А. В. Орлов, Г. С. Шляхтин, Е. А. Хмелев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. В. Орлов, Г. С. Шляхтин, Е. А. Хмелев



А. В. Орлов, Г. С. Шляхтин, Е. А. Хмелев

Методические указания

по выполнению психологической части

педагогической практики студентов

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией факультета социальных наук для студентов высших учебных заведений, обучающихся непсихологическим специальностям

Нижний Новгород


 

 

УДК 373.015.3 (072)

ББК 88.8

О-66

 

 

О-66 Орлов А. В., Шляхтин Г. С., Хмелев Е. А. Методические указания по выполнению психологической части педагогической практики студентов: Учебное пособие. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2006. – 24 с.

 

 

Рецензент: к.п.н., доц. А. Ш. Широкова

 

 

Методическое пособие содержит материалы, необходимые для написания психолого-педагогической характеристики школьника, которая является основой психологической части педагогической практики. Представлена программа оценки личности школьника, основные этапы работы и анализа данных. Пособие адресовано студентам непсихологических специальностей вузов.

 

УДК 373.015.3 (072)

ББК 88.8

© Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского


Введение

 

Для студентов, обучающихся педагогическим специальностям, педагогическая практика является важнейшей частью образовательного процесса, одной из ведущих форм подготовки будущего учителя. В ходе ее студент должен научиться использовать теоретические знания в практической деятельности, сформировать необходимые умения и приобрести начальный педагогический опыт. По окончании практики он должен ориентироваться в педагогической реальности школы, иметь навыки педагогического общения, профессионального анализа педагогических явлений, ориентироваться в способах управления индивидом и группой, уметь организовывать учебную и внеучебную деятельность учащихся, оказывать им социальную помощь и поддержку. Кроме того, студент обязан владеть элементами психологической диагностики, уметь изучать процесс личностного развития ученика, учитывать индивидуальные психологические особенности школьников в педагогической деятельности.

Успешно или неуспешно студент проходит практику, определяется по совокупности качественного выполнения определенных заданий. Задания делятся на две группы: педагогические задания (проведение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий) и психологические (психодиагностика школьника и анализ его личностного развития, психолого-педагогическое исследование среды, психопрофилактическая работа, психолого-педагогическое изучение класса). Педагогические задания оцениваются преподавателем педагогики и школьными учителями, а психологические – преподавателем психологии. Общую оценку прохождения практики подводит факультетский руководитель практики. Он же решает все организационные вопросы психолого-педагогической практики.

Выполнение психологических заданий очень важно для формирования профессиональных качеств будущего педагога. Индивидуальный подход, ориентация на развитие внутреннего потенциала личности, учет наследственных, средовых и случайных детерминант личностного развития, доминирование психопрофилактических задач над психокоррекционными – характерные черты гуманистического стиля современной педагогики, ставшего основополагающим. Эти подходы требуют от педагога хороших знаний психологии и умении самостоятельно использовать эти знания на практике.

Психологические задания психолого-педагогической практики в общем-то несложные, но то, что подобного рода работа выполняется впервые, может вызвать некоторые трудности. Поэтому, нужно очень внимательно отнестись к советам преподавателя психологии, руководителя педагогической практики, классного руководителя и школьного психолога. Во время педпрактики студент должен провести психологическое исследование конкретного школьника и класса, в котором он учится. Ему следует побеседовать с ребенком, провести наблюдения за школьником на уроках, во время перемены, вне школы, дома. Самое главное, следует попытаться обнаружить отличительные особенности данного ребенка как будущей личности, попытаться оценить его индивидуальность, охарактеризовать положительные и отрицательные черты его характера и поведения и то, как их развитие связано с окружающей его средой.

Итогом работы в течение педпрактики должна стать психолого-педагогическая характеристика (ППХ) школьника. Ее нужно в письменном виде сдать на кафедру психологии или лично преподавателю психологии, который на основании ее даст оценку проделанной Вами работе. Она должна соответствовать изложенному ниже алгоритму и рекомендациям. Впрочем, не нужно относиться к предлагаемым ниже схемам как к чему-то жесткому и неизменному. Следует относиться к рекомендациям творчески, можно что-то менять и дополнять, решая определенные педагогические задачи, и если это поможет детям и учителям.

Общие сведения о школьнике.

Возраст. Национальность, вероисповедание. Особый статус (сирота, беженец и т.д.). Физическое состояние: внешний облик (общее впечатление, рост, вес, спортивность), соответствие возрасту (общая развитость, норма, акселерация, инфантилизм), состояние здоровья (норма, болезненность, отклонения, особые недостатки).

Особенности развития и формирования личности ребенка в предшествующие возрастные периоды. Наиболее важные события, произошедшие в жизни ребенка (рождения, смерти, разводы, новые браки родителей, перенесенная серьезная болезнь, операция и т.д.). Дошкольный период в жизни ребенка (посещал ли детский сад, любимые игры, когда научился читать и писать, когда пошел в школу, личностно значимые события дошкольного возраста). Младший школьный возраст (личностно значимые события раннего детства, успеваемость, дисциплинированность, общественную активность. идеалы, интересы, увлечения, сфера общения, читательские интересы). Когда начал учиться в данной школе, с какого возраста, когда попал в данный класс, где учился до этого?

Глава 5. Оформление психолого-педагогической характеристики школьника

 

Психолого-педагогическая характеристика школьника включает следующие элементы в написании и оформлении:

1) Титульный лист,

2) Оглавление,

3) Введение,

4) Основная часть,

5) Заключение,

6) Практические рекомендации,

7) Приложение.

Титульный лист – это обязательный элемент любого отчета об исследовательской работе и он должен быть оформлен в соответствии с существующими стандартами (ГОСТ 7.4-77 “Выходные сведения в издательской продукции”). Титульный лист (Образец. 1) должен содержать:

1) название организации, которая проводит исследование, ее ведомственное подчинение (Кафедра общей и социальной психологии факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, относящийся к ведомству Министерства образования и науки Российской Федерации);

2) название работы (пишется без сокращений); в названии необходимо указать фамилию имя отчество школьника, класс и его тип (коррекции, специализированный, с углубленным изучением какого-либо предмета и др.), школу и ее тип (общеобразовательная, экспериментальная, гимназия, лицей и др.) и город, где она располагается;

3) инициалы и фамилия, курс, отделение (дневное, вечернее или заочное), учебная группа студента;

4) инициалы, фамилию, ученую степень и ученое звание руководителя психологической части педагогической практики;

5) город и год выполнения работы.

С титульного листа начинается нумерация страниц, но номер страницы на нем не ставится.


Образец 1. Титульный лист

 
 

 

Со второй страницы начинается оглавление. Оглавление - это указатель рубрик (заголовков) работы. Оно призвано раскрыть перед читателем в краткой форме содержание работы путем обозначения основных разделов, частей, глав рукописи, направляет внимание читателя и позволяет легко найти нужный раздел.

Помещают оглавление в начале работы, сразу после титульного листа. Страница, на которой оно помещается, не нумеруется, но учитывается. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Оглавление оформляется по стандартному образцу (Образец 2). Однако в основной части, можно вводить собственные подзаголовки, при этом все рубрики оглавления должны строго соответствовать заголовкам текста.

В конце каждой графы оглавления, желательно через отточие, выставляется номер страницы, на которой напечатана данная рубрика в тексте. Все заголовки начинают писать с прописной буквы без точки на конце. Разделы основной части должны соответствовать разделам исследовательской программы и это должно быть отражено в оглавлении.

 

Во введении приводятся следующие данные.

1) Определяется цель исследования. Она в самом общем виде является следующей: «Провести предварительное исследование особенностей психики, поведения и деятельности конкретного школьника».

2) С учетом специфики работы формулируются задачи исследования. Если цель психолого-педагогической характеристики у всех студентов-практикантов одна, то задачи могут значительно отличаться, в зависимости от того на какие стороны психики ребенка обращается особое внимание и делается упор в анализе. Акценты исследования могут определяться, как уже было сказано, типом школьника, предложениями школьного психолога или педагогов, личными интересами, объективными обстоятельствами и т.д. Задачи должны быть сформулированы лаконично по пунктам с указанием причин именно такой направленности Вашей работы и необходимости такой постановки задач исследования.

3) Указываются причины, по которым был выбран данный школьник.

4) Дается общая характеристика школы, в которой

- указывается тип школы (общеобразовательная, общеобразовательная с углубленным изучением некоторых предметов, лицей, гимназия и т. п.);

- указывается, в каком классе проводилось исследование, его тип (обычный, специализированный);

- дается краткая характеристика педагогического коллектива.

5) В конце указываются сроки проведения практики, условия в которых шла работа, было ли понимание поддержка со стороны коллектива школы, родителей, других людей, с которым приходилось общаться. Отдельно нужно отметить тех, кого хотелось бы поблагодарить за участие в работе и поддержку.

 


 

Образец 2. Оглавление

 

 
 


В основной части в соответствии с программой приводятся основные результаты исследований с анализом и комментариями. Для удобства основная часть разбивается на главы и разделы. Каждая глава соответствует определенной части исследования (см. образец оглавления). Главы не должны быть большими, но информационно полными. Следовательно, результаты нужно излагать лаконично, без пространных рассуждений, но с глубоким анализом. В анализе следует ориентироваться только на достоверные факты, не нужно обсуждать в работе слухи, сплетни, непроверенную информацию. У каждого мнения, точки зрения, вывода должно быть авторство – кому принадлежит данное высказывание: учителю, родителю, школьнику или это собственное мнение.

Каждая глава должна заканчиваться выводами. В выводах нужно отразить результаты анализа данных по данному разделу исследования, особо следует подчеркнуть индивидуальные особенности школьника, соответствие возрастной норме, социальным требованиям, причины тех или иных особенностей поведения и деятельность ученика, возможные последствия развития некоторых качеств и направленности школьника, влияние той или иной среды на его психические свойства, поведение и деятельность. Выводы должны быть строго проверенными, не вызывающими сомнений.

 

В заключении Вам нужно сделать основные выводы по работе в целом:

1. указать на наиболее важные индивидуально-психологические особенности школьника и его направленность, положительные и отрицательные черты характера,

2. дать собственную оценку средовых влияний на развитие личности школьника, организацию его поведения и деятельности,

3. охарактеризовать процесс социализации,

4. отметить есть или нет какие либо отклонения в развитии ребенка, недостатки воспитания, обучения,

5. подчеркнуть все основные проблемы, которые стоят перед педагогами и родителями в процессе воспитания гармоничной, социально адаптированной личности школьника,

6. подвести общий итог работы, указать какие нужно провести дополнительные исследования психологам и педагогам школы по изучению данного школьника.

Заключение должно быть кратким и лаконичным. В нем не нужно перечислять все те выводы, которые сделали в основной части – только то на что нужно обратить первостепенное внимание родителям и педагогам школьника в процессе воспитания.

 

Раздел «Практические рекомендации» должен включать советы педагогам и родителям по воспитанию школьника. Рекомендации должны быть краткими и перечислены по-пунктно. Раздел целесообразно вставлять в работу, если есть проблемы в воспитании школьника и ясно, как их решить. В противном случае практические рекомендации можно не давать.

 

В целом психолого-педагогическая характеристика пишется от руки или печатается на одной стороне односортной белой бумаги формата А4 (210х297). Желательно, чтобы объем работы не превышал 30 страниц машинописного текста. Страницы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы ставится внизу по средней линии страницы.

Печатать желательно через 1,5 интервала 12-м шрифтом. Текст на странице следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 20 мм, нижнее - не менее 20 мм. Текст с левой стороны нужно обязательно выравнивать.

Рекомендуемая литература

 

Батаршев А. Б. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. – М., 2001. – 256 с.

Весна Е. Б., Киселева О. О. Профессионально-педагогическая практика. – М., 1996. – 80 с.

Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2000. – 560 с.

Ермолаева М. В. и др. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М., 1998. – 288 с.

Минияров В. М. Психология семейного воспитания (Диагностико-коррекционный аспект). – М., 2000. – 256 с.

Практикум по возрастной психологии /Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб., 2001. – 688 с.

Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Под. ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1998. – 670 с.

Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997. – 570 с.

Психологические основы педагогической практики студентов /Под ред. А. С. Чернышева. – М., 2000. – 144 с.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2-х т. – М., 1999. – Т. 1. – 384 с.

Энциклопедия психологических тестов: В 3-х т. – М., 2000. – Т. 1-3.


Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Задачи психологического исследования школьника………………... 5

 

Глава 2. Программа психологического исследования школьника…………… 6

 

Глава 3. Организация и планирование психологических исследований……. 10

 

Глава 4. Процедура и методы психологического исследования……………... 15

 

Глава 5. Оформление психолого-педагогической характеристики

школьника…………………………………………………………………. 19

 

Рекомендуемая литература……………………………………………………… 24


 

 

Александр Владимирович Орлов

Геннадий Сергеевич Шляхтин

Евгений Александрович Хмелев

 

Методические указания

по выполнению психологической части

педагогической практики студентов

Учебно-методическое пособие

 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

 

 

Подписано в печать. Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 2,0

 

Заказ №. Тираж 150 экз.

 

Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета

им. Н. И. Лобачевского

603600, г Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37

Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01.

 

А. В. Орлов, Г. С. Шляхтин, Е. А. Хмелев

Методические указания

по выполнению психологической части

педагогической практики студентов

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией факультета социальных наук для студентов высших учебных заведений, обучающихся непсихологическим специальностям

Нижний Новгород


 

 

УДК 373.015.3 (072)

ББК 88.8

О-66

 

 

О-66 Орлов А. В., Шляхтин Г. С., Хмелев Е. А. Методические указания по выполнению психологической части педагогической практики студентов: Учебное пособие. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2006. – 24 с.

 

 

Рецензент: к.п.н., доц. А. Ш. Широкова

 

 

Методическое пособие содержит материалы, необходимые для написания психолого-педагогической характеристики школьника, которая является основой психологической части педагогической практики. Представлена программа оценки личности школьника, основные этапы работы и анализа данных. Пособие адресовано студентам непсихологических специальностей вузов.

 

УДК 373.015.3 (072)

ББК 88.8

© Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского


Введение

 

Для студентов, обучающихся педагогическим специальностям, педагогическая практика является важнейшей частью образовательного процесса, одной из ведущих форм подготовки будущего учителя. В ходе ее студент должен научиться использовать теоретические знания в практической деятельности, сформировать необходимые умения и приобрести начальный педагогический опыт. По окончании практики он должен ориентироваться в педагогической реальности школы, иметь навыки педагогического общения, профессионального анализа педагогических явлений, ориентироваться в способах управления индивидом и группой, уметь организовывать учебную и внеучебную деятельность учащихся, оказывать им социальную помощь и поддержку. Кроме того, студент обязан владеть элементами психологической диагностики, уметь изучать процесс личностного развития ученика, учитывать индивидуальные психологические особенности школьников в педагогической деятельности.

Успешно или неуспешно студент проходит практику, определяется по совокупности качественного выполнения определенных заданий. Задания делятся на две группы: педагогические задания (проведение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий) и психологические (психодиагностика школьника и анализ его личностного развития, психолого-педагогическое исследование среды, психопрофилактическая работа, психолого-педагогическое изучение класса). Педагогические задания оцениваются преподавателем педагогики и школьными учителями, а психологические – преподавателем психологии. Общую оценку прохождения практики подводит факультетский руководитель практики. Он же решает все организационные вопросы психолого-педагогической практики.

Выполнение психологических заданий очень важно для формирования профессиональных качеств будущего педагога. Индивидуальный подход, ориентация на развитие внутреннего потенциала личности, учет наследственных, средовых и случайных детерминант личностного развития, доминирование психопрофилактических задач над психокоррекционными – характерные черты гуманистического стиля современной педагогики, ставшего основополагающим. Эти подходы требуют от педагога хороших знаний психологии и умении самостоятельно использовать эти знания на практике.

Психологические задания психолого-педагогической практики в общем-то несложные, но то, что подобного рода работа выполняется впервые, может вызвать некоторые трудности. Поэтому, нужно очень внимательно отнестись к советам преподавателя психологии, руководителя педагогической практики, классного руководителя и школьного психолога. Во время педпрактики студент должен провести психологическое исследование конкретного школьника и класса, в котором он учится. Ему следует побеседовать с ребенком, провести наблюдения за школьником на уроках, во время перемены, вне школы, дома. Самое главное, следует попытаться обнаружить отличительные особенности данного ребенка как будущей личности, попытаться оценить его индивидуальность, охарактеризовать положительные и отрицательные черты его характера и поведения и то, как их развитие связано с окружающей его средой.

Итогом работы в течение педпрактики должна стать психолого-педагогическая характеристика (ППХ) школьника. Ее нужно в письменном виде сдать на кафедру психологии или лично преподавателю психологии, который на основании ее даст оценку проделанной Вами работе. Она должна соответствовать изложенному ниже алгоритму и рекомендациям. Впрочем, не нужно относиться к предлагаемым ниже схемам как к чему-то жесткому и неизменному. Следует относиться к рекомендациям творчески, можно что-то менять и дополнять, решая определенные педагогические задачи, и если это поможет детям и учителям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.084 с.)