Коллектив социально-экономической системы несет полную и неукоснительную ответственность за результаты ее функционирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллектив социально-экономической системы несет полную и неукоснительную ответственность за результаты ее функционирования.



В равной степени этот закон относится и к сотрудникам, и к подразделениям, в состав которых они входят. Полнота ответственности определяется ее соответствием важности результата работы для достижения поставленной цели. Руководителю следует обязательно и объективно оценивать эти результаты.

Закон синергии (10)

Эффективность структуры системы определяется ее соответствием выполняемым задачам.

Если в структуре системы имеются все необходимые элементы и четко налажено взаимодействие между ними, то их потенциалы не слагаются, а умножаются. Система с эффективной структурой обладает положительной синергией, то есть ее потенциал будет больше суммы потенциалов всех ее элементов. В противном случае этот показатель будет нулевым или даже отрицательным.

Для того, чтобы законы сознательно использовались, необходимо законы-требования перевести в законы-действительность, то есть в утвержденные принципы (правила), на которых строится управление.

Каждый из законов отражается в одном или нескольких принципах управления. Формулирование принципов управления предприятием (фирмой) проводится по такой совокупности аспектов законов и в такой форме, чтобы они оказывали существенное воздействие. В определенной мере идеология (совокупность принципов) формирования управления фирмой должна строиться, принимая во внимание личные пристрастия и характер ее руководителя (владельца). На том или ином этапе развития предприятия могут меняться отдельные аспекты принципов, их соотношения.

 

Глава 3. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Деятельность любой социально-экономической системы по достижению поставленной цели может быть декомпозирована на отдельные направления, отражающие ее свойства (сущности). Такие направления деятельности системы носят название функций. Функции – внешнее проявление свойств (сущностей) в виде взаимосвязанных направлений процесса деятельности системы по достижению поставленной цели, отличающихся определенными характерными признаками и полностью охватывающих весь этот процесс в целом. Причем названные свойства могут соответствовать различным сторонам функционирования системы: основным, обеспечивающим, вспомогательным. То же самое можно сказать об управленческой деятельности, которую в свою очередь можно определить как обеспечивающую функцию предприятия. В процессе принятия управленческого решения постоянно проявляются все функции управления.

Разделяют конкретные (специальные) и общие функции управления. К специальным функциям относится управление конкретными направлениями деятельности предприятия. Их изучают в соответствующих экономических науках. В качестве таких функций можно назвать:

- управление основным производством (организация производства);

- управление предприятием в целом (экономика предприятия);

- управление развитием производства (инновационный менеджмент);

- управление взаимодействием с окружающей средой, в том числе с рынком (маркетинг, в части управления им);

- управление кадровым обеспечением (управление персоналом);

- управление движением материальных средств на предприятии (бухгалтерское дело);

- управление информационным обеспечением предприятия (автоматизированные системы управления технологическими процессами, информационные технологии управления и т.д.);

- управление материальными потоками во внесистемных связях (логистика)

и т.д.

Кроме управления основными, обеспечивающими и вспомогательными направлениями деятельности предприятия конкретные функции выступают в виде руководства комплексными вопросами, как, например, управление качеством (система качества). Подбор сочетания специальных функций основывается на принятой для данного предприятия совокупности принципов управления.

Общие функции управления – это такие направления управленческой деятельности, которые в том или ином виде постоянно просматриваются во всех конкретных функциях.

На рис.3.1 представлена декомпозиция наиболее общей генеральной цели управления, сформулированной исходя из основного закона рассматриваемого процесса.


Создать организационную структуру Выявить реквизиты

элементов и их

Обеспечить взаимодействие элементов системы взаимодействия

 

Установить порядок достижения поставленной цели Оптимально распре-

делить выполнение

Выявить взаимоотношения между составляющими работ и ресурсы по

процесса срокам и элементам

системы

Оптимизировать процесс достижения поставленной цели

Сбалансированно

Согласовать показатели работы системы упорядочить

взаимодействие

Установить необходимые связи между элементами элементов системы

системы, а также с внешней средой

Заинтересовать

Выявить мотивы, движущие сотрудниками предприятия участников работ в

эффективном дости-

Создать сбалансированный механизм управления жении поставлен-

ной цели

Осуществить с соответствующей точностью своевременную

регистрацию параметров функционирования системы и Своевременно

окружающей среды. выявить рассогла-

Выявить значения адаптированости и инерционности сования в работе

системы. системы

 

Дать научное обос-

Разработать методики обоснования управленческих нование принятия

решений и повышения эффективности управляющих управленческих

воздействий решений

 

Обосновать параметры функционирования системы Своевременно обес-

печить подсистему

Создать автоматизированную информационно- управления необхо-

поисковую систему димой информацией

 

Обеспечить подсистему управления необходимой Обеспечить подсис-

экономической информацией тему управления

необходимыми

Обеспечить подсистему управления необходимой ресурсами

научно-технической информацией

Своевременно обес-

Автоматизировать обеспечение документами печить необходи-

сотрудников предприятия мыми документами

сотрудников

Обеспечить подсистему управления финансовыми предприятия

ресурсами

Создать нормаль-

Предоставить сотрудникам подсистемы управления ные условия

необходимые материально-технические ресурсы функционирования

подсистемы

Удовлетворить потребности подсистемы управления управления

в кадровых ресурсах

Правильно и своевременно оформить документацию

В установленные сроки довести документы до Обеспечить устой-

заинтересованных лиц чивое и надежное

функционирование

Обеспечить приемлемые санитарно-гигиенические системы по

условия работы сотрудников контролируемому

достижению

Обеспечить надежное функционирование оборудования установленной цели

и помещений

 

Рис.3.1. Дерево цели подсистемы управления


Для каждой выявленной подцели можно обозначить следующие общие функции управления:

- организация;

- планирование;

- координация;

- мотивация (активизация);

- контроль;

- научное обеспечение процесса управления;

- информационное обеспечение аппарата управления;

- обеспечение ресурсами управленческой деятельности;

- делопроизводство;

- создание нормальных условий функционирования управленческого персонала.

По направленности воздействия функции управления подразделяются на основные, обеспечивающие и вспомогательные (обслуживающие).

Основные функции – направления деятельности системы, непосредственно связанные с процессом получения конечных результатов ее функционирования.

Обеспечивающие функции – направления деятельности, не связанные с основным процессом, но содействующие получению продукции, вырабатываемой системой.

К вспомогательным функциям относятся направления деятельности системы, создающие нормальные (оптимальные) условия ее функционирования.

Таким образом, из перечисленных функций управления основные – организация, планирование, координация, мотивация (активизация), контроль, последующие три – обеспечивающие и последние – вспомогательные.

Сравнивая дерево целей процесса управления и характеристики свойств системы, а также показатели этих характеристик (см. табл.1.1), следует отметить их связь между собой для основных общих функций. Основные общие функции управления отражают подсвойства системы. В подцелях первого уровня (см. рис.3.1) указаны цели выполнения данных функций. Их подфункции четко корреспондируются с характеристиками свойств системы. Это видно из рассмотрения подцелей второго уровня, которые ориентируют выполнение работ на определение показателей характеристик системы.

Обеспечивающие и вспомогательные функции также являются отражением определенных свойств системы, так, например, свойство коммуникативности связано с функцией информационного обеспечения, а свойство документирования процессов – с делопроизводством.

Функции управления при своем проявлении в зависимости от времени и масштаба воздействия на систему делятся на:

- постоянные;

- временно-постоянные;

- временные;

- текущие.

Постоянная функция проявляется на период, пока существует неизменная генеральная цель социально-экономической системы; временно-постоянная – от начала до конца выполнения одного задания (плана, программы), временная – при выполнении одного из этапов задания, текущая – в процессе работы из-за спонтанных незначительных изменений в окружающей среде и самой системе. Совокупность постоянных функций образует стратегическое, временно-постоянных – тактическое, временных – оперативное управление и текущих – регулирование.

Как процесс управления, так и каждую функцию можно представить в виде процессной системы, к элементам которой относятся постоянные, временно-постоянные, временные и текущие ее типы.

На основе действия постоянных функций (стратегического управления) проявляются другие их виды, имеющие более подвижный характер и обеспечивающие адаптацию системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям. В результате осуществления постоянных функций устанавливаются концептуальные основы функционирования и развития предприятия (системы). Выполнение временно-постоянных функций имеет более деловой характер и направлено на достижение конкретных целей, но в русле концепций, определенных стратегией. Их задачи могут корректироваться в зависимости от принципиальных изменений обстановки. Задачи временных функций подвержены более частой трансформации вслед за быстроизменяющимися параметрами самой системы и окружающей среды, при этом они всегда остаются направленными на решение тактических установок. Текущие функции – процессы поддержания работы предприятия в заданных оперативным управлением пределах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.033 с.)