Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная инновационная стратегия антикризисного развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Инновационный потенциал организации складывается Ø из факторов ее внутренней среды, характеризующих ее конкурентоспособность и конкурентные преимущества, Ø из факторов внешней среды, которые определяют привлекательность инновационного рынка для организации. Инновационные возможности, предоставляемые организации ее внешней средой, во многом зависят от инновационной политики государства. Государственных гарантий, финансирования, организационной и информационной помощи требую: Ø Огромные затраты на НИОКР, риск при их проведении, Ø необходимость определения приоритетных направлений развития, Ø формирование инфраструктуры для инновационной деятельности, Ø координация деятельности государственного и частного сектора, Ø разработка новых и пересмотр действующих законодательных актов, способствующих активизации инновационного процесса.
Ситуация, сложившаяся в российской инновационной сфере, определяется как кризисная. Ø С одной стороны, она характеризуется наличием проблем инфраструктурного обеспечения инновационных процессов с учетом новой экономической ситуации, Ø с другой — отсутствием механизма стимулирования высокой активности участников инновационных процессов, инновационной восприимчивости товаропроизводителей, прежде всего ведущих отраслей промышленности, формирования рынка инновационных продуктов, государственных гарантий стабильности в сфере интеллектуального труда и производства. Инновационный кризис протекает в условиях общего кризиса. Единственный выход из сложившейся ситуации — структурная перестройка промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных формах собственности. В настоящее время отраслевую структуру экономики России западные специалисты характеризуют как типичную для развивающейся (а не экономически зрелой) страны. Основным признаком отсталости считается высокий удельный вес тяжелой промышленности и низкий удельный вес сферы услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и др. Устаревшие производственные мощности, огромные монополизированные государственные предприятия — порождает трудности для структурной перестройки, направленной на внедрение передовой технологии в области использования: новых материалов, предназначенных для замены традиционных; передовой биотехнологии, основанной на широком использовании микроорганизмов; оптической технологии (оптроники); телематики (электронная почта при сохранении конфиденциальности); микроэлектроники и создания искусственного интеллекта. Успехов в этом направлении в России можно достичь только на уровне государственной антикризисной инновационной политики, поскольку предприятия не способны добиться таких изменений самостоятельно.
Изучение опыта экономически развитых стран по созданию механизма государственного регулирования научно-технического развития является позитивным фактором в преодолении инновационного кризиса в нашей стране. Осуществление научно-технической политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа — Американский научный фонд, координирующий направления фундаментальных исследований, и Американский научный совет, представляющий интересы промышленности и университетов в научно-технической политике. Важнейшую роль в осуществлении государственных исследовательских программ играют Министерство обороны и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Другие министерства и государственные организации (Министерство энергетики, Национальный институт здравоохранения, Национальное бюро стандартов и др.) стимулируют НИОКР в пределах отраслевых программ. Особенностью американской структуры управления научно-техническим прогрессом является тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Среди них — Национальный центр промышленных исследований, Национальная академия наук, Национальная техническая академия и Американская ассоциация содействия развитию науки, основная задача которых заключается в поисках путей повышения научно-технического и экономического потенциала страны. Одно из направлений реализации этой задачи — эффективное использование уже накопленного арсенала достижений, изобретений, полученных в ходе выполнения федеральных программ, и передача их для внедрения в частный сектор. Особое внимание в США с начала 90-х годов уделяется передаче федеральных технологий — технологическому трансферту. Заинтересованность правительства и частного сектора в трансферте огромна, так как исследования показали, что 1 $ потраченный на фундаментальные исследования, дает отдачу в размере 2 $ через 6 - 7 лет, а от передачи технологии можно получить экономический эффект в соотношении 20:1 $ и результаты могут быть достигнуты уже в течение нескольких дней. Технологический трансферт: Ø способствует расширению объема продаж и рынков сбыта; Ø созданию новой, более совершенной техники и технологии; Ø сокращению стоимости производства; Ø стимулированию теоретических и прикладных исследований; Ø сокращению сроков проведения НИОКР и внедрения новой техники; Ø повышению производительности труда; Ø сокращению издержек производства; Ø повышению качества и расширению границ применения техники и технологии; Ø улучшению организации производства; Ø повышению квалификации кадров. В США действует Закон о передаче федеральной технологии, подкрепленный законодательными актами по стимулированию такой передачи: Ø пересмотрены положения по охране авторских прав на федеральную технологию, Ø расширены масштабы лицензирования, Ø разработаны мероприятия по повышению материальной заинтересованности ученых и инженеров от внедрения технологии.
В Японии вопросами инновационной политики государства занимаются высшие государственные органы власти. Премьер-министр Японии возглавляет Совет по делам науки. В его состав входят руководители ряда министерств и представители крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам науки формулирует стратегическую линию научно-технического развития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государственного бюджета. Управление по науке и технике осуществляет разработку и реализацию наиболее крупных национальных программ (космические исследования, разработка аппаратуры для ядерных реакторов и др.). В его рамках функционирует Японская корпорация развития исследований, занимающаяся поддержкой новых наукоемких фирм. Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) играет ключевую роль в разработке промышленных НИОКР и их внедрении. Контроль за выполнением конкретных направлений работ осуществляется Управлением по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленной технологии, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Управление национальной обороны стимулирует некоторые исследования в ракето- и авиастроении, а также электронной промышленности, имеющие как военное, так и гражданское применение. Механизм реализации инновационной политики прост. Ø После определения приоритетного направления исследований МВТП предлагает всем крупным корпорациям с соответствующим производственным профилем принять участие в реализации программы. Ø Министерство предоставляет корпорациям свои научные лаборатории, «подключает» к исследованиям ведущих ученых и специалистов из университетов, однако не оказывает сколько-нибудь существенной финансовой поддержки. Ø Основные затраты, связанные с проведением НИОКР, коллективно осуществляют корпорации-участницы. Ø Результаты исследований и разработок, а также ноу-хау сообщаются всем заинтересованным компаниям. Ø Японское правительство не выделяет значительных средств на финансирование промышленных НИОКР и не гарантирует компаниям рынков сбыта для новой продукции. Ø Оно принимает протекционистские меры для защиты национального рынка и тем самым помогает корпорациям «встать на ноги» на передовых направлениях НТП. Японские производители наукоемкой продукции на внутреннем рынке практически не испытывают давления со стороны иностранных конкурентов. Самым серьезным изменением, происшедшим в концепции государственного регулирования НТП Японии, было намерение правительства в ближайшее десятилетие вывести ее в мировые лидеры в новейших, еще не сформированных отраслях и производствах (новые материалы, микроэлектроника, биотехнология). Инновационная политика западноевропейских стран базируется на стимулировании «национальных чемпионов» — небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фирмами США и Японии. Им достается основная часть государственных средств на промышленные НИОКР. В Великобритании более 80% государственных дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходилось на пять фирм. Концентрация финансовых ресурсов на проведение НИОКР и «банка идей» в руках небольшой группы крупнейших корпораций, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила распространение передовых технологий и разработок в другие отрасли экономики. Результат такой политики - отставание западноевропейских производителей от передовых корпораций США и Японии. Совет ЕС стал играть все более заметную роль в координации научно-технического развития стран, входящих в ЕС, особенно в новейших отраслях. Основные причины переноса западноевропейской инновационной политики на общеевропейский уровень. Во-первых, национальный научный и финансовый потенциал в значительной степени оказался исчерпанным. Для мобилизации дополнительных ресурсов и получения ноу-хау необходимо было развивать международную кооперацию. Во-вторых, принятые программы на национальном уровне оказались неэффективными из-за небольших размеров рынка. В-третьих, конкурентные позиции европейской промышленности (особенно в микроэлектронике) еще более ухудшились.
Обобщение мирового опыта дает возможность сформулировать основные задачи антикризисной инновационной политики государства: * активизация деятельности государственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности; • создание общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США); • разработка программ по использованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии; • формирование инновационной инфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме; • выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для российской экономики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.008 с.) |