Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кадровые службы в культурно-досуговой сфере
Кадровые службы являются важной составной частью управленческой системы любой организации. Они осуществляют задачи, связанные с социально-психологическими аспектами руководства персоналом, которые были рассмотрены в первой части книги. Все более активизируется роль менеджеров по кадрам в разработке моделей оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством как одно из важнейших направлений мотивации деятельности. Эти вопросы в рамках настоящего учебника излагаются только под углом зрения стимулирования труда. Кроме того, кадровые службы имеют свои функции, которые присущи им при любой структуре управления персоналом. Их перечень формируется по-разному соответствующими специалистами с различной степенью детализации и использованием неодинаковой терминологии. Однако, по существу, они большей частью сводятся к: ^ отбору персонала; ^ оформлению трудовых правоотношений; ^ социальной адаптации принятых работников; ^ стимулированию труда; ^ управлению дисциплинарными отношениями; ^ оценке трудовой деятельности; ^ подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; ^ перемещению персонала; ^ ведению кадровой документации. Структура кадровых служб определяется ее задачами, функциями и взаимосвязями с другими управленческими подразделениями. Отделы управления персоналом подчиняются президенту (главе) учреждения или его заместителю - вице-президенту по кадрам. В крупных фирмах выделяются старший вице-президент по человеческим ресурсам и вице-президенты, или исполнительные директора, по отдельным направлениям. Например, по текущему управлению, стратегическому управлению кадрами, международным трудовым ресурсам, планированию и системам человеческих ресурсов и т. д. В этих условиях формируются большей частью центральные отделы управления персоналом и подчиненные ему подразделения, имеющие свои более частные задачи и функции. В менее крупных организациях создаются отделы кадров с секторами, например, по найму служащих, подготовки и продвижения кадров, стимулирования и оплаты труда, изучения кадров, трудовых отношений, профориентации и адаптации служащих, стратегического управления, охраны труда и безопасности.
В организациях с небольшой численностью работников соответственно и кадровые отделы невелики по своему составу и не имеют своих подразделений. Инструкторы-менеджеры таких отделов выполняют одну или несколько функций, вмененных в обязанности их службе. Передовой опыт управления персоналом в зарубежных странах определяет подход к численности кадровых служб, исходя из 130-150 служащих организации на одного менеджера по кадрам. Россия значительно отстает в этом вопросе, и большей частью организации экономят средства за счет числа кадровых работников. Отделы по персоналу различаются не только в зависимости от направления деятельности организации, ее кадровой политики, объема производства, численности служащих и т. д., но и от стадии развития учреждения. Структура и функции кадровой службы меняются вместе с развитием организации, усложнением форм и направлений деятельности. На стадии зарождения организации управление персоналом в основном занимается наймом и увольнением работников, ведением личных дел, участием в разработке и обеспечении функционирования модели оплаты труда. Расширение организации, специализация ее деятельности, увеличение числа подразделений и рынка сбыта товаров или услуг усиливают внимание к поиску квалифицированных кадров, их подготовке и тренингу в соответствии с должностными обязанностями. Расширение организации и усложнение направлений ее работы, диверсификация производства и повышение профессионализации управления предполагают более высокий статус кадровых служб, получение ими большего объема информации, автоматизацию ее обработки и выдачи и широкое участие в социально-психологических аспектах управления, ориентированных на получение результата деятельности. Период развития, связанный с усилением интеграции различных процессов, дальнейшей диверсификацией производства, созданием децентрализованных систем, проектной и матричной формой управления, отражается на функциях кадровых служб, ориентированных на интеграцию способов воздействия на коллектив, расширение кооперации с другими менеджерами, широкое применение информационных технологий, стимулирование инноваций и т. д. Наиболее эффективные современные формы развития культуры сотрудничества, создание адаптационных систем в соответствии с изменениями во внутренней и внешней среде опираются на кадровые службы, расширяя и углубляя их функции и одновременно интегрируя их в единый процесс управления. Делаются акценты на долгосрочное планирование человеческих ресурсов, эффективность их использования. В культурно-досуговой сфере развитые кадровые структуры, выполняющие достаточно полный объем функций, присуши только федеральным и региональным органам управления, крупнейшим учреждениям федерального подчинения, некоторым туристским фирмам и централизованным системам, паркам культуры и отдыха, выделяющим управление кадрами как специальную функцию.
Исследование авторов показало, что из 148 опрошенных сотрудников, работающих в культурно-досуговой сфере, только 9 % наделили начальников кадровых служб руководящим статусом, остальные считают их простыми исполнителями, отвечающими за кадровые документы. 89 % опрошенных указали, что в течение 5 лет работы сталкивались с кадровыми службами не более трех раз. Причем наиболее типичные случаи обращения в отделы кадров связаны с получением трудовых книжек для представления в другие учреждения, оформлением пенсий, выдачей страховых документов и форм военно-учетного стола. 91 % респондентов считают, что роль кадровиков в процессе их служебной аттестации имеет формальный характер, а должностные перемещения находятся только в компетенции непосредственно начальника и высшего руководства учреждения. 98 % опрошенных высказали мнение, что кадровые службы не имеют никакого отношения к оплате и стимулированию их труда. Роль менеджеров по персоналу в поддержании трудовой дисциплины признали 2 % сотрудников культурно-досуговых учреждений. 99,5 % ответов фиксируют полную отстраненность этих менеджеров от разрешения служебных конфликтов и создания имиджа организации, причем 40 % даже специально отметили, что уровень работы их кадровых служб формирует отрицательный имидж учреждения. Наиболее высокий рейтинг получило выполнение таких функций, как: ^ подбор кадров (41 % опрошенных признают их эффективность); ^ организация повышения квалификации (32 % опрошенных признают их эффективность); ^ оформление кадровых документов (73 % опрошенных считают вполне удовлетворительным). Причины неэффективной работы кадровых служб сотрудники культурно-досуговой сферы видят в недооценке их роли со стороны высшего руководства, низком уровне профессионализма, недостаточной технической оснащенности. Но особенно тревожным является тот факт, что каждый четвертый участник исследования считает, что роль кадровых служб в организации ограничена, они не являются частью системы управления и должны быть задействованы как вспомогательное подразделение. Несмотря на то что социологический опрос не может претендовать на репрезентативность, он достаточно убедительно показал, с какой ситуацией придется столкнуться менеджеру по персоналу в дальнейшем. В настоящее время приемам общения уделяется большое внимание: издано много книг, инструкций и других видов публикаций, которые обобщают обширные эмпирические данные, опыт эффективных фирм и выдающихся менеджеров.
Однако в этом потоке много псевдонаучных материалов, обещающих благодаря применению некоторых приемов менеджмента гарантированный успех. Естественно, что такое простое решение сложных задач привлекательно и пользуется популярностью. На деле оно должно настораживать, поскольку управление персоналом - сложный, многогранный и противоречивый процесс, дающий положительные результаты только при глубоко продуманном системном подходе. Наиболее ярко проявляются сложности общения в сфере социально-культурной деятельности. Это может показаться парадоксальным, так как культурный уровень кадров достаточно высок. Они знакомы с правилами этикета, но в спонтанных проявлениях выступает совсем другой образ человека. Люди творческого склада обычно амбициозны, ранимы, им необходимо постоянное подтверждение высокого статуса, уважение, восхищение, признание: уникальности их работы. Стремление «показать себя» часто является превалирующим мотивом деятельности, и даже материальные успехи приобретают значимость не столько сами по себе, сколько как признание их общественного вклада. Приемы делового общения Атмосфера, складывающаяся в группах, объединенных общей задачей, существенно влияет на результаты деятельности организации. Создание и поддержание благоприятного климата в группах - важная задача менеджера. Одним из приемов воздействия является формирование «образца» сотрудника, на которого ориентируются остальные. Дань уважения к нему некий ореол оказываются эффективным средством. При этом не допускается его противопоставление остальным, а напротив, имеет место отождествление с членами группы. При непосредственном общении с группой руководитель может применить следующие приемы: ^ показать важность выполняемой группой работы для организации в целом; ^ проявить понимание к интересам группы, уважение к сформированным ею ценностям; ^ подчеркнуть, что работа отдельных членов группы оценивается по общей результативности их труда; ^ признать заслуги наиболее эффективных работников и их роль в общем развитии процесса производства; ^ постараться укрепить авторитет лидера как представителя группы, выражающего ее чаянья. Общение с группой требует предварительной подготовки, изучения состояния дел, этапа ее развития, «узких» мест и перспектив. В то же время желательно показать заинтересованность в дополнительной информации из первых рук, ее важность для руководителя, не считающего себя непререкаемым авторитетом.
Контактируя с членами группы., умелый менеджер не стремится создать внутри ее соревновательные побуждения, иначе группа может потерять свои преимущества единой организации. Возможно направить соревновательный дух на сопоставление результатов группы с результатами других подразделений внутри учреждения и вне его. Такой подход связан с проявлением такта, отсутствием назидательности и основывается на раскрытии перспектив интересной и хорошо стимулируемой работы. Бывают случаи, когда группа перестает выполнять свои функции. Это не всегда означает, что требуются организационное решение, ее роспуск, перевод в другие подразделения. Меры могут быть приняты на уровне регулирования межличностных отношений. Иногда приходится идти на смену лидера. Такое действие нельзя провести приказом. Требуется тактичный показ преимуществ другого сотрудника и слабых сторон лидера, противоречивости его позиций; при этом необходимо подвести группу к собственной переориентации, а не навязывать ее. Достаточно эффективно введение в группу нового сотрудника, обладающего качествами более сильного лидера, чем предыдущий. Если в группе один или несколько человек начинают пренебрегать своими обязанностями, используя общую благожелательную обстановку и солидарность, целесообразно сделать так, чтобы группа ощутила, что она имеет дополнительную нагрузку или потери из-за необязательности коллег, и сама приняла соответствующие меры. Благоприятные отношения в коллективе зависят не только от руководителей, но и от всех его членов. Поэтому кадровые службы активно участвуют в выработке определенных приемов общения сотрудников и руководства организаций. К таким правилам можно отнести: ^ информирование непосредственного начальника о несогласии с решением вопросов, обращение к вышестоящим руководителям в соответствии с их компетенцией и только в случаях, если проблема не решается на обычном уровне; ^ соблюдение этических норм поведения со всеми членами коллектива и в любых ситуациях; ^ лояльность по отношению к своей организации, поддержание ее репутации и общего имиджа; ^ недопущение влияния на деловое общение личных неурядиц, настроения и других случайных обстоятельств; ^ критика решений руководителя, а не его личности; ^ ответственность за свои слова и оценки, даже если они даны в неформальной обстановке; ^ максимальное дистанцирование от своих симпатий и антипатий при проведении совместных работ; ^ стремление служить общему делу, а не «угождать» руководителю; ^ неприменение методов сталкивания людей на базе личных интересов, слабостей и амбиций. Эти правила можно продолжить и конкретизировать, но они дают общие представления о приемах делового общения в коллективе.
В современных условиях в промышленно развитых странах появилась особая категория сотрудников фирм, работающих дома с компьютером. Это дает им целый ряд преимуществ: экономию времени и средств, гибкий график работы, привычные комфортные условия. Фирма, в свою очередь, выигрывает за счет сокращения рабочих площадей и появления дополнительного стимула у этих работников, стремящихся сохранить домашний режим. Поэтому многие специалисты считают такое явление перспективным и не исключают, что оно примет в XXI в. массовый характер. Однако очень важно включать подобных сотрудников в систему делового общения, привлекать ко всем коллективным мероприятиям, проводить с ними индивидуальную работу, давать общественную оценку их труда, соблюдать иерархические связи, развивать корпоративную культуру. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) трактуется как столкновение сторон, интересов, мнений, сил. В начале XX в. он рассматривался в управленческих науках как явление, которое должно быть выведено за рамки системы менеджмента. В жестких иерархических структурах типа построений М. Вебера он полностью исключался из управленческого поля, выступая как чисто негативная характеристика. С развитием гуманистических школ научного менеджмента конфликт становится объектом анализа, к нему начинают относиться как к импульсу, поступающему в систему управления, способному повысить ее адаптивность и эффективность развития. Управление конфликтами превращается в один из разделов менеджмента. Проблемы конфликтов изучаются в рамках различных научных дисциплин и научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, математического моделирования и др. В 90-х годах XX в. формируется специальная наука «конфликтология» - область междисциплинарного исследования социального конфликта. Объектом ее изучения являются конфликты между социальными субъектами, индивидуумами, группами на государственном уровне. Отрабатываются социально-психологические концепции и подходы к управлению конфликтами, теоретически осмысливаются данные, накопленные за многие десятилетия. Достижения этой дисциплины обогащают соответствующий раздел менеджмента, так же как и исследования философского и другого характера, рассматривающие различные стороны конфликтов. Большинство современных теорий конфликтов признают их неизбежность даже в эффективно управляемых организациях и, более того, важность для совершенствования системы руководства. Опыт показал, что учреждения, находящиеся в тепличных условиях, и дающие сотрудникам такой высокий уровень привилегий, что они не решаются на столкновения, становятся крайне консервативными, утрачивают интерес к инновациям и в результате теряют свой статус. Конфликт называют основным видом взаимодействия, имеющим творческое ядро, и условием выражения человеческой свободы. Неуправляемые конфликты могут разрушить организацию, изменить вектор ее развития в направлениях, не отвечающих общим целям. В социальной сфере конфликты проявляются особенно остро, их сущность достаточно чисто маскируется, сложна для анализа и неоднозначна. Разрешение конфликтов в этой области требует от менеджера глубокой теоретической подготовки, понимания законов исторического развития, степени и характера управляемости процессами общественного движения. Однако трудность состоит в том, что существуют принципиально различные подходы к сущности конфликта, которые определяют и разные подходы в; их развитию и разрешению. Один из них рассматривает конфликт как столкновение, противоречие, борьбу, противодействие. Одни считают, что большинство конфликтов деструктивно, а управление ими - это манипулирование с максимальной выгодой для себя и организаций. Другая точка зрения описывает конфликт как систему отношений, процесс развития взаимодействия. Ее сторонники считают, что в стратегическом плане развития конфликты предпочтительнее их ликвидации. Конфликт выступает в этой плоскости как самореализующаяся система, помогающая достигать поставленные цели. Для того чтобы управлять конфликтами, необходимо понимать причины их возникновения, возможные последствия их развития и знать методы разрешения противоречий различного типа.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.029 с.) |