Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика проектирования как социальной технологии

Поиск

Онтологический статус социально-культурных коммуника­ций можно выразить в двух плоскостях: как разновидность со­циально-практической деятельности они направлены на изме­нение или создание социальных отношений и структур, на поддержание их функционирования; как вид культурной деятельности они предполагают создание и продвижение ценностей, смыслов, образцов поведения. В этом качестве они содержат эле­менты психотехнических и антропных практик, направленных на изменение чужой психики и ее компонентов.1 Но во всех сво­их аспектах социально-культурные коммуникации включают в качестве основного проектный модус.

Социально-культурное проектирование как частная техно­логия опирается на общую логику и методологию создания со­циальных и культурных объектов и явлений. В таком контексте проектирование представляет собой сферу научно-инженерной социальной деятельности, решающей класс исследовательских и проектных задач повышенной сложности. Ее исходный этап связан с выявлением всей совокупности социальных факторов и обстоятельств (в том числе латентных и неосознаваемых), которые способствуют или препятствуют воплощению научных рекомендаций в жизнь,2 а результатом является проект как про­образ предполагаемого и возможного объекта или состояния, кон­кретная модель «оптимальных форм будущего».3

1 К антропной деятельности относят: обучение, воспитание, информацию и пропаганду, к психотехнической - разнообразные медитативные уп­ражнения, тренинги собственных психических функций и проч. - См.: Розов Н. С. Помологический синтез теоретических знаний об истории и культуре (проект интеллектуальной стратегии) // В диапазоне гу­манитарного знания. К 80-летию профессора М. С. Кагана. - СПб., 2001. -С. 76.

2 Дондурей Д. Б. Социальное проектирование в сфере культуры: поиск перспективных направлений // Социальное проектирование в сфере культуры. Прорыв к реальности. Сб. науч. тр. НИИ культуры. — М, 1990. - С. 30-50.

3 См.: Ляхов И. И. Социальное конструирование. — М., 1981; Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проб­лемы общества. — М., 1984.

Проектирование инновационно, оно направлено на создание новых объектов, преобразование реальности (социальной, куль­турной, маркетинговой и т. д.). Проектная методология позво­ляет: во-первых, представить относительно целостную модель функционирования и развития определенной организационной подсистемы (в том числе и в сфере культуры), выявив в эмпирически фиксируемых показателях реальную картину деятель­ности ее участников-контрагентов; во-вторых, обозначить дек­ларируемые, фактические и оптимальные функции и цели ис­следуемой подсистемы; в-третьих, спроектировать новый образ и структуру данной подсистемы, т. е. ее нормативную модель; в-четвертых, обосновать механизмы и способы ее реализации, а также необходимые для этого ресурсы. Проектирование техно­логично, ибо строится на основе соответствующих социально-культурных практик и имеет определенную последовательность действий (т. е. этапы и методы).

Границы возможностей проектирования определяются: в тео­ретическом плане - мерой знания природы и специфики той системы (социальной, культурной, маркетинговой), которая яв­ляется объектом проектирования; в практическом плане - воз­можностями и способностью системы к проектным изменени­ям, а также ограниченностью ресурсов, необходимых для их реа­лизации.

Одна из основополагающих характеристик проектной деятель­ности - ее универсальность. Действительно, проектные техноло­гии входят в качестве составляющей во все виды социально-культурной практики - организацию рекламной деятельности, РR-мероприятий, шоу-программ и т. д. Более того, проектив­ность как базовая характеристика «человека культурного» про­низывает все сферы бытия, составляя основу культурной дея­тельности. Последняя, как известно, представляет собой спо­соб преобразования реальности на основе модели идеального будущего, т. е. ее улучшения (включая и человеческую природу), которая «культивируется» путем конструирования идеаль­ного образа человека с его последующим воплощением в рам­ках религиозных, идеологических, образовательных и воспита­тельных практик).

Таким образом, проективность характерна для всех культур­ных форм и сфер человеческого бытия: научного и художественного творчества, управления, социальной коммуникации и т. д. Человек, имея уникальную способность к символизации мира, оперируя абстрактными понятиями, обращается к невидимому прошлому и воссоздает его, выстраивает модели оптимального будущего. В рамках философских систем осуществляется ра­циональное конструирование моделей мира и человека. В сфе­ре религиозно-этического сознания формируются идеалы и ду­ховно-ценностные конструкты, воплощающие представление человека конкретной культуры о смысле бытия и пределах лич­ностного совершенства. Художественное проектирование состо­ит в создании «второй реальности» с помощью образа, знака, символа. В сфере педагогического знания создаются и реализу­ются нормативные модели человека. В индивидуальной биогра­фии осуществляется самопроектирование личностью своего жизненного пути (включая концепцию «Я», профессиональное самоопределение и т. д.). Инженерное проектирование творит вещи «второй природы» из материала «первой» (архитектура, дизайн, техника). На социальном пространстве человек создает модели общественных явлений, социальных институтов, новых форм общественного устройства, реализация которых обеспе­чивается системой права, управления и т. д.

Социальное проектирование является предтечей маркетин­говых технологий и в какой-то мере его методологическим и технологическим ресурсом. Мощный импульс развития оно получило в 20-30 годы XXвека. Пик интереса приходится на революционные эпохи и последующие десятилетия.4 Перед иде­ологами того времени стояла глобальная задача - проектирова­ние новой социальной действительности (общественных отно­шений, новой культуры) и нового человека. К концу 30-х годов проектный пафос стихает, вероятно, потому, что сама жизнь ста­ла рассматриваться как воплощенный проект.

4 Интересно наблюдение о сходстве форм публичной жизни 20-х годов XX века и сегодняшних дней: если в то время доминировали театрали­зованные формы, то сегодня это так называемые ток-шоу, и тогда, и сей­час особой популярностью пользуются театрализованные суды.

Очередной виток экспансии социального проектирования наблюдается в 80-е годы. С этого времени проектирование ут­верждается как особый тип интеллектуальной деятельности, не уступающий порой креативному потенциалу науке, художествен­ному творчеству, а по социальной значимости даже более эф­фективный. Расширяются сферы применения проектных мето­дов, которые начинают использоваться в культурной политике, реформировании образовательных систем.

Интерес к социальному проектированию был обусловлен не­сколькими факторами: во-первых, кризисом традиционных тех­нологий планирования и программирования (об этом свидетель­ствует провал ряда крупных государственных программ и проек­тов - переброски северных рек, продовольственной программы, развития образования, культуры); во-вторых, появлением клас­са новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градост­роительства, дизайна, которые не могли быть успешно решены традиционными способами и методами; в-третьих, верой в про­ектирование как силу, способную решить тупиковые проблемы XX века - экологическую, образовательную, организацию но­вых форм производства, досуга. Проектирование мыслилось как тотальная и всепроникающая сила будущего.

Комбинация различных способов проектирования дает мно­жество вариантов проектной деятельности, которые оформи­лись в специализированные технологии. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает дизайн. Идеологические системы основываются на социальном, духов­но-ценностном и педагогическом проектировании. Средовое проектирование (формирование оптимальной среды обитания) включает элементы дизайна и архитектуры. Маркетинговое проектирование также представляет собой комбинацию разных технологий, направленных на оптимизацию ситуации конкрет­ной бизнес-структуры или физического лица (например, кан­дидата в тот или иной избирательный орган власти).

И процесс проектирования, и этапы реализации проекта но­сят социально-коммуникативный характер, т. е. предполагают коммуникацию, взаимодействие с адресатом в режиме диалога, опираются на активность аудитории проекта, инициируют ее нормативное ответное действие.5 Это характерно уже для пер­вого шага проектирования - анализа ситуации. Например, в ре­жиме диалога осуществляются многие методы маркетинговых исследований и прежде всего метод фокус-групп.6 Поэтому пре­обладающее число маркетинговых акций осуществляется в фор­ме непосредственной коммуникации инициатора проекта и его аудитории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.166 (0.009 с.)