Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель менеджера антикризисного управления

Поиск

Менеджер по АКУ — это тип личности, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), усло­виями работы (предкризисное состояние, кризисная ситуация, посткризисная ситуация — этап ликвидации последствий кризиса), особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль) и индивидуальными качествами человека. Наиболее пол­ное описание специалиста по АКУ дает его модель. Остановимся на каждой из ее составляющих подробнее.

Структура знаний представляет собой знания и умения, которыми должен обладать специалист по АКУ. Но это не просто перечень знаний, а определенное их соотношение и взаимосвязь. Они должны обеспечить менеджеру по АКУ свободу ориентации в разнообразных проблемах организационно-технологического и социально-эконо­мического развития организации, экономическое мышление и ши­роту взглядов, хозяйственную расчетливость, навыки аналитической оценки ситуации, предприимчивость и организованность, изобрета­тельство и творчество в делах, инициативность.

Специальность 062000 «Антикризисное управление» уникальна сплавом предметных областей. «Три кита», составляющие ее основу, — менеджмент, право, финансы и бухгалтерский учет.

Квалификационные требования к специалистам, претендующим на получение аттестата антикризисного управляющего (см. Положе­ние об аттестации специалистов по антикризисному управлению от 13 сентября 1994 г. № 57-р), предписывают ему знания в следующих областях:

♦ право в объеме, «необходимом для работы по антикризисному управлению»;

♦ основы оценки бизнеса и оценки недвижимости;

♦ основы теории маркетинга;

* основы менеджмента, финансового учета, аудита и планиро­вания;

* основные правила работы с ценными бумагами, банковским и биржевым законодательством.

Помимо вышеуказанных, профессиональные знания специалиста по АКУ должны базироваться на таких курсах, как основы реструк­туризации собственности, исследование систем управления, стратеги­ческое планирование, информационные технологии в АКУ, инвес­тиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т. д. Это ядро специальной подготовки, но далеко не полный перечень знаний, которые лежат в основе его деятельности. К ряду общепрофессиональных дисциплин можно добавить статистику, теорию вероятностей, математическое моделирование.

Каждый этап работы антикризисного управляющего требует спе­цифических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Спо­собности менеджера по АКУ, его «умения» можно классифицировать по следующим основным группам.

Первая группа. Умения, необходимые для реализации функ­ций антикризисного управления (приблизительно 50 %):

♦ умение реализовать управленческий цикл, направленный на достижение поставленной цели, умение ставить перспектив­ные цели и задачи, рационально планировать работу, опера­тивно управлять в изменяющихся условиях, четко доводить задания до подчиненных в ясной и понятной форме, органи­зовывать контроль;

♦ умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебную переписку, вести телефонные и другие переговоры;

умение координировать деятельность управляемой системы:

распределять функции, задачи, полномочия и обязанности;

умения делегировать полномочия, функции, власть;

умение активизировать работу сотрудников: стимулировать,

мотивировать, воодушевлять;

умение организовать свою личную работу: планировать время,

соблюдать режим, не поддаваться текучке.

Реализация данной группы умений подразумевает наличие следующих индивидуальных качеств в личности антикризисного управля­ющего: демократичность, целеустремленность, быстрота принятия решений (один способен выбрать оптимальное из пяти вариантов другой — из 20), компетентность, организованность, ответствен­ность, требовательность, коммуникабельность, энергичность, пер­спективность (предусмотрительность), информированность.

Вторая группа. Умения, связанные с реализацией педагоги­ческой функции.

Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профес­сиональных и морально-этических качеств, владеть основами соци­альной психологии и конфликтологии.

Важным требованием и условием эффективной реализации ре­шений является наличие авторитета и престижа у руководителя во­обще, а у менеджера по АКУ в особенности. Эти характеристики определяются не личностными чертами, а общественным отноше­нием к нему. Авторитет и престиж можно иметь только у других людей (сотрудников, подчиненных, менеджеров высшего уровня). Они выступают функцией общественной ситуации. К примеру, ме­неджер может обладать набором личных качеств для высокого авто­ритета и в то же время иметь весьма низкий фактический авторитет у сотрудников и подчиненных, если последние имеют те же черты на таком же или более высоком уровне.

Авторитет и престиж могут снизиться не только по причине ошибок, некорректного поведения или допущенного снижения лич­ностных качеств менеджера, но и в случае, когда повысилась квали­фикация подчиненных или темпы ее роста обгоняют темпы роста его уровня квалификации.

Определим:

♦ авторитет есть мера того, насколько, подчиненные (сотрудники) считаются с мнением руководителя, его советами, указаниями, распоряжениями, стремятся исполнить его приказы.

♦ престиж — это мера признания способностей, превосходства знаний, заслуг, успехов руководителя и уровень влияния этих факторов на исполнительность подчиненных.

Итак, высокие; авторитет и престиж становятся инструментами эффективного управления. Авторитет обеспечивает менеджеру по АКУ дополнительные возможности воздействия на подчиненных в достижении экстренных задач. Престиж также выступает рычагом воздействия, особенно в интеллектуальных и творческих коллективах.

Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся моральным: корректность, выдержанность, культурность, внима­тельность к собеседнику и его проблемам, порядочность, человеч­ность, тактичность, справедливость, доброжелательность, интелли­гентность и др.

Третья группа умений связана с коммуникативной функци­ей. Коммуникационная сеть имеет два контура — личностный и информационный. Оптимизация, экономичность, качество коммуникационной сети, требуют: умения общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, пред­ставителями внешних организаций и государственных структур, умение слушать собеседника, входить в его положение и интересы, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции. К индивидуальным качествам можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдер­жанность, воспитанность и т. д.

Профессиональные умения можно сгруппировать и по фазам жизненного цикла организации. Так, на этапе латентного течения кризиса важны такие профессиональные качества, как:

1) умение сформулировать проблему, понять ее содержание, изу­чить «вглубь»;

2) сформировать комплекс идей для оперативного решения про­блемы;

3) организовать исследовательскую программу: рабочий план, расписание, бюджет;

4) обосновать концепции надежности и законности;

5) предусмотреть различные пути проведения контроля;

6) интерпретировать отсутствие адекватного ответа.

Эти умения невозможно реализовать, не обладая способностью исследовательского, инновационного видения проблемы.

Важной составляющей является психология личности. Ее определяют три характеристики: тип лич­ности, темперамент и уровень интеллекта.

По типу личности возможны два варианта:

Экстраверт (направ­лен на внешний мир) — общителен, легко принимает все новое, но часто бросает начатое, не закончив. Представители данного типа личности склонны к резкой смене мотивов и стимулов деятельности, зависимы от мнения окружающих, обладают альтруистическими наклонностями.

Интроверт (направлен на внутренний мир) — замкнут, в поступках руководствуется внутренними соображениями, поэтому для окружающих зачастую выгляди «белой вороной». У него хорошо развита интуиция: способен точно просчитать ситуацию, поэтому его решения перспективны. Абсолютные экстра- и интроверты встречаются редко. Тем не менее личности антикризисного менеджера в большей степени должны присутствовать черты интроверта.

По темпераменту существуют четыре основных типа:

сангвиник — спокойный, уравновешенный, подвижный, адек­ватная самооценка, трудолюбив. Слабая черта — неумение быстро перестраиваться в новых условиях;

флегматик — эмоционально устойчив, темп мышления замедлен самооценка занижена, инертен, для вхождения в новую среду требу­ется период адаптации;

холерик — эмоционально неустойчив, отличается подвижной ми­микой, ускоренным темпом мышления, высоко коммуникабелен, активен. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память) чрезвычайно подвижны. Самооценка завышена;

меланхолик — эмоционально чувствителен, неустойчив, отлича­ется высокой степенью тревожности, в изменяющихся условиях под­вержен стрессам. Хорошо адаптируется к социальным ситуациям. Мышление замедленное. Уровень притязаний, как правило, ниже реальных возможностей.

В действительности преобладают смешанные типы темперамен­тов.

Оценка личности может быть условной: говорят о склонности к тому или иному типу темпе­рамента или о преобладании черт. Человек с меланхолическими чертами вряд ли сможет эффективно управлять кризисной ситуацией.

Уровень интеллекта имеет три отметки: низкий, средний и высо­кий. Очевидно, что решение проблем комплексного характера, «сквозных», а также возникающих на стыке нескольких областей знаний, предполагает наличие высокого уровня интеллекта у анти­кризисного управляющего.

Антикризисный управляющий является лицом, персонифициру­ющим функции управления. Помимо классических основу его дея­тельности составляют следующие функции.

1. Стратегическая — заключается в постановке им на основе анализа ситуации и прогнозов целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления плана.

2. Административная — контроль и оценка результатов, осущест­вление коррекции деятельности, координация ее по срокам, времени, ресурсам, установление системы мер поощрений и наказаний.

3 Экспертно-инновационная — требует от антикризисного управ-пяюшего постоянного, целенаправленного знакомства с новшест­вами в различных сферах экономики, их квалифицированной оценки,, Селекции, создания условий для безотлагательного внедрения в практику.

4. Воспитательная — предполагает создание в коллективе благо­приятного морально-психологического климата, поддержание тра­диций, предотвращение и разрешение возникающих конфликтов, формирование стандартов поведения.

5. Лидирующая — в этой функции антикризисный управляющий выступает инициатором и интегратором деятельности, следящим, чтобы интересы подчиненных и сотрудников не противоречили целям организации. От него зависят общий настрой в работе и сохранение внутреннего единства группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.251 (0.009 с.)