Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины конфликтов и их роль в антикризисном управленииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Трудовая деятельность - предполагает взаимодействие работников, наличие отношений власти и подчинения, деловое общение. Эти процессы являются сложными по их организации и исполнении. В них заложены предпосылки противоречий между участвующими субъектами: отдельными сотрудниками, рабочими группами или целыми подразделениями организации. Конфликты возникают в ходе: ♦ установления и достижения целей; * распределения и выполнения должностных полномочий и задач; ♦ распределения ресурсов; ♦ реализации коммуникаций. Установление целей: В организации каждый работник и группа работников имеют свои цели. Например, рабочий может не задумываться над своими личными целями, но он всегда действует в соответствии с ними. Если организация трудового процесса препятствует достижению целей индивидов и групп (выполнению производственных заданий, получению высокой заработной платы, продвижению по служебной лестнице и др.), то она создает причину для конфликта. Конфликт может проистекать также из-за различия в целях. Например, служба, занимающаяся сбытом готовой продукции, может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объемы сбыта. Однако цели производственных подразделени, выполнить легче, если номенклатура продукции будет менее разнообразна. Отдельные работники, преследуя собственные цели, иногда могут вступить в конфликт с целями других индивидов или целых подразделений. Например, стремясь больше заработать, он трудится более интенсивно, чем это принято в бригаде, возникает противоречие между работником и стандартом групповой работы. В процессе распределения и выполнения должностных полномочий и задач могут возникнуть конфликты, обусловленные: • взаимозависимостью задач. Один работник или группа зависят в выполнении задачи от других. Например: при работе на конвейере требующем последовательных действий множества работников. • переносом проблем, решение которых должно было бы идти по вертикали на горизонтальный уровень отношений. Например, неполадки в действующем оборудовании, несвоевременное обеспечение работников инструментами, материалами часто приводят к конфликтам между рядовыми работниками, в то время как решение этих проблем — задача руководителей подразделения. • невыполнением функциональных обязанностей в системе «руководство - подчинение». Например, руководитель не обеспечивает ритмичность работы участка - снижается заработная плата; или безответственность подчиненных ведет к производственным потерям подрывая престиж руководителя. Таким образом, трудовой процесс порождает множество возможностей и причин для развития конфликта.
2. Психологические особенности человеческих отношений. Они заключаются: • в неблагоприятной психологической атмосфере в коллективе - вызванной образованием, культурными, этническими различиями сотрудников, действиями руководителей; • плохой психологической коммуникации, т. е. работники не понимают, не учитывают намерения, состояние друг друга, не считаются с потребностями и интересами своих коллег; • симпатиях и антипатиях работников, ведущих к их совместимости или несовместимости.
3. Личностные характеристики членов коллектива - заключаются в различиях: • в стиле и манере поведения; • чувствах и эмоциональности; • восприятии жизненных ценностей.
Рассмотренный перечень причин может быть еще дополнен и расширен. На вероятность возникновения причины конфликта оказывают влияние демографические характеристики (пол и возраст). Например, для женщин характерна конфликты, связанные с их личными потребностями — заработной платой, распределением отпусков, премиями. Мужчины предрасположены к конфликтам, связанным с самой трудовой деятельностью — организацией труда, определенностью полномочий, функций; С увеличением возраста работников - конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации, нарушением трудовой дисциплины, несоответствием требованиям, предъявляемым руководителем и т.д. Процессуальные характеристики конфликта Для руководителя, стремящегося реализовать принципы АУ, конфликт — это не спонтанное столкновение, а процесс, протекающий во времени и пространстве. Он не возникает ниоткуда. У него есть почва, на которой он развивается, есть участники, придерживающиеся противоположенных точек зрения, имеющие различные цели, интересы, суждения. Понимание процесса конфликта позволяет осознанно им управлять. Процесс конфликта состоит из четырех стадий (рис. 15.3).
Стадия возникновения конфликтной ситуации Конфликтная ситуация возникает - когда интересы сторон вступают в противоречие друг с другом, однако открытого столкновения еще нет. Конфликтная ситуация может: Ø складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон, Ø может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Главная черта этой ситуации — возникновение предмета конфликта. Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу. Внешними признаками конфликтной ситуации является · напряжение отношений между сотрудниками, · появление негативных установок, · неадекватные ситуации, · эмоциональные проявления и т. д. В процессе развития событий под влиянием объективных и субъективных факторов конфликтная ситуация может: · исчезнуть, · трансформироваться в другую · перерасти в открытый конфликт.
Стадия возникновения инцидента Происходит событие, которое является поводом для «взрыва» напряженной ситуации и столкновения субъектов конфликта. Повод для активизации деятельности противоборствующих сторон называется инцидентом. Инцидент может: · возникнуть целенаправленно или произойти случайно, · быть как объективным, так и субъективным, т. е. существующим только в воображении конфликтующих сторон.
Стадия кризиса в отношениях Конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Наступает кризис в отношениях. Он может проявляться в открытой и скрытой формах. Открытый конфликт — это явно выраженное столкновение сторон в виде спора, ссоры, агрессивных действий. В этом случае между оппонентами происходит разрыв отношений. Скрытый конфликт характеризуется отсутствием явного противостояния. В этом случае противоборствующие стороны внешне могут сохранять видимость нормальных отношений, а для борьбы использовать скрытые способы воздействия друг на друга (интриги, действия «чужими руками» и др.). Стадия завершения конфликта Конфликт разрешается не всегда однозначно: Ø Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, Ø а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил. Ø приобретение им затяжного характера. Это способствует появлению множества отрицательных последствий конфликта, в том числе — порождению новых конфликтных ситуаций. Внутри каждой из стадий конфликт может развиваться как в конструктивном, так и в деструктивном направлении. При рациональном поведении руководителя и участников столкновения конфликт, проходя все этапы своего развития, может оставаться конструктивным, и негативные последствия будут сглажены.
Управленческие воздействия по урегулированию процесса конфликта возможны на любой из стадий. Выбор времени и способа вмешательства руководителя в этот процесс зависит от многих факторов: * причины конфликта; * субъектов конфликта и их личностных психологических качеств; * прогнозируемых последствий конфликта; * умения и желания руководителя налаживать социальное взаимодействие и др. Однако установлено, что если менеджер вмешивается в конфликт на начальной стадии его развития, то вероятность его разрешения достигает 90%, а на стадии кризиса в отношениях — только 5%. Разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию, и восстановление нормальных отношений между людьми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.29.146 (0.01 с.) |