Глава 1. Системность процесса управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Системность процесса управления



Ю.А. Соколов

Управленческие решения

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Москва – 2008

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Институт управления в энергетике

 

Одобрено

Проректором по учебной работе

проф. В.М. Свистуновым

 

Ю.А. Соколов

кандидат технических наук, доцент

 

Управленческие решения

 

Учебное пособие

 

для студентов специальности

«Менеджмент организации» – 080507

 

специализации

«Управление в энергетике»

«Международный топливно-энергетический бизнес»

«Менеджмент в отраслях нефтегазового комплекса»

 

 

Москва 2008

УДК 005.311.6 (075)

С 59

Соколов Ю.А. Управленческие решения:Учебное пособие / ГУУ –М.,2008 – 198 с.

 

В учебном пособии рассматриваются законы и принципы управленческой деятельности. Приводится структура создания управленческих решений, их типы и виды, даны критерии оценки качества и эффективности управленческих решений, и управленческой деятельности в целом.

 

 

Ответственный редактор

заведующий кафедрой управления в энергетике,

доктор экономических наук, профессор

Е.С. Петровский.

 

 

Рецензенты:

д-р экон. наук, проф. В.Н. Данилин (Российский Государственный

Социальный Университет)

д-р экон. наук, проф. В.И. Титов (Российский Государственный

Институт Интеллектуальной

Собственности)

 

 

© Ю.А.Соколов

© ГОУВПО Государственный университет управления, 2008

ISBN 5-215-01525-2


ВВЕДЕНИЕ

 

Работа любого предприятия определяется прежде всего уровнем управления. В современных условиях предъявляются высокие требования к качеству управленческой деятельности. Чтобы обеспечить достижение высоких показателей, следует понять, в чем сущность данного явления, каковы его свойства и как они проявляются в характеристиках процесса управления, возможности влияния на их показатели.

Управление (как вид деятельности) социально-экономическими системами, к которым относятся и предприятия, являет собой процесс целенаправленного воздействия на их элементы и связи между ними для обеспечения производственных процессов по получению заданных результатов деятельности (достижению поставленной цели).

Цель управленческой деятельности: обеспечить устойчивое и надежное функционирование системы по контролируемому достижению установленной цели. Результатом этого процесса (конечным продуктом управленческой деятельности) служит управленческое решение, точнее, управляющее воздействие, то есть управленческое решение, доведенное до исполнителей.

Управленческое решение – это разработанный комплекс мероприятий, часто закрепленный документально, по устранению рассогласований, возникших в функционировании системы, включающий в себя порядок доведения принятого решения до исполнителей.

Таким образом, руководство предприятием представляет собой процесс переработки имеющейся информации для взаимосвязанных управленческих решений различных уровней с последующим доведением их до исполнителей через предусмотренный в этих решениях механизм управления. Следовательно, суть управленческой деятельности заключается в таком постоянно обновляющемся процессе.

Управление, как вид человеческой деятельности, основывается на присущих ей закономерностях и навыках, способностях руководителя, его умении творчески применять выявленные закономерности (законы). Управление – это сплав науки и искусства, объективного и индивидуального.

Цель науки управления предприятием: выявить закономерности управленческой деятельности и обеспечить их рациональное применение в практической деятельности руководителей.

В составе экономических наук управление как наука занимает особое место. Ее предметом является изучение отношений, возникающих в процессе оказания управляющего воздействия, между осуществляющими его участниками. Теория управления составляет комплексную систему специфических знаний, отражающих присущие данному процессу закономерности. Содержание науки управления определяется путем формирования законов, разработки принципов, установления этапов, функций и методов целенаправленной деятельности людей в процессе руководства социально-экономической системой.

Наука управления – развивающаяся наука. Изменяется экономика, включая производственные отношения, появляются новые закономерности и в процессе управления. Изучение реальных условий функционирования экономических систем, практического управления ими составляет основу развития теории управления. Теоретические основы позволяют обеспечить научный подход к решению практических задач управления социально-экономическими системами. Такова диалектическая связь теории и практики в науке управления.

Следовательно, создание управленческих решений должно выполняться на основе законов управленческой деятельности. Необходимо знать структуру процесса: по каким направлениям и в какой последовательности он осуществляется. Целесообразно определить виды работ управленческого процесса и методы их выполнения, границы применения того или иного метода в зависимости от условий создания принимаемого решения.

Глава 1. СИСТЕМНОСТЬ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

 

Системный подход к процессу управления должен базироваться на четком понимании что такое система. Поскольку определение любого понятия дается через более общее понятие, то для системы таким понятием будет общность (взаимосвязанная совокупность элементов). Требуется только установить, чем система отличается от других видов общностей.

Неупорядоченная общность – совокупность элементов, выделенных по произвольному принципу и имеющих случайные связи.

Пример такой общности – люди в вагоне поезда.

Целеполагание определяет целостность системы.

Если цель системы сформулирована правильно, то процессы организации, планирования и координации, которые она определяет, будут иметь верную направленность.

Управление системой должно быть целенаправленным.

Направление функционирования и развития системы определяется поставленной перед ней задачей. Рациональность управления определяется правильностью выбранного курса движения системы.

Устойчивость и надежность системы зависит от мотивируемости функционирования и контролируемости ее деятельности.

Действительно при отсутствии мотивации трудно вообще представить возможность функционирования системы. Чем больше активизация (мотивация) ее деятельности, тем устойчивей и надежнее работа системы. Понятно, что уровень контроля напрямую определяет показатели этих свойств.

Как видно из приведенных системных законов все показатели характеристик взаимосвязаны. Улучшение или ухудшение одного из них соответственно в большей или меньшей степени отразится на других показателях.

Поскольку системой может быть процесс, предприятие, изделие, то и управление есть система. Процесс управления как система – это управляемая общность взаимодействующих процессов подготовки, разработки управленческих решений и оказания управляющих воздействий (управленческих циклов), составляющих целостное образование, объединенных общей целью, и имеющая в результате совокупное воздействие, отличное от суммы воздействий отдельных элементов (процессов).

К элементам процесса управления относятся стратегические, тактические, оперативные и регулирующие управленческие циклы. Исходя из определения, напрашивается вывод, что отсутствие системного подхода и процессу управления уменьшит его результат ниже суммы воздействий элементов системы (отрицательная синергия).

Поскольку процесс управления – система, то к нему относятся все системные свойства, характеристики и показатели.

 

Планирование функционирования социально-экономической системы должно быть сбалансированным.

Надежность и устойчивость функционирования системы возможны на основе сбалансированности планирования. Целостность планирования обеспечивается не только необходимой последовательностью, но и оптимальной увязкой составляющих планируемого процесса между собой по объемам и срокам выполнения. Кроме того, чтобы намеченные работы были выполнены, необходимо предусмотреть соответственно сбалансированное обеспечение материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами.

 

Закон заинтересованности (7)

Работников социально-экономической системы необходимо материально и морально заинтересовать как в коллективном, так и в индивидуальном плане, в эффективном достижении поставленной перед ней цели.

Никакие планы не могут быть выполнены без мотивации элементов системы с помощью механизма управления. Чем действенней механизм управления, тем эффективней будут работать люди по достижению поставленной цели.

 

Закон сбалансированности механизма управления (8)

Механизм управления (совокупность стимулов и санкций) для обеспечения эффективности достижения цели системы должен строиться на сбалансированной основе, при достаточной согласованности интересов всех ее элементов.

В механизме управления необходим баланс между действенностью как санкций, так и стимулов, причем в самом механизме следует использовать рычаги (методы управления), которые бы эффективно направляли деятельность элементов системы на достижение поставленной цели; при этом интересы сотрудников и подразделений в целом надо ориентировать в том же направлении. Эту двуединую задачу необходимо решать с помощью механизма управления.

 

Закон ответственности (9)

Глава 3. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Деятельность любой социально-экономической системы по достижению поставленной цели может быть декомпозирована на отдельные направления, отражающие ее свойства (сущности). Такие направления деятельности системы носят название функций. Функции – внешнее проявление свойств (сущностей) в виде взаимосвязанных направлений процесса деятельности системы по достижению поставленной цели, отличающихся определенными характерными признаками и полностью охватывающих весь этот процесс в целом. Причем названные свойства могут соответствовать различным сторонам функционирования системы: основным, обеспечивающим, вспомогательным. То же самое можно сказать об управленческой деятельности, которую в свою очередь можно определить как обеспечивающую функцию предприятия. В процессе принятия управленческого решения постоянно проявляются все функции управления.

Разделяют конкретные (специальные) и общие функции управления. К специальным функциям относится управление конкретными направлениями деятельности предприятия. Их изучают в соответствующих экономических науках. В качестве таких функций можно назвать:

- управление основным производством (организация производства);

- управление предприятием в целом (экономика предприятия);

- управление развитием производства (инновационный менеджмент);

- управление взаимодействием с окружающей средой, в том числе с рынком (маркетинг, в части управления им);

- управление кадровым обеспечением (управление персоналом);

- управление движением материальных средств на предприятии (бухгалтерское дело);

- управление информационным обеспечением предприятия (автоматизированные системы управления технологическими процессами, информационные технологии управления и т.д.);

- управление материальными потоками во внесистемных связях (логистика)

и т.д.

Кроме управления основными, обеспечивающими и вспомогательными направлениями деятельности предприятия конкретные функции выступают в виде руководства комплексными вопросами, как, например, управление качеством (система качества). Подбор сочетания специальных функций основывается на принятой для данного предприятия совокупности принципов управления.

Общие функции управления – это такие направления управленческой деятельности, которые в том или ином виде постоянно просматриваются во всех конкретных функциях.

На рис.3.1 представлена декомпозиция наиболее общей генеральной цели управления, сформулированной исходя из основного закона рассматриваемого процесса.


Создать организационную структуру Выявить реквизиты

элементов и их

Обеспечить взаимодействие элементов системы взаимодействия

 

Установить порядок достижения поставленной цели Оптимально распре-

делить выполнение

Выявить взаимоотношения между составляющими работ и ресурсы по

процесса срокам и элементам

системы

Оптимизировать процесс достижения поставленной цели

Сбалансированно

Согласовать показатели работы системы упорядочить

взаимодействие

Установить необходимые связи между элементами элементов системы

системы, а также с внешней средой

Заинтересовать

Выявить мотивы, движущие сотрудниками предприятия участников работ в

эффективном дости-

Создать сбалансированный механизм управления жении поставлен-

ной цели

Осуществить с соответствующей точностью своевременную

регистрацию параметров функционирования системы и Своевременно

окружающей среды. выявить рассогла-

Выявить значения адаптированости и инерционности сования в работе

системы. системы

 

Дать научное обос-

Разработать методики обоснования управленческих нование принятия

решений и повышения эффективности управляющих управленческих

воздействий решений

 

Обосновать параметры функционирования системы Своевременно обес-

печить подсистему

Создать автоматизированную информационно- управления необхо-

поисковую систему димой информацией

 

Обеспечить подсистему управления необходимой Обеспечить подсис-

экономической информацией тему управления

необходимыми

Обеспечить подсистему управления необходимой ресурсами

научно-технической информацией

Своевременно обес-

Автоматизировать обеспечение документами печить необходи-

сотрудников предприятия мыми документами

сотрудников

Обеспечить подсистему управления финансовыми предприятия

ресурсами

Создать нормаль-

Предоставить сотрудникам подсистемы управления ные условия

необходимые материально-технические ресурсы функционирования

подсистемы

Удовлетворить потребности подсистемы управления управления

в кадровых ресурсах

Правильно и своевременно оформить документацию

В установленные сроки довести документы до Обеспечить устой-

заинтересованных лиц чивое и надежное

функционирование

Обеспечить приемлемые санитарно-гигиенические системы по

условия работы сотрудников контролируемому

достижению

Обеспечить надежное функционирование оборудования установленной цели

и помещений

 

Рис.3.1. Дерево цели подсистемы управления


Для каждой выявленной подцели можно обозначить следующие общие функции управления:

- организация;

- планирование;

- координация;

- мотивация (активизация);

- контроль;

- научное обеспечение процесса управления;

- информационное обеспечение аппарата управления;

- обеспечение ресурсами управленческой деятельности;

- делопроизводство;

- создание нормальных условий функционирования управленческого персонала.

По направленности воздействия функции управления подразделяются на основные, обеспечивающие и вспомогательные (обслуживающие).

Основные функции – направления деятельности системы, непосредственно связанные с процессом получения конечных результатов ее функционирования.

Обеспечивающие функции – направления деятельности, не связанные с основным процессом, но содействующие получению продукции, вырабатываемой системой.

К вспомогательным функциям относятся направления деятельности системы, создающие нормальные (оптимальные) условия ее функционирования.

Таким образом, из перечисленных функций управления основные – организация, планирование, координация, мотивация (активизация), контроль, последующие три – обеспечивающие и последние – вспомогательные.

Сравнивая дерево целей процесса управления и характеристики свойств системы, а также показатели этих характеристик (см. табл.1.1), следует отметить их связь между собой для основных общих функций. Основные общие функции управления отражают подсвойства системы. В подцелях первого уровня (см. рис.3.1) указаны цели выполнения данных функций. Их подфункции четко корреспондируются с характеристиками свойств системы. Это видно из рассмотрения подцелей второго уровня, которые ориентируют выполнение работ на определение показателей характеристик системы.

Обеспечивающие и вспомогательные функции также являются отражением определенных свойств системы, так, например, свойство коммуникативности связано с функцией информационного обеспечения, а свойство документирования процессов – с делопроизводством.

Функции управления при своем проявлении в зависимости от времени и масштаба воздействия на систему делятся на:

- постоянные;

- временно-постоянные;

- временные;

- текущие.

Постоянная функция проявляется на период, пока существует неизменная генеральная цель социально-экономической системы; временно-постоянная – от начала до конца выполнения одного задания (плана, программы), временная – при выполнении одного из этапов задания, текущая – в процессе работы из-за спонтанных незначительных изменений в окружающей среде и самой системе. Совокупность постоянных функций образует стратегическое, временно-постоянных – тактическое, временных – оперативное управление и текущих – регулирование.

Как процесс управления, так и каждую функцию можно представить в виде процессной системы, к элементам которой относятся постоянные, временно-постоянные, временные и текущие ее типы.

На основе действия постоянных функций (стратегического управления) проявляются другие их виды, имеющие более подвижный характер и обеспечивающие адаптацию системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям. В результате осуществления постоянных функций устанавливаются концептуальные основы функционирования и развития предприятия (системы). Выполнение временно-постоянных функций имеет более деловой характер и направлено на достижение конкретных целей, но в русле концепций, определенных стратегией. Их задачи могут корректироваться в зависимости от принципиальных изменений обстановки. Задачи временных функций подвержены более частой трансформации вслед за быстроизменяющимися параметрами самой системы и окружающей среды, при этом они всегда остаются направленными на решение тактических установок. Текущие функции – процессы поддержания работы предприятия в заданных оперативным управлением пределах.

Функция организации

Функция организации в процессе управления представляет возможность выявления реквизитов элементов системы и их взаимодействий. К ней относятся направления деятельности по созданию и совершенствованию целереализующей системы. В качестве постоянной функции она проявляется при создании нового производства (предприятия) по выпуску более совершенной продукции. Формирование целереализующей системы для выполнения конкретной программы (плана) – есть временно-постоянная функция организации. Группировка элементов системы с целью реализации процедур плана – временная ее форма. Корректировка структуры в процессе функционирования с целью повышения эффективности относится к текущей организации. Она входит в состав процесса регулирования.

Функция организации как отражение соответствующего свойства системы характеризуется структурированностью и интегрированностью. К показателям структурированности системы относятся количество элементов системы и их реквизиты, которые можно объединить в четыре группы:

1. Роли элементов системы:

- тип элемента (по направлению деятельности);

- место элемента в иерархии.

2. Их назначение:

- генеральная цель элемента;

- функции элемента.

3. Статус элементов:

- права;

- обязанности;

- ответственность.

4. Порядок структуризации, то есть регламент создания (организации), реорганизации и ликвидации элементов, а также показатели предприятия в целом как элемента систем высшего порядка.

Характеристика интегрированности системы имеет показатели, определяющие виды взаимодействия между элементами системы, а также ее с окружающей средой.

Для определения показателей структуризации необходимо сформулировать принципы построения структуры предприятия, основывающейся на генеральной (стратегической) цели предприятия, вернее его основной задаче.

Генеральная цель – это цель, для достижения которой создается и функционирует предприятие.

Основная задача – включает в себя генеральную цель и условия ее достижения, например миссию предприятия.

Миссия предприятия – его основная внешняя функция.

Выбор принципов построения структуры предприятия сводится, прежде всего, к определению ее вида.

В настоящее время существует большое количество видов структур, однако не всегда известные их классификации отличаются достаточной точностью. В любой системе можно выделить управляемую и управляющую подсистемы. Важно отметить, что к определяющей относится управляемая подсистема, выполняющая основную функцию предприятия, а управляющая подсистема только одну из обеспечивающих – управление. При реализации постоянной функции устанавливаются подходы к созданию (коренной перестройке) управляемой подсистемы и уже на их основе формируются требования к структуризации управляющей.

Прежде всего следует выделить простые и сложные структуры. К первому типу относятся системы с одним или двумя уровнями управления, а ко второму с тремя и более.

Структуры управляемых подсистем подразделяются на функциональные, органические (адаптивные), дивизиональные и, как частный случай последних, сетевые. Возможны варианты их различных сочетаний.

Функциональные структуры управляемой подсистемы характеризуются наличием элементов, нацеленных на выполнении работ по отдельным направлениям деятельности (функциям) предприятия. На малом предприятии одну или совокупность функций часто исполняет один сотрудник, выступая в качестве элемента системы. В крупных предприятиях отдельные функции возлагаются на несколько элементов, объединенных в компоненты. Данные элементы могут представлять собой сложные структуры-системы. Они имеют свои управляемые и управляющие подсистемы. На многих существующих промышленных предприятиях компоненты системы образуются из совокупности элементов, объединенных выполнением работ по основным, обеспечивающим и вспомогательным направлениям.

Для выявления типов элементов используется метод построения дерева целей (задач). На базе декомпозиции основной задачи предприятия устанавливают цели направлений, компонентов, элементов системы, их составляющих и специалистов (рис.4.1). Степень дробности (число уровней) дерева целей диктуется задачами структуризации.

 


 

Рис.4.1. Схема дерева целей предприятия

 

У многоуровневых деревьев целей (для сложных структур) рационально перейти с некоторого уровня на строительство отдельных графов каждой подцели с сохранением общих принципов построения. Судя по объемам работ выполнения отдельных задач, их можно объединить в одном элементе или, наоборот, разделить между несколькими из них.

Исходя из основной внешней функции предприятия и на основе построенного дерева целей, создается функциональная модель, то есть граф внешних и внутренних функций данной системы. Такой подход позволяет не только определить реквизиты элементов, но и всей системы как элемента системы высшего порядка. Последнее дает возможность выявить ее взаимодействие с другими элементами системы высшего порядка, а также необходимые связи в окружающей среде, соответственно и предполагаемую структуру микросреды предприятия.

Генеральная цель основного производства для любой фирмы формулируется как: изготовить заданное количество продукции установленного качества; выполнить заданные объемы строительства с определенным уровнем качества; оказать заданное (запланированное) количество услуг с гарантированным уровнем качества. В результате работы других производств определяются объемно-временные и качественные показатели этих целей. Все они перекликаются между собой, так как ориентируют производство на выдачу готового продукта документально определенного уровня качества с использованием отлаженных технологических процессов при грамотном управлении.

Для промышленного предприятия производственной единицей основного производства является цех или участок, при бесцеховой структуре – комплексная бригада.

В структуру основного производства могут входить цеха, имеющие предметную (поузловую, подетальную), технологическую, предметно-технологическую специализацию. При предметной специализации цеха ориентированы на изготовление определенных деталей, узлов, готовых изделий. Технологическая специализация предполагает создание цехов по технологическим переделам: заготовительные, обрабатывающие и сборочные. При предметно-технологической форме основного производства для обрабатывающей стадии выбирается предметная специализация, а для заготовительной – технологическая. Предметная специализация цехов основного производства характерна для предприятий, ориентированных на массовое и крупносерийное производство, технологическая – для единичного и мелкосерийного.

В составе цехов могут выделяться производственные участки, состоящие из отдельных специализированных или комплексных бригад. В понятие бригады включают не только группу специалистов, в ней работающих, но и совокупность их рабочих мест, то есть рабочая зона бригады (человеко-машинная система).

Основное производство должно обеспечивать оптимальное и рациональное сочетание в пространстве и во времени всех звеньев технологического процесса, соблюдение пропорциональности, прямоточности, максимальной непрерывности, ритмичности, а также четкой специализации производственных подразделений при обязательном улучшении условий труда.

Иногда в состав предприятия входят подразделения по изготовлению непрофильной продукции, не относящихся к основному виду деятельности.

Деятельность обеспечивающих служб (элементов) призвана способствовать оптимальному функционированию предприятия (системы). Для чего необходимо решать разнохарактерные задачи, определяемые на основе графов дерева целей функционирования предприятий. Для выполнения поставленных задач создаются соответствующие подразделения. В самом общем виде эти направления деятельности можно определить как:

- развитие производства (инновационный процесс);

- взаимодействия с внешней средой (взаимодействие с рынком, с официальными структурами);

- ресурсное обеспечение (кадровое, материальное, финансовое);

- научное и информационное обеспечение предприятия;

- управление предприятием в целом.

Цель развития производства – обеспечить высокую конкурентоспособность продукции или услуг при максимально полном удовлетворении спроса на них.

Инновационный процесс состоит из нескольких составляющих: создание, освоение производства новой техники и нововведений, их использование. Только очень крупные предприятия в той или иной степени воспроизводят весь процесс. В большинстве случаев развитие производства на конкретной фирме связано с той или иной составляющей инновационного процесса. Для выполнения работ на предприятии создаются подразделения: научные, конструкторские, проектные, технологические, строительные, пуско-наладочные и т.д. Часто для таких нужд фирмы привлекают соответствующие специализированные предприятия, оставляя за собой только общее руководство этим процессом.

Взаимодействие с внешней средой – это прерогатива, прежде всего, элементов подсистемы управления. Однако в управляемой подсистеме, особенно крупных предприятий, есть подразделения, взаимодействующие с поставщиками и потребителями и т. п. Из-за неразрывной связи данного направления с хранением, погрузкой и разгрузкой, транспортировкой материальных ценностей, в состав его подразделений включают соответствующие службы или создаются отдельные элементы вспомогательного направления деятельности предприятия.

К подразделениям ресурсного обеспечения относятся элементы по обеспечению кадрами, материальными ресурсами и финансами. Если к первым можно отнести отделы кадров, обучения и повышения квалификации персонала, то службы по материально–техническому обеспечению (имеется в виду внутрисистемное МТО), как правило, входят в состав подразделений по взаимодействию с рынком. Проблемами финансового обеспечения, в основном, занимаются подразделения подсистемы управления.

Научное и информационное обеспечение работы предприятия выполняется как самими специалистами (в мелких фирмах), так и специальными достаточно крупными образованиями, например, методическими управлениями в ВУЗах, информационно-вычислительными центрами. В любом случае на этих направлениях решаются сложные и многоаспектные задачи, что вынуждает привлекать специализированные сторонние фирмы (аутосорсинг).

Кроме вышеперечисленных элементов на предприятиях имеются службы, выполняющие вспомогательные работы по ремонту и обслуживанию зданий и оборудования, хранению, погрузке и разгрузке, транспортировке (по внутри- и внесистемным материальным связям) грузов, решению экологических проблем и т. д. Для их выполнений также часто привлекаются сторонние фирмы.

Следует отметить, что вышеперечисленные направления работ, относящиеся к обеспечивающим или вспомогательным, для некоторых организаций могут стать основным. Так для любого министерства основное направление деятельности – управление, Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ) обеспечивает информацией предприятия страны, а Научно-исследовательский институт экономики энергетики в качестве него имеет научное обеспечение деятельности энергетических предприятий. Несмотря на это, обеспечивающие и вспомогательные функции у них остаются те же. Министерством надо руководить, работников институтов требуется обеспечивать необходимой информацией и научными разработками.

В условиях рыночной экономики предприятия с жесткой функциональной структурой управляемой подсистемы приемлемы для производства неизменной или редко меняющейся продукции. К ним относятся предприятия добывающих отраслей, металлургии, энергетики, нефтехимии, транспортного, энергетического и тяжелого машиностроения и др.

При часто изменяемых видах работ, связанных с быстроменяющимися требованиями потребителей более применимы так называемые органические структуры. Одной из них является матричное построение управляемой подсистемы. Многие проектные организации уже давно работают таким образом, когда институт состоит из постоянных подразделений, сформированных по функциональному принципу (рис.4.2а). Для каждой работы (проекта) из числа сотрудников различных подразделений выделяются исполнители. Они по вопросам его выполнения подчиняются руководителю проекта, оставаясь в линейном подчинении своего начальника. Руководитель проекта отвечает за распределение работ и ресурсов, ход процесса и качество исполнения.

Во втором варианте (рис.4.2б) отсутствует жесткая структура управляемой подсистемы, есть только группы специалистов по различным направлениям, номинально подчиненных соответствующим заместителям руководителя предприятия. Специалист на весь период работ временно передается в подчинение руководителя проекта. Причем сотрудник предприятия может одновременно работать в нескольких таких коллективах.

 

а)   Руководитель организации   Штаб    
 
             
     
             
    Руководитель   Руководитель   Руководитель
    Подразделение 1   Подразделение 2   Подразделение 3
Руководитель проекта 1            
             
Руководитель проекта 2            
             
Руководитель проекта 3            
                                   

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.101 с.)