Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Психолого- Педагогический Практикум
Автор-составитель А.К. Быков
Творческий Центр
Москва
УДК 371.9 ББК 88. 4я73 П95 Рецензенты: д-р пед. Наук, профессор, зав. лабораторией социально – педагогических технологий и политики в области воспитания ГосНИИ семьи и воспитания И.А. Липский; канд. психол. Наук, профессор зав. кафедрой практической психологии Российского нового университета Н.Н. Азарнов.
П95 Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие / Авт.-сост. А.К. Быков. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с. (Учебное пособие). ISВN 5-89144-655-3
В учебном пособии излагаются основные теоретические знания постановки и решения психолого-педагогических задач, раскрывается технология вооружения студентов практическими навыками и умениями целесообразного построения профессиональной психолого-педагогической деятельности. Представлен и проиллюстрирован примерами алгоритм анализа и разрешения педагогических ситуаций с использованием методов диагностирования (наблюдения и опроса), планирования и проведения индивидуальных и коллективных форм психолого-педагогической деятельности. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика», а также изучающих дисциплины, предполагающие комплексное освоение содержания и технологий психолого-педагогической деятельности. Может быть полезно педагогическим работникам образовательных учреждений, обучающимся в системе повышения квалификации. УДК 371.9 ББК 88.4я73
ISВN 5-89144-655-3 © 000 «ТЦ Сфера», 2005
Содержание Введение Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической деятельности § 1. Понятие о педагогической деятельности как процессе непрерывного решения профессиональных задач § 2. Классификация педагогических задач, решаемых в педагогической системе § 3. Структура решения педагогических задач Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава II. Использование метода наблюдения В деятельности педагога-психолога § 1. Общие понятия о методе наблюдения § 2. Планирование и содержание наблюдения Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава III. Метод опроса в профессиональной Деятельности педагога-психолога § 1. Опрос как метод получения первичной психолого-педагогической информации § 2. Интервьюирование и анкетирование как основные формы опроса Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава IV. Психолого-педагогическая диагностика поступков как составная часть решения педагогических задач § 1. Сущность психолого-педагогической диагностики § 2. Алгоритмизация диагностических процедур § 3. Психолого-педагогическая диагностика поступков Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава V. Содержание и порядок анализа Психолого-педагогических ситуаций § 1. Основы психолого-педагогического анализа § 2. Алгоритм анализа психолого-педагогических ситуаций Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава VI. Приемы психолого-педагогического взаимодействия и технология их применения в практической деятельности § 1. Классификация приемов психолого-педагогического взаимодействия § 2. Приемы психолого-педагогического взаимодействия на основе педагогического требования § 3. Учет возрастных особенностей детей в технологии применения приемов психолого-педагогического взаимодействия Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава VII. Технология подготовки и проведения беседы как индивидуальной формы психолого-педагогической деятельности § 1. Основные характеристики метода беседы § 2. Функции и структура деловой беседы Вопросы для самоконтроля Список литературы Глава VIII. Методика подготовки и проведения коллективных форм психолого-педагогической деятельности § 1. Общая характеристика коллективных форм психолого-педагогической деятельности § 2. Порядок подготовки и проведения общих собраний § 3. Психолого-педагогический консилиум: сущность, требования к подготовке и проведению Вопросы для самоконтроля Список литературы Задания для самостоятельной работы по решению психолого-педагогических задач Приложения Приложение 1. Описательные модели типов акцентуации характера Приложение 2. Основные составляющие психолого-педагогического сопровождения акцентуированных подростков Терминологический словарь
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития психолого-педагогической науки, протекающем в новых социально-экономических, политических, культурных условиях, все более высокие требования предъявляются к эффективности практической деятельности педагогов-психологов. Позитивное изменение качества функционирования системы обучения и воспитания, реализуемой в социальных институтах разного уровня, оказывается сегодня возможным только при целенаправленном повышении уровня профессионализма те, кто непосредственно на практике осуществляет решение психолого-педагогических задач в соответствии с современны, ми требованиями к обучению и воспитанию. «Психолого-педагогический практикум» — учебная дисциплина, предназначенная для овладения студентами основными теоретическими знаниями постановки и решение психолого-педагогических задач, практическими умениями и навыками целесообразного построения профессиональной деятельности, формирования профессионально значимых качеств. Основными задачами изучения данной учебной дисциплины являются: — формирование и развитие прочных знаний, навыков и умений использования методик подготовки и проведения психолого-педагогических диагностических процедур; — приобретение теоретических и практических основ системного анализа, моделирования и конструктивного разрешения профессионально-педагогических ситуаций; — овладение содержанием и методикой развития профессиональной компетентности педагога-психолога, проектирования, прогнозирования, конструирования и осуществления различных форм психолого-педагогической деятельности. Результатом изучения данной дисциплины должно стать: — получение представлений об основных современных аспектах и научных направлениях в области технологии решения психолого-педагогических задач, о перспективах развития теории и практики организации психолого-педагогического взаимодействия в процессе обучения, воспитания и развития детей, об основах учета возрастных особенностей детей в профессиональной деятельности педагога-психолога; — знакомство с основными терминами и определениями по проблеме психолого-педагогической деятельности, рассматриваемой в форме процесса непрерывного решения профессиональных задач; — освоение знаний об особенностях организации психолого-педагогического взаимодействия в практической профессиональной деятельности педагога-психолога; о классификации педагогических задач, решаемых в педагогической системе; о сущности метода наблюдения, способах его осуществления на практике, порядке разработки программы наблюдения; об основах опросного метода, его содержании и методике использования при решении психолого-педагогических задач; об основах психолого-педагогической диагностики, ведущих подходах по реализации диагностических процедур, порядке анализа и диагностики поступков; о технологии подготовки и проведения беседы как индивидуальной формы психолого-педагогической деятельности; о возможностях и условиях применения коллективных форм психолого-педагогической деятельности; — овладение умениями практически осуществлять анализ и разрешать педагогические ситуации с использованием методов диагностирования (наблюдения и опроса); планирования и проведения индивидуальных и коллективных форм психолого-педагогической деятельности; осуществления контроля эффективности выполняемых мероприятий; — получение опыта практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности; реализация основных форм и методов психолого-педагогического взаимодействия при решении задач обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Глава I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
В психолого-педагогической теории существуют различные подходы к классификации педагогических задач, решаемых в педагогической системе. Характерным является выделение комплекса задач на основании их сложности и оперативности решения, а также логики построения психолого-педагогической деятельности (ее разбивки на этапы).
Психолого-педагогической Деятельности
I. Этап педагогической диагностики включает задачи: — организации пролонгированных наблюдений за учащимися, их характерами и поступками; — организации собеседований в процессе изучения учащихся; — изучения творческих работ учащихся; — педагогического эксперимента; — сопоставления фактов для осуществления диагностики. II. Этап логического целеполагания включает формулирование стратегических, тактических и ситуативных задач, а также использование диагностических знаний для определения конкретных целей участников педагогических ситуаций. III. Этап педагогического планирования предстоящей работы содержит задачи: — определения основных объективных и субъективных условий достижения поставленных целей на уровне прогноза; — прогнозирования зоны ближайшего интеллектуального, гражданского, нравственного, профессионального и культурного развития учащихся; — планирования методов и приемов сообщения информации; — планирования практической, учебной и других видов деятельности отдельных учащихся, их групп и коллективов; — планирования практической, учебной и других видов деятельности; — планирования взаимоотношений с учащимися; — организации совместного планирования работы с другими педагогами; — итогового оформления программы предстоящей учебно-воспитательной работы. IV. На этапе практического осуществления намеченного плана решаются задачи: — сообщения информации и убеждения учащихся; — показа выполнения отдельных видов деятельности, демонстрация определенных приемов и способов работы; — стимулирования самопознания, самореализации, самовоспитания учащихся; — реализации в процессе общения с учащимися гражданских и нравственных отношений, обеспечение сотрудничества. V. Этап анализа результатов выполненной работы включает задачи: — определения степени достижения поставленных целей; — установления причин недостатков проделанной работы и определение резервов повышения ее уровня в будущем.
Вопросы для самоконтроля 1. Что понимается под психолого-педагогической деятельностью? 2. В чем заключается структурированность педагогической системы? 3. Обоснуйте взаимосвязи основных функциональных компонентов педагогической системы. 4. Что предполагает принцип демократизации и гуманизации в управлении педагогическими системами? 5. Классифицируйте педагогические задачи по основанию сложности и оперативности? 6. Раскройте содержание стратегических педагогических задач. 7. Каково содержание тактических педагогических задач? 8. Чем отличаются тактические педагогические задачи от ситуативных педагогических задач? 9. Какова классификация психолого-педагогических задач на основании логики построения психолого-педагогической деятельности? 10. Дайте характеристику элементов структуры решения педагогических задач. Список литературы Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М., 1990. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М, 2002. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 1998. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М, 1983. С ластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов и высш. пед. учеб, заведений. М., 2002. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И. Пидкасистого. М, 1997. Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л., Павличкова Г.Л. Педагогические задачи и их решения. М.; Кострома, 1991. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М., 1977.
Глава II ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА По регулярности проведения Систематическое. Характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, и значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения достаточно широка — от поискового до экспериментального исследования психолого-педагогического процесса или объекта. Случайное. Наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации. От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации наблюдения, и планированного именно за данной деятельностью. По месту наблюдения Полевое. Проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, непосредственном контакте с изучаемым объектом. Может выполнять роль как основного метода сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, углубление представлений об объекте, сбор дополни тельной информации). Лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются педагогом. Основное его достоинство — максимальная, по сравнению с другими видами, возможность выявить все факторы ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая может вызвать резкое изменение поведения участников. Подобное наблюдение чаще всего применяется на этапе проверки психолого-педагогических гипотез и, как правило, сводится фиксации изменений, которые происходят в результате воз действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении особенно широко применяются всевозможные технические вспомогательные средства (кино-, фото-, видеоаппаратура, ПЭВМ и т.д.). По степени формализации Контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заранее определяется, какие из элементов (на ни сосредоточивается внимание) изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для педагога-психолога, также формируется специальный план записи наблюдений для начала сбора информации. Чаще всего задача контролируемого наблюдения — проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их. Оно может использоваться и как основной метод сбора информации для точного описания и проверки гипотез при решении психолого-педагогических задач небольшого масштаба. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры наблюдения необходимо построить систему классификации явлений, составляющих наблюдаемую ситуацию, и стандартизировать категории наблюдения. Неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. У него нет строгого плана, заранее определен лишь непосредственный объект наблюдения. Наблюдатель выясняет психолого-педагогическую атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для изучения, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Именно здесь проблема «наблюдение — вывод» может проявиться наиболее ярко. ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ Организация и проведение любого вида наблюдения требует внимательного и обоснованного выбора его объекта и предмета. Объект наблюдения — это отдельные лица, большие и малые группы в различных ситуациях взаимодействия. Предмет наблюдения — это вербальное и невербальное поведение человека или нескольких групп в определенной психолого-педагогической среде и ситуации. В качестве предмета наблюдения выбирается какая-либо из сторон этого объекта. Цели наблюдения: — предварительная ориентировка в объекте; — получение информации для формулирования гипотезы решаемой проблемы; — получение информации для проверки полученной гипотезы; — уточнение результатов, полученных другими методами; — извлечение дополнительных связей об изучаемом предмете. Наблюдение чаще применяется тогда, когда необходимая информация не может быть получена другим способом. Это какие-либо ситуации, привычные, часто повторяющиеся, также требующие большого эмоционального напряжения. Качественное проведение наблюдения предполагает тщательную предварительную разработку плана и программы наблюдения. При планировании необходимо четко установит: сроки наблюдения, определить средства сбора информации. Этапы подготовки и проведения наблюдения I. Установление объекта и предмета наблюдения, определение целей, постановка задач. Разработка плана и программы наблюдения. При составлении программы наблюдения внимание уделяется: 1) терминам и уровню ведения наблюдения (решается вопрос о научных рамках соотнесения понятий); 2) определению (фиксации) условий деятельности наблюдаемого объекта: - ситуации, устанавливающей вид наблюдаемой деятельности; - эмоциональных состояний, при которых протекает деятельность объекта исследования; - характера ситуаций, обычных и проблемных; 3) выбору признаков. Определение признаков представляет собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации акты поведения, сводимые в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации; 4) определению понятий и разработке категорий. Понятия должны соответствовать следующим требованиям: - каждое из них должно быть четко определено; - не пересекаться с другими понятиями; - иметь ту же степень общности, что и другие понятия; - выражать какой-либо определенный аспект решаемой задачи. Программа наблюдения (пример) Тема: собрание коллектива как выражение общественного мнения. Объект наблюдения — совокупность собраний различных типов, уровней и тематики в определенный период на конкретном предприятии. Предмет наблюдения— вербальное и невербальное поведение людей и групп (президиум собрания; большинство или меньшинство аудитории; несколько человек; один-два человека)в период подготовки и проведения собрания. Задачи наблюдения I) фиксация характеристики: - собрания, объектов наблюдения; - информации, содержащейся в докладах и выступлениях; 2) получение данных: - о поведении участников собрания; — выступлениях на собрании и отношении к ним аудитории; — временной структуре собрания. Документ сбора первичной информации — карточка наблюдения, состоящая из 11 отдельных бланков, названия которых совпадают с этапами проведения собрания: — ситуация непосредственно перед началом собрания; — организационный период; — карточка докладчика, выступающего; — реакция участников собрания на выступление докладчик — реакция участников собрания на выступление участников собрания; — общая ситуация в ходе обсуждения повестки дня; — общая ситуация во время принятия решения; — ситуация во время проверки решения; — ситуация во время проверок и дополнений к проверке решения; — ситуация по окончании собрания; — общая характеристика собрания. II. Обеспечение доступа к среде. Получение соответствующих разрешений, установление контактов с людьми. III. Выбор способа (вида) наблюдения. IV. Подготовка технических средств и оборудования. V. Проведение наблюдения, сбор данных, накопление информации. Запись результатов наблюдений выполняется в виде: а) кратковременной записи, проводимой по горячему следу, насколько позволяют условия, время и место; б) карточки наблюдения для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц и явлений. Признаки регистрации, как правило, строго формализованы в закодированном виде, содержат шкалу оценки (табл. 2); в) протокола наблюдения, предназначенного для комбинированной регистрации результатов наблюдения (табл. 3) и используемого, как правило, на начальной стадии исследования для выявления сущностных признаков психолого -педагогического явления; г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления трудности; д) видео-, фото-, кино-, звукозаписи. Таблица 2 Карточка наблюдения Наблюдатель: Иванов П.С. Общая продолжительность наблюдения: 8 ч Объект наблюдения: Время наблюдения: с 9.00 до 17.00 Предмет наблюдения: Начало: 12.01.04 Цели наблюдения: Окончание: 12.01.04 Пункты плана наблюдения
Таблица 3 Протокол наблюдения Тема наблюдения: Время наблюдения: Предмет наблюдения: Место наблюдения: Цели наблюдения:
VI. Контроль наблюдения, который можно осуществи различными способами: а) проведением беседы с участниками ситуации; б) обращением к документам, связанным с данным событием; в) проверкой результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанным другим квалифицированным наблюдателем. VII. Отчет о наблюдении, который должен содержать: а) тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения; б) информацию о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения; в) характеристику наблюдаемых лиц; г) подробное описание наблюдаемых фактов; д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя Выбор исследуемых коллективов и индивидов, определение условий, в которых будет происходить наблюдение, фактов, которые будут наблюдаться, и достоверности полученной информации — все эти вопросы следу решить заранее, чтобы наблюдение проходило организованно и последовательно, в соответствии с заранее разработанным планом. Процесс разработки программы наблюдения состоит прежде всего в построении педагогом-психологом системы классификации тех фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию и отвечают целям исследования психолого-педагогической ситуации. Без нее зафиксированные факты будут изолированными, неопределенными и, следовательно лишенными смысла. Однако система классификации факто не должна быть слишком жесткой, иначе исследователь будет вынужден отбросить все факты, в нее не укладывающиеся. Наблюдатель, у которого нет системы классификации может увидеть много, а зафиксировать и определить очень мало. Исследователь, который использует слишком жест' кую систему классификации, чаще будет фиксировать ли те явления и факты, которые могут подтвердить его предварительные гипотезы. В процессе наблюдения происходит накопление данных, и их предварительный анализ позволяет уточнить задачи наблюдения. Вводятся более строгие категории, выделяются наиболее значимые с точки зрения задачи исследования педагогической системы, аспекты наблюдаемых ситуаций и событий. Поэтому программа наблюдения должна быть достаточно широкой и гибкой. Даже в тех случаях, когда задачи и гипотезы определены заранее, они могут быть переформулированы несколько раз в ходе работы. Если это происходит, необходимо фиксировать соответствующие изменения и вносить их в программу исследований. Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с помощью других методов психолого-педагогического исследования. Условия успешного обеспечения качественной информацией при разработке программы наблюдения: - расчленение объекта исследования на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать логической природе объекта и позволять воссоздание целого из частей; - расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которые исследователи намереваются использовать при анализе полученной информации; - выделенные элементы объекта (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленности толкования. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы особенности метода наблюдения? 2. Что понимают под объектом и предметом наблюдения? 3. Осуществите классификацию наблюдения по степени участия наблюдателя в исследовании ситуации. 4. Что такое лабораторное наблюдение? 5. Сравните сильные и слабые стороны метода наблюдения. 6. Обоснуйте порядок использования метода наблюдения в психолого-педагогической практике. 7. Подготовьте бланк карточки наблюдения за поведением учащихся младших классов на уроке, исходя из того, что наблюдение — структурированное и невключенное. 8. Разработайте бланк протокола наблюдения за качеством преподавания истории учителем на уроке. 9. Чем отличается дневник наблюдения от плана наблюдения? 10. Подготовьте программу наблюдения за психолого-педагогическим явлением, изучаемым вами в контексте курсовой или дипломной работы. Список литературы Загвязинский В.И., Атаканов Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993. Немое Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. М., 1998. Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова и др. М., 1983. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987.
Глава III ОПРОС КАК МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Для успешной психолого-педагогической деятельности зачастую необходима информация о субъективном мире людей и их склонностях, мнениях, мотивах деятельности, которые недоступны прямому наблюдению. Источником такой информации являются непосредственные участники этих процессов — люди, их высказывания о собственном мнении и взглядах, настроении и поступках, об окружающей их реальности. Получить такую информацию можно посредством обращения с вопросами, т.е. методом опроса. Метод опроса представляет собой письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение педагога к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны решаемой проблемы. Значение метода опроса в педагогике и психологии тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой психолого-педагогической сферы информацией и чем менее доступна она непосредственному наблюдению. Вместе с тем метод опроса не универсален. Наиболее плодотворно он используется в сочетании с другими методами исследования психолого-педагогических ситуаций. Широкое применение метода опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее, чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно. Метод опроса в психолого-педагогической деятельности применяется в следующих формах: — в виде интервью (устного опроса); — анкетирования (письменного опроса); — экспертного опроса; — тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса); — в виде индивидуальной или групповой беседы; — с использованием социометрии, позволяющей на основе опроса выявить межличностные отношения в группе людей. В основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), из ответов которого педагог и получает необходимую информацию. Важной составляющей этого метода является достоверность получаемой информации — свойство метода давать информацию, адекватно отражающую изучаемую реальность по измеряемым характеристикам. В ходе опроса актуализируется жизненная позиция респондентов, формируется мотивация их участия или помощи в исследовании психолого-педагогических явлений или процессов. Опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей психолого-педагогического общения. Связь между главными его участниками — исследователем и респондентом — обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество получаемой информации. Прежде всего это анкета или интервью, представляющие собой перечень вопросов, в которых заключена изучаемая проблема. Затем это лицо, проводящее анкетирование, или интервьюер, формирующие вопросы и обеспечивающие ответы респондентов. При этом анкетирование требует предварительного инструктажа, а интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым. И наконец, это ситуация опроса, условия, которые складываются из житейских ситуаций респондентов на момент опроса, их обычаев, норм, традиций, эмоционального состояния, отношения к проводимому опросу. Метод опроса, основанный на правильно спланированной выборке, позволяет по сравнительно небольшому количеству опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития психолого-педагогических явлений и процессов на изучаемом объекте.
Опросы применяются на ранних стадиях исследования педагогической системы для сбора информации от компетентных лиц, экспертов, для установления значимых переменных и выдвижения гипотез исследования психолого-педагогических явлений. На основном этапе исследования опросы — основное и дополнительное средства сбора психолого-педагогической информации, а также способ уточнения, расширения и контроля данных, полученных другими методами. На завершающем этапе исследования — это повторный опрос части лиц, входящих в общую совокупность всех участвующих в исследовании. Таким образом, опрос — метод получения первичной информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Среди недостатков метода опроса можно указать следующие: во-первых, субъективность получаемой информации (респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них); во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности («выборки»), интерпретации данных; в-третьих, необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ФОРМЫ ОПРОСА Интервью — разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. Интервьюирование — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера и опрашиваемого (респондента). Специфика интервью состоит в том, что педагог-психолог заблаговременно определяет тему предстоящего изучения психолого-педагогической ситуации и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации. Интервью может быть: — стандартизированным; — нестандартизированным (свободным); — полустандартизированным (документированным). Стандартизированное интервью предполагает формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы. В этом случае не разрешается изменять формулировки вопросов, задавать новые вопросы. Нестандартизированное интервью — это своего рода беседа без строгой детализации вопросов; чаще всего определяется только тема интервью, которая предлагается респонденту для обсуждения. Свободное интервью проводится, как правило, на подготовительной стадии исследования психолого-педагогического явления, когда уточняется содержание проблемы. Оно может быть применено и перед началом составления анкеты. Полустандартизированное интервью— содержательный перечень как строго определенных, так и возможных вопросов; при этом используются как открытые, так и закрытые вопросы. Круг вопросов, включаемых в план интервью, обязателен для интервьюера, он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому должен получить информацию. Интервьюер направляет ход и содержание беседы с респондентом. Респондент дает ответы в свободной форме, которые строго фиксируются. Этот вид интервью применяется в пилотажных иссле
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 3455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.016 с.) |