Инновационный процесс как фактор антикризисного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационный процесс как фактор антикризисного управления



Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития.

Развитие — это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности орга­низации (фирмы), ее рост.

Если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через опреде­ленный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособ­ной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции, снижение размеров прибыли, возникновению кризисной ситуации и может послужить причиной банкротства.

Особенно актуальна эта проблема для экономики нашей страны, переживающей переход к рыночным отношениям, в проведении инновационных мероприятий, а также отсутствием у государственных структур целостной иннова­ционной политики.

Кризис в экономике страны усугубляется инновационным кри­зисом, который проявляется в резком снижении управляемости про­цессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов.

Управление инновационными процессами - одна из важнейших задач АУ.

Характер и особенности развития инновационных процессов определяют

Ø общая экономическая ситуация,

Ø закономерности развития, свойственные инновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории ново введений начиная с момента ее возникновения.

Ø Оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в част­ности.

 

Известный американский экономист Эдвард Дёминг, которому японская промышленность обязана рождением и всемирным успе­хом, изложил в книге «Выход из кризиса» свою программу управле­ния корпорацией в условиях жесткой конкуренции. Суть этой программы представлена в 14 принципах, следовать которым он призывает руководство компаний. Вот некоторые из них:

• сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель — стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места;

• постоянно совершенствуйте систему производства и обслужи­вания, чтобы повышать качество и производительность и та­ким образом непрерывно снижать затраты;

• создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;

• сформируйте систему эффективного руководства. Цель ин­спектирования — помочь людям работать лучше. Контроль за деятельностью служащих нуждается в пересмотре не меньше, чем контроль за деятельностью рабочих;

• внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования;

• сделайте так, чтобы каждый сотрудник компании участвовал в программе преобразований. Преобразования — дело каждого!

Реализация принципов связана с форми­рованием эффективной системы инновационного управления пред­приятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и занимать лидирующие позиции в своей отрасли.

 

Понимание целей и задач инновационного развития предприятия, структуры инновационного процесса, в основе которого лежат инновационные циклы, дают теоретические знания.

Наибольший вклад в развитие теории инновации принадлежит австрийскому экономисту И. Шумпетеру, разработавшему в начале века собственную теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста составляют новведения. В соответствии с классификацией по­нятие «нововведения» рассматривается, как:

1) изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заклю­чаться также в новом способе коммерческого использования соот­ветствующего товара;

3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов рав­ным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5) проведение соответствующей реорганизации, например обес­печение монопольного положения (посредством создания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

 

Значительный вклад в формирование теории инновации внесли русские исследователи.

Это прежде всего Н.Д. Кондратьев — автор теории больших конъюнктурных циклов. Волновая теория Конд­ратьева дала возможность специалистам в области управления ис­следовать причины спадов в промышленности и определить пути преодоления кризисов за счет инновационного обновления капитала.

Современная концепция теории инновации включает такие по­нятия, как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл тех­нологии производства». В самом общем виде структуру жизненного Цикла продукции, включая инновационный процесс, можно пред­ставить следующим образом (рис. 12.1).

В начальной фазе научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ (НИОКР) проводятся фундаментальные теорети­ческие исследования, прикладные изыскания и проектно-конструкторские разработки.

Результатом их проведения являются новые знания, научные идеи, т. е. полезная информация более высокого П0Рядка, чем ранее существовавшая. В связи с тем, что научное знание стало теоретической основой развития производства, в развитых странах фундаментальным теоретическим исследованиям и поисковым НИР уделяется особое внимание. Именно они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности, представля­ющий собой интеллектуальный продукт, рыночную стоимость кото­рого оценить весьма сложно.

Этап проектно-конструкторских разработок — заключительный для стадии исследования. Исследование должно завершаться поиском действенных форм внедрения в производство полученных знаний, способных обеспечить его качественные изменения. Выполнение этого требования возможно посредством нововведений, способству­ющих внедрению изобретений в производство.

В процессе опытно-технологических работ формируется новая научно-техническая информация, отражаемая в соответствующей документации. На данном этапе часто изго­тавливается первый образец новой техники или другого новшества, который является формой выражения полученной информации, ее своеобразной иллюстрацией.

Основными целями фазы технологического освоения производ­ства являются его подготовка к внедрению результатов разработок и обеспечение необходимых для этого условий. Здесь осуществляется непосредственное взаимодействие науки и производства, от которого зависят темпы освоения прогрессивных новшеств, сроки их внедре­ния и начало массового производства новых продуктов.

На следующей фазе происходит тиражирование новых продук­тов. Стабильное производство призвано обеспечить удовлетворение потребностей общества в конкретных видах изделий заданного ка­чества и количества. В этом состоит сущность данного этапа.

Последняя фаза жизненного цикла продукции демонстрирует стадию, когда рынок достигает насыщения, происходит снижение объемов продаж и дальнейшее обеспечение спроса на продукцию возможно благодаря применению новых технических или техноло­гических решений с целью обновления выпускаемой продукции и закрепления положения предприятия на рынке.

 

Изучение жизненного цикла продукции приводит к ряду выво­дов, которые полезно иметь в виду, определяя стратегию инноваци­онного процесса:

• кривые изменения прибыли и объема продаж продукции де­монстрируют случай успешного внедрения новшеств на ры­нок. После компенсации всех стартовых затрат, связанных с НИОКР, требующих больших инвестиций, рост прибыли зна­чителен. Однако инновационный процесс характеризуется ус­ловиями неопределенности и всегда существует большой риск рыночной неудачи новшества;

• первоначальный успех зависит во многом от способности раз­работать действительно новый продукт, удовлетворяющий спрос рынка, тогда как последующая прибыль зависит в ос­новном от маркетинга и уровня производства, обеспечива­ющего требуемый объем продаж с наименьшими затратами.

 

Инновационный процесс, являясь частью жизненного цикла про­дукции, включает различные стадии — начиная от исследования и разработки новой технической идеи, технологии и кончая доведе­нием ее до промышленного внедрения, получения нового продукта и его коммерциализации. Заключительный этап инновационного процесса, связанный с освоением масштабного производства новой продукции, требует реконструкции производственных мощностей, совершенствования технологии, подготовки персонала, рекламной деятельности и т. д.

Однако инвестиции про­должают носить рисковый характер, т.к. реакция рынка еще неизвестна. Новый продукт, создан­ный с учетом всех достижений научно-технического прогресса; мо­жет быть не востребован на рынке. Поэтому важен этап ком­мерциализации, где через маркетинг формируется спрос на новую продукцию, осуществляется обратная связь с потребителями произ­веденного нового продукта и определяется дальнейший ход иссле­дований и разработок.

Все этапы инновационного процесса предпола­гают свои методы организации труда, управления, финансирования, кадрового обучения.

Для уменьшения риска предприятие должно интегрировать различные этапы инновацион­ного процесса в единую цепь, каждое звено которой выполняет важную задачу в достижении общей цели — получения нового изделия или технологии.

Важность приобретает стыковка звеньев, обеспечи­вающая непрерывность, гибкость и динамику всего процесса, когда результат предшествующего этапа служит основой для поступательного движения на следующий.

Объектом ин­новации в антикризисном управлении могут быть:

Ø новая продукция

Ø новые технологии,

Ø новые рынки,

Ø новые методы управления,

Ø новые организационные структуры и т. д.

 

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурент­ных преимуществ, необходимостью разделения рынка на сектора, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания.

А стратегическое управление нововведениями — важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных реше­ний, от возможности находить такие решения, которые организаци­онно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции.

При принятии управленческих решений следует исходить из особенно­стей инновационного процесса, учитывать степень новизны ново­введений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия.

На рис. 12.2 представлена схема процесса принятия инновационных решений.

В верхней части рисунка показана комбинация прогнозов обще­экономической обстановки и анализа возможностей при формули­ровании стратегии, а в нижней — выводы для процесса отбора проектов. Эти две части связаны воедино инновационной стратегией.

Формирование инновационной цели - представляет собой желаемый результат деятель­ности предприятия, который достигается в определенные сроки за счет повышения инновационного потенциала предприятия.

Инноваци­онная цель зарождается на стадии фундаментальных разработок, где генерируются идеи, и уточняется в зависимости от ресурсных воз­можностей предприятия, а затем реализуется в форме проектов или программ.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и затраты времени на НИОКР и технологическое освоение масштабного про­изводства новой продукции, особая роль здесь принадлежит управ­ленческому персоналу, его способности разрабатывать и принимать инновационные решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.013 с.)