Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III этап – Исследование средыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Среда – это то что окружает индивида и способно повлиять на его жизнь, поведение и развитие. Среда школьника включает несколько компонентов: - семейная среда – та среда, которая существует в семье, - школьная среда – та, что окружает его в классе, школе, - педагогическая среда – та, что создают вокруг ребенка педагоги школы и иные воспитатели в целях коррекции или профилактики поведения, - индивидуальная среда – та, которую он сам для себя выбирает, или случайные факторы, влияющие на развитие школьника. Среды могут действовать однонаправлено, могут – разнонаправлено. Основная задача работы заключается в анализе соответствия всех типов сред социально приемлемому, гармоничному развитию личности ребенка. Этап включает в себя несколько составляющих: 1. Исследование семейной среды. С этой целью нужно: а) расспросить классного руководителя и (или) школьного психолога о семье школьника, собрать как можно больше предварительной информации о характере взаимоотношений в семье и воспитательных принципах родителей; б) провести беседу со школьником о его семье, о родителях, о симпатиях и антипатиях в семье, мнение школьника о членах семьи и о семейном укладе; в) если есть возможность, сходить к школьнику домой, при согласии родителей побеседовать с членами семьи, понаблюдать школьника в условиях семьи, провести тестирование и анкетирование родителей. Итогом исследований семьи должны быть: - составление общей характеристики семьи в соответствии с программой; - определение типа семейного воспитания и, анализ его нарушений; - анализ особенностей семейного воспитания: справляется или нет семья с воспитанием школьника, и видят ли родители недостатки в воспитании своих детей, есть ли условия для правильного развития ребенка, развивают ли родители познавательные интересы ребенка, оказывают ли родители помощь в учении, организации домашнего учебного труда, имеет ли место трудовое воспитание школьника, есть ли у него конкретные трудовые обязанности в семье; - описание недостатков семейного воспитания (по возможности, более полное) с указанием их причин (неблагополучие семьи (микроклимат, здоровье); отсутствие единых требований; незнание психологических особенностей своего ребенка; низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей; ригидные стереотипы воспитания, отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депривация ребенка; использование антипедагогических мер воздействия; неправильная оценка ребенка, его идеализация; невыполнение рекомендаций педагога; личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком; неверие в возможности ребенка, в свои силы; переоценка воспитательных возможностей семьи; гиперпротекция и др.); - оценка взаимодействия семьи и школы, выполняют или нет родители рекомендации педагогов по воспитанию ребенка, помогает ли семья педагогам в организации учебно-воспитательной работы; 2. Исследование школьной среды. С этой целью нужно: а) расспросить классного руководителя и (или) школьного психолога о классе, в котором учится школьник, о характере его взаимоотношений с одноклассниками и педагогами, о друзьях и товарищах школьника в школе, об участии его в жизни школы и т.д. по программе; б) получить информацию от администрации школы или классного руководителя об особенностях системы воспитания в школе и классе; выяснить, есть ли проблемы обучения и воспитания данного школьника в условиях школы; какие меры принимает школа по воспитанию данного ученика, что удается, а что – нет; в) провести беседу со школьником о школе, классе, учителях; выяснить его симпатии и антипатии, мнение школьника о педагогах и одноклассниках; г) побеседовать с товарищами школьника о нем самом, о классе, о школе; д) провести наблюдение за школьником и его товарищами на уроках, во время перемен и после занятий; е) провести, при необходимости, дополнительные исследования класса при участии школьного психолога; Итогом данного этапа должны быть: - составление общей характеристики класса по программе; - оценка структуры класса и характера взаимоотношений учеников, анализ статуса школьника, его круга общения и школьной направленности; - характеристика отношения школьника к коллективу класса и школы и отношения к нему педагогов и одноклассников; - анализ и оценка процесса социализации школьника, соответствия нормам развития; характеристика критические моменты, связанные с этим процессом; анализ социальных ролей, которые школьник пытается играть, характера межполовых взаимоотношений; - анализ проблем, связанных с воспитанием данного ученика в школе; 3. Исследование индивидуальной среды. С этой целью нужно: а) расспросить школьника о его увлечениях, интересах, хобби, времяпровождении в свободное от учебных занятий время, об отдыхе, посещении кружков секций, мероприятий; узнать, почему такого рода деятельность ему интересна; б) узнать у школьника, его товарищей, родителей, классного руководителя о круге общения школьника в свободное время, о компаниях в которых он любит бывать; какие; что привлекает школьника в эти группы, какую роль он там играет; в) получить оценку свободного времяпровождения школьника у родителей и педагогов школы; г) проанализировать и оценить роль внешкольных коллективов в жизни школьника. Итогом данного этапа должны быть: - составление общей характеристики индивидуальной среды по программе; - оценка роли и воспитательного значения индивидуальной среды на развитие школьника, его социализацию и направленность; - характеристика отношения школьника к товарищам вне школы, причины и возможные последствия таких предпочтений в общении; - оценка мнения педагогов и родителей о социализации школьника, формировании его направленности, жизненных целей, установок и интересов. IV этап – Анализ результатов и написание психолого-педагогической характеристики. Это самый длительный и сложный этап исследования. Он включает постоянную обработку получаемой информации. С фактами, результатами наблюдений, чьими-то мнениями, оценками и замечаниями нужно обращаться очень бережно. Они источник данных для последующего анализа, и потерять, забыть, упустить какие-либо важные сведения, возможно, будет крайне досадно. Фиксирование информации следует делать постоянно, по ходу ее поступления, записывая результаты наблюдений, бесед и интервью, собственные и чужие мысли, соображения, оценки в специальный журнал, не откладывая «на потом». По ходу анализа следует постоянно консультироваться с преподавателем психологии и, если есть возможность, со школьным психологом. Они должны помочь разобраться в сложностях психологических фактов, их анализа и интерпретации. Окончательный анализ, обобщение результатов и написание психолого-педагогической характеристики – очень длительный процесс. На это уйдет не менее половины всего времени работы. Поэтому, важно начать как можно раньше, еще до завершения каких-то исследовательских этапов можно начать писать некоторые разделы, консультируясь с преподавателем психологии. Не позднее чем за неделю до подведения общих итогов практики необходимо предоставить окончательный вариант психолого-педагогической характеристики, оформленный в соответствии с требованиями (См. гл. 5). На основании его будет выставлена оценка за психологическую часть педпрактики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.147 (0.006 с.) |