Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школа человеческих отношенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Применительно к АУ идеи Мэйо и Ретлисбергера формулируются след образом: 1) с каждым работником надо обращаться как с индивидуальной личностью (в кризисной ситуации индивидуальный подход необходим для придания работникам ощущения устойчивости и определения функций по стабилизации обстановки); 2) на трудовую активность сильно влияют личные проблемы, которые не могут быть простыми (усиленное внимание и непременная помощь); 3) отношение к труду сильно зависит от отношений в небольших неформальных группах (такие группы могут создавать невыносимые условия работы, поэтому руководители соответствующих подразделений должны лично заняться нейтрализацией таких групп и отчитаться); 4) эффективная информация может быть решающим фактором производства (от степени достоверности, полноты и оперативности информации не редко зависит четкость действий персонала и судьба фирмы); 5) самым сильным фактором в трудовых отношениях является стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе (это надо использовать при формировании корпоративного духа, единого стремления к ее защите от распада и расформирования); 6) главным критерием отбора управляющих, особенно нижнего звена, является владение искусством общения с людьми.
Приведенные положения концепции человеческих отношений характеризуют выход проблемы мотивации персонала за рамки чисто товарно-денежных (экономических) отношений и существенное возвышение психологической составляющей. В условиях рынка именно такая система управления, где основное внимание уделяется человеческим отношениям, является наиболее оптимальной. В экономической литературе: Человеческий фактор - личность, группа лиц. коллектив, общество, включенные в систему управления.
В современном АУ находят применения вывод и рекомендации на основе теории Х и теории Y Дугласа Макгрегора, которого считают одним из основоположников поведенческой концепции в управлении. В экстремальных условиях управление кризисной организацией может быть построено по одному из типов организации: Управление типа X. Основа: человек избегает работы, не желает брать на себя ответственность и предпочитает, чтобы им управляли. Тогда АУ должно базироваться на жестком принуждении к работе и назначении авторитарных руководителей на разных уровнях управленческой структуры. Управление типа Y. Основа: выполняемая работа для человека -естественная потребность, он способен к самоконтролю и его ответственность по отношению к организации зависит от вознаграждения.
Естественно что в реальном менеджменте нет в чистом виде ни системы тип. X, in, системы типа Y. Однако в зависимости от, качественного свойства фирмы, степени ее кризисности может оказаться предпочтительной одна из этих систем. Попытки их комбинирования привели к возникновению объединительных концепции'. Естественно, что в реальном менеджменте нет в чистом виде и системы типа X, ни системы типа Y. В зависимости от качественного свойства фирмы, степени ее кризисности может оказаться предпочтительной одна из этих систем. Попытки их комбинирования привели к возникновению объединительных концепций1. Теории X и Y, для антикризисного управления она представляется более предпочтительной, потому что в неустойчивом состоянии организации приобретают повышенную значимость четкость организационных структур, категоричность решений и неукоснительность их исполнения. Причем для промышленных фирм, находящихся в состоянии глубокого организационного стресса, оказываются более эффективными подходы к менеджменту по системе типа X. Напротив, для фирм, осуществляющих антикризисные меры в условиях относительной стабильности, предпочтительна система управления типа Y.
Значительный вклад в развитие теории мотивации на основе поведенческой концепции инее Абрахам Маслоу (1908—1970). Предложенная им «пирамида потребностей» (Пирамида Маслоу) базируется на следующих трех постулатах: 1) люди постоянно нуждаются, и их потребности никогда не могут быть удовлетворены; 2) неудовлетворенность потребностей побуждает к действию; 3) существует определенная иерархия потребностей, обусловленная объективными и личностными факторами.
Потребности двух нижних уровней А.Маслоу называл дефицитными, а трех верхних — роста. Через Пирамиду Маслоу кризисную организацию можно представить в двух основных состояниях: 1) выживание; 2) развитие.
Ранжирование потребностей по Маслоу может быть весьма полезно для дифференцированной мотивации конкретных групп работников. Такой подход может быть эффективен в условиях острого дефицита денежных средств, характерного для кризисных организаций, когда необходимо отобрать ключевые группы работников и четко их простимулировать для выполнения стабилизационных функций.
Таким образом, школа человеческих отношений и поведений дает интересный инструментарий дли исследования проблем и решения прикладных задач антикризисного управления. Многие теоретические выводы и рекомендации сформировавшееся в рамках этого научного направления имеют актуальность для современного менеджмента. Количественная школа Бурное развитие математического аппарата, электронно-вычислительной техники, с одной стороны, и усложнение экономических систем с другой, определили необходимость использования количественных методов расчетов в проектировании и обеспечении функционирования хозяйственных организаций микро и макроуровня. Экономическо-мтематические расчеты в оценке кризисной ситуации и составление многовариантной картины ее развития представляют особую ценность для АУ, где предъявляют высокие требования к быстрому принятию решений, без ущерба их качеству. Зарождение количественной школы обычно относят к 50—60-м годам XX в., когда в мире получило активное развитие экономико-математическое моделирование. В числе первооткрывателей этого научного направления в менеджменте называют американских профессоров В. Леонтьева1, Дж. Марча и X. Саймона. В России математические концепции управления получили развитие в работах академ иков Л. В. Канторовича^. С. Шаталина, Н.Я.Пет-_ ракова и др.! Компьютеризация сбора и обработки управленческой информации представляет собой один из основных инструментов антикризисного менеджмента. В нем находят наиболее широкое применение следующие положения и приемы количественной школы: 1) экономико-математический анализ генезиса событий в кризисной организации; 2) методы количественных измерений в оценке управленческих решений; 3) экономико-математическое моделирование развития кризисной ситуации; 4) разделение процесса разработки решений на серию последовательных шагов («дерево целей»).
Процесс принятия решений на основе количественных методов состоит из следующих этапов: 1 этап — определение границ и критериев. Для решения управленческих задач в кризисно); организации имеется крайне ограниченный набор ресурсов (фонды, люди, время и др.) 2 этап — выявление альтернатив. Заключается в нахождении иных, кроме известного, вариантов решения управленческой задачи. 3 этап – сравнение альтернатив. Практика показывает, что эффективность такой работы выше там, где разработка альтернативных вариантов решения и их оценка осуществляется разными исполнителямиэ
Для кризисной фирмы основными критериями эффективности управленческого решения являются: 1) плюсовок бухгалтерский баланс; 2) прирост объема продаж; 3) сохранение численности персонала; 4) сокращение задолженностей по налогам и другим обязательным платежам. При этом главным (определяющим) критерием выступает обеспечение как минимум нулевого платежного баланса. Следует иметь в виду, что для кризисной организации вопросы сохранения интеллектуалоемкой продукции, сокращения персонала, функционирования объектов соцкультбыта отодвигаются на второй план. Поэтому высшее руководство, выбирая варианты решений по актуальным критериям, должно все же находить ресурсы и для хотя бы частичного решения названных стратегических проблем1. 4 этап — выбор. В кризисной ситуации резко возрастает ответственность за выбранный вариант решения. В условиях организационного стресса обычно не находится идеальное решение. Это объясняется отсутствием достаточной информации, а также времени на анализ ситуации и выработку решения.
Практика показывает, что в силу множества субъективных факторов избранный вариант решения в последующем подвергается довольно сильной доработке. При внедрении (исполнении) принятых решений должна быть налажена четкая обратная связь, что позволит своевременно вносить эффективные управленческие коррективы. Одним из базовых методов количественной школы в менеджменте выступает экономико-математическое моделирование. Основным назначением модели является изображение ситуации в облегченном для понимания виде. Системно-ситуационная школа Развитие фирм, а также экономических макро- и микро систем к 60-м годам XX в. обнажило проблему учета их взаимосвязей в пространстве и во времени. Это явилось основой для соответствующих исследований, которые развились в концепции системного и ситуационного подходов в менеджменте.
Системный подход предполагает рассмотрение организации как целостной сис темы в меняющейся среде.
Вантикризисном управлении системный подход выступает базовой методологией: Ø в оценке состояния кризисной организации, Ø прогнозировании развития событий Ø разработка решений по направлению их в заданное русло.
Если в общем менеджменте в действиях управляющего можно допустить чисто ситуационный подход, то в антикризисном управлении недоучет качества системы, которую представляет собой кризисная фирма чреват неточными решениями и крупными потерями. В этом заключается главная причина системно-ситуационной направленности антикризисного менеджмента.
Системно-ситуационный подход в антикризисном управлении предполагает осуществление Ø мониторинга внутренней и внешней среды фирмы, Ø экспресс-анализа состояния системы, Ø составление прогнозов развития ситуации Ø разработку многовариантпых управленческих решений, адекватных ее изменению. Одной из разновидностей системно-ситуационного направления в менеджменте является маркетинговая концепция, В общем виде решение конкретных проблем антикризисного управления с позиций системно-ситуационного подхода предполагает выделение следующих компонентов существо проблемы (в чем заключается основное несоответствие между равновесным и кризисным состоянием фирмы); локализация проблемы (в какой сфере, области, отрасли, отделе фирмы проявляется основная часть кризисности); кто «владеет» проблемой (какое отделение фирмы в наибольшей мере заинтересовано в устранении конкретного явления кризисности); масштаб проблемы (насколько существенны для фирмы проявления конкретной кризисности); временной график зарождения и динамики проблемы (когда возникла кризисность, как она развивалась во времени, каковы прогнозы ее дальнейшей динамики).
Исследование причин кризисности организации и разработку мероприятий по их преодолению удобно осуществлять методами анализа конкретных ситуаций. Выделяют следующие пять типов анализа конкретных ситуаций: 1) всесторонний (глубокое изучение ключевых проблем кризисности организации в совокупности ее внутренней и внешней сред); 2) специализированный (выделяется центральное проблемное звено кризисной организации и проводится его углубленное изучение); 3) инициативный (выбирается проблемный аспект или разрабатывается альтернативный вариант решения по выходу из кризиса); 4) «на выживание» (исследуются граничные параметры обеспечения неизменности системы кризисной организации); 5) интегрированный (привлечение информации о функционировании других организаций деловой среды, мезо- и макросистем). Показанная выше стратификация проблемы кризисностн и типизация анализ1, конкретных ситуаций может применяться как для фирмы в целом так и для отдельных ее подразделений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.140 (0.011 с.) |