Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационное обеспечение управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В значительной степени управленческая деятельность представляет собой получение, обработку и создание новой информации в виде управленческих решений и доведение ее до потребителей – сотрудников предприятия. При этом используются как вербальные, так и невербальные формы информации. По информационным каналам передаются конкретные сведения, необходимые для функционирования социально-экономической системы. Невербальная информация, поступающая по психологическим каналам, создает атмосферу восприятия этих данных, как бы ауру предприятия, характеризующуюся внутренним имиджем фирмы. В данном разделе основным будет рассмотрение вербальной информации. Вся деятельность предприятия пронизана потоками информации. Понятно, что фактически невозможно выделить процессы подготовки, разработки управленческого решения и его информационного обеспечения. Необходимо, прежде всего, определиться, что следует все же отнести к информационному обеспечению управленческой деятельности. Процесс информационного обеспечения, как правило, характеризуется обработкой информации, когда не создаются новые виды информации, а только по определенным правилам систематизируется существующая. Во время подготовки и разработки управленческого решения на каждом из этапов в результате интеллектуальной работы с ней получается новый вид информации. Так, при анализе проблемной ситуации путем исследования различных аспектов имеющейся выявляется новая информация – формулировка проблемной ситуации, как основы последующей разработки управленческого решения. Это же относится и к другим этапам управленческого цикла. Непосредственно систематизация имеющихся данных, например, в сценарий проблем, не может дать подобный результат. Поэтому данная часть работы в значительной степени является информационным обеспечением. С другой стороны, само построение сценария проблем – ни что иное, как первый шаг к получению новой информации. Из сказанного видно как плавно, без четкой границы информационное обеспечение переходит в процесс подготовки управленческого решения, то есть создания новой информации. Она же появляется в результате научной обработки данных. Задача информационного обеспечения: своевременно выдать сотрудникам подсистемы управления необходимую информацию в виде удобном для использования. Кстати, это же можно отнести к целям управленческой деятельности, имея в виду управленческое решение.
Получив в процессе информационного обеспечения все необходимые исходные данные, а затем, используя соответствующие научные методы, а также интуицию, руководители и специалисты подсистемы управления разрабатывают управленческое решение и доводят его до исполнителей. Невозможно лишь установить грань, где завершается обработка информации в процессе информационного обеспечения и начинается в составе работ по созданию управленческого решения. Эти два процесса протекают одновременно, взаимно влияя друг на друга, используют одну и ту же техническую базу. Каналы, по которым осуществляется информационное обеспечение управленческой деятельности, часто используются для оказания управляющего воздействия. Правильнее рассматривать весь процесс как единое целое в составе информационных технологий управления. На предприятиях существуют различные информационно-поисковые системы. Они могут быть автоматизированные и неавтоматизированные. Последние в настоящее время изжили себя и практически не встречаются. На современных предприятиях имеется множество видов автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). В качестве структурных составляющих АИПС выступают человеко-машинные – сотрудник плюс его автоматизированные рабочее место (АРМ) и машинные элементы. Как в любой системе они группируются в управляющую и управляемую подсистемы. Управляющая подсистема объединяет элементы, выполняющие управленческие функции АИПС. Управляемую подсистему образуют элементы, осуществляющие все работы в составе информационных технологий управления. К ним относятся АРМ руководителей, специалистов различных подразделений, технических работников. Иногда в составе АИПС совокупность АРМ образует локальную информационно-поисковую систему (ЛИПС), обладающую специфическими особенностями. Примером таких совокупностей могут служить бухгалтерская ЛИПС, ЛИПС по управлению кадрами. Она иногда сосредотачивается даже в одном специализированном АРМ. Возможно создание ЛИПС для информации конфиденциального характера, которая не имеет постоянных связей с АИПС с целью защиты от несанкционированного доступа.
Вся требуемая элементам АИПС информация поступает через внутри- и внесистемные информационные связи. Таким образом, сама социально-экономическая система и ее информационная система используют одни и те же информационные связи. С другой стороны специалисты, входящие в состав человеко-машинных элементов АИПС, одновременно являются элементами составляющих социально-экономической системы или непосредственно ее самой, например, руководители предприятия. АРМ, ЛИПС, АИПС, входящая в свою очередь в систему высшего порядка, образуют иногда сложную, иерархическую структуру. В АИПС, как и в ее элементах, выделяются следующие специфические составляющие: - персонал; - информация; - техника; - математическое, программное и лингвистическое обеспечение; - организационное обеспечение. Специалистов АИПС можно подразделить на две категории: обслуживающий персонал и пользователей. Данное деление несколько условно. Обслуживающий персонал часто выступает в роли пользователей, а пользователи иногда исполняют обслуживающие функции. К обслуживающему персоналу относятся специалисты, обеспечивающие разработку, совершенствование и эксплуатацию АИПС: системотехники, программисты, разработчики лингвистического и математического обеспечения, информационные работники, осуществляющие профессиональный поиск и обработку информации. Пользователи не только получают, но и часто готовят новую информацию. Информация в АИПС делится на техническую (технологическую), экономическую, научно-техническую, нормативно-правовую. К первому виду относится информация о протекании производственных процессов по основным, обеспечивающим и вспомогательным направлениям функционирования предприятия. Экономическая информация включает в себя данные о производственной деятельности предприятия, в том числе показатели его взаимодействия с рынком. Научно-техническая информация – это книги, статьи, отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, описания изобретений, рационализаторских предложений, рекламные издания и другие виды подобных материалов по различным направлениям науки и техники. В состав последнего вида входят утвержденные документы, в том числе и законодательные акты. В соответствии с видами информации в структуре АИПС можно выделить специализированные подсистемы (системы): - автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУТП), система автоматизированного проектирования (САПР) и т.д.; - автоматизированная система управления (АСУ); - автоматизированная система научно-технической информации (АСНТИ); - автоматизированная система делопроизводства (АСД). АСУТП отличается тем, что вся информация о показателях технологических процессов, перерабатывается внутри подсистемы, и на ее основе в автоматическом режиме оказываются воздействия на их протекание. Роль специалиста сводится к контролю за ее работой, вмешательству в управление технологическими процессами в исключительных случаях или когда требуется творческий компонент. Частично информация из АСУТП поступает в АСУ. Исходные данные, получаемые в результате контроля за деятельностью предприятия, в АСУ вводятся соответствующими специалистами. АСУ характеризуется тем, что в ней большей частью циркулируют фактографические данные и до какой то степени аналитические обзоры (отчеты), а также справки по состоянию дел на предприятии и окружающей среде. Показатели рынка, данные о научно-техническом уровне развития в том или ином направлении деятельности передаются в АСУ из АСНТИ. Сведения о нормативно-правовых рамках функционирования предприятия в том числе на рынке, вводятся в АСУ из АСД.
Особенности АСНТИ заключаются в обращении значительных объемов первичной и вторичной информации и повышенной трудоемкости ее обработки. Автоматизированная система делопроизводства предназначена для работы с нормативными актами. В нее вводится полное содержание документа или, иногда, выборки из него. Она автоматизирует процессы подготовки и обращения документов. Поскольку документ – это оформленное должным образом управленческое решение, то АСД и АСУ связаны между собой как сиамские близнецы. То же самое, но в несколько меньшей степени относится к другим подсистемам и их взаимосвязям и взаимопроникновению. Удовлетворение информационной потребности сотрудников предприятия можно представить в виде трехстадийного цикла «исследование – подготовка – использование информации» (рис.5.3). В нем просматриваются два основных направления этого процесса: работа с информационными материалами и взаимодействие с потребителями информации.
II Подготовка информации III Использование информации
Техническая обработка Поиск Обработка и передача на хранение информации информации
Ввод новой
Формулирование информационной
Отбор Классификация Анализ Анализ Анализ степени информационных источников информа- информа- удовлетворения материалов информации ционной ционной информационой потоков потребности потребности
I Исследование информации
Рис.5.3. Цикл «исследование – подготовка – использование информации» На стадии исследования информации фиксируется информационная потребность сотрудников предприятия. В подсистемах АСУТП, АСУ, АСД информационная потребность полностью определяется полномочиями сотрудника и заданиями руководства. Потребность в научно-технической информации зависит не только от выполняемой сотрудником работы, но и от уровня его знаний, квалификации и т.д. В данном случае потребность можно разделить на объективную и субъективную составляющие. На основе потребности устанавливаются объемы и виды информации. Причем подготовку объективной составляющей необходимо начинать заранее с момента обнаружения наличия проблемной ситуации. Сотрудники АИПС готовят блоки такой информации по тем или иным вопросам, обеспечивая опережающее ее поступление к потребителям, позднее дополнив ее субъективной составляющей. Блоки информации могут представлять собой совокупность экономических показателей, массив научно-технических материалов или аналитический обзор на их базе, подборку требуемых документов или выборку из них. Если по каким-то проблемам ведется постоянный мониторинг, то подобные блоки информации готовятся регулярно. В процессе этапа формулирования информационной потребности готовят конкретные запросы, которые при наличии названных блоков информации в большинстве своем будут отражать только субъективную составляющую. В части запросов наличествуют обе эти составляющих. Через АСУ, АСД поставляет информацию потребителю, как правило, в объеме его объективной потребности. В АСНТИ соотношение объемов информации по удовлетворению объективной и субъективной потребности весьма различно для каждого пользователя. При анализе информационных потоков следует различать внешнюю и внутреннюю информацию. В результате анализа внешних информационных потоков отбирают источники (книги, журналы, рекламные материалы и т.д.), которые потенциально могут нести информацию, интересную для данного предприятия. Если в АСУТП, АСУ внешняя информация поступает в незначительных объемах, а для АСД она достаточно ограничена, то в АСНТИ такая информация составляет львиную долю. Задача состоит в том, чтобы установить основные источники, где наиболее часто встречаются необходимые информационные материалы. Внешняя информация плюс утвержденные руководством предприятия документы образуют нисходящий поток информации. Вся производственная информация, информационные материалы (аналитические обзоры, справки, статьи и т.д.), подготовленные работниками предприятия, ими же заносятся в базу данных АИПС, что показано процессом ввода новой информации на рис.5.3. В нем до определенной степени выполняются работы, соответствующие этапам стадий исследования и подготовки информации. Однако они большей частью исполняются работником, готовившим данный информационный материал. Только на стадии подготовки информации отдельные процессы иногда возлагаются на сотрудников АИПС. Информационные потоки восходящей информации анализируются с точки зрения полноты ее охвата и требуемой адресности.
Для классификации источников информации чаще всего используются существующие рубрикаторы и классификаторы. Надо сказать, что такой подход не всегда возможен или целесообразен. Приходится разрабатывать собственные классификаторы и рубрикаторы, которые более точно отражают структуру информационных потребностей работников данного предприятия. Особенно это важно для подсистем АСУТП, АСУ, АСД. В АСНТИ применение готовых классификаторов и рубрикаторов связано с получением информации на машинных носителях от сторонних организаций. Тем не менее классификаторы и рубрикаторы внутри предприятия должны корреспондировать между собой. Отбор информационных материалов во внутреннем потоке особого труда не представляет, так как они создаются в соответствии с потребностями предприятия. Потоками внешней информации образуется огромный массив. Поиск в нем требуемых информационных материалов весьма трудоемкий процесс. Тут помогает приобретение уже подготовленных баз данных у специализированных предприятий, как например, ВИНИТИ, ВНТИцентр, ИНИОН. Поиск и отбор информационных материалов возможен через внешние информационные системы, например, Интернет. Довольно сложно находить неявную, скрытную информацию. Бывает, что информация отсутствует в явном виде и имеет настолько неопределенный характер, что затрудняет разработку управленческого решения, увеличивает риски его осуществления. Извлечение скрытой информации – это дело профессионалов в области информационного обеспечения. Скрупулезный анализ информационных материалов, способов подачи информации, самого факта ее наличия или отсутствия позволяет решить такую задачу. Таким образом, можно до определенной степени устранить недостаток информации или сделать ее более достоверной, уменьшив неопределенность. Трудности с поиском и отбором информации, прежде всего, характерны для научно-технической информации. Определенные сложности наблюдаются при поиске подзаконных актов для АСД. Надо отметить, что из-за дублирования информации нет необходимости обрабатывать все источники. Следует выбрать наиболее важные, что профессионально могут выполнить соответствующие специалисты. Ограничение круга рассматриваемых источников имеет свои положительные и отрицательные аспекты: с одной стороны, сокращается трудоемкость, а с другой – возможна потеря важной информации, особенно, если она опубликована в непрофильном источнике. Сформированный таким образом массив первоисточников (первичной информации), распределенный по отдельным направлениям в соответствии с принятой классификацией, на стадии подготовки информации подвергается дальнейшей обработке. Часть первичной информации после переноса на машинные носители и присвоения ей определенных поисковых признаков (коды, номера рубрик и т.д.) вносится в базу или банк данных. База данных – это упорядоченный массив информационных материалов, хранящихся в памяти ЭВМ в виде совокупности файлов. Банк данных – база данных, имеющая свою систему управления (СУБД). Хранение массива информационных материалов возможно в одной ЭВМ или сети из них. В последнем случае говорят о распределенном банке данных (РАБД). Наряду с базой данных в некоторых высокотехнологичных АИПС образуются базы знаний. База знаний – совокупность положений, обеспечивающих сложную логическую обработку поступающей информации. В ней собираются знания в определенной предметной области, корреспондирующей с информационными потребностями сотрудников предприятия. В современных АИПС знания представляются как сочетания фактов и правил, позволяющих находить решения тех или иных задач. Логическая обработка информации на стадии подготовки информации включают в себя выбор из информационных материалов фактографических данных, их систематизации и некоторое преобразование, например, расчет относительных и удельных показателей и т.п. Логической обработке подвергается информация в АСУТП, АСУ, АСНТИ. Аналитико-синтетическая переработка научно-технической информации связана с работами по сворачиванию текста первоисточника до уровня аннотации или реферата и присвоению этому вторичному материалу поисковых признаков (поискового образа документов) на основе языка, воспринимаемого ЭВМ. Аналогично обрабатываются и запросы. В результате, они преобразуются в поисковые предписания. В дальнейшем проводится техническая обработка фактографических данных, вторичных материалов с поисковыми образами документов и поисковых предписаний. Затем указанная информация поступает в память ЭВМ и распределяется по различным массивам (файлам). Стадия использования информации начинается с этапа ее поиска, где осуществляется автоматизированное нахождение необходимых подборок из базы данных, группировка их по информационным потребностям. Полученная информация впоследствии подвергается обработке. Обработка их может быть достаточно простой – техническая подготовка полученной информации для передачи потребителю. Тут и запись ее на машинный носитель, выполнение распечаток и т.п. В других случаях, она подвергается сложной логической (научной) переработке, в результате которой образуется новая информация. Возможно проведение анализа работы предприятия, прогнозных исследований, изучения рисков, анализа проблемной ситуации, а также разработка вариантов управленческих решений, их оптимизация, осуществление экспертных оценок, подготовка бизнес-планов и т.д. Большинство таких процессов выполняются с помощью ЭВМ. Даже из перечисленных видов работ заметно взаимопроникновение на этом этапе информационного обеспечения процесса управления и создания управленческого решения. В результате его выполнения появляется возможность не только внести в банк данных дополнительную информацию, но и расширить базу знаний, как это предусматривается в некоторых современных АИПС. Надо отметить, что при рассмотрении сложных вопросов на данном этапе оказываются задействованными все виды информации: технический, экономический, научно-технический, нормативно-правовой. Процесс передачи информации потребителю используется как для удовлетворения информационной потребности, так и для оказания управляющего воздействия. Обслуживание потребителей информации осуществляется в двух режимах: избирательное распределение информации и ретроспективный поиск. В первом случае, по запросу потребителя в течении определенного срока регулярно поставляется информация. При ретроспективном поиске в соответствии с запросом выдается одноразовая подборка информационных материалов с заданной глубиной поиска, но не более пяти лет. Дифференцированное информационное обслуживание руководства ведется в обоих режимах. Различные категории работников подсистемы управления предъявляют свои требования к информационному обеспечению. Для руководителя информация должна быть представлена в концентрированном виде после логической обработки. Чем выше уровень управления, тем концентрированнее информация. Специалисты, как правило, заняты подготовкой управленческого решения, его разработкой. Для них целесообразно готовить информацию в виде подборок фактографических данных, аналитических обзоров и в некоторых случаях отдельных первоисточников аналитического и прогностического характера, а также комплекса нормативно-правовых документов. Сотрудников вспомогательного персонала нужно обеспечить документами в соответствии с выполняемыми ими функциями. Следует подчеркнуть требование комплексного информационного обеспечения сотрудников, занятых управленческой деятельностью. Так, если для руководителя подготовлена информация по определенному вопросу неконфендициального характера, то специалистам, а в случае необходимости и вспомогательному персоналу следует представить материалы по этой же проблеме в соответствующем виде и форме. В принципе, удовлетворение информационной потребности сотрудников подсистемы управления должно носить опережающий характер. Зная этапы управленческого цикла, можно еще до начала выполнения работ подготовить блоки необходимой информации. На последнем этапе управленческого цикла (ликвидация проблемной ситуации) в подсистему управления бесперебойно должна поступать информация о результатах управляющего воздействия, включая показатели функционирования системы и тенденции их изменения. Этот этап - особо ответственный период деятельности работников АИПС. Их задачей становится: «уловить» (чем раньше, тем лучше) в тенденциях изменения показателей системы появление первых признаков рассогласования в работе социально-экономической системы и возникновения проблемной ситуации. Для них важно также ощутить изменения в окружающей среде. Новые достижения науки и техники, преобразование внесистемных взаимодействий при принятии новых законов или трансформация параметров рынка и т.д., могут привести к необходимости совершенствования работы системы даже при благоприятном ее функционировании. О начале проявления проблемной ситуации необходимо дать информацию в подсистему управления, развернув одновременно подготовку к информационному обеспечению следующего управленческого цикла. На этапе анализа степени удовлетворения информационной потребности устанавливается полнота, точность, релевантность, пертинентность полученной потребителем информации. Полнота – определяется отношением объемов информации, поступившей потребителю и имеющейся в базе данных по данной тематике. Точность – отношение объема информации, соответствующей запросу, к ее количеству, поступившему к потребителю. В принципе, требования обеспечить высокую полноту и точность информации противоречивы. С ростом полноты информации, как правило, снижается ее точность. Для подсистем АСУТП, АСУ, АСД большое значение имеет полнота информации при заданном уровне точности. При получении научно-технической информации высокая полнота требуется для всестороннего рассмотрения вопроса, а повышенная точность при ограниченности времени ее изучения. Возможности АИПС обеспечить заданные показатели полноты и точности информации, а также значения общесистемных показателей свидетельствуют о качестве ее работы. Релевантной называется информация, соответствующая запросу потребителя, а пертинентной – его информационной потребности. На основе этих данных уточняется формулировка информационной потребности, выраженной в запросах, особенно в части ее субъективной составляющей, после чего цикл «исследование – подготовка – использование информации» повторяется. Процесс информационного обеспечения управленческой деятельности в виде проявления постоянной функции осуществляется при создании предприятия или преобразовании, связанным с изменением его стратегии. Работа на всех этапах информационного цикла для этого выполняется в самом полном объеме, включая разработку или коренную перестройку АИПС. При временно-постоянном, временном и текущем виде информационного обеспечения осуществляется корректировка работы АИПС и ее совершенствование. Техническое обеспечение АИПС разбивается на две группы: - организационная и вычислительная техника, которыми оборудуются элементы системы; - линии связи. Человеко-машинные элементы АИПС, точнее, автоматизированные рабочие места (АРМ), оснащаются комплексом организационной и вычислительной техники, призванной выполнять определенный набор функций. В зависимости от вида работ каждое АРМ имеет определенный вид вычислительной техники. Как правило, применяются различные модели персональных ЭВМ. Иногда на одном АРМ используется несколько ПЭВМ, причем различных моделей. Их выбор производится в соответствии с требованиями к выполнению операций на ПЭВМ. Для одних работ требуется высокое быстродействие, в других – большие объемы памяти, а в некоторых случаях – и то и другое одновременно. Скажем, в АСНТИ требуемый объем памяти достигает таких значений, при которых применение ПЭВМ оказывается затруднительным и приходится переходить к другим типам ЭВМ. Для машинных элементов применяются специальные ЭВМ в качестве серверов, отдельные принтеры, работающие на несколько АРМ и т.д. АРМы предприятия обычно соединены между собой через телефонные каналы и другими видами связи. Вычислительная техника элементов системы либо имеет связи между собой, либо нет. Во втором случае АИПС относится к индивидуальному типу, а в первом – к комплексному (сетевому). АИПС второго типа, применяемая в основном для небольших предприятий, может включать в свой состав ЛИПС, где ПЭВМ связаны между собой, например, в бухгалтерии. Для индивидуальных АИПС передача информации проводится по телефонным каналам или с помощью материальных носителей от одного АРМ к другому, возможно, с использованием такой связи, как пневмопочта. В комплексной АИПС вычислительная техника объединена в сеть. Существует несколько таких структур: шинная, звездообразная, древовидная, кольцевая, многосвязная. ЛИПС, как и АИПС в целом, выполняются одно- и двухуровневыми сетями. В последних наряду с персональными компьютерами пользователей (рабочими станциями) имеются серверы, ресурсы которых существенно выше рабочих станций. Это значительно расширяет возможности ПЭВМ каждого АРМ. В одноуровневой сети персональные компьютеры каждой АРМ в состоянии представлять друг другу свои ресурсы. Связи в сети бывают проводные и беспроводные. Могут быть либо те, либо другие или их комбинация. В проводных связях применяются провода, кабели, световоды, а в беспроводном – частотные (эфирные) каналы передачи данных (СВЧ–излучение, инфракрасные лучи, широкополосные радиосигналы). Если АИПС предприятия подсоединена к внешним сетям, то внесистемные связи могут строиться на базе спутниковых технологий. Имеются такие технологии и во внутрисистемных связях, когда подразделения предприятия территориально разобщены. Говоря о конкретных связях АИПС, следует отметить, что их вид определяется не только технической стороной, но и информацией по ним передаваемой. Возможности АИПС зависят как от ее технической базы, так и от используемого программного обеспечения. Основой разработки программ служит математическое обеспечение. Математическое обеспечение – совокупность алгоритмов обработки информации. Программное обеспечение должно решать все задачи по обработке информации в АИПС. В его составе встречаются программы, ориентированные на обработку информации либо в процессе информационного обеспечения или непосредственно при разработке управленческого решения, либо то и другое одновременно. К первым, например, можно отнести программы по обработке текстовой и табличной информации, ко второй – по проведению ситуационного или прогнозного анализа и к последнему – по разработке бизнес-плана. Довольно часто встречаются АИПС, где программное обеспечение распределено по персональным компьютерам различных АРМ, образующих своеобразный банк программ. Аналогичным образом разделена база данных со своим СУБД в каждой ПЭВМ. Причем программное обеспечение персонального компьютера АРМ состоит из набора программ, который имеется в любом из них, и специализированных пакетов прикладных программ, ориентированных на выполнение конкретных работ, например, «Управление ценными бумагами», «Анализ материально-технического и финансового состояния предприятия» и т.д. Сервисные программы позволяют получить обработанную информацию в виде графиков и схем. Применение серверов или головных ЭВМ позволяет создать более интегрированное программное обеспечение. Возможно создание единой емкой базы данных с мощным СУБД, направленное на однократное введение информации с многократным ее использованием. Создание интегрированных АИПС на предприятии – требования сегодняшнего дня. Чтобы получить сертификат ИСО 9000-2000, подтверждающий соответствие качества управления предприятием международным нормам, необходимы такие системы. Данные системы обладают набором программ, обеспечивающих взаимосвязанную автоматизацию выполнения практически всех конкретных функций управления. За рубежом уже давно разрабатываются подобные комплексы программ типа MRP/ERP. Их совершенствование идет по пути углубления возможностей за счет, например, использования экономико-математических методов. В основном они используются в подсистеме АСУ. Дальнейшее развитие направлено также на интеграцию усовершенствованной АСУ с другими подсистемами: АСУТП, АСД, а также АСНТИ. Такие комплексы получили название «Компьютерные интегрированные системы». Начиная с 90-х годов, они уже используются рядом зарубежных фирм. Разработка интегрированного программного обеспечения должна строиться с учетом как общих требований, так и конкретных условий функционирования предприятия. Пока оно относительно дорого, но и показатели эффективности достаточно высоки. Требование адаптивности к интегрированному комплексу программного обеспечения АИПС определило еще одно направление ее развития – создание нейросетевых технологий. Примером их может служить нейросетевой пакет Brain Maker. Такие программы могут самосовершенствоваться, извлекая скрытые закономерности из потока данных. Подобное программное обеспечение дает возможность руководителю–пользователю принимать важные и неочевидные решения в условиях ограниченности времени при неопределенности и недостаточности информации. Лингвистическое обеспечение АИПС состоит из языков общения пользователя с ПЭВМ, информационно-поисковых языков, языков-посредников в сетях. Основу языков составляют определенные термины. В АСНТИ такие термины называются дескрипторами. Они сосредотачиваются в специальных словарях–тезаурусах. Устанавливается порядок выбора новых терминов. На основе терминов (дескрипторов) строятся формальные конструкции, такие, как поисковые образы документов, поисковые предписания. Организационное обеспечение представляют собой комплекс документов, создающих нормативно-правовую базу функционирования АИПС. Документы разрабатываются в процессе рабочего системного проектирования и совершенствуются по мере накопления опыта эксплуатации. В них дается описание АИПС и ее составляющих, структуры системы, технических характеристик, алгоритма выполнения операций при взаимодействии с АРМ, должностные инструкции специалистов. Дальнейшее развитие АИПС должно быть ориентировано на то, чтобы за руководителем все в большой степени оставалась только творческая, интуитивная составляющая деятельности по созданию управленческого решения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.108 (0.019 с.) |