Государственное автономное профессиональное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное автономное профессиональное



ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОЛЫШМАНОВСКИЙ АГРОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Основные подходы к выполнению

Учебно-исследовательских работ

студентами колледжа

Методические рекомендации

Голышманово,2015

Основные подходы к выполнению учебно-исследовательских работ студентами колледжа: метод. рекомендации. – Голышманово: ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедколледж», 2015– 98 с.

Составитель: Шмелева Людмила Вениаминовна

Рецензенты:

 

Вопрос методического обеспечения самостоятельной работы студентов, регламентации процесса исследовательской деятельности, формулирования единых требований к написанию, оформлению и оценке учебно-исследовательских работ является актуальным в процессе выполнения исследования. Данные рекомендации направлены на рациональную организацию учебно-исследовательского труда студентов и познакомят их с приемами, обеспечивающими успешное выполнение исследовательской деятельности, что будет способствовать повышению качества учебно-исследовательской работы студентов колледжа.

Методические рекомендации адресованы студентам специальностей 44. 00. 00 «Образование и педагогические науки» и педагогам, осуществляющим руководство исследовательской деятельностью студентов.

 

 

© ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедколледж», 2015.

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение…………………………………………………………………………  
Глава 1. Подготовительный этап выполнения учебно-исследовательской работы….  
1.1 Выбор научного руководителя………………………………………………...  
1.2 Выбор темы учебно-исследовательской работы……………………………..  
1.3 Определение содержания, структуры и этапов выполнения КР и ВКР…….  
Глава 2. Основной этап выполнения учебно-исследовательской работы…………….  
2.1 Написание основных элементов курсовой работы………..…........................  
2.1.1 Введение…………………………………………………………………………  
2.1.2 Основная часть………………………………………………………………….  
2.1.3 Заключение, список использованных источников, приложения…………….  
2.2 Стиль изложения материала……………………………………………………  
2.3 Методы исследования…………...……………………………………………...  
2.4 Общие требования к оформлению работы……………………………………  
Глава 3. Заключительный этап выполнения исследовательской работы……………..  
3.1 Профессиональная этика……………………………………………………….  
3.2 Подготовка к защите исследовательской работы…………………………….  
3.3 Процедура защиты исследовательской работы………………………………  
  Заключение……………………………………………………………………...  
  Список использованных источников………………………………………….  
  Приложение А…………………………………………………………………..  
  Приложение Б…………………………………………………………………...  
  Приложение В…………………………………………………………………...  
  Приложение Г…………………………………………………………………...  
  Приложение Д…………………………………………………………………...  
  Приложение Е…………………………………………………………………...  
  Приложение Ж…………………………………………………………………..  
  Приложение И…………………………………………………………………..  
  Приложение К…………………………………………………………………...  
  Приложение Л…………………………………………………………………...  
  Приложение М…………………………………………………………………..  
  Приложение Н…………………………………………………………………..  
  Приложение О…………………………………………………………………..  
  Приложение П………………………………………………………………......  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исследовательская работа один из способов формирования профессиональной компетенции специалистов в системе образования. Являясь эффективным средством развития творческого потенциала будущего специалиста, учебно-исследовательская деятельность, способствует появлению новых качеств - широты кругозора, видение проблем, определенную системность и логичность мышления, что пригодится в дальнейшей научной и педагогической деятельности, в общении, в быту и вообще в жизни. Она позволяет актуализировать знания, получаемые при изучении различных дисциплин учебного плана, сформировать умения работать с информацией, расширить способы деятельности. Она развивает научную активность студента, самостоятельность, контроль и самоконтроль, умение изучать и исследовать, сравнивать и анализировать, обобщать и систематизировать, делать выводы, что способствует повышению качества подготовки студентов, их конкурентоспособности в современной системе образования.

В период обучения студентов в колледже им предлагается выполнить разные виды учебно-исследовательских работ: реферативные, курсовые, выпускные квалификационные работы. Каждый из этих видов отличается определенным объемом и возрастающей по содержанию степенью сложности и обработки теоретических и практических материалов.

Овладение студентами исследовательскими навыками в процессе выполнения этих видов работ окажется полезным при обучении их на второй ступени непрерывного профессионального образования – в вузе, при обучении в аспирантуре и написании диссертационного исследования, при обобщении своего педагогического опыта в самостоятельной профессиональной деятельности, при подготовке к аттестации.

Осуществление учебно-исследовательской работы регламентируют государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, предусматривающие в учебных планах самостоятельную работу студентов.

В современной практике среднего профессионального образования защита выпускной квалификационной работы студентами является обязательным требованием государственной итоговой аттестации. Поэтому возникает необходимость постепенной, углубленной подготовки всех студентов колледжа к организации и проведению психолого-педагогических исследований, что осуществляется благодаря преемственности в выполнении реферативной, курсовой и выпускной квалификационной работ, в ходе выполнения которых формируется система исследовательских умений и навыков студентов, направленных на совершенствование их профессиональной подготовки.

Бесспорно, осуществление учебно-исследовательской деятельности по различным вопросам и проблемам развития, обучения и воспитания представляет определенную сложность, прежде всего, при написании курсовой и выпускной квалификационной работ.

Данные методические рекомендации объединяют требования нормативных документов и опыт педагогов учебных заведений педагогического профиля. Представленные материалы, могут найти практическое применение в учреждениях среднего профессионального образования при организации и выполнении исследовательских работ студентами колледжей.

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Выбор научного руководителя

Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ (в дальнейшем – КР и ВКР) – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших педагогических учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Выполнение студентами рефератов, КР и ВКР проводится с целью:

· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по профессиональным модулям и специальным дисциплинам;

· углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

· формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

· формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

· развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· подготовки к итоговой государственной аттестации.

Выполнение рефератов, КР и ВКР способствует формированию и совершенствованию следующих исследовательских умений:

· выбирать и обосновывать тему исследования;

· определять и обосновывать понятийный аппарат исследования;

· находить и применять соответствующие методики исследования;

· подбирать литературу, необходимую для осмысления темы исследования;

· сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме;

· анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности;

· обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;

· формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения;

· осознанно повышать уровень педагогического мастерства.

Исследования в области психологии и педагогики включают в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, то есть методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями [19, с. 26]. Тем не менее, основную работу по разработке замысла и логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

Вместе с этим, следует указать, что логика каждого исследования специфична.Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

Процесс психолого-педагогического исследования состоит из следующих этапов:

Подготовительный этап

1. Выбор научного руководителя.

2. Определение и утверждение темы работы.

3. Определение характера и структуры работы.

4. Составление календарного плана выполнения работы.

Основной этап

1. Подбор литературы по проблеме исследования.

2. Формулирование понятийного аппарата исследования и обоснование актуальности выбранной темы.

5. Разработка и составление рабочего плана исследования (оглавление).

6. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских работ, касающихся исследуемой проблемы, анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме.

7. Внесение корректировок в план работы: изменение, уточнение, изъятие, дополнение (в случае необходимости).

8. Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего, как позитивного, так и негативного.

9. Организация практического исследования и отбор методов для ее проведения.

10. Анализ и обобщение полученных результатов практической деятельности.

11. Формулирование основных выводов по результатам исследования.

12. Текстовое оформление работы.

13. Написание заключения и введения.

14. Составление и оформление библиографического списка.

15. Подготовка и оформление приложений.

16. Оформление титульного листа.

Заключительный этап

1. Подготовка публичного выступления с результатами исследования.

2. Защита работы.

Подготовительный этап выполнения КР и ВКР начинается с выбора научного руководителя и определения темы будущего исследования.

Существует несколько способов выбора научного руководителя. Во-первых, студент может целенаправленно выбрать преподавателя, с которым у него налажены доброжелательные отношения и под руководством которого ему бы хотелось осуществлять исследовательскую деятельность. В данном случае автоматически определяется направление будущего исследования – это учебная дисциплина, в которой данный преподаватель является специалистом. Во-вторых, сначала можно выбрать направление исследования – учебную дисциплину, по которой студент имеет достаточно глубокие знания или ее изучение интересно студенту. В этом случае автоматически определяется научный руководитель - преподаватель данной дисциплины. В-третьих, преподаватель сам предлагает студенту выполнять работу под своим руководством, аргументируя выбор различными причинами.

Трудно давать советы о том, как выбрать научного руководителя, но при осуществлении данного выбора каждому студенту следует учесть следующие рекомендации:

1. Бесспорно, научный руководитель должен быть компетентен[1] в том направлении, в котором проводится исследование. «Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно» (Станислав Ежи Лец) [12, с.775].

2. Для избежания разочарований и упреков в неверном совете лучше осуществлять выбор научного руководителя самостоятельно, полагаясь на свои интересы и интуицию.

3. До начала работы целесообразно сразу обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа. «Способов работы с людьми столько же, сколько людей» (Ирена Дзедзиц) [12, с. 714].

Круг обязанностей студента и обязанностей научного руководителя при выполнении КР и ВКР представлены в приложениях А и Б. Внимательное знакомство с ними поможет понять, какую помощь может оказать научный руководитель и за что несет ответственность студент.

 

Введение

Введение – это вступительная часть учебно-исследовательской работы, которая содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена исследовательская работа студента.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается краткий анализ литературных источников, определяется степень изученности вопроса в теории и практике, формулируются понятийный аппарат исследования (проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования), теоретическая основа, избранные методы исследования, теоретическая значимость и возможности практического использования предлагаемых материалов.

Приступая к написанию КР и ВКР, не спешите сразу писать введение, поскольку это ответственная часть текста, в которой должны точно, кратко и грамотно отражаться все ее достоинства. Поэтому лучше всего, определив понятийный аппарат исследования, начать с основной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем переходить к написанию введения и заключения, когда автором работы будет достигнута полная ясность в понимании выбранной темы.

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к исследовательским работам. Актуальность темы определяет ее приоритетность, научную значимость, перспективность и неразработанность [29, с. 34].

Наиболее распространенными ошибками при написании актуальности являются:

-представление информации, носящей второстепенный характер, которая загромождает текст и мешает полноценному ее восприятию: излишнее раскрытие какого-либо понятия, перечисление задач, направлений деятельности, условий и т.п. – что уместно и необходимо при написании основной части работы, а не во введении;

-употребление общих фраз, не доказывающих актуальность исследования. Например, «….проблема исследования актуальна, поскольку движения на воздухе закаливают организм, способствуют усиленному обмену веществ, улучшают работу сердца и легких…».

С точки зрения композиционной структуры обоснование актуальности темы должно занимать примерно 1-2 страницы введения. Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния образования, которые актуализируют выбор темы. Необходимо обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных условиях реформирования образования.

Таким образом, обоснование актуальности должно содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите работы.

Для подтверждения и усиления актуальности выбранной темы далее должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь нужно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных направлениях, указать недостаточно освещенные пункты, а также недостатки или искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в литературе, если таковые имеют место. Важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки. Необходимо быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение проблемы.

В курсовой работе допустимо формулирование проблемы исследования, в выпускной квалификационной – это обязательно. Проблема - это научный вопрос, на который имеющиеся на сегодняшний день знания не дают готового ответа [14, с.20]. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Проблемы обусловленывозникшими противоречиями типа: практика – практика; практика – теория; теория – теория; формулируется проблема после определения противоречий.

Проблема формулируется, как правило, в виде вопроса. Например: Как наиболее эффективно организовать работу с семьей в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями в развитии? Какие условия необходимо соблюдать при занятии туризмом, чтобы он способствовал оздоровлению младших школьников? Как эффективно использовать компьютерные программы в обучении иностранному языку в основной школе?

Каждая проблема – это вопрос. Но не каждый вопрос – это проблема. Задавая вопрос, исследователь не должен дать на него однозначный ответ «да» или «нет», поскольку ответ будет получен в ходе проведения исследования. Поэтому в формулировке проблемы должно быть заложено противоречие, которое необходимо разрешить в процессе исследования.

Далее формулируется цель исследования – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Формулировка цели начинается с глагола: изучить, рассмотреть, описать, установить, выяснить, определить, вывести и т.п. Цель исследования направлена на решение поставленной проблемы. « Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему» (Бернард Барух) [12, с. 555]. В цели должен быть отражен результат как теоретического, так и практического исследования.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблему и избранное для изучения [14, с. 23]. Объект исследования – это сфера поиска. Это может быть: обучение, процесс воспитания, процесс формирования, процесс развития, внеурочная деятельность, деятельность воспитанника, взаимодействие между субъектами процесса, психические процессы и т.п. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет исследования.

Предмет исследования – это часть объекта, выбираемая для исследования, его изучение и является целью исследования. Это может быть: аспекты,содержание, условия, среда, формы, методы, приемы обучения и воспитания, УУД, компетенции.

Часто предмет исследования совпадает с темой исследования или близок к ней по звучанию. Если объект исследования - это область деятельности, то предмет – это изучаемая часть процесса в рамках объекта исследования.

Например, тема работы – профессиональное выгорание педагогов дошкольных образовательных учреждений. В данном случае объект исследования – синдром профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений, предмет исследования – способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В КР и ВКР опытно-исследовательского характера обязательно выдвигается гипотеза. В работах теоретического и практического характера ее формулировка не требуется.

Гипотеза - положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Гипотеза перечисляет все основные условия, которые будут реализованы в психолого-педагогическом исследовании.

Например, один из способов формулировки гипотезы по теме формирования эмпатии у дошкольников:

«Гипотеза исследования: сочетание определенной системы условий при построении специально-организованного обучения подростков эмпатии, возможно, обеспечит положительные сдвиги в развитии эмпатических действий, если:

- создать организационные условия, такие как организация эмпатического «пространства» взаимодействия; управляемая групповая динамика; субъект-субъектное общение; обеспечение осознания полученного на занятиях опыта (рефлексия, обратная связь);

- в качестве содержательных условий выступят: способы и средства мотивирования; последовательное обучение действиям сопереживания, сочувствия и побуждения к содействию, развитие способности к осознанию, вербализации собственных чувств».

Еще образцы:

«Мы исходили из предположения о том, что эффективность процесса тендерного

воспитания, возможно, будет обеспечиваться комплексом организационно-педагогических мероприятий в условиях организации предметно-развивающей среды, ориентированной на тендерное самопознание детей старшего дошкольного возраста»;

- «Основу гипотезы составляет идея о том, что особенности темперамента ребенка

дошкольного возраста оказывают влияние на эффективность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми».

Задачи исследования – это составные части цели; это те конкретные последовательные действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели или решения проблемы. Фактически, определение задач составит план работы, который будет отражен в оглавлении.

При формулировании задач исследования следует учитывать следующее:

· в курсовой работе должно быть не более 2-3 задач; в выпускной квалификационной работе 3-4 задачи;

· чем больше ставится задач, тем больше ответов необходимо дать на поставленные вопросы, тем больше потребуется формулировать выводов;

· задачи формулируются конкретно, в соответствии с темой, проблемой и целью исследования;

· формулировка задач начинается с глагола: проанализировать, изучить, рассмотреть, описать, определить, обобщить, установить, предложить, выявить, выяснить, разработать, проверить в опытной работе, апробировать, создать и т.п.

Для того чтобы убедиться в правильности формулировки выдвинутых задач, необходимо вернуться к цели исследования и сопоставить их.

Например, по теме исследования «Профилактика профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений» студент может так сформулировать проблему исследования: Какие способы профилактики синдрома профессионального выгорания могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений? В таком случае цель исследования – изучить способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для достижения поставленной цели могут быть выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить сущность понятия «синдром профессионального выгорания».

2. Рассмотреть симптомы профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений, описанные в науке.

3. Предложить способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы практикующихся психологов.

Завершая формулировку основных компонентов понятийного аппарата исследования, еще раз подчеркнем, что все они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвижение проблемы и формулировка темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает область, избранную для изучения, а предмет – один из аспектов ее изучения. В то же время можно сказать, что предмет – это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. Таким образом, перечисленные компоненты научного аппарата исследования составляют систему, элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно их дополнять. По степени согласованности этих элементов можно судить о качестве самой научной работы.

Во введении исследовательской работы обязательно необходимо сформулировать теоретическую основу исследования. Теоретической основой являются работы, труды, взгляды, позиции, авторские идеи ученых, педагогов, психологов, в которых наиболее полно освящены аспекты рассматриваемой проблемы или интересно представлены точки зрения на предмет исследования. Под теоретической основой исследования имеются в виду не все источники, которые автор указывает в библиографическом списке - их десятки. Здесь речь идет о двух-трех научных трудах крупных ученых, педагогов или психологов, которые автор работы использовал как основополагающие при написании исследования.

Более сложным для студента является выделение методологической основы исследования -этот компонент желателен в ВКР. Еемогут представлять фундаментальные концепции, учения, положения, теории, подходы выдающихся отечественных или зарубежных ученых, педагогов и психологов, которые легли в основу исследования. Если студент желает представить свое исследования на более высоком научном уровне, то он может последовательно выделить во введение работы как методологическую, так и теоретическую основы исследования. В большинстве случаев студенты ограничиваются формулировкой теоретической основы исследования, что допустимо.

Прописывая теоретическую и методологическую основы исследования, необходимо не просто указать фамилии авторов, а кратко представить те направления, положения или концепции, которые были использованы или легли в основу исследовательской работы. «Вы опираетесь на опыт Ваших предшественников и именно в этом Ваша сила» [20, с.14].

Например, представляя теоретическую основу работы по теме о профессиональном выгорании, автор может написать: «В исследовании мы опирались на авторские идеи психологов Н. Г. Осуховой о профилактике профессионального выгорания и Е.Г.Ожеговой о факторах профессионального выгорания и методиках его диагностики».

Если в качестве примера рассмотреть курсовую работу по теме «Методы диагностики психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе», то автор работы мог написать следующее: «Методологической основой исследования является концепция психологической готовности к обучению в школе А.Н.Леонтьева и теория развивающего обучения Л. С.Выготского. Теоретическую основу исследования составляют научные труды Н. И. Гуткиной, которая разработала диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению».

Наряду с этим можно использовать следующие фразы:

· теоретической основой исследования являются взгляды (позиции, мнения, научные труды, работы, авторские идеи) ученых… о …;

· методологическую основу исследования составляет концепция (учения, положения, теории, подходы) ученых … о …;

· которая наиболее полно (впервые) обосновала (освятила)…;

· который аргументированно представил…;

· … подробно рассматривает…;

· … не исключает возможности …, объясняя это…. и т.п.

Однако следует предупредить, что, выделяя теоретическую или методологическую основы исследования, студент должен отлично владеть информацией о каких взглядах и о чьих трудах идет речь, чтобы полно и грамотно ответить на вопросы членов комиссии во время защиты работы.

Успешность выполнения КР и ВКР в наибольшей степени зависит от умения студента выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволят достичь поставленной в работе цели.

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

При выборе методики исследования необходимо вспомнить следующие моменты. Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат – это то, что мы реально получили, образ настоящего. Методика же отвечает на вопрос о том, как мы это получили, т.е. на каких испытуемых, при помощи каких методов и в каких условиях [3, с. 23].

Цель проведения научного исследования - получение нового для общества знания. В КР исследовательского характера и ВКР формулируются научная новизна и практическая значимость работы. В работах реферативного и практического характера эти компоненты не обязательны.

Следует отметить, что для исследовательской работы научная новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведённая работа может представлять собой моделирование известных в науке решений.

Говоря о новизне исследования, следует говорить о том, какой вклад внес исследователь в решение той или иной проблемы. Новизна исследования может строиться в следующих формулировках: описаны (условия…), раскрыты (формы и методы…), обоснованы (приемы использования…, положения о…), определены (педагогические условия…, возможности использования…), выявлены (особенности…), установлены (критерии…), обоснованы (условия формирования…), сформулированы (рекомендации…, требования…), смоделирована (последовательность включения…), разработан (комплекс…) и т.д..

Целесообразно выделить практическую значимостьисследования и указать категории лиц, которым будет интересно познакомиться с его результатами (студенты педагогических колледжей, воспитатели дошкольных учреждений, родители, учителя, психологи и т.п.). Практическую значимость исследования следует отличать от практической значимости темы исследования, которая указывается до проведения исследования и рассматривается в характеристике актуальности.

Объем введения курсовой работы составляет до трех, а выпускной квалификационной работы до четырех – пяти страниц.

Образец написания введения представлен в приложении Е.

Прежде чем перейти к вопросам написания основной части, в которой и излагается основной материал исследования, стоит обратить внимание на то, что для оценки исследовательской работы достаточно прочитать то, что написано во введении, и обратить внимание на то, как сформулированы выводы по работе, отраженные в заключении, сопоставить все это между собой и можно сказать, насколько доведено до конца, а также логично и полно построено исследование. Кроме этого, беглый просмотр библиографического списка позволит судить о широте кругозора автора – и мнение о работе сформировано. Это еще раз подтверждает необходимость обдуманно, серьезно и не спеша подойти к написанию столь небольшой по объему части исследовательской работы как введение.

Однако не стоит полагать, что в основной части работы, можно представить материал, выходящий за рамки проблемы исследования. У членов комиссии, которые будут знакомиться с работой на защите, с годами складывается навык беглого просматривания текста работы и взгляд непроизвольно останавливается на всех опечатках и огрехах.

 

Основная часть

КР и ВКР, являясь по своему характеру, как правило, описательно-обобщающей, требует анализа психолого-педагогической и специальной литературы и выборки из нее наиболее важного материала. Изучение литературы по избранной теме осуществляется с целью освещения характера постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомления с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.

Основная часть работы делится на главы, параграфы, выделение которых должно служить логике изложения материала. Основная часть работы составляет по объему примерно 70% всего текста и обязательно должна соответствовать оглавлению работы. В работе не должно быть материала, выходящего за рамки темы или связанного с ней косвенно, но в тоже время материал должен полностью раскрывать тему исследования.

Являясь автором работы, не нужно забывать, что рукопись будет восприниматься и другими людьми. Это может быть научный руководитель, рецензент, член аттестационной комиссии или любой желающий познакомиться с материалами исследования. Поэтому принципиальное значение имеет то, как представлен материал исследования. При написании основной части исследовательской работы, необходимо придерживаться основных правил изложения материала и использовать научный стиль изложения.

Стиль изложения материла

«Смутно пишут о том, что смутно себе представляют» (Михаил Ломоносов) [12, с.492]. Стиль изложения материала является показателем общей культуры автора и степени его проникновения и понимания сути проблемы исследования. «Кто ясно мыслит, ясно излагает» (Никола Буало) [12, с.493].

Следует помнить, что стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление от самой талантливой и оригинальной работы. Поэтому автору работы важно обратить внимание на уровень языка и стиля. Стилистические требования, предъявляемые к исследовательским работам, складываются из двух компонентов – требований современного русского литературного языка и требований академического этикета, то есть определенных принципов письменного общения членов научного сообщества между собой.

Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложили



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.73.214 (0.072 с.)