Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этиология психических заболеваний с точки зрения когнитивно–бихевиорального подхода.

Поиск

 

Общее представление [2]:

Бихейвиоральный подход: Расстройством являются сами симптомы, которые приобретены вследствие неправильного научения. Например [2]: Уотсон: Модель формирования фобии через классическое обуславливание (вместе со стимулом вызывающим реакцию подается нейтральный стимул, постепенно нейтральный начинает вызывать ту же реакцию). Невротический парадокс (иррациональная тревога склонна не угасать, а усиливаться) – объясняется оперантным обуславливанием (подкрепление следует за определенным поведением) – человек подкрепляется легкой возможностью к бегству, избегает длительной экспозиции пугающего стимула, и, следовательно, не происходит угашения (механизм привыкания не успевает угасить фобическую реакцию).

Когнитивный и когнитивно-поведенческий подходы ( А.Эллис, А.Бек ): люди испытывают тревогу или ведут себя неадекватно из-за неправильных, негативных или непродуктивных мыслей и установок, которые не позволяют реагировать продуктивно (обвиняют себя в несостоятельности, проклинать ситуации в кот. оказываются и т.д.). Причина – иррациональная основа убеждений, неправильные предположения, на которых основаны прогнозы клиентов. Самоисполняющиеся пророчества (негативные ожидания приводят к неудачному исходу дела). Преувеличение негативных событий и обобщение негативных результатов. Недостижимые цели (типа "нравиться всем"). Автоматические мысли.

Этиология шизофрении:

Бихейвиоральный подход. Принимают чаще всего биологическую гипотезу возникновения. Модель эмоциональной экспрессивности (в рамках социальной психиатрии, британская школа, Браун): важнейшим фактором течения заболевания (частоты приступов, длительности ремиссий) является эмоционально-экспрессивный стиль семейного общения. Если в семье преобладает агрессивность и враждебность (громкий голос, критика, тревожность, враждебность). Если больные проводят в такой семье более 35 часов в неделю, то продолжительность ремиссии уменьшается в два раза, а частота заболевания увеличивается в два раза. Кроме того, на учащение срывов и длительность ремиссии влияют: влияние ярлыка «психически больной»; негативная роль госпитализма; отриц. влияние критических жизненных событий; фактор помощи в терапии – поддерживающее окружение

Когнитивный подход. [1] (в лекциях называется системный подход и называется имя Zubin) многофакторная модель шизофрении Г. Хубера (Huber, 1983), Л. Чомпи (Ciompi, 1986, 1989), Д. Зубина (Zubin, 1987; Zubin & Spring, 1976): изначально существует предрасположенность к болезни, формирующаяся под воздействием генетических, биохимических, социальных, семейных и других факторов. Эта предрасположенность заключается в уязвимости, ранимости (нарушение процессов переработки информации) индивидуумов по отношению к определенного рода внешним воздействиям — стрессорам, в качестве которых чаще всего выступают острые жизненные ситуации. Если число неблагоприятных воздействий достигает критической величины, происходит манифестация заболевания. Чем больше ранят, тем ранимее становится, остается только закрыться.

Этиология депрессии:

Бихейвиоральный подход. Депрессивные состояния возникают от того, что близкое окружение поддерживает с помощью подкреплений негативные установки. У депрессивного и здорового одинаковое кол-во ситуаций, разница в том, что депрессивный отмечает свою жизнь как череду черных полос. Требования, которые он предъявляет к себе максимальные. В лечении нужно обращать внимание на позитивное одобрение.

Когнитивный подход. Д епрессия возникает на фоне безнадежности, беспомощности.

Теория Бека «Когнитивная психотерапия депрессии». Когнитивная картина «очки», через которые человек смотрит на мир формируются до 10 лет. У каждого существуют определенные паттерны- это отношения к себе, собственному будущему и своему опыту. Бек выделяет когнитивные искажения, характерные конкретно для депрессивных больных (когнитивная триада): негативная оценка настоящего, негативная оценка будущего, низкая самооценка.

Теория выученной беспомощности Селигмана: беспомощности учатся.

Этиологии различной психосоматики:

Бихейвиоральный подход: Теория Кеннон и Селье: неспецифическая реакция на любой стрессор. Независимо от того, какой стрессор, организм защищается, сопротивляется, если ресурсов не достаточно, то стресс переходит в дистресс. Общий адаптационный синдром (3 фазы: тревога, сопротивление, истощение) ведущий к соматическим изменениям. Копинг-стратегии – стратегии совладания со стрессом. Бывают адаптивные копинги – поддержка, позитивное осмысливание, направлены на преодоление и неадаптивные копинг-стратегии – направлены на избегание, чрезмерную рационализацию. Методики определения копинг-механизмов Лазаруса, Амирхана, Хайма и др.

Павлов, Скиннер: два стимула - на какой реагировать? – в итоге язва.

Алекситимия (неспособность распознавать чувства у себя и у других людей): стардающие склонны к развитию психосоматических заболеваний. Бихейвориальная модель возникновения: ранее научение от алекситимии матери, или влияние запретного на эмоции социального окружения.

Когнитивный подход: Эксперименты Селигмана (теория выученной беспомощности): у крыс с выученной беспомощностью вживленные злокачественные опухоли быстро росли. У крыс с опытом успешного сопротивления (в прошлом) даже в условиях бесполезности их действий в настоящем, вживленные опухоли отторгались.

Литература (кроме лекций и методички):

[1] Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т. 1. Теория и методология — М., 1999. — 288 стр.

[2] Д. Холмс Анормальная психология. Питер 2003.

Исследование MMPI в практике клинического психолога.

 

Миннесотский многоаспектный личностный опросник или MMPI личностный опросник, разработанный в конце 30-х — начале 40-х годов в Университете Миннесоты Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли. MMPI — наиболее изученная и одна из самых популярных психодиагностических методик. Широко применяется в клинической практике. В настоящее время используется в России под редакцией Л.Н. Собчик или Ф.Б. Березина. По существу не имеют различий кроме количества вопросов в опроснике.

Создавался на материале клинических больных и шкалы получили название в соответствии с акцентуацией группы пациентов с определенным психическим расстройством.

Основные клинические шкалы MMPI

  1. Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астено-невротическому типу личности;
  2. Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);
  3. Шкала истерии (Hy) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);
  4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности;
  5. Шкала маскулинности — феминности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;
  6. Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);
  7. Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности);
  8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;
  9. Шкала гипомании (Ma) — определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности;
  10. Шкала социальной интроверси и (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки;

Оценочные шкалы

  1. Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, так как не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным»;
  2. Шкала «лжи» (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого;
  3. Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции;

4. Шкала коррекции (K) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.

Структура личности описывается по пиковым показателям и сочетаниям пиков. Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования. При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал опросника; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал MMPI «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. На особенности «профиля личности» влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью М. м. л. о.), данными о личности обследуемого.

Опросник эффективен в практике клинического психолога, в составе комплексного патопсихологического исследования, сочетается с проективными и другими методиками для формулировки гипотезы психического состояния пациента..

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.123.162 (0.01 с.)