Особенности формулировок вопросов интервью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формулировок вопросов интервью



Простые формулировки – из одного предложения, они применимы к тем вопросам, которые хорошо понимаются большинством респондентов и которые не требуют большого времени на обдумывание ответов.

Развернутые формулировки – необходимы для уточнения и конкретизации содержания вопросов, а также для того, чтобы респондент имел время на обдумывание ответов. такие формулировки делают интервью приближенным к неформальной беседе.

Дедуктивные формулировки – вопрос состоит из общей формулировки и частными его положениями, тесно связанными с общим содержанием вопроса. Это связано с высоким уровнем сложностей выявляемых компонентов.

Акцентирующие формулировки – инициирующие респондента сконцентрировать, сосредоточить свои силы мнения, оценки и высказывания, выделив в них приоритет, главное, важное.


Условия проведения интервью

Реализация программы интервью может варьироваться в зависимости от конкретного человека.

Важно правильно определить место и время встречи, по производственным темам необходимо проводить интервью только в рабочее время, даже не в обеденный перерыв.

Продолжительность интервью зависит от его цели и вытекающего из нее числа необходимых вопросов, а также от складывающейся ситуации и особенностей респондента. Нетерпеливый и эмоционально неустойчивый респондент вынуждает сократить время опроса. Рекомендуемое время для проведения интервью – 30 мин.

Должен быть оптимальный темп ведения интервью – в одних случаях его надо ускорять, чтобы вынудить респондента отвечать спонтанно, важно для вопросов чреватых эмоциональным противодействием. В других случаях темп должен быть медленным – снижается доля необдуманных или неопределенных ответов.

Недопустимы затяжные паузы между вопросами – они создают неловкость и впечатление неподготовленности и некомпетентности интервьюера.

Фиксация ответов

Для интервью полная и точная регистрация данных важнее, чем для беседы, поэтому по ходу интервью делаются записи или пометки. При выборе формы регистрации необходимо решить следующие вопросы:

Где – осуществлять запись непосредственно на списке с вопросами или отдельно от него на каких-нибудь документах.

Когда – записи можно производить в процессе интервью либо после, восстанавливая информацию по памяти. В первом случае очевиден выигрыш в точности получаемой информации, но очевидны проблемы в поддержании контакта с респондентом. Второй случай чреват потерей сведений из-за ошибок памяти и смещением акцентов в ответах из-за субъективных особенностей интервьюера.

Как – запись может быть дословной или отмечается только существо ответов. Дословная запись исключает потерю вербальной информации, но предполагает навыки стенографии или скорописания.


Приложение 6

Пример собеседования с сотрудником организации

 

Целью интервью является получение информации о социально-психологических особенностях работы организации.

 

Примерный перечень вопросов для интервью:

1. Какие задачи Вам приходится решать в организации? Какие обязанности Вы выполняете в организации? В чем заключается содержание Вашего труда? Чего требует от Вас Ваше руководство?

2. Что Вам нравится в работе? Чем именно в Вашей работе Вы удовлетворены в наибольшей степени? Что не устраивает Вас в Вашей работе?

3. В каких случаях Ваша работа бывает особенно успешной? Когда Вы испытывали неудачи на работе? В каких случаях к Вам предъявлялись претензии по поводу Ва­шей работы?

4. В каких случаях Вы испытываете наибольшие затруднения в своей ра­боте? Что и Вашей работе вызывает у Вас наибольшее напряжение?

5. Какие проблемы Вы обычно обсуждаете с вашим руководителем и кол­легами? А какие вопросы Вам хотелось бы обсудить?

6. В какой мере Вы можете влиять на решения, касающиеся Вашей рабо­ты? Какие решения Вы можете принимать самостоятельно? Что Вам не разрешается делать самостоятельно?

7. Что помогло бы Вам улучшить качество Вашей работы?

8. С кем из Ваших коллег Вам чаше всего приходится работать совместно? Какие отношения складываются между Вашими коллегами в организа­ции? Насколько Вы удовлетворены ими?

9. С кем из Ваших коллег или руководства Вы испытываете те или иные затруднения? В чем они выражаются?

10. Если бы среди сотрудников Вашей организации пришлось создавать ка­бинет министров некоторого государства, то кто, по Вашему мнению, мог бы занять пост:

· Министра обороны?

· Министра внутренних дел?

· Министра иностранных дел?

· Министра юстиции?

· Министра финансов?

· Министра труда?

· Министра здравоохранения?

· Министра образования?

· Министра культуры?

· Кто мог бы стать премьер-министром?


Анкетирование

Анкетирование – сбор информации в форме письменных ответов на вопросы, для измерения уровня силы отношения к чему-либо, либо наличия и выраженности психологических качеств.

 

Виды анкетирования

По числу респондентов: аналогично классификации интервью по этому критерию

- Индивидуальное

- Групповое

- Массовое – в отличие от интервью более часто используется именно данный вид

По полноте охвата изучаемой популяции:

- Сплошное – предполагает работу со всеми представителями.

- Выборочное – работа только с некоторыми лицами.

По типу контактов респондентов с исследователем:

- Очное – заполнение анкеты в присутствии исследователя, данный вид более приемлем в менеджменте, так как процент и скорость заполнения анкет выше.

- Заочное – заполнение анкеты в отсутствии исследователя.

 

Требования к построению анкеты

Требования к формулировкам вопросов в анкете такие же, как и в вопроснике, но в анкете они могут быть только закрытыми.

Одним из важнейших принципов построения анкеты – учет специфики культуры, опыта, образовательного уровня, иногда и пола опрашиваемого контингента. Стилистика вопросов и структура анкеты должны соответствовать потенциальной аудитории. Частным проявлением данного принципа выступает требование учета стиля респондента – индивидуально-психологических особенностей человека, проявляющихся в его ответах на анкетные вопросы и не имеющих непосредственного отношения к их содержанию. Можно выделить несколько типичных стилей, препятствующих опросу и получению адекватных ответов:

- Отказ от участия – нейтрализации данного стиля поможет четкая формулировка цели опроса, качественное оформление анкеты, удачный выбор места и времени анкетирования.

- Да-тенденция – сглаживается более развернутыми вопросами.

- Случайность ответов – могут помочь более приемлемые формулировки вопроса и привлекательный вид анкеты.

- Неявное уклонение – преодолению способствует конкретизация вопросов.

- Категоричность суждений – смягчит набор не слишком категоричных ответов или при обработке ответов объединение резких оценок с более близкими.

- Неправда – можно предупредить подчеркнутой анонимностью, благожелательной и деловой обстановкой опроса.

Форма и оформление анкет

По оформлению анкета должна быть привлекательной и наглядной, вопросы напечатаны легко читаемым шрифтом с применением черного цвета на белой бумаге стандартного формата. Диапазон основной массы анкет от 3 до 100 вопросов.

Обычно анкета состоит из разделов:

1. Вводный – лаконичное и вежливое вступление, которое включает данные об организаторе опроса, обращение к опрашиваемому, описание целей опроса, пояснение по заполнению анкеты, заверения в анонимности опроса.

2. Основной – непосредственно вопросы, предлагаемые варианты и место для ответов.

3. Завершающий – выражение благодарности респонденту, иногда и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.

 


Анкетирование обладает следующими достоинствами:

- высокая оперативность получения информации

- возможность организации массовых обследований

- сравнительно малая трудоемкость проведения, процедур подготовки исследований и обработки их результатов

- отсутствие влияние личности и поведения опрашивающего на респондента

- невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих

Но данному методу свойственны и недостатки:

- отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов и поведения респондентов

- не всегда достаточна достоверность подобных самоотчетов, на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или их желание выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел

Примеры анкет, используемых для психодиагностики в менеджменте, представлены в любом учебном пособии, из представленных ниже.

 

Литература:

1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. М., 2000

2. Батаршев А.В. Личность делового человека. М., 2003

3. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении. М., 2005

4. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М., 2004

5. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб, 2002

6. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей. СПб, 2003

7. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие. М., 1999

8. Верещагина Л.А., Карелина И.М. Психология потребностей и мотивация персонала. Харьков, 2002

9. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального выбора. СПб, 1998

10. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства. СПб, 2004

11. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994

12. Иванова С.В. Кандидат. Новичок. Сотрудник. М., 2005

13. Иванова С.В. Искусство подбора персонала. М., 2003

14. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб, 2001

15. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. СПб, 2004

16. Лучшие психологические тесты. Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992

17. Машков В.Н. Психология управления. Учебное пособие. СПб, 2002

18. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. Под ред. А.Л. Журавлева, Е.В. Журавлева. М., 1995

19. Методы практической социальной психологии. Учебное пособие. М., 2004

20. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. СПб, 2003

21. Опросник личностной ориентации. Практическое руководство. М, 2002

22. Организационное поведение Практикум. под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. СПб, 2006

23. Психологические портреты персонала: типология и диагностика. Под ред. Ю.П. Платонова. СПб, 2003

24. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.А. Крылова и С.А. Маничева. СПб, 2003

25. Практикум по психологии менеджмента. Под ред. Г.С. Никифорова, МА. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб, 2001

26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2001

27. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2001

28. Рабочая книга практического психолога. Пособие для специалистов, работающих с персоналом. Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. М., 2002

29. Резник С.Д., Соколов С.Н., Бондаренко В.В. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации. М., 2003

30. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. М., 2004

31. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.031 с.)