Психодиагностическое исследование в менеджменте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностическое исследование в менеджменте



Психодиагностическое исследование в менеджменте

Тема 1. Систематика методических средств психодиагностического исследования

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика – выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей человека.

Термин «психодиагностика» ввел Г. Роршах в своей книге в 1921 году.

Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков определенных психических качеств, состояний и процессов к их наличию или выраженности у объекта исследования.

Задачами психодиагностики являются:

- разработка методов регистрации психических качеств

- проверка надежности и валидности методик

- создание процедур интерпретации получаемых данных

Вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в различных областях менеджмента, например:

· профессиональная пригодность

· профессиональный отбор сотрудников

· прогнозирование успешности выполнения профессиональной деятельности

· аттестация

· выявление структуры мотивов для разработки методов стимулирования

 

Психодиагностические методы

Распознавание и измерение индивидуально-психологических особенностей человека осуществляется с помощью различных групп методов психодиагностики, выделенных Б.Г. Ананьевым:

Организационные методы

Стоится цикл исследования и регулируется взаимодействие всех используемых методов:

- сравнительный – сравнение результатов исследования различных людей

- лонгитюдный – исследование одних и тех же лиц в течении длительного времени

- комплексный

Эмпирические методы

· психофизиологические методы – использование психофизиологических индикаторов психических явлений. Психофизиологические данные, полученные для разных индивидуумов в одинаковой ситуации или для одного в различных ситуациях поддаются объективному сравнению, но существуют ограничения их использования:

- излишне глобальная информация об активации, о мере психологического напряжения и других сдвигов в организме

- чувствительность к побочным явлениям, что дает невозможность их использования в реальных жизненных ситуациях

- трудно или невозможно проводить одновременно обследование нескольких респондентов

- необходимость высококвалифицированного анализа.

· обсервационные методы – методы наблюдения и самонаблюдения. Достоинством является широта охвата проявлений психики и возможность опознать симуляцию – намеренное преувеличение неблагоприятных проявлений, и диссимуляцию – намеренное сокрытие неблагоприятного состояния, переживаний. Недостатками являются:

- параметры психических явлений описываются опосредовано, по внешнему облику, движениям, в которых никогда напрямую и однозначно не отражаются характеристики протекающих процессов.

- сложная система критериев оценки и алгоритма интерпретации, оставляющая место проявлениям субъективности и при использовании высококвалифицированных наблюдателей (экспертов)

· вербально-коммуникативные – беседа, интервью, опрос, анкета, тест. В этих методах индивидуум сообщает о своих переживаниях, чувствах, ощущениях, в результате образуется описание субъективного восприятия и отношения к своему состоянию, своим качествам, своей успешности. Часто респондент может сообщить или оценить те ощущения и особенности поведения, которые он способен осознать. Он опирается на свое понимание слов, не может правильно подобрать оценку и ответ, бывает неискренним. Но существуют и преимущества:

- возможность охватить внутреннюю картину психического процесса или состояния по многим аспектам.

- ранняя диагностика изменений в протекании психических явлений, так как часто возникающие состояния отражаются в объективных показателях.

- широкий перечень ситуаций, доступных для обследования как отдельного человека, так и групп.

- простая обработка результатов обследования, однозначная интерпретация на основе сочетания качественного и количественного анализа с использованием отработанных процедур обработки и анализа.

- диагностика, опирающаяся на субъективные оценки, во многих случаях точнее, чем опирающаяся на экспертные

· проективные и ассоциативные – анализ особенностей интерпретации внешне неопределенного материала, становящегося объектом проекции или анализ ассоциативных ответов и выборов испытуемых. Они позволяют дать либо очень общую характеристику личности, либо несут информацию об отдельных переживаниях, желаниях, представлениях. Результаты исследований, полученные данными методами, эффективно использовать в соотнесении с результатами других методов, со сведения об образе жизни, об особенностях его текущей ситуации. Ассоциативные методы близки к проективным, но некоторые методики позволяют осуществить строгую количественную оценку диагностируемых качеств

· методы социально - психологической диагностики – анализ и оценка личности группой людей, социометрия, групповая оценка личности, референтометрия.

· праксиметрические методы – анализ процессов и продуктов деятельности, хронометрия, профессиографическое описание, оценка изделий, выполненных работ. Могут давать объективные и надежные данные, но многие важные параметры состояния не находят адекватного отражения в результатах деятельности, точность измерения мала.

· методы моделирования – игры, моделирование ситуаций, математическое моделирование

· экспериментальные методы – лабораторные, полевые, психолого-педагогические

· биографические методы – исследование психологического возраста и жизненного пути, изучение документации

Методы обработки данных

- количественный анализ – математико-статистический метод

- качественный анализ – контент-анализ, метод экспертных оценок, классификация (дифференциация материала по типам, группам, вариантам) и психологическая казуистика (описание случаев, как более полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

Интерпретационные методы

- генетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития, охватывание всех уровней развития от нейронного до поведенческого.

- структурный метод – интерпретация в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы.


Виды наблюдения

Интроспекция – наблюдение себя с целью выяснения круга явлений, составляющих содержание сознания. При анализе выяснилось:

- осознание наблюдателем своего психического процесса приводит к его искажению или прекращению.

- описание не самого процесса, а воспоминаний о нем.

Оно используется при самонаблюдении процесса деятельности, при анализе профессиональных ошибок и неудач. Это механизм, на котором строится заполнение анкет и личностных опросников.

Экстроспекция – объективное наблюдение, наблюдение, направленное на познание психики через ее объективные проявления. В нем выделились виды:

по целям исследования

целенаправленное – фиксирование явлений, соответствующих цели наблюдения.

свободное – фиксирование всех явлений, доступных для восприятия.

по позиции наблюдателя

включенное – наблюдатель входит в состав наблюдаемой группы

не включенное – наблюдатель остается в позиции постороннего человека, занимающегося своим делом

по введенным ограничениям

формализованное – имеет постоянно заданное исследователем ограничение, касающееся оценки степени выраженности наблюдаемых явлений, набора наблюдаемых признаков, времени, пространства, вида деятельности, круга общения.

неформализованное – наблюдатель имеет цель, но исследование зависит от реальной ситуации, только фиксируются наблюдаемые изменения.


Требования к организации процесса наблюдения

- целенаправленность – наблюдение должно быть ориентировано на достижение определенной цели, иначе оно не может быть эффективным, именно целенаправленность позволяет решить, в каких именно ситуациях и какие признаки будут регистрироваться

- подготовленность – перед наблюдением необходимо сформулировать цель, выбрать признаки, разработать карту наблюдения, выбрать или создать подходящую ситуацию. Если этого не сделать, то не будут собраны достоверные данные и произойдет искажение результатов

- регистрация – необходимо осуществлять первичную регистрацию выбранных признаков на этапе непосредственного наблюдения или сразу после него.

- описание – регистрируемые признаки должны описывать только внешние проявления и поведение наблюдаемых, исключая отношения и оценки наблюдателей, указания на мысли, чувства и черты наблюдаемых

- систематичность – наблюдение необходимо осуществлять в течении некоторого времени и в различных ситуациях, значимых для наблюдаемого

Подготовка к наблюдению

Цели наблюдения – средство управления восприятием, обеспечивающее избирательность видения необходимых свойств. Таким образом, наблюдение всегда начинается с постановки цели, это помогает из ситуации выбрать то, что необходимо увидеть. Наиболее типичны следующие цели:

· целостное восприятие изучаемого объекта,

· определение свойств и признаков, присущих объекту.

· изучение объекта как носителя известного свойства и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками.

· изучение особенностей поведения объектов, имеющих различные психические характеристики.

Предмет наблюдения – психическое явление, выбранное как объект для изучения, включая характеристику многообразия его проявления, свойства, закономерности протекания, формы существования. Это могут быть поведение, эмоциональные проявления, контакты, групповые взаимодействия, мнения, ценностные предпочтения, переживания. Предварительно необходимо:

познакомиться в литературе с методами и методиками, в которых уже выделены признаки предмета наблюдения.

выбрать концепцию, от которой зависит интерпретация и понимание особенностей наблюдаемого объекта.

Ситуация наблюдения – так как психические явления носят как ситуативный, так и устойчивый характер, необходимо определить в каких ситуациях будет проводиться наблюдение:

ситуации варьируются и охватывают все возможное их разнообразие – устанавливаются психические явления, носящие устойчивый характер.

наблюдение проводится в одной и той же многократно повторяющейся ситуации – устанавливаются психические явления, носящие ситуативный характер.

Программа наблюдения

В соответствии с ней осуществляется конкретная процедура наблюдения. Она составляется в соответствии с установленными требованиями:

· формулирование цели и предмета наблюдения

· определение объектов, которые фиксируются при наблюдении, убедиться, что у них есть возможность познать изучаемый феномен

· определить и описать ситуации, в которых будет проводиться наблюдение

· установить временные рамки наблюдения, составить его график

· определить форму регистрации объектов, вид записи, возможность сопоставления наблюдаемых фактов, полученных в разное время другими наблюдателями

· разработать критерии наблюдаемого явления

· разработать бланки регистрации наблюдаемого явления


Признаковые системы

В ходе подготовки бланков наблюдений описываются конкретные виды поведения, характерные для данной сферы. В дальнейшем фиксируют, какие из них проявились и насколько часто в период наблюдения. Каждый признак должен быть однозначно сформулирован для понимания разными людьми и не требовать дополнительных разъяснений. Очевидно, что предложенная схема признаков не может быть исчерпывающей, в ходе наблюдения может появиться существенная характеристика, ранее упущенная. При таком способе регистрации результатов совокупность признаков считается открытой и в нее разрешено вносить дополнения уже после начала наблюдения.

Пример: типы направленности поведения по К.Хорни (приложение 1)

Категории наблюдения

Категории – единицы описания, которые получают свое понятийное значение только в определенной системе теоретических взглядов исследователя.

Система категорий – совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса.

Теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в описание наблюдаемого. Субъект наблюдения использует специально выделенные единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемого психического явления. Выделение данных категорий позволяет:

- ограничить процесс наблюдения определенными рамками – в каких свойствах, проявлениях или отношениях воспринимается наблюдателем изучаемая реальность.

- выбрать определенный язык описания наблюдаемого явления, а также способ отчета наблюдателя о воспринимаемом явлении.

- систематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретической концепции изучаемого явления.

Пример: система категорий Р. Бейлза (приложение 2)

Рейтинг

Внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его представленности. Работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале. Шкала рейтинга заполняется либо на последней стадии наблюдения, либо по его окончании. Такой способ регистрации данных наиболее субъективен. Исследователь выступает в роли эксперта, сравнивающего поведенческие признаки с эталонными, известными только ему образцами. Поэтому шкала рейтинга чаще всего используется наряду с другими способами регистрации данных.

Пример: оценка профессионализма сотрудников (Приложение 3. Практикум по психологии менеджмента / Под ред. Никифорова Г.С. Занятие 4).

Замечания

Наблюдение существенно дополняет информацию, получаемую с помощью других методов. Эти дополнения могут носить характер уточнения, объяснения, новизны фактов и т.п. Велика роль наблюдения в развитии и совершенствовании других методов психодиагностики, одним из первых этапов при разработке опросников и анкет является наблюдение. При разработке экспериментов предварительное проведение наблюдения составляет основу пилотажного исследования. Оно помогает при создании экспериментальной ситуации, при отборе содержания экспериментальных заданий, при выполнении экспериментальной ситуации.

Систематическое наблюдение позволяет психологу постепенно накапливать данные об особенностях поведения людей, отличающихся по результатам выполнения тестовых, экспериментальных и анкетных методик. При этом наблюдение выполняет две функции:

- способствует совершенствованию профессиональных качеств психолога

- служит внешним критерием по отношению к другим исследовательским процедурам

Практические психологи только в первые годы работы опираются на тестовые методики как основные, по мере накопления опыта наблюдения имеют возможность через наблюдение проверить гипотезу о возможных результатах тестирования.

 

Литература:

1. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 1986

2. Марищук В.Л., Сенопальников Е.В., Шестаков С.С. Психодиагностическая беседа с элементами физиогномики. СПб, 1996

3. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб, 2001

4. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб, 2001

5. Никифоров А.Т., Семенов В.Е. Методы наблюдения в социально- психологических исследованиях. Л., 1987

6. Пиз А. Язык телодвижений. Пер. с англ. Новгород, 1992

7. Регуш Л.А. Наблюдение в ситуативной диагностике. СПб, 1996

8. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб, 2001

Система категорий Р. Бейлза

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

Карта наблюдений включает в себя следующие четыре блока:

I. Взаимодействие с объектом труда (покупателями книг )

II. Взаимодействие с предметом труда (книги)

III. Взаимодействие со средствами труда (касса, компьютер)

IV. Профессиональное взаимодействие (с коллегами)

I. Взаимодействие с объектом труда (покупателями книг)

а) Установление контакта с покупателем

 

1. Безупречный внешний вид               Неряшлив, неопрятен
2. Доброжелательное выражение лица               Выражение лица недоброжелательное
3. Добрая улыбка               Не улыбается
4. Приветствует покупателя (разные способы)               Никак не приветствует покупателя
5. Устанавливает контакт с покупателем с помощью наводящих вопросов               Никак не обращается к покупателю

 

б) Получение информации о потребности клиента

 

6. Внимательно выслушивает покупателя               Невнимательно выслушивает покупателя
7. Задает наводящие вопросы для получения полной информации о потребности клиента               Не задает наводящих вопросов
8. Быстро составляет представление о том, что нужно покупателю                 Не может составить представление о том, что именно нужно покупателю

 

в) Реагирование на полученный запрос покупателя, демонстрация своего умения по удовлетворению потребности покупателя

 

9. Продажа ориентирована прежде всего на удовлетворение потребности покупателя               Пытается продать книгу во что бы то ни стало, навязывает её
10. Оперативно реагирует на запрос покупателя (достает нужную книгу, ориентирует прийти через определенный срок, предлагает сделать заказ по компьютерному каталогу, дает информацию)               Реакция на запрос покупателя не способствует удовлетворению его потребности
11. Может предложить покупателю что-то взамен той книги, которую он хотел купить в рамках обозначенной тематики               Ничего не может предложить взамен
12. Консультирует покупателя               Не консультирует покупателя

 

г) Общение, взаимодействие продавца и покупателя

 

13. При общении с покупателем ведет себя, как радушный хозяин               При общении с покупателем либо заискивает, либо держится свысока
14. Вежливый               Грубый
16. Все покупатели охвачены его вниманием                 Покупатели остаются без внимания
17. К каждому покупателю – индивидуальный подход               Стиль взаимодействия с покупателями однообразен
18. Умело снимает раздражение и недовольство покупателя               Не умеет снять раздражение и недовольство клиента
19. Спокойно и доброжелательно реагирует на негативы со стороны покупателей               Отвечает агрессией на негативы со стороны покупателей
20. В своей работе придерживается принципа “прежде всего покупатель”, на рабочем месте занимается только проблемами клиента               В присутствии покупателей занимается решением собственных вопросов, не обращая внимания на покупателей
21. При покупателях не обсуждает посторонних вопросов               При покупателях обсуждает с кем-либо посторонние вопросы
22. При покупателях не обсуждает других покупателей               При покупателях обсуждает других покупателей
23. С готовностью подает книги               Подает книги с неохотой
24. Доброжелательно реагирует, если покупатель посмотрел книгу, но не купил ее               Всем своим видом показывает недовольство, если покупатель посмотрел книгу, но не купил ее
25. Способствует поднятию имиджа своей книготорговой организации               Дискредитирует свою книготорговую организацию

 

д) Завершение коммуникации с покупателем

 

26.Приглашает прийти еще, благодарит за покупку (или как-то по-другому доброжелательно прощается)               Не приглашает прийти еще (никак не прощается с покупателем)
27. Хвалит книгу после ее приобретения               Не хвалит книгу после ее приобретения
28. Покупатель доволен качеством обслуживания                 Покупатель недоволен тем, как продавец его обслужил

 

Беседа

Беседа – активный метод получения информации о психологических свойствах и отношении человека к тому или иному явлению путем ведения с ним тематически направленного разговора, из ответов на вопросы, поставленных при непосредственном общении.

Данный метод активно применяется для психодиагностики в менеджменте. Беседа как метод неотрывна от беседы как способа общения, поэтому квалифицированное применение беседы немыслимо без фундаментальных психологических знаний, навыков общения и коммуникативной компетенции. Поскольку любое общение невозможно без восприятия людьми друг друга, постольку метод беседы теснейшим образом связан с методом наблюдения. Перцептивная информация, получаемая при собеседовании, порой не менее важна и обильна, чем информация коммуникативная.

Предмет анализа – содержательные высказывания, выразительные средства речи, внешние проявления поведения.

 

План беседы

План беседы составляется в зависимости от цели исследования. В план беседы должны быть включены общие и частные вопросы, ответы на которые помогут что-либо уточнить, получить дополнительную информацию об исследуемом, оценить, сопоставить отдельные факты и выявить их взаимосвязи.

Необходимо подготовить как ключевые вопросы, так и вопросы дополнительные (например, возвращающие собеседника, в случае необходимости, к обсуждаемой теме).

Этапы беседы

1. Вводный – установление контакта – приветствие, взаимное представление, для установления контакта необходимо продемонстрировать интерес к исследуемому, к его личности, проблемам, текущему состоянию и отношению к происходящему. На данном этапе у исследователя должно сложиться определенное представление о темпераменте и особенностях респондента, что формирует ход дальнейшей беседы. Этот этап имеет важнейшее значение для успешного развития беседы, первые фразы могут вызвать интерес и желание вступить в диалог, либо уклониться от него.

2. Основной – задание основных вопросов – получение необходимой информации, уточнение наиболее важных сведений, что позволяет выявит направленность человека, его мотивы, выявить его отношение к себе и окружающему миру, раскрыть особенности его эмоционально-волевых и познавательных процессов.

При утрате контакта с собеседником необходимо выяснить причину и постараться восстановить его. Причинами могут быть:

- непонимание вопроса – надо более точно его сформулировать, неумение респондента сформулировать свою мысль может свидетельствовать об особенностях его мышления и эмоционально-волевой сферы – рекомендуется задавать наводящие вопросы

- чрезвычайное волнение, напряженность – необходимо его успокоить, оценивая это состояние как признак, характеризующий эмоционально-волевую сферу

- нежелание быть откровенным по тому или иному вопросу – необходимо указать на противоречивые ответы, факты поведения, данные документов

Для восстановления контакта можно использовать следующие приемы:

- обращение к положительным качествам собеседника

- разъяснение некоторых его индивидуальных особенностей с положительной точки зрения, объясняя, что они не свидетельствуют о том, хороший он или плохой, эти качества могут быть хорошими в одной деятельности и плохими в другой

- установление с ним эмоционального контакта

Пример: Приложение 4.

 

3. Завершающий – выход из контактов – наиболее трудный этап, необходимо уйти от собственного стереотипа мышления, постараться увидеть и оценить особенности респондентов. Следует обратить внимание на:

- сильные стороны собеседника, которые могут стать базой для его активного проявления и дальнейшего совершенствования

- показать ему слабые стороны, объяснив в каких сферах деятельности они могут быть для него полезны

- тактично указать на негативные черты и определить путь их изменения

 

Форма беседы

По форме беседа может быть:

Структурированной – согласно разработанной схеме. Используется стандартный опросный лист, на котором делаются отметки об ответах исследуемого. В содержательном плане информация ограничена и дает представление о претенденте в строго определенных рамках. Используется метод рефлексивного слушания, который реализуется через следующие приемы:

- выяснение – обращение к претенденту за уточнениями, разъяснениями, внимание фокусируется на сообщении и процессе коммуникации, а не на личности собеседника.

- перефразирование – формулировка высказывания в ином виде, с целью проверки точности понимания собеседника, это убеждает собеседника, что его слушают и понимают.

- отражение чувств – выражение словами переживаний и состояний собеседника.

- резюмирование – обобщение мыслей собеседника, что помогает объединять отдельные фрагменты беседы и представить ее в смысловом единстве.

Неструктурированной – вне жесткого плана, в свободной форме. Атмосфера беседы более раскованная, но выделить важные моменты беседы может только опытный психолог. Беседа ведется с помощью методов:

- нерефлексивного слушания – умение внимательно молчать.

- эмпатического слушания – улавливание чувств собеседника, сочувствие и сопереживание ему.

Сопереживание – переживание чувств и эмоциональных состояний собеседника.

Сочувствие – переживание собственных чувств по поводу состояния собеседника.

В одной и той же беседе психолог может переходить от одной формы к другой.

При любой форме беседы рекомендуется использовать следующие средства:

- кинетические – делать определенные жесты рукой, кивнуть головой, изменить выражение лица, контакт глаз, выдерживать паузу, иногда смотреть на говорящего ожидающе, ничего не говоря и не делая

- лингвистические – периодически подавать реплики «понимаю», «интересно», откликаться на сказанное, повторять последние слова говорящего, поощрять ответы на сложные вопросы ремарками: «да, да», «правильно», «иначе и быть не может»

- проксемические – дистанция (личная или социальная), уровень общения (стоя или сидя), лицом к лицу или вполоборота, длительность, перерывы, теснота-простор, комфортность-неудобство обстановки, наличие разъединяющей мебели, опоздание-точность, спешка-неторопливость и т.д.


Наблюдение в беседе

Из вышесказанного видно, что в процессе беседы важно использовать метод наблюдения, 50% необходимой информации человек получает посредством зрительной информации, – изучаются голос, речь, эмоциональные реакции, логичность изложения в соответствии с бланком наблюдения при беседе и таблицей экспертной оценки эмоциональных проявлений.

Для того, чтобы составить представление об особенностях поведения оцениваемых, важно помнить, что:

- человек реагирует на вопросы не сколько разумно, сколько рационально, многое открывается в его поведении через определение чувственно-эмоциональных порывов и побуждений

- реакция человека не всегда сознательна, часто она бессознательна, т.е. непреднамеренна.

- человек по натуре не индивидуалист, а существо социальное, он хочет контактировать с людьми.

- побуждающие силы человека накапливаются и базируются в подсознании и управляются через участие воли.

Основные ошибки при проведении беседы:

- использование наводящих вопросов, на которые исследуемый дает ожидаемый ответ

- ведение беседы в стиле экзамена или допроса

- очень высокая разговорная активность психолога

- выражение согласия или критики

 

Достоинства беседы:

- гибкая управляемость – можно использовать различные формы

- многофункциональность – не только сбор данных о исследуемом, но и передача необходимой информации ему

В заключении необходимо предупредить:

- никогда не выносите суждения, основанного лишь на одной черте, какой бы убедительной она не казалась, она должна проявиться в целом ряде симптомов.

- ни в коем случае нельзя мерить по себе, у каждого есть свои сильные и слабые стороны, только раскрываются они по-разному.

- обращайте особое внимание на мелочи, маловыразительные проявления эмоциональных реакций.

- необходимо зарезервировать достаточное время для собеседования, оценивание респондента «на ходу» ведет к поверхностному суждению.

- способность вынесения оценки необходимо постоянно тренировать, лучше всего это достигается с помощью письменного вынесения мнения об исследуемом.


Приложение 4

Примерные вопросы для собеседования с кандидатом

Содержание вопросов Назначение
Что Вы знаете об этой работе? Что Вы знаете о нашей организации? Определение уровня профессиональной информированности кандидата
Чем Вас заинтересовала именно эта работа? Что еще повлияло на Ваш выбор? Определение мотивов выбора работы: содержа­ние, условия, оплата труда, перспективы, престижность, стабильность, приобретение опыта и т, п.
Какие требования предъявляет эта работа к человеку? К его здоровью, квалификации, знаниям, навыкам, способностям, характеру? Определение информированности о профессиональной деятельности
Что Вы умеете делать? Что у Вас лучше всего получается? К чему Вы способны в наибольшей мере? Не могли бы Вы привести примеры Ваших успехов? Определение отношения кандидата к своим возможностям и способностям
В чем Вы испытываете наибольшие затруднения? Определение представлений кандидата о вероят­ности и содержании проблем
Чем Вы любите заниматься? Каковы Ваши увлечения, хобби? Определение сферы увлечений, интересов и склонностей
Что Вам больше всего не нравится делать? Почему? Определение источников стресса
Что Вам нравилось больше всего, а что меньше всего на прошлой работе? По какой причине Вы оставили свою прежнюю работу? Выяснение причин перехода с одной работы на другую в каждом эпизоде. Определение стиля руководства на предыдущих работах, характери­стик команды, роли кандидата
Чему Вам хотелось бы научиться? Для чего? Как это можно сделать? Определение отношения клиента к себе, стремле­ния к личностному и профессиональному росту
Каковы Ваши цели в жизни? Как Вы намерены их достичь? Определение содержания потребностей, ценно­стей: материальное благополучие, безопасность и стабильность, дружеское общение, семейные взаимоотношения, отдых и развлечения, повыше­ние своего статуса, реализация своих возможностей, творчество, чувство долга
Как выбранная работа поможет Вам в этом? Что хотелось бы получить от работы? Определение направленности поведения: стремление к чему-то привлекательному (удовольствие, зарплата, интересное дело)или избегание чего­ либо негативного (однообразия, бедности). В пер­вом случае человек стремится к изменению и по­иску новых возможностей, во втором - к поддержанию и сохранению уже имеющегося
Как Вы собираетесь выполнять свою заботу? Определение ориентации на немедленные дей­ствия или на предварительный анализ ситуации
Как Вы узнаете, что выполняете свою заботу хорошо? Определение внутренних или внешних критериев контроля качества, принятия решения, ответствен­ности
Что может помочь Вам в работе на данной должности? Что может помешать? Что Вы будете делать в случае неудачи? Определение представления клиента о собствен­ных ресурсах и возможных проблемах
Назовите три хороших и три плохих качества начальника Выяснение управляемости, лояльности, конфликт­ности. Определение эффективных способов управления работником
Назовите свои хорошие и плохие качества Определение уровня и адекватности самооценки
Вам удается зарабатывать столько, сколько Вы заслуживаете? Если нет, то почему? На какую зарплату Вы рассчитываете? Определение того, насколько претендент способен брать на себя ответственность за собственную жизнь и работу. Выяснение его материальных запросов
Если бы Вам захотелось помечтать, кем Вы бы увидели себя в профессиональном плане через год, три, пять лет? Выяснение позиционирования кандидата в жизни. Определение отношения к текущей работе: как к случайному эпизоду, ступеньке наверх или как к пожизненному занятию

Опрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.106 с.)