Основные подходы к выполнению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к выполнению



Учебно-исследовательских работ

студентами колледжа

Методические рекомендации

Голышманово,2015

Основные подходы к выполнению учебно-исследовательских работ студентами колледжа: метод. рекомендации. – Голышманово: ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедколледж», 2015– 98 с.

Составитель: Шмелева Людмила Вениаминовна

Рецензенты:

 

Вопрос методического обеспечения самостоятельной работы студентов, регламентации процесса исследовательской деятельности, формулирования единых требований к написанию, оформлению и оценке учебно-исследовательских работ является актуальным в процессе выполнения исследования. Данные рекомендации направлены на рациональную организацию учебно-исследовательского труда студентов и познакомят их с приемами, обеспечивающими успешное выполнение исследовательской деятельности, что будет способствовать повышению качества учебно-исследовательской работы студентов колледжа.

Методические рекомендации адресованы студентам специальностей 44. 00. 00 «Образование и педагогические науки» и педагогам, осуществляющим руководство исследовательской деятельностью студентов.

 

 

© ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедколледж», 2015.

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение…………………………………………………………………………  
Глава 1. Подготовительный этап выполнения учебно-исследовательской работы….  
1.1 Выбор научного руководителя………………………………………………...  
1.2 Выбор темы учебно-исследовательской работы……………………………..  
1.3 Определение содержания, структуры и этапов выполнения КР и ВКР…….  
Глава 2. Основной этап выполнения учебно-исследовательской работы…………….  
2.1 Написание основных элементов курсовой работы………..…........................  
2.1.1 Введение…………………………………………………………………………  
2.1.2 Основная часть………………………………………………………………….  
2.1.3 Заключение, список использованных источников, приложения…………….  
2.2 Стиль изложения материала……………………………………………………  
2.3 Методы исследования…………...……………………………………………...  
2.4 Общие требования к оформлению работы……………………………………  
Глава 3. Заключительный этап выполнения исследовательской работы……………..  
3.1 Профессиональная этика……………………………………………………….  
3.2 Подготовка к защите исследовательской работы…………………………….  
3.3 Процедура защиты исследовательской работы………………………………  
  Заключение……………………………………………………………………...  
  Список использованных источников………………………………………….  
  Приложение А…………………………………………………………………..  
  Приложение Б…………………………………………………………………...  
  Приложение В…………………………………………………………………...  
  Приложение Г…………………………………………………………………...  
  Приложение Д…………………………………………………………………...  
  Приложение Е…………………………………………………………………...  
  Приложение Ж…………………………………………………………………..  
  Приложение И…………………………………………………………………..  
  Приложение К…………………………………………………………………...  
  Приложение Л…………………………………………………………………...  
  Приложение М…………………………………………………………………..  
  Приложение Н…………………………………………………………………..  
  Приложение О…………………………………………………………………..  
  Приложение П………………………………………………………………......  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исследовательская работа один из способов формирования профессиональной компетенции специалистов в системе образования. Являясь эффективным средством развития творческого потенциала будущего специалиста, учебно-исследовательская деятельность, способствует появлению новых качеств - широты кругозора, видение проблем, определенную системность и логичность мышления, что пригодится в дальнейшей научной и педагогической деятельности, в общении, в быту и вообще в жизни. Она позволяет актуализировать знания, получаемые при изучении различных дисциплин учебного плана, сформировать умения работать с информацией, расширить способы деятельности. Она развивает научную активность студента, самостоятельность, контроль и самоконтроль, умение изучать и исследовать, сравнивать и анализировать, обобщать и систематизировать, делать выводы, что способствует повышению качества подготовки студентов, их конкурентоспособности в современной системе образования.

В период обучения студентов в колледже им предлагается выполнить разные виды учебно-исследовательских работ: реферативные, курсовые, выпускные квалификационные работы. Каждый из этих видов отличается определенным объемом и возрастающей по содержанию степенью сложности и обработки теоретических и практических материалов.

Овладение студентами исследовательскими навыками в процессе выполнения этих видов работ окажется полезным при обучении их на второй ступени непрерывного профессионального образования – в вузе, при обучении в аспирантуре и написании диссертационного исследования, при обобщении своего педагогического опыта в самостоятельной профессиональной деятельности, при подготовке к аттестации.

Осуществление учебно-исследовательской работы регламентируют государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, предусматривающие в учебных планах самостоятельную работу студентов.

В современной практике среднего профессионального образования защита выпускной квалификационной работы студентами является обязательным требованием государственной итоговой аттестации. Поэтому возникает необходимость постепенной, углубленной подготовки всех студентов колледжа к организации и проведению психолого-педагогических исследований, что осуществляется благодаря преемственности в выполнении реферативной, курсовой и выпускной квалификационной работ, в ходе выполнения которых формируется система исследовательских умений и навыков студентов, направленных на совершенствование их профессиональной подготовки.

Бесспорно, осуществление учебно-исследовательской деятельности по различным вопросам и проблемам развития, обучения и воспитания представляет определенную сложность, прежде всего, при написании курсовой и выпускной квалификационной работ.

Данные методические рекомендации объединяют требования нормативных документов и опыт педагогов учебных заведений педагогического профиля. Представленные материалы, могут найти практическое применение в учреждениях среднего профессионального образования при организации и выполнении исследовательских работ студентами колледжей.

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Выбор научного руководителя

Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ (в дальнейшем – КР и ВКР) – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших педагогических учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Выполнение студентами рефератов, КР и ВКР проводится с целью:

· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по профессиональным модулям и специальным дисциплинам;

· углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

· формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

· формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

· развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· подготовки к итоговой государственной аттестации.

Выполнение рефератов, КР и ВКР способствует формированию и совершенствованию следующих исследовательских умений:

· выбирать и обосновывать тему исследования;

· определять и обосновывать понятийный аппарат исследования;

· находить и применять соответствующие методики исследования;

· подбирать литературу, необходимую для осмысления темы исследования;

· сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме;

· анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности;

· обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;

· формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения;

· осознанно повышать уровень педагогического мастерства.

Исследования в области психологии и педагогики включают в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, то есть методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями [19, с. 26]. Тем не менее, основную работу по разработке замысла и логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

Вместе с этим, следует указать, что логика каждого исследования специфична.Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

Процесс психолого-педагогического исследования состоит из следующих этапов:

Подготовительный этап

1. Выбор научного руководителя.

2. Определение и утверждение темы работы.

3. Определение характера и структуры работы.

4. Составление календарного плана выполнения работы.

Основной этап

1. Подбор литературы по проблеме исследования.

2. Формулирование понятийного аппарата исследования и обоснование актуальности выбранной темы.

5. Разработка и составление рабочего плана исследования (оглавление).

6. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских работ, касающихся исследуемой проблемы, анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме.

7. Внесение корректировок в план работы: изменение, уточнение, изъятие, дополнение (в случае необходимости).

8. Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего, как позитивного, так и негативного.

9. Организация практического исследования и отбор методов для ее проведения.

10. Анализ и обобщение полученных результатов практической деятельности.

11. Формулирование основных выводов по результатам исследования.

12. Текстовое оформление работы.

13. Написание заключения и введения.

14. Составление и оформление библиографического списка.

15. Подготовка и оформление приложений.

16. Оформление титульного листа.

Заключительный этап

1. Подготовка публичного выступления с результатами исследования.

2. Защита работы.

Подготовительный этап выполнения КР и ВКР начинается с выбора научного руководителя и определения темы будущего исследования.

Существует несколько способов выбора научного руководителя. Во-первых, студент может целенаправленно выбрать преподавателя, с которым у него налажены доброжелательные отношения и под руководством которого ему бы хотелось осуществлять исследовательскую деятельность. В данном случае автоматически определяется направление будущего исследования – это учебная дисциплина, в которой данный преподаватель является специалистом. Во-вторых, сначала можно выбрать направление исследования – учебную дисциплину, по которой студент имеет достаточно глубокие знания или ее изучение интересно студенту. В этом случае автоматически определяется научный руководитель - преподаватель данной дисциплины. В-третьих, преподаватель сам предлагает студенту выполнять работу под своим руководством, аргументируя выбор различными причинами.

Трудно давать советы о том, как выбрать научного руководителя, но при осуществлении данного выбора каждому студенту следует учесть следующие рекомендации:

1. Бесспорно, научный руководитель должен быть компетентен[1] в том направлении, в котором проводится исследование. «Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно» (Станислав Ежи Лец) [12, с.775].

2. Для избежания разочарований и упреков в неверном совете лучше осуществлять выбор научного руководителя самостоятельно, полагаясь на свои интересы и интуицию.

3. До начала работы целесообразно сразу обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа. «Способов работы с людьми столько же, сколько людей» (Ирена Дзедзиц) [12, с. 714].

Круг обязанностей студента и обязанностей научного руководителя при выполнении КР и ВКР представлены в приложениях А и Б. Внимательное знакомство с ними поможет понять, какую помощь может оказать научный руководитель и за что несет ответственность студент.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.032 с.)