Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие школьника со средой.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Характеристика школьника в семье. Общая характеристика семьи (состав, полная или неполная семья, возраст родителей, их образование). Особенности семейного уклада (религиозность, традиции и др.). Изменения в семье и как их пережил ребенок. Условия жизни (жилищные условия, уровень благосостояния, расходы на ребенка, культурные условия). Характер воспитания ребенка в семье. Тип определение типа семейного воспитания (либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый), и, если имеются, его нарушений (доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, повышенная моральная ответственность). Особенности семейного воспитания: справляется или нет семья с воспитанием школьника, и видят ли родители недостатки в воспитании своих детей, есть ли условия для правильного развития ребенка (нормальные жилищно-бытовые условия, организация места для занятий и отдыха, контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима), развивают ли родители познавательные интересы ребенка (вместе с детьми просматривают и обсуждают телепередачи, читают книги и беседуют о прочитанном, семейные посещения театра или кино, поощряют любимые занятия ребенка, его интересы), оказывают ли родители помощь в учении, организации домашнего учебного труда, имеет ли место трудовое воспитание школьника, есть ли у него конкретные трудовые обязанности в семье. Недостатки семейного воспитания и их причины (неблагополучие семьи; отсутствие единых требований к школьнику; незнание психологических особенностей своего ребенка; низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей; ригидные стереотипы воспитания, отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депривация ребенка; использование антипедагогических мер воздействия; неправильная оценка ребенка, его идеализация; невыполнение рекомендаций педагога; личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком; неверие в возможности ребенка, в свои силы; переоценка воспитательных возможностей семьи; гиперпротекция и др.). Социально-психологический климат в семье, комфортность, отношения между родителями, родственниками, отношение к ребенку со стороны членов семьи (обожание, забота, дружба, доверие, независимость, бесконтрольность), отношения с братьями и сестрами, общение с родственниками, живущими отдельно, часты ли конфликты). Мнение школьника о семье (мнение о членах семьи; кого, по его мнению, больше любят; кого он больше любит, почему). Представления родителей о ребенке (каким он был, как изменился, кем они его видят в дальнейшем, особенности ребенка по сравнению с другими детьми и т.д.). Характеристика школьника в школе. Общая характеристика класса (количество детей, половой состав, тип класса, когда сформирован, изменения в классе за последнее время, успеваемость и дисциплина, мнение о классе классного руководителя, учителей). Активность класса и его лидеры (формальные и неформальные лидеры, отношение к лидерам школьника, отношение класса к общественной работе и общественно полезному труду и роль лидеров в этом. Система традиций детского коллектива. Участие исследуемого школьника в организации и проведении тех или иных мероприятий; переживания успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношения к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др. Межличностные отношения в классе (симпатии и антипатии, конфликтность, дружба, товарищество, коллективизм в классе, сплоченность коллектива, группировки внутри коллектива, отношение учащихся к своему классу). Положение школьника в коллективе класса (лидер, популярный, непопулярный, изолированный, отверженный). Отношение школьника к коллективу (потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, его доброта, внушаемость, общительность и понимание других людей. Отношение к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно). Как выполняет общественные поручения (хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет). Стремится ли воздействовать на товарищей, воспитывать их. Отношение к отрицательным социально-психологическим явлениям в коллективе (списыванию, подсказыванию, круговой поруке, зависти). Друзья исследуемого школьника, что объединяет школьника с его друзьями. Отношение коллектива к школьнику (авторитет школьника в коллективе товарищей или какой-то группы, отношение к школьнику лидеров класса, друзей, других одноклассников, мнение одноклассников о положительных и отрицательных качествах школьника). Отношение школьника к взрослым (отношение к учителям, классному руководителю, мнение о ребенке учителей и классного руководителя, поведение ребенка в присутствии взрослых). Взаимоотношения с учителями, взрослыми. Имеются ли в конфликты с взрослыми. Как относится к требованиям учителей и их педагогическим воздействиям (активно-положительно, пассивно-положительно, активно-отрицательно, пассивно-отрицательно, безразлично). Характеристика индивидуальной среды школьника. Общая характеристика внешкольной среды исследуемого ученика (где и как он проводит время вне школы и дома, посещает ли кружки и секции, какая деятельность его привлекает, хобби, увлечения, что читает, чем интересуется, возможные виды отдыха, что предпочел бы при свободном выборе, какие из занятий школьника поддерживают родители, а какие – нет, что школьник хотел бы изменить в своей деятельности). Круг общения школьника вне школы (с кем предпочитает общаться, проводить свободное время, с кем бы хотел общаться, познакомиться; авторитетные, уважаемые и интересные для школьника личности, в том числе и сверстники; с кого и почему старается брать пример; какие коллективы вне школы его привлекают и почему, его статус и роль в этом коллективе, что его привлекает в этих коллективах; какой коллектив ребенку нравится больше – класс или какой-то другой; отношение к противоположному полу). Роль и воспитательное значение внешкольных коллективов в социализации и направленности ученика. Значение индивидуальной среды в развитии школьника.
Глава 3. Организация и планирование психологических исследований
Педпрактика обычно длится 4—6 недель. Режим работы студентов-практикантов определяет факультетский руководитель практики и школа. Желательно придерживаться определенного плана в проведении психологических исследований (таб. 1), это организует работу, делает ее более эффективной и менее трудоемкой. Можете составить другой план, с учетом специфики педпрактики, более того, детали плана могут меняться по ходу работы, однако основные пункты стандартного плана и его общая направленность желательно сохранить. В целом исследование должно включать в себя несколько этапов. Конечно, эти этапы не хронологические, они будут пересекаться и даже идти параллельно. I этап – Предварительный. Он включает в себя: 1. Знакомство студента с администрацией школы (завуч), классным руководителем и школьным психологом и беседа с ними о школе, выбранном классе и работе. Итогом данной беседы должны стать - полное и адекватное понимание педагогами и школьным психологом стоящих перед студентом задач психологического исследования во время педпрактики; - утверждение плана исследования личности школьника, графика бесед и решением иных организационных вопросов; - понимание студентом особенностей учебно-воспитательной работы в данной школе, сложившихся традиции, отношений, порядков; - предварительное мнение о классе, в котором студенту предстоит работать. 2. Знакомство с классом, с которым Вам предстоит работать. С этой целью вначале следует посетить несколько уроков, понаблюдать за школьниками во время перемен и после занятий. Если потребуется, нужно проанализировать школьную документацию по успеваемости школьников за некоторое время. Важно узнать мнение о классе педагогов, школьного психолога и классного руководителя. Важно в начале знакомства провести классный час – час знакомства, где рассказать о себе, о предстоящей с ними совместной работе. Итогом данной работы должны быть: - четкие представления о структуре класса и взаимоотношениях в нем; - положительное отношение к студенту учеников класса, готовность их работать с ним; - разработка психолого-педагогических принципов работы с классом; - составление плана работы с классом. 3. Выбор объекта исследования. Это можно сделать самостоятельно, познакомившись с классом и понаблюдав за детьми, а можно ориентироваться на рекомендации классного руководителя и (или) школьного психолога. Практика организуется на договорных началах со школой, поэтому, по возможности, следует удовлетворять просьбы школы изучить те или иные черты школьника, класса, группы. В любом случае должно быть некое обоснование выбора – почему именно данный ребенок привлек внимание студента или педагогов – особенности черты характера, поведения, успеваемости, взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.д. Может быть просто личный интерес: Студент знал ранее этого ребенка или его семью, он показался ему особенным, и захотелось с ним познакомиться и др. Возможно, ребенок уже ранее проходил обследование у школьного психолога и есть необходимость продолжить изучение его развития. Работа с ребенком может вестись только при его согласии, согласии родителей и классного руководителя. Она не должна противопоставляться исследовательской работе школы или заменять ее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.170 (0.007 с.) |