Глава I. Теоретические основы выбора профессии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретические основы выбора профессии



Введение.

«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения

двух условий: правильного установления

конечной цели всякого рода деятельности и

отыскания соответственных средств, ведущих

к конечной цели».

Аристотель.

Вопрос "Кем быть?" – один из главных для каждого молодого человека. Правильно подобранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроения, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

Выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека. В настоящее время многие старшеклассники нашей школы еще не определились в выборе своей будущей профессии, своего дальнейшего жизненного пути. В своей работе я хочу попытаться найти ответ на вопрос " Как помочь старшекласснику правильно выбрать профессию?"

Прежде чем говорить о мире профессий и его разнообразии, следует сказать, что же такое профессия.

Профессия — (лат. Professio — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

Есть еще понятие "специальность". По значению оно близко к понятию "профессия" и соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий. Например, ты не встретишь ведь "учителя вообще". Это будет или учитель математики, или географии и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач - педиатр, хирург, юрист - адвокат, прокурор и т. д.

Юношеский возраст-этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений. В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, но и конъюктурой, выгодной, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. «Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении» (Л.И.Божович) не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассника, но иногда и определяет её.

Цель работы: 1) Исследование профессиональной ориентации и факторов, влияющих на выбор профессии на примере учащихся 9-11 классов МОУ «СОШ» № 7 г. Тында.

2) Исследование социального пространства города, как возможность реализации своих устремлений.

3) Создание сайта «Кем быть?»

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме.

2. Провести диагностическую работу с учащимися 9-11 классов с помощью анкет, опросников.

3. Выявить предпочитаемые современными подростками типы, группы и классы профессий.

4. Обработать полученные результаты.

5. Создать сайт «Кем быть?».

Используемые методы:

Теоретический (изучение и анализ литературы) и практический (опрос, беседа, анкетирование, создание сайта).

Объект исследования — учащиеся 9 — 11 классов МОУ «СОШ №7» г.Тынды

Предмет исследования — профессиональные интересы и склонности.

Глава I. Теоретические основы выбора профессии

Стадии выбора профессии

Согласно теории Гинзберга, процесс выбора профессии заключен в жесткие рамки возрастного развития:

1. Стадия фантазии охватывает раннее детство и заканчивается примерно на исходе среднего детства, в 11 лет. В этот период, независимо от своих реальных потребностей и возможностей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их желания не строятся на реалистических соображениях, и как правило, на этой стадии они хотят быть летчиками, учителями, врачами, медсестрами и т. д.

2. Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и включает в себя четыре периода:

· период интереса (11-12 лет) — дети делают свой выбор.
Руководствуясь главным образом своими склонностями и ин­тересами;

· период способностей (13-14 лет) — подростки узнают
больше о требованиях, предъявляемых данной профессией,
приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они
полагают о своих способностях применительно к требованиям той
или иной профессии;

· период оценки (15-16 лет) — молодые люди пытаются
примерить те или иные профессии к собственным интересами
ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальный
ми возможностями;

· переходный период (17 лет) — в течение этого периода
осуществляется переход от гипотетического подхода к реалис­тическому выбору профессии, который происходит под воздей­ствием внешних факторов, например давления школы, родите­лей, сверстников и других обстоятельств.

3. Реалистическая стадия — в возрасте от 17 лет и старше молодые люди стараются принять окончательное решение о выборе профессии. Эта стадия делится на три периода:

· период исследования (17-18 лет) — прилагаются актив­ные усилия для приобретения более глубоких знаний и пони­мания;

· период кристаллизации (19-21) — в этот период значитель­но сужается диапазон выбора и определяется основное направле­ние будущей деятельности;

· период специализации — общий выбор, например про­фессии экономиста или физи­ка, уточняется выбором конк­ретной и более узкой специали­зации (по Раис Ф., 2000).

Теория Гинзберга, пожа­луй, чрезмерно жестко опреде­ляет последовательность и дли­тельность стадий выбора про­фессии, а также их привязку возрастному развитию. Как лирические исследования, так и жизненные наблюдения пока­зывают, что определенная часть молодых людей способна осуществить сознательный выбор профессии до окончания средней школы, а некоторые делают это в еще более юном возрасте. Последнее особенно характерно для детей с ярко выраженными, например, музыкальными или математическими способностями, когда их интересы в областях принимают характер стойкого увлечения без всякого внешнего давления со стороны взрослых. А многие люди, напротив, определяются в своих профессиональных предпочтениях в гораздо более зрелом возрасте. Следует отметить, что возрастные границы в формирова­нии профессиональной направленности довольно размыты, а индивидуальные отклонения велики, и причиной этому могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Но какие-то об­щие тенденции, несомненно, существуют.

Заключение.

В своей работе я поставила цель: исследовать профессиональную ориентацию и факторы, влияющие на выбор профессии на примере учащихся 9-11 классов МОУ «СОШ №7» г.Тында. Для этого я изучила теоретические основы выбора профессии . Эта работа была для меня очень интересна, потому что проблема выбора профессии у подростков актуальна для меня как выпускницы. Ведь первая жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники – это выбор профессии. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшими подростками выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Насколько своевременной, грамотной будет помощь ему в этот период, настолько правильным будет выбор учащегося.

Проведя работу по исследованию профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов МОУ «СОШ № 7» г. Тынды можно сформулировать следующие выводы:

1. Учащиеся выбирая профессию, ориентированы на «высокую зарплату»

2. На данный момент большинство учащихся 11 классов соответствуют следующим типам профессий «человек - художественный образ» (36 %) и «человек – человек» (26%).

Также следует добавить о создании сайта «Кем быть?», где все желающие могут просмотреть интересующую их информацию об учебных заведениях г. Тынды и Амурской области, а также пройти тесты, результаты которых помогут им определится с выбором будущей профессии.

 

 

Библиографический список.

 

1.Аркадьев А.А. Тесты по профориентации для учащихся. - Минск.шк.,2008.-272с.

2.Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

3.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

4.Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., Просвещение, 1990. – 215 с.

5.Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.

6.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Книга 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.

7.Сталяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебник и учебные пособия» - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов на/Д: «Феникс», 2003. - 544 с.

8.Чистяков С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера.- М.: Просвещение,2005.

 

 

Приложение № 1.

Анкета для выявления профессиональных и социальных устремлений выпускников школ.

1) После окончания школы собираетесь ли вы продолжить образование? Если да, то какое? (высшее, средне-специальное)

2) Выбрали ли вы учебное заведение?

3) Где бы вам было предпочтительней работать, и почему именно там?

4) На что вы, прежде всего, ориентированы при выборе профессии?

 

Приложение №2 .

Таблица для ориентировочного определения предпочтительного типа будущей специальности на основе самооценки.

(по Е. А. Климову, 1985 г.)

№ п/п Тип специальности (по признаку предмета труда). Программа самооценки П (природа) Т   (техника)   З (знаковая система) Х (художественные образы) Ч (человек-человек)
             
Легко (без скованности)          
знакомлюсь с новыми людьми
             
Охотно и подолгу могу что-нибудь          
  мастерить (или шить,          
чинить, вязать)
С охотой хожу в музеи,          
  театры, на концерты и художественные          
выставки
Охотно и постоянно слежу          
  и ухаживаю за растениями          
(или животными)
Охотно и подолгу могу что-нибудь          
подсчитывать, вычислять или чертить          
             
Охотно провожу время с сверстниками или          
  младшими, когда их нужно чем-то занять,          
             
  увлечь делом или          
помочь им в чем-то
Охотно и часто помогаю          
  старшим по уходу за животными          
(или растениями)
Обычно я делаю мало ошибок в письменных          
работах
Мои изделия (то, что я де лаю своими руками в          
  свободное от учебы          
  время) обычно вызывает          
интерес у товарищей, старших          
                       
Старшие считают, что у меня есть способности к          
  определенной области          
  искусства    
           
Охотно читаю о растительном          
(или животном) мире
12 Активно участвую в художествен - ной самодеятельности              
                       
             
Охотно читаю об устройстве механизмов,          
приборов, машин
             
Охотно и подолгу могу разгадывать          
  головоломки или сидеть над трудными задачами,          
             
кроссвордами, ребусами
             
Легко улаживаю разногласия между сверстниками          
или младшими Старшие считают, что у меня есть способности
           
к работе с техникой
             
Результаты моего художественного          
творчества одобряют и совершенно незнакомые люди          
             
             
Старшие считают, что у меня есть способности к работе          
  с растениями или животными
           
             
Обычно, как считают, мне удается подробно и ясно для других          
             
излагать мысли в письменной форме
             
20     Я почти никогда нессорюсь          
Вещи, сделанные мною, одобряют          
незнакомые люди
Без особого труда усваиваю ранее          
  незнакомые или иностранные          
слова
23 Мне часто случается помогать незнакомым людям          
             
Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художест -          
             
  венной работой (музыкой,          
рисованием и т. п.)
С большим интересом читаю об охране окружающей среды,          
             
леса, животных
Люблю разбираться в устройстве          
механизмов, машин, приборов
             
Мне обычно удается убедить сверстников или младших          
  в том, что нужно делать          
             
так, а не иначе
28 Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения          
             
             
29 Охотно читаю научно-популярную, литературно - критическую литературу, публицистику                    
             
             
             
30 Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии и т. д.          
             
Без особых усилий и охотно разбираюсь в географических          
             
  картах, схемах, графиках,          
  чертежах, таблицах        

Методика выполнения:

1) Читать по порядку пункты таблицы и либо соглашаться с ними («да»), либо не соглашаться («нет»).

«Да» - ставится «+» перед соответствующей цифрой, стоящей в данном пункте в одном из вертикальных столбцов.

«Нет» - ставится «-»

2) Пройдя все пункты, подсчитайте алгебраические суммы отличных чисел в каждом из столбцов.

3) Вывод: наиболее положительные суммы будут в тех столбцах, которые соответствуют наиболее подходящим для вас типом профессий, малые суммы – неподходящим.

 

Приложение № 3.

В таблице приведены примеры профессий, сориентированных по типу и классу.

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительные Творческие
1) «Человек – Человек» Агент Артист Массажист Милиционер Няня Официант Продавец Социальный работник Воспитатель Врач Менеджер Психолог Тренер Учитель Экскурсовод Юрист
2) «Человек - техника» Бетонщик Водитель Газоэлектросварщик Каменщик Маляр-штукатур Слесарь Электрик Столяр Плотник Механик Инженер Испытатель Конструктор Проектировщик Контролер Технолог
3) «Человек – знаковая система» Кассир Оператор ПЭВМ Печатник Чертежник Штурман Радист Геодезист Переводчик Программист Товаровед Экономист Редактор
4) «Человек - природа» Озеленитель Садовник Фермер Лесник Зверовод Овощевод Агроном Ветеринар Геолог Физик Биолог Эколог
5) «Человек - художественный образ» Закройщик Мозаичник Парикмахер Повар-кондитер Фотограф Цветовод-декоратор Столяр-краснодеревщик Диктор теле- и радио Актер Архитектор Музыкант Хореограф Художник Юрист Писатель Режиссер Модельер

 

Введение.

«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения

двух условий: правильного установления

конечной цели всякого рода деятельности и

отыскания соответственных средств, ведущих

к конечной цели».

Аристотель.

Вопрос "Кем быть?" – один из главных для каждого молодого человека. Правильно подобранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроения, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

Выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека. В настоящее время многие старшеклассники нашей школы еще не определились в выборе своей будущей профессии, своего дальнейшего жизненного пути. В своей работе я хочу попытаться найти ответ на вопрос " Как помочь старшекласснику правильно выбрать профессию?"

Прежде чем говорить о мире профессий и его разнообразии, следует сказать, что же такое профессия.

Профессия — (лат. Professio — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

Есть еще понятие "специальность". По значению оно близко к понятию "профессия" и соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий. Например, ты не встретишь ведь "учителя вообще". Это будет или учитель математики, или географии и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач - педиатр, хирург, юрист - адвокат, прокурор и т. д.

Юношеский возраст-этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений. В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, но и конъюктурой, выгодной, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. «Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении» (Л.И.Божович) не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассника, но иногда и определяет её.

Цель работы: 1) Исследование профессиональной ориентации и факторов, влияющих на выбор профессии на примере учащихся 9-11 классов МОУ «СОШ» № 7 г. Тында.

2) Исследование социального пространства города, как возможность реализации своих устремлений.

3) Создание сайта «Кем быть?»

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме.

2. Провести диагностическую работу с учащимися 9-11 классов с помощью анкет, опросников.

3. Выявить предпочитаемые современными подростками типы, группы и классы профессий.

4. Обработать полученные результаты.

5. Создать сайт «Кем быть?».

Используемые методы:

Теоретический (изучение и анализ литературы) и практический (опрос, беседа, анкетирование, создание сайта).

Объект исследования — учащиеся 9 — 11 классов МОУ «СОШ №7» г.Тынды

Предмет исследования — профессиональные интересы и склонности.

Глава I. Теоретические основы выбора профессии



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.041 с.)