Понятие рациональной бюрократии. Виды бюрократических организационных структур управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие рациональной бюрократии. Виды бюрократических организационных структур управления.



Бюрократический тип исторически сформировался первым.

Концепцию рациональной бюрократии в начале ХХ столетия разработал немецкий социолог Макс Вебер. Её характеристики:

1) высокая специализация управления;

2) четкая иерархия полномочий и цепь команд;

3) формальная обезличенность управления, т.е. оценка персонала осуществляется по степени полезности для организации, а не в соответствии с личными предпочтениями руководства.

5) наличие многочисленных правил, процедур, норм.

Т.О. главные отличительные черты бюрократического типа ОСУ - рациональность, ответственность и иерархичность.

Недостатки бюрократии:

- отсутствие гибкости

- неспособность к инновациям

- отсутствие мотивации у сотрудников

Достоинства бюрократических ОСУ:

1. Вебер называл такую структуру «рациональной», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.

2. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям.

3. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.

4. Концепция социального равенства, заложенная в бюрократической структуре, позволяет реализовать принцип равенства

Классификация бюрократических ОСУ:

Плоские линейные ОСУ
Многоуровневые линейные ОСУ
По потребителю – потребительские ДОС
По продукту - продуктовые ДОС
Региональные ДОС
Бюрократические ОСУ
Линейные ОСУ
Чисто линейные
Линейно-штабные ОСУ
Департаментализованные ОСУ
Функциональные ОСУ - ФОС
Дивизиональные ОСУ - ДОС

 

 


Линейные организационные структуры – ОСУ, в которых реализуются только линейные полномочия. Плоская линейная организационная структура характеризуется небольшим количеством уровней управления и большим диапазоном контроля. Многоуровневая – наоборот. Наиболее предпочтительными считаются плоские линейные ОСУ.

ОСУ, в которых сочетаются линейные и штабные полномочия, называются линейно-штабными. Линейно-штабная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывает помощь штабной аппарат. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены штабным руководителям высших ступеней управления.

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения
; ОП - подразделения основного производства.

Рис. Линейно-функциональная структура управления

Виды штабного аппарата:

1. консультативный – консультирующий на постоянной или временной основе линейных руководителей (юрист)

2. обслуживающий – аппарат, организованный для выполнения определенных услуг на постоянной основе. Разновидность обслуживающего – личный аппарат. В организации член этого аппарата не имеет никаких полномочий. Когда он действует, то это делается по поручению руководителя.

Департаментализация – деление организации на высшем уровне управления на блоки(которые могут называться отделами, отделениями или секторами) по какому-либо принципу.

Функциональная департаментализация — это процесс деления организации на отдельные блоки в соответствии с задачам, которые выполняет персонал.

В функциональной структуре каждый руководитель имеет право давать указания только по вопросам, входящим в его компетенцию, т.е. в рамках своей четко определенной функции.

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

Рис. Функциональная структура управления

Преимущества ФОС:

1. Стимулирует деловую и профессиональную специализацию.

2. Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях.

3. Улучшает координацию в функциональных областях.

Недостатки ФОС:

1. В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

2. Отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями.

3. В большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.

Дивизиональная организационная структура (ДОС) – структура, в которой деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг (продуктовая ДОС), группам покупателей (потребительская ДОС)или географическим регионам (региональная ДОС) Пример ДОС по потребителю:

 

Директор издательства

 

Издание детской литературы Издание научной литературы Издание художественной

Отдел марке-тинга детской литера-туры
Отдел марке-тинга (науч-ной литера-туры)
Производ-ственный отдел (научной литера-туры)
Производ-ственный отдел (детской литера-туры)

 

 


 

 

…. …..

 

Необходимость и целесообразность создания продуктовой ДОС возникает в том случае, если организация производит несколько товаров или услуг, ориентированных на конкретные сегменты рынка. Каждая группа или рынок имеет четко определенные или специфические потребности. В этом случае все подразделения организации группируются вокруг определенных товаров. Цель такой структуры состоит в том, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителей.

Если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразным создание региональной ДОС, в которой структура формируется по территориальному принципу. Пример: фирма МакДональдс. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации.

Преимущества дивизиональной организационной структуры:

- максимальное использование специальных знаний,

- усиление ответственности менеджера за конечный результат

Недостатки:

- увеличение затрат за счет дублирования функций

- усложнение контроля за выполнением функций

- необходимость содержания большого числа работников с общеуправленчискими функциями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.009 с.)