III этап – Исследование среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III этап – Исследование среды



Среда – это то что окружает индивида и способно повлиять на его жизнь, поведение и развитие. Среда школьника включает несколько компонентов:

- семейная среда – та среда, которая существует в семье,

- школьная среда – та, что окружает его в классе, школе,

- педагогическая среда – та, что создают вокруг ребенка педагоги школы и иные воспитатели в целях коррекции или профилактики поведения,

- индивидуальная среда – та, которую он сам для себя выбирает, или случайные факторы, влияющие на развитие школьника.

Среды могут действовать однонаправлено, могут – разнонаправлено. Основная задача работы заключается в анализе соответствия всех типов сред социально приемлемому, гармоничному развитию личности ребенка. Этап включает в себя несколько составляющих:

1. Исследование семейной среды. С этой целью нужно:

а) расспросить классного руководителя и (или) школьного психолога о семье школьника, собрать как можно больше предварительной информации о характере взаимоотношений в семье и воспитательных принципах родителей;

б) провести беседу со школьником о его семье, о родителях, о симпатиях и антипатиях в семье, мнение школьника о членах семьи и о семейном укладе;

в) если есть возможность, сходить к школьнику домой, при согласии родителей побеседовать с членами семьи, понаблюдать школьника в условиях семьи, провести тестирование и анкетирование родителей.

Итогом исследований семьи должны быть:

- составление общей характеристики семьи в соответствии с программой;

- определение типа семейного воспитания и, анализ его нарушений;

- анализ особенностей семейного воспитания: справляется или нет семья с воспитанием школьника, и видят ли родители недостатки в воспитании своих детей, есть ли условия для правильного развития ребенка, развивают ли родители познавательные интересы ребенка, оказывают ли родители помощь в учении, организации домашнего учебного труда, имеет ли место трудовое воспитание школьника, есть ли у него конкретные трудовые обязанности в семье;

- описание недостатков семейного воспитания (по возможности, более полное) с указанием их причин (неблагополучие семьи (микроклимат, здоровье); отсутствие единых требований; незнание психологических особенностей своего ребенка; низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей; ригидные стереотипы воспитания, отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депривация ребенка; использование антипедагогических мер воздействия; неправильная оценка ребенка, его идеализация; невыполнение рекомендаций педагога; личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком; неверие в возможности ребенка, в свои силы; переоценка воспитательных возможностей семьи; гиперпротекция и др.);

- оценка взаимодействия семьи и школы, выполняют или нет родители рекомендации педагогов по воспитанию ребенка, помогает ли семья педагогам в организации учебно-воспитательной работы;

2. Исследование школьной среды. С этой целью нужно:

а) расспросить классного руководителя и (или) школьного психолога о классе, в котором учится школьник, о характере его взаимоотношений с одноклассниками и педагогами, о друзьях и товарищах школьника в школе, об участии его в жизни школы и т.д. по программе;

б) получить информацию от администрации школы или классного руководителя об особенностях системы воспитания в школе и классе; выяснить, есть ли проблемы обучения и воспитания данного школьника в условиях школы; какие меры принимает школа по воспитанию данного ученика, что удается, а что – нет;

в) провести беседу со школьником о школе, классе, учителях; выяснить его симпатии и антипатии, мнение школьника о педагогах и одноклассниках;

г) побеседовать с товарищами школьника о нем самом, о классе, о школе;

д) провести наблюдение за школьником и его товарищами на уроках, во время перемен и после занятий;

е) провести, при необходимости, дополнительные исследования класса при участии школьного психолога;

Итогом данного этапа должны быть:

- составление общей характеристики класса по программе;

- оценка структуры класса и характера взаимоотношений учеников, анализ статуса школьника, его круга общения и школьной направленности;

- характеристика отношения школьника к коллективу класса и школы и отношения к нему педагогов и одноклассников;

- анализ и оценка процесса социализации школьника, соответствия нормам развития; характеристика критические моменты, связанные с этим процессом; анализ социальных ролей, которые школьник пытается играть, характера межполовых взаимоотношений;

- анализ проблем, связанных с воспитанием данного ученика в школе;

3. Исследование индивидуальной среды. С этой целью нужно:

а) расспросить школьника о его увлечениях, интересах, хобби, времяпровождении в свободное от учебных занятий время, об отдыхе, посещении кружков секций, мероприятий; узнать, почему такого рода деятельность ему интересна;

б) узнать у школьника, его товарищей, родителей, классного руководителя о круге общения школьника в свободное время, о компаниях в которых он любит бывать; какие; что привлекает школьника в эти группы, какую роль он там играет;

в) получить оценку свободного времяпровождения школьника у родителей и педагогов школы;

г) проанализировать и оценить роль внешкольных коллективов в жизни школьника.

Итогом данного этапа должны быть:

- составление общей характеристики индивидуальной среды по программе;

- оценка роли и воспитательного значения индивидуальной среды на развитие школьника, его социализацию и направленность;

- характеристика отношения школьника к товарищам вне школы, причины и возможные последствия таких предпочтений в общении;

- оценка мнения педагогов и родителей о социализации школьника, формировании его направленности, жизненных целей, установок и интересов.

IV этап – Анализ результатов и написание психолого-педагогической характеристики. Это самый длительный и сложный этап исследования. Он включает постоянную обработку получаемой информации. С фактами, результатами наблюдений, чьими-то мнениями, оценками и замечаниями нужно обращаться очень бережно. Они источник данных для последующего анализа, и потерять, забыть, упустить какие-либо важные сведения, возможно, будет крайне досадно. Фиксирование информации следует делать постоянно, по ходу ее поступления, записывая результаты наблюдений, бесед и интервью, собственные и чужие мысли, соображения, оценки в специальный журнал, не откладывая «на потом».

По ходу анализа следует постоянно консультироваться с преподавателем психологии и, если есть возможность, со школьным психологом. Они должны помочь разобраться в сложностях психологических фактов, их анализа и интерпретации.

Окончательный анализ, обобщение результатов и написание психолого-педагогической характеристики – очень длительный процесс. На это уйдет не менее половины всего времени работы. Поэтому, важно начать как можно раньше, еще до завершения каких-то исследовательских этапов можно начать писать некоторые разделы, консультируясь с преподавателем психологии. Не позднее чем за неделю до подведения общих итогов практики необходимо предоставить окончательный вариант психолого-педагогической характеристики, оформленный в соответствии с требованиями (См. гл. 5). На основании его будет выставлена оценка за психологическую часть педпрактики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.006 с.)