Предмет, объект, методы клинической психологии. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, объект, методы клинической психологии.



 

(источник — лекции Пушкиной Т.П., Карвасарский «Клиническая психология»)

 

Клиническая психология: междисциплинарная область, пограничная область между психологией и медициной. Задачи перед клинической психологией ставит медицина, а решает их психология на основе психологических теорий и психологических методов. Важно выделять психологический аспект.

 

Объектом: клинической психологии является человек с трудностями адаптации и саморегуляции, связанными с его физическим, социальным или духовным состоянием.

 

Предметом: клинической психологии являются психические расстройства и психические аспекты соматических заболеваний

 

Методы: Выделяют две группы методов: экспериментально-психологические методы и клиническое интервьюирование.

 

Целью экспериментально-психологического метода является – выявление нарушений психики, изменение функции отдельных психологических функций, патологий эмоциональной, личностной, мотивационной сферы и других.

 

Современная клиническая психология располагает большим арсеналом методов исследования. Большей частью эти методы заимствованы из общей психологии, часть из них создана в клинической психологии как собственно клинико-психологические приемы. Условно все методы психологии могут быть разделены на нестандартизированные и стандартизированные.

 

Нестандартизированные методы: представленные прежде всего набором так называемых патопсихологических методик (Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Поляков), отличаются «прицельностью», направленностью на определенные виды психической патологии, и выбор их осуществляется индивидуально для конкретного испытуемого. Создаются эти методики для изучения конкретных видов нарушения психической деятельности. В условиях психологического эксперимента они избирательно используются для выявления особенностей психических процессов в соответствии с поставленной задачей, в частности дифференциальной диагностики.

 

Психологическое заключение основывается при этом не столько на учете конечного результата (эффекта) деятельности больного, сколько на качественном, содержательном анализе способов деятельности, характерных особенностей самого процесса выполнения работы в целом, а не отдельных заданий.

 

Важными являются учет отношения больного к исследованию, зависимость формы предъявления задания от состояния испытуемого и уровня его развития. Лишь при таком построении эксперимента может быть в полной мере реализовано требование к психологическому исследованию — выявление и сопоставление структуры как измененных, так и оставшихся сохранными форм психической деятельности. Очевидно, что проведение психологического эксперимента, построенного на отмеченных выше принципах, требует особенно высокой квалификации клинического психолога.

 

Стандартизированные методики: В практической деятельности клинического психолога используются также и стандартизированные методики. В этом случае группы соответствующим образом подобранных и структурированных заданий предъявляются в одинаковой форме каждому испытуемому с целью сопоставления способа и уровня выполнения их испытуемым и другими лицами.

 

Стандартизированные методы можно определить как широко понимаемые тесты, причисляя к ним тесты для исследования психических процессов, психических состояний и личности.

Стандартизированные методики уступают по своей диагностической ценности нестандартизированным, применение их в клинике обычно имеет вспомогательное значение, чаще в качестве дополнения к нестандартизированным методам. Адекватно их использование при массовых обследованиях, при необходимости групповой оценки испытуемых, для ориентировочной экспресс-диагностики в условиях дефицита времени.

 

Эксперимент: Различают искусственный и естественный эксперимент. Искусственный – моделируемый, в процессе которого экспериментатор влияет на изучаемый аспект, естественный – наблюдение за больным без какого-либо вмешательства извне.

 

Интервью: направленная беседа с больным. Интервью с целью сбора информации и с целью установления контакта. Бывают структурированное и неструктурированное. Неструктурированное интервью не имеет заранее задуманного плана. Структурированное интервью – когда вопросы задаются в строгой последовательности.

 

Функции интервью: диагностическая и психотерапевтическая (психокоррекционная).

Принципы клинического интервью: однозначность (когда задается вопрос, то пациент и интервьюер должны понимать его одинаково), точность (чтобы было понимание), доступность, гибкость, последовательность, беспристрастность (уважение без субъективности), повторяемость.

 

Структура клинического интервью:

1. Установление контакта

2. Выявление жалоб

  • Оценка внутренней картины болезни- это отношение человека к своей болезни
  • Структурирование проблемы –задачи, как работать с проблемой и работать ли вообще

3. Оценка желаемого результата – что клиент хочет получить на выходе

4. Оценка антиципационных возможностей

 

Сахарный диабет.

 

Картина личности: Люди сахарным диабетом имеют часть личностных расстройств и психологических проблем. Проблемы причиняют страдания сами по себе, и также влияют на лечение и исход соматического заболевания.

Диабетик точно знает, что деятельность по меньше мере одной системы его организма нарушена. Из этого возникает чувство неуверенности. Хронический дефект может негативно влиять на жизненную стратегию диабетика: часто он организует всю свою жизнь вокруг своего страдания («диабет как образ жизни»).

 

Возрастная специфика: Различия между взрослыми (тип II) и больными юношеским диабетом (тип I): первые не представляются выражено анксиозными (тревога, страх), хотя тенденции к ларвированной (маскированной, скрытой) депрессии несомненны, их открытая, эго-синтонная личность склонна к депрессивным реакциям при нагрузках. Личностные черты, достигающие шизоидности, скорее характерны для больных юношеским диабетом, при нагрузках здесь характерны отрицание и селективное восприятие проблем.

 

Концепции возникновения:

1. Конфликты и неоральные потребности удовлетворяются с помощью еды. Может возникнуть обжорство и ожирение, вслед за чем наступает длительная гипергликемия и далее истощение инсулярного аппарата.

2. Вследствие приравнивания еды и любви друг к другу при отнятии любви возникает эмоциональное переживание состояния голода и тем самым, независимо от поступления пищи, соответствующий диабетическому голодный обмен веществ.

3. Сохраняющийся в течение всей жизни страх ведет к постоянной готовности к борьбе или бегству с соответствующей гипергликемией без сброса психофизического напряжения. На почве хронической гипергликемии может развиваться диабет.

 

Особенности: Психические факторы, в особенности при I типе сахарного диабета, существенно влияют на течение и терапию. Пациенты демонстрируют большую чувствительность к отказам в удовлетворении своих оральных желаний. У диабетиков «амбивалентные тенденции тревоги, беспокойства, страха с одной стороны и стремления к покою и защищенности — с другой».

 

Лабильный сахарный диабет: Примером чрезмерно выраженной дезадаптации к сахарному диабету является «лабильный сахарный диабет». Он характеризуется значительными колебаниями содержания глюкозы в крови, часто с многократными случаями неотложной госпитализации. В настоящее время широко принята точка зрения, что лабильный сахарный диабет — это поведенческая, а не патофизиологическая проблема («такие больные ни «безумные», ни «плохие», но позволяют себе потенциально опасное поведение потому, что пренебрегают его последствиями, и потому, что оно «окупается» в смысле удовлетворения других потребностей, независимо от того, любовь ли это или кров, благоприятное мнение или бегство от какого-либо иного неразрешимого конфликта».

 

Психотерапия: Психотерапевтические мероприятия показаны на всех уровнях психофизического взаимодействия, поскольку одно лишь медикаментозное лечение не в состоянии изменить положение больного и только способствует хронизации заболевания.

При долгосрочном ведении больных в их отношении к психотерапевту следует учитывать, что заболевание может переживаться как потеря автономии и усиление зависимости. Может зафиксироваться чувство беспомощности и бессилия, что в крайних случаях может вести к тяжелым депрессиям с повышенной суицидальностью.

 

понуждения к диете: Попытка понуждения к диете может сопровождаться усилением страха, чувства вины и конфликт. Чтобы быть терапевтически действенным, предписывание диеты должно производиться на основе удовлетворительных отношений психотерапевта и больного.

При стабилизации психического состояния стабилизируется также и соматический гомеостаз. Если психотерапевт при этом вызывает у больного статус страха и ярости, это может через усиление симпатико-адренэргической стимуляции вести к ухудшению клинического состояния.

 

В случае повторных срывов функционирования обменных процессов помощь могут оказать также и специальные психотерапевтические вмешательства. Оправдало себя включение этих пациентов в центрированную по болезни групповую терапию или стационарное начало курса психотерапии, проводимого далее в амбулаторных условиях. Семейный психотерапевтический подход дает большой эффект у детского контингента. В семьях диабетиков наблюдаются значительные трудности преодоления болезни и коммуникативные нарушения часто могут быть исходным пунктом кетоацидотических срывов у заболевших детей.

 

контакт: Для вовлечения человека в психологическую работу очень важны сочувствие и такт, следует избегать грубоватой конфронтации. Во время обследования следует выяснять значимые психосоциальные факторы и заниматься ими. Затем устанавливают связь между периодами ухудшения регулирования содержания глюкозы в крови и эмоциональным дистрессом или трудностями социального характера. Конфронтация не всегда полезна: признаком успеха является сдерживание прогрессирования заболевания и стабилизация процесса с обязательным устранением психологических нарушений, улучшенное регулирование содержания глюкозы в крови и, в перспективе, сокращение случаев госпитализации.

методики: Успешно используются методы транзактного анализа, арт-терапии, креативной визуализации, терапии, фокусированной на решении, психосинтеза.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.003 с.)