Культура организации как система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура организации как система



Организация, фирма - это не только способ ведения хозяй­ственной деятельности, методы, механизмы, способы получения доходов. Это и то, как строятся отношения между людьми, ка­кие правила работы и жизни они разделяют, что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое, что отличает одну органи­зацию от другой, предопределяет ее существование и развитие. Речь идет о способах их поведения, нормах и ценностях опреде­ляющих их жизнь, связанную с данной организацией, короче говоря, о культуре фирмы. Как система жизнедеятельности культура фирмы проявляется в системе ценностей, традициях, нормах поведения всего персонала. Она выражает отношения не только между членами организации, но и комплекс представ­лений о ее назначении, целей, результатов ее деятельности, их оценок. Речь идет не просто о «климате» или «стиле руководства», а о более глубинном, том, что само определяет и климат и стиль отношений. Именно культура фирмы определяет уровень консолидации коллектива фирмы, его целостность, корпоратив­ность (от лат. соrрus - тело).

Носителями культуры являются люди. Однако в организа­циях с устоявшейся развитой культурой она как бы отделяется от людей и становится неотъемлемой характеристикой фирмы, оказывающей активное влияние как на работников, так и на руководство. Замечательное свойство культуры состоит в том, что она всегда есть, даже если о ней не задумываются вовсе и специально не работают над ее формированием. Везде, где есть человек, где он что-то делает с другими людьми, складываются определенные способы действий, поведения, общения, их пи­санные и неписаные правила, то есть культура. В полной мере относится это и к культуре менеджмента и предпринимательства. Даже если менеджеры не думают о культуре, складывающейся в их фирме, о стиле общения, отношений с общественностью, они все равно будут. И чем меньше задумываются менеджеры над этим, тем вернее сложившиеся культура и стиль не будут способ­ствовать росту репутации фирмы и самих менеджеров, будут разрушительно сказываться на мотивации персонала.

Культура фирмы и ее составляющие, т. е. организационная и корпоративная культура, фирменный стиль являются наиболее полным и интегральным выражением культуры управления и работы, личной культуры менеджеров фирмы и ее персонала. Поэтому культура фирмы должна быть предметом пристально­го внимания со стороны менеджмента. Он не только должен со­ответствовать культуре фирмы, не только зависит от нее, но и может оказывать влияние на ее формирование и развитие. Для этого менеджеры должны уметь анализировать культуру фир­мы и управлять ее изменениями.

Не следует только забывать, что культура фирмы - система весьма инерционная, не поддается простому манипулированию. Она складывается годами, а то и десятилетиями, в значитель­ной степени определяя характерный для организации стиль управления и принятия решений. Культура складывается и из- меняется в процессе человеческой деятельности. Люди, взаи­модействуя друг с другом, с течением времени формируют и развивают нормы и убеждения, которые оказывают сильное вли­яние на их дальнейшее поведение.

Культура фирмы стала предметом серьезного осмысления толь­ко в последние два десятилетия. Поэтому понятийный (термино­логический) аппарат ее анализа еще не устоялся. Существует много понятий, связанных с культурой организации, которые часто упот­ребляются в повседневной жизни в схожих значениях. Организа­ционная и корпоративная культура, фирменный стиль и стиль ру­ководства, культура ведения бизнеса... Все эти понятия существен­но различаются. Схожи они только своей направленностью на создание собственного лица, образа, узнаваемости, объединяюще­го корпоративного духа, на создание атмосферы и имиджа органи­зации, отличающих ее от других организаций.

Разными специалистами различные термины (организаци­онная культура, организационное поведение, фирменный стиль, корпоративная культура, стиль руководства и т. п.) использу­ются зачастую в очень близком смысле. Это порождает не толь­ко интеллектуальный дискомфорт, мешает выработке общих подходов и технологий, разработке обучающих курсов и про­грамм, но весьма существенно ограничивает возможности ана­лиза, «смазывая» иногда важные аспекты.

Более продуктивным представляется, опираясь на уже име­ющуюся терминологию, выработать некую обобщенную модель, позволяющую учесть и акцентировать важные ее составляющие. Очевидно, что понятие культуры фирмы дает возможность как такого обобщения, так и его деталировки.

В дальнейшем мы будем вычленять в культуре фирмы три главных компонента: корпоративную и организационную куль­туры, а также фирменный стиль. Все три понятия довольно рас­пространены и знакомы специалистам. Кроме того, опираясь на них, можно вычленить важные специфические стороны единого комплекса культуры фирмы.

Этот единый комплекс может быть представлен в виде пира­миды или «айсберга». Основание пирамиды («подводную часть айсберга») образует корпоративная культура, задающая систему (зачастую явно невыраженных) ценностей и установок. Они на­ходят свое выражение в организационной культуре, определяю­щей постановку конкретных целей и организацию бизнес-процес­сов. Вершиной пирамиды, выражающей культуру организации в неких формальных символах является фирменный стиль (рис. 5.8).

Организационная культура

Корпоративная культура

Рис. 5.8

Таким образом, содержание культуры можно представить следующим образом.

1. Фирменный стиль:

^ информационный дизайн: название, аббревиатура, шриф­ты, цвета, звук, гимн, эмблема, герб, флаг;

^ средовый дизайн: экстерьер (местоположение, здание, подход и подъезд, фасад), интерьер (планировка, дизайн помещений, мебель, оргтехника и т. п.);

^ оформительский дизайн: упаковка, рекламная продукция, сувенирная продукция;

^ внешний облик работников: одежда, косметика, расходы на представительство.

2. Организационная культура:

^ организация бизнес-процессов: найм, учет, отчетность и контроль, организация заработной платы, стимулирова­ние, санкции и увольнение;

^ организационная структура;

^ стиль делового общения (организационное поведение): стиль руководства, стиль ведения переговоров, деловой переписки, телефонных переговоров и т. п.

3. Корпоративная культура:

^ система базовых норм и ценностей: корпоративный дух, корпоративное сознание, «корпоративная религия»;

^ эпос: герои и легенды;

^ обычаи: обряды, ритуалы, включая праздники и знамена­тельные даты;

^ фольклор: жаргон, поговорки, шутки и т. п.

Формирование и развитие культуры фирмы зависит от осо­знания ее значимости руководителем фирмы.

Культура фирмы рассматривается как определенная знако­вая система конкурентного преимущества на рынке. С другой стороны, фирма предстает как институт внутренней, самостоя­тельной, неповторимой деловой культуры, которую оценивают как потребители, так и бизнес-среда, которые безусловно будут оказывать влияние на внутреннюю культуру фирмы.

 

 

Культура фирмы

Фирменный стиль

Неформальная люди Корпоративная культура: ценности и нормы, отношение к окружающему миру; верования,легенды и мифы; герои; имидж Управление по ценностям

Организационная культура: миссия, цели и задачи, стратегия, реализация функций и механизмов менеджмента

Формирование команды

Управление по целям

Рис. 5.9

 

Культуру организации составляет формальная и неформаль­ная культуры. Формальная культура отражается в организаци­онной, а неформальная - в корпоративной (см. рис. 5.9). Акку­мулируются организационная и корпоративные культуры в со­знании, прежде всего, внешней среды в фирменном стиле.

Культура фирмы создается людьми, чьи чувства, корпоратив­ные ценности, модели поведения ее и формируют. Но убеждения и ценности работников различаются в зависимости от совмести­мости рабочих подразделений, в которых работают те или иные сотрудники, также от типов проблем, поставленных задач, кото­рые необходимо решать. На культуру фирмы оказывают воздей­ствия особенности национальной культуры, культура личности руководителя, каждого работника, культура труда в целом. Та­кие культуры фирмы являются своеобразным фильтром для ин­формации, которая поступает в организацию. В этом плане куль­тура помогает преодолеть общую неуверенность, способствует карьерному и профессиональному росту, сплочению коллекти­ва, и формированию чувства коллективной ответственности, а также поддерживает баланс в межэтнических отношениях.

Рассмотрим содержание культуры фирмы несколько подроб­ней. Такое рассмотрение можно уподобить компьютерной игре; начав со знаков-иконок, найдя здание, войдем в него, слой за слоем углубляя «распаковку» культуры фирмы,

Фирменный стиль

Такое систематическое рассмотрение целесообразно начать с ее наиболее очевидной, формализованной частью культуры фирмы -с фирменного стиля - явного внешнего элемента культуры орга­низации. Фирменный стиль - это некий внешний маркер, по ко­торому, в идеале, можно распознать компанию. Термин «фирмен­ный стиль» в словарях отсутствует, но он активно представлен в реальности. И даже существуют компании, продающие услуги по разработке фирменного стиля. В данных компаниях под этим под­разумевается разработка шрифта, логотипа, цветовой гаммы, из­готовление визиток, вывесок, буклетов, сувенирной продукции, иногда одежды или дизайна офиса. Фирменный стиль должен обеспечивать единообразие рекламы, вида интернет-сайтов, уз­наваемость компании во всех ее филиалах и подразделениях. Коррелирует с имиджем компании. Является его составной ча­стью. Например, фирменный стиль авиакомпании узнаваем по одежде бортпроводников и сервисных служб, логотипом отме­чены самолеты и все предметы, которыми пользуются пассажи­ры в полете. Это некий «флажок» для распознавания. Фирмен­ный стиль не является самоценной составляющей, т. к. при сме­не элементов организационной культуры «более высокого порядка» происходит изменение фирменного стиля. Это лицо компании, обращенное во внешний мир. Поэтому на него влия­ют как внутренние процессы в компании, так и внешняя среда. Особенно тесно связан он с брендом. Поэтому при ребрендинге происходит непременная трансформация фирменного стиля, иногда до полного изменения. При смене целевой группы ком­пании (например, расширении) фирменный стиль должен так­же претерпевать изменения, которые сделают компанию более привлекательной для соответствующих целевых групп.

Фирменный стиль является важной частью культуры фир­мы. Он непосредственно связан с образом (имиджем) фирмы, который, подобно двуликому Янусу, обращен и адресуется в две стороны: к внутрифирменной жизни и вовне. Разумеется, орга­низационная культура и фирменный стиль - это, прежде всего, внутреннее дело фирмы, то, что складывается и формируется в ней самой. Но одновременно они оказываются и лицом фирмы, ее об­ликом, по которому о ней судит социальное окружение. И все же, как известно, «короля играет свита», и поэтому, в конечном сче­те, имидж фирмы «разыгрывается» ее персоналом.

Фирменный стиль - основное средство формирования имид­жа, или образа фирмы, в котором участвуют все виды рекламы и РК. и который:

^ улучшает отношение потребителя к фирме;

^ воспринимается как своего рода гарантия качества това­ров и услуг;

^ помогает закреплять желательные для фирмы потреби­тельские предпочтения;

^ резко повышает эффективность рекламы;

^ позволяет экономить средства.

Чтобы выполнять эти функции, фирменный стиль должен быть:

^ адекватным, т. е. соответствовать реально существующему образу фирмы;

^ оригинальным, т. е. отличаться от образов других фирм (товаров), особенно однотипных, чтобы вас не спутали ни с кем другим и быстро и надежно запомнили;

^ пластичным (динамичным), чтобы никогда не устареть, не выйти из моды и в то же время казаться неизменным;

^ иметь четкий адрес, т. е. быть привлекательным не для всех вообще, а только для ваших целевых групп воздействия.

Фирменный стиль - это набор цветовых, графических, сло­весных, типографических, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (ус­луг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. В разных сочетаниях все эти элементы должны постоянно присутствовать в рекламе, оформлении про­дукции, офисов, производственных и других помещений фирмы. Фирменный стиль это символически выраженная состав­ляющая культуры фирмы, знаковая система, обозначающая фирму и ее деятельность. Рассмотрим его компоненты более си­стематично, переходя от как бы внешних (формальных) компо­нентов и факторов к более глубинным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1080; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.034 с.)