реализации в деятельности педагогического кол­лектива школы государственных образовательных стандар­тов. Докладчик — зам. директора школы по учебной и вос­питательной работе А.Н. Петрова.

Какое мнение по повестке дня? Поступило предложение утвердить повестку дня. Кто за это предложение, прошу голосовать. Кто против, воздержался? Принято единогласно (большинством голосов).

Для упорядочения хода собрания нам необходимо выра­ботать и утвердить регламент. Сколько времени просит до­кладчик? Как условимся насчет выступлений, справок, пе­рерыва?

Докладчик просит 30 мин. Есть предложение ограничить выступления в прениях до 10 мин. Перерыв — через 1,5 ч работы (или: закончить работу без перерыва). Кто за эти предложения, прошу голосовать. Кто против, воздержался? Предложенный регламент принят единогласно (большин­ством голосов).

Переходим к рассмотрению первого вопроса. Слово для информации предоставляется председателю педагогическо­го совета школы И.И. Ивановой. Какие вопросы будут по информации? Вопросов нет? Каково мнение по поводу ин­формации? Есть предложение принять к сведению данную информацию. Кто за это предложение, прошу голосовать. Кто против, воздержался? Информация принята к сведе­нию единогласно (большинством голосов).

Начинаем рассмотрение второго вопроса повестки дня. Слово для доклада предоставляется заместителю директора по учебной и воспитательной работе А.Н. Петровой».

По окончании доклада председатель: «Доклад окончен. Когда и в какой форме будем задавать вопросы докладчи­ку: сейчас, по ходу собрания, в устной или письменной форме? Поступило предложение задавать вопросы по ходу собрания в письменной форме. Других предложений нет? Принимается.

Приступаем к обсуждению доклада. Слово предоставля­ется... Желающих выступить прошу записаться в президиу­ме. Приготовиться к выступлению...

Уважаемые коллеги! В прениях выступили 7 человек, за­писались для выступления еще 5 человек (назвать ФИО за­писавшихся).

Поступило предложение о прекращении прений. В прези­диуме есть мнение дать выступить объявленному следующе­му выступающему, а также главе управы района и прекра­тить обсуждение вопроса. Не будет возражений? Кто за это предложение, прошу голосовать. Кто против, воздержался? Принято единогласно (большинством голосов).

Прения окончены. Слово для заключения предоставляет­ся докладчику.

Слово для зачтения проекта решения собрания предо­ставляется...

Есть предложение принять данный проект решения за основу. Других мнений нет? Принимается. У кого будут из­менения, дополнения? Кто за то, чтобы внести в проект решения дополнения? Кто за это предложение, прошу го­лосовать. Кто против, воздержался? Принято единогласно (большинством голосов).

У кого имеются справки, замечания по ведению собра­ния?

Повестка дня исчерпана.

Собрание объявляется закрытым.

У кого имеются объявления?»

На этом общее собрание (конференция) завершается.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

КОНСИЛИУМ: СУЩНОСТЬ, ТРЕБОВАНИЯ

К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ

Форма организации психолого-педагогического взаимодей­ствия, получившая название «педагогический консилиум», — одна из непростых, но довольно эффективных форм при ре­шении различных педагогических задач. Основные особенно­сти проведения психолого-педагогического консилиума опи­саны в работах ряда отечественных педагогов и психологов1.

Термин «консилиум» (лат. — consilium) заимствован из врачебной лексики и дословно означает «совещание врачей для обсуждения состояния больного, определения и уточ­нения диагноза, принятия решения о методах лечения». Та­ким образом, в узком понимании консилиум изначально выступает как форма деятельности, основанная на коллек­тивном обсуждении и принятии решения по вопросам, свя­занным с определенными отклонениями в функционирова­нии диагностируемого явления, объекта или процесса.

Психолого-педагогический консилиум — организационная форма деятельности педагогических работников школы, цель которой — коллективное обсуждение результатов диагно­стики школьников, их обученности и воспитанности по оп­ределенной программе и по единым признакам, коллектив­ное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений, сформированности тех или иных черт личности, а также коллективной выработки средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Выделяют консилиумы плановые и внеплановые. В зада­чи планового консилиума могут входить:

— определение путей психолого-педагогического сопро­вождения ребенка;

— выработка согласованных решений по определению об­разовательной коррекционно-развивающей траектории развития личности ученика;

— динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

— решение вопроса об изменении содержания коррек­ционно-развивающей работы по завершении обуче­ния (учебного года).

Плановые консилиумы рекомендуется проводить 1 раз в полгода.

Внеплановые консилиумы собираются по запросу роди­телей, администрации образовательного учреждения, спе­циалистов, педагогов или воспитателей.

Внеплановый консилиум предполагает решение следую­щих задач:

— анализ внезапно возникших психолого-педагогических задач и принятие каких-либо экстренных мер по выя­вившимся обстоятельствам;

— обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы и при необходимости (если эффективность та­кой работы невысока) — изменение ее направления в изменившейся ситуации.

Кроме этого, психолого-педагогический консилиум мо­жет быть посвящен результатам обследования определенной категории школьников или обсуждению индивидуальной работы с тем или иным трудным учеником.

Возможны несколько форм организации и проведения пси­холого-педагогического консилиума.

Первая форма — консилиум, проводимый как совеща­ние, на котором обсуждаются результаты совместного кон­кретного исследования по выделенной ранее проблеме с целью определить диагноз и методы дальнейшей работы. При такой форме происходит научно-обоснованное определение особенностей развития личности ученика (ученического кол­лектива), стратегии и тактики педагогической работы, кон­кретных методов педагогического воздействия (или взаимо­действия) в рамках той конкретной проблематики, которая была предметом совместного изучения.

Вторая форма — совместное обсуждение конкретных про­грамм, необходимых для осуществления воспитательной, развивающей, коррекционной работы. Эта форма тесней­шим образом связана с первой.

Третья форма — совместное обсуждение концепции, стратегии и тактики развития всего педагогического кол­лектива школы или отдельных его структурных элементов в конкретных условиях (с учетом специфики кадрового состава, контингента учащихся, материальной базы и дру­гих сторон жизни школы, которые оказывают влияние на конечный результат работы педагогического коллектива). Четвертая форма представляет собой синтез различ­ных форм и может быть определена как педагогический консилиум для совместного обсуждения нескольких проблем комплексного характера. В частности, это может быть педагогический консилиум для обсуждения как результа­тов изучения особенностей развития личности ученика (ученического коллектива), так и коррекционных (вос­питывающих, развивающих) программ, построенных на этих данных.

Обязательные диагностические процедуры, которыми ох­ватывается каждый ученик.

— обследование дошкольников на этапе приема в школу;

— первоклассников на этапе адаптации к школьной среде;

— четвероклассников на этапе окончания начальной школы;

— пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;

— подростков в период острого возрастного кризиса;

— старшеклассников.

Консилиум проводится по результатам обследования уче­ников на каждом этапе диагностического обследования и включает:

1) организационно-методическую подготовку в прове­дении обследования (подготовка материалов, оповещение всех участвующих лиц);

2) проведение первого этапа диагностического обследо­вания — наблюдение за учащимися на уроках (по 2 ч на класс):

— проведение диагностических процедур со всеми уча­щимися;

— проведение экспертного опроса педагогов;

— проведение экспертного опроса родителей;

— обработку результатов;

— отбор группы учеников для проведения различных схем для углубления психодиагностики;

3) проведение второго этапа психодиагностического об­следования;

4) подготовка к психолого-педагогическому консилиуму:

— проведение консультаций с педагогами относительно предстоящего консилиума;

— подготовка аналитической информации, составление плана обсуждения на консилиуме (выделение психо­логически неблагополучных групп учеников с различ­ными типами проблем);

— подготовка бланков для заключения консилиума;

5) проведение психолого-педагогического консилиума:

— обмен информацией между учителями относительно конкретных учеников;

— разработка и планирование стратегий сопровождения каждого ученика;

— заполнение бланка заключения консилиума по каж­дому ученику;

— разработка и планирование стратегий в целом по классу;

6) реализация решений консилиума:

— осуществление общих консультативных мероприятий (проведение родительских собраний, консультирова­ние администрации, учителей-предметников);

— планирование совместных действий классного руко­водителя и психолога;

— отбор учеников в специальные развивающие группы;

— проведение индивидуальных консультаций родителей, педагогов и учеников;

— осуществление психолого-диспетчерской деятельно­сти (поиск специалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероп­риятий);

— планирование и осуществление сопутствующих форм работы (просвещение, общие развивающие работы и

др.);

7) планирование и осуществление контроля за эффек­тивностью проводимой работы.

Задача педагогов в консилиуме — помочь каждому учите­лю с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать ' сложность и неоднозначность его проявлений, отношений; вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенности познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное — обеспечить подход к ученику с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего разви­тия и наметить реальную программу работы с ним.

В ходе консилиумов педагогами особое внимание уделяется следующим характеристикам учеников: общественно-трудовая активность; нравственная воспитанность; отношение к уче­нию; культурный кругозор; ведущие интересы и склонности; умение выделить главное в учебном материале; умение пла­нировать учебную работу; умение осуществлять самоконтроль

в учении; проявлять настойчивость в учении; состояние здоро­вья; воспитательное влияние семьи, коллектива.

Очевидно, что роль психолого-педагогических консили­умов будет возрастать по мере внедрения в практику инно­вационных, основанных на личностно-ориентированном подходе, технологий обучения.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите особенности педагогических коллективов.

2. Что относится к основным коллективным формам ра­боты общеобразовательного учреждения?

3. Какие цели преследуют общие собрания педагогиче­ских работников школы?

4. Что включают в себя этапы подготовки общего со­брания коллектива?

5. Продемонстрируйте порядок ведения общих собраний.

6. Назовите цели психолого-педагогических консилиу­мов в школе?

7. Когда проводятся внеплановые психолого-педагоги­ческие консилиумы?

8. Раскройте возможные формы организации и проведе­ния психолого-педагогического консилиума.

9. Каким характеристикам школьников уделяется осо­бое внимание педагогами в ходе психолого-педагоги­ческих консилиумов?

10. Подготовьте проект решения планового психолого-пе­дагогического консилиума по результатам диагности­ческого обследования подростков в период острого воз­растного кризиса.

Список литературы

Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творч. самообра­зования. Казань, 2000.

Внутришкольное управление: Вопр. теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 1991.

Денисенкова Н.С. Педагогический коллектив школы. М., 1984.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для сту­дентов высш. пед. учеб, заведений. М., 2002.

Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогиче­ских задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1997.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ЗАДАЧ

Задания по анализу педагогической ситуации

Учительница литературы два года работала в старших классах, предмет свой любила и знала. В прошлом году к ней в 10-й класс пришел мальчик из другой школы. Причина перевода — конф­ликты с учителями. Он менял уже третью школу. Игорь, так звали мальчика, сразу понравился одноклассникам и учителям. Умный, эрудированный, аккуратный, всегда старался принять активное уча­стие в общественной жизни класса и школы. Учительница даже часто задумывалась, что же случилось в тех школах, из которых ему пришлось уйти?

Мальчик проучился первую четверть. Никаких замечаний к нему не было. Родители облегченно вздохнули на родительском собрании, потому что учительница об их сыне говорила только хорошее. Игорь стал лидером в классе.

Началось все во второй четверти, когда стали изучать новое произведение. Он громко на весь класс объявлял, что это произве­дение уже неактуально, оно не интересно, почему бы не разре­шить, как за рубежом, изучать каждому ученику любое произведе­ние и ходить на те предметы, которые он считает нужными. Сидеть на уроках скучно, просто все молчат и т.д. Так на каждом уроке...

1. Осуществите диагностику типа акцентуации характера Игоря.

2. Проведите диагностирование поступка Игоря в кон­кретной педагогической ситуации.

3. Сформулируйте стратегические, тактические и ситуа­тивные задачи в возникшей ситуации.

4. Подготовьте вариант анкеты старшеклассникам о каче­стве преподавания им литературы с включением в нее следу­ющих фрагментов: вступительная часть анкеты с инструкци­ей; один закрытый вопрос; два полузакрытых; один откры­тый; вопрос-фильтр; контрольный вопрос.

5. Разработайте бланк интервью из десяти вопросов по оп­росу лучших учителей литературы — методистов о путях обес­печения высокого качества преподавания их дисциплины.

6. Подготовьте бланк карточки наблюдения за поведени­ем старшеклассников на уроке литературы, исходя из того, что наблюдение — структурированное и невключенное.

7. Разработайте бланк протокола наблюдения за качеством преподавания литературы учителем на уроке.

Задания по анализу педагогической



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.101 с.)