Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура организации как система
Организация, фирма - это не только способ ведения хозяйственной деятельности, методы, механизмы, способы получения доходов. Это и то, как строятся отношения между людьми, какие правила работы и жизни они разделяют, что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое, что отличает одну организацию от другой, предопределяет ее существование и развитие. Речь идет о способах их поведения, нормах и ценностях определяющих их жизнь, связанную с данной организацией, короче говоря, о культуре фирмы. Как система жизнедеятельности культура фирмы проявляется в системе ценностей, традициях, нормах поведения всего персонала. Она выражает отношения не только между членами организации, но и комплекс представлений о ее назначении, целей, результатов ее деятельности, их оценок. Речь идет не просто о «климате» или «стиле руководства», а о более глубинном, том, что само определяет и климат и стиль отношений. Именно культура фирмы определяет уровень консолидации коллектива фирмы, его целостность, корпоративность (от лат. соrрus - тело). Носителями культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся развитой культурой она как бы отделяется от людей и становится неотъемлемой характеристикой фирмы, оказывающей активное влияние как на работников, так и на руководство. Замечательное свойство культуры состоит в том, что она всегда есть, даже если о ней не задумываются вовсе и специально не работают над ее формированием. Везде, где есть человек, где он что-то делает с другими людьми, складываются определенные способы действий, поведения, общения, их писанные и неписаные правила, то есть культура. В полной мере относится это и к культуре менеджмента и предпринимательства. Даже если менеджеры не думают о культуре, складывающейся в их фирме, о стиле общения, отношений с общественностью, они все равно будут. И чем меньше задумываются менеджеры над этим, тем вернее сложившиеся культура и стиль не будут способствовать росту репутации фирмы и самих менеджеров, будут разрушительно сказываться на мотивации персонала. Культура фирмы и ее составляющие, т. е. организационная и корпоративная культура, фирменный стиль являются наиболее полным и интегральным выражением культуры управления и работы, личной культуры менеджеров фирмы и ее персонала. Поэтому культура фирмы должна быть предметом пристального внимания со стороны менеджмента. Он не только должен соответствовать культуре фирмы, не только зависит от нее, но и может оказывать влияние на ее формирование и развитие. Для этого менеджеры должны уметь анализировать культуру фирмы и управлять ее изменениями.
Не следует только забывать, что культура фирмы - система весьма инерционная, не поддается простому манипулированию. Она складывается годами, а то и десятилетиями, в значительной степени определяя характерный для организации стиль управления и принятия решений. Культура складывается и из- меняется в процессе человеческой деятельности. Люди, взаимодействуя друг с другом, с течением времени формируют и развивают нормы и убеждения, которые оказывают сильное влияние на их дальнейшее поведение. Культура фирмы стала предметом серьезного осмысления только в последние два десятилетия. Поэтому понятийный (терминологический) аппарат ее анализа еще не устоялся. Существует много понятий, связанных с культурой организации, которые часто употребляются в повседневной жизни в схожих значениях. Организационная и корпоративная культура, фирменный стиль и стиль руководства, культура ведения бизнеса... Все эти понятия существенно различаются. Схожи они только своей направленностью на создание собственного лица, образа, узнаваемости, объединяющего корпоративного духа, на создание атмосферы и имиджа организации, отличающих ее от других организаций. Разными специалистами различные термины (организационная культура, организационное поведение, фирменный стиль, корпоративная культура, стиль руководства и т. п.) используются зачастую в очень близком смысле. Это порождает не только интеллектуальный дискомфорт, мешает выработке общих подходов и технологий, разработке обучающих курсов и программ, но весьма существенно ограничивает возможности анализа, «смазывая» иногда важные аспекты. Более продуктивным представляется, опираясь на уже имеющуюся терминологию, выработать некую обобщенную модель, позволяющую учесть и акцентировать важные ее составляющие. Очевидно, что понятие культуры фирмы дает возможность как такого обобщения, так и его деталировки.
В дальнейшем мы будем вычленять в культуре фирмы три главных компонента: корпоративную и организационную культуры, а также фирменный стиль. Все три понятия довольно распространены и знакомы специалистам. Кроме того, опираясь на них, можно вычленить важные специфические стороны единого комплекса культуры фирмы. Этот единый комплекс может быть представлен в виде пирамиды или «айсберга». Основание пирамиды («подводную часть айсберга») образует корпоративная культура, задающая систему (зачастую явно невыраженных) ценностей и установок. Они находят свое выражение в организационной культуре, определяющей постановку конкретных целей и организацию бизнес-процессов. Вершиной пирамиды, выражающей культуру организации в неких формальных символах является фирменный стиль (рис. 5.8). Организационная культура Корпоративная культура Рис. 5.8 Таким образом, содержание культуры можно представить следующим образом. 1. Фирменный стиль: ^ информационный дизайн: название, аббревиатура, шрифты, цвета, звук, гимн, эмблема, герб, флаг; ^ средовый дизайн: экстерьер (местоположение, здание, подход и подъезд, фасад), интерьер (планировка, дизайн помещений, мебель, оргтехника и т. п.); ^ оформительский дизайн: упаковка, рекламная продукция, сувенирная продукция; ^ внешний облик работников: одежда, косметика, расходы на представительство. 2. Организационная культура: ^ организация бизнес-процессов: найм, учет, отчетность и контроль, организация заработной платы, стимулирование, санкции и увольнение; ^ организационная структура; ^ стиль делового общения (организационное поведение): стиль руководства, стиль ведения переговоров, деловой переписки, телефонных переговоров и т. п. 3. Корпоративная культура: ^ система базовых норм и ценностей: корпоративный дух, корпоративное сознание, «корпоративная религия»; ^ эпос: герои и легенды; ^ обычаи: обряды, ритуалы, включая праздники и знаменательные даты; ^ фольклор: жаргон, поговорки, шутки и т. п. Формирование и развитие культуры фирмы зависит от осознания ее значимости руководителем фирмы. Культура фирмы рассматривается как определенная знаковая система конкурентного преимущества на рынке. С другой стороны, фирма предстает как институт внутренней, самостоятельной, неповторимой деловой культуры, которую оценивают как потребители, так и бизнес-среда, которые безусловно будут оказывать влияние на внутреннюю культуру фирмы.
Культура фирмы Фирменный стиль
Культуру организации составляет формальная и неформальная культуры. Формальная культура отражается в организационной, а неформальная - в корпоративной (см. рис. 5.9). Аккумулируются организационная и корпоративные культуры в сознании, прежде всего, внешней среды в фирменном стиле.
Культура фирмы создается людьми, чьи чувства, корпоративные ценности, модели поведения ее и формируют. Но убеждения и ценности работников различаются в зависимости от совместимости рабочих подразделений, в которых работают те или иные сотрудники, также от типов проблем, поставленных задач, которые необходимо решать. На культуру фирмы оказывают воздействия особенности национальной культуры, культура личности руководителя, каждого работника, культура труда в целом. Такие культуры фирмы являются своеобразным фильтром для информации, которая поступает в организацию. В этом плане культура помогает преодолеть общую неуверенность, способствует карьерному и профессиональному росту, сплочению коллектива, и формированию чувства коллективной ответственности, а также поддерживает баланс в межэтнических отношениях. Рассмотрим содержание культуры фирмы несколько подробней. Такое рассмотрение можно уподобить компьютерной игре; начав со знаков-иконок, найдя здание, войдем в него, слой за слоем углубляя «распаковку» культуры фирмы, Фирменный стиль Такое систематическое рассмотрение целесообразно начать с ее наиболее очевидной, формализованной частью культуры фирмы -с фирменного стиля - явного внешнего элемента культуры организации. Фирменный стиль - это некий внешний маркер, по которому, в идеале, можно распознать компанию. Термин «фирменный стиль» в словарях отсутствует, но он активно представлен в реальности. И даже существуют компании, продающие услуги по разработке фирменного стиля. В данных компаниях под этим подразумевается разработка шрифта, логотипа, цветовой гаммы, изготовление визиток, вывесок, буклетов, сувенирной продукции, иногда одежды или дизайна офиса. Фирменный стиль должен обеспечивать единообразие рекламы, вида интернет-сайтов, узнаваемость компании во всех ее филиалах и подразделениях. Коррелирует с имиджем компании. Является его составной частью. Например, фирменный стиль авиакомпании узнаваем по одежде бортпроводников и сервисных служб, логотипом отмечены самолеты и все предметы, которыми пользуются пассажиры в полете. Это некий «флажок» для распознавания. Фирменный стиль не является самоценной составляющей, т. к. при смене элементов организационной культуры «более высокого порядка» происходит изменение фирменного стиля. Это лицо компании, обращенное во внешний мир. Поэтому на него влияют как внутренние процессы в компании, так и внешняя среда. Особенно тесно связан он с брендом. Поэтому при ребрендинге происходит непременная трансформация фирменного стиля, иногда до полного изменения. При смене целевой группы компании (например, расширении) фирменный стиль должен также претерпевать изменения, которые сделают компанию более привлекательной для соответствующих целевых групп.
Фирменный стиль является важной частью культуры фирмы. Он непосредственно связан с образом (имиджем) фирмы, который, подобно двуликому Янусу, обращен и адресуется в две стороны: к внутрифирменной жизни и вовне. Разумеется, организационная культура и фирменный стиль - это, прежде всего, внутреннее дело фирмы, то, что складывается и формируется в ней самой. Но одновременно они оказываются и лицом фирмы, ее обликом, по которому о ней судит социальное окружение. И все же, как известно, «короля играет свита», и поэтому, в конечном счете, имидж фирмы «разыгрывается» ее персоналом. Фирменный стиль - основное средство формирования имиджа, или образа фирмы, в котором участвуют все виды рекламы и РК. и который: ^ улучшает отношение потребителя к фирме; ^ воспринимается как своего рода гарантия качества товаров и услуг; ^ помогает закреплять желательные для фирмы потребительские предпочтения; ^ резко повышает эффективность рекламы; ^ позволяет экономить средства. Чтобы выполнять эти функции, фирменный стиль должен быть: ^ адекватным, т. е. соответствовать реально существующему образу фирмы; ^ оригинальным, т. е. отличаться от образов других фирм (товаров), особенно однотипных, чтобы вас не спутали ни с кем другим и быстро и надежно запомнили; ^ пластичным (динамичным), чтобы никогда не устареть, не выйти из моды и в то же время казаться неизменным; ^ иметь четкий адрес, т. е. быть привлекательным не для всех вообще, а только для ваших целевых групп воздействия. Фирменный стиль - это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. В разных сочетаниях все эти элементы должны постоянно присутствовать в рекламе, оформлении продукции, офисов, производственных и других помещений фирмы. Фирменный стиль это символически выраженная составляющая культуры фирмы, знаковая система, обозначающая фирму и ее деятельность. Рассмотрим его компоненты более систематично, переходя от как бы внешних (формальных) компонентов и факторов к более глубинным.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1080; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.034 с.) |