Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика проектирования как социальной технологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Онтологический статус социально-культурных коммуникаций можно выразить в двух плоскостях: как разновидность социально-практической деятельности они направлены на изменение или создание социальных отношений и структур, на поддержание их функционирования; как вид культурной деятельности они предполагают создание и продвижение ценностей, смыслов, образцов поведения. В этом качестве они содержат элементы психотехнических и антропных практик, направленных на изменение чужой психики и ее компонентов.1 Но во всех своих аспектах социально-культурные коммуникации включают в качестве основного проектный модус. Социально-культурное проектирование как частная технология опирается на общую логику и методологию создания социальных и культурных объектов и явлений. В таком контексте проектирование представляет собой сферу научно-инженерной социальной деятельности, решающей класс исследовательских и проектных задач повышенной сложности. Ее исходный этап связан с выявлением всей совокупности социальных факторов и обстоятельств (в том числе латентных и неосознаваемых), которые способствуют или препятствуют воплощению научных рекомендаций в жизнь,2 а результатом является проект как прообраз предполагаемого и возможного объекта или состояния, конкретная модель «оптимальных форм будущего».3 1 К антропной деятельности относят: обучение, воспитание, информацию и пропаганду, к психотехнической - разнообразные медитативные упражнения, тренинги собственных психических функций и проч. - См.: Розов Н. С. Помологический синтез теоретических знаний об истории и культуре (проект интеллектуальной стратегии) // В диапазоне гуманитарного знания. К 80-летию профессора М. С. Кагана. - СПб., 2001. -С. 76. 2 Дондурей Д. Б. Социальное проектирование в сфере культуры: поиск перспективных направлений // Социальное проектирование в сфере культуры. Прорыв к реальности. Сб. науч. тр. НИИ культуры. — М, 1990. - С. 30-50. 3 См.: Ляхов И. И. Социальное конструирование. — М., 1981; Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. — М., 1984. Проектирование инновационно, оно направлено на создание новых объектов, преобразование реальности (социальной, культурной, маркетинговой и т. д.). Проектная методология позволяет: во-первых, представить относительно целостную модель функционирования и развития определенной организационной подсистемы (в том числе и в сфере культуры), выявив в эмпирически фиксируемых показателях реальную картину деятельности ее участников-контрагентов; во-вторых, обозначить декларируемые, фактические и оптимальные функции и цели исследуемой подсистемы; в-третьих, спроектировать новый образ и структуру данной подсистемы, т. е. ее нормативную модель; в-четвертых, обосновать механизмы и способы ее реализации, а также необходимые для этого ресурсы. Проектирование технологично, ибо строится на основе соответствующих социально-культурных практик и имеет определенную последовательность действий (т. е. этапы и методы). Границы возможностей проектирования определяются: в теоретическом плане - мерой знания природы и специфики той системы (социальной, культурной, маркетинговой), которая является объектом проектирования; в практическом плане - возможностями и способностью системы к проектным изменениям, а также ограниченностью ресурсов, необходимых для их реализации. Одна из основополагающих характеристик проектной деятельности - ее универсальность. Действительно, проектные технологии входят в качестве составляющей во все виды социально-культурной практики - организацию рекламной деятельности, РR-мероприятий, шоу-программ и т. д. Более того, проективность как базовая характеристика «человека культурного» пронизывает все сферы бытия, составляя основу культурной деятельности. Последняя, как известно, представляет собой способ преобразования реальности на основе модели идеального будущего, т. е. ее улучшения (включая и человеческую природу), которая «культивируется» путем конструирования идеального образа человека с его последующим воплощением в рамках религиозных, идеологических, образовательных и воспитательных практик). Таким образом, проективность характерна для всех культурных форм и сфер человеческого бытия: научного и художественного творчества, управления, социальной коммуникации и т. д. Человек, имея уникальную способность к символизации мира, оперируя абстрактными понятиями, обращается к невидимому прошлому и воссоздает его, выстраивает модели оптимального будущего. В рамках философских систем осуществляется рациональное конструирование моделей мира и человека. В сфере религиозно-этического сознания формируются идеалы и духовно-ценностные конструкты, воплощающие представление человека конкретной культуры о смысле бытия и пределах личностного совершенства. Художественное проектирование состоит в создании «второй реальности» с помощью образа, знака, символа. В сфере педагогического знания создаются и реализуются нормативные модели человека. В индивидуальной биографии осуществляется самопроектирование личностью своего жизненного пути (включая концепцию «Я», профессиональное самоопределение и т. д.). Инженерное проектирование творит вещи «второй природы» из материала «первой» (архитектура, дизайн, техника). На социальном пространстве человек создает модели общественных явлений, социальных институтов, новых форм общественного устройства, реализация которых обеспечивается системой права, управления и т. д. Социальное проектирование является предтечей маркетинговых технологий и в какой-то мере его методологическим и технологическим ресурсом. Мощный импульс развития оно получило в 20-30 годы XXвека. Пик интереса приходится на революционные эпохи и последующие десятилетия.4 Перед идеологами того времени стояла глобальная задача - проектирование новой социальной действительности (общественных отношений, новой культуры) и нового человека. К концу 30-х годов проектный пафос стихает, вероятно, потому, что сама жизнь стала рассматриваться как воплощенный проект. 4 Интересно наблюдение о сходстве форм публичной жизни 20-х годов XX века и сегодняшних дней: если в то время доминировали театрализованные формы, то сегодня это так называемые ток-шоу, и тогда, и сейчас особой популярностью пользуются театрализованные суды. Очередной виток экспансии социального проектирования наблюдается в 80-е годы. С этого времени проектирование утверждается как особый тип интеллектуальной деятельности, не уступающий порой креативному потенциалу науке, художественному творчеству, а по социальной значимости даже более эффективный. Расширяются сферы применения проектных методов, которые начинают использоваться в культурной политике, реформировании образовательных систем. Интерес к социальному проектированию был обусловлен несколькими факторами: во-первых, кризисом традиционных технологий планирования и программирования (об этом свидетельствует провал ряда крупных государственных программ и проектов - переброски северных рек, продовольственной программы, развития образования, культуры); во-вторых, появлением класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна, которые не могли быть успешно решены традиционными способами и методами; в-третьих, верой в проектирование как силу, способную решить тупиковые проблемы XX века - экологическую, образовательную, организацию новых форм производства, досуга. Проектирование мыслилось как тотальная и всепроникающая сила будущего. Комбинация различных способов проектирования дает множество вариантов проектной деятельности, которые оформились в специализированные технологии. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает дизайн. Идеологические системы основываются на социальном, духовно-ценностном и педагогическом проектировании. Средовое проектирование (формирование оптимальной среды обитания) включает элементы дизайна и архитектуры. Маркетинговое проектирование также представляет собой комбинацию разных технологий, направленных на оптимизацию ситуации конкретной бизнес-структуры или физического лица (например, кандидата в тот или иной избирательный орган власти). И процесс проектирования, и этапы реализации проекта носят социально-коммуникативный характер, т. е. предполагают коммуникацию, взаимодействие с адресатом в режиме диалога, опираются на активность аудитории проекта, инициируют ее нормативное ответное действие.5 Это характерно уже для первого шага проектирования - анализа ситуации. Например, в режиме диалога осуществляются многие методы маркетинговых исследований и прежде всего метод фокус-групп.6 Поэтому преобладающее число маркетинговых акций осуществляется в форме непосредственной коммуникации инициатора проекта и его аудитории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.166 (0.009 с.) |