Без номера: Клиническое интервьюирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Без номера: Клиническое интервьюирование



 

Клиническое интервью – метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, ВКБ и структуры проблемы пациента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и пациента.

Отличие от расспроса: нацелено не только на выявление жалоб, но и на выявление скрытых мотивов поведения человека, оказание ему помощи в осознании истинных оснований для его состояния.

Функции:

- диагностическая

- терапевтическая

 

Принципы:

1. Однозначность и точность – правильное формулирование вопросов (непр. «Испытываете ли Вы на себе психическое воздействие?»)

2. Доступность – обращенная к пациенту речь должна быть ему понятна (учет языковых, образовательных, культурных, национальных и др. факторов)

3. Алгоритмизированность (последовательность) – построение вопросов на известном алгоритме психогенеза, а не о всех известных симптомах

4. Проверяемость и адекватность – уточнение конгруэнтности понятий и исключение неверной интерпретации ответов («Что Вы понимаете под словом «голоса»?)

5. Беспристрастность – не навязывать пациенту собственного представления о наличии у него психопатологии на основании предвзятого или ошибочного мнения.

 

Методология интервью

Первая встреча не более 50 минут, последующие могут быть короче.

Этапы:

1 этап. Установление «доверительной дистанции». Ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности, определение доминирующих мотивов проведения интервью. («Я понимаю, не просто обратиться к психологу… Все, о чем Вы захотите поделиться со мной, останется между нами… Кто рекомендовал Вам обратиться: Ваши родственники, врач или это было Ваше желание?») – активная роль психолога

2 этап. Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины – концепции болезни; структурирование проблемы. Используются методы активного слушания и элементы воздействия. Сбор психологического и медицинского анамнеза. Особенностями психологического анамнеза является выявление отношения к себе как личности, отношение к болезни, влияния на личность пациента и его взаимоотношения.

3 этап. Оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса. («От чего бы Вы хотели избавиться в первую очередь? Чем бы я Вам мог помочь?»). Нередко пациент приходит не за диагнозом, а за подтверждением собственного убеждения о своем психическом здоровье, при этом отказывается от лечения, т.к. просто важно быть выслушанным и понятым.

4 этап. Оценка антиципационных способностей пациента, обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его выявлении) и терапии; антиципационный тренинг. – активная роль психолога.

Антиципационный тренинг направлен на додумывание пациентом самых негативных последствий его болезни и жизни (при фобии – страх смерти – что это такое – чем она страшна?).

Методика активного слушания (по А. Айви)

Методика Описание Функции
Открытые вопросы «Что?» - выявляет факты «Как?» - чувства «Почему» - причины «Можно ли?» - общую картину Используется для выяснения основных фактов и облегчает разговор
Закрытые вопросы Обычно включают в себя частицу «ли», ответ краткий («да», «нет») Дают возможность выявить особые факты, сокращают слишком длинные монологи
Поощрение (поддержка) Повторение нескольких ключевых фраз пациента Поощряет детальную разработку специфических слов и смысла
Отражение чувств Обращает внимание на эмоциональное содержание Проясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства
Пересказ Повторение сущности слов клиента и его мыслей, используя его ключевые слова Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания
Резюме В сжатой форме повторяет основные факты и чувства клиента Полезно периодически во время интервью. Обязательно в конце встречи

 

Невербальные способы

  1. Визуальный контакт. Когда и почему пациент перестает смотреть в глаза (с учетом культуральных различий). Не сверлить взглядом, отвести взгляд при беседе с депрессивным больным, при обсуждении интимных вопросов.
  2. Язык тела. Изменение наклона туловища, позы, использование определенных жестов.
  3. Интонация и темп речи. Громко или тихо – индикатор силы чувств, быстрая речь – гиперактивность, нервозность, замедленная речь – вялость, апатия, депрессия.:

Построение речи и лингвистические аспекты: «Билет порван; Я порвал билет, Машина порвала билет, Что-то произошло.» (А. Айви). Р. Бендлер, Д. Гриндер – использование речевых модальностей («Я вижу», «Чувствую», «Он не прислушивается ко мне»), речевых неправильностей, искажений «Он делает из меня сумашедшего» и др.

 

Личность больного и эффективность контакта с ним:

  1. Больные-экстраверты – обращены во внешний мир, общительны, инициативны, импульсивны, в неприятностях чаще винят внешние обстоятельства, склонны к агрессии, гневу. Общение целесообразнее начинать с формирования эмоционального контакта, а затем – информационного.
  2. Больные-интроверты – важен внутренний мир. Замкнуты, клоны к самоанализу, хуже адаптируются к изменениям. Для них нет мелочей в своем здоровье, любой вопрос должен быть разобран максимально подробно, иначе легко возникает тревога. Ответственность за события своей жизни чаще берут на себя. Темп мышления часто бывает медленным, что часто приводит врача в затруднение в условиях дефицита времени. Контакт труден, лучше начинать с информационного. Хорошее эмоциональное отношение к врачу формируется лишь при условии хорошего делового общения.

 

Методики установления психологического контакта

 

Первая беседа с врачом имеет не только диагностическое, но и психотерапевтическое значение. Больной должен увидеть внимательное отношение к себе и искреннее желание помочь ему. Лучше, когда при такой беседе нет посторонних или родственников.

Важно выслушать и понять, что является наиболее важным для больного. В постановке вопросов избегать воздействий внушающего характера (суггестивные вопросы, требовательный тон голоса, игнорирование жалоб).

 

Техники активного слушания

 

Поза: демонстрирует внимание – подбородок на руке, легкий наклон головы к больному. Встреча глаз – периодически. Нельзя «сверлить» больного глазами, но при информации об интимных вещах отводить глаза не следует, т.к. теряется контакт.

 

Безоценочное слушание – умение молчать, поддакивать, перефразировать сообщения. Главное – заинтересованность.

 

 

Цели клинического обследования

 

- диагностическая

- терапевтическая

 

Обследование может происходить на любом этапе. Каждый контакт с клиентом предполагает возможность вмешательства, пусть даже незначительного. Само обследование уже является формой вмешательства. Интервью, тесты и другие диагностические процедуры помогают человеку адекватно оценить себя и свою жизненную ситуацию. По мнению Краддика (1975), «рассказ о себе очень часто оказывается первым шагом лечебного процесса, поэтому невозможно точно сказать, где кончается обследование и начинается терапия».

 

Интервью – «целенаправленная беседа». Цель такой беседы – получить необходимую информацию и установить отношения сотрудничества и взаимопомощи.

Типы интервью:

По содержанию

1) ознакомительное (первичное) – при обращении за помощью и сообщении о причинах обращения

2) анамнестическое

3) консультативное (психотерапевтическое)

4) кризисные

5) отборочные (при найме сотрудников, например, в ряды военнослужащих)

6) исследовательские (научные исследования)

7) Структурированные интервью (шкала оценки Гамильтона) или полуструктурированное

8) Анализ психического статуса и составление заключения

По форме

1. Структурированное – все вопросы четко спланированы (например, по диагностическим критериям к-л. Заболевания)

2. Полуструктурированное – часть вопросов обязательны, часть в свободном порядке в зависимости от ситуации

3. Неструктурированное (свободное) – например, в игре, рисунке – чаще используется у детей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.012 с.)