Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школа организационной культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На рубеже 0— 90-х голов прошлого века в менеджменте сформировалось концептуальное направление, получившее название «Школа организационной культуры»'. Его родиной считается Япония. «Под организационной культурой понимаются совокупность господствующих в данном коллективе: Ø ценностей, убеждений, установок, Ø общий моральный климат, помогающий работникам понять * назначение организации в целом (смысла их деятельности, во имя чего они работают), *механизм ее функционирования Ø создать нормы деятельности и повеления, правила следования им» (Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент). Девизом данного научного направления являются следующий тезис: «повышение общей технической, образовательной культуры персонала, культуры межличностных отношений приносит более высокий производственный эффект, нежели любые отдельные узкопрофильные инвестиции».
Появление этого направления в менеджменте явилось реакцией на информационный взрыв, на резкое расширение общетехнической информированности персонала и повышение интеллектуально - производственного качества (эвристическим рост, общее повышение производственно-технологической квалификации, предрасположенность к высокоинтелектуализированному труду).
В общем виде сущность данного научного направления сводится к тому, чтобы «...раскрепостить личность и через ее инициативность обеспечить дальнейшее развитие экономики страны, но при этом сохранить ее социальную ориентацию в максимально возможной мере».
Применительно к антикризисному менеджменту методология и методики школы организационной культуры проявляются Ø в систематическом обучении персонала как специальным, так и общетехническим, экономическим знаниям, Ø привитие ему повышенной организованности, маневренности, умения самостоятельно ориенти роваться в форс-мажорных (кризисных) ситуациях: В шторм неопытная команда корабля спускает паруса и отдается на волю волн, а высокоорганизованная, напротив, используя сильный ветер, ускоряет движение к цели.
Аналогично и в менеджменте: — высококвалифицированная команда менеджеров использует кризис для перевода фирмы в новое, более высокое экономическое качество (оптимизирует структуру, переаттестовывает и переставляет кадры и др.); — высококвалифицированные инвесторы укрупняют свои пакеты акций и улучшают управляемость фондами; — высококвалифицированный технический персонал осуществляет реконструкцию производства и освоение новой (нетрадиционной) продукции.
В целом, концептуальное направление «организационной культуры» представляет собой симбиоз следующих трех наиболее выраженных тенденций в современном менеджменте: — демократизация (усиление демократических начал в управлении); —технологизация (усиление внимания к техническому уровню производства); —интернационализация (придание управлению международного характера, выравнивание национальных различий в менеджменте) Процессуальная школа Подход к управлению как к процессу представляет собой современное, еще не устоявшееся в категориальном отношении и принципиальной структуре научное направление в менеджменте.
Его сущность «управление рассматривается как единый процесс воздействия на организацию, а не как серия разрозненных действий»
Для антикризисного менеджмента процессный подход является особенно привлекательным. Это объясняется тем, что в кризисной ситуации, как в никакой другой, требуется систематический мониторинг реализации управленческих решений и внесение коррективов сообразно изменяющейся внутренней и внешней среде организации.
Через призму процессного подхода антикризисный управляющий призван последовательно выполнять следующие функции: — планирование; — организация (формирование структуры и распорядительство); — мотивация; —контроль; —корректировки курса (внесение изменений в ранее принятые решения) в соответствии с изменившимися обстоятельствами, поскольку кризисное состояние организации характеризуется чрезвычайно высокий изменчивостью внутренней среды, а также достаточно сильной изменчивостью возмущающих воздействий внешней среды.
В антикризисном управлении четко просматриваются следующие постоянны; процессы: 1) монитор внутреннего экономического состояния организации (ее кризисной динамики); 2) оценка деловой среды (динамики деловой активности ближнего окружения); 3) анализ состояния экономики на макро- и мезоуровня (через призму его илппния на кризисные процессы в организации); 4) управление персоналом.
Процессный подход к антикризисному менеджменту предполагает следующие принципы: программно целевое построение всей управленческой деятельности на всем протяжении кризисного состояния фирмы — от зарождения кризиса до выхода на устойчивое функционирование; наличие постоянной обратной синий в реализации управленческих решений, сопровождаемой экспресс-анализом поступающей информации и их корректировкой; инновативность — как базовый принцип планирование антикризисных мероприятий и функционирования управленческого персонала; стратегическое мышление управляющих, т.е. под углом постоянного видения дальней перспективы фирмы и за пределам!: сризис-ного периода; предпринимательское (инициаторское) отношение менеджеров всей управленческой вертикали к решению задач антикризисного менеджмента; повышенная ответственность за решения (принятие и исполнение) на всех уровнях управления ввиду слабой устойчивое!! системы и небольших затрат для перевода ее в фатум.
Таким образом, в сжатом виде современный антикризисный менеджмент можно охарактеризовать следующими чертами подходами): 1) кризисная организация — как система (органически увязанный комплекс людей и техники, функционирующий в условиях повышенной изменчивости среды); 2) управление — как процесс (саморазвивающаяся программно-целевая последовательность управленческих решений и действий); 3) расширенная демократизация решений (через систему имущественных и административно-общественных участий приобщение всех членов трудового коллектива к разработке и реализации решений по выводу организации из кризиса); 4) технологизация (главный акцент в преодолении кризиса совершенствование производственного аппарата на базе компьютерных технологий); 5) интернационализация (интегрирование в антикризисном менеджменте наиболее эффективных его форм из разных стран).
Управление кризисной организацией — это адаптация. Таков краеугольный камень современной методологии антикризисного менеджмента. Адаптация протекает в следующих двух направлениях: Ø конверсия производства Ø подрегулировка финансовой системы организации под ритмы пульсации внешней среды.
За многовековую историю человечество выработало три принципиально различных инструмента управления: иерархия, рынок, культура.
Применительно к антикризисному менеджменту каждый из них имеет следующие специфические формы. Иерархия используется для наиболее быстрого прохождения управленческих действий сверху донизу и наиболее острых кризисных ситуациях и является основной формой антикризисного управления. Конкурентно-рыночные рычаги антикризисного управления базируются на равноправных горизонтальных отношениях собственности для экономического принуждения субъектов внутренней и деловой среды к реализации решений по выводу организации (фирмы) из кризиса. Управление, базирующееся на культуре организации, представляет собой высшую ступень антикризисного менеджмента. Оно опирается на разрабатываемые и признаваемые организацией ценности, традиции и приоритеты, которые понуждают каждого члена коллектива действовать так и не иначе, а именно к инициативным (творческим) действиям по технологическому росту организации, производственно-экономическому прогрессу (в том числе к преодолению кризиса и дальнейшему развитию). Именно в таком управлении и наиболее интеллектуализированном виде находят применение классические концепции менеджмента. 1.3. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. Существовали теоретические положения: при социализме нет кризисов есть только «трудности роста». Некоторые полагают, что «кризис» относится к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия, существуют только проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Такие представления односторонни и могут иметь негативные последствия в управлении организацией, при разработке стратегии ее развития, где не учитывается возможность кризиса. Насколько реальной при этом будет стратегия, если в действительности кризисы закономерны? Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными не только кризисные ситуации, но и обычные ошибки. Можно на проблему кризиса взглянуть и в ином ракурсе. Социально-экономическая система (общественная формация, фирма или предприятие), имеет две тенденции своего существования: Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики. Например, функционирование социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. Функционирование возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования. Ø Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды. Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования или создающего принципиально новые условия для этого. Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности. При этом меняются и условия функционирования социально-экономической системы.
Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях (рис. l.l) Связь функционирования и развития отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления. Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Например: 1). противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, 2). между технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.). Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Рис. 1.2. Причины кризисов Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на: Ø объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, Ø и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Причины кризиса могут быть: Ø внешними, которые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, Ø внутренними — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой. Если понимать кризис так - то опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать. В понимании кризиса большое значение имеют - разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: Ø его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития. Послекризисные изменения в развитии организации бывают: Ø долгосрочными и краткосрочными, Ø качественными и количественными, Ø обратимыми и необратимыми. Последствия кризиса определяются: Ø его характером, Ø и антикризисным управлением, которое может или смягчать или обострять кризис. Возможности АУ зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности. Во многих случаях спасает энтузиазм. Но энтузиазм не может давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программ АУ не следует. Энтузиазм бывает различным по своим истокам, национальным особенностям, традициям культуры и т.д. Если энтузиазм используется для прикрытия грубых ошибок или корыстных целей, он не способствует снятию кризисного напряжения.
Типология кризисов Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Необходимость в классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания (рис. 1.4).
Существуют общие и локальные кризисы. Ø Общие охватывают всю социально-экономическую систему, Ø локальные — только часть ее. Это разделение по масштабам проявления (оно носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру и среду функционирования. По проблематике кризиса можно выделить: Ø Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Ø Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем. Особенностью является то, что он, будучи локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Это возникает тогда, когда: Ø нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, Ø или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое. По структуре отношений в организации, по проблематики ее развития можно выделить отдельные группы кризисов: Ø Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов. Ø Социальные кризисы возникают при обострениии противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экологическим проблемам, по патриотическим чувствам. Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические. Ø Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм. Обостряются организационные отношения. Это проявляется в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр., что бывает при чрезмерном или быстром росте социально-экономической системы, изменении условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции организации или организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции. Организационный кризис проявляется часто как паралич организационной деятельности. Одной из его форм является ее неумеренная бюрократизация. Ø Психологические кризисы также нередки в современных организациях. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Ø Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В обобщенном плане –это кризисы научно-технического прогресса — обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.
По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на: Ø Природные - вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы. Ø Общественные - причина это общественные отношения во всех видах их проявления. Ø Экологические - это кризис взаимоотношения человека с природой. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, — истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.
Кризисы также могут быть: Ø предсказуемыми (закономерными) - кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса. Например: составление графика отпусков в организации. Ø Неожиданными (случайными) - кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.
Существуют также кризисы: Ø явные - протекают заметно и легко обнаруживаются. Ø латентные (скрытые) - являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны. Кризисы бывают глубокими и легкими. Ø Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Ø Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.
Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непонимением сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.011 с.) |