ТОП 10:

Особенности зем. отношений, их общая ха-тика. Земля как объект зем. отношений.



Особенности зем. отношений, их общая ха-тика. Земля как объект зем. отношений.

Особый хар-р зем отношений обусловлен специф особенностью земли.

Земля (земли) – земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности. Земля явл. особым объектом природы имеющим такие св-ва, которые не присущи иным природным объектам или объек., создан. ч-ком. Главной х-кой земли служит пространство – террит. на кот. человечество сущест, и раз-тся. Поэтому землю нужно рас-вать как слож. природ. компонент. Земля отлич. от всех других объектов тем, что она физ.ограничена. Весь зем.массив распределён между соб-ками, владельцами и ползоват. земли.

Признаки земли: 1.зем.сущ. без всякого содействия со стороны ч-ка. 2.земля явл. естеств. средством производства продуктов пр-ды. 3.земля относит. к числу не уничтож. природ.ресурсов. 4.ограничена в прост .т.е. не может быть увеличина людьми.

З– многоаспектное явление и в конкретных отнош может выступать в различных аспектах. (как основа жизни и деят-ти, как пространств предел деят-ти, как предмет и средство производства, как пространст-терит базис для размещ иных объектов.

З рассматривают как: экономическую категорию (объект хоз-я), политический объект (предел осущ политики гос-ва), правовая категория (объект имеющ прав статус).

Земельные отношения – отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных участков;

 


Принципы земельных отношений.

Принципы – основополагающие руководящие идеи, положения ,объективно обусловленные характером зем. отнош. отражающие направленность, структуру и содержание ( т.е.сущность ) зем. права.

Принципы: Общеправовые-нужно отнести типичные исходные начала (законности, гластности, демократизма).

К отраслевым (специальным) относятся следующие:

1. Принцип государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель. Государственное управление земельными ресурсами осуществляется в отношении всех категорий земель и не зависит ни от формы собственности земли, ни от того, используются они или нет, поскольку государство реализует свое право территориального верховенства. Последовательное применение указанного принципа позволяет создать условия для рационального использования и охраны земель.

2. Обязательной государственной регистрации земельных участков,прав на них и сделок с ними. Создание, изменение, прекращение существования земельных участков, возникновение, переход, прекращение прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации

3. Единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений). Согласно данного принципа все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных законами.

4. Единого порядка изъятия и предоставления земельных участков.

5. Использования земельных участков по целевому назначению. Участки земли имеют конкретное целевое назначение, в соответствии с которым собственники, землевла-

дельцы, землепользователи обязаны их использовать. Целевое назначение отражается в правоустанавливающих документах на земельные участки и не может быть самовольно изменено собственниками, землевладельцами, землепользователями. Неиспользование земельного участка в соответствии с его назначением или использование участка не по назначению влечет применение мер ответственности.

6. Приоритета использования сельскохозяйственных земель для ведения сельского хозяйств. Всеобщим и наиболее важным приоритетом является приоритет сельскохозяйственного использования земли, что выражается в предоставлении земель, пригодных для сельского хозяйства, прежде всего для нужд сельского хозяйства. Для несельскохозяйственных нужд (для строительства дорог, предприятий, линий связи, электропередачи) должны предоставляться земли несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные земли худшего качества.

7. Эффективного использования земель. Поэтому основным принципом земельного права является принцип рационального использования земли, который предполагает наиболее эффективное, экономически и экологически обоснованное использование земельных ресурсов.

8. Охраны земель и улучшения их полезных свойств. Нормы земельного права, имеющие частно-публичный характер, призваны обеспечить регулирование отношений, прежде всего в области использования земли, с учетом того, что земля – это не только объект недвижимости, но и природный ресурс.

9. Платности землепользования. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы в зависимости от основания пользования земельными участками обязаны платить земельный налог или арендную плату. Исключения из этого принципа могут быть установлены только законодательством.

10. Установления ограничений (обременении) прав на земельные участки в целях общественной пользы и безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурных ценностей, защиты прав и защищаемых законом интересов других лиц; гласности и учета общественного мнения при принятии решений государственными органами об изъятии и предоставлении земельных участков, установлении ограничений (обременении) прав на земельные участки, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан. Так, правовое регулирование использования и охраны

земель осуществляется в интересах всего общества, при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком

11. Защиты прав землепользователей. Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и законодательством об охране и использовании земель.

12. Соблюдения законодательства об охране и использовании земель и ответственности за его нарушение. Лица, нарушившие законодательство об охране и использовании земель, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Субъекты зем отношений

Субъектами земельных правоотношений являются только такие лица или образования, которых действующее законодательство наделило юридическим свойством (правосубъектностью), позволяющим участвовать в земельных правоотношениях. В зависимости от правового статуса участников земельных правоотношений можно выделить следующие категории субъектов:

1. Президент Республики Беларусь. Наиболее широкими правомочиями в земельных правоотношениях обладает государство в лице Республики Беларусь.

2. Государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель. Государственные органы, обладающие специальной компетенцией по регулированию земельных отношений, участвуют в правоотношениях по управлению землями и охранительных земельных правоотношениях.

3. Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели. Юридические и физические (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства) лица могут быть субъектами земельных правоотношений всех видов.

4. Международные организации, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства. Иностранные государства могут участвовать в правоотношениях собственности на землю и правоотношениях по использованию земли на условиях аренды.Объекты земельных правоотношений.

В зависимости от вида земельных правоотношений их объектами могут быть:

1) земля как компонент природной среды; земля Республики Беларусь может быть объектом правоотношений государственной собственности на землю, правоотношений по управлению землями, охранительных земельных правоотношений, а в отдельных случаях – и правоотношений по использованию земли, если они связаны с общим землепользованием.

2) индивидуально-определенные земельные участки или их части.

Земельный участок или его часть выступают объектом правоотношений, связанных с осуществлением прав на землю. земля (земли) – земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности. Ограничение (обременение) прав на земельный участок – установленное принятым в соответствии с законодательными актами решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель, в соответствии с его компетенцией либо остановлением суда условие или ограничение либо запрещение в отношении осуществления отдельных видов хозяйственной или иной деятельности, других прав на земельный участок в целях общественной пользы и безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурных ценностей, защиты прав и защищаемых законом интересов других лиц.

Основания возникновения и прекращении земельных правоотношений.

Основаниями возникновения и прекращения земельных правоотношений служат, как правило, действия. Это могут быть:– правомерные действия, если речь идет о возникновении, а в ряде случаев и прекращении правоотношений земельной собственности, землевладения, землепользования, по управлению землями;– неправомерные действия, которые являются основанием возникновения охранительных земельных правоотношений.

Правомерные действия, приводящие к возникновению земельных правоотношений, могут совершаться в форме:

– административного акта;

 

– сделки;

– судебного решения;

– международного договора.

Прекращение земельных правоотношений:

– правомерные действия (добровольный отказ от земельного участка или прекращение деятельности юридического лица, отчуждение участка);

– неправомерные действия (использование участка не по целевому назначению, нерациональное использование земельного участка);

– бездействия (неиспользование земельного участка в течение предоставленного срока, невнесение земельного налога более двух лет подряд)

– события (смерть собственника, истечение срока, на который был предоставлен земельный участок).

 

 


Формы и виды права собственности на землю. Содержание права собственности на землю

Сущность и содержание отношений соб-ти зависит во многом от роли и значения земли как объекта матер. мира в жизни общества. В соответствии с ГКРБ собственнику земли принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться з/у. Правомочия владения - фактическое обладание з/у как объекта земельного недвижимого имущества, т. е. возможность определять участок, как часть своего хоз-ва, числить его на балансе. Собственник регистрирует з/у, отграничивает его от др. з/у, закрепляет его границы на местности. Правомочия права пользования- юр. обеспеченную возможность извлечения из участка его полезных свойств. При условии соблюдения целевого назначения. Правомочия распоряжения - юр. обеспеченная возможность определять судьбу з/у. Распоряжение землёй может выражаться в 2 основных формах: правовой и вещественной (продажа, дарение). Вместе с тем круг распорядительных действий (свобода рассмотрений) собственника ограничены теми пределами, кот. установлены законом.

2 формы собственности: частная(граждан и юр. лиц), государственная.

ст. 12 Кодекса о земле 2008 г. собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной формах.

В зависимости от того, кто является собственником земли, субъектом соответствующих отношений и носителем права собственности – отдельный человек, коллектив, народ, нация, выделяют самостоятельные формы собственности.

В свою очередь частная собственность подразделяется на следующие виды:

– право частной собственности граждан (в частной собственности находятся земельные участки, приобретенные гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии с законода-

тельством.);

– право частной собственности юридических лиц.

Кроме того, земля может находиться в собственности иностранных государств.

Земля также может принадлежать на праве общей (совместной или долевой) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

 

 

18.Право гос. собственности на землю. Право собственности на землю иностранных государств.

Право гос. собственности на землю – совокупность норм, закрепляющих принадлежность земли г- ву, а также мера возможного поведения г- ва в отношении всех земельных ресурсов республики.

Субъект права соб- ти на землю – РБ. Объект- весь земельный фонд РБ, за исключ зу, кот переведены в ЧС.

Ст.13 КоЗ: зу, не подлежащие предоставлению в ЧС:1. земли селхоз назн-я; 2. земли лесного фонда; 3. земли гос водного фонда; 4. земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; 5. земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; 6.земли под улицами и иными местами общего пользования. Не подлежат предоставлению в частную собственность зу: 1. на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности; 2. на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации и первоочередного отселения); 3.на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых. Их перечень утверждается Советом Министров; 4.которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов и градостроительными проектами детального планирования предусмотрены для иного целевого использования. Черты гос. собственности:1.В соб- ти г- ва нах- ся большее кол-во земли, чем в частной правособственности. 2. Частная соб – ть на землю ограничена как размерами земель, так и кругом участников. 3.Государство приобритает имущ-во как по по основанием, явл общими для всех, так и присущие только ему. 4. Г- во само устан. рамки своих прав соб- ти. 4. Г- во одновременно выступает как собственник земли и носитель политической власти. Содержание права соб- ти:1. Правомочия владения - право гос. собственности распр. на все земли, находящиеся в соб-ти РБ, независемо использ-ся они или нет. 2. Правомочия пользования – возможность хоз эксплуат земель путем извлечения ее полезных св-в и получения дохода. 3. Право распоряжения – возможность РБ совершать действия, опред целевое назн-е и конкр пользователей, порядок налогооблажения, и льготы по взиманию платежей.

Иностранное государство может приобрести в собственность зу для обслуживания зданий, используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного гос-ва, если: гос-во РБ может для этих же целей приобрести в собствен зу на тер-рии этого гос-ва, одновременно с приобрет в собствен зу на тер РБ иностр гос-во предоставл РБ зу на тер этого иностран гос-ва.


КоЗ 2008

Изыскательские работы - работы, осущ. на местности в целях сбора информации о поверхности земли, недрах для проектирования объектов, разработки месторождений полезных ископаемых и в иных целях;

Юр. лица, индивид. предприним., осущ. изыскательские работы, могут проводить эти работы на землях всех категорий без изъятия земельных участков у землепользователей. (обязаны за свой счет приводить эти з.у. в сост. пригодное для использ. по целевому назначению).

Приведение з.у. в пригодное для использ. по целевому назначению состояние производится в ходе работ, а в случае невозм-ти этого – не позднее чем в 1 мес. после завершения работ.

Разрешение на проведение и.р. на з.у. выдаётся Мин.гор, рай, сельск, поселк. исполкомами на срок не б.1г. по соглос. с землепользователем.

Юр. лица, индивид. предприним. возмещают землепольз-м убытки,

в случае, если они по технологии выполнения требуют временного размещения на з.у. строений, оборудования, техники, ограничивающих полностью или частично использование этих з.у. землеп-ми.

Изъятие и предост-е з.у. не требуется для размещение геодезических пунктов, строительства подземн. линейных сооружений, осуществляемого в границах охранных зон этих сооружений в срок до 1,5 лет без вырубки древесно-кустарник. растит-ти.

Строительство таких сооружений осущ-ся на основании зем.-кадастров. документации, акта выбора размещения з.у. с возмещением убытка и потерь с/х и лесохоз. производства, если таковые участки имеются.

 

 

Особенности зем. отношений, их общая ха-тика. Земля как объект зем. отношений.

Особый хар-р зем отношений обусловлен специф особенностью земли.

Земля (земли) – земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности. Земля явл. особым объектом природы имеющим такие св-ва, которые не присущи иным природным объектам или объек., создан. ч-ком. Главной х-кой земли служит пространство – террит. на кот. человечество сущест, и раз-тся. Поэтому землю нужно рас-вать как слож. природ. компонент. Земля отлич. от всех других объектов тем, что она физ.ограничена. Весь зем.массив распределён между соб-ками, владельцами и ползоват. земли.

Признаки земли: 1.зем.сущ. без всякого содействия со стороны ч-ка. 2.земля явл. естеств. средством производства продуктов пр-ды. 3.земля относит. к числу не уничтож. природ.ресурсов. 4.ограничена в прост .т.е. не может быть увеличина людьми.

З– многоаспектное явление и в конкретных отнош может выступать в различных аспектах. (как основа жизни и деят-ти, как пространств предел деят-ти, как предмет и средство производства, как пространст-терит базис для размещ иных объектов.

З рассматривают как: экономическую категорию (объект хоз-я), политический объект (предел осущ политики гос-ва), правовая категория (объект имеющ прав статус).

Земельные отношения – отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных участков;

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.245.125 (0.012 с.)