Вопрос 2.Проект. Программа. Проект и программа как объекты управления, их характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2.Проект. Программа. Проект и программа как объекты управления, их характеристики



Вопрос 1. Основные понятия: проект, управление проектом. Системное представление Управления проектами

Проек т - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг.

"Временное" означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты.

"Уникальных" означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг. Примеры проектов: строительство дома, разработка нового оборудования, бизнес реинжиниринг, разработка или внедрение программных средств, проведение рекламной компании, проведение выборов и т.д.

Уникальность продуктов или услуг проекта обуславливает необходимость последовательного уточнения их характеристик по мере выполнения проекта.

Управление проектами – дисциплина, объединяющая как специальные, так и надпрофессиональные знания. Специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, образовательные, экологические. Исследовательские, реорганизационные и др.).

Управление проектом – это наука и искусство руководства людскими и материальными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта на основе применения современных методов, техники и технологий для достижений определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости. Времени, качеству и удовлетворению участников рынка.

Основные характеристики проекта:

1. Назначение проекта. Описываются новые продукты или услуги. Которые получит потребитель в результате реализации проекта

2. Стоимость проекта. Сметные затраты, необходимые для выполнения работ проекта

3. Объемы работ проекта. Количественные показатели работ проекта

4. Сроки выполнения работ проекта. (даты начала, окончания, продолжительность).

5. Ресурс проекта. Ресурсы требующиеся для осуществления проекта (оборудование, материалы, персонал, программное обеспечение, производственные площади)

6. Исполнители проекта. Специалисты и организации, привлеченные к выполнению работ проекта, их количественные характеристики, состав и квалификация

7. Риск проекта. Определение рискованных событий в проекте, вероятности их свершения и ущерба от их воздействия на проект.

Характеристики проекта, перечень и требования к которым формулируются в техническом задании используются для обоснования целесообразности и осуществимости проекта, анализа хода его реализации и для заключительной оценки степени достижения поставленных целей проекта и сравнения фактических результатов с запланированными. К важнейшим из них относятся технико-экономические показатели: объем работ, сроки выполнения, себестоимость, прибыль, качество, конкурентоспособность, социальная и общественная значимость проекта.

Методы управления проектами позволяют:

1. Определить цели проекта и провести его обоснование

2. Выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить)

3. Подобрать исполнителей (через процедуры торгов и конкурсов)

4. Определить необходимые объемы и источники финансирования

5. Подготовить и заключить контракты

6. Определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы

7. Рассчитать смету и бюджет проекта

8. Планировать и учитывать риски

9. Обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.

Управление проектами - методология организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Принципиальная методологическая системная модель управления проектом состоит из трех основных блоков:

· субъекты управления;

· объекты управления;

· процесс управления осуществлением проекта.

 

Субъектами управления являются активные участники проекта (программы), взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления.

К основным субъектам управления проектом относятся:

1. Ключевые участники проекта:

инвестор, заказчик, генконтрактор, генподрядчик, исполнители.

2. Команда управления проектом:

менеджер проекта, функциональные менеджеры проекта – члены команды проекта.

Объекты управления

Объектами системы управления могут быть:

программы, проекты, контракты (проекты), реализуемые в организациях или предприятиях, фазы жизненного цикла объекта управления: концепция, разработка, реализация, завершение.

Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления и содержат:

Уровни управления, рассматриваемые с точки зрения временного разреза управления проектом, который, как правило, сопоставляется с соответствующими субъектами управления:

· стратегический уровень охватывает весь жизненный цикл проекта и соответствует организационно-экономическому уровню проекта,

· годовой уровень управления – рассматривает работы проекта, выполнение которых запланировано в течении года,

· квартальный уровень управления – рассматривает работы проекта, выполнение которых запланировано в течении квартала,

· оперативный уровень управления - рассматривает работы проекта, выполнение которых соответственно запланировано в течении месяца, декады, недели, суток, смены и т.д.

Функции управления, включающие:

· управление предметной областью проекта,

· управление проектом по временным параметрам,

· управление стоимостью в проекте,

· управление качеством в проекте,

· управление рисками в проекте,

· управление персоналом в проекте,

· управление коммуникациями в проекте,

· управление контрактами в проекте,

· управление изменениями в проекте.

Стадии процесса управления, включающие:

· инициализацию – организацию и запуск проекта и его частей,

· планирование работ проекта,

· организацию и контроль выполнения работ проекта,

· анализ и регулирование хода работ проекта,

· закрытие проекта и его частей.

 

Вопрос 13. Стандарты и нормы. Стандарты и нормы, как основа взаимодействия участников проекта. Примеры действующих стандартов в УП.

Стандарт - это образец, эталон, модель, принимаемая за исходные для сопоставления с ним других подобных объектов.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы, нормы, правила и требования различного характера. При стандартизации используются различные методы:

· нормирование (установление нормы на числовое значение стандартизируемого параметра);

· параметрирование (установление последовательного ряда числовых значений параметра);

· унификация (установление объектов одинакового назначения и использование в целях достижения экономии, обеспечение взаимозаменяемости);

· типизация (разработка типовых решений);

· агрегирование (создание разнообразных объектов путем компоновки из ограниченного количества стандартных элементов).

Перечисленные методы позволяют осуществлять стандартизацию от простых объектов до сложных систем.

Основные задачи стандартизации:

1) установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих обеспечить оптимальное качество и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и типоразмеров;

2) развитие унификации и агрегирование промышленной продукции как важнейшее условие специализации производства комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

3) обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин;

4) установление унифицированных систем документации и кодирования технико-экономической информации;

5) установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники и народного хозяйства;

6) установление системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

7) создание благоприятных условий для внешне - торговых, культурных и научно-технических связей.

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

· безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

· качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

· единства измерений;

· экономии всех видов ресурсов;

· безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

· обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

К нормативным документам, действующим на территории РФ, относятся государственные стандарты РФ, международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарт научно - технических, инженерных и других общественных объединений.

Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности: государственные стандарты; отраслевые стандарты; стандарты научно-технических и инженерных объединений; технические условия; стандарты предприятий.

Государственные стандарты разрабатываются на организационно - методические и общетехнические объекты, а именно:

1) организацию проведения работ по стандартизации, научно-техническую терминологию, классификацию и кодирование технико-экономической информации, техническую документацию, информационные технологии, организацию метрологических работ, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ;

2) продукцию общемашиностроительного применения;

3) составляющие элементы народнохозяйственных объектов государственного значения (транспорт, связь, энергосистему и др.);

4) продукцию межотраслевого назначения;

5) продукцию для населения и народного хозяйства;

6) методы испытаний.

Государственные стандарты содержат обязательные и рекомендационные требования.

К обязательным относятся:

1) требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;

2) требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;

3) метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;

4) положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.

Стандарты научно-технических и инженерных объединений разрабатываются в случае необходимости расширения результатов фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности

Технические условия и стандарты предприятий содержат требования, которые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции.

Внутренний стандарт по управлению проектами необходим, прежде всего, для того, чтобы весь персонал организации одинаково понимал основные принципы и идеи системы управления проектами. Стандарт является основополагающим документом, описывающим процессы управления в организации. Он определяет схему взаимодействия руководителя проекта с другими функциональными подразделениями в структуре организации.

Проект уникален, поэтому внутренние стандарты не стереотипны. Отдельные аспекты Управления проектом регулируются международными стандартами. Так, основными международными стандартами по менеджменту качества и управлению конфигурацией в проектах являются ISO 9000:2000, 10005, 10006, 10007 и другие, которые в ряде стран приняты и в виде национальных стандартов.

В области управления системами также используется ряд международных стандартов, которые определяют нормы и правила по управлению процессами в проектах технических систем, процессами жизненного цикла системы, проектирования и т. п. Примеры таких стандартов: ISO/IEC 12207, InformationTechnology - SoftwareLifeCycleProcesses (1995); ISO/IEC TR 15271, InformationTechnology - Guidefor ISO/IEC 12207 (1998); ISO/IEC 15288 CD2, LifeCycleManagement - SystemLifeCycleProcesses (2000) и др.

Вопрос 1. Основные понятия: проект, управление проектом. Системное представление Управления проектами

Проек т - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг.

"Временное" означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты.

"Уникальных" означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг. Примеры проектов: строительство дома, разработка нового оборудования, бизнес реинжиниринг, разработка или внедрение программных средств, проведение рекламной компании, проведение выборов и т.д.

Уникальность продуктов или услуг проекта обуславливает необходимость последовательного уточнения их характеристик по мере выполнения проекта.

Управление проектами – дисциплина, объединяющая как специальные, так и надпрофессиональные знания. Специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, образовательные, экологические. Исследовательские, реорганизационные и др.).

Управление проектом – это наука и искусство руководства людскими и материальными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта на основе применения современных методов, техники и технологий для достижений определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости. Времени, качеству и удовлетворению участников рынка.

Основные характеристики проекта:

1. Назначение проекта. Описываются новые продукты или услуги. Которые получит потребитель в результате реализации проекта

2. Стоимость проекта. Сметные затраты, необходимые для выполнения работ проекта

3. Объемы работ проекта. Количественные показатели работ проекта

4. Сроки выполнения работ проекта. (даты начала, окончания, продолжительность).

5. Ресурс проекта. Ресурсы требующиеся для осуществления проекта (оборудование, материалы, персонал, программное обеспечение, производственные площади)

6. Исполнители проекта. Специалисты и организации, привлеченные к выполнению работ проекта, их количественные характеристики, состав и квалификация

7. Риск проекта. Определение рискованных событий в проекте, вероятности их свершения и ущерба от их воздействия на проект.

Характеристики проекта, перечень и требования к которым формулируются в техническом задании используются для обоснования целесообразности и осуществимости проекта, анализа хода его реализации и для заключительной оценки степени достижения поставленных целей проекта и сравнения фактических результатов с запланированными. К важнейшим из них относятся технико-экономические показатели: объем работ, сроки выполнения, себестоимость, прибыль, качество, конкурентоспособность, социальная и общественная значимость проекта.

Методы управления проектами позволяют:

1. Определить цели проекта и провести его обоснование

2. Выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить)

3. Подобрать исполнителей (через процедуры торгов и конкурсов)

4. Определить необходимые объемы и источники финансирования

5. Подготовить и заключить контракты

6. Определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы

7. Рассчитать смету и бюджет проекта

8. Планировать и учитывать риски

9. Обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.

Управление проектами - методология организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Принципиальная методологическая системная модель управления проектом состоит из трех основных блоков:

· субъекты управления;

· объекты управления;

· процесс управления осуществлением проекта.

 

Субъектами управления являются активные участники проекта (программы), взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления.

К основным субъектам управления проектом относятся:

1. Ключевые участники проекта:

инвестор, заказчик, генконтрактор, генподрядчик, исполнители.

2. Команда управления проектом:

менеджер проекта, функциональные менеджеры проекта – члены команды проекта.

Объекты управления

Объектами системы управления могут быть:

программы, проекты, контракты (проекты), реализуемые в организациях или предприятиях, фазы жизненного цикла объекта управления: концепция, разработка, реализация, завершение.

Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления и содержат:

Уровни управления, рассматриваемые с точки зрения временного разреза управления проектом, который, как правило, сопоставляется с соответствующими субъектами управления:

· стратегический уровень охватывает весь жизненный цикл проекта и соответствует организационно-экономическому уровню проекта,

· годовой уровень управления – рассматривает работы проекта, выполнение которых запланировано в течении года,

· квартальный уровень управления – рассматривает работы проекта, выполнение которых запланировано в течении квартала,

· оперативный уровень управления - рассматривает работы проекта, выполнение которых соответственно запланировано в течении месяца, декады, недели, суток, смены и т.д.

Функции управления, включающие:

· управление предметной областью проекта,

· управление проектом по временным параметрам,

· управление стоимостью в проекте,

· управление качеством в проекте,

· управление рисками в проекте,

· управление персоналом в проекте,

· управление коммуникациями в проекте,

· управление контрактами в проекте,

· управление изменениями в проекте.

Стадии процесса управления, включающие:

· инициализацию – организацию и запуск проекта и его частей,

· планирование работ проекта,

· организацию и контроль выполнения работ проекта,

· анализ и регулирование хода работ проекта,

· закрытие проекта и его частей.

 

Вопрос 2.Проект. Программа. Проект и программа как объекты управления, их характеристики

Проект - это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, рискам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.

Различные проекты могут не иметь никаких связей и выполняться изолированно. Каждый из них выступает как самостоятельный объект управления. В то же время конкретные проекты могут иметь различные связи. При определенных условиях множество взаимосвязанных проектов объединяются в программу.

Программа может быть сформулирована в терминах проектов и предоставлена как совокупность проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами, временем на ее выполнение, технологией, организацией и др.

Программа, так же как и проект, является объектом управления. Однако, в отличии от отдельного проекта она требует специальных методов мультипроектного управления, обеспечивающих достижение общей цели программы при соблюдении заданных ограничений и условий ее выполнения.

Выполнение отдельного проекта в рамках программы может не давать ощутимого результата, ВТО время как осуществление всей программы обеспечивает максимальную прибыль.

Программы можно разделить на мультипректы и мегапроекты.

Мультипроект - комплексный проект, или программа осуществляемый в рамках крупных организации, предприятий.

Мегапрект - целевая программа, содержащая множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и временем выполнения. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными.

Для управления проектом необходимо знать его планируемые характеристики. Выбор путей и способов достижения принятых значений показателей проекта является основной задачей управления проектом.

Проект, как объект управления, имеет следующие отличительные признаки:

1. Признак изменений

2. Признак ограниченной конечной цели

3. Признак ограниченной продолжительности

4. Признак ограниченности бюджета

5. Признак ограниченности требуемых ресурсов

6. Признак новизны для предприятия, которое реализует проект, и для рынка предполагаемого спроса на создаваемый в проекте продукт

7. Признак правового и организационного обеспечения

8. Признак разграничения с другими проектами предприятия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.082 с.)