Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Астеноневротический, тревожно-настороженный тип

Поиск

акцентуации.

Позитивные черты: исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, скромность, дружелюбие, послу­шание, незлопамятность, способность к раскаянию.

Негативные черты: капризность, плаксивость, неуверен­ность, вялость, робость, забывчивость, несопротивление сильным, особая раздражительность по пустякам, возмож­на глухая неприязнь.

Рисунок поведенческих стереотипов: в общении не стре­мятся к близким отношениям из-за пугливости, неуверен­ности; не проявляют инициативы в завоевании дружбы и признания; имеют узкий круг общения; отличаются быст­рой утомляемостью и наступающей вслед за этим ипохон­дрией при обычных, особенно повышенных физических и психических нагрузках в ходе учебной деятельности; на­блюдается раздражительность по пустякам: могут легко воз­никать бурные эмоциональные вспышки, вместе в тем гнев быстро проходит и заканчивается раскаянием, иногда сле­зами; отличаются повышенным вниманием к своему здо­ровью и не сопротивляются лечению; в конфликтных си­туациях склонны к реакциям отказа; в качестве компенса­торного механизма формируется заниженный уровень притязаний, в школе отказываются от дополнительных на­грузок, заданий, связанных с индивидуальной поисковой творческой работой.

Труднопереносимые ситуации: физических и психических нагрузок; соревнования и соперничества; активного обще­ния; конфликтов; насмешек; быстрого переключения в ра­боте и общении; ситуации неопределенности и новизны; необходимости проявления воли. Психотравмирующим эф­фектом могут обладать различные высказывания вслух по их адресу. Поскольку в школьных группах редко можно встре­тить сочувственный отклик, эти подростки уединяются, и со временем у них формируется негативное отношение к классу и дружбе вообще.

V. Психоастенический тип акцентуации — мнительный, застревающий.

Позитивные черты: рассудительность, самокритичность, аккуратность, серьезность, добросовестность, ровное настро­ение, верность данным обещаниям, определенная надеж­ность в делах и чувствах.

Негативные черты: мнительность, наличие навязчи­вых идей, стремление следовать инструкции, определен­ный формализм, нерешительность в новых начинаниях, безынициативность, бесконечные рассуждения, самоко­пание нежелание выполнять работу, требующую прояв­ления собственной активности, нестандартности; огра­ниченный прагматизм.

Рисунок поведенческих стереотипов: установление кон­тактов только после длительных рассуждений, обдумыва­ний, проявление мнительности в общении, уход от конф­ликтов; нерешительны всегда и во всем, с трудом делают самостоятельный выбор, даже решившись на тот или иной поступок, продолжают сомневаться в его правильности; устойчивые пессимисты, которые опасаются будущего; ко­паются в собственных переживаниях, вновь и вновь про­веряют правильность своих решений; страшатся вымыш­ленных опасностей, часто следуют выдуманным ритуалам и приметам; в делах отличаются формализмом и буквоед­ством, что также является приемом обезопасить себя от неудач, попадания в непредвиденную ситуацию, которая потребует проявления инициативы и затрат сил; самооцен­ка не всегда отличается правильностью, хотя часто осозна­ется недостаток — мнительность, от которой не могут из­бавиться.

Труднопереносимые ситуации: принятия самостоятельных решений при наличии альтернатив; выполнения заданий при отсутствии инструкций и готовых примеров; быстрого пере­хода от одних дел к другим; ситуации сильного страха, бес­покойства; длительных физических и психических нагрузок.

VI. Истероидный тип акцентуации — демонстративный, эгоцентричный.

Позитивные черты: упорство, инициативность, целена­правленность, общительность, находчивость, самостоятель­ность, способность взять на себя руководство, организатор­ские наклонности.

Негативные черты: эгоизм, чрезмерное себялюбие, жаж­да внимания к своей персоне, демагогия, лживость, способность строить интриги, лицемерие и рисовка, задирис­тость, бесшабашность и риск, похвальба дутыми успехами.

Рисунок поведенческих стереотипов: быстрота и легкость в установлении контактов с широким кругом людей; стремле­ние к лидерству в общении; желание обрести популярность и внимание; высокая коммуникативность и приспособляемость к разным отношениям; неглубокие чувства и нестойкая при­вязанность; провоцирование конфликтов; ненасытная жажда внимания к своей персоне и использование для этого всех имеющихся в распоряжении средств, включая негативные поступки; неспособность объективно оценить себя со сторо­ны связана с психологическим механизмом вытеснения не­желательной информации; неискренность, непостоянство чувств, в поведении наблюдается рисовка, в одежде — демонстративность. Обычно имеют большие претензии в отно­шении своего положения и, как правило, добиваются жела­емого, не обладая, однако, авторитетом и не пользуясь сим­патиями со стороны товарищей в течение долгого времени из-за своих недостатков. Формирование данной акцентуации стимулируется неправильными отношениями в семье, где ребенок долгое время был кумиром (или косвенно им явля­ется). С наступлением пубертатного периода истероидные чер­ты заостряются.

Труднопереносимые ситуации: проявления равнодушия и невнимания к личности; одиночества или ограничения кру­га общения; невозможности проявить себя — ограничения деятельности; непризнания и нелюбви; невыгодного поло­жения; однообразной серой жизни; ситуации, требующие постоянного длительного психического или физического напряжения.

VII. Эпилептоидный (возбудимый) тип акцентуации — аг­рессивный.

Позитивные черты: настойчивость в достижении наме­ченной цели, смелость, решительность, целеустремленность, аккуратность, скрупулезность.

Негативные черты: мелочность, агрессивность, злопамят­ность, деспотизм, грубый и развязный стиль отношений; подхалимство перед старшими, яростные вспышки аффек­тивных реакций; возможны асоциальные аморальные по­ступки.

Рисунок поведенческих стереотипов: при общении непри­язненное отношение к окружающим; стремление подавить другого; инициативность в агрессивных выходках (агрессия вербальная и физическая), стремление завязывать конфликты. Такое поведение связано с часто возникающими состояни­ями злобно-тоскливого настроения, когда необходимо раз­рядиться, сорвать зло на ком-либо; как правило, это со­провождается яростными аффективными реакциями с бес­контрольным отклонением в поведении, которые служат защитным механизмом для психики в ситуациях накопив­шегося раздражения; аффекты могут быть продолжитель­ными по времени; снятие напряжения также может осуще­ствляться путем значительных физических нагрузок (осо­бенно в приемлемых видах деятельности). Мышление отличается тугоподвижностью, инертностью, вязкостью, а связанная с этим дотошность при длительной работоспо­собности может способствовать учебной деятельности в ка­честве компенсации.

Труднопереносимые ситуации: ущемляющие интересы, прихоти и капризы; ограничивающие возможность прояв­лять власть, своенравие (в притеснении других); ситуации, требующие быстрой переключаемое в работе, принятия нестандартностных решений; критики и замечаний; силь­ной конкуренции и притеснений.

VIII. Циклоидный тип акцентуации — периодической сме­ны настроений.

Позитивные черты: в периоды приподнятого настрое­ния проявляются гипертимные черты, т.е. жизнерадост­ность, общительность, высокая активность и работоспо­собность и т.д.

Негативные черты: в периоды подавленного состояния свойственны вялость, замкнутость; непоследовательность,' неуравновешенность, нравственная и эмоциональная неус­тойчивость; пониженная работоспособность; безразличие; чрезмерная обидчивость и придирчивость.

Рисунок поведенческих стереотипов: циклически меняю­щаяся контактность; тяга к общению в периоды эмоцио­нального подъема и замкнутость при эмоциональном спаде («все надоели»); циклические колебания настроения часто не достигают высокого уровня проявления, как правило, до наступления пубертатного периода; в пубертатном пери­оде более ярко проявляются и закрепляются субдепрессив­ные фазы; цикл субдепрессии может длиться от нескольких дней до нескольких недель, и тогда наступают повышенная утомляемость, вялость, нежелание вступать в конфликты, могут обостряться состояния переживания, самоуничиже­ния, самообвинения; цикл снижения эмоционального то­нуса фазой нормального состояния, в условиях которого происходит удовлетворительная адаптация к окружающим условиям.

Труднопереносимые ситуации: смены жизненных стерео­типов; неожиданных, противоречащих настроениям поруче­ний; ломки сложившихся традиций, распорядков, обязан­ностей, правил; неудач; психических перегрузок.

IX. Неустойчивый тип акцентуации — безвольный.

Позитивные черты: внешнее послушание, общительность, открытость, услужливость, быстрая переключаемость в де­лах и общении.

Негативные черты: безволие, тяга к развлечениям и пус­тому времяпрепровождению, болтливость, хвастовство, без­духовность, конформизм, соглашательство, лицемерие, тру­сость, безответственность.

Рисунок поведенческих стереотипов: стремление избе­гать стычек и конфликтов с окружающими; пассивная позиция в общении; беспорядочные и бесцельные кон­такты с людьми; проявление безволия, неспособности к самостоятельным и взвешенным действиям, разумно ре­шающим жизненные и учебные проблемы; повышенная внушаемость; неспособность к активной творческой дея­тельности; стремление потреблять готовое, отсутствие же­лания учиться и работать, безразличие к своему будуще­му; бесцельное бродяжничество, тяга к праздной жизни, удовольствиям, новым влечениям; не будучи инициато­ром, может быть соучастником аморальных акций, попав под влияние уличных «авторитетов»; обычно не пользу­ются уважением со стороны ребят, а льстивая готовность выполнять чужие указания ставит его в унизительное по­ложение.

Труднопереносимые ситуации: длительных усилий, кон­центрации психических сил; ответственных решений; пре­одоления трудностей и решения сложных задач; выполнения учебных поручений, требующих усилий над собой; под­чинения дисциплинарным правилам и требованиям; огра­ничения в общении, в новых контактах и впечатлениях, делах и играх, которые приносят удовольствие и не требу­ют усилий.

X. Шизоидный, дистимический тип акцентуации — замк­нутый, интровертированный.

Позитивные черты: серьезность, несуетливость, посто­янство увлечений и интересов; рассудительность, целеуст­ремленность.

Негативные черты: холодность, замкнутость, недруже­любие, отсутствие эмпатий, безразличие к делам и интере­сам других; аффективные вспышки раздражительности.

Рисунок поведенческих стереотипов: слабая коммуника­бельность (хорошо обходится без общения и не имеет дру­зей); замкнутость и сосредоточенность на самом себе, на­пряженная внутренняя жизнь, полная фантазий, без про­явления при этом своих чувств и мыслей; контакты носят, как правило, только формальный характер; замкнутость сочетается с неспособностью улавливать настроение окру­жающих и даже родных, разделять радость или горе; очень прихотливая избирательность в проявлениях симпатий; внеш­не старается не показывать своих переживаний, как прави­ло, не желает разговаривать по душам, а если педагог на­стаивает, то ученик активно протестует; обычно уходит от общественных дел и не желает быть лидером или организа­тором; далеко не каждому присущ богатый духовный мир и высокий уровень интеллекта, хотя стойкие и глубокие ув­лечения носят обычно интеллектуально-эстетический харак­тер; при легкой акцентуации понимает свои недостатки и трудности, что вызывает соответствующие переживания; с наступлением пубертатного периода черты шизоидного типа обостряются.

Труднопереносимые ситуации: установления неформаль­ных контактов, неформального общения; «разговоров по душам»; организаторской деятельности и активного участия в коллективных делах; смены сложившихся стереотипов, привычек и режимных традиций.

XI. Конформный тип акцентуации — подражательный.

Позитивные черты: дружелюбие, дисциплинированность, покладистость, несопротивление общественному мнению большинства; при наличии положительного примера закрепляются позитивные черты человека, который служит идеалом.

Негативные черты: несамостоятельность, слабая воля, некритичность, консерватизм, зависимость от окружения; при наличии отрицательного примера проявляются отрицательные черты человека, который оказывает влияние; слабая реализация своих потенциальных возможностей.

Рисунок поведенческих стереотипов: приспособление к окружающим людям, копирование их стереотипов поведения и образа мыслей, подражание примерам; легкость установления контактов, отношения подвижны, непостоянны, зависят от складывающихся обстоятельств; отсутствие стремления к проявлению инициативы и лидерству в общении, деятельности; проявление стремления «быть как все» и в этой позиции маскируется отсутствие самостоятельности в решениях, определенная леность, недостаточная гибкость мышления; благополучие обретают в привычной обстановке и любят сверстников, похожих на них; к новой среде и новым людям проявляют недоверчивость и подозрительность; в работе и учебе стараются избегать нестандартных, самостоятельных способов и приемов, а пользуются старыми; уважение инструкций; отсутствие инициативы, смелости и оригинальности; особое влияние оказывают лица и группы с антиобщественным поведением; конформный подросток может быстро усвоить их нормы и встать на путь асоциального поведения; жизненные ориентации зависят от взглядов подобных групп или лиц, информация воспринимается некритично, некритичность присуща и самооценке.

Труднопереносимые ситуации: самостоятельных решений; изгнания из референтной группы; освоения новых идей и новых видов деятельности без наличия образцов для подражания и помощников; знакомства с новыми людьми и новыми отношениями, когда надо проявить себя; резкой смены жизненного стереотипа; требующие проявления волевых качеств; решения проблемных задач.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Акцентуация характера — резко выраженные отдельные черты характера, которые представляют уязвимость в отно­шении определенных психологически травмирующих воз­действий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям.

Анкетирование — письменная процедура с помощью за­ранее подготовленных бланков, основанная на опросе зна­чительного числа респондентов и используемая для получе­ния информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.

Беседа — один из основных методов психологии и педа­гогики, предполагающий получение информации об изуча­емом явлении в логической форме.

Беседа формализованная — предполагает стандартизиро­ванную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полу­ченную информацию.

Беседа неформализованная — проводится по нежестко стандартизированным вопросам, что дает возможность по­следовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации.

Взаимодействие — непосредственные, прямые связи между людьми и явлениями; это видимая, внешняя часть взаимо­отношений людей.

Взаимоотношение — более глубокая потребностно-мотивационная часть отношений, ожидания, интересы, симпа­тии и антипатии людей, другие характеристики их интертипных отношений.

Диагностическая ситуация — совокупность условий, при которых возникают проявления деятельности, имеющие диагностическую значимость.

Задача педагогическая — результат осознания субъектом деятельности целей, условий и проблемы деятельности.

Задача ситуативная (педагогическая) — задача, имею­щая своей целью непосредственное изменение хода действий (поступка, поведения, отношений и т.д.) воспитуемых в процессе взаимодействия педагога-психолога с ними.

Задача стратегическая (педагогическая) — задача, име­ющая своей целью существенное изменение воспитуемых, достижение некоторого педагогического идеала в течение длительного времени.

Задача тактическая (педагогическая) — задача, являю­щаяся составной частью стратегической задачи и имеющая своей целью значительное продвижение по пути формиро­вания необходимых качеств у воспитуемых в специально для этого организованной деятельности.

Интервью — разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей.

Интервьюирование — проводимая по определенному пла­ну беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера и опрашиваемого (респондента).

Наблюдение — целенаправленное восприятие исследуе­мого объекта в целях выявления его сущностных признаков на основе регистрации избранных критериев и показателей, приемов.

Нестандартизированное интервью — беседа без строгой де­тализации вопросов; определяется только тема интервью, ко­торая предлагается респонденту для обсуждения. Свободное интервью проводится, как правило, на подготовительной ста-' дии исследования, когда уточняется содержание проблемы.

Объект наблюдения — это отдельные лица, большие и малые группы в различных ситуациях взаимодействия.

Опрос — метод получения первичной информации, ос­нованной на устном или письменном обращении к исследу­емой совокупности людей с вопросами, содержание кото­рых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Педагогическая ситуация — объективное состояние педа­гогической системы, рассматриваемое в определенном вре­менном интервале.

Педагогический анализ — раскрытие сущности конкретных воспитательно-образовательных фактов (явлений и процессов) с целью получения информации для решения практических задач и исследования хода и результатов их решения.

Полустандартизированное интервью — содержательный перечень как строго определенных, так и возможных вопро­сов; используются как открытые, так и закрытые вопросы.

Поступок — действие личности, побуждаемое осознан­ными мотивами и целями.

Предвидение педагогическое — определение, описание тех или иных педагогических явлений, отсутствующих в дан­ный момент, которые могут возникнуть и быть изученны­ми в будущем.

Предмет наблюдения — вербальное и невербальное пове­дение человека или нескольких групп в определенной пси­холого-педагогической ситуации.

Прием — способ выполнения действия посредством оп­ределенных операций. Приемом может выступать и само дей­ствие.

Проблема решения педагогической задачи — результат осознания субъектом решения задачи противоречия между известной целью задачи и неизвестными путями ее реше­ния (отсутствие определенных знаний или средств для орга­низации деятельности воспитателей и воспитуемых).

Профессионально-педагогическая деятельность: 1 один из видов человеческого труда, в котором в единстве и взаи­мосвязи проявляются социально-педагогический, норматив­но-содержательный и функционально-психологический ас­пекты; 2 — совокупность решаемых друг за другом профес­сиональных задач.

Психолого-педагогический диагноз — заключение о про­явлениях и качествах личности или группы, на которые предполагается воздействовать в ходе психолого-педагоги­ческой деятельности.

Психолого-педагогический консилиум — организационная форма деятельности педагогов и психологов школы, цель которой — коллективное обсуждение результатов диагно­стики школьников, их обученности и воспитанности по оп­ределенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление при­чин возможных отклонений, сформированности тех или иных черт личности, а также коллективная выработка средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Психолого-педагогическое взаимодействие — категория, характеризующая педагогическое общение, этико-профессиональную направленность, личностно-эмоциональный фон, непосредственное содержание педагогической деятель­ности.

Связь — отношение зависимости между людьми и явле­ниями, когда существование или изменение одного из них зависит от существования или изменения другого.

Система педагогическая — совокупность взаимосвязан­ных элементов деятельности социальных институтов обра­зования и воспитания: субъектов и объектов, содержания, форм, методов и средств педагогического взаимодействия, отношенческих связей в субъектно-объектной сфере, целе­вых и результативных компонентов, имеющих своей целью целостное и эффективное решение образовательно-воспи­тательных задач.

Социально-педагогические связи — специально организу­емые отношения людей с целью решения задач воспитания и образования.

Социально-психологические связи — психический аспект интертипных отношений, в частности отражение в индиви­дуальном сознании взаимодействий и взаимоотношений лич­ности с окружающим миром.

Стандартизированное интервью — интервью, которое предполагает формализованное наблюдение, детальную раз­работку всей процедуры, включая общий план беседы; не разрешается изменять формулировки вопросов, задавать новые вопросы.

 

 

Учебное издание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Учебное пособие

Автор-составитель А. К. Быков

Редактор Е. Н. Елонкина Художник обложки Е.В. Кустароеа

Корректор Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка С.II. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены

в ООО «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г. Подписано в печать 07.11.05. Формат 84x108 '/,,.

Уч.-изд. л. 6,72. Тираж 5000 экз. Заказ № 3848

Издательство «ТЦ Сфера», Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (095) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15.

ОАО Владимирская книжная типография

600000, г. Владимир, Октябрьский просп., д. 7

Качество печати соответствует качеству представленных диапозитивов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.01 с.)