Сущность и цели управления, понятие и концепции менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и цели управления, понятие и концепции менеджмента.



Сущность и цели управления, понятие и концепции менеджмента.

Управление – это вид профессиональной деятельности, возникший, выделившийся и обособившийся в процессе развития труда, его разделения и кооперации как потребность и необходимое условие достижения результата (цели) в совместной деятельности через её согласование и регулирование.

Управление – это ментальный (умственный) процесс. От всех остальных процессов регулирования управление отличается тем, что:

1. Имеет целевую направленность. Он начинается с постановки цели.

2. Предполагает получение результата (это эффект согласования совместной деятельности людей)

3. Имеет социально-экономическую природу: осуществляется только там и тогда, где есть человек, предполагает согласование деятельности людей.

4. Опирается на экономическую заинтересованность и сознательный выбор.

5. Предполагает организованное развитие, многообразие решаемых задач и их вариативность.

Управление – это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей.

Во всех случаях управление – это воздействие субъекта управления на объект. Субъект и объект управление соотносятся как часть и целое.

Субъект управления – это часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом и/или на ее составляющие и на саму себя. В последнем случае субъект управления имеет дело с самоуправлением (синонимы: соуфменеджмент, самоменеджмент).

Объект управления – часть социально-экономической системы (организации), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целями организации.

Если управление – это воздействие, значит существуют:

1. среда (где?) - т.е. система управления. Система управления – это совокупность полномочий и организационных структур, необходимых для осуществления воздействия,.т.е. это формальные связи между людьми.

2. средства (с помощью чего?) – т.е. механизм управления. Механизм управления – это совокупность средств, рычагов и методов воздействия на деятельность людей. Методы воздействия делят на:

- социально-психологические (традиции, социальный климат в коллективе, стиль общения, психологическая атмосфера и т.д.);

- экономические (зарплата, премии, фонды, налоги и т.д.);

- организационно-распорядительские (устав, нормативы, дисциплина, инструкции, распоряжения, приказы и проч.).

3. действия (как?) – т.е. процесс управления. Процесс управления – последовательность действий, из которых формируется воздействие (функции управления).

Однако на практике управление невозможно свести только к воздействию. В управлении выделяют четыре типа профессиональных действий:

1. управление как воздействие: оценивается объект управления, т.е. форма в которой он пребывает и в какой должен быть, принимается решение и реализуется.

2. Управление как реагирование на изменения. Оно предполагает фиксацию изменения, его оценку (“полезно-вредно”), определение возможных форм реагирования, прогнозирование последствий, принятие решения о реагировании и его реализация.

3. Управление как согласование (координация). Согласованию подвергаются:

- действия одного управленца с действиями другого (например, согласование целей финансового и коммерческого директора;

- потребности и возможности;

- цели, подцели и средства;

- сроки исполнения.

4. Управление как наблюдение за течением производительного процесса с целью:

- сохранения штатности ситуации (постоянного состояния). В менеджменте причину, из-за которой штатная ситуация трансформируется во внештатную, называется сбоем.

- выявления проблем. В управлении проблема – это препятствие, которое должно быть устранено.

Содержание управленческого труда.

Работа практикующего управленца строится на принципе комбинаторики различных типов профессиональных действий, т.к. наблюдение может осуществляться с целью воздействия, воздействовать можно через согласование и т.д.

Чтобы воздействовать на управляемую систему, необходимо что-то знать о ней, т.е. необходима информация.

Информация – это совокупность сведений, уменьшающих неопределенность в той области, к которой они относятся. В управлении – это сведения о состоянии управляемой системы и внешней среды ее функционирования, специфический объект приложения управленческого труда, внешнее проявление коммуникации, её результат.

На основе работы с информацией менеджер принимает управленческие решения и через систему коммуникаций доводит их до исполнителей, заставляя или побуждая их действовать таким образом, чтобы была достигнута поставленная цель.

При принятии управленческого решения и осуществлении управленческого воздействия необходимо руководствоваться логикой, интуицией и здравым смыслом, основанном на знании, нестандартно и вариативно мыслить

Итак, предмет управленческого труда – люди и информация, продукт – управленческое решение и управленческое воздействие.

Вид воздействия может быть самым разнообразным: силовым, психологическим, принудительным, мотивирующим, мягким, жестким и проч. Искусство управления – в выборе вида воздействия. Воздействие может быть:

- эффективным, в результате происходит позитивное (с точки зрения организации и ее целей) изменение;

- неэффективным (негативным);

- бесполезным (нейтральным).

В целом целями управления являются:

1. Создание условий (организационных, технических, социальных, психологических) для реализации целей и задач организации, т.е. для достижения организацией успеха в своей деятельности, в том числе и условий для выживания организации в любой ситуации.

2. Согласование интересов работников и организации.

3. Достижение организацией успеха в своей деятельности (достижение поставленных целей). 4. Добиться измененного состояния объекта управления (которое с точки зрения управленца является необходимым, достаточным) или сохранить организацию в условиях меняющейся среды.

Системный подход.

Системный подход тесно связан с общей теорией систем. Он заимствует у нее категорию системы и ряд других положений, однако остается самостоятельной областью научных знаний.

Системный подход в теории управления - это:

· концентрация внимания на целостности структуры организации;

· взаимозависимость частей организации, работающих ради одной цели;

· ориентация управления на конечные результаты деятельности фирмы в условиях быстро меняющейся внешней среды.

Системный подход является методологией анализа и синтеза объектов природы, науки и техники, организационных и производственных комплексов как систем.

Категория системы есть научный инструмент исследования объектов, процессов и управления ими. В основе системного подхода лежит понятие системы.

Система есть упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (частей), закономерно образующих единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у элементов и отношений, его образующих.

Организация – сложная система, состоящая из отдельных элементов и подсистем.

Системы бывают двух видов: открытые и закрытые. Открытые системы, к которым относятся и предприятия, характеризуются взаимодействием с внешней средой и необходимостью к ней приспосабливаться. Закрытые системы имеют четкие границы и не зависят от внешней среды.

Все организации являются социотехническими системами.

Организацию, как открытую систему, и ее элементы можно представить схематично (вход – трансформация – выход):

 

Обратная связь

Процессор(преобразователь входов в выходы)


Вход выход

информация, материалы, продукция (услуги)

капитал, трудовые ре-

сурсы и т.д. ---------------------------------------

катализатор (напр. мотивация)

 

Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате на выходе появляются дополнительные выгоды: рост прибыли, доли рынка, удовлетворенности работников.

Свойства открытых систем:

1. такие системы не являются самообеспечивающимися;

2. приспособляемость к изменениям внешней среды. Приспособляемость открытой системы называется состоянием динамичного гомеостаза (сохранение устойчивого состояния системы в ее развитии).

3. Целостность, т.е. все части системы служат ей и способствуют проявлению ее качеств. Это общее свойство всех систем.

4. Эмерджентность – т.е. система в целом обладает свойствами, которые не присущи ни одному из ее элементов. Синергия – концепция, согласно которой отдельные подразделения внутри организации являются более продуктивными, когда они кооперируются и взаимодействуют, чем когда они действуют независимо.

?
Существуют следующие типы систем:

1. модель на уровне черного ящика (человек):

2.
  
модель на уровне состава (элементная), например складское хозяйство, землячества в Германии.

 

 

 


3.
     
модель на уровне структуры, т.е. предполагающая определение способа связи между элементами.

 

 

 


Подсистемы организации – это крупные составляющие сложных систем, сами являющиеся системами: техническая, экономическая, социальная, управленческая.

Практические выводы из теории систем:

1. система состоит из взаимосвязанных частей, следовательно, изменение одной переменной влияет на другие элементы и систему в целом. Этого не учитывала ни одна из школ управления, они сосредотачивали внимание на одной из подсистем.

2. Подсистемы являются индивидуальными частями, составляющими целую организацию. Каждая подсистема есть часть системы, которая, в свою очередь, может быть подсистемой для системы более высокого порядка.

3. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой, и задача состоит в том, чтобы определить оптимальную степень активности

В рамках системного подхода выработана концепция «7-S», которая определяет 7 главных направлений деятельности менеджеров:

- стратегия;

- структура;

- системы и процедуры;

- сотрудники;

- стиль управления;

- квалификация;

- ценности.

Слабые стороны УПЦ.

1. Неверно поставленные цели могут привести к возникновению проблем

2. Чрезмерное внимание к количественным целям и показателям.

11. Типы стратегий. Управление реализацией стратегического плана: тактика, политика, процедуры, правила, бюджеты.

Различают 3 типа стратегии в зависимости от уровня стратегических решений:

1. Корпоративная (Портфельная) стратегия – стратегия, описывающее общее направление развития предприятия. Если предприятие занимается различными видами бизнеса, то корпоративная стратегия определяет, как управлять этими видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг.

Важным моментом при формировании портфельной стратегии является выделение стратегических хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса) – СХП (СЕБ). СХП – это подразделения фирмы, выпускающие определенный товар, или работающие на определенном сегменте рынка.

Результатом разработки корпоративной стратегии является:

- решение вопроса о распределении ресурсов между СХП. При этом вопрос о самоокупаемости бизнес-единиц становится вторичным, т.к. на определенном этапе допускается ее убыточность, если стратегия оказывается оправданной с позиции долгосрочной цели)например – завоевания рынка);

- решение об изменении портфельной структуры (сокращение деятельности одних СХП и рост других);

- решение о диверсификации производства. Диверсификация – это метод стратегического управления фирмой, который предполагает многопродуктовый подход с охватом таких направлений деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия.

На корпоративном уровне возможны следующие стратегические альтернативы:

а) рост, который выражается в значительном ежегодном повышении целей. Он может быть достигнут за счет расширения ассортимента товаров (внутренний рост) и за счет диверсификации (внешний рост);

б) сокращение, когда уровень последующих целей устанавливается на уровне ниже уровня предыдущих целей. Может применяться в условиях переориентации производства, ликвидации, отсечения лишнего.

в) ограниченный рост – установление целей от достигнутого, скорректированного с учетом инфляции. Применяется, когда фирма удовлетворена своим положением.

г) сочетание – комбинация предыдущих вариантов, когда для одних СХП применяется, например, стратегия роста, а для других – ограниченного роста.

2. Деловая (бизнес-стратегия) – это стратегия отдельного СХП, ее часто называют стратегией конкуренции.

Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке: кому и по каким ценам продавать продукцию, как будет ее рекламировать и проч.

Для предприятий, осуществляющих один вид бизнеса, деловая стратегия совпадает с корпоративной.

3) Функциональные – стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами на основе корпоративной и деловой стратегий: стратегия маркетинга, финансов, производства и т.д.

Управление реализацией стратегического плана: тактика, политика, процедуры, правила, бюджеты. Реализация стратегического плана предполагает наличие следующих инструментов:

1. Тактика - набор конкретных краткосрочных целей, реализация которых обеспечит достижение стратегических целей. Эта детализация, уточнение, корректировка стратегии.

2. Политика - это общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение цели (совокупность руководящих принципов для менеджеров)

3. Процедуры - это описание действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации, (проводки в бух. учете)

4. Правила - они точно определяют что должно быть сделано в специфической единичной ситуации

5. Бюджет - это метод распределение ресурсов.

Понятие организационного решения и его виды. Требования, предъявляемые к решениям.

Сущность принятия решения (ПР)– разработка плана действий по разрешению проблемы, т.е. решение – это выбор альтернативы, позволяющей разрешить проблему.

Особенности приятия управленческих решений:

1. Социально-политические. Управленческие решения затрагивают интересы всего трудового коллектива или отдельных его членов, предприятий, регионов. Они могут приниматься с учетом политических требований.

2. Организационно-технологические, т.е. предполагают использование особых средств и методов обоснования и реализации решения.

3. Социально-психологические, т.е. характер, темперамент, психотип руководителя влияет на процесс ПР и эффективность организации его выполнения.

Принципы, которых должен придерживаться менеджер при ПР:

1. объективность (избегать субъективного подхода);

2. системность (необходимо учитывать возможные последствия ПР для всех частей организации).

Решение, которое принимает человек, как частное лицо, называют персональным. Организационное решение – это выбор, который должен сделать менеджер, чтобы выполнить задачи, обусловленные его должностью, т.е. решение, которое менеджер принимает в рамках своей должности, в рамках своих полномочий, ответственности и власти. Наилучший вариант действий, обеспечивающий максимальную эффективность, принято называть оптимальны, а процесс поиска такого решения – оптимизацией. Варианты действий, эффективность которых близка к максимально возможной в данных условиях называют целесообразным.

Все организационные решения делят на 2 группы: запрограммированные и незапрограммированные.

ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ - результат реализации определенной последовательности шагов или действий. Они принимаются в типичных ситуациях.

НЕЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ - требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. В практике управления не существует запрограммированных и незапрограммированных решений, они лишь суть крайние отображения спектра принимаемых решений.

В зависимости от характера принятия решений различают:

1. интуитивные решения;

2. решения, основанные на суждениях;

3. рациональные решения. Рациональноерешение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса и не зависит от прошлого опыта.


В зависимости от количества лиц, принимающих решение:

1. единоличные;

2. коллективные;

3. коллегиальные.

По степени определенности информации:

1. принимаемые в условиях определенности;

2. принимаемые в условиях неопределенности;

3. принимаемые в условиях риска.

В зависимости от характера цели и длительности действия:

1. стратегические;

2. тактические;

3. оперативные.

По месту в управляемой системе:

1. общие;

2. локальные;

3. частные


 

Требования, предъявляемы к решениям:

1. обоснованность, т.е. они должны опираться на достаточную, релевантную информацию;

2. полномочность и компетентность – решения по конкретным проблемам должны приниматься руководителями, имеющими на это полномочия и обладающими достаточным опытом;

3. директивность – обязательность исполнения;

4. непротиворечивость – согласованность с ранее принятыми решениями;

5. своевременность – с момента возникновения проблемы в управляемой системе не должно произойти необратимых явлений, делающих это решение не нужным;

6. точность, ясность, лаконичность формулировки – не должна допускаться разная трактовка и понимание принятого решения;

7. экономичность – затраты времени и средств при принятии решения д.б. сведены к минимуму;

8. эффективность – способы и приемы разрешение проблемы должны не противоречить целям организации;

9. комплексность – решение должно позволять разрешить не узкую проблему, а весь комплекс проблем, относящихся к разрешению ситуации.

 

 

С позиции личных качеств

2 Поведенческий подход - сосредоточил внимание на поведении руководителя. Согласно ему эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой отношения к подчиненным (стиль)

3 ситуационный подход. В рамках этого подхода делаются попытки

1 установить взаимозависимость эффективности деятельности руководителя, его личностных характеристик, стиля управления от той ситуации, в которой он работает и принимает решения

2 определить степень адаптации разных руководителей к разным ситуациям.

Согласно личностной теории лидерства лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Некоторые из них; уровень интеллекта и знаний, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социально-экономическое образование, высокая степень уверенности в себе. Авторитет руководителя - степень доверия к нему персонала и внешнего окружения фирмы. Официальный авторитет определяется должностью Реальный зависит от результатов деятельности менеджера его деловых, нравственно-этических качеств, опыта работы, профессионализма. Файоль дал следующую характеристику личности менеджера-

1. физические качества - здоровье, сила, ловкость. 2. умственные - понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума 3. общее развитие - запас различных знаний, не относящихся только к области выполняемой функции. 4 специальные знания 5. опыт 6. нравственные качества:

Вывод: не набор отдельных качеств, а их совокупность определяет личность руководителя

 

 

Формы власти и влияния.

Влияние - это способность одного индивида вносить изменения в поведение других индивидов, изменять отношения и чувства других людей.

Власть - это возможность оказывать влияние на поведение других людей, это возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять их своей воле. Руководство осуществляется с помощью власти и влияния.

Объем власти и личного влияния зависит от формальных полномочий должностного лица, от личности и способности руководителя, от степени зависимости одного лица от другого. Власть подчиненных - означает, что подчиненный имеет власть над руководителем в вопросах: объема предоставляемой им информации, в неформальных контактах с людьми в других подразделениях, готовности подчиненных выполнить свою задачу. Поэтому руководителю необходимо соблюдать баланс власти, т.е. власть, достаточную для обеспечения достижения целей организации, но не вызывающую у подчиненных неприятия и желания непокорности.

Для того, чтобы обладать властью, руководитель должен иметь возможность держать под своим контролем что-либо имеющее значение для исполнителя, то, что создает зависимость от руководителя и заставляет подчиненного действовать так, как считает нужным делать руководитель. Это - потребности. Власть основана на обращении к активным потребностям исполнителя и может принимать разнообразные формы. 5 форм власти и соответствующих им типов влияния - власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть: эталонная власть; законная (традиционная власть).

Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности Власть посредством принуждения это влияние через страх. Страх может быть использован и фактически используется в современных организациях, но не часто, т.к. со временем может стать весьма дорогостоящим способом влияния Достоинства - быстрота и доходчивость Недостатки - отсутствие доверия, большие затраты, усиливается стремление людей обманывать

Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. Обещание вознаграждения - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей. В некотором смысле власть, основанная на вознаграждении, будет действенна всегда при условии, что руководитель сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением, и фактически предложить ему это вознаграждение. Однако на практике у руководителя масса ограничений в возможности выдавать вознаграждения. У каждой организации ресурсы ограничены, и она может выделить на поощрение персонала строго определенное количество ресурсов.

Достоинства - доступен и понятен обеим сторонам

Недостатки - эффективна только тогда, когда руководитель правильно определил ценность вознаграждения и имеет возможность его предложить

Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяет удовлетворить потребность. Влияние через разумную веру основывается на том, что решение при минимальном контроле со стороны руководителя. Личность может использовать экспертную власть в организации, когда он имеет информацию или идеи, которые, по представлению других, помогут организации или подразделению достигнуть цели или принять более приемлемое решение. Ограниченность - ее формирование требует длительного времени может вырасти власть подчиненного.

Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Харизма- это, власть, построенная не на логике, не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Харизматическое влияние определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении.

Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг -подчиняться им. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной и иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому, что им делегированы полномочия управлять другими. Влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением.

Достоинства - стабильность, реагирует не на человека, а на должность, быстрота и предсказуемость. Недостатки - твердая приверженность традициям таит опасность сопротивления переменам и может входить в противоречия с ценностями современного человека.

 

Классификация инноваций

 

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типов инноваций:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства.

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Классификационные признаки новаций:

1. По типу новизны для рынка инновации делятся на:

- новые для отрасли в мире;

- новые для отрасли в стране;

- новые для данного предприятия (группы предприятий).

2. По особенностям инновационного процесса

- внутриорганизационные – создаются и используются внутри одного предприятия

- межорганизационные

3. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:

- Продуктовые, которые включают применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Продуктовые инновации разделяются на производимые по инициативе изготовителей и покупателей.

- Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

4. По значимости (взависимости от глубины вносимых изменений):

- Базовые (радикальные) инновации — это абсолютно новые продукты или технологические процессы. Их появление приводит к возникновению новых рынков, формированию новых отраслей промышленности (транзистор, телевидение, моментальная фотография, персональный компьютер).

- Улучшающие (инкрементальные, совершенствующие) инновации представляют собой существенное улучшение базовых. Они приводят к изменению функций или характеристик существующего продукта или процесса (например,— новые версии Windows Microsoft)..

Обычно организации фокусируют внимание на инкрементальных инновациях, истинно же радикальные инновации происходят очень редко, а в жизни множества организаций – никогда.

- Псевдоинновации —это несущественные видоизменения продуктов или технологических процессов, которые могут касаться незначительных эстетических характеристик продукта (цвет, декор и т.п.), а также незначительных технических изменений в самом продукте или процессе его производства. К псевдоинновациям также относят расширение номенклатуры продукции за счет не выпускавшихся ранее на данном инновационном предприятии, но уже известных на рынке продуктов.

5. По распространенности:

¨ единичные

¨ диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

 

Антикризисное финансовое управление представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий.

Главной целью антикризисного управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами.

Антикризисное управление направлено на решение следующих задач:

1. Своевременное диагностирование кризиса и принятие мер по его предупреждению. Для этого проводится мониторинг финансового состояния предприятия и факторов внешней среды.

2. Устранение неплатежеспособности, как одного из симптомов финансового кризиса

3. Восстановление финансовой устойчивости предприятия: оптимизация структуры капитала, оборотных активов и денежных потоков.

4. Предотвращение банкротства и ликвидации предприятия в том числе с помощью процедуры санации

5. Минимизация негативных последствий финансового кризиса. Критерий – минимизация потерь рыночной стоимости предприятия.

Система антикризисного управления базируется на ряде принципов:

1. Принцип постоянной готовности реагирования. Периодическое возникновение кризисов является естественным этапом в развитии организации.

2. Принцип превентивности действий, т.е.е использование методологии «управления по слабым сигналам».

3. Принцип срочности реагирования, так как каждое из негативных проявлений кризиса не только имеет тенденцию к расширению, но и порождает новые негативные последствия.

4. Принцип адекватности реагирования

5. Принцип комплексности принимаемых решений

6. Принцип альтернативности действий

7. Принцип адаптивности управления, т.е. гибкости антикризисного финансового управления

8. Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов, чтобы избежать потери управляемости и процедуры внешнего контроля своей деятельности

9. Принцип оптимальности внешней санации предполагает, что при выборе форм санации и состава внешних санаторов следует исходить из необходимости сохранения управления предприятием его первоначальными учредителями и минимизации потери рыночной стоимости предприятия

10. Принцип эффективности, т.е. эффект от антикризисного управления должен быть больше затрат на его проведение.

 

В наиболее общем виде законодательно предусмотренная процедура банкротства включает:

1. подачу заявления о возбуждении судебного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. С момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается защитный период, продолжительность которого не может превышать трех месяцев. В процессе защитного периода проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника в целях определения наличия оснований для возбуждения конкурсного производства.

2. Судебное разбирательство по делу. По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве должника, а также отчет временного управляющего. По результатам рассмотрения заявления о банкротстве должника хозяйственный суд выносит определение о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству (далее - определение об открытии конкурсного производства), освобождает временного управляющего от обязанностей, если был введен защитный период, а также назначает управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.

3. Принятие судом решения по делу о несостоятельности (банкротстве)предприятия. Это решение может быть следующим:

- об отклонении заявления при выявлении финансовой состоятельности предприятия.

- о приостановлении производства по делу в связи с осуществлением реорганизационных процедур. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом предприятия и его санацию.

- признании предприятия должника банкротом и его ликвидации.

Конкурсное производ ство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов; Конкурсное производство включает следующие процедуры:

- санацию;

- ликвидационное производство.

Санация - процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки;

К функциям финансового менеджмента в процессе осуществления ликвидационных процедур относят:

1. Оценка имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости на основе полной инвентаризации имущества.

2. Определение объема и состава ликвидационной (конкурсной) массы, т.е. имущества предприятия, предназначенного к реализации для обеспечения удовлетворения претензий кредиторов. Не подлежит включению в ликвидационную массу имущество, являющееся предметом залога; арендованное имущество; личное имущество работников, объекты жилищного фонда, ДДУ, объекты производственной и коммунальной инфраструктуры.

3. Оценка имущества, входящего в состав ликвидационной массы по рыночной стоимости.

4. Определение объема реальных финансовых обязательств предприятия. Составление списка и направление его кредиторам.

5. Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества (конкурс, аукцион).

6. Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов за счет реализации имущества предприятия-банкрота.

7. Разработка ликвидационного баланса предприятия-банкрота. Если по результатам ликвидационного баланса после удовлетворения всех требований кредиторов у предприятия не осталось имущества, то суд выносит постановление о ликвидации юридического лица, если же имущество осталось, то предприятие считается свободным от долгов и может продолжать свою деятельность

Система очередности распределения средств, вырученных от продажи имущества предприятия-банкрота следующая:

1. Распределение средств на первом этапе:

- возмещение расходов суда;

- возмещение расходов ликвидационной комиссии и распорядителя имущества;

- возмещение требований кредиторов, обеспеченных залогом.

2. очередность распределения оставшихся средств:

- выполнение обязательств перед работниками предприятия (за исключение возврата взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива);

- удовлетворение требований по налогам, неналоговым платежам в бюджет, органам госстраха и пенсионного обеспечения;

- удовлетворение требований кредиторов, не обеспеченных залогом;

- удовлетворение требований по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплата дивидендов;

 

Сущность и цели управления, понятие и концепции менеджмента.

Управление – это вид профессиональной деятельнос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.143 с.)