Лекция 17. Менеджер по антикризисному управлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 17. Менеджер по антикризисному управлению



Проблематика. Каковы особенности деятельности менеджера в антикризисном управлении? В чем проявляется роль функционального специалиста при ликвидации кризиса? Какие можно назвать личностные характеристики менеджера антикризисного управления? Нуждается ли в специальном образовании менеджер антикризисного управления?

Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении

Переход к экономическим методам управления в России обострил возникшие в условиях социалистической системы хозяйствования противоречия в различных сферах, особенно — в экономике. Именно здесь в процессе перехода к рынку разразились первые кризисы: инфляция, затоваривание — невозможность реализовать свою про­дукцию, безработица, ведущие к росту задолженности, несостоятель­ности и во многих случаях заканчивающиеся остановкой производ­ства. Экономика России не сразу сумела адаптироваться к фактам неплатежеспособности и необходимости ликвидации предприятий: административно-командная система не имела соответствующего законодательства и опыта осуществления таких процедур, так как подобные кризисы противоречили самой ее сути. Тем не менее в ходе развития рыночных отношений отчетливо проявилась потреб­ность в узаконенной системе мер, санкций, применяемых к пред­приятию-должнику, которая и была реализована в Федеральном за­коне «О несостоятельности (банкротстве)», который был принят Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 г. и введен в действие 1 марта 1993 г.

Убыточность предприятий снижала эффективность мер по фи­нансовому оздоровлению экономики. С целью отслеживания непла­тежеспособности предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса, постановлением Правительства РФ от 20 сентяб­ря 1993 г. № 926 было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом. В его функции входит принятие решений по вопросам:

* проведения обязательной приватизации федеральных государст­венных предприятий;

внесения предприятием-должником в арбитражный суд заяв­ления о возбуждении производства по делу о несостоятель­ности (банкротстве);

• внесения в арбитражный суд ходатайства о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника или его санации;

• определения необходимых признаков наличия реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника;

• подготовки процедуры добровольной ликвидации предпри­ятия-должника (в случае отсутствия претензий и с согласия кредиторов).

Федеральное управление (после переименования —Федеральная служба по делам о несостоятельности (банкротстве) — далее ФСДН) имеет в субъектах РФ свои территориальные агентства, которым делегирует часть своих полномочий на местах. Помимо территори­альных агентств ФСДН осуществляет тесное взаимодействие с арбит­ражными судами, а также с органами управления субъектами РФ и отраслевыми органами управления.

Проектируя систему профессиональных знаний, умений, харак­теристик специалиста по антикризисному управлению, следует обо­значить два основных направления, в которых будет осуществляться его деятельность.

Арбитражный управляющий

Первое и основное направление его деятельности — это арбит­ражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий, оп­ределяемый законом как физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специаль­ными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отно­шении должника и кредиторов, назначаемое арбитражным судом. Закон о банкротстве предусматривает, что его деятельность возможна лишь на основании лицензии — специального разрешения государст­венного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровле­нию (ФСДН). Положения о лицензировании деятельности арбит­ражных управляющих введены с 1 марта 1999 г. До этого момента к лицензии приравнивался аттестат специалиста по антикризисному управлению (далее — АКУ).

Арбитражный управляющий назначается арбитражным судом для осуществления процедур наблюдения, внешнего управления, кон­курсного производства.

Процедура наблюдения является новой для российского законо­дательства. Она вводится непосредственно с момента принятия ар­битражным судом заявления о банкротстве должника. Главная цель наблюдения — принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Реализация этой задачи возлагается на временного управляющего, который должен помочь кредиторам и арбитражному суду проанализировать финансовое состояние должника и опреде­лить потенциал восстановления его платежеспособности — ведь ликвидация не всегда выгодна. Во время наблюдения должник еще не признан банкротом, руководитель не отстранен от должности, деятельность организации продолжается в полном объеме. Наблю­дение заканчивается в момент вынесения соответствующего реше­ния арбитражного суда по существу рассматриваемого дела.

Осуществление процедуры внешнего управления возлагается на внешнего управляющего. Его кандидатуру арбитражному суду могут предложить должник, собрание кредиторов, налоговые органы, го­сударственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздо­ровлению, органы местного самоуправления. Им может стать и временный управляющий, который ранее осуществлял процедуру наблюдения. Полномочия всех органов юридического лица переходят к внешнему управляющему. При этом руководитель организации-должника отстраняется от выполнения своих обязанностей.

Основой проведения процедуры внешнего управления является план внешнего управления, который предусматривает проведение инвентаризации имущества должника, анализа его финансовой, хо­зяйственной и инвестиционной деятельности, положения на товар­ных рынках, ликвидацию дебиторской задолженности, составление реестра требований кредиторов. По итогам деятельности внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства, которое определяется как процедура, применяемая в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Она означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника наступил (прекращается начисле­ние неустоек и процентов по всем видам задолженности) и все требования к нему могут быть предъявлены только в рамках кон­курсного производства. Для осуществления процедуры конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управля­ющего. Им может быть лицо, которое осуществляло внешнее управ­ление. Арбитражный суд может назначить несколько конкурсных Управляющих, распределив их обязанности в зависимости от слож­ности выполняемых задач и установив пределы ответственности для каждого из них. Цель конкурсного управления — аккумулирование имущества должника и формирование конкурсной массы для продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, преду­смотренной законом.

Существует еще одна процедура, которая может быть реализова­на на любой стадии дела о банкротстве — мировое соглашение Единственным условием утверждения арбитражным судом мирового соглашения является погашение должником задолженности перед кредиторами первой и второй очереди. Заключение мирового со­глашения является нормальным способом окончания дела о банк­ротстве.

Итак, центральной фигурой официальных процедур по антикри­зисному управлению выступает арбитражный управляющий, иначе говоря специалист, получивший:

1) диплом менеджера по антикризисному управлению;

2) лицензию арбитражного управляющего, которая является ос­нованием для рассмотрения вопроса о назначении его владельца в качестве временного, внешнего или конкурсного управляющего;

3) соответствующие полномочия по решению арбитражного суда. «Арбитражный управляющий действует на основе заключаемого с ним договора, определяющего формы и пределы его ответственности перед собственником и кредиторами предприятия-должника» [5], ФСДН заключает такой договор с менеджером по АКУ после назна­чения его арбитражным судом и с согласия кредиторов, зафиксиро­ванного в решении их общего собрания.

Указанный договор подряда должен предусматривать:

• обязательное согласование с ФСДН сделок, заключаемых от имени предприятия-должника;

• запрет на внесение активов предприятия-должника в качестве оплаты уставного капитала создаваемых предприятий и орга­низаций;

• материальную ответственность управляющего за долги предприятия, возникшие после заключения договора подряда;

• вознаграждение управляющего в том же размере, что и у бывшего руководителя предприятия-должника, а также долю прибыли, полученной предприятием-должником в период управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.006 с.)