Школы менеджмента в антикризисном управлении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школы менеджмента в антикризисном управлении.



Школы менеджмента в антикризисном управлении.

АУ представляет собой совокупность форм и методов для решения управленческих задач, сформировавшихся в процессе развития менеджмента как науки и практики. Наиболее АУ соответствует ситуационный подход, что объясняется высокой изменчивостью во времени и пространстве состояния внутренней и внешней среды кризисной организации.

(основной отличительной особенностью конкретной ситуации является се реальность, а не гипотетичность, поэтому и принятие управленческого решения в соответствии с конкретной ситуацией, особенно в кризисном состоянии организации, должно быть конкретным)

 

В равновесной (сбалансированной) организации целый ряд управленческих решений м/б общенаправляющим и виртуальным, т.к. они не призваны приводит к конкретным изменениям. А в кризисной организации основная часть УР призвана вносить улучшающие изменения, следовательно решения д/б конкретными.

Несмотря на определенную очерченность АУ необходимостью разработки УР на базе анализа конкретных ситуаций, тем не менее, в АУ присутствуют многие классические школы менеджмента, особенно:

1) операционно-административная школа;

2) школа человеческих отношений и поведения;

3) количественная школа;

4) системно-ситуационная школа;

5) школа организационной культуры;

6) процессуальная.

ОПЕРАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ Ш КОЛА

Основоположники теории управления операциями и теории администрирования Фредерик Уинслоу Тейлор и Анри Файоль основное внимание уделяли на поиске оптимизационного механизма инутрифирменной организации.

Для АУ производственной деятельностью актуальные след выводы и рекомендации Тейлора:

1) менеджмент способен максимизировать благосостояние как собственников (работодателей), так и персонала (наемных работников), поскольку интересы обеих групп оказывают взаимно стимулирующее действие (в этой связи задача АУ может быть сведена к согласованию интересов собственников и работников во время выведения фирмы из кризиса);

2) производительность труда оказывает решающее влияние на эффективность в промышленности (в условиях дефицита ресурсов, характерного для кризисных организаций, увеличение организационными мерами производительности труда становится одним из реальных средств повышения эффективности производства);

3) применение научных методов является важнейшим условием развития менеджмента (для АУ - требование научного подхода к анализу динамических процессов в кризисной организации, к составлению перспективной модели ее равновесного состояния и разработке обеспечивающих механизмов);

4) организации выиграет, если в ней каждая группа работников сосредоточится на выполнении того, что она умеет делать наиболее успешно (поскольку во время кризиса у руководства нет времени на переподготовку кадров, то менее затратным средством повышения эффективности будет являться перераспределение задач между работниками таким образом, чтобы каждый сосредоточился на тех функциях, с которыми он справляется лучше всех);

5) вознаграждение должно следовать очень быстро за выполнением работы (в кризисной ситуации, обычно при нехватке средств, необходимо обязательно следовать этому принципу, в противном случае не удастся ни сформировать доверяющую команду, ни решить наиболее острые практические задачи);

6) там, где это не вредит делу, надо идти на уступки рабочим (это тоже награда) - для сплочения коллектива, обеспечения сотрудничества управляющих и рабочих.

Весьма поучителен для АУ следующее замечание представителя тейлоризма Генри Форда: «ЗАДАЧА ПРЕДПРИЯТИЯ - ИРОЙ ЯЮДИТЬ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИИ, А НЕ ДЛЯ НАЖИВЫ ИЛИ СПЕКУЛЯЦИЙ. СТОИТ СООБРАЗИТЬ НАРОДУ. ЧТО ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ЕМУ НЕ СЛУЖИТ, И КОНЕЦ ЕГО НЕ ДАЛЕК» (Форд Г. Моя жизнь. люи достижения, М.. 1989}

 

Концепция администрирования (Файоль) применительно к АУ предлагает исследовать деятельность всей кризисной организации (а не ее фрагментов -что характерно было для тейлоровского подхода) с (.) зрения широкой перспективы и на основе этого разрабатывать принципы управления, обеспечивающие выход из кризиса.

 

Рассмотрим некоторые из принципов, сформулированных Файолем, применительно к АУ:

1. разделение труда (следует четко разделить функции антикризисных управляющих, чтобы исключить дублирование и безответственность);

 

2. власть и ответственность (только наделение четкими полномочиями позволяет возложить на менеджеров конкретную ответственность за результаты работы);

 

3. дисциплина (в неустойчивой организации часто ослабевает дисциплины, что еще сильнее ухудшает ситуацию);

 

4. единоначалие (оно особенно актуально, когда на корабле пожар);

5. приоритет общего над частным (в кризисной ситуации все должно быть подчинено главной задаче - выходу из кризиса);

6. справедливость (при кризисе даже малые несправедливые действия руководства могут привести к взрыву);

7. стабильность рабочего места (сохранение неизменности рабочих мест, отказ от частых перемещений работников - придаст большей уверенности работникам);

8. корпоративный дух.

 

По мнению Файоля, по мере подъема по управленческой лестнице важность административной установки возрастает, а технической - снижается. Следует заметить, что эта закономерность характерна для прогнозируемых организаций будущего, в которых высшее руководство будет все более отходить от конкретного производства, концентрируя внимание на маркетинге и финансах.

Тогда как, для АУ сохраняется, а кое-где и усиливается его техногенная составляющая. Это объясняется тем, что для вывода производственной фирмы из кризисного состояния, как правило, недостаточно административных мер, а требуются развернутые мероприятия по освоению новых изделий, оптимизации технологических процессов, переподготовке кадров и т.п.

Различия в подходах к АУ с позиции концепции Теилори и Файоля имеют не сущностный, а уровневый характер.

Количественная школа

Бурное развитие математического аппарата, электронно-вычислительной техники, с одной стороны, и усложнение экономических систем с другой, определили необходимость использования количественных методов расчетов в проектировании и обеспечении функционирования хозяйственных организаций микро и макроуровня.

Экономическо-мтематические расчеты в оценке кризисной ситуации и составление многовариантной картины ее развития представляют особую ценность для АУ, где предъявляют высокие требования к быстрому принятию решений, без ущерба их качеству.

Зарождение количественной школы обычно относят к 50—60-м годам XX в., когда в мире получило активное развитие экономи­ко-математическое моделирование. В числе первооткрывателей этого научного направления в менеджменте называют американ­ских профессоров В. Леонтьева1, Дж. Марча и X. Саймона. В Рос­сии математические концепции управления получили развитие в работах академ иков Л. В. Канторовича^. С. Шаталина, Н.Я.Пет-_ ракова и др.!

Компьютеризация сбора и обработки управленческой информа­ции представляет собой один из основных инструментов антикри­зисного менеджмента. В нем находят наиболее широкое примене­ние следующие положения и приемы количественной школы:

1) экономико-математический анализ генезиса событий в кризисной организации;

2) методы количественных измерений в оценке управленческих решений;

3) экономико-математическое моделирование развития кризисной ситуации;

4) разделение процесса разработки решений на серию последовательных шагов («дерево целей»).

 

Процесс принятия решений на основе количественных методов состоит из следующих этапов:

1 этап — определение границ и критериев. Для решения управленческих задач в кризисно); организации имеется крайне ограниченный набор ресурсов (фонды, люди, время и др.)

2 этап — выявление альтернатив. Заключается в нахождении иных, кроме известного, вариантов решения управленческой задачи.

3 этап – сравнение альтернатив. Практика показывает, что эффективность такой работы выше там, где разработка альтернативных вариантов решения и их оценка осуществляется разными исполнителямиэ

 

Для кризисной фирмы основными критериями эффек­тивности управленческого решения являются:

1) плюсовок бухгалтерский баланс;

2) прирост объема продаж;

3) сохранение численности персонала;

4) сокращение задолженностей по налогам и другим обязательным платежам.

При этом главным (определяющим) критерием выступает обеспечение как минимум нулевого платежного баланса.

Следует иметь в виду, что для кризисной организации вопросы сохранения интеллектуалоемкой продукции, сокращения пер­сонала, функционирования объектов соцкультбыта отодвигаются на второй план. Поэтому высшее руководство, выбирая варианты решений по актуальным критериям, должно все же находить ре­сурсы и для хотя бы частичного решения названных стратегиче­ских проблем1.

4 этап — выбор. В кризисной ситуации резко возрастает ответ­ственность за выбранный вариант решения. В условиях организа­ционного стресса обычно не находится идеальное решение. Это объясняется отсутствием достаточной информации, а также време­ни на анализ ситуации и выработку решения.

 

Практика показывает, что в силу множества субъективных факторов избранный вариант решения в последующем подвергается довольно сильной доработ­ке. При внедрении (исполнении) принятых решений должна быть налажена четкая обратная связь, что позволит свое­временно вносить эффективные управленческие коррективы.

Одним из базовых методов количественной школы в менеджменте выступает экономико-математическое моделирование. Основным назначением модели является изображение ситуации в облегченном для понимания виде.

Системно-ситуационная школа

Развитие фирм, а также экономических макро- и микро систем к 60-м годам XX в. обнажило проблему учета их взаимосвязей в пространстве и во времени. Это явилось основой для соответствующих исследований, которые развились в концеп­ции системного и ситуационного подходов в менеджменте.

 

Системный подход предполагает рассмотрение организации как целостной сис темы в меняющейся среде.

 

Вантикризисном управлении системный подход выступает базовой методологией:

Ø в оценке состояния кризисной орга­низации,

Ø прогнозировании развития событий

Ø разработка реше­ний по направлению их в заданное русло.

 

Если в общем менеджменте в действиях управляющего можно допустить чисто ситуационный подход, то в антикризисном управле­нии недоучет качества системы, которую представляет собой кри­зисная фирма чреват неточными решениями и круп­ными потерями. В этом заключается главная причина системно-ситуационной направленности антикризисного менеджмента.

 

Системно-ситуационный подход в антикризисном управлении предполагает осуществление

Ø мониторинга внутренней и внешней среды фирмы,

Ø экспресс-анализа состояния системы,

Ø составление прогнозов развития ситуации

Ø разработку многовариантпых управленческих решений, адекватных ее изменению.

Одной из разновидностей системно-ситуационного направле­ния в менеджменте является маркетинговая концепция,

В общем виде решение конкретных проблем антикризисного управления с позиций системно-ситуационного подхода предпола­гает выделение следующих компонентов

существо проблемы (в чем заключается основное несоответствие между равновесным и кризисным состоянием фирмы);

локализация проблемы (в какой сфере, области, отрасли, отделе фирмы проявляется основная часть кризисности);

кто «владеет» проблемой (какое отделение фирмы в наибольшей мере заинтересовано в устранении конкретного явления кризисно­сти);

масштаб проблемы (насколько существенны для фирмы прояв­ления конкретной кризисности);

временной график зарождения и динамики проблемы (когда воз­никла кризисность, как она развивалась во времени, каковы про­гнозы ее дальнейшей динамики).

 

Исследование причин кризисности организации и разработку мероприятий по их преодолению удобно осуществлять методами анализа конкретных ситуаций. Выделяют следующие пять типов анализа конкретных ситуаций:

1) всесторонний (глубокое изучение ключевых проблем кризисности организации в совокупности ее внутренней и внешней сред);

2) специализированный (выделяется центральное проблемное звено кризисной организации и проводится его углубленное изучение);

3) инициативный (выбирается проблемный аспект или разрабатывается альтернативный вариант решения по выходу из кризиса);

4) «на выживание» (исследуются граничные параметры обеспечения неизменности системы кризисной организации);

5) интегрированный (привлечение информации о функционировании других организаций деловой среды, мезо- и макросистем).

Показанная выше стратификация проблемы кризисностн и типизация анализ1, конкретных ситуаций может применяться как для фирмы в целом так и для отдельных ее подразделений.

Процессуальная школа

Подход к управлению как к процессу представляет собой современное, еще не устоявшееся в категориальном отношении и принципиальной структуре научное направление в менеджменте.

 

Его сущность «управление рассматривается как единый процесс воздействия на организацию, а не как серия разрозненных действий»

 

Для антикризисно­го менеджмента процессный подход является особенно привлека­тельным. Это объясняется тем, что в кризисной ситуации, как в никакой другой, требуется систематический мониторинг реализа­ции управленческих решений и внесение кор­рективов сообразно изменяющейся внутренней и внешней среде организации.

 

Через призму процессного подхода антикризисный управляю­щий призван последовательно выполнять следующие функции:

— планирование;

— организация (формирование структуры и распорядительство);

— мотивация;

—контроль;

—корректировки курса (внесение изменений в ранее принятые решения) в соответствии с изменившимися обстоятельствами, поскольку кризисное состояние организации характеризуется чрезвычайно высокий изменчивостью внутренней среды, а также достаточно сильной изменчивостью возмущающих воздействий внешней среды.

 

В антикризисном управлении четко просматриваются следую­щие постоянны; процессы:

1) монитор внутреннего экономического состояния организации (ее кризисной динамики);

2) оценка деловой среды (динамики деловой активности ближнего окружения);

3) анализ состояния экономики на макро- и мезоуровня (через призму его илппния на кризисные процессы в организации);

4) управление персоналом.

 

Процессный подход к антикризисному менеджменту предпола­гает следующие принципы:

программно целевое построение всей управленческой деятельно­сти на всем протяжении кризисного состояния фирмы — от зарож­дения кризиса до выхода на устойчивое функционирование;

наличие постоянной обратной синий в реализации управленче­ских решений, сопровождаемой экспресс-анализом поступающей информации и их корректировкой;

инновативность — как базовый принцип планирование анти­кризисных мероприятий и функционирования управленческого персонала;

стратегическое мышление управляющих, т.е. под углом постоян­ного видения дальней перспективы фирмы и за пределам!: сризис-ного периода;

предпринимательское (инициаторское) отношение менеджеров всей управленческой вертикали к решению задач антикризисного менеджмента;

повышенная ответственность за решения (принятие и исполнение) на всех уровнях управления ввиду слабой устойчивое!! систе­мы и небольших затрат для перевода ее в фатум.

 

Таким образом, в сжатом виде современный антикризисный менеджмент можно охарактеризовать следующими чертами подхо­дами):

1) кризисная организация — как система (органически увязан­ный комплекс людей и техники, функционирующий в условиях повышенной изменчивости среды);

2) управление — как процесс (саморазвивающаяся программно-целевая последовательность управленческих решений и действий);

3) расширенная демократизация решений (через систему имущественных и административно-общественных участий приобщение всех членов трудового коллектива к разработке и реализации решений по выводу организации из кризиса);

4) технологизация (главный акцент в преодолении кризиса совершенствование производственного аппарата на базе компьютерных технологий);

5) интернационализация (интегрирование в антикризисном менеджменте наиболее эффективных его форм из разных стран).

 

Управление кризисной организацией — это адаптация. Таков краеугольный камень современной методологии антикризисного менеджмента.

Адаптация протекает в следующих двух направлениях:

Ø кон­версия производства

Ø подрегулировка финансовой системы орга­низации под ритмы пульсации внешней среды.

 

За многовековую историю человечество выработало три прин­ципиально различных инструмента управления: иерархия, рынок, культура.

 

Применительно к антикризисному менеджменту каждый из них имеет следующие специфические формы.

Иерархия используется для наиболее быстрого прохождения управленческих действий сверху донизу и наиболее острых кризисных ситуациях и является основной формой антикризисного управления.

Конкурентно-рыночные рычаги антикризисного управления бази­руются на равноправных горизонтальных отношениях собственно­сти для экономического принуждения субъектов внутренней и де­ловой среды к реализации решений по выводу организации (фир­мы) из кризиса.

Управление, базирующееся на культуре организации, представляет собой высшую ступень антикризисного менеджмента.

Оно опирается на разрабатываемые и признаваемые организаци­ей ценности, традиции и приоритеты, которые понуждают каж­дого члена коллектива действовать так и не иначе, а именно к инициативным (творческим) действиям по технологическому росту организации, производственно-экономическому прогрессу (в том числе к преодолению кризиса и дальнейшему развитию).

Именно в таком управлении и наиболее интеллектуализированном виде находят применение классические концепции менеджмента.

1.3. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения

В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характер­ной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. Существовали теоретические положения: при социализме нет кризисов есть только «трудности роста».

Некоторые полагают, что «кризис» относится к процессам макро­экономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия, существуют только проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления.

Такие представления односторонни и могут иметь негативные последствия в управлении организацией, при разработке стратегии ее развития, где не учитывается возможность кризиса. Насколько реальной при этом будет стратегия, если в действительности кризисы закономерны?

Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое влияет на методологию раз­работки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными не только кризисные ситуации, но и обычные ошибки.

Можно на проблему кризиса взглянуть и в ином ракурсе.

Социально-экономическая система (общественная формация, фирма или предприятие), имеет две тенденции своего существования:

Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, со­хранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Например, функциониро­вание социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность.

Функционирование возможно лишь при определенном соот­ветствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соот­ветствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования.

Ø Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функциони­рования или создающего прин­ципиально новые условия для этого.

Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности. При этом меняются и условия функционирования соци­ально-экономической системы.

 

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвя­заны.

Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях (рис. l.l)

Связь функционирования и развития отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов.

Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разру­шает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления.

Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, ко­торая отражает периодическое наступление кризисов.

Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования.

Например: 1). противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, 2). между технологиями и усло­виями ее использования (помещение, климатическая среда, техно­логическая культура и пр.).

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестой­кости в окружающей среде.

Рис. 1.2. Причины кризисов

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на:

Ø объ­ективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации,

Ø и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные, характеризующие яв­ления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть:

Ø внешними, которые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического разви­тия или даже развития мировой экономики, конкуренцией, полити­ческой ситуацией в стране,

Ø внутренними — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организа­ции производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис так - то опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое значение имеют - разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса.

Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кри­зиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.

Существует возмож­ность консервации кризисных ситуаций на довольно продолжи­тельное время. Это может объясняться определенными политичес­кими причинами.

Последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами:

Ø его причинами и возможностью управ­ления процессами кризисного развития.

Послекризисные изменения в развитии организации бывают:

Ø долгосрочными и краткосрочными,

Ø качественными и количественными,

Ø обратимыми и необратимыми.

Последствия кризиса определяются:

Ø его харак­тером,

Ø и антикризисным управлением, которое может или смяг­чать или обострять кризис.

Возможности АУ зависят от цели, профессионализма, искусства управле­ния, характера мотивации, понимания причин и последствий, от­ветственности.

Во многих случаях спасает энтузиазм. Но энтузиазм не может давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программ АУ не следует.

Энтузиазм бывает различным по своим истокам, националь­ным особенностям, традициям культуры и т.д. Если энтузиазм ис­пользуется для прикрытия грубых ошибок или корыстных целей, он не способствует снятию кризисного напряжения.

 

Типология кризисов

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути.

Необ­ходимость в классификации кризисов связана с диф­ференциацией средств и способов управления ими. Если есть типо­логия и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения без­болезненности протекания (рис. 1.4).

Причины Объективные Субъективные   Внешние Внутренние   Случайные Закономерные   Искусственные Естественные Характер Легкий Глубокий   Кратковременный Затяжной   Локальный Общий   Скрытый Явный Частичный Системный   Управляемый Неуправляемый Последствия Разрушение Обновление   Оздоровление Новый кризис   Обострение Ослабление   Резкое падение Мягкий выход

Существуют общие и локальные кризисы.

Ø Общие охватывают всю социально-экономическую систему,

Ø локальные — только часть ее.

Это разделение по масштабам проявления (оно носит условный характер.

В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономичес­кой системы, ее структуру и среду функционирования.

По проблематике кризиса можно выделить:

Ø Макрокризису присущи довольно большие объемы и мас­штабы проблематики.

Ø Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Особенностью является то, что он, будучи локаль­ным или микрокризисом, как цепная реакция, может распростра­няться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности.

Это возникает тогда, когда:

Ø нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты,

Ø или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое.

По структуре отношений в организации, по проблематики ее развития можно выделить отдельные группы кризисов:

Ø Экономические кризисы отражают острые противоречия в эко­номике страны или экономическом состоянии отдельного предпри­ятия, фирмы.

Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состо­янии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.

Ø Социальные кризисы возникают при обострениии противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или об­разований: работников и работодателей, профсоюзов и предприни­мателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.

Социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например по поводу стиля управления, недовольства усло­виями труда, отношения к экологическим проблемам, по патриоти­ческим чувствам.

Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

Ø Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламен­тации деятельности отдельных подразделений, как отделение адми­нистративных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.

Обостряются организационные отношения. Это проявляется в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр., что бывает при чрез­мерном или быстром росте социально-экономической системы, из­менении условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции организации или организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции.

Организа­ционный кризис проявляется часто как паралич организационной деятельности. Одной из его форм является ее неумеренная бюро­кратизация.

Ø Психологические кризисы также нередки в современных организациях. Это кризисы психологического состояния человека.

Они проявляются в виде стресса, приобрета­ющего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением.

Ø Технологический кризис возникает как кризис новых технологи­ческих идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях.

Это может быть кризис технологической несовмес­тимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

В обобщенном плане –это кризисы научно-технического прогресса — обострение про­тиворечий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.

 

По непосредственным причинам возникновения кризисы раз­деляются на:

Ø Природные - вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, по­жары, климатические изменения, наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и по­литических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.

Ø Общественные - причина это общественные отношения во всех видах их проявления.

Ø Экологические - это кризис взаимоотношения человека с природой.

Это кризисы, возникающие при изменении природ­ных условий, вызванных деятельностью человека, — истощение ре­сурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного рав­новесия.

 

Кризисы также могут быть:

Ø предсказуемыми (закономерными) - кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объек­тивными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса. Например: составление графика отпусков в организации.

Ø Неожиданными (случайными) - кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и рас­пространению локальных кризисов.

 

Существуют также кризисы:

Ø явные - протекают заметно и легко обнаруживаются.

Ø латентные (скрытые) - являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.

Кризисы бывают глубокими и легкими.

Ø Глубокие, острые кризи­сы часто ведут к разрушению различных структур социально-эконо­мической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок.

Ø Легкие, мягкие кризисы протекают более по­следовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

 

Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль.

Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следст­вием неумения управлять кризисными ситуациями, непонимением сущности и характера кризиса, его причин и возможных последст­вий.

Фазы цикла и их проявление

Классический цикл общественного воспроизводства состоит из четырех фаз.

Первая фаза — кризис (спад). Происходит сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, растет безработица и резко увеличивается количество банкротств.

Существуют различия в степени негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли. В отраслях, поставляющих предметы повседневного спроса, произ­водство сокращается в сравнительно меньших масштабах. В то же время при неблагоприятной экономической ситуации потребители могут чуть ли не полностью прекратить закупки оборудования или бытовой техники в ожидании лучших времен.

Соответственно падение производства в металлургии, тяжелом машиностроении, отраслях, производящих холодильники, автомобили и т. п., бывает, как правило, гораздо большим, чем в легкой и пищевой промыш­ленности.

Имеются различия в реакции на кризис монополий и немонополизированных секторов экономики. Если в высокомонополизированных отраслях в период кризиса цены почти не снижа­ются при резком сокращении объемов производства, то в отраслях с низкой концентрацией капитала происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов выпуска про­дукции. Иначе говоря, монополии, опираясь на свою экономическую власть, с гораздо меньшими издержками могут пережить кризис.

Вторая — депрессия (стагнация). Она представляет собой фазу (более или менее продолжительную — от полугода до трех лет) приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потреб­ностям, фазу обретения нового равновесия.

Для нее характерна не­уверенность, беспорядочные действия. Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он осматривается, не рискуя вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются.

Эта фаза характеризуется во многих случаях падением нормы процента.

Третья — оживление. Это фаза восстановления. Начинаются капи­таловложения, растут цены, производство, занятость, процентные ставки.

Оживление охватывает прежде всего отрасли, поставляющие средства производства. Поощряемые успехом других, создаются но­вые предприятия.

Иначе говоря, оживление завершается достиже­нием предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.44.242 (0.119 с.)