Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Астеноневротический, тревожно-настороженный тип↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
акцентуации. Позитивные черты: исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, скромность, дружелюбие, послушание, незлопамятность, способность к раскаянию. Негативные черты: капризность, плаксивость, неуверенность, вялость, робость, забывчивость, несопротивление сильным, особая раздражительность по пустякам, возможна глухая неприязнь. Рисунок поведенческих стереотипов: в общении не стремятся к близким отношениям из-за пугливости, неуверенности; не проявляют инициативы в завоевании дружбы и признания; имеют узкий круг общения; отличаются быстрой утомляемостью и наступающей вслед за этим ипохондрией при обычных, особенно повышенных физических и психических нагрузках в ходе учебной деятельности; наблюдается раздражительность по пустякам: могут легко возникать бурные эмоциональные вспышки, вместе в тем гнев быстро проходит и заканчивается раскаянием, иногда слезами; отличаются повышенным вниманием к своему здоровью и не сопротивляются лечению; в конфликтных ситуациях склонны к реакциям отказа; в качестве компенсаторного механизма формируется заниженный уровень притязаний, в школе отказываются от дополнительных нагрузок, заданий, связанных с индивидуальной поисковой творческой работой. Труднопереносимые ситуации: физических и психических нагрузок; соревнования и соперничества; активного общения; конфликтов; насмешек; быстрого переключения в работе и общении; ситуации неопределенности и новизны; необходимости проявления воли. Психотравмирующим эффектом могут обладать различные высказывания вслух по их адресу. Поскольку в школьных группах редко можно встретить сочувственный отклик, эти подростки уединяются, и со временем у них формируется негативное отношение к классу и дружбе вообще. V. Психоастенический тип акцентуации — мнительный, застревающий. Позитивные черты: рассудительность, самокритичность, аккуратность, серьезность, добросовестность, ровное настроение, верность данным обещаниям, определенная надежность в делах и чувствах. Негативные черты: мнительность, наличие навязчивых идей, стремление следовать инструкции, определенный формализм, нерешительность в новых начинаниях, безынициативность, бесконечные рассуждения, самокопание нежелание выполнять работу, требующую проявления собственной активности, нестандартности; ограниченный прагматизм. Рисунок поведенческих стереотипов: установление контактов только после длительных рассуждений, обдумываний, проявление мнительности в общении, уход от конфликтов; нерешительны всегда и во всем, с трудом делают самостоятельный выбор, даже решившись на тот или иной поступок, продолжают сомневаться в его правильности; устойчивые пессимисты, которые опасаются будущего; копаются в собственных переживаниях, вновь и вновь проверяют правильность своих решений; страшатся вымышленных опасностей, часто следуют выдуманным ритуалам и приметам; в делах отличаются формализмом и буквоедством, что также является приемом обезопасить себя от неудач, попадания в непредвиденную ситуацию, которая потребует проявления инициативы и затрат сил; самооценка не всегда отличается правильностью, хотя часто осознается недостаток — мнительность, от которой не могут избавиться. Труднопереносимые ситуации: принятия самостоятельных решений при наличии альтернатив; выполнения заданий при отсутствии инструкций и готовых примеров; быстрого перехода от одних дел к другим; ситуации сильного страха, беспокойства; длительных физических и психических нагрузок. VI. Истероидный тип акцентуации — демонстративный, эгоцентричный. Позитивные черты: упорство, инициативность, целенаправленность, общительность, находчивость, самостоятельность, способность взять на себя руководство, организаторские наклонности. Негативные черты: эгоизм, чрезмерное себялюбие, жажда внимания к своей персоне, демагогия, лживость, способность строить интриги, лицемерие и рисовка, задиристость, бесшабашность и риск, похвальба дутыми успехами. Рисунок поведенческих стереотипов: быстрота и легкость в установлении контактов с широким кругом людей; стремление к лидерству в общении; желание обрести популярность и внимание; высокая коммуникативность и приспособляемость к разным отношениям; неглубокие чувства и нестойкая привязанность; провоцирование конфликтов; ненасытная жажда внимания к своей персоне и использование для этого всех имеющихся в распоряжении средств, включая негативные поступки; неспособность объективно оценить себя со стороны связана с психологическим механизмом вытеснения нежелательной информации; неискренность, непостоянство чувств, в поведении наблюдается рисовка, в одежде — демонстративность. Обычно имеют большие претензии в отношении своего положения и, как правило, добиваются желаемого, не обладая, однако, авторитетом и не пользуясь симпатиями со стороны товарищей в течение долгого времени из-за своих недостатков. Формирование данной акцентуации стимулируется неправильными отношениями в семье, где ребенок долгое время был кумиром (или косвенно им является). С наступлением пубертатного периода истероидные черты заостряются. Труднопереносимые ситуации: проявления равнодушия и невнимания к личности; одиночества или ограничения круга общения; невозможности проявить себя — ограничения деятельности; непризнания и нелюбви; невыгодного положения; однообразной серой жизни; ситуации, требующие постоянного длительного психического или физического напряжения. VII. Эпилептоидный (возбудимый) тип акцентуации — агрессивный. Позитивные черты: настойчивость в достижении намеченной цели, смелость, решительность, целеустремленность, аккуратность, скрупулезность. Негативные черты: мелочность, агрессивность, злопамятность, деспотизм, грубый и развязный стиль отношений; подхалимство перед старшими, яростные вспышки аффективных реакций; возможны асоциальные аморальные поступки. Рисунок поведенческих стереотипов: при общении неприязненное отношение к окружающим; стремление подавить другого; инициативность в агрессивных выходках (агрессия вербальная и физическая), стремление завязывать конфликты. Такое поведение связано с часто возникающими состояниями злобно-тоскливого настроения, когда необходимо разрядиться, сорвать зло на ком-либо; как правило, это сопровождается яростными аффективными реакциями с бесконтрольным отклонением в поведении, которые служат защитным механизмом для психики в ситуациях накопившегося раздражения; аффекты могут быть продолжительными по времени; снятие напряжения также может осуществляться путем значительных физических нагрузок (особенно в приемлемых видах деятельности). Мышление отличается тугоподвижностью, инертностью, вязкостью, а связанная с этим дотошность при длительной работоспособности может способствовать учебной деятельности в качестве компенсации. Труднопереносимые ситуации: ущемляющие интересы, прихоти и капризы; ограничивающие возможность проявлять власть, своенравие (в притеснении других); ситуации, требующие быстрой переключаемое в работе, принятия нестандартностных решений; критики и замечаний; сильной конкуренции и притеснений. VIII. Циклоидный тип акцентуации — периодической смены настроений. Позитивные черты: в периоды приподнятого настроения проявляются гипертимные черты, т.е. жизнерадостность, общительность, высокая активность и работоспособность и т.д. Негативные черты: в периоды подавленного состояния свойственны вялость, замкнутость; непоследовательность,' неуравновешенность, нравственная и эмоциональная неустойчивость; пониженная работоспособность; безразличие; чрезмерная обидчивость и придирчивость. Рисунок поведенческих стереотипов: циклически меняющаяся контактность; тяга к общению в периоды эмоционального подъема и замкнутость при эмоциональном спаде («все надоели»); циклические колебания настроения часто не достигают высокого уровня проявления, как правило, до наступления пубертатного периода; в пубертатном периоде более ярко проявляются и закрепляются субдепрессивные фазы; цикл субдепрессии может длиться от нескольких дней до нескольких недель, и тогда наступают повышенная утомляемость, вялость, нежелание вступать в конфликты, могут обостряться состояния переживания, самоуничижения, самообвинения; цикл снижения эмоционального тонуса фазой нормального состояния, в условиях которого происходит удовлетворительная адаптация к окружающим условиям. Труднопереносимые ситуации: смены жизненных стереотипов; неожиданных, противоречащих настроениям поручений; ломки сложившихся традиций, распорядков, обязанностей, правил; неудач; психических перегрузок. IX. Неустойчивый тип акцентуации — безвольный. Позитивные черты: внешнее послушание, общительность, открытость, услужливость, быстрая переключаемость в делах и общении. Негативные черты: безволие, тяга к развлечениям и пустому времяпрепровождению, болтливость, хвастовство, бездуховность, конформизм, соглашательство, лицемерие, трусость, безответственность. Рисунок поведенческих стереотипов: стремление избегать стычек и конфликтов с окружающими; пассивная позиция в общении; беспорядочные и бесцельные контакты с людьми; проявление безволия, неспособности к самостоятельным и взвешенным действиям, разумно решающим жизненные и учебные проблемы; повышенная внушаемость; неспособность к активной творческой деятельности; стремление потреблять готовое, отсутствие желания учиться и работать, безразличие к своему будущему; бесцельное бродяжничество, тяга к праздной жизни, удовольствиям, новым влечениям; не будучи инициатором, может быть соучастником аморальных акций, попав под влияние уличных «авторитетов»; обычно не пользуются уважением со стороны ребят, а льстивая готовность выполнять чужие указания ставит его в унизительное положение. Труднопереносимые ситуации: длительных усилий, концентрации психических сил; ответственных решений; преодоления трудностей и решения сложных задач; выполнения учебных поручений, требующих усилий над собой; подчинения дисциплинарным правилам и требованиям; ограничения в общении, в новых контактах и впечатлениях, делах и играх, которые приносят удовольствие и не требуют усилий. X. Шизоидный, дистимический тип акцентуации — замкнутый, интровертированный. Позитивные черты: серьезность, несуетливость, постоянство увлечений и интересов; рассудительность, целеустремленность. Негативные черты: холодность, замкнутость, недружелюбие, отсутствие эмпатий, безразличие к делам и интересам других; аффективные вспышки раздражительности. Рисунок поведенческих стереотипов: слабая коммуникабельность (хорошо обходится без общения и не имеет друзей); замкнутость и сосредоточенность на самом себе, напряженная внутренняя жизнь, полная фантазий, без проявления при этом своих чувств и мыслей; контакты носят, как правило, только формальный характер; замкнутость сочетается с неспособностью улавливать настроение окружающих и даже родных, разделять радость или горе; очень прихотливая избирательность в проявлениях симпатий; внешне старается не показывать своих переживаний, как правило, не желает разговаривать по душам, а если педагог настаивает, то ученик активно протестует; обычно уходит от общественных дел и не желает быть лидером или организатором; далеко не каждому присущ богатый духовный мир и высокий уровень интеллекта, хотя стойкие и глубокие увлечения носят обычно интеллектуально-эстетический характер; при легкой акцентуации понимает свои недостатки и трудности, что вызывает соответствующие переживания; с наступлением пубертатного периода черты шизоидного типа обостряются. Труднопереносимые ситуации: установления неформальных контактов, неформального общения; «разговоров по душам»; организаторской деятельности и активного участия в коллективных делах; смены сложившихся стереотипов, привычек и режимных традиций. XI. Конформный тип акцентуации — подражательный. Позитивные черты: дружелюбие, дисциплинированность, покладистость, несопротивление общественному мнению большинства; при наличии положительного примера закрепляются позитивные черты человека, который служит идеалом. Негативные черты: несамостоятельность, слабая воля, некритичность, консерватизм, зависимость от окружения; при наличии отрицательного примера проявляются отрицательные черты человека, который оказывает влияние; слабая реализация своих потенциальных возможностей. Рисунок поведенческих стереотипов: приспособление к окружающим людям, копирование их стереотипов поведения и образа мыслей, подражание примерам; легкость установления контактов, отношения подвижны, непостоянны, зависят от складывающихся обстоятельств; отсутствие стремления к проявлению инициативы и лидерству в общении, деятельности; проявление стремления «быть как все» и в этой позиции маскируется отсутствие самостоятельности в решениях, определенная леность, недостаточная гибкость мышления; благополучие обретают в привычной обстановке и любят сверстников, похожих на них; к новой среде и новым людям проявляют недоверчивость и подозрительность; в работе и учебе стараются избегать нестандартных, самостоятельных способов и приемов, а пользуются старыми; уважение инструкций; отсутствие инициативы, смелости и оригинальности; особое влияние оказывают лица и группы с антиобщественным поведением; конформный подросток может быстро усвоить их нормы и встать на путь асоциального поведения; жизненные ориентации зависят от взглядов подобных групп или лиц, информация воспринимается некритично, некритичность присуща и самооценке. Труднопереносимые ситуации: самостоятельных решений; изгнания из референтной группы; освоения новых идей и новых видов деятельности без наличия образцов для подражания и помощников; знакомства с новыми людьми и новыми отношениями, когда надо проявить себя; резкой смены жизненного стереотипа; требующие проявления волевых качеств; решения проблемных задач. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Акцентуация характера — резко выраженные отдельные черты характера, которые представляют уязвимость в отношении определенных психологически травмирующих воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям. Анкетирование — письменная процедура с помощью заранее подготовленных бланков, основанная на опросе значительного числа респондентов и используемая для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, предполагающий получение информации об изучаемом явлении в логической форме. Беседа формализованная — предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Беседа неформализованная — проводится по нежестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. Взаимодействие — непосредственные, прямые связи между людьми и явлениями; это видимая, внешняя часть взаимоотношений людей. Взаимоотношение — более глубокая потребностно-мотивационная часть отношений, ожидания, интересы, симпатии и антипатии людей, другие характеристики их интертипных отношений. Диагностическая ситуация — совокупность условий, при которых возникают проявления деятельности, имеющие диагностическую значимость. Задача педагогическая — результат осознания субъектом деятельности целей, условий и проблемы деятельности. Задача ситуативная (педагогическая) — задача, имеющая своей целью непосредственное изменение хода действий (поступка, поведения, отношений и т.д.) воспитуемых в процессе взаимодействия педагога-психолога с ними. Задача стратегическая (педагогическая) — задача, имеющая своей целью существенное изменение воспитуемых, достижение некоторого педагогического идеала в течение длительного времени. Задача тактическая (педагогическая) — задача, являющаяся составной частью стратегической задачи и имеющая своей целью значительное продвижение по пути формирования необходимых качеств у воспитуемых в специально для этого организованной деятельности. Интервью — разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. Интервьюирование — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера и опрашиваемого (респондента). Наблюдение — целенаправленное восприятие исследуемого объекта в целях выявления его сущностных признаков на основе регистрации избранных критериев и показателей, приемов. Нестандартизированное интервью — беседа без строгой детализации вопросов; определяется только тема интервью, которая предлагается респонденту для обсуждения. Свободное интервью проводится, как правило, на подготовительной ста-' дии исследования, когда уточняется содержание проблемы. Объект наблюдения — это отдельные лица, большие и малые группы в различных ситуациях взаимодействия. Опрос — метод получения первичной информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Педагогическая ситуация — объективное состояние педагогической системы, рассматриваемое в определенном временном интервале. Педагогический анализ — раскрытие сущности конкретных воспитательно-образовательных фактов (явлений и процессов) с целью получения информации для решения практических задач и исследования хода и результатов их решения. Полустандартизированное интервью — содержательный перечень как строго определенных, так и возможных вопросов; используются как открытые, так и закрытые вопросы. Поступок — действие личности, побуждаемое осознанными мотивами и целями. Предвидение педагогическое — определение, описание тех или иных педагогических явлений, отсутствующих в данный момент, которые могут возникнуть и быть изученными в будущем. Предмет наблюдения — вербальное и невербальное поведение человека или нескольких групп в определенной психолого-педагогической ситуации. Прием — способ выполнения действия посредством определенных операций. Приемом может выступать и само действие. Проблема решения педагогической задачи — результат осознания субъектом решения задачи противоречия между известной целью задачи и неизвестными путями ее решения (отсутствие определенных знаний или средств для организации деятельности воспитателей и воспитуемых). Профессионально-педагогическая деятельность: 1 — один из видов человеческого труда, в котором в единстве и взаимосвязи проявляются социально-педагогический, нормативно-содержательный и функционально-психологический аспекты; 2 — совокупность решаемых друг за другом профессиональных задач. Психолого-педагогический диагноз — заключение о проявлениях и качествах личности или группы, на которые предполагается воздействовать в ходе психолого-педагогической деятельности. Психолого-педагогический консилиум — организационная форма деятельности педагогов и психологов школы, цель которой — коллективное обсуждение результатов диагностики школьников, их обученности и воспитанности по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений, сформированности тех или иных черт личности, а также коллективная выработка средств преодоления обнаруживаемых недостатков. Психолого-педагогическое взаимодействие — категория, характеризующая педагогическое общение, этико-профессиональную направленность, личностно-эмоциональный фон, непосредственное содержание педагогической деятельности. Связь — отношение зависимости между людьми и явлениями, когда существование или изменение одного из них зависит от существования или изменения другого. Система педагогическая — совокупность взаимосвязанных элементов деятельности социальных институтов образования и воспитания: субъектов и объектов, содержания, форм, методов и средств педагогического взаимодействия, отношенческих связей в субъектно-объектной сфере, целевых и результативных компонентов, имеющих своей целью целостное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач. Социально-педагогические связи — специально организуемые отношения людей с целью решения задач воспитания и образования. Социально-психологические связи — психический аспект интертипных отношений, в частности отражение в индивидуальном сознании взаимодействий и взаимоотношений личности с окружающим миром. Стандартизированное интервью — интервью, которое предполагает формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы; не разрешается изменять формулировки вопросов, задавать новые вопросы.
Учебное издание ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Учебное пособие Автор-составитель А. К. Быков Редактор Е. Н. Елонкина Художник обложки Е.В. Кустароеа Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка С.II. Гамзиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера» Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г. Подписано в печать 07.11.05. Формат 84x108 '/,,. Уч.-изд. л. 6,72. Тираж 5000 экз. Заказ № 3848 Издательство «ТЦ Сфера», Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (095) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15. ОАО Владимирская книжная типография 600000, г. Владимир, Октябрьский просп., д. 7 Качество печати соответствует качеству представленных диапозитивов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.01 с.) |