Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа организационной культуры

Поиск

На рубеже 0— 90-х голов прошлого века в менеджменте сформировалось концептуальное направление, получившее название «Школа организационной культуры»'. Его родиной считается Япония.

«Под организационной культурой понимаются совокупность господствующих в данном коллективе:

Ø ценностей, убеждений, установок,

Ø общий моральный климат, помогающий работникам понять * назначение организации в целом (смысла их деятельности, во имя чего они работают), *механизм ее функционирования

Ø создать нормы деятельности и повеления, правила следования им» (Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент).

Девизом данного научного направления являются следующий тезис: «повышение общей технической, образовательной культуры персонала, культуры межличностных отношений приносит более высокий производственный эффект, нежели любые отдельные узкопрофильные инвестиции».

 

Появление этого направления в менеджменте явилось реакцией на информационный взрыв, на резкое расширение общетехнической информированности персонала и повышение интеллектуально - производственного качества (эвристическим рост, общее повышение производственно-технологической квалификации, предрасположенность к высокоинтелектуализированному труду).

 

В общем виде сущность данного научного направления сводится к тому, чтобы «...раскрепостить личность и через ее инициа­тивность обеспечить дальнейшее развитие экономики страны, но при этом сохранить ее социальную ориентацию в максимально возможной мере».

 

Применительно к антикризисному менеджменту методология и методики школы организационной культуры прояв­ляются

Ø в систематическом обучении персонала как специальным, так и общетехническим, экономическим знаниям,

Ø привитие ему повышенной организованности, маневренности, умения самостоя­тельно ориенти роваться в форс-мажорных (кризисных) ситуациях:

В шторм неопытная команда корабля спускает паруса и отдает­ся на волю волн, а высокоорганизованная, напротив, используя сильный ветер, ускоряет движение к цели.

 

Аналогично и в менедж­менте:

— высококвалифицированная команда менеджеров использует кризис для перевода фирмы в новое, более высокое экономическое качество (оптимизирует структуру, переаттестовывает и перестав­ляет кадры и др.);

— высококвалифицированные инвесторы укрупняют свои пакеты акций и улучшают управляемость фондами;

— высококвалифицированный технический персонал осуществляет реконструкцию производства и освоение новой (нетрадиционной) продукции.

 

В целом, концептуальное направление «организационной культуры» представляет собой симбиоз следующих трех наиболее выра­женных тенденций в современном менеджменте:

— демократизация (усиление демократических начал в управлении);

—технологизация (усиление внимания к техническому уровню производства);

—интернационализация (придание управлению международного характера, выравнивание национальных различий в менеджменте)

Процессуальная школа

Подход к управлению как к процессу представляет собой современное, еще не устоявшееся в категориальном отношении и принципиальной структуре научное направление в менеджменте.

 

Его сущность «управление рассматривается как единый процесс воздействия на организацию, а не как серия разрозненных действий»

 

Для антикризисно­го менеджмента процессный подход является особенно привлека­тельным. Это объясняется тем, что в кризисной ситуации, как в никакой другой, требуется систематический мониторинг реализа­ции управленческих решений и внесение кор­рективов сообразно изменяющейся внутренней и внешней среде организации.

 

Через призму процессного подхода антикризисный управляю­щий призван последовательно выполнять следующие функции:

— планирование;

— организация (формирование структуры и распорядительство);

— мотивация;

—контроль;

—корректировки курса (внесение изменений в ранее принятые решения) в соответствии с изменившимися обстоятельствами, поскольку кризисное состояние организации характеризуется чрезвычайно высокий изменчивостью внутренней среды, а также достаточно сильной изменчивостью возмущающих воздействий внешней среды.

 

В антикризисном управлении четко просматриваются следую­щие постоянны; процессы:

1) монитор внутреннего экономического состояния организации (ее кризисной динамики);

2) оценка деловой среды (динамики деловой активности ближнего окружения);

3) анализ состояния экономики на макро- и мезоуровня (через призму его илппния на кризисные процессы в организации);

4) управление персоналом.

 

Процессный подход к антикризисному менеджменту предпола­гает следующие принципы:

программно целевое построение всей управленческой деятельно­сти на всем протяжении кризисного состояния фирмы — от зарож­дения кризиса до выхода на устойчивое функционирование;

наличие постоянной обратной синий в реализации управленче­ских решений, сопровождаемой экспресс-анализом поступающей информации и их корректировкой;

инновативность — как базовый принцип планирование анти­кризисных мероприятий и функционирования управленческого персонала;

стратегическое мышление управляющих, т.е. под углом постоян­ного видения дальней перспективы фирмы и за пределам!: сризис-ного периода;

предпринимательское (инициаторское) отношение менеджеров всей управленческой вертикали к решению задач антикризисного менеджмента;

повышенная ответственность за решения (принятие и исполнение) на всех уровнях управления ввиду слабой устойчивое!! систе­мы и небольших затрат для перевода ее в фатум.

 

Таким образом, в сжатом виде современный антикризисный менеджмент можно охарактеризовать следующими чертами подхо­дами):

1) кризисная организация — как система (органически увязан­ный комплекс людей и техники, функционирующий в условиях повышенной изменчивости среды);

2) управление — как процесс (саморазвивающаяся программно-целевая последовательность управленческих решений и действий);

3) расширенная демократизация решений (через систему имущественных и административно-общественных участий приобщение всех членов трудового коллектива к разработке и реализации решений по выводу организации из кризиса);

4) технологизация (главный акцент в преодолении кризиса совершенствование производственного аппарата на базе компьютерных технологий);

5) интернационализация (интегрирование в антикризисном менеджменте наиболее эффективных его форм из разных стран).

 

Управление кризисной организацией — это адаптация. Таков краеугольный камень современной методологии антикризисного менеджмента.

Адаптация протекает в следующих двух направлениях:

Ø кон­версия производства

Ø подрегулировка финансовой системы орга­низации под ритмы пульсации внешней среды.

 

За многовековую историю человечество выработало три прин­ципиально различных инструмента управления: иерархия, рынок, культура.

 

Применительно к антикризисному менеджменту каждый из них имеет следующие специфические формы.

Иерархия используется для наиболее быстрого прохождения управленческих действий сверху донизу и наиболее острых кризисных ситуациях и является основной формой антикризисного управления.

Конкурентно-рыночные рычаги антикризисного управления бази­руются на равноправных горизонтальных отношениях собственно­сти для экономического принуждения субъектов внутренней и де­ловой среды к реализации решений по выводу организации (фир­мы) из кризиса.

Управление, базирующееся на культуре организации, представляет собой высшую ступень антикризисного менеджмента.

Оно опирается на разрабатываемые и признаваемые организаци­ей ценности, традиции и приоритеты, которые понуждают каж­дого члена коллектива действовать так и не иначе, а именно к инициативным (творческим) действиям по технологическому росту организации, производственно-экономическому прогрессу (в том числе к преодолению кризиса и дальнейшему развитию).

Именно в таком управлении и наиболее интеллектуализированном виде находят применение классические концепции менеджмента.

1.3. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения

В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характер­ной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. Существовали теоретические положения: при социализме нет кризисов есть только «трудности роста».

Некоторые полагают, что «кризис» относится к процессам макро­экономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия, существуют только проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления.

Такие представления односторонни и могут иметь негативные последствия в управлении организацией, при разработке стратегии ее развития, где не учитывается возможность кризиса. Насколько реальной при этом будет стратегия, если в действительности кризисы закономерны?

Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое влияет на методологию раз­работки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными не только кризисные ситуации, но и обычные ошибки.

Можно на проблему кризиса взглянуть и в ином ракурсе.

Социально-экономическая система (общественная формация, фирма или предприятие), имеет две тенденции своего существования:

Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, со­хранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Например, функциониро­вание социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность.

Функционирование возможно лишь при определенном соот­ветствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соот­ветствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования.

Ø Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функциони­рования или создающего прин­ципиально новые условия для этого.

Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности. При этом меняются и условия функционирования соци­ально-экономической системы.

 

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвя­заны.

Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях (рис. l.l)

Связь функционирования и развития отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов.

Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разру­шает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления.

Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, ко­торая отражает периодическое наступление кризисов.

Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования.

Например: 1). противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, 2). между технологиями и усло­виями ее использования (помещение, климатическая среда, техно­логическая культура и пр.).

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестой­кости в окружающей среде.

Рис. 1.2. Причины кризисов

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на:

Ø объ­ективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации,

Ø и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные, характеризующие яв­ления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть:

Ø внешними, которые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического разви­тия или даже развития мировой экономики, конкуренцией, полити­ческой ситуацией в стране,

Ø внутренними — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организа­ции производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис так - то опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое значение имеют - разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса.

Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кри­зиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.

Существует возмож­ность консервации кризисных ситуаций на довольно продолжи­тельное время. Это может объясняться определенными политичес­кими причинами.

Последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами:

Ø его причинами и возможностью управ­ления процессами кризисного развития.

Послекризисные изменения в развитии организации бывают:

Ø долгосрочными и краткосрочными,

Ø качественными и количественными,

Ø обратимыми и необратимыми.

Последствия кризиса определяются:

Ø его харак­тером,

Ø и антикризисным управлением, которое может или смяг­чать или обострять кризис.

Возможности АУ зависят от цели, профессионализма, искусства управле­ния, характера мотивации, понимания причин и последствий, от­ветственности.

Во многих случаях спасает энтузиазм. Но энтузиазм не может давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программ АУ не следует.

Энтузиазм бывает различным по своим истокам, националь­ным особенностям, традициям культуры и т.д. Если энтузиазм ис­пользуется для прикрытия грубых ошибок или корыстных целей, он не способствует снятию кризисного напряжения.

 

Типология кризисов

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути.

Необ­ходимость в классификации кризисов связана с диф­ференциацией средств и способов управления ими. Если есть типо­логия и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения без­болезненности протекания (рис. 1.4).

Причины Объективные Субъективные   Внешние Внутренние   Случайные Закономерные   Искусственные Естественные Характер Легкий Глубокий   Кратковременный Затяжной   Локальный Общий   Скрытый Явный Частичный Системный   Управляемый Неуправляемый Последствия Разрушение Обновление   Оздоровление Новый кризис   Обострение Ослабление   Резкое падение Мягкий выход

Существуют общие и локальные кризисы.

Ø Общие охватывают всю социально-экономическую систему,

Ø локальные — только часть ее.

Это разделение по масштабам проявления (оно носит условный характер.

В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономичес­кой системы, ее структуру и среду функционирования.

По проблематике кризиса можно выделить:

Ø Макрокризису присущи довольно большие объемы и мас­штабы проблематики.

Ø Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Особенностью является то, что он, будучи локаль­ным или микрокризисом, как цепная реакция, может распростра­няться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности.

Это возникает тогда, когда:

Ø нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты,

Ø или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое.

По структуре отношений в организации, по проблематики ее развития можно выделить отдельные группы кризисов:

Ø Экономические кризисы отражают острые противоречия в эко­номике страны или экономическом состоянии отдельного предпри­ятия, фирмы.

Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состо­янии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.

Ø Социальные кризисы возникают при обострениии противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или об­разований: работников и работодателей, профсоюзов и предприни­мателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.

Социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например по поводу стиля управления, недовольства усло­виями труда, отношения к экологическим проблемам, по патриоти­ческим чувствам.

Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

Ø Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламен­тации деятельности отдельных подразделений, как отделение адми­нистративных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.

Обостряются организационные отношения. Это проявляется в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр., что бывает при чрез­мерном или быстром росте социально-экономической системы, из­менении условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции организации или организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции.

Организа­ционный кризис проявляется часто как паралич организационной деятельности. Одной из его форм является ее неумеренная бюро­кратизация.

Ø Психологические кризисы также нередки в современных организациях. Это кризисы психологического состояния человека.

Они проявляются в виде стресса, приобрета­ющего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением.

Ø Технологический кризис возникает как кризис новых технологи­ческих идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях.

Это может быть кризис технологической несовмес­тимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

В обобщенном плане –это кризисы научно-технического прогресса — обострение про­тиворечий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.

 

По непосредственным причинам возникновения кризисы раз­деляются на:

Ø Природные - вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, по­жары, климатические изменения, наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и по­литических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.

Ø Общественные - причина это общественные отношения во всех видах их проявления.

Ø Экологические - это кризис взаимоотношения человека с природой.

Это кризисы, возникающие при изменении природ­ных условий, вызванных деятельностью человека, — истощение ре­сурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного рав­новесия.

 

Кризисы также могут быть:

Ø предсказуемыми (закономерными) - кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объек­тивными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса. Например: составление графика отпусков в организации.

Ø Неожиданными (случайными) - кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и рас­пространению локальных кризисов.

 

Существуют также кризисы:

Ø явные - протекают заметно и легко обнаруживаются.

Ø латентные (скрытые) - являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.

Кризисы бывают глубокими и легкими.

Ø Глубокие, острые кризи­сы часто ведут к разрушению различных структур социально-эконо­мической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок.

Ø Легкие, мягкие кризисы протекают более по­следовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

 

Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль.

Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следст­вием неумения управлять кризисными ситуациями, непонимением сущности и характера кризиса, его причин и возможных последст­вий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.011 с.)