Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По степени участия наблюдателя в исследовании ситуацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель и юн или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от «пассивного» наблюдения, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым объектом, что наблюдаемые начинают считать его членом своего коллектива и соответственно к нему относиться. Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены исследуемого коллектива успевают привыкнуть к наблюдателю, они возвращаются к привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Невключенное. При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощник находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, — они просто регистрируют ход происходящих событий. Невключенное наблюдение используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания психолого-педагогической среды, в которой происходит интересующее педагога событие. Внешнее наблюдение может проводиться не только самим педагогом, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура достаточно хорошо отработана и проверена надежность категорий. ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ Организация и проведение любого вида наблюдения требует внимательного и обоснованного выбора его объекта и предмета. Объект наблюдения — это отдельные лица, большие и малые группы в различных ситуациях взаимодействия. Предмет наблюдения — это вербальное и невербальное поведение человека или нескольких групп в определенной психолого-педагогической среде и ситуации. В качестве предмета наблюдения выбирается какая-либо из сторон этого объекта. Цели наблюдения: — предварительная ориентировка в объекте; — получение информации для формулирования гипотезы решаемой проблемы; — получение информации для проверки полученной гипотезы; — уточнение результатов, полученных другими методами; — извлечение дополнительных связей об изучаемом предмете. Наблюдение чаще применяется тогда, когда необходимая информация не может быть получена другим способом. Это какие-либо ситуации, привычные, часто повторяющиеся, также требующие большого эмоционального напряжения. Качественное проведение наблюдения предполагает тщательную предварительную разработку плана и программы наблюдения. При планировании необходимо четко установит: сроки наблюдения, определить средства сбора информации. Этапы подготовки и проведения наблюдения I. Установление объекта и предмета наблюдения, определение целей, постановка задач. Разработка плана и программы наблюдения. При составлении программы наблюдения внимание уделяется: 1) терминам и уровню ведения наблюдения (решается вопрос о научных рамках соотнесения понятий); 2) определению (фиксации) условий деятельности наблюдаемого объекта: - ситуации, устанавливающей вид наблюдаемой деятельности; - эмоциональных состояний, при которых протекает деятельность объекта исследования; - характера ситуаций, обычных и проблемных; 3) выбору признаков. Определение признаков представляет собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации акты поведения, сводимые в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации; 4) определению понятий и разработке категорий. Понятия должны соответствовать следующим требованиям: - каждое из них должно быть четко определено; - не пересекаться с другими понятиями; - иметь ту же степень общности, что и другие понятия; - выражать какой-либо определенный аспект решаемой задачи. Программа наблюдения (пример) Тема: собрание коллектива как выражение общественного мнения. Объект наблюдения — совокупность собраний различных типов, уровней и тематики в определенный период на конкретном предприятии. Предмет наблюдения— вербальное и невербальное поведение людей и групп (президиум собрания; большинство или меньшинство аудитории; несколько человек; один-два человека)в период подготовки и проведения собрания. Задачи наблюдения I) фиксация характеристики: - собрания, объектов наблюдения; - информации, содержащейся в докладах и выступлениях; 2) получение данных: - о поведении участников собрания; — выступлениях на собрании и отношении к ним аудитории; — временной структуре собрания. Документ сбора первичной информации — карточка наблюдения, состоящая из 11 отдельных бланков, названия которых совпадают с этапами проведения собрания: — ситуация непосредственно перед началом собрания; — организационный период; — карточка докладчика, выступающего; — реакция участников собрания на выступление докладчик — реакция участников собрания на выступление участников собрания; — общая ситуация в ходе обсуждения повестки дня; — общая ситуация во время принятия решения; — ситуация во время проверки решения; — ситуация во время проверок и дополнений к проверке решения; — ситуация по окончании собрания; — общая характеристика собрания. II. Обеспечение доступа к среде. Получение соответствующих разрешений, установление контактов с людьми. III. Выбор способа (вида) наблюдения. IV. Подготовка технических средств и оборудования. V. Проведение наблюдения, сбор данных, накопление информации. Запись результатов наблюдений выполняется в виде: а) кратковременной записи, проводимой по горячему следу, насколько позволяют условия, время и место; б) карточки наблюдения для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц и явлений. Признаки регистрации, как правило, строго формализованы в закодированном виде, содержат шкалу оценки (табл. 2); в) протокола наблюдения, предназначенного для комбинированной регистрации результатов наблюдения (табл. 3) и используемого, как правило, на начальной стадии исследования для выявления сущностных признаков психолого -педагогического явления; г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления трудности; д) видео-, фото-, кино-, звукозаписи. Таблица 2 Карточка наблюдения Наблюдатель: Иванов П.С. Общая продолжительность наблюдения: 8 ч Объект наблюдения: Время наблюдения: с 9.00 до 17.00 Предмет наблюдения: Начало: 12.01.04 Цели наблюдения: Окончание: 12.01.04 Пункты плана наблюдения
Таблица 3 Протокол наблюдения Тема наблюдения: Время наблюдения: Предмет наблюдения: Место наблюдения: Цели наблюдения:
VI. Контроль наблюдения, который можно осуществи различными способами: а) проведением беседы с участниками ситуации; б) обращением к документам, связанным с данным событием; в) проверкой результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанным другим квалифицированным наблюдателем. VII. Отчет о наблюдении, который должен содержать: а) тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения; б) информацию о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения; в) характеристику наблюдаемых лиц; г) подробное описание наблюдаемых фактов; д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя Выбор исследуемых коллективов и индивидов, определение условий, в которых будет происходить наблюдение, фактов, которые будут наблюдаться, и достоверности полученной информации — все эти вопросы следу решить заранее, чтобы наблюдение проходило организованно и последовательно, в соответствии с заранее разработанным планом. Процесс разработки программы наблюдения состоит прежде всего в построении педагогом-психологом системы классификации тех фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию и отвечают целям исследования психолого-педагогической ситуации. Без нее зафиксированные факты будут изолированными, неопределенными и, следовательно лишенными смысла. Однако система классификации факто не должна быть слишком жесткой, иначе исследователь будет вынужден отбросить все факты, в нее не укладывающиеся. Наблюдатель, у которого нет системы классификации может увидеть много, а зафиксировать и определить очень мало. Исследователь, который использует слишком жест' кую систему классификации, чаще будет фиксировать ли те явления и факты, которые могут подтвердить его предварительные гипотезы. В процессе наблюдения происходит накопление данных, и их предварительный анализ позволяет уточнить задачи наблюдения. Вводятся более строгие категории, выделяются наиболее значимые с точки зрения задачи исследования педагогической системы, аспекты наблюдаемых ситуаций и событий. Поэтому программа наблюдения должна быть достаточно широкой и гибкой. Даже в тех случаях, когда задачи и гипотезы определены заранее, они могут быть переформулированы несколько раз в ходе работы. Если это происходит, необходимо фиксировать соответствующие изменения и вносить их в программу исследований. Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с помощью других методов психолого-педагогического исследования. Условия успешного обеспечения качественной информацией при разработке программы наблюдения: - расчленение объекта исследования на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать логической природе объекта и позволять воссоздание целого из частей; - расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которые исследователи намереваются использовать при анализе полученной информации; - выделенные элементы объекта (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленности толкования. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы особенности метода наблюдения? 2. Что понимают под объектом и предметом наблюдения? 3. Осуществите классификацию наблюдения по степени участия наблюдателя в исследовании ситуации. 4. Что такое лабораторное наблюдение? 5. Сравните сильные и слабые стороны метода наблюдения. 6. Обоснуйте порядок использования метода наблюдения в психолого-педагогической практике. 7. Подготовьте бланк карточки наблюдения за поведением учащихся младших классов на уроке, исходя из того, что наблюдение — структурированное и невключенное. 8. Разработайте бланк протокола наблюдения за качеством преподавания истории учителем на уроке. 9. Чем отличается дневник наблюдения от плана наблюдения? 10. Подготовьте программу наблюдения за психолого-педагогическим явлением, изучаемым вами в контексте курсовой или дипломной работы. Список литературы Загвязинский В.И., Атаканов Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993. Немое Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. М., 1998. Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова и др. М., 1983. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987.
Глава III
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.013 с.) |