По степени участия наблюдателя в исследовании ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По степени участия наблюдателя в исследовании ситуации



Включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель и юн или иной степени непосредственно включен в изуча­емый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людь­ми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от «пассивного» наблюдения, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым объектом, что наблюдаемые начинают считать его членом своего коллектива и соответственно к нему относиться.

Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены исследуемого коллектива успевают привыкнуть к наблюдателю, они возвращаются к привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях.

Невключенное. При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощник находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, — они просто регистрируют ход происходящих событий.

Невключенное наблюдение используется для наблюде­ния за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания психолого-педагогической среды, в которой происходит интересующее педагога событие.

Внешнее наблюдение может проводиться не только самим педагогом, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура достаточно хорошо отработана и проверена надежность категорий.

ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Организация и проведение любого вида наблюдения требует внимательного и обоснованного выбора его объекта и предмета.

Объект наблюдения — это отдельные лица, большие и малые группы в различных ситуациях взаимодействия.

Предмет наблюдения — это вербальное и невербальное поведение человека или нескольких групп в определенной психолого-педагогической среде и ситуации.

В качестве предмета наблюдения выбирается какая-либо из сторон этого объекта.

Цели наблюдения:

— предварительная ориентировка в объекте;

— получение информации для формулирования гипотезы решаемой проблемы;

— получение информации для проверки полученной гипотезы;

— уточнение результатов, полученных другими методами;

— извлечение дополнительных связей об изучаемом предмете.

Наблюдение чаще применяется тогда, когда необходимая информация не может быть получена другим способом. Это какие-либо ситуации, привычные, часто повторяющиеся, также требующие большого эмоционального напряжения.

Качественное проведение наблюдения предполагает тщательную предварительную разработку плана и программы наблюдения. При планировании необходимо четко установит: сроки наблюдения, определить средства сбора информации.

Этапы подготовки и проведения наблюдения

I. Установление объекта и предмета наблюдения, опреде­ление целей, постановка задач. Разработка плана и програм­мы наблюдения.

При составлении программы наблюдения внимание уделяется:

1) терминам и уровню ведения наблюдения (решается вопрос о научных рамках соотнесения понятий);

2) определению (фиксации) условий деятельности наблюдаемого объекта:

- ситуации, устанавливающей вид наблюдаемой деятельности;

- эмоциональных состояний, при которых протекает деятельность объекта исследования;

- характера ситуаций, обычных и проблемных;

3) выбору признаков. Определение признаков представляет собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации акты поведения, сводимые в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации;

4) определению понятий и разработке категорий. Понятия должны соответствовать следующим требованиям:

- каждое из них должно быть четко определено;

- не пересекаться с другими понятиями;

- иметь ту же степень общности, что и другие понятия;

- выражать какой-либо определенный аспект решаемой задачи.

Программа наблюдения (пример)

Тема: собрание коллектива как выражение общественного мнения.

Объект наблюдения — совокупность собраний различных типов, уровней и тематики в определенный период на конкретном предприятии.

Предмет наблюдения— вербальное и невербальное поведение людей и групп (президиум собрания; большинство или меньшинство аудитории; несколько человек; один-два человека)в период подготовки и проведения собрания.

Задачи наблюдения

I) фиксация характеристики:

- собрания, объектов наблюдения;

- информации, содержащейся в докладах и выступлениях;

2) получение данных:

- о поведении участников собрания;

— выступлениях на собрании и отношении к ним аудитории;

— временной структуре собрания.

Документ сбора первичной информации — карточка наблюдения, состоящая из 11 отдельных бланков, названия которых совпадают с этапами проведения собрания:

ситуация непосредственно перед началом собрания;

— организационный период;

— карточка докладчика, выступающего;

— реакция участников собрания на выступление докладчик

— реакция участников собрания на выступление участников собрания;

— общая ситуация в ходе обсуждения повестки дня;

— общая ситуация во время принятия решения;

— ситуация во время проверки решения;

— ситуация во время проверок и дополнений к проверке решения;

— ситуация по окончании собрания;

— общая характеристика собрания.

II. Обеспечение доступа к среде. Получение соответствующих разрешений, установление контактов с людьми.

III. Выбор способа (вида) наблюдения.

IV. Подготовка технических средств и оборудования.

V. Проведение наблюдения, сбор данных, накопление информации.

Запись результатов наблюдений выполняется в виде:

а) кратковременной записи, проводимой по горячему следу, насколько позволяют условия, время и место;

б) карточки наблюдения для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц и явлений. Признаки регистрации, как правило, строго формализованы в закодированном виде, содержат шкалу оценки (табл. 2);

в) протокола наблюдения, предназначенного для комбинированной регистрации результатов наблюдения (табл. 3) и используемого, как правило, на начальной стадии исследования для выявления сущностных признаков психолого -педагогического явления;

г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления трудности;

д) видео-, фото-, кино-, звукозаписи.

Таблица 2

Карточка наблюдения

Наблюдатель: Иванов П.С. Общая продолжительность наблюдения: 8 ч

Объект наблюдения: Время наблюдения: с 9.00 до 17.00

Предмет наблюдения: Начало: 12.01.04

Цели наблюдения: Окончание: 12.01.04

Пункты плана наблюдения

Варианты реакций Начало рабочего дня 2-я половина дообеденной части рабочего дня 1-я половина послеобеденной части рабочего дня Конец рабочего дня Примечания
А. Как разговаривает с товарищами          
Б. Как реагирует на замечания руководителей          
В. Как ведет себя в непривычной обстановке          
Г. Как ведет себя наблюдаемый, когда необходимо быстро действовать          

 

Таблица 3

Протокол наблюдения

Тема наблюдения: Время наблюдения:

Предмет наблюдения: Место наблюдения:

Цели наблюдения:

Хронометраж Действия субъекта Действия объекта
вербальные невербальные вербальные невербальные
         
         

 

VI. Контроль наблюдения, который можно осуществи различными способами:

а) проведением беседы с участниками ситуации;

б) обращением к документам, связанным с данным событием;

в) проверкой результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанным другим квалифицированным наблюдателем.

VII. Отчет о наблюдении, который должен содержать:

а) тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения;

б) информацию о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения;

в) характеристику наблюдаемых лиц;

г) подробное описание наблюдаемых фактов;

д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя

Выбор исследуемых коллективов и индивидов, определение условий, в которых будет происходить наблюдение, фактов, которые будут наблюдаться, и достоверности полученной информации — все эти вопросы следу решить заранее, чтобы наблюдение проходило организованно и последовательно, в соответствии с заранее разработанным планом.

Процесс разработки программы наблюдения состоит прежде всего в построении педагогом-психологом системы классификации тех фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию и отвечают целям исследования психолого-педагогической ситуации. Без нее зафиксированные факты будут изолированными, неопределенными и, следовательно лишенными смысла. Однако система классификации факто не должна быть слишком жесткой, иначе исследователь будет вынужден отбросить все факты, в нее не укладывающиеся.

Наблюдатель, у которого нет системы классификации может увидеть много, а зафиксировать и определить очень мало. Исследователь, который использует слишком жест' кую систему классификации, чаще будет фиксировать ли те явления и факты, которые могут подтвердить его предварительные гипотезы.

В процессе наблюдения происходит накопление данных, и их предварительный анализ позволяет уточнить задачи наблюдения. Вводятся более строгие категории, выделяются наиболее значимые с точки зрения задачи исследования педагогической системы, аспекты наблюдаемых ситуаций и событий. Поэтому программа наблюдения должна быть достаточно широкой и гибкой. Даже в тех случаях, когда задачи и гипотезы определены заранее, они могут быть переформулированы несколько раз в ходе работы. Если это происходит, необходимо фиксировать соответствующие изменения и вносить их в программу исследований.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученны­ми с помощью других методов психолого-педагогического исследования.

Условия успешного обеспечения качественной информацией при разработке программы наблюдения:

- расчленение объекта исследования на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать ло­гической природе объекта и позволять воссоздание целого из частей;

- расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которые исследователи намереваются использо­вать при анализе полученной информации;

- выделенные элементы объекта (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленности толкования.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности метода наблюдения?

2. Что понимают под объектом и предметом наблюде­ния?

3. Осуществите классификацию наблюдения по степени участия наблюдателя в исследовании ситуации.

4. Что такое лабораторное наблюдение?

5. Сравните сильные и слабые стороны метода наблюдения.

6. Обоснуйте порядок использования метода наблюдения в психолого-педагогической практике.

7. Подготовьте бланк карточки наблюдения за поведе­нием учащихся младших классов на уроке, исходя из того, что наблюдение — структурированное и невключенное.

8. Разработайте бланк протокола наблюдения за каче­ством преподавания истории учителем на уроке.

9. Чем отличается дневник наблюдения от плана наблю­дения?

10. Подготовьте программу наблюдения за психолого-педагогическим явлением, изучаемым вами в контексте курсовой или дипломной работы.

Список литературы

Загвязинский В.И., Атаканов Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического ис­следования. М., 1993.

Немое Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. М., 1998.

Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.

Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова и др. М., 1983.

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательно­сти. СПб., 2001.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987.

 

 

Глава III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.025 с.)