Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Процедура и методы психологического исследования↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Любое психологическое исследование подразумевает применение целого набора разнообразных психологических методик. При этом исследователь никогда не должен ограничиваться каким-то одним методом, так как, в данном случае анализ будет не полным, а выводы не объективными. При исследовании личности того или иного человека обязательно применяются, как минимум, следующие важнейшие виды методов получения информации: беседа, наблюдение, экспертное оценивание и тестирование. Все они должны быть использованы и в вашем исследовании. Основную массу информации для составления психолого-педагогической характеристики можно получить, беседуя с классным руководителем, школьным психологом, учителями, самим школьником и его одноклассниками. Поэтому к беседам нужно отнестись со всей серьезностью. При этом необходимо только продумать план беседы, подготовить вопросы, на которые нужно получить ответы и заранее договориться о времени и характере беседы. Организация и проведение беседы с детьми имеют определенную специфику. У детей нередко отсутствует какая-либо мотивация общения и далеко не со всеми из них удается сразу установить тесный контакт, так необходимый при проведении беседы. Возможно, потребуется большая находчивость и изобретательность, чтобы «разговорить» ребенка или направить разговор в нужное русло. Это касается, прежде всего, детей с заниженной самооценкой, тревожных, неуверенных в себе и «трудных детей». Особым образом проходят беседы с родителями. Они, как правило, немногочисленны – одна-две, непродолжительны, редко проходят в условиях полной открытости и готовности к сотрудничеству. Тем не менее, нужно постараться «разговорить» родителя. Перед началом беседы необходимо создать атмосферу доброжелательности, конструктивности. Важно сразу рассказать о целях данной беседы, постараться убедить в важности исследований для их ребенка и полезность для процесса воспитания. Беседу желательно проводить с родителями по отдельности, в случае невозможности этого – совместно, но при обязательном отсутствии школьника. Нельзя во время беседы давать свои оценки поведения школьника, учителей или родителей, критиковать систему семейного воспитания, и семейный уклад, вообще лучше воздерживаться от каких-либо комментариев, даже если об этом просят. На вопросы родителей следует отвечать в меру своей компетенции и не делать скоропалительных выводов и каких-либо рекомендаций. Если у родителей нет желания общаться, не стоит настаивать. В данном случае характеристику семьи и семейного воспитания вам придется составлять по информации из других источников. Наблюдение – ключевой метод в психологии. В широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Навыки наблюдения, наблюдательность (способность подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений) должны быть хорошо развиты у педагога. Разумеется, наблюдение должно быть основным методом исследования школьника. Однако, это при нужно не просто время от времени смотреть вокруг себя, становясь свидетелем различных событий. По своему характеру наблюдение должно быть научным, то есть иметь цель (для чего, зачем оно осуществляется?), проводится не как придется, а систематически и планомерно по заранее продуманной программе, и, кроме того, результаты должны обязательно фиксироваться. Выводы должны подтверждаться результатами нескольких наблюдений. При применении метода наблюдений следует избегать типичных ошибок, характерных для начинающих исследователей. Вот наиболее распространенные из них: - стремясь подтвердить свою гипотезу, исследователь иногда неосознанно игнорирует все, что может ей противоречить; - смешивание главного и второстепенного, случайного и закономерного в процессе наблюдений; - преждевременность обобщений и выводов; - оценка одного психического феномена делается на основании признака поведения, относящегося к другому феномену (так, многие оказываются склонны делать выводы об интеллекте по беглости речи); - акцентирование внимания наблюдателя на противоположных себе чертах характера или формах поведения наблюдаемых; - определяющее влияние на итоги наблюдения первого впечатления о человеке или группе; - непринятие во внимание возможных мотивов действий, самочувствия наблюдаемых, значимых изменений условий ситуации. Чтобы повысить достоверность наблюдения, необходимо строго следовать фактам, фиксировать конкретные действия и не поддаваться искушению, поверхностно интерпретировать сложные процессы. Экспертные оценивание - один из важнейших методов психологии. В качестве эксперта, как правило, выступает лицо хорошо знающее объект исследования и способное выступать в качестве источника информации. Задача эксперта является выражение своего мнения о той или иной стороне объекта исследования по определенной шкале в соответствии с предусмотренными для этого правилами. В данном случае в качестве экспертов могут выступать классный руководитель, педагоги, школьный психолог, родители школьника. Для экспертных оценок готовятся специальные бланки с заранее продуманными вопросами. Вопросы не должны содержать двусмысленности, быть лаконичными, понятными и не вызывать трудностей у эксперта. Для большей объективности, желательно, чтобы в качестве экспертов выступали несколько человек по каждому из параметров оценки. Экспертную оценку можно проводить при исследовании практически всех сторон поведения и деятельности школьника или класса, взаимоотношений в школьной и семейной средах, оценке личностных качеств ребенка. После вынесения оценок экспертами необходимо: 1. провести проверку непротиворечивости индивидуальных суждений экспертов, 2. оценить согласованность мнений экспертов между собой, 3. выделить группы экспертов с близкими позициями в случае существенных расхождений в оценках, 4. попытаться выяснить причины разброса индивидуальных мнений. Все это нужно сделать, чтобы учесть степень субъективности мнений экспертов. Для более глубокой и точной психодиагностики используют разнообразные тестовые методики. Термин тест обозначает систему заданий, подобранных с таким расчетом, чтобы можно было точно и обоснованно охарактеризовать конкретные особенности лиц, выполнивших эти задания. На первый взгляд тесты кажутся довольно простыми, доступными каждому образованному человеку. Однако на самом деле и процедура изучения личности, и в особенности обработка и интерпретация полученных результатов требуют от исследователя высокой профессиональной психологической культуры. Тесты конструируются, выверяются, используются и интерпретируются по строгим правилам, призванным обеспечить качество выводов. Применение того или иного теста должно соответствовать ряду условий: 1. Тесты должны быть стандартизированными, что означает единообразие требований ко всем условиям тестирования и инструкциям по его проведению и обработке результатов, В отношении разных лиц тест применяется унифицировано, но одному и тому же стандарту. Тем самым обеспечивается определенная гарантия уравнивания ситуативных факторов, способных поставить часть испытуемых в особое положение по сравнению с остальными. Без стандартизации становится невозможным сопоставление индивидуальных результатов. Следует строго придерживаться инструкции по проведению тестирования и обработке результатов. 2. Соблюдение правил тестирования и интерпретации должно сочетаться с индивидуальным подходом к школьнику. Нужно учитывать его особенности, выявленные другими методами, при выборе тестов и интерпретации результатов. При этом требуется довольно высокий уровень общепсихологических знаний и практические навыки тестирования. 3. Тест должен быть широко известным, апробирован к условиям вашего исследования и адаптирован к возрастным, культурным, типологическим особенностям испытуемых. Нельзя применять тесты не соответствующие данным критериям. Список тестов, используемых в исследовании, должен быть согласован с преподавателем психологии или школьным психологом. 4. Тестирование следует проводить только с согласия испытуемого, в его свободное время, в доброжелательной обстановке. Школьник должен быть в спокойном состоянии, его ничто не должно отвлекать или смущать. Результаты теста, как собственно и других методов, строго конфиденциальны и не должны Вами разглашаться, они могут обсуждаться только с школьным психологом или, в исключительных случаях, с классным руководителем. 5. В целях объективности следует всегда сопоставлять результаты тестирования с аналогичной информацией об особенностях школьника, полученной иным способом. Не следует злоупотреблять тестами – количество не всегда превращается в качество. Необходимо строго придерживаться существующих правил и принципов использования методов психодиагностики. Не обязательно использовать их все, так как данная работа является по преимуществу учебной. При исследовании некоторых качеств личности можно ограничиться методами наблюдения и экспертных оценок. Для решения специфических задач исследования, по согласованию с преподавателем психологии или школьного психолога, можно использовать тестовые методики, но во-первых, они должны быть общепринятыми, достаточно широко использоваться, соответствовать критериям валидности и надежности, во-вторых, методики должны быть адаптированы к возрасту, культурным и этническим особенностям той группы школьников, к которой принадлежит объект исследования, в-третьих, их применение должно быть под контролем школьного психолога. Проводя исследование, следует помнить, что любая ошибочная информация о личности, особенно в плане ее оценки, чревата негативными последствиями, т.к. люди очень пристрастно и ранимо воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в публичной ситуации. К тому же, душевная жизнь человека очень сложна и не поддается легким, одноразовым измерениям. Для избежания ошибок необходимо ответственно, соблюдая логику исследования в психологии, подходить к диагностике личностных свойств школьника, для этого желательно придерживаться некоторых правил: • Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, т.е. ввести положительный психотерапевтический эффект. • Сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения, особенно в публичной ситуации. • Использовать психологическую информацию в интересах обследуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей. • Иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они ни были, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание ряда методов, и прежде всего тех, которые специально разработаны для диагностики тех или иных черт личности. Глава 5. Оформление психолого-педагогической характеристики школьника
Психолого-педагогическая характеристика школьника включает следующие элементы в написании и оформлении: 1) Титульный лист, 2) Оглавление, 3) Введение, 4) Основная часть, 5) Заключение, 6) Практические рекомендации, 7) Приложение. Титульный лист – это обязательный элемент любого отчета об исследовательской работе и он должен быть оформлен в соответствии с существующими стандартами (ГОСТ 7.4-77 “Выходные сведения в издательской продукции”). Титульный лист (Образец. 1) должен содержать: 1) название организации, которая проводит исследование, ее ведомственное подчинение (Кафедра общей и социальной психологии факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, относящийся к ведомству Министерства образования и науки Российской Федерации); 2) название работы (пишется без сокращений); в названии необходимо указать фамилию имя отчество школьника, класс и его тип (коррекции, специализированный, с углубленным изучением какого-либо предмета и др.), школу и ее тип (общеобразовательная, экспериментальная, гимназия, лицей и др.) и город, где она располагается; 3) инициалы и фамилия, курс, отделение (дневное, вечернее или заочное), учебная группа студента; 4) инициалы, фамилию, ученую степень и ученое звание руководителя психологической части педагогической практики; 5) город и год выполнения работы. С титульного листа начинается нумерация страниц, но номер страницы на нем не ставится. Образец 1. Титульный лист
Со второй страницы начинается оглавление. Оглавление - это указатель рубрик (заголовков) работы. Оно призвано раскрыть перед читателем в краткой форме содержание работы путем обозначения основных разделов, частей, глав рукописи, направляет внимание читателя и позволяет легко найти нужный раздел. Помещают оглавление в начале работы, сразу после титульного листа. Страница, на которой оно помещается, не нумеруется, но учитывается. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Оглавление оформляется по стандартному образцу (Образец 2). Однако в основной части, можно вводить собственные подзаголовки, при этом все рубрики оглавления должны строго соответствовать заголовкам текста. В конце каждой графы оглавления, желательно через отточие, выставляется номер страницы, на которой напечатана данная рубрика в тексте. Все заголовки начинают писать с прописной буквы без точки на конце. Разделы основной части должны соответствовать разделам исследовательской программы и это должно быть отражено в оглавлении.
Во введении приводятся следующие данные. 1) Определяется цель исследования. Она в самом общем виде является следующей: «Провести предварительное исследование особенностей психики, поведения и деятельности конкретного школьника». 2) С учетом специфики работы формулируются задачи исследования. Если цель психолого-педагогической характеристики у всех студентов-практикантов одна, то задачи могут значительно отличаться, в зависимости от того на какие стороны психики ребенка обращается особое внимание и делается упор в анализе. Акценты исследования могут определяться, как уже было сказано, типом школьника, предложениями школьного психолога или педагогов, личными интересами, объективными обстоятельствами и т.д. Задачи должны быть сформулированы лаконично по пунктам с указанием причин именно такой направленности Вашей работы и необходимости такой постановки задач исследования. 3) Указываются причины, по которым был выбран данный школьник. 4) Дается общая характеристика школы, в которой - указывается тип школы (общеобразовательная, общеобразовательная с углубленным изучением некоторых предметов, лицей, гимназия и т. п.); - указывается, в каком классе проводилось исследование, его тип (обычный, специализированный); - дается краткая характеристика педагогического коллектива. 5) В конце указываются сроки проведения практики, условия в которых шла работа, было ли понимание поддержка со стороны коллектива школы, родителей, других людей, с которым приходилось общаться. Отдельно нужно отметить тех, кого хотелось бы поблагодарить за участие в работе и поддержку.
Образец 2. Оглавление
В основной части в соответствии с программой приводятся основные результаты исследований с анализом и комментариями. Для удобства основная часть разбивается на главы и разделы. Каждая глава соответствует определенной части исследования (см. образец оглавления). Главы не должны быть большими, но информационно полными. Следовательно, результаты нужно излагать лаконично, без пространных рассуждений, но с глубоким анализом. В анализе следует ориентироваться только на достоверные факты, не нужно обсуждать в работе слухи, сплетни, непроверенную информацию. У каждого мнения, точки зрения, вывода должно быть авторство – кому принадлежит данное высказывание: учителю, родителю, школьнику или это собственное мнение. Каждая глава должна заканчиваться выводами. В выводах нужно отразить результаты анализа данных по данному разделу исследования, особо следует подчеркнуть индивидуальные особенности школьника, соответствие возрастной норме, социальным требованиям, причины тех или иных особенностей поведения и деятельность ученика, возможные последствия развития некоторых качеств и направленности школьника, влияние той или иной среды на его психические свойства, поведение и деятельность. Выводы должны быть строго проверенными, не вызывающими сомнений.
В заключении Вам нужно сделать основные выводы по работе в целом: 1. указать на наиболее важные индивидуально-психологические особенности школьника и его направленность, положительные и отрицательные черты характера, 2. дать собственную оценку средовых влияний на развитие личности школьника, организацию его поведения и деятельности, 3. охарактеризовать процесс социализации, 4. отметить есть или нет какие либо отклонения в развитии ребенка, недостатки воспитания, обучения, 5. подчеркнуть все основные проблемы, которые стоят перед педагогами и родителями в процессе воспитания гармоничной, социально адаптированной личности школьника, 6. подвести общий итог работы, указать какие нужно провести дополнительные исследования психологам и педагогам школы по изучению данного школьника. Заключение должно быть кратким и лаконичным. В нем не нужно перечислять все те выводы, которые сделали в основной части – только то на что нужно обратить первостепенное внимание родителям и педагогам школьника в процессе воспитания.
Раздел «Практические рекомендации» должен включать советы педагогам и родителям по воспитанию школьника. Рекомендации должны быть краткими и перечислены по-пунктно. Раздел целесообразно вставлять в работу, если есть проблемы в воспитании школьника и ясно, как их решить. В противном случае практические рекомендации можно не давать.
В целом психолого-педагогическая характеристика пишется от руки или печатается на одной стороне односортной белой бумаги формата А4 (210х297). Желательно, чтобы объем работы не превышал 30 страниц машинописного текста. Страницы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы ставится внизу по средней линии страницы. Печатать желательно через 1,5 интервала 12-м шрифтом. Текст на странице следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 20 мм, нижнее - не менее 20 мм. Текст с левой стороны нужно обязательно выравнивать. Рекомендуемая литература
Батаршев А. Б. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. – М., 2001. – 256 с. Весна Е. Б., Киселева О. О. Профессионально-педагогическая практика. – М., 1996. – 80 с. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2000. – 560 с. Ермолаева М. В. и др. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М., 1998. – 288 с. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (Диагностико-коррекционный аспект). – М., 2000. – 256 с. Практикум по возрастной психологии /Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб., 2001. – 688 с. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Под. ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1998. – 670 с. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997. – 570 с. Психологические основы педагогической практики студентов /Под ред. А. С. Чернышева. – М., 2000. – 144 с. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2-х т. – М., 1999. – Т. 1. – 384 с. Энциклопедия психологических тестов: В 3-х т. – М., 2000. – Т. 1-3. Оглавление
Введение…………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Задачи психологического исследования школьника………………... 5
Глава 2. Программа психологического исследования школьника…………… 6
Глава 3. Организация и планирование психологических исследований……. 10
Глава 4. Процедура и методы психологического исследования……………... 15
Глава 5. Оформление психолого-педагогической характеристики школьника…………………………………………………………………. 19
Рекомендуемая литература……………………………………………………… 24
Александр Владимирович Орлов Геннадий Сергеевич Шляхтин Евгений Александрович Хмелев
Методические указания по выполнению психологической части педагогической практики студентов Учебно-методическое пособие
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
Подписано в печать. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 2,0
Заказ №. Тираж 150 экз.
Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского 603600, г Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37 Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.183 (0.009 с.) |