Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Их применения в практическойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Решение педагогических задач осуществляется в процессе педагогического общения, совместной деятельности с обучаемыми, которая включает не только коммуникативные, но прежде всего предметно-практические взаимодействия педагога-психолога как с коллективом, так и с отдельными его представителями. Система этих взаимодействий — центральный фактор в структуре любой педагогической ситуации. Именно и налаживании плодотворного психолого-педагогического к взаимодействия его субъекта и объекта завязывается основной узел эффективности процесса обучения и воспитания. Психолого-педагогическое взаимодействие также характеризует этико-профессиональную направленность, личностно-эмоциональный фон, непосредственное содержание психолого-педагогической деятельности. Психолого-педагогическое взаимодействие основывается на понимании обучения и воспитания как субъектно-субъектного процесса: ученик — не только и не столько объект учебно-воспитательных воздействий педагога, но и сам активный субъект, снимающийся самообразованием и самовоспитанием. Содержанием рассматриваемого взаимодействия выступает обмен информацией, реализация учебно-воспитательного воздействия и организация взаимоотношений с учащимися через совокупность приемов. Прием — это способ осуществления чего-нибудь, отдельные действие, движение. В психолого-педагогической литературе понятие «прием» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями «действие», «операция». Эта взаимосвязь подробно описана Ю.К. Бабанским: «Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом»1. Следовательно, прием — это способ выполнения действия посредством определенных операций; приемом может выступать и само действие. С категорией «прием» напрямую связана категория «умение». Под умением понимается успешное выполнение какого-либо действия или более сложной деятельности с применением, а нередко и выбором правильных приемов, с учетом определенных условий2. Психолого-педагогическое взаимодействие на основе совокупности приемов носит выраженный индивидуально-личностный характер, проявляется через призму личности педагога, зависит от его личностных качеств, мышления, знаний и стиля поведения и эффективно только тогда, когда он творчески подходит к обучению и воспитанию. В настоящее время развернутой и однозначной систематизации приемов психолого-педагогического взаимодействия нет. Вместе с тем, используя в качестве основания выделение этапов такого взаимодействия (1-й этап — подготовка к предстоящему решению задач обучения и воспитания, моделированию взаимодействия; 2-й этап — непосредственное решение задач; 3-й этап — анализ результатов решения психолого-педагогических задач и организация взаимодействия), возможно осуществить следующую классификацию приемов психолого-педагогического взаимодействия. 1. Приемы управления педагога-психолога своим поведением: — эмоционально-волевой выразительности (речевые, мимические, пантомимические); — психорегулирующие. 2. Приемы организации непосредственного педагогического взаимодействия с воспитанниками и их коллективами (операционно-деятельностные): обучения, воспитания, развития, педагогического общения. 3. Общепедагогические приемы используются воспитателями в психолого-педагогической деятельности, в том числе в до- и послекоммуникативный период. В них в качестве компонентов могут входить приемы как самоуправления, так и операционно-деятельностные. Большинство приемов психолого-педагогической деятельности имеют разработанные правила их успешной реализации, которые могут быть сформулированы и как условия эффективности применения того или иного приема. Проиллюстрируем сказанное (табл. 5). Таблица 5 Использование приема «намек»
При работе со школьниками педагогические приемы призваны носить характер педагогической помощи и, в частности, включают: проявление доброты, внимания, заботы, восхищения, огорчения, доверия; одобрительное обращение; сопереживание; прощение, неупоминание об ошибке; радостное удивление; авансирование личности, похвалу; организацию успеха; показ положительных примеров; поручение посильных и ответственных дел и др.
ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕБОВАНИЯ В ходе решения психолого-педагогических задач приемы педагогического взаимодействия имеют в своей основе реализацию требований. Педагогические требования подразделяются: — на прямые непосредственные (вызывают конкретное действие воспитуемого, которое обусловливается самим требованием); — косвенные непосредственные (приводят к определенной деятельности воспитуемого через вызванные им психологические факторы: например, интерес, другие переживания самих детей); — опосредованные (стимулируют действие самого воспитуемого через воздействие третьих лиц). Характерные черты требований: — глубокое уважение к личности воспитанника и доверие к нему; — разумность, подготовленность требования, оно должно предполагать наличие реальных условий для его осуществления; — любое ясное, разумное требование педагога обязательно должно быть выполнено, доведено до конца; — педагогические требования должны быть строго обязательны для всех, едины со стороны всех воспитателей. В отечественной психологии разработана «лестница» требований, в которой самые простые являются как бы основанием, поддерживающим более общие, в свою очередь интегрирующие в требования высшего порядка. 1. Первичное требование — предельно конкретное указание. Его функция — вызов конкретного поступка. 2. Исходное требование. Функционально направлено на закрепление определенных поступков и преобразование их в привычку. 3. Требование-правило. Функция — образование обычаев, традиций поведения. 4. Требования — моральные нормы. Функция — формирование моральных норм и превращение их в привычку. 5. Требования — нравственные принципы (моральный кодекс). Их функция состоит в выражении нравственных принципов и развитии идеалов. Единичные педагогические требования проходят путь от первичных, вызывающих отдельные поступки, до требований — нравственных принципов. В основе складывающейся таким образом систематизации требований по содержанию лежит закономерная связь более простых элементов поведения с более сложными, а последних — с нравственными качествами личности. Между перечисленными ступенями не существует четкой границы. В то же время следует понимать, что требования высших ступеней более успешно и эффективнее реализуются на основе отработки требований низших ступеней. Можно выделить следующие правила предъявления прямого требования: — оно должно быть позитивным, т.е. вызывать совершенно определенный поступок, а не просто тормозить или запрещать какие-либо действия; — должно быть инструктивным, т.е. однозначным, ясным и четким, предельно конкретным и на первых порах по возможности детализировать предполагаемые им действия; — должно предъявляться решительно и уверенно, но спокойным тоном. Прямое требование предполагает в своем предъявлении определенную форму инструктажа, в качестве которой мо-I ут выступать: показ; разъяснение; предостережение; предупреждение; поэтапное исполнение; предварительная демонстрация. Предъявление прямого требования может иметь стимулирующие сопровождения: — предваряющее деятельность образное описание результата; — игровое оформление деятельности; — элементы состязания; — сопровождающие поощрения; — ограничение времени, предоставляемого для запланированной деятельности. Важное значение прямых непосредственных требований состоит в том, что они не только вызывают определенные, конкретные поступки, но и закладывают основы первоначального психолого-педагогического взаимодействия педагога и обучаемого. Постепенное развитие взаимоотношений между педагогом и обучаемым приводит к возможности реализации косвенных требований, в которых цель воспитания явно не выражена. Однако эффективность таких требований может быть даже более высокой, нежели эффективность прямых требований. Можно выделить несколько основных форм косвенных требований. 1. Косвенные требования стимулирующего плана: требование-совет; требование-одобрение; требование-просьба; требование — выражение доверия; условное требование. 2. Косвенные требования запрещающего плана, блокирующие негативное поведение: требование-намек; требование-осуждение; требование — выражение недоверия; требование-угроза; наказание. Косвенные требования могут органично вытекать из предъявленных ранее прямых требований или применяться без их использования и обоснованно выдвигаться в соответствии со сложившейся психолого-педагогической ситуацией. Приемы педагогического взаимодействия, в особенности приемы косвенных требований, предполагают условия эффективности применения. Большое значение при использовании косвенных требований имеет включение в действие таких вспомогательных средств общения, как мимика, интонация, жест и др. В связи с этим косвенные требования достигают максимального эффекта, как правило, когда педагог обладает достаточно высоким уровнем профессионализма. Зачастую на практике прямое и косвенное требования применяются как составные части сложных требований. При этом возможны, например, такие варианты, как: — одно и то же по содержанию требование предъявляется одновременно в разных формах, каждая из которых усиливает его действие (формируется так называемое комбинированное требование); — применение последовательного сочетания нескольких разных требований, взаимосвязанных между собой и как бы продолжающих друг друга. Рассмотренные выше виды требований являются непосредственными. Опосредованные требования — более сложный вид требований, предъявляемых к личности через группу, других субъектов воздействия. Такие требования подразделяются на стимулирующие и запрещающие. Опосредованные требования создают основу для формирования прочных взаимосвязей в коллективе обучаемых, оказывают сильнейшее влияние на становление характера и тех, к кому обращено требование, и тех, от кого оно исходит. Однако такой вид требований должен использоваться не в самом начале работы с обучаемыми, а только на определенном этапе развития коллектива, когда педагог владеет твердыми знаниями о воспитанниках, добился элементарной культуры в их отношениях, сформировал требовательность друг к другу.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.85.96 (0.007 с.) |