Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической деятельности



Психолого-

Педагогический

Практикум

 

Автор-составитель А.К. Быков

 

 

Творческий

Центр

Москва

 

УДК 371.9

ББК 88. 4я73

П95

Рецензенты:

д-р пед. Наук, профессор, зав. лабораторией социально – педагогических технологий и политики в области воспитания ГосНИИ семьи и воспитания И.А. Липский;

канд. психол. Наук, профессор зав. кафедрой практической психологии Российского нового университета Н.Н. Азарнов.

 

 

П95 Психолого-педагогический практикум: Учебное по­собие / Авт.-сост. А.К. Быков. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с. (Учебное пособие).

ISВN 5-89144-655-3

 

В учебном пособии излагаются основные теоретические знания постановки и решения психолого-педагогических задач, раскрывается технология вооружения студентов практическими навыками и умениями целесообразного построения профессиональной психолого-педагогической деятельности. Представлен и проиллюстрирован примерами алгоритм анализа и разрешения педагогических ситуаций с использованием методов диагностирования (наблюдения и опроса), планирования и проведения индивидуальных и коллективных форм психолого-педагогической деятельности.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика», а также изучающих дисциплины, предполагающие комплексное освоение содержания и технологий психолого-педагогической деятельности. Может быть полезно педагогическим работникам образовательных учреждений, обучающимся в системе повышения квалификации.

УДК 371.9

ББК 88.4я73

 

ISВN 5-89144-655-3 © 000 «ТЦ Сфера», 2005

 

 

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической деятельности

§ 1. Понятие о педагогической деятельности как процессе непрерывного решения профессиональных задач

§ 2. Классификация педагогических задач, решаемых

в педагогической системе

§ 3. Структура решения педагогических задач

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Глава II. Использование метода наблюдения

В деятельности педагога-психолога

§ 1. Общие понятия о методе наблюдения

§ 2. Планирование и содержание наблюдения

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Глава III. Метод опроса в профессиональной

Деятельности педагога-психолога

§ 1. Опрос как метод получения первичной

психолого-педагогической информации

§ 2. Интервьюирование и анкетирование как основные

формы опроса

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Глава IV. Психолого-педагогическая диагностика поступков как составная часть решения педагогических задач

§ 1. Сущность психолого-педагогической

диагностики

§ 2. Алгоритмизация диагностических процедур

§ 3. Психолого-педагогическая диагностика поступков

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Глава V. Содержание и порядок анализа

Психолого-педагогических ситуаций

§ 1. Основы психолого-педагогического анализа

§ 2. Алгоритм анализа психолого-педагогических

ситуаций

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Глава VI. Приемы психолого-педагогического взаимодействия и технология их применения в практической деятельности

§ 1. Классификация приемов психолого-педагогического взаимодействия

§ 2. Приемы психолого-педагогического взаимодействия на основе педагогического требования

§ 3. Учет возрастных особенностей детей в технологии применения приемов психолого-педагогического взаимодействия

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Глава VII. Технология подготовки и проведения беседы как индивидуальной формы психолого-педагогической деятельности

§ 1. Основные характеристики метода беседы

§ 2. Функции и структура деловой беседы

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Глава VIII. Методика подготовки и проведения коллективных форм психолого-педагогической деятельности

§ 1. Общая характеристика коллективных форм

психолого-педагогической деятельности

§ 2. Порядок подготовки и проведения общих собраний

§ 3. Психолого-педагогический консилиум: сущность,

требования к подготовке и проведению

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Задания для самостоятельной работы по решению психолого-педагогических задач

Приложения

Приложение 1. Описательные модели типов

акцентуации характера

Приложение 2. Основные составляющие психолого-педагогического сопровождения акцентуированных подростков

Терминологический словарь

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе развития психолого-педагогической науки, протекающем в новых социально-экономических, политических, культурных условиях, все более высокие требования предъявляются к эффективности практической деятельности педагогов-психологов. Позитивное изменение качества функционирования системы обучения и воспитания, реализуемой в социальных институтах разного уровня, оказывается сегодня возможным только при целенаправленном повышении уровня профессионализма те, кто непосредственно на практике осуществляет решение психолого-педагогических задач в соответствии с современны, ми требованиями к обучению и воспитанию.

«Психолого-педагогический практикум» — учебная дисциплина, предназначенная для овладения студентами основными теоретическими знаниями постановки и решение психолого-педагогических задач, практическими умениями и навыками целесообразного построения профессиональной деятельности, формирования профессионально значимых качеств.

Основными задачами изучения данной учебной дисцип­лины являются:

— формирование и развитие прочных знаний, навыков и умений использования методик подготовки и проведения психолого-педагогических диагностических процедур;

— приобретение теоретических и практических основ си­стемного анализа, моделирования и конструктивного раз­решения профессионально-педагогических ситуаций;

— овладение содержанием и методикой развития профес­сиональной компетентности педагога-психолога, проектиро­вания, прогнозирования, конструирования и осуществления различных форм психолого-педагогической деятельности.

Результатом изучения данной дисциплины должно стать:

— получение представлений об основных современных ас­пектах и научных направлениях в области технологии решения психолого-педагогических задач, о перспективах разви­тия теории и практики организации психолого-педагогиче­ского взаимодействия в процессе обучения, воспитания и развития детей, об основах учета возрастных особенностей детей в профессиональной деятельности педагога-психолога;

— знакомство с основными терминами и определениями по проблеме психолого-педагогической деятельности, рас­сматриваемой в форме процесса непрерывного решения про­фессиональных задач;

— освоение знаний об особенностях организации психо­лого-педагогического взаимодействия в практической про­фессиональной деятельности педагога-психолога; о класси­фикации педагогических задач, решаемых в педагогической системе; о сущности метода наблюдения, способах его осу­ществления на практике, порядке разработки программы наблюдения; об основах опросного метода, его содержании и методике использования при решении психолого-педаго­гических задач; об основах психолого-педагогической диаг­ностики, ведущих подходах по реализации диагностических процедур, порядке анализа и диагностики поступков; о тех­нологии подготовки и проведения беседы как индивиду­альной формы психолого-педагогической деятельности; о возможностях и условиях применения коллективных форм психолого-педагогической деятельности;

— овладение умениями практически осуществлять ана­лиз и разрешать педагогические ситуации с использовани­ем методов диагностирования (наблюдения и опроса); пла­нирования и проведения индивидуальных и коллективных форм психолого-педагогической деятельности; осуществле­ния контроля эффективности выполняемых мероприятий;

— получение опыта практического использования при­обретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности; реализация основных форм и методов психо­лого-педагогического взаимодействия при решении задач обу­чения, воспитания и развития подрастающего поколения.

 

 

Глава I

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

 

В психолого-педагогической теории существуют различные подходы к классификации педагогических задач, ре­шаемых в педагогической системе. Характерным является выделение комплекса задач на основании их сложности и оперативности решения, а также логики построения психо­лого-педагогической деятельности (ее разбивки на этапы).

 

Психолого-педагогической

Деятельности

 

I. Этап педагогической диагностики включает задачи:

— организации пролонгированных наблюдений за учащимися, их характерами и поступками;

— организации собеседований в процессе изучения уча­щихся;

— изучения творческих работ учащихся;

— педагогического эксперимента;

— сопоставления фактов для осуществления диагностики.

II. Этап логического целеполагания включает формулиро­вание стратегических, тактических и ситуативных задач, а также использование диагностических знаний для определе­ния конкретных целей участников педагогических ситуаций.

III. Этап педагогического планирования предстоящей ра­боты содержит задачи:

— определения основных объективных и субъективных условий достижения поставленных целей на уровне прогноза;

— прогнозирования зоны ближайшего интеллектуально­го, гражданского, нравственного, профессионального и культурного развития учащихся;

— планирования методов и приемов сообщения информации;

— планирования практической, учебной и других видов деятельности отдельных учащихся, их групп и коллек­тивов; — планирования практической, учебной и других видов деятельности;

— планирования взаимоотношений с учащимися;

— организации совместного планирования работы с дру­гими педагогами;

— итогового оформления программы предстоящей учеб­но-воспитательной работы.

IV. На этапе практического осуществления намеченного плана решаются задачи:

— сообщения информации и убеждения учащихся;

— показа выполнения отдельных видов деятельности, де­монстрация определенных приемов и способов работы;

— стимулирования самопознания, самореализации, са­мовоспитания учащихся;

— реализации в процессе общения с учащимися граж­данских и нравственных отношений, обеспечение со­трудничества.

V. Этап анализа результатов выполненной работы включает задачи:

— определения степени достижения поставленных целей;

— установления причин недостатков проделанной работы и определение резервов повышения ее уровня в будущем.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под психолого-педагогической деятельностью?

2. В чем заключается структурированность педагогической системы?

3. Обоснуйте взаимосвязи основных функциональных компонентов педагогической системы.

4. Что предполагает принцип демократизации и гумани­зации в управлении педагогическими системами?

5. Классифицируйте педагогические задачи по основа­нию сложности и оперативности?

6. Раскройте содержание стратегических педагогических задач.

7. Каково содержание тактических педагогических за­дач?

8. Чем отличаются тактические педагогические задачи от ситуативных педагогических задач?

9. Какова классификация психолого-педагогических за­дач на основании логики построения психолого-педа­гогической деятельности?

10. Дайте характеристику элементов структуры решения педагогических задач.

Список литературы

Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М., 1990.

Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М, 2002.

Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 1998.

Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М, 1983.

С ластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов и высш. пед. учеб, заведений. М., 2002.

Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И. Пидкасистого. М, 1997.

Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л., Павличкова Г.Л. Педагогические задачи и их решения. М.; Кострома, 1991.

Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школь­ных учебных задач. М., 1977.

 

 

Глава II

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА

НАБЛЮДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

По регулярности проведения

Систематическое. Характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, и значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения достаточно широка — от поискового до экспериментального исследования психолого-педагогического процесса или объекта.

Случайное. Наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации. От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации наблюдения, и планированного именно за данной деятельностью.

По месту наблюдения

Полевое. Проводится в естественной обстановке, реаль­ной жизненной ситуации, непосредственном контакте с изучаемым объектом. Может выполнять роль как основного метода сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, углубление представлений об объекте, сбор дополни тельной информации).

Лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются педагогом. Основное его достоинство — максимальная, по сравнению с другими видами, возможность выявить все факторы ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая может вызвать резкое изменение поведения участников. Подобное наблюдение чаще всего применяется на этапе проверки психолого-педагогических гипотез и, как правило, сводится фиксации изменений, которые происходят в результате воз действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении особенно широко применяются всевозможные технические вспомогательные средства (кино-, фото-, видеоаппаратура, ПЭВМ и т.д.).

По степени формализации

Контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заранее определяется, какие из элементов (на ни сосредоточивается внимание) изучаемого процесса или ситуа­ции имеют наибольшее значение для педагога-психолога, также формируется специальный план записи наблюдений для начала сбора информации. Чаще всего задача контролируемого наблюдения — проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их. Оно может использоваться и как ос­новной метод сбора информации для точного описания и про­верки гипотез при решении психолого-педагогических задач небольшого масштаба. Его применение требует хорошего пред­варительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры наблюдения необходимо построить систему классификации явлений, составляющих наблюда­емую ситуацию, и стандартизировать категории наблюдения.

Неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы изуча­емого процесса (ситуации) он будет наблюдать. У него нет строгого плана, заранее определен лишь непосредственный объект наблюдения. Наблюдатель выясняет психолого-педагогическую атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для изучения, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Именно здесь проблема «наблюдение — вывод» может проявиться наиболее ярко.

ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Организация и проведение любого вида наблюдения требует внимательного и обоснованного выбора его объекта и предмета.

Объект наблюдения — это отдельные лица, большие и малые группы в различных ситуациях взаимодействия.

Предмет наблюдения — это вербальное и невербальное поведение человека или нескольких групп в определенной психолого-педагогической среде и ситуации.

В качестве предмета наблюдения выбирается какая-либо из сторон этого объекта.

Цели наблюдения:

— предварительная ориентировка в объекте;

— получение информации для формулирования гипотезы решаемой проблемы;

— получение информации для проверки полученной гипотезы;

— уточнение результатов, полученных другими методами;

— извлечение дополнительных связей об изучаемом предмете.

Наблюдение чаще применяется тогда, когда необходимая информация не может быть получена другим способом. Это какие-либо ситуации, привычные, часто повторяющиеся, также требующие большого эмоционального напряжения.

Качественное проведение наблюдения предполагает тщательную предварительную разработку плана и программы наблюдения. При планировании необходимо четко установит: сроки наблюдения, определить средства сбора информации.

Этапы подготовки и проведения наблюдения

I. Установление объекта и предмета наблюдения, опреде­ление целей, постановка задач. Разработка плана и програм­мы наблюдения.

При составлении программы наблюдения внимание уделяется:

1) терминам и уровню ведения наблюдения (решается вопрос о научных рамках соотнесения понятий);

2) определению (фиксации) условий деятельности наблюдаемого объекта:

- ситуации, устанавливающей вид наблюдаемой деятельности;

- эмоциональных состояний, при которых протекает деятельность объекта исследования;

- характера ситуаций, обычных и проблемных;

3) выбору признаков. Определение признаков представляет собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации акты поведения, сводимые в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации;

4) определению понятий и разработке категорий. Понятия должны соответствовать следующим требованиям:

- каждое из них должно быть четко определено;

- не пересекаться с другими понятиями;

- иметь ту же степень общности, что и другие понятия;

- выражать какой-либо определенный аспект решаемой задачи.

Программа наблюдения (пример)

Тема: собрание коллектива как выражение общественного мнения.

Объект наблюдения — совокупность собраний различных типов, уровней и тематики в определенный период на конкретном предприятии.

Предмет наблюдения— вербальное и невербальное поведение людей и групп (президиум собрания; большинство или меньшинство аудитории; несколько человек; один-два человека)в период подготовки и проведения собрания.

Задачи наблюдения

I) фиксация характеристики:

- собрания, объектов наблюдения;

- информации, содержащейся в докладах и выступлениях;

2) получение данных:

- о поведении участников собрания;

— выступлениях на собрании и отношении к ним аудитории;

— временной структуре собрания.

Документ сбора первичной информации — карточка наблюдения, состоящая из 11 отдельных бланков, названия которых совпадают с этапами проведения собрания:

ситуация непосредственно перед началом собрания;

— организационный период;

— карточка докладчика, выступающего;

— реакция участников собрания на выступление докладчик

— реакция участников собрания на выступление участников собрания;

— общая ситуация в ходе обсуждения повестки дня;

— общая ситуация во время принятия решения;

— ситуация во время проверки решения;

— ситуация во время проверок и дополнений к проверке решения;

— ситуация по окончании собрания;

— общая характеристика собрания.

II. Обеспечение доступа к среде. Получение соответствующих разрешений, установление контактов с людьми.

III. Выбор способа (вида) наблюдения.

IV. Подготовка технических средств и оборудования.

V. Проведение наблюдения, сбор данных, накопление информации.

Запись результатов наблюдений выполняется в виде:

а) кратковременной записи, проводимой по горячему следу, насколько позволяют условия, время и место;

б) карточки наблюдения для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц и явлений. Признаки регистрации, как правило, строго формализованы в закодированном виде, содержат шкалу оценки (табл. 2);

в) протокола наблюдения, предназначенного для комбинированной регистрации результатов наблюдения (табл. 3) и используемого, как правило, на начальной стадии исследования для выявления сущностных признаков психолого -педагогического явления;

г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления трудности;

д) видео-, фото-, кино-, звукозаписи.

Таблица 2

Карточка наблюдения

Наблюдатель: Иванов П.С. Общая продолжительность наблюдения: 8 ч

Объект наблюдения: Время наблюдения: с 9.00 до 17.00

Предмет наблюдения: Начало: 12.01.04

Цели наблюдения: Окончание: 12.01.04

Пункты плана наблюдения

Варианты реакций Начало рабочего дня 2-я половина дообеденной части рабочего дня 1-я половина послеобеденной части рабочего дня Конец рабочего дня Примечания
А. Как разговаривает с товарищами          
Б. Как реагирует на замечания руководителей          
В. Как ведет себя в непривычной обстановке          
Г. Как ведет себя наблюдаемый, когда необходимо быстро действовать          

 

Таблица 3

Протокол наблюдения

Тема наблюдения: Время наблюдения:

Предмет наблюдения: Место наблюдения:

Цели наблюдения:

Хронометраж Действия субъекта Действия объекта
вербальные невербальные вербальные невербальные
         
         

 

VI. Контроль наблюдения, который можно осуществи различными способами:

а) проведением беседы с участниками ситуации;

б) обращением к документам, связанным с данным событием;

в) проверкой результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанным другим квалифицированным наблюдателем.

VII. Отчет о наблюдении, который должен содержать:

а) тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения;

б) информацию о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения;

в) характеристику наблюдаемых лиц;

г) подробное описание наблюдаемых фактов;

д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя

Выбор исследуемых коллективов и индивидов, определение условий, в которых будет происходить наблюдение, фактов, которые будут наблюдаться, и достоверности полученной информации — все эти вопросы следу решить заранее, чтобы наблюдение проходило организованно и последовательно, в соответствии с заранее разработанным планом.

Процесс разработки программы наблюдения состоит прежде всего в построении педагогом-психологом системы классификации тех фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию и отвечают целям исследования психолого-педагогической ситуации. Без нее зафиксированные факты будут изолированными, неопределенными и, следовательно лишенными смысла. Однако система классификации факто не должна быть слишком жесткой, иначе исследователь будет вынужден отбросить все факты, в нее не укладывающиеся.

Наблюдатель, у которого нет системы классификации может увидеть много, а зафиксировать и определить очень мало. Исследователь, который использует слишком жест' кую систему классификации, чаще будет фиксировать ли те явления и факты, которые могут подтвердить его предварительные гипотезы.

В процессе наблюдения происходит накопление данных, и их предварительный анализ позволяет уточнить задачи наблюдения. Вводятся более строгие категории, выделяются наиболее значимые с точки зрения задачи исследования педагогической системы, аспекты наблюдаемых ситуаций и событий. Поэтому программа наблюдения должна быть достаточно широкой и гибкой. Даже в тех случаях, когда задачи и гипотезы определены заранее, они могут быть переформулированы несколько раз в ходе работы. Если это происходит, необходимо фиксировать соответствующие изменения и вносить их в программу исследований.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученны­ми с помощью других методов психолого-педагогического исследования.

Условия успешного обеспечения качественной информацией при разработке программы наблюдения:

- расчленение объекта исследования на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать ло­гической природе объекта и позволять воссоздание целого из частей;

- расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которые исследователи намереваются использо­вать при анализе полученной информации;

- выделенные элементы объекта (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленности толкования.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности метода наблюдения?

2. Что понимают под объектом и предметом наблюде­ния?

3. Осуществите классификацию наблюдения по степени участия наблюдателя в исследовании ситуации.

4. Что такое лабораторное наблюдение?

5. Сравните сильные и слабые стороны метода наблюдения.

6. Обоснуйте порядок использования метода наблюдения в психолого-педагогической практике.

7. Подготовьте бланк карточки наблюдения за поведе­нием учащихся младших классов на уроке, исходя из того, что наблюдение — структурированное и невключенное.

8. Разработайте бланк протокола наблюдения за каче­ством преподавания истории учителем на уроке.

9. Чем отличается дневник наблюдения от плана наблю­дения?

10. Подготовьте программу наблюдения за психолого-педагогическим явлением, изучаемым вами в контексте курсовой или дипломной работы.

Список литературы

Загвязинский В.И., Атаканов Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического ис­следования. М., 1993.

Немое Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. М., 1998.

Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.

Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова и др. М., 1983.

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательно­сти. СПб., 2001.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987.

 

 

Глава III

ОПРОС КАК МЕТОД

ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ

Для успешной психолого-педагогической деятельности зачастую необходима информация о субъективном мире людей и их склонностях, мнениях, мотивах деятельности, которые недоступны прямому наблюдению.

Источником такой информации являются непосредствен­ные участники этих процессов — люди, их высказывания о собственном мнении и взглядах, настроении и поступках, об окружающей их реальности. Получить такую информа­цию можно посредством обращения с вопросами, т.е. мето­дом опроса.

Метод опроса представляет собой письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение педагога к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны решаемой проблемы.

Значение метода опроса в педагогике и психологии тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой психолого-педагогической сферы информацией и чем менее доступна она непосредственному наблюдению. Вместе с тем метод опроса не универсален. Наиболее плодотворно он использу­ется в сочетании с другими методами исследования психо­лого-педагогических ситуаций.

Широкое применение метода опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее, чем та, которую можно получить с использова­нием других методов. Она легко поддается обработке, полу­чить ее можно сравнительно оперативно.

Метод опроса в психолого-педагогической деятельности применяется в следующих формах:

— в виде интервью (устного опроса);

— анкетирования (письменного опроса);

— экспертного опроса;

— тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса);

— в виде индивидуальной или групповой беседы;

— с использованием социометрии, позволяющей на ос­нове опроса выявить межличностные отношения в группе людей.

В основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), из ответов которого педагог и получает необходимую информацию. Важ­ной составляющей этого метода является достоверность по­лучаемой информации — свойство метода давать информа­цию, адекватно отражающую изучаемую реальность по из­меряемым характеристикам.

В ходе опроса актуализируется жизненная позиция респон­дентов, формируется мотивация их участия или помощи в ис­следовании психолого-педагогических явлений или процессов.

Опрос представляет собой одну из наиболее сложных раз­новидностей психолого-педагогического общения. Связь между главными его участниками — исследователем и респонден­том — обеспечивается с помощью различных «промежуточ­ных звеньев», влияющих на качество получаемой информа­ции. Прежде всего это анкета или интервью, представляю­щие собой перечень вопросов, в которых заключена изучаемая проблема. Затем это лицо, проводящее анкетирование, или интервьюер, формирующие вопросы и обеспечивающие от­веты респондентов. При этом анкетирование требует предва­рительного инструктажа, а интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым. И наконец, это ситуация опроса, условия, которые складываются из житейских ситу­аций респондентов на момент опроса, их обычаев, норм, традиций, эмоционального состояния, отношения к прово­димому опросу.

Метод опроса, основанный на правильно спланирован­ной выборке, позволяет по сравнительно небольшому ко­личеству опрошенных судить о состоянии и тенденциях раз­вития психолого-педагогических явлений и процессов на изучаемом объекте.

 

Опросы применяются на ранних стадиях исследования педагогической системы для сбора информации от компетентных лиц, экспертов, для установления значимых пере­менных и выдвижения гипотез исследования психолого-пе­дагогических явлений.

На основном этапе исследования опросы — основное и дополнительное средства сбора психолого-педагогической информации, а также способ уточнения, расширения и кон­троля данных, полученных другими методами.

На завершающем этапе исследования — это повторный опрос части лиц, входящих в общую совокупность всех уча­ствующих в исследовании.

Таким образом, опрос — метод получения первичной информации, основанной на устном или письменном обра­щении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Среди недостатков метода опроса можно указать следу­ющие: во-первых, субъективность получаемой информа­ции (респонденты нередко склонны переоценивать значе­ние некоторых фактов или явлений, своей роли в них); во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструмента­рия исследования, определении выборочной совокупности («выборки»), интерпретации данных; в-третьих, необхо­димые сведения могут быть просто неизвестны опрашива­емым.

 

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

ФОРМЫ ОПРОСА

Интервью — разновидность метода опроса, специаль­ный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. Интервьюирование — проводимая по опре­деленному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера и опрашиваемого (респондента). Специфика интервью состоит в том, что педагог-психолог заблаговре­менно определяет тему предстоящего изучения психолого-педагогической ситуации и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в про­цессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесно­ты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.

Интервью может быть:

— стандартизированным;

— нестандартизированным (свободным);

— полустандартизированным (документированным).

Стандартизированное интервью предполагает формали­зованное наблюдение, детальную разработку всей процеду­ры, включая общий план беседы. В этом случае не разреша­ется изменять формулировки вопросов, задавать новые во­просы.

Нестандартизированное интервью — это своего рода бе­седа без строгой детализации вопросов; чаще всего опреде­ляется только тема интервью, которая предлагается респон­денту для обсуждения. Свободное интервью проводится, как правило, на подготовительной стадии исследования психо­лого-педагогического явления, когда уточняется содержа­ние проблемы. Оно может быть применено и перед началом составления анкеты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 3190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.175 с.)