Национальная экономика. Современная отраслевая структура экономики РК. Классификация отраслей.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная экономика. Современная отраслевая структура экономики РК. Классификация отраслей.



Отрасль экономики - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда.Понятие "отрасль" - основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения. Соответственно отраслевой структуре имеет место классификация отраслей народного хозяйства.Группа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, а также распределения и перераспределения производственных благ выделяются производственная и непроизводственная сферы.Производственная сфера народного хозяйства - относятся все отрасли, производящие материальный продукт, Непроизводственная сфера - отрасли, производящие непроизводственные услуги. Производственные отрасли в зависимости от использования материального продукта и специфики его создания делятся на промышленность, сельское хозяйство и строительство.Отрасли тяжелой промышленности, куда входит электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли, деревообрабатывающая и пр. отрасли.Отрасли легкой промышленности: текстильная, швейная, обувная, меховая.Отрасли пищевой промышленности: Консервная промышленность, Молочная промышленность, Мясная промышленность, Масложировая промышленность, Макаронная промышленность, Кондитерская промышленность, Винодельческая промышленность, Пивоваренная и безалкогольных напитков промышленность, Рыбная промышленность, Соляная промышленность, Сахарная промышленность.Отрасли Сельское хозяйство, в свою очередь, включает в себя отрасли растениеводства и животноводства.Структура национальной экономики - это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:1)домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами.2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи.3)отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. 4)территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики - разделение национальной экономики на различные экономические районы;5)инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;6)структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Оборотный капитал предприятия, их состав и структура. Источники финансирования оборотного капитала. Оборотные средства (оборотный капитал) – это активы предприятия, которые в результате его хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию, принимают однократное участие в процессе производства, изменяя при этом свою натурально-вещественную форму. Под составом оборотных средств понимают совокупность образующих их элементов. В состав оборотных средств входят оборотные производственные фонды (ОбПФ), которые заняты в процессе производства, и фонды обращения (Фобр), которые обслуживают процесс обращения (реализации) продукции.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называют структурой оборотных средствРазличие в структурах оборотных средств отраслей промышленности обусловливается многими факторами, в частности, особенностями организации производственных процессов, условиями снабжения и сбыта, структурой затрат на производство. Общим в структуре оборотных средств различных отраслей промышленности является преобладание средств, размещенных в сфере производства. На их долю приходится более 70% всех оборотных средств.

Оборотные средства делятся на оборотные производственные фонды(производственные запасы и незавершенное производство и расходы будущих периодов) и фонды обращения(готовая продукция на складе, отгруженная и неоплаченная прод и дебеторская задолжен, денежные средства в кассе)

Источники формирования оборотных средств и их размер оказывают существенное влияние на уровень эффективности использования оборотных средств предприятия. Избыток оборотных средств означает, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Недостаток оборотного капитала - тормозит ход производственного процесса, замедляя скорость хозяйственного оборота средств предприятия.

По источникам формирования:собственные это средства, постоянно находящиеся в распоряжении предприятия и формирующиеся за счет собственных ресурсов (прибыли, резервного фонда и др.) приравненные к собственным (устойчивые пассивы) – являются по сути частью собственных, авансированы на оплату труда, но временно свободные; заемные – формируются за счет кредитов банков, займов, кредиторской задолженности и прочих пассивов.

Эффективность использования оборотных средств промышленного предприятия характеризуется тремя показателями:Коэффициент оборачиваемости: Коб=Qp/Фобс,где Qр – объем реализуемой продукции за определенный период, тенге; Фобс – средний остаток оборотных средств, тенге.Коэффициент оборачиваемости характеризует число оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период или показывает объем реализуемой продукции, приходящейся на 1 тенге оборотных средств.Коэффициент загрузки характеризует сумму оборотных средств, затраченных на 1 тенге реализуемой продукции: Кз=Фобс/ QpДлительность одного оборота: Тоб= Fk/Kоб где Fк – количество календарных дней в рассматриваемом периоде, дней

Объединения организаций: картель, синдикат, трест, концерн, хозяйственные ассоциации холдинг, ФПГ.По целям объединения и степени самостоятельности выделяют следующие виды объединений:Концерн -форма крупных договорных объединений (заводов, комбинатов), которые используют возможности крупномасштабного производства.Конгломерат -многоотраслевое объединение, концентрирующее производство самых разнообразных товаров, многие из которых не имеют ничего общего между собой.Консорциум -этовременное добровольное объединение предприятии для решения конкретных задач- реализации крупных целевых программ и проектов, в том числе научно-технических, строительных, социальных, эколог, инвестиционных.Финансово промышленная группа - объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации.Холдинг -объединение любой организационно-правовой формы, которое владеет контрольным пакетом акций других юридически самостоятельных компаний в целях установления господства и контроля над ними.Корпорация - (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое является объединением физических лиц, но при этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.Ассоциация - одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц и/или граждан.Картель — объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности.Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию.Трест — объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый комплекс, теряя свою юридическую, коммерческую и хозяйственную самостоятельность.Пул — объединение предпринимателей картельного типа, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников

Организационные структуры управления.Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Линейная структураДля нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделления отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций.Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией. Линейно-штабная организационная структураПо мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.. Функциональная организациоонаяструктура.При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

Линейно-функциональная организационная структура -основные связи — линейные, дополняющие — функциональные. Матричная организационная структураВ связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные. Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.При матричной струкуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки — сложность структуры, возникновение конфликтов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков. Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы. Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.

Оценка эффективности инвестиций: динамические и статические показатели, их преимущества и недостатки.Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства_Инвестиции на макроуровне являются основой для: осуществления политики расширенного воспроизводства; ускорения НТП, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции; сбалансированного развития всех отраслей экономики страны и др. В макроэкономическом масштабе сегодняшнее благосостояние является в значительной мере результатом вчерашних инвестиций, а сегодняшние инвестиции, в свою очередь закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния.На микроуровне инвестиции необходимы для достижения следующих целей: расширения и развития производства; повышения технического уровня производства; повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия; осуществления природоохранных мероприятий; приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий.Для учета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научно обоснованная классификация:По признаку целевого назначения будущих объектов: на производственное строительство; на строительство культурно-бытовых учреждений; на строительство административных зданий; на изыскательские и геологоразведочные работы.по формам воспроизводства основных фондов: на новое строительство; на расширение и реконструкцию действующих предприятий; на техническое перевооружение.по источникам финансирования: централиз; децентрализованные.по направлению использования: производс; непроизводс.по объекту приложения: портфельные (финансовые) – вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий; реальные–вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. Наиболее комплексная классификация инвестиций проводится по следующим признакам:-по объектам вложения: реальные и финансовые;-по характеру участия в инвестировании: прямые и непрямые;-по периоду инвестирования: кратко- и долгосрочные;-по формам собственности: совместные, иностранные, государственные, частные;-по региональному признаку: инвестиции за рубежом и внутри страны.Проектный анализ – совокупность методологических средств для постановки и обоснования проектных решений.Проектный анализ – это прежде всего сопоставление затрат на осуществление инвестпроекта и выгод, которые будут получены от его реализации.Виды проектного анализа:

Технический: цель – определение наиболее эффективных вариантов техники и технологии.

Коммерческий (маркетинговый): цель – оценка проекта с позиции конечных потребителей продукции. Организационный: цель – оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку в районе реализации проекта. Экономический: изучает проект с позиций народного хозяйства в целом. Финансовый: исследование затрат и результатов применительно к конкретным участкам проекта. Экологический: установление потенциального ущерба окружающей среде. Социальный: определение пригодности вариантов проекта для его пользователей, изменения рабочих мест, улучшения условий труда

Наибольшее применение находят экономический и финансовый анализ. Проектный анализ осуществляется на базе следующих приемов: сравнительный метод, группировки, цепных подстановок, разниц, экономико-математического моделирование, дисконтирование и др.

Показатели рентабельности, методика их расчета и пути повышения рентабельности.Для оценки эффективности работы предприятия используются показатели рентабельности.Рентабельность к себестоимости (рентабельность продукции): Rc=Двал/Спр*100%,Двал это сумма E^n i=1(Ц-С)*Qi,где Спр – себестоимость реализованной продукции в результате основной деятельности;Ц – цена реализации единицы продукции (без НДС, акцизов и др. косвенных налогов), ден. ед.; С – себестоимость единицы продукции;Qi – количество реализованной продукции i-го вида в натуральном измерении;n – количество видов продукции.

Рентабельность к производственным фондам (рентабельность производства или предприятия):

RПФ=(Дод+Днод / ОПФсрг+ОБСн ) *100%,где ОПФсрг –среднегодовая стоимость основных производствен фондов;ОбСн–среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств.Рентабельность конкретных видов продукции (рентабельность изделий):Ri=П/Сi *100%

где П – удельная прибыль, т.е. прибыль на единицу продукции;Сi – себестоимость единицы i-го вида продукции.Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия являются одной из основных задач, которая стоит перед руководством любого предприятия. В настоящее время существует множество экономических теорий, которые позволяют дать теоретическую оценку будущей прибыли компании, но на практике дела обстоят далеко не так просто.Несмотря на многие недостатки, многие компании в настоящее время стараются планировать свою деятельность, благодаря чему они могут адекватно оценивать свои расходы и доходы.Одним из методовповышения прибыльности и рентабельности компании является снижение расходов, связанных с производством продукции. Если крупные корпорации стараются сэкономить на рабочей силе, размещая свои заказы в различных странах с низким уровнем жизни, то небольшие компании предпочитают экономить на стоимости расходных материалов, что нередко приводит к падению качества изготовляемой продукции.Еще одним путем повышения прибыли и рентабельности компании может стать кадровая политика предприятия. В настоящее время многие предприниматели предпочитают нанимать высококвалифицированных специалистов, которые могут работать на нескольких должностях, кроме того, различные компании применяют все более совершенные методы стимулирования труда, а также направляют своих работников на курсы переподготовки.Также в последнее время все чаще отечественные предприниматели стремятся ввести более совершенную механизацию труда, которая позволяет получить качественный продукт при небольших издержках.Одним из путей повышения прибыли также является экономия электроэнергии при работе энергоемких производств, а также более тщательно разработанная технология, которая позволяет существенно снизить брак при производстве. Стоит отметить, что многие предприятия вкладывают все большие средства в различные научные и опытно-конструкторские разработки, которые с течением времени также могут принести существенный доход компании.Также пути повышения прибыли и рентабельности подразумевают увеличение продаж готовой продукции, которое может быть достигнуто несколькими способами. В настоящее время все больше компаний уделяют повышенное вниманию маркетингу, что позволяет им не только выбирать товары, которые представляют интерес для потребителей, но и продвигать их на рынок.

Показатели эффективности проекта.Для дальнейш оценки инвестиций используются методы расчета показателей эффективности: чистого приведенного эффекта, индекса рентабельности, внутренней нормы прибыли и периода окупаемости.Метод расчета чистого приведенного эффектаПоказатель чистого приведенного эффекта (NPV) является главным критерием доходности инвестиций. Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Чистый приведенный эффект инвестиционного проекта определяется как текущая стоимость ожидаемых чистых потоков денежных средств за вычетом чистых инвестиций по проекту. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) рассчитываются по формулам: PV = E^nk=1 (Pk/(1+r)^k NPV = E^n k=1 Pk\(1 + r)^k -IC

правило NPV: Если NPV>0, то проект следует принять; Если NPV<0 , то проект следует отвергнуть; Если NPV=0 , то проект ни прибылен, ни убыточен.Следовательно, зная NPV можно решить, вкладывать средства в инвестпроект и нести сопутствующие риски или просто положить деньги на депозит и без риска заработать по процентным ставкам.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.011 с.)