Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической деятельности↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психолого- Педагогический Практикум
Автор-составитель А.К. Быков
Творческий Центр Москва
УДК 371.9 ББК 88. 4я73 П95 Рецензенты: д-р пед. Наук, профессор, зав. лабораторией социально – педагогических технологий и политики в области воспитания ГосНИИ семьи и воспитания И.А. Липский; канд. психол. Наук, профессор зав. кафедрой практической психологии Российского нового университета Н.Н. Азарнов.
П95 Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие / Авт.-сост. А.К. Быков. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с. (Учебное пособие). ISВN 5-89144-655-3
В учебном пособии излагаются основные теоретические знания постановки и решения психолого-педагогических задач, раскрывается технология вооружения студентов практическими навыками и умениями целесообразного построения профессиональной психолого-педагогической деятельности. Представлен и проиллюстрирован примерами алгоритм анализа и разрешения педагогических ситуаций с использованием методов диагностирования (наблюдения и опроса), планирования и проведения индивидуальных и коллективных форм психолого-педагогической деятельности. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика», а также изучающих дисциплины, предполагающие комплексное освоение содержания и технологий психолого-педагогической деятельности. Может быть полезно педагогическим работникам образовательных учреждений, обучающимся в системе повышения квалификации. УДК 371.9 ББК 88.4я73
ISВN 5-89144-655-3 © 000 «ТЦ Сфера», 2005
Содержание Введение Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической деятельности § 1. Понятие о педагогической деятельности как процессе непрерывного решения профессиональных задач § 2. Классификация педагогических задач, решаемых в педагогической системе § 3. Структура решения педагогических задач Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава II. Использование метода наблюдения В деятельности педагога-психолога § 1. Общие понятия о методе наблюдения § 2. Планирование и содержание наблюдения Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава III. Метод опроса в профессиональной Деятельности педагога-психолога § 1. Опрос как метод получения первичной психолого-педагогической информации § 2. Интервьюирование и анкетирование как основные формы опроса Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава IV. Психолого-педагогическая диагностика поступков как составная часть решения педагогических задач § 1. Сущность психолого-педагогической диагностики § 2. Алгоритмизация диагностических процедур § 3. Психолого-педагогическая диагностика поступков Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава V. Содержание и порядок анализа Психолого-педагогических ситуаций § 1. Основы психолого-педагогического анализа § 2. Алгоритм анализа психолого-педагогических ситуаций Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава VI. Приемы психолого-педагогического взаимодействия и технология их применения в практической деятельности § 1. Классификация приемов психолого-педагогического взаимодействия § 2. Приемы психолого-педагогического взаимодействия на основе педагогического требования § 3. Учет возрастных особенностей детей в технологии применения приемов психолого-педагогического взаимодействия Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава VII. Технология подготовки и проведения беседы как индивидуальной формы психолого-педагогической деятельности § 1. Основные характеристики метода беседы § 2. Функции и структура деловой беседы Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава VIII. Методика подготовки и проведения коллективных форм психолого-педагогической деятельности § 1. Общая характеристика коллективных форм психолого-педагогической деятельности § 2. Порядок подготовки и проведения общих собраний § 3. Психолого-педагогический консилиум: сущность, требования к подготовке и проведению Вопросы для самоконтроля Список литературы Задания для самостоятельной работы по решению психолого-педагогических задач Приложения Приложение 1. Описательные модели типов акцентуации характера Приложение 2. Основные составляющие психолого-педагогического сопровождения акцентуированных подростков Терминологический словарь
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития психолого-педагогической науки, протекающем в новых социально-экономических, политических, культурных условиях, все более высокие требования предъявляются к эффективности практической деятельности педагогов-психологов. Позитивное изменение качества функционирования системы обучения и воспитания, реализуемой в социальных институтах разного уровня, оказывается сегодня возможным только при целенаправленном повышении уровня профессионализма те, кто непосредственно на практике осуществляет решение психолого-педагогических задач в соответствии с современны, ми требованиями к обучению и воспитанию. «Психолого-педагогический практикум» — учебная дисциплина, предназначенная для овладения студентами основными теоретическими знаниями постановки и решение психолого-педагогических задач, практическими умениями и навыками целесообразного построения профессиональной деятельности, формирования профессионально значимых качеств. Основными задачами изучения данной учебной дисциплины являются: — формирование и развитие прочных знаний, навыков и умений использования методик подготовки и проведения психолого-педагогических диагностических процедур; — приобретение теоретических и практических основ системного анализа, моделирования и конструктивного разрешения профессионально-педагогических ситуаций; — овладение содержанием и методикой развития профессиональной компетентности педагога-психолога, проектирования, прогнозирования, конструирования и осуществления различных форм психолого-педагогической деятельности. Результатом изучения данной дисциплины должно стать: — получение представлений об основных современных аспектах и научных направлениях в области технологии решения психолого-педагогических задач, о перспективах развития теории и практики организации психолого-педагогического взаимодействия в процессе обучения, воспитания и развития детей, об основах учета возрастных особенностей детей в профессиональной деятельности педагога-психолога; — знакомство с основными терминами и определениями по проблеме психолого-педагогической деятельности, рассматриваемой в форме процесса непрерывного решения профессиональных задач; — освоение знаний об особенностях организации психолого-педагогического взаимодействия в практической профессиональной деятельности педагога-психолога; о классификации педагогических задач, решаемых в педагогической системе; о сущности метода наблюдения, способах его осуществления на практике, порядке разработки программы наблюдения; об основах опросного метода, его содержании и методике использования при решении психолого-педагогических задач; об основах психолого-педагогической диагностики, ведущих подходах по реализации диагностических процедур, порядке анализа и диагностики поступков; о технологии подготовки и проведения беседы как индивидуальной формы психолого-педагогической деятельности; о возможностях и условиях применения коллективных форм психолого-педагогической деятельности; — овладение умениями практически осуществлять анализ и разрешать педагогические ситуации с использованием методов диагностирования (наблюдения и опроса); планирования и проведения индивидуальных и коллективных форм психолого-педагогической деятельности; осуществления контроля эффективности выполняемых мероприятий; — получение опыта практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности; реализация основных форм и методов психолого-педагогического взаимодействия при решении задач обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Глава I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
В психолого-педагогической теории существуют различные подходы к классификации педагогических задач, решаемых в педагогической системе. Характерным является выделение комплекса задач на основании их сложности и оперативности решения, а также логики построения психолого-педагогической деятельности (ее разбивки на этапы).
Психолого-педагогической Деятельности
I. Этап педагогической диагностики включает задачи: — организации пролонгированных наблюдений за учащимися, их характерами и поступками; — организации собеседований в процессе изучения учащихся; — изучения творческих работ учащихся; — педагогического эксперимента; — сопоставления фактов для осуществления диагностики. II. Этап логического целеполагания включает формулирование стратегических, тактических и ситуативных задач, а также использование диагностических знаний для определения конкретных целей участников педагогических ситуаций. III. Этап педагогического планирования предстоящей работы содержит задачи: — определения основных объективных и субъективных условий достижения поставленных целей на уровне прогноза; — прогнозирования зоны ближайшего интеллектуального, гражданского, нравственного, профессионального и культурного развития учащихся; — планирования методов и приемов сообщения информации; — планирования практической, учебной и других видов деятельности отдельных учащихся, их групп и коллективов; — планирования практической, учебной и других видов деятельности; — планирования взаимоотношений с учащимися; — организации совместного планирования работы с другими педагогами; — итогового оформления программы предстоящей учебно-воспитательной работы. IV. На этапе практического осуществления намеченного плана решаются задачи: — сообщения информации и убеждения учащихся; — показа выполнения отдельных видов деятельности, демонстрация определенных приемов и способов работы; — стимулирования самопознания, самореализации, самовоспитания учащихся; — реализации в процессе общения с учащимися гражданских и нравственных отношений, обеспечение сотрудничества. V. Этап анализа результатов выполненной работы включает задачи: — определения степени достижения поставленных целей; — установления причин недостатков проделанной работы и определение резервов повышения ее уровня в будущем.
Вопросы для самоконтроля 1. Что понимается под психолого-педагогической деятельностью? 2. В чем заключается структурированность педагогической системы? 3. Обоснуйте взаимосвязи основных функциональных компонентов педагогической системы. 4. Что предполагает принцип демократизации и гуманизации в управлении педагогическими системами? 5. Классифицируйте педагогические задачи по основанию сложности и оперативности? 6. Раскройте содержание стратегических педагогических задач. 7. Каково содержание тактических педагогических задач? 8. Чем отличаются тактические педагогические задачи от ситуативных педагогических задач? 9. Какова классификация психолого-педагогических задач на основании логики построения психолого-педагогической деятельности? 10. Дайте характеристику элементов структуры решения педагогических задач. Список литературы Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М., 1990. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М, 2002. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 1998. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М, 1983. С ластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов и высш. пед. учеб, заведений. М., 2002. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И. Пидкасистого. М, 1997. Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л., Павличкова Г.Л. Педагогические задачи и их решения. М.; Кострома, 1991. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М., 1977.
Глава II ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА По регулярности проведения Систематическое. Характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, и значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения достаточно широка — от поискового до экспериментального исследования психолого-педагогического процесса или объекта. Случайное. Наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации. От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации наблюдения, и планированного именно за данной деятельностью. По месту наблюдения Полевое. Проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, непосредственном контакте с изучаемым объектом. Может выполнять роль как основного метода сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, углубление представлений об объекте, сбор дополни тельной информации). Лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются педагогом. Основное его достоинство — максимальная, по сравнению с другими видами, возможность выявить все факторы ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая может вызвать резкое изменение поведения участников. Подобное наблюдение чаще всего применяется на этапе проверки психолого-педагогических гипотез и, как правило, сводится фиксации изменений, которые происходят в результате воз действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении особенно широко применяются всевозможные технические вспомогательные средства (кино-, фото-, видеоаппаратура, ПЭВМ и т.д.). По степени формализации Контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заранее определяется, какие из элементов (на ни сосредоточивается внимание) изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для педагога-психолога, также формируется специальный план записи наблюдений для начала сбора информации. Чаще всего задача контролируемого наблюдения — проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их. Оно может использоваться и как основной метод сбора информации для точного описания и проверки гипотез при решении психолого-педагогических задач небольшого масштаба. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры наблюдения необходимо построить систему классификации явлений, составляющих наблюдаемую ситуацию, и стандартизировать категории наблюдения. Неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. У него нет строгого плана, заранее определен лишь непосредственный объект наблюдения. Наблюдатель выясняет психолого-педагогическую атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для изучения, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Именно здесь проблема «наблюдение — вывод» может проявиться наиболее ярко. ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ Организация и проведение любого вида наблюдения требует внимательного и обоснованного выбора его объекта и предмета. Объект наблюдения — это отдельные лица, большие и малые группы в различных ситуациях взаимодействия. Предмет наблюдения — это вербальное и невербальное поведение человека или нескольких групп в определенной психолого-педагогической среде и ситуации. В качестве предмета наблюдения выбирается какая-либо из сторон этого объекта. Цели наблюдения: — предварительная ориентировка в объекте; — получение информации для формулирования гипотезы решаемой проблемы; — получение информации для проверки полученной гипотезы; — уточнение результатов, полученных другими методами; — извлечение дополнительных связей об изучаемом предмете. Наблюдение чаще применяется тогда, когда необходимая информация не может быть получена другим способом. Это какие-либо ситуации, привычные, часто повторяющиеся, также требующие большого эмоционального напряжения. Качественное проведение наблюдения предполагает тщательную предварительную разработку плана и программы наблюдения. При планировании необходимо четко установит: сроки наблюдения, определить средства сбора информации. Этапы подготовки и проведения наблюдения I. Установление объекта и предмета наблюдения, определение целей, постановка задач. Разработка плана и программы наблюдения. При составлении программы наблюдения внимание уделяется: 1) терминам и уровню ведения наблюдения (решается вопрос о научных рамках соотнесения понятий); 2) определению (фиксации) условий деятельности наблюдаемого объекта: - ситуации, устанавливающей вид наблюдаемой деятельности; - эмоциональных состояний, при которых протекает деятельность объекта исследования; - характера ситуаций, обычных и проблемных; 3) выбору признаков. Определение признаков представляет собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации акты поведения, сводимые в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации; 4) определению понятий и разработке категорий. Понятия должны соответствовать следующим требованиям: - каждое из них должно быть четко определено; - не пересекаться с другими понятиями; - иметь ту же степень общности, что и другие понятия; - выражать какой-либо определенный аспект решаемой задачи. Программа наблюдения (пример) Тема: собрание коллектива как выражение общественного мнения. Объект наблюдения — совокупность собраний различных типов, уровней и тематики в определенный период на конкретном предприятии. Предмет наблюдения— вербальное и невербальное поведение людей и групп (президиум собрания; большинство или меньшинство аудитории; несколько человек; один-два человека)в период подготовки и проведения собрания. Задачи наблюдения I) фиксация характеристики: - собрания, объектов наблюдения; - информации, содержащейся в докладах и выступлениях; 2) получение данных: - о поведении участников собрания; — выступлениях на собрании и отношении к ним аудитории; — временной структуре собрания. Документ сбора первичной информации — карточка наблюдения, состоящая из 11 отдельных бланков, названия которых совпадают с этапами проведения собрания: — ситуация непосредственно перед началом собрания; — организационный период; — карточка докладчика, выступающего; — реакция участников собрания на выступление докладчик — реакция участников собрания на выступление участников собрания; — общая ситуация в ходе обсуждения повестки дня; — общая ситуация во время принятия решения; — ситуация во время проверки решения; — ситуация во время проверок и дополнений к проверке решения; — ситуация по окончании собрания; — общая характеристика собрания. II. Обеспечение доступа к среде. Получение соответствующих разрешений, установление контактов с людьми. III. Выбор способа (вида) наблюдения. IV. Подготовка технических средств и оборудования. V. Проведение наблюдения, сбор данных, накопление информации. Запись результатов наблюдений выполняется в виде: а) кратковременной записи, проводимой по горячему следу, насколько позволяют условия, время и место; б) карточки наблюдения для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц и явлений. Признаки регистрации, как правило, строго формализованы в закодированном виде, содержат шкалу оценки (табл. 2); в) протокола наблюдения, предназначенного для комбинированной регистрации результатов наблюдения (табл. 3) и используемого, как правило, на начальной стадии исследования для выявления сущностных признаков психолого -педагогического явления; г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления трудности; д) видео-, фото-, кино-, звукозаписи. Таблица 2 Карточка наблюдения Наблюдатель: Иванов П.С. Общая продолжительность наблюдения: 8 ч Объект наблюдения: Время наблюдения: с 9.00 до 17.00 Предмет наблюдения: Начало: 12.01.04 Цели наблюдения: Окончание: 12.01.04 Пункты плана наблюдения
Таблица 3 Протокол наблюдения Тема наблюдения: Время наблюдения: Предмет наблюдения: Место наблюдения: Цели наблюдения:
VI. Контроль наблюдения, который можно осуществи различными способами: а) проведением беседы с участниками ситуации; б) обращением к документам, связанным с данным событием; в) проверкой результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанным другим квалифицированным наблюдателем. VII. Отчет о наблюдении, который должен содержать: а) тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения; б) информацию о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения; в) характеристику наблюдаемых лиц; г) подробное описание наблюдаемых фактов; д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя Выбор исследуемых коллективов и индивидов, определение условий, в которых будет происходить наблюдение, фактов, которые будут наблюдаться, и достоверности полученной информации — все эти вопросы следу решить заранее, чтобы наблюдение проходило организованно и последовательно, в соответствии с заранее разработанным планом. Процесс разработки программы наблюдения состоит прежде всего в построении педагогом-психологом системы классификации тех фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию и отвечают целям исследования психолого-педагогической ситуации. Без нее зафиксированные факты будут изолированными, неопределенными и, следовательно лишенными смысла. Однако система классификации факто не должна быть слишком жесткой, иначе исследователь будет вынужден отбросить все факты, в нее не укладывающиеся. Наблюдатель, у которого нет системы классификации может увидеть много, а зафиксировать и определить очень мало. Исследователь, который использует слишком жест' кую систему классификации, чаще будет фиксировать ли те явления и факты, которые могут подтвердить его предварительные гипотезы. В процессе наблюдения происходит накопление данных, и их предварительный анализ позволяет уточнить задачи наблюдения. Вводятся более строгие категории, выделяются наиболее значимые с точки зрения задачи исследования педагогической системы, аспекты наблюдаемых ситуаций и событий. Поэтому программа наблюдения должна быть достаточно широкой и гибкой. Даже в тех случаях, когда задачи и гипотезы определены заранее, они могут быть переформулированы несколько раз в ходе работы. Если это происходит, необходимо фиксировать соответствующие изменения и вносить их в программу исследований. Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с помощью других методов психолого-педагогического исследования. Условия успешного обеспечения качественной информацией при разработке программы наблюдения: - расчленение объекта исследования на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать логической природе объекта и позволять воссоздание целого из частей; - расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которые исследователи намереваются использовать при анализе полученной информации; - выделенные элементы объекта (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленности толкования. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы особенности метода наблюдения? 2. Что понимают под объектом и предметом наблюдения? 3. Осуществите классификацию наблюдения по степени участия наблюдателя в исследовании ситуации. 4. Что такое лабораторное наблюдение? 5. Сравните сильные и слабые стороны метода наблюдения. 6. Обоснуйте порядок использования метода наблюдения в психолого-педагогической практике. 7. Подготовьте бланк карточки наблюдения за поведением учащихся младших классов на уроке, исходя из того, что наблюдение — структурированное и невключенное. 8. Разработайте бланк протокола наблюдения за качеством преподавания истории учителем на уроке. 9. Чем отличается дневник наблюдения от плана наблюдения? 10. Подготовьте программу наблюдения за психолого-педагогическим явлением, изучаемым вами в контексте курсовой или дипломной работы. Список литературы Загвязинский В.И., Атаканов Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993. Немое Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. М., 1998. Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова и др. М., 1983. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987.
Глава III ОПРОС КАК МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Для успешной психолого-педагогической деятельности зачастую необходима информация о субъективном мире людей и их склонностях, мнениях, мотивах деятельности, которые недоступны прямому наблюдению. Источником такой информации являются непосредственные участники этих процессов — люди, их высказывания о собственном мнении и взглядах, настроении и поступках, об окружающей их реальности. Получить такую информацию можно посредством обращения с вопросами, т.е. методом опроса. Метод опроса представляет собой письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение педагога к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны решаемой проблемы. Значение метода опроса в педагогике и психологии тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой психолого-педагогической сферы информацией и чем менее доступна она непосредственному наблюдению. Вместе с тем метод опроса не универсален. Наиболее плодотворно он используется в сочетании с другими методами исследования психолого-педагогических ситуаций. Широкое применение метода опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее, чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно. Метод опроса в психолого-педагогической деятельности применяется в следующих формах: — в виде интервью (устного опроса); — анкетирования (письменного опроса); — экспертного опроса; — тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса); — в виде индивидуальной или групповой беседы; — с использованием социометрии, позволяющей на основе опроса выявить межличностные отношения в группе людей. В основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), из ответов которого педагог и получает необходимую информацию. Важной составляющей этого метода является достоверность получаемой информации — свойство метода давать информацию, адекватно отражающую изучаемую реальность по измеряемым характеристикам. В ходе опроса актуализируется жизненная позиция респондентов, формируется мотивация их участия или помощи в исследовании психолого-педагогических явлений или процессов. Опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей психолого-педагогического общения. Связь между главными его участниками — исследователем и респондентом — обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество получаемой информации. Прежде всего это анкета или интервью, представляющие собой перечень вопросов, в которых заключена изучаемая проблема. Затем это лицо, проводящее анкетирование, или интервьюер, формирующие вопросы и обеспечивающие ответы респондентов. При этом анкетирование требует предварительного инструктажа, а интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым. И наконец, это ситуация опроса, условия, которые складываются из житейских ситуаций респондентов на момент опроса, их обычаев, норм, традиций, эмоционального состояния, отношения к проводимому опросу. Метод опроса, основанный на правильно спланированной выборке, позволяет по сравнительно небольшому количеству опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития психолого-педагогических явлений и процессов на изучаемом объекте.
Опросы применяются на ранних стадиях исследования педагогической системы для сбора информации от компетентных лиц, экспертов, для установления значимых переменных и выдвижения гипотез исследования психолого-педагогических явлений. На основном этапе исследования опросы — основное и дополнительное средства сбора психолого-педагогической информации, а также способ уточнения, расширения и контроля данных, полученных другими методами. На завершающем этапе исследования — это повторный опрос части лиц, входящих в общую совокупность всех участвующих в исследовании. Таким образом, опрос — метод получения первичной информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Среди недостатков метода опроса можно указать следующие: во-первых, субъективность получаемой информации (респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них); во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности («выборки»), интерпретации данных; в-третьих, необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ФОРМЫ ОПРОСА Интервью — разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. Интервьюирование — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера и опрашиваемого (респондента). Специфика интервью состоит в том, что педагог-психолог заблаговременно определяет тему предстоящего изучения психолого-педагогической ситуации и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации. Интервью может быть: — стандартизированным; — нестандартизированным (свободным); — полустандартизированным (документированным). Стандартизированное интервью предполагает формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы. В этом случае не разрешается изменять формулировки вопросов, задавать новые вопросы. Нестандартизированное интервью — это своего рода беседа без строгой детализации вопросов; чаще всего определяется только тема интервью, которая предлагается респонденту для обсуждения. Свободное интервью проводится, как правило, на подготовительной стадии исследования психолого-педагогического явления, когда уточняется содержание проблемы. Оно может быть применено и перед началом составления анкеты. Полустандартизированное интервью— содержательный перечень как строго определенных, так и возможных вопросов; при этом используются как открытые, так и закрытые вопросы. Круг вопросов, включаемых в план интервью, обязателен для интервьюера, он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому должен получить информацию. Интервьюер направляет ход и содержание беседы с респондентом. Респондент дает ответы в свободной форме, которые строго фиксируются. Этот вид интервью применяется в пилотажных иссле
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 3286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.120 (0.012 с.) |