Государственная инновационная стратегия антикризисного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная инновационная стратегия антикризисного развития



Инновационный потенциал организации складывается

Ø из факто­ров ее внутренней среды, характеризующих ее конкурентоспособность и конкурентные преимущества,

Ø из факторов внешней среды, которые определяют привлекательность инновационного рынка для организации.

Инновационные возможности, предоставляемые организации ее внешней средой, во многом зависят от инновационной политики государства.

Государственных гарантий, финансирования, организационной и ин­формационной помощи требую:

Ø Огромные затраты на НИОКР, риск при их проведении,

Ø необходимость оп­ределения приоритетных направлений развития,

Ø формирование инфраструктуры для инновационной деятельности,

Ø координация деятельности государственного и частного сектора,

Ø разработка но­вых и пересмотр действующих законодательных актов, способству­ющих активизации инновационного процесса.

 

Ситуация, сложившаяся в российской инновационной сфере, определяется как кризисная.

Ø С одной стороны, она характеризуется наличием проблем инфраструктурного обеспе­чения инновационных процессов с учетом новой экономической ситуации,

Ø с другой — отсутствием механизма стимулирования высокой активности участников инновационных процессов, инно­вационной восприимчивости товаропроизводителей, прежде всего ведущих отраслей промышленности, формирования рынка иннова­ционных продуктов, государственных гарантий стабильности в сфе­ре интеллектуального труда и производства.

Инновационный кризис протекает в условиях общего кризиса.

Единственный выход из сложившейся ситуации — струк­турная перестройка промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных формах собственности.

В настоящее время отраслевую структуру экономики России за­падные специалисты характеризуют как типичную для развива­ющейся (а не экономически зрелой) страны. Основным признаком отсталости считается высокий удельный вес тяжелой промышлен­ности и низкий удельный вес сферы услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и др.

Устаревшие производственные мощности, огромные монополи­зированные государственные предприятия — порождает труд­ности для структурной перестройки, направленной на внедрение передовой технологии в области использования: новых материалов, предназначенных для замены традиционных; передовой биотехно­логии, основанной на широком использовании микроорганизмов; оптической технологии (оптроники); телематики (электронная почта при сохранении конфиденциаль­ности); микроэлектроники и создания искусственного интеллекта.

Успехов в этом направлении в России можно достичь только на уровне государственной антикризисной инновационной политики, поскольку предприятия не способны добиться таких изменений самостоятельно.

 

Изучение опыта экономически развитых стран по созданию меха­низма государственного регулирования научно-технического разви­тия является позитивным фактором в преодолении инновационного кризиса в нашей стране.

Осуществление научно-технической политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа — Американский научный фонд, координирующий направления фундаментальных исследований, и Американский научный совет, представляющий интересы промышленности и университетов в научно-технической политике.

Важнейшую роль в осуществлении государственных ис­следовательских программ играют Министерство обороны и Наци­ональное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Другие министерства и государственные орга­низации (Министерство энергетики, Национальный институт здраво­охранения, Национальное бюро стандартов и др.) стимулируют НИОКР в пределах отрас­левых программ.

Особенностью американской структуры управления научно-тех­ническим прогрессом является тесное взаимодействие государства и частного бизнеса.

Среди них — Национальный центр промышленных исследований, Национальная академия наук, Национальная техническая академия и Американская ассоциация содействия развитию науки, основная задача которых заключается в поисках путей повышения научно-технического и экономического потенциала страны. Одно из на­правлений реализации этой задачи — эффективное использование уже накопленного арсенала достижений, изобретений, полученных в ходе выполнения федеральных программ, и передача их для внедрения в частный сектор.

Особое внимание в США с начала 90-х годов уделя­ется передаче федеральных технологий — технологическому транс­ферту.

Заинтересованность правительства и частного сектора в трансферте огромна, так как исследования показали, что 1 $ потраченный на фундаменталь­ные исследования, дает отдачу в размере 2 $ через 6 - 7 лет, а от передачи технологии можно получить экономический эффект в соотношении 20:1 $ и результаты могут быть достиг­нуты уже в течение нескольких дней.

Технологический трансферт:

Ø способствует расширению объема продаж и рынков сбыта;

Ø созданию новой, более совершенной тех­ники и технологии;

Ø сокращению стоимости производства;

Ø стимули­рованию теоретических и прикладных исследований;

Ø сокращению сроков про­ведения НИОКР и внедрения новой техники;

Ø повышению произво­дительности труда;

Ø сокращению издержек производства;

Ø повыше­нию качества и расширению границ применения техники и технологии;

Ø улучшению организации производства;

Ø по­вышению квалификации кадров.

В США действует Закон о передаче федеральной технологии, подкрепленный законодательными актами по стимулированию такой передачи:

Ø пересмотрены положения по охране авторских прав на федеральную технологию,

Ø расширены масштабы лицензирования,

Ø разработаны мероприятия по повышению материальной заинтере­сованности ученых и инженеров от внедрения технологии.

 

В Японии вопросами инновационной политики государства за­нимаются высшие государственные органы власти. Премьер-ми­нистр Японии возглавляет Совет по делам науки. В его состав входят руководители ряда министерств и представители крупнейших частных промышленных корпораций.

Совет по делам науки формулирует стратегическую линию научно-технического раз­вития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государст­венного бюджета. Управление по науке и технике осуществляет раз­работку и реализацию наиболее крупных национальных программ (космические исследования, разработка аппаратуры для ядерных реакторов и др.). В его рамках функционирует Японская корпо­рация развития исследований, занимающаяся поддержкой новых наукоемких фирм.

Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) играет ключевую роль в разработке промышленных НИОКР и их внедрении. Контроль за выполнением конкретных направлений ра­бот осуществляется Управлением по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленной техноло­гии, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Управле­ние национальной обороны стимулирует некоторые исследования в ракето- и авиастроении, а также электронной промышленности, имеющие как военное, так и гражданское применение.

Механизм реализации инновационной политики прост.

Ø После определе­ния приоритетного направления исследований МВТП предлагает всем крупным корпорациям с соответствующим производственным профилем принять участие в реализации программы.

Ø Министерство предоставляет корпорациям свои научные лаборатории, «подключает» к исследованиям ведущих ученых и специалистов из университетов, однако не оказывает сколько-нибудь существенной финансовой поддержки.

Ø Основные затраты, связанные с проведением НИОКР, коллективно осуществляют корпорации-участницы.

Ø Результаты ис­следований и разработок, а также ноу-хау сообщаются всем заинте­ресованным компаниям.

Ø Японское правительство не выделяет зна­чительных средств на финансирование промышленных НИОКР и не гарантирует компаниям рынков сбыта для новой продукции.

Ø Оно принимает протекционистские меры для защиты национального рынка и тем самым помогает корпорациям «встать на ноги» на передовых направлениях НТП. Японские производители наукоемкой продукции на внутреннем рынке прак­тически не испытывают давления со стороны иностранных конку­рентов.

Самым серьезным изменением, происшедшим в концепции госу­дарственного регулирования НТП Японии, было наме­рение правительства в ближайшее десятилетие вывести ее в мировые лидеры в новейших, еще не сформированных отраслях и производствах (новые материалы, микро­электроника, биотехнология).

Инновационная политика западноевропейских стран базируется на стимулировании «национальных чемпионов» — небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фир­мами США и Японии. Им достается основная часть государствен­ных средств на промышленные НИОКР.

В Великобритании более 80% государственных дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходилось на пять фирм.

Концентрация финансовых ресурсов на проведение НИОКР и «банка идей» в руках небольшой группы крупнейших корпораций, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила распространение передовых техно­логий и разработок в другие отрасли экономики. Результат такой политики - отставание западноевропейских произво­дителей от передовых корпораций США и Японии.

Совет ЕС стал играть все более заметную роль в координации научно-технического развития стран, входящих в ЕС, особенно в новейших отраслях.

Основные причины переноса западноевро­пейской инновационной политики на общеевропейский уровень.

Во-первых, национальный научный и финан­совый потенциал в значительной степени оказался исчерпанным. Для мобилизации дополнительных ресурсов и получения ноу-хау необходимо было развивать международную кооперацию.

Во-вторых, принятые программы на национальном уровне оказались неэффективными из-за небольших размеров рынка.

В-третьих, конкурентные позиции европейской промышленности (особенно в микроэлектро­нике) еще более ухудшились.

 

Обобщение мирового опыта дает возможность сформулировать основные задачи антикризисной инновационной политики государства:

* активизация деятельности государственных предприятий, раз­личных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобрете­ний и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию иннова­ционной деятельности;

• создание общегосударственного центра, занимающегося про­блемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США);

• разработка программ по использованию передовых техноло­гий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии;

• формирование инновационной инфраструктуры, которая мо­жет включать акционерные общества, предприятия, универ­ситеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, пред­ставленных в данном консорциуме;

• выпуск специальных изданий, регулярно публикующих ин­формацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и до­стижениях, представляющих интерес для российской эконо­мики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.02 с.)