Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризисы. Специфика кризисной психотерапии.↑ Стр 1 из 28Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кризисы. Специфика кризисной психотерапии.
Гаплан и его предшественник Линдэманн являются основоположниками теории кризиса, которая, с одной стороны, продолжает учение о стрессе, с другой – использует концепции социологии и социальной психологии. Кризис – это состояние, возникающее, когда лицо сталкивается с препятствием жизненно важным целям, которое в течение некоторого времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем. Возникает период дезорганизации, расстройства, в течение которого совершается много разных абортивных попыток разрешения. В итоге достигается какая-то форма адаптации, которая может наилучшим образом отвечать или не отвечать интересам этого лица и его близких.
Кризис несет в себе саногенный и патогенный компоненты. Человек, преодолевший кризис, приобретает новые формы адаптации в сложных для него ситуациях. Если же кризис затягивается, возможно появление психических нарушений. Выделяются следующие виды кризисов: а) кризисы развития: поступление ребенка в школу, детский сад, вступление в брак, уход на пенсию и т.д.; б) случайные кризисы: безработица, стихийное бедствие, положение матери-одиночки; в) типовые кризисы: горе в связи со смертью близкого человека, появление в семье новорожденного и т.д. Все кризисы характеризуются индивидуальными, присущими только им признаками, соответственно используются разные виды помощи и выбираются профилактические мероприятия.
КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии, называется КП. Кризис понимается как состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его личности, причинами (фрустрацией) либо внутренними причинами, обусловленными ростом, развитием личности и ее переходом к другому жизненному циклу, этапу развития. Психотерапевтическая помощь показана людям не просто в кризисном состоянии, а в ситуации "патологического кризиса". В настоящее время круг состояний, относящихся к кризисным и требующих психотерапевтической помощи, достаточно широк. К ним в первую очередь относятся кризисные состояния, сопровождающиеся патологической или непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том числе невротической реакцией, невротической депрессией, психопатической или патохарактерологической реакцией. Кроме того, к кризисным состояниям могут быть отнесены так называемые кризисы идентичности - чрезмерно переживаемые людьми резкие изменения уклада общественной жизни, что, например, характерно для современной России, а также кризисные состояния в структуре стрессовых и постстрессовых расстройств Наиболее значимым фактором "патологических" кризисных состояний, определяющим терапевтическую тактику КП, являются суицидальные тенденции (суицидальные мысли и суицидальное поведение). Суицидальные тенденции могут входить в структуру клинических проявлений кризисных состояний и являться своеобразным ответом на чрезмерные, субъективно невыносимые страдания.
При работе с суицидальными кризисными пациентами учитывается уровень мотивации на участие в психотерапии: 1) конструктивный - с ожиданием помощи в преодолении кризисной ситуации; 2) симптоматический - с установкой лишь на ликвидацию симптомов; 3) манипулятивный - с попыткой использования влияния психотерапевта для улучшения отношения к себе участников конфликта; 4) демобилизующий - с отказом от психотерапии.
Принципы и задачи КП имеют принципиальные отличия от методов психотерапии, применяющихся в клинике пограничных состояний, к которым относятся: 1) ургентный характер помощи, связанный, с наличием жизненно важной для пациента проблемы, требующей неотложного активного вмешательства психотерапевта в ситуацию, и с выраженной потребностью пациентов в эмпатической поддержке и на первых порах в руководстве их поведением; 2) нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных когнитивных феноменов, приводящих к развитию суицидальных переживаний и способствующих рецидивам суицидоопасного риска; 3) поиск и тренинг неопробованных пациентом способов разрешения актуального межличностного конфликта, которые повышают уровень социально-психологической адаптации, обеспечивают личностный рост, повышение фрустрационной толерантности. По своему характеру КП близка к когнитивно-поведенческой психотерапии и включает три этапа: кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации, необходимого для разрешения конфликтной ситуации.
Слабоумие: олигофрения и деменция.
СЛАБОУМИЕ - стойкое оскудение и упрощение психики, характеризующееся нарушением познавательных процессов, поведения, обеднением эмоций и нивелировкой индивидуальных черт личности (вплоть до полного их исчезновения).
Различают врождённое (олигофрения) и приобретённое слабоумие. В отличие от олигофрении, которая представляет собой относительно стабильное состояние без дальнейшего углубления недостаточности психики, приобретённое слабоумие часто имеет тенденцию к усугублению психических расстройств.
Классификации приобретённого слабоумия: По нозологической (~патологической) основе слабоумия: алкогольным, паралитическим (сифилитическим), сосудистым (при атеросклерозе, гипертонической болезни), старческим, эпилептическим, шизофреническим и т. д. По степени охвата психики болезненным процессом: тотальное (глобарное, диффузное) и парциальное (дисмнестическое, лакунарное) слабоумие.
Нарушение познавательных процессов при слабоумии проявляется неспособностью воспринимать и перерабатывать получаемую информацию, формировать суждения, делать выводы. Использование прежних знаний затруднено или невозможно. Обычно резко снижаются память, критика к своему состоянию (при парциальном слабоумии критика может сохраняться). Происходит оскудение эмоций, иногда преобладает один их вид, напр, беспечная весёлость, раздражительность или злобность. Влечения могут угасать или, наоборот, растормаживаться, усиливаться (напр., в виде прожорливости). Постепенно утрачивается интерес к окружающему, нарушается ориентировка, в т. ч. в собственной личности. При прогрессировании тотального слабоумия наступает маразм. Нередко картина слабоумия не исчерпывается негативной симптоматикой, на её фоне могут возникать аффективные, кататонические расстройства, бред, галлюцинации и др. Клинические проявления приобретённого слабоумия зависят от возраста больного, характера патологического процесса, приводящего к слабоумию, присоединения дополнительных вредностей и др. факторов. Характер лечения и прогноз обусловлены осн. заболеванием.
Нарушения интеллекта Интегративная функция, которая вбирает в себя все психические процессы.
Три формы интеллектуального поведения: 1. Вербальный интеллект - умение пользоваться речью, запас слов, эрудиция, вербализация понимаемого 2. Решение проблем - у невротиков, копинг – стратегия совладания со стрессом, это – избегание неудач. 3. Практический интеллект – при дезадаптации, после госпитализма, тюрьмы.
Три формы организации интеллекта: 1. Здравый смысл – когда человек адекватно отражает реальность, предвосхищает поведение людей, строит планы. 2. Рассудок – процесс познания реальности и деятельность. 3. Разум – высшая форма организации интеллекта. Теоретическая разработка, творческое изменение реальности. 4. Рациональные и иррациональные способы – иррациональность связана с интуицией. Что имеет значение для интеллекта? Способность к рефлексии – осознание своих переживаний, отношение другого к себе.
Нарушения интеллекта:
1. Деменция – психопатологический синдром, который снижает в себя снижение интеллекта в силу органических нарушений высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки. Нарушенная способность к обучению. 2. Умственная отсталость (олигофрения) – состояние задержанного или неполного развития, недоразвитие когнитивных, моторных, речевых и социальных навыков. Для олигофрении характерно неразвивающаяся умственная отсталость. Человек с задержкой умственного развития называется психически неполноценным человеком. Для олигофрении характерно непрогрессирующее слабоумие. i. Дебилизм - конкретный уровень мышления, затруднено обобщение, некритичная самооценка. Дети обучаемы в спецшколах, выраженность дебильности прямо пропорциональна обучаемости: легкая, умеренная, выраженная. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах возможно их социальное приспособление. Дебилы в отличие от имбецилов нередко обладают довольно развитой речью, в которой, однако, выражены подражательные особенности, пустые обороты. В поведении они более адекватны и самостоятельны, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость. У них выявляются слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным для них затруднителен. Дебилы обучаемы в школе, при этом обнаруживаются медлительность и инертность, отсутствие инициативы и самостоятельности. Они овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается. Выделяют три степени дебильности: легкую, умеренно выраженную и выраженную. Выраженность слабоумия прямо пропорциональна степени обучаемости, а также ослаблению памяти. В поведении больные могут быть легко возбудимы и повышенно внушаемы. Недоразвитие моторики, восприятия, внимания, памяти, понятийного, абстрактного мышления. Сравнивая конкретные понятия, устанавливают отличия в основном по второстепенным признакам. Сходство определить затрудняются. ii. Имбецильность по степени выделяют легкую, среднюю и тяжелую. Дети не обучаемые. Владеют речью, но косноязычны, не проговаривают слова, маленький запас слов. Могут заниматься легким трудом. Вспыльчивы, сексуально расторможены. Речь у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Их речь косноязычна, с аграмматизмами. Они могут произносить несложные фразы. Развитие статических и локомоторных функций происходит с большой задержкой, больные осваивают навыки самообслуживания, например самостоятельно едят. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Некоторые имбецилы в состоянии овладеть порядковым счетом, знают буквы, усваивают простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом выявляются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость. iii. Идиотия – самая тяжелая. Отсутствие речи, глубокое слабоумие, не понимают окружающих, тянут все в рот, совершают непонятные действия. самое тяжелое слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления. Восприятия, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь ограничивается звуками, отдельными словами; больные не понимают обращенную к ним речь. Дети, страдающие идиотией, не овладевают статическими и локомоторными навыками (с связи с чем многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с большим опозданием. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей. В олигофреническнй симптомокомплекс входят такие проявления, как: неспособность к обучению и формированию понятий, дефицит интеллекта, дефицит общих сведений и знаний, примитивность и конкретность мышления, неспособность к абстрагированию, повышенная внушаемость, эмоциональные расстройства. Современная классификация умственной отсталости: a. Легкая ( слабая ) умственная отсталость IQ 50-69 в тесте Векслера. Люди, страдающие небольшой задержкой умственного развития, часто могут хорошо приспособиться к жизни после получения ими соответствующего образования и специальной помощи. b. Умеренная IQ 35-49 c. Тяжелая IQ 20-34 Людям с умеренной или тяжелой задержкой умственного развития для адаптации к жизни требуется значительно большая помощь, причем чаще всего они все равно остаются зависимыми от других людей d. Глубокая IQ меньше 20 больным с глубокой задержкой умственного развития требуется постоянное наблюдение и внимание окружающих.
Причины слабоумия: 5-7% врожденные, остальное – воздействие на мозг разных вредностей во время перинатального периода.
Оформление документации патопсихологического исследования.
Ознакомление с историей болезни: для уточнения задачи, поставленной клиницистами для подбора методик
Протокол исследования: Необходима как можно более полная и точная запись исследующим обстоятельств проводимого опыта. В протокол опыта заносятся по возможности все суждения обследуемого в процессе эксперимента. Иногда после исследования в протоколе можно найти указания на своеобразные изменения мышления или личностной позиции больного, которые прошли незамеченными во время опыта. Особенно важно точно регистрировать рассуждения обследуемого по поводу решения предложенных ему заданий. Мотивировка решения нередко дает больше материала для выводов, чем одна регистрация его. Ведение протокола важно и потому, что позволяет иллюстрировать заключение исследующего конкретными фактами. Правильное ведение протокола исследования позволяет впоследствии строить обобщения, анализируя данные обследований специально подобранных групп больных. Протоколы исследований лучше вести на отдельных листах, которые затем скрепляются. В начале протокола идут его номер по регистрационному журналу, дата, обозначается отделение и указывается фамилия и инициалы больного. Протоколы хранятся в хронологическом порядке.
Подготовка заключения: Важным и нередко очень трудным представляется заключительный этап исследования - анализ полученных в эксперименте фактов, их обобщение и подготовка заключения, которое должно отражать качественные особенности течения психических процессов у обследуемого. При этом важна не столько характеристика данных, полученных с помощью отдельных методик, сколько умение обобщить их, выделив таким образом основные нарушения психической деятельности. · Заключение всегда должно быть ответом на вопрос, который поставлен клиницистом перед патопсихологом. · Форма заключения не может быть единой. В значительной мере характер заключения зависит и от индивидуальных свойств патопсихолога и от рабочей нагрузки. Заключение не должно быть повторением, даже сжатым, протокола обследования. · В ряде случаев важно коротко охарактеризовать психическое состояние обследуемого, предъявляемые им жалобы. Регистрация психического состояния обследуемого важна и в тех случаях, когда этим можно объяснить характер полученных результатов. В заключении отмечаются особенности поведения больного, обусловленные ситуацией исследования, его отношение к самому факту исследования. Обязательно регистрируется наличие компонентов так называемого установочного поведения (оно не всегда является признаком симуляции или агравации и наблюдается в рамках психогенных состояний, особенно при наличии истерической симптоматики). · На основе анализа данных эксперимента необходимо выделить ведущие патопсихологические особенности - патопсихологический синдром.
В заключении указываются обнаруженные при исследовании особенности памяти, внимания обследуемого, темп его сенсомоторных реакций, отсутствие или наличие признаков повышенной истощаемости психических процессов, характер эмоционально-личностных проявлений. Иногда не меньшую роль может играть констатация патопсихологом отсутствия у обследуемого психических расстройств.
Характер диагностических предположений: Диагностические предположения не должны быть категоричными, так как психологический эксперимент является вспомогательным в клиническом обследовании психически больного: данные патопсихологического исследования существенно дополняют характеристику психического статуса больного, служат основой углубленного клинического анализа.
Характер заключения зависит от поставленной перед исследователем задачи:
Что есть в лаборатории: Для тщательного протоколирования в психологической лаборатории должны быть магнитофон, компьютер, необходимые для проведения исследования бланки и пособия, достаточное количество секундомеров, аппаратура (электрокимограф, тахистоскоп, аппараты для записи скорости реакций и т. п.). Заключение по исследованию печатается в двух экземплярах: один - для истории болезни, другой - для протокола и хранится вместе с ним. Сами протоколы хранятся в папках в хронологическом порядке. Регистрационный журнал учета: номер протокола, дата, отделение и фамилия и инициалы больного, возраст, диагноз, наличие экспертной задачи, первичное исследование или повторное. Больной считается первичным, если в этом году он обследуется в лаборатории при настоящем поступлении первый раз. Все последующие исследования считаются повторными. Алфавитная книга по годам, которая поможет при необходимости найти протокол предыдущего обследования данного больного.
см. также вопрос №9 про подготовку программы. Бронхиальная астма.
Бронхиальная астма: з аболевание дыхательных путей, сопровождаемое отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.
Бронхиальная астма считается классическим примером психосоматического заболевания. Медицинское определение: Астма - (от греч. asthma - удушье), аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья вследствие спазма бронхов и отёка их слизистой оболочки. В основе лежит повышенная чувствительность организма и особенно тканей бронхов к различным, обычно безвредным веществам - аллергенам. Наиболее часто ее вызывают такие аллергены, как бытовая и производственная пыль, пыльца растений, споры грибков, частицы шерсти домашних животных, а также микроорганизмы, населяющие верхние дыхательные пути и бронхи человека. Большое значение при астме имеет наследственное предрасположение к аллергическим проявлениям. Под влиянием аллергена возникают приступы удушья, выражающиеся в затруднении выдоха; дыхание свистящее, лицо синюшное, вены на шее набухают. К концу приступа, через 1/2-1 ч, начинается покашливание и отделяется небольшое количество стекловидной вязкой мокроты. В некоторых случаях приступы длятся несколько дней - астматическое состояние (затяжная астма). С развитием болезни повышается раздражимость нервной системы; приступы астмы могут возникать и без воздействия аллергена - в связи с изменениями погоды, охлаждением, физическим напряжением, отрицательными эмоциями. Астма обычно протекает хронически и часто осложняется эмфиземой лёгких, разрастанием соединительной ткани вокруг бронхов и изменениями в мышце правого желудочка сердца с последующим развитием сердечной недостаточности. Самый распространенный симптом – кашель, особенно по ночам, чаще всего после вирусной инфекции или физического напряжения. Могут иметь место также свистящее дыхание, хрипы в грудной клетке, одышка, загрудинные боли, утомляемость, раздражительность и потеря аппетита. У страдающих аллергией отмечаются такие симптомы, как зуд в носу, глазах и ушах, чихание, насморк. Симптомы: приступы удушья, одышка, свистящие хрипы, кашель. Причины: - аллергический фон - инфекция бронхиальных путей - наследственная предрасположенность - психогении (стресс, тревога, депрессия, алекситимия, подавленная агрессия) Роль стрессовых факторов: 1. Начало и ухудшение заболевания часто возникает после стресса. Не сами по себе жизненные события, а активное избегание их обсуждения, подавление чувств служит факторами ухудшения. 2. Также при наличии аллергической природы зависимость между инициирующим приступ аллергеном и условиями, в которых это воздействие происходит, может закрепляться по условно-рефлекторному механизму (даже мысленное воспроизведение условий способно вызвать астматический приступ, также мысль о забытом дома ингаляторе, является фактором, способным запустить приступ удушья.).
Картина личности: · Ранние нарушения отношений с матерью: противоречение между «желанием нежности» и «страхом перед нежностью» (de Boor,1965). · описывают боязливость с истерическими или ипохондрическими чертами (сами больные страх не осознают). · Александер включил БА в число семи основных психосоматических заболеваний: – противоречие между желанием нежности и страхом перед нежностью. Астма – плач ребенка по нежности. Могут быть истерические черты, неспособны выпустить наружу гнев из-за того, что не дают нежности. · Braeutigam (1969) пишет: «при астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции». Характерное для этой группы больных сочетание скрытого гнева, «застревания» на отрицательных эмоциях с чувством симбиотичности, потребности быть вовлеченным в проблемы других людей и вовлекать их в свои проблемы препятствует не только проявлению, но и в значительной степени осознованию агрессивных тенденций. Помимо этого, отмечается сочетание склонности рассматривать ситуацию как неудовлетворительную, внутреннего неприятия социальных норм с тревожными, психастеническими чертами, обусловливающими высокий уровень социального стандарта и потребность в нормативном поведении. Возникающий в результате такой дисгармоничности интрапсихический конфликт еще более усиливает тревогу, которая в значительной мере соматизируется и сопровождается усилением выраженности ее физиологических коррелятов.
Факторы, влияющие на психосоматическое развитие ребенка: Роль матери: Ведущая роль на ранних этапах принадлежит матери, которая формирует у ребенка язык тела. Факторами риска являются: 1) высокая личностная тревожность матери. 2) внутренняя конфликтность матери (невротическая мать). 3) подавление негативных чувств, преобладание чувства вины в психике матери, противоречивое эмоциональное отношение к близким в семье. 4) стрессонеустойчивость и неспособность к конструктивному разрешению конфликтов 5) Дезорганизация собственной активности при болезни ребенка за счет высокой тревожности, страхов, неспособности принять радикальное решение. Типы отношений с матерью: а) скрытое, неосознаваемое отвержение - ребенок использует язык тела для привлечения внимания матери. б) симбиоз - ребенок присваивает материнский способы регуляции телесных функций, представления о здоровье, болезнях и способах совладания с ними. Именно поведение матери способствует отдалению отца и повторении приступов БА. Мать создает МИФ о тяжести и исключительно соматической природе БА, что способствует усвоению этого взгляда больным. Мать избавляет ребенка от ответственности за свое заболевания, что формирует пассивно-оборонительный тип реагирования на болезнь. Формируется симбиоз мать-ребенок, где нет места отцу и другим членам семьи. При угрозе разрыва этих отношений, заболевание обостряется. Чем дольше длится болезнь, тем больше иерархиризуется семья: в центре МАТЬ, решающая "основную проблему"; диада мать-ребенок, приобретающая черты саморазвития; выходящий на периферию отец. Между матерью и отцом либо изоляция, либо псевдосотрудничество, с чувством вины перед ребенком.
Роль семьи (теория Сальвадора Минухина): Не только мать и ее взаимодействие с ребенком, но и семья, как целое, выступают в роли важнейшего фактора психосоматического развития ребенка. В литературе утвердилось понятие «психосоматическая семья» (автор - Минухин) - семья, как носитель психосоматического симптома. 1) в семье не поощряется свободное выражение чувств, свободное отреагирование отрицательных эмоций - ребенок присваивает стереотипы подавления отрицательных эмоций, что приводит к их соматизации. 2) Наличие у семьи как системы ценностей - неприличие, стыд открытого выражения эмоций. Подавление отрицательных эмоций может быть связано с тем, что в семье не принято открыто реагировать на боль - стереотип терпения, отношения к болезни, как к состоянию, в котором человек сам виноват. 3) В опыте семьи могут быть некоторые патогенные особенности: а) Неспособность, неготовность, необученность родителей (прежде всего, матери) к раннему распознаванию телесных состояний ребенка и означиванию их (ненаблюдательная (невнимательная мать) или просто не имеющая времени); б) Неспособность семьи, как целостного организма к вербальному или иному конструктивному разрешению конфликта, и включение ребенка в семейный конфликт. Телесный симптом ребенка часто рождается в ситуации семейного конфликта, как неудачный способ его разрешения.
В воспитании выделяются 2 черты - доминирующая гиперопека со стороны матери и скрытое или явное отвержение отца.
Астма, как защитный механизм: Возникновение приступа БА у детей возникает часто по так называемому "ШУНТОВОМУ МЕХАНИЗМУ", и играют ведущую роль в поддержании конфронтации в семье. При начинающейся ссоре у родителей, у ребенка начинается приступ БА, что переключает внимание родителей со своих проблем на ребенка и его болезнь. Вслед за приступом ребенок получает "подкрепление" подобного вмешательства в отношении конфликтующих членов семьи в форме заботы и внимания. В таком случае формируется тенденция бегства в болезнь. Астма служит больному для привлечения внимания, признания, адаптации в семье. Болезнь является мощным орудием управления членами семьи. При этом подавленное раздражение, "жертвенность" не ускользают от внимания больного, так как сквозит в жестах, тоне речи, выражении лица членов семьи. И тогда он "наказывает" родственников за "неискренность" очередным приступом удушья.
Психические расстройства при бронхиальной астме: Астенодепрессивные расстройства: особенно часто в начальном периоде астмы. Пациенты при этом бывают молчаливыми, задумчивыми, жалуются на однообразные мысли об "утраченном здоровье", неопределенном, безрадостном будущем. Больные продолжают выполнять повседневные обязанности, но без прежней активности. У некоторых больных отмечают ипохондрические проявления, они полагают, что "легкие раздуты", "не дышат", беспокоятся, что на самом деле у них не астма, а рак легких или туберкулез; прислушиваясь к себе, находят все новые, меняющиеся ощущения, преувеличивают тяжесть болезни. При фобической структуре реакции больные испытывают неотвязный страх, тревогу, беспокойство. Неврозоподобные расстройства: Неврозоподобные расстройства при бронхиальной астме проявляются в форме реакций пациента на приступ. Они близки ситуационным, адекватным реакциям личности на возникшее заболевание.
Психические нарушения в зависимости от степени тяжести заболевания: При легкой форме астмы: неврозоподобные расстройства являются стертыми, выступают в виде легкой физической астении. При астме средней тяжести: возникают реактивные состояния с неврозоподобными расстройствами, которые отличаются многообразием и глубиной. На высоте физической астении появляются одышка, гипервентиляция. При легкой нагрузке возникают ощущения слабости, разбитости, недомогания. При прогрессировании болезни возникает смешанное состояние (тревожное ожидание несчастья, беспокойство). Могут появляться циркулярные расстройства настроения, сверхценные ипохондрические опасения, невротическое ожидание повторных приступов. При тяжелом течении астмы: реактивные образования являются вторичными, ведущими оказываются неврозоподобные расстройства с массивными явлениями физической и психической астении, вегетативно-сосудистыми нарушениями. При улучшении соматического состояния вначале исчезают симптомы психической, затем физической астении. При хроническом течении бронхиальной астмы заметно меняется и личностная структура.
Виды нарушений памяти: Нарушение непосредственного запоминания (способность воспроизводить события сразу после действия стимула): нарушение памяти на текущие события (Корсаковский синдром – при наруш. гол. мозга). Забывает события настоящего, а прошлого более или менее помнит. Нарушен процесс воспроизведения при очаговых поражениях мозга. Амнестическое нарушение - прогрессирующая амнезия – на текущие события и на события прошлого. При орган. заболеваниях. Старческое слабоумие, атеросклероз, болезнь пика, церебральный атеросклероз. Интерференции. Нарушение мотивационного компонента – эффект Зайгарник – Незавершенные действии запоминают лучше. Нарушение динамики памяти – работоспособности носит волнообразный характер (при сосудистых заболеваниях, при атеросклерозе). Истощаемость по гиперстеническому типу. Нарушения опосредованного запоминания – (слово – рисунок – слово). В норме опосредованное запоминание лучше. В патологии – введение опосредования ухудшает запоминание. Нарушения памяти, описанное в психопатологии:
· По форме: o Ретроградная – период времени до начала заболевания. o Антероградная амнезия – период времени после заболевания. o Антероретроградная – до и после · По динамике: o Фиксационная – фиксация на текущем событии - выпадает какой-то период и долго воспроизвестись не может. Акцент на длительности. При Корсаковском синдроме, атеросклерозе o Регрессирующая – со временем восстановление. o Стационарная – стойкий эффект. o Прогрессирующая – разрушается от настоящего к прошлому (закон Рибо-Джексона) o Ретардированная (отсроченная). Забывается что-то не сразу, а спустя некоторое время. · По этиологическому фактору o Аффектогенная – когда забывают события, совпавшие с сильным раздражителем. Например, при потере близкого человека забывается про все, что происходило помимо этого вокруг. o Стационарная – в основном на органическом фоне. Часто бывает прогрессирующей или фиксационной. o Истерическая – не помнит события не выгодные и не удобные для себя.
Сахарный диабет.
Картина личности: Люди сахарным диабетом имеют часть личностных расстройств и психологических проблем. Проблемы причиняют страдания сами по себе, и также влияют на лечение и исход соматического заболевания. Диабетик точно знает, что деятельность по меньше мере одной системы его организма нарушена. Из этого возникает чувство неуверенности. Хронический дефект может негативно влиять на жизненную стратегию диабетика: часто он организует всю свою жизнь вокруг своего страдания («диабет как образ жизни»).
Возрастная специфика: Различия между взрослыми (тип II) и больными юношеским диабетом (тип I): первые не представляются выражено анксиозными (тревога, страх), хотя тенденции к ларвированной (маскированной, скрытой) депрессии несомненны, их открытая, эго-синтонная личность склонна к депрессивным реакциям при нагрузках. Личностные черты, достигающие шизоидности, скорее характерны для больных юношеским диабетом, при нагрузках здесь характерны отрицание и селективное восприятие проблем.
Концепции возникновения: 1. Конфликты и неоральные потребности удовлетворяются с помощью еды. Может возникнуть обжорство и ожирение, вслед за чем наступает длительная гипергликемия и далее истощение инсулярного аппарата. 2. Вследствие приравнивания еды и любви друг к другу при отнятии любви возникает эмоциональное переживание состояния голода и тем самым, независимо от поступления пищи, соответствующий диабетическому голодный обмен веществ. 3. Сохраняющийся в течение всей жизни страх ведет к постоянной готовности к борьбе или бегству с соответствующей гипергликемией без сброса психофизического напряжения. На почве хронической гипергликемии может развиваться диабет.
Особенности: Психические факторы, в особенности при I типе сахарного диабета, существенно влияют на течение и терапию. Пациенты демонстрируют большую чувствительность к отказам в удовлетворении своих оральных желаний. У диабетиков «амбивалентные тенденции тревоги, беспокойства, страха с одной стороны и стремления к покою и защищенности — с другой».
Лабильный сахарный диабет: Примером чрезмерно выраженной дезадаптации к сахарному диабету является «лабильный сахарный диабет». Он характеризуется значительными колебаниями содержания глюкозы в крови, часто с многократными случаями неотложной госпитализации. В настоящее время широко принята точка зрения, что лабильный сахарный диабет — это поведенческая, а не патофизиологическая проблема («такие больные ни «безумные», ни «плохие», но позволяют себе потенциально опасное поведение потому, что пренебрегают его последствиями, и потому, что оно «окупается» в смысле удовлетворения других пот
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.78.65 (0.015 с.) |