Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интегрированные маркетинговые коммуникации
В последнее время в отечественной литературе довольно часто РК отделяется от рекламы и маркетинга и даже противопоставляется им. Нередко это делается в связи с интегрированными маркетинговыми коммуникациями (1МС – Integrative Marketing Communications), в которых иногда видят «новый ин-тегративный принцип» маркетинга. Согласно этому принципу, бренд осознается как целостная система, а не набор функций. Один из наиболее сильных аргументов гласит, что разрозненная реализация рекламы и РR дорога, требует много времени и неэффективна. Поэтому сейчас эффективный менеджмент требует не столько тратить деньги на рекламу и СМИ, сколько прилагать усилия к созданию событий, обладающих рекламным и информационным потенциалом. Не оспаривая терминологию (модные термины всегда будут появляться и это очень естественно), хочется отметить важную смену акцентов в отечественном коммуникационном менеджменте. Прежде всего - и это очень отрадно - речь может идти о преодолении поверхностного, ограниченного и тормозящего стереотипа в понимании под РК исключительно работу со СМИ. Как известно, можно выделить четыре основные модели РК: 1) манипулятивно-пропагандистскую - наиболее циничную, но и наиболее романтичную, поскольку ресурс любой манипуляции весьма ограничен; 2) сугубо информационную, ориентированную на достижение паблисити и сотрудничество со СМИ; 3) разъяснительную, когда фирма стремится не только сообщать о себе, но и добиваться взаимопонимания со своими целевыми контактными группами; 4) модель социального партнерства, основанная на выстраивание общности интересов фирмы и ее целевых контактных групп (социальной среды). Недовольство РК как журнализмом весьма показательно. Оно может рассматриваться как подспудное, не всегда осознанное понимание ограниченности коммуникации без обратной связи, о затратности и неэффективности бизнеса, расходующего немалые средства на простое информирование о себе. Более эффективно не тратить деньги на журналистов, а создавать события, прикармливающие СМИ их профессиональным хлебом - новостями. Поэтому, представляется, что можно диагностировать дозревание отечественного бизнес- и РR-сообщества до четвертой модели полноценных РК - буквально как общественных отношений. РR это прежде всего - геlations, и не только и не столько с журналистами, сколько по всем векторам социальной среды фирмы.
Более того, фактически РК есть ни что иное, как маркетинг вышедший за пределы маркета, этакий внемаркетовый маркетинг. Это становится особенно очевидным в ситуациях, когда конкуренция исчерпывает свой рыночный ресурс и выдавливается во внерыночную среду Три примера (А) В Новосибирске по инициативе основных игроков пивного рынка был проведен радиоконкурс на самую разбитую улицу, вызвавший повышенный отклик населения. После этого был организован автопробег по этой улице старых советских автомобилей в духе ильфо-петровского «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!». В итоге был и получены роскошная пресса, огромное внимание горожан, а власти срочно привели улицу в порядок. (В) Один из моих студентов незадолго до окончания вуза открыл с друзьями магазин в небольшом городке на севере Карелии. Магазин был отнюдь не первым и не единственным в городке. Поэтому завоевание позиций на местном рынке потребовало соответствующей ценовой маркетинговой стратегии: ориентации на более низкие цены, чем у конкурентов и на доход с оборота. Реализация такой стратегии, помимо прочего, предполагала и завоевание позитивной репутации, привлечение внимания жителей поселка к новому магазину. Проблема оказалась решенной несколько неожиданным, неизящным и очевидным для местных условий образом. В городке не была налажена работа по сбору бытового мусора: баки есть, но не отремонтированы (нет средств), и люди часами при любой погоде вынуждены с пакетами ожидать спецмашину. По согласованию с мэрией магазином была реализована программа, включившая ремонт и покраску баков, приобретение пластмассовых ведер для мусора, которые были разнесены по квартирам в качестве подарков. Поскольку реализация программы совпала с перевыборами мэра, то на ведра и баки, помимо символики фирмы, было нанесено упоминание «При поддержке мэра». В результате этой провинциальной и немного комичной РR-акции магазин приобрел популярность, мэр был избран на новый срок, жители избавились от мусора, а выпускник подготовил на этом материале хорошую дипломную работу.
Полноценные и полномасштабные РК включают отношения с потребителями и властями, СМИ и инвесторами, конкурентами и организованной общественностью, населением и собственным персоналом. Поэтому заведомо более эффективными РК будет не трата денег на «покупку журналистов», «заказуху» и «джинсу», а плетение общности интересов, выражающееся в событиях и акциях, вызывающих живейшую заинтересованность общества. Думается, что за интересом к 1МС стоят: ^ застарелое сведение РК к сугубо информационной работе; ^ стремление к более широкому пониманию социальной коммуникации; ^ явный и отрадный дрейф к РК как социальному партнерству. Сущность, цели и задачи РR РR может пониматься самым различным образом: и как управление внешним и внутренним сопротивлением деятельности фирмы; и как формирование и продвижение привлекательного имиджа фирмы; и как управление социальной коммуникацией фирмы; и как деятельность по достижению гармонии интересов фирмы и ее социальной среды на основе правдивой информации. Очень емкое определение дала одна студентка: РК - это умение вести себя так, чтобы с тобой хотелось общаться еще. Главная цель РR, таким образом, - обеспечение коммуникации организации с ее социальной средой: средствами массовой информации, общественными организациями, партиями, органами власти, населением, партнерами, работниками самой фирмы. Однако, РЯ это не просто publicity - достижение известности и узнаваемости, в некотором смысле популярности. Эффективность коммуникации достигается благодаря взаимопониманию, взаимоуважению, взаимоответственности и, в конечном счете, благодаря формированию положительной репутации, привлекательного образа imagе) фирмы, ее первых лиц в глазах общества. Какие же задачи решает РЯ;, чтобы добиться этого комплекса целей? Прежде всего, это мониторинг и анализ общественного мнения относительно фирмы и ее действий, в том числе и предполагаемых. Такой анализ является основой для решения другой задачи - формирования общественного мнения. Это предполагает информирование общественности о целях, состоянии, намерениях, перспективах фирмы. Задачей РК является и профилактика возможных конфликтов и недоразумений с общественностью, борьба с нежелательными слухами относительно фирмы и ее деятельности. В то же время задачей РК является и использование слухов, например в качестве зондирования общественного мнения по поводу предполагаемых решений и действий фирмы (при условии, разумеется, что запускаемый «пробный шар» не был дезинформацией).
Иногда, например в шоу-бизнесе, политике, использование и даже формирование слухов о себе становится непременным и важнейшим условием успешного продвижения фирмы или отдельного лица (сценический образ, политический имидж и т. д.). Самостоятельной задачей РR является организация представительской деятельности фирмы (обеспечение приема, как текущего, так и специального), презентаций. Важнейшей задачей является расширение влияния фирмы в обществе, особенно на социальные группы и инстанции, от которых зависит успех дела. Среди групп влияния не обязательно властные структуры и СМИ, политические организации. Это может быть и просто население региона или даже прилегающего микрорайона. Несомненной задачей РR является формирование круга друзей фирмы среди авторитетных, известных и влиятельных политиков, ученых, деятелей искусства, культуры, образования -известных людей с приличной репутацией. Показательна в этом плане буквальная охота за такими людьми в период проведения избирательных кампаний. Каждая политическая партия и группировка стремятся заполучить в свой партийный список известных артистов, писателей, ученых. Помимо прямой пользы (в качестве экспертов, возможных проводников интересов фирмы, поддержка в поисках инвесторов), уважаемые в обществе люди в качестве друзей фирмы, несомненно, способствуют росту ее репутации. Следует только помнить, что друзья не приобретаются за деньги. Во-первых, за деньги это будут уже не друзья, а нечто иное. Во-вторых, в ряде стран введен законодательный запрет на финансирование из средств фирм действующего политика. Да и в других сферах общественной жизни авторитетное лицо вряд ли захочет пойти на риск нанести ущерб своей репутации, заслужить упрек в коррумпированности. Поэтому речь идет о работе (кстати, требующей затрат и иногда немалых) именно по выстраиванию общности интересов, работе тонкой, тактичной и хороню продуманной. Быть в кругу друзей фирмы должно быть не только приличным, но и само по себе привлекательным социальным статусом. Правовую основу РR-деятельности задает ряд международных актов и федеральных законов РФ: Декларация прав человека, Гражданский Кодекс, Закон о СМИ, Закон о рекламе, Закон о некоммерческих организациях, Закон о выборах, Закон о благотворительной деятельности. Важную роль играет и местное законодательство. Правовые нормы, регулирующие РЯ, не ограничиваются законами и включают уставы фирм, договоры, соглашения, протоколы, заключаемые сторонами.
Вообще, когда речь идет об организации РR - речь идет о работе очень специфичной, учитывающей административное, хозяйственное и гражданское право (например, законы, регулирующие защиту чести и достоинства, от клеветы, авторские права, коммерческую тайну и т. д.). Главная же особенность РR в том, что это работа не на результат, а на процесс, эффект от нее - не непосредственный. Опять-таки, в отличие от маркетинга и рекламы, она не предполагает результата «здесь и сейчас». Важно, чтобы она была. Акции и меры РК, вне всякого сомнения и обязательно, приносят результаты в виде подписанных контрактов, заключенных сделок и т. п., но не они являются целями РК. Все они - важный, но побочный результат. Дети - «побочный продукт» любви и этот «побочный» результат намного важнее «процесса», но если бы не было «основного процесса», то не было бы и «побочного результата». Так и с РК. Эта работа важна сама по себе - как установление и распространение доверительных отношений, рост репутации, расширение влияния и т.д., приносящие в дальнейшем конкретные результаты. На это стоит обратить внимание. Со стороны РК может выглядеть как перманентная «тусовка», непрерывно идущее с неясными целями и неоднозначными результатами общение. При всей яркости, шумности некоторых акций РК. - незаметная текущая работа. В этом плане РК подобна хорошей медицине. Конечно, необходимо обращаться к врачу в острых ситуациях, но намного важнее - профилактика и здоровый образ жизни. Так и в РК. Никакая яркая выставка, пресс-конференция или презентация не восстановят реноме фирмы, если вы умудрились игнорировать РК, испортили отношения с прессой и дали повод множеству подтверждающихся нежелательных слухов. На Востоке в свое время властитель платил придворным врачам только за время своего здоровья - принцип вполне в духе РК. Таким образом, РК не могут заменить рекламу, но могут ее поддержать. Они не могут создать репутацию «за раз», единовременно, но могут ее выстроить в итоге систематической продуманной работы. Не могут они и обеспечить незаслуженную репутацию - она всегда должна быть подкреплена делами. Как говорится в речевке пе\у Кызз1ап8 первого призыва: «Если тебе комсомолец имидж, имидж крепи делами своими'дж». Не могут РК и оправдать плохую политику или превратить ее в хорошую. Они не могут непосредственно манипулировать клиентами, но могут их сориентировать в необходимом направлении. РК не могут увеличить объем реализации (продаж), обеспечить необходимые решения органов власти, заставить кредиторов, инвесторов, спонсоров и акционеров вкладываться в ваш бизнес, но они могут весьма эффективно всему этому способствовать.
РК могут создать позитивный привлекательный имидж фирмы и ее первых лиц в глазах различных групп общественности, выстроить с группами влияния, от которых зависит успех дела, доверительные отношения. Они способствуют формированию общественного мнения о деятельности фирмы, расширению сфер и возможностей влияния, установлению постоянных и доверительных отношений со СМИ и органами власти, обеспечению благоприятных внутрикорпоративных отношений. РК -важный поддерживающий фактор маркетинга и рекламы, нейтрализации и разрешения конфликтов, скандалов, кризисных ситуаций. Важно подчеркнуть, что восприятие, понимание и практика РR существенно зависят от экономической ситуации, зрелости общества. По мере внедрения технологии РК, расширения сферы ее применения, накопления опыта трактовка назначения РК проходит несколько стадий, каждой из которых соответствует свой образ РК, В цитированной выше заметке из «Финансовых Известий» приводилась принятая в американской литературе периодизация развития РR, в которой различаются четыре основных этапа. Думается, что скорее можно говорить о четырех основных моделях (трактовках) РК и соответствующих им подходах. 1. Манипулятивная модель (манипуляция, пропаганда) - «циничное» понимание РR как манипуляции общественным мнением, его однонаправленной обработки для достижения коммерческих или иных целей, Главными характеристиками этой модели являются: ^ использование любых средств для привлечения внимания общественности и оказания давления на нее; ^ игнорирование правдивости, объективности, этических аспектов; ^ явное или неявное использование потребителя (как и прочих адресатов РК) в качестве простого объекта («жертвы») информационной и маркетинговой агрессии; ^ предпочтение СМИ как главного инструмента; ^ РК выглядит как ряд импульсивных спорадических акций «одноразового применения». При манипулятивном подходе усилия по РК имеют пропагандистско-рекламный характер (см. ниже). РК-акции ориентированы целиком и полностью вовне и осуществляются обычно привлекаемыми сторонними специалистами, по-преимуществу журналистами. Не случайно для такого подхода характерны именно журналистские приемы РК. Данный подход является ограниченным, осознание чего рано или поздно, но наступает. Еще в 1930-е годы, когда отношение общественности к большому бизнесу было довольно прохладным, а точнее недоброжелательным, П. Гэррет, получивший от совета директоров «Дженерал моторе» предложение (и 1 млрд долларов на его выполнение) изменить настроения людей, отказался от предложения, мотивируя отказ тем, что изменения необходимы, прежде всего, в самом бизнесе. На настроения людей и общественное мнение можно влиять не созданием фальшивого имиджа, а реальными делами, учетом интересов и забот потребителей. Во время полуторамесячной забастовки П. Гэррет и другие специалисты по РК встали на сторону профсоюза, который, в конечном счете, добился своего у «Дженерал моторе». Однако, благодаря энергичной деятельности того же П. Гэррета, в общественном мнении были сформированы позитивный образ корпорации и доброжелательное отношение публики. П. Гэррет, ставший классиком РК, в своей знаменитой статье о РК как части корпоративной политики («Форчун», 1939г.) ставил перед предпринимателями задачу «пробудиться от сна и с помощью РК сделать американскую экономику устойчивой», для чего необходимо исходить из долговременной программы выявления того, что нравится и необходимо люд ям. Однако на ранних стадиях формирования рыночной экономики манипуляционная трактовка РК оказывается фактически неизбежной. Это убедительно подтверждает и практика использования РК в современном российском менеджменте. И деловыми людьми, и изрядной частью журналистов РК рассматривается как «косвенная реклама», как пропаганда, не чурающаяся искажением информации, а то и дезинформацией общественности. Обусловлено это не только низкой личной культурой, зачаточным состоянием этики бизнеса, а прежде всего кратковременностью целей бизнеса. Не следует забывать и об инерции пропагандистско-манипулятивного отношения к информации, сохранившегося с советских времен. Однако, по мере вызревания рыночных отношений, стабилизации экономики, социально-политической жизни, все более отчетливо проявляются не только ущербность и недальновидность такого понимания назначения РК, но его непосредственная опасность для долговременных интересов и целей фирмы. Даже в политике возможности манипулятивной модели весьма ограничены. Как говаривал У. Черчилль, можно долго обманывать немногих людей, но никому еще не удавалось постоянно обманывать весь народ. Очевидные провалы информационных действий российского правительства в ситуации с гибелью подводною атомного крейсера «Курск» убедительно показали, что в РR главное не самоудовлетворение власти, а лояльность общественного мнения. Если же пресса и общественность возмущаются информационной политикой власти, то менять надо не прессу а политику. Можно, конечно, озлобляться не на тех, кто подставил, а на тех, кто это заметил. Только вряд ли это пойдет на пользу как власти, так и обществу и СМИ. 2. Модель информирования. Ее существенными характеристиками являются: ^ осознание необходимости систематической работы со СМИ; ^ главной целью РК становится информирование общественности: распространение информации о деятельности фирмы; ^ информация является точной и правдивой, хотя и возможно неполной, негативные факты и события замалчиваются; ^ изучение общественного мнения, необходимость обратной связи с общественностью не предполагается; ^ РR трактуется преимущественно как занятие журналистов, «прописавшихся» на фирме. Как и предыдущая, данная модель носит однонаправленный (асимметричный), одноканальный характер. 3. Модель «взаимопонимания» (асимметричная двусторонняя). Этой модели РК характерен переход от однонаправленного пропагандистско-рекламного воздействия к информированию общественности в целях разъяснения намерений и возможностей фирмы для того, чтобы социальная среда фирмы правильно понимала и адекватно реагировала на действия фирмы, положительно относилась к ней и поддерживала ее. Главными характеристиками этой модели являются: ^ широкое использование изучения общественного мнения, в первую очередь с целью выяснения, какая информация вызовет положительную реакцию общественности; ^ РR становится деятельностью двусторонней, диалоговой; ^ однако она, все-таки, остается асимметричной, поскольку от коммуникации выигрывает только фирма, ее интересы имеют доминирующий характер, в лучшем случае достигается некоторая взаимная выгода. Речь идет, таким образом, о смене манипуляционно-убеждающей установки более мягкой (но более эффективной!) установкой на достижение взаимопонимания. Потребитель из жертвы агрессивных РR-акций превращается в адресата социально-разъяснительного информационного воздействия, т.е. является стороной, в известной степени все-таки пассивной. 4. Модель социального партнерства (двусторонняя, симметричная). Эта наиболее зрелая модель РК ориентирована не столько на «выход», сколько на «вход» системы, на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом. Для нее характерны: ^ осознание необходимости не только взаимопонимания, но и сотрудничества фирмы с ее социальной средой; ^ «симметричность», т. е. выстраивание баланса интересов фирмы и компонентов ее социальной среды; ^ РR из приложения к рекламе и маркетингу становится важнейшей компонентой стратегии фирмы, выработки и реализации долговременных целей, связанных не столько с кратковременными коммерческими проектами и товарами, сколько с долговременными целями существования и развития фирмы в целом; ^ доминирование журнализма неизбежно сменяется более широкой палитрой РR-технологий; ^ доминирование сторонних специалистов и консультантов сменяется формированием собственных служб РR и влияние этих служб и специалистов все возрастает; ^ акцент на отдельные спорадичные РR-кампании сменяется акцентом на непрерывную систематическую работу над продвижением образа и репутации фирмы, ее первых лиц; ^ от реагирования в пожарном стиле аd hос фирма переходит к профилактике возможных ЧП и конфликтов, анализу перспектив и выработке соответствующих рекомендаций; ^ адресат РК при этом воспринимается не столько как пассивная сторона, сколько т лавный ориентир выработки стратегии фирмы, как социальный партнер; ^ при оценке эффективности РR-деятельности учитываются не только экономические показатели, но и социальные, «нематериальные активы». Каждая из перечисленных моделей в какие-то моменты выходит на первый план в реальной практике РК - конкретной фирмы, конкретного рынка, отрасли, региона, страны в целом, а то и в глобальном масштабе. Поэтому их связь с периодизацией развития РК очевидна. Рассмотренные модели (понимания, толкования, образы) и соответствующие им подходы к РК напоминают четыре возраста человека, характеризующие его отношения с другими людьми. Первый возраст: «Я хочу!», чреватый ответом-репликой «хотеть не вредно». Второй возраст: «Ты со мной играешь или ты со мной не играешь?». Ему на смену приходит третий возраст: «Ты меня понимаешь или ты меня не понимаешь?». Рано или поздно ему на смену приходит четвертый возраст: «Ты меня уважаешь или ты меня не уважаешь?». Как и во взаимоуважении, в зрелой РК-деятельности сохраняются элементы других подходов: манипулятивного (формирование общественного мнения) и в духе взаимопонимания (разъяснение и информация). Однако они интегрируются в более сложный комплекс целей и мотиваций. Поэтому полностью развести понятия РК и рекламы, РК и пропаганды трудно, практически невозможно, да, наверное, и не нужно, в этом просто нет необходимости. Универсально чистой модели РК нет. Существуют модели РК, вызревающие в конкретном обществе со свойственной данному обществу культурой, конкретной политико-экономической ситуацией. В этой связи чрезвычайно показательна нынешняя российская ситуация и характерный для нее феномен «черного (грязного) пиара» - деятельности, направленной на разрушение позитивного имиджа других фирм или лиц. Используемые при этом методы находятся на грани, а то и за гранью норм права и морали. Можно ли рассматривать «черный пиар» в качестве РК? Не является ли это словосочетание - «черный» и «пиар» -вообще нонсенсом вроде «круглый квадрат» или «железная деревяшка»? Или «черный пиар» - пример разнузданной пропаганды? Или это РК, осуществляемый на «черный нал», т. е. на деньги сомнительного происхождения? Или это и то, и другое, и третье? Или это и есть собственно РК? Именно последняя точка зрения доминирует в сознании российского обывателя. Серия избирательных кампаний, проведенная в крайне развязной (или, как сейчас говорят, отвязной) манере, очевидная агрессивная и нескрываемая продажность некоторых СМИ и журналистов привели к закреплению в массовом сознании стереотипа: если пиар, то обязательно черный. В принципе, РК плохо укладывается в особенности российского духовного опыта. Не православное это дело - работать над репутацией, имиджем. Получается, то ли свое «истинное» лицо скрыть человек хочет, то ли личину какую-то надеть хочет. То ли лицемерие, то ли самозванство получается. Тогда как главное - о душе думать надо. И, как говорил классик русской литературы, «полюбите нас серенькими, чистенькими-то нас каждый полюбит». Потому РК приобретает в массовом общественном сознании негативный оттенок, что, в общем-то, соответствует особенностям русского дискурса с его яркой оценочностью лексики, когда оценочное прилагательное входит в смысловое содержание: сокол - ясный, девица - красная, облако - чистое, солнце - лучистое, туча - черная. Поэтому если политик, то продажный, а если пиар, то черный. Но одно дело - массовое сознание обывателя. Но беда, когда такие представления доминируют в сознании профессионалов РК, журналистов, предпринимателей, менеджеров и политиков, когда они кладутся в основу учебных курсов и практикумов, когда в таком ключе пишутся учебники и рекомендации. Слухи о всемогуществе «черного пиара» сильно преувеличены. Очень часто он приводит к результату с точностью до противоположного. Во-первых, авторы заказных материалов, думая только о том, как бы заработать денег, не утруждают себя знанием фактов. Но то, что проходит в политике, в бизнес-среде не работает. Аудитория таких материалов - не широкая публика, не «электорат», а люди, принимающие решения. Это телезрители голосую сердцем, впечатлившись эмоциональными комментариями по поводу протеза кандидата или намеками на его соучастие в изнасиловании любимой кошечки звезды эстрады. На такую информацию лиц, принимающих решения в бизнесе, не возьмешь. Во-вторых, серьезные люди принимают ответственные решения конфиденциально. Для них шум и визг, поднятый в СМИ, явный признак слабости. Очевидно, необходимо еще одно важное уточнение. В бизнесе, как и в политике, всегда была и будет «подводная часть», связанная с кризисным менеджментом, проведением спецопераций. В нынешней российской ситуации РК прочно сросся с ними. «Черный пиар» это не только ложь, дезинформация, он часто сочетается с провокациями, запугиваниями, а то и прямым насилием. В этой связи в профессиональном сообществе сформировались две основные позиции. Согласно первой, следует четко различать РК и кризисный менеджмент. Если последний подобен спецназу, осуществляющему спецоперации, или хирургу, выполняющему болезненную, но необходимую операцию, то РК подобен терапевту, нечто вроде роты почетного караула. У них все разное: профессионализм, инструменты и оружие, начальство. И тогда лучше пиармену не браться за кризисный менеджмент. Это будет подобно поручению караулу осуществления диверсионной операции. И дело не столько в конечном результате, но и в косвенных последствиях. Пиармену, засветившемуся в неоднозначном контексте будет уже практически невозможно вести публичную деятельность: его слова, действия уже будут восприниматься и интерпретироваться как часть некоей новой «спецоперации». Согласно же другой точке зрения, кризисный менеджмент прочно вошел в РК, отделить их - простое огораживание «сытной грядки», поскольку за РК в сочетании с кризисным менеджментом стоят слишком большие деньги. Думается, что сторонники обеих точек зрения и правы и неправы одновременно. В бизнесе (как и в политике) имеется как публичная составляющая, так и часть, скрытая от публики. РК -деятельность, по определению ориентированная на корпоративную и широкую общественность. Это деятельность имиджевая, публичная. Но это не означает, что РК не может обеспечивать кризисный менеджмент, обеспечивая его публичное информационное прикрытие. Но и в этом случае лучше, чтобы публичную и непубличную часть кризисного менеджмента осуществляли разные люди. А скорее, все-таки, следует' помнить о четырех моделях РК, каждая из которых по своему эффективна и действенна - в зависимости от конкретной ситуации. Когда-то хороша микстура, когда-то беседа психоаналитика, лучше всего - здоровый образ жизни и профилактика, но когда-то не обойтись и без скальпеля. Реальная проблема состоит в особенностях нынешней российской ситуации. Современная Россия - общество, переживающее радикальную и интенсивную трансформацию по многим векторам: в экономике, политике, нравственности. Смена собственности, издержки неоднозначного первоначального накопления, практикуемые переделы собственности, слабость не поспевающего за жизнью законодательства, его противоречивость, трудности, а то и нежелание выполнять действующее законодательство, разгул на этом фоне коррупции и криминала, жизнь не по закону, а «по понятиям» - все это порождает мощную энергетику манипулирования. Да и практика, опыт современной российской политики, экономической жизни, реального бизнеса показывают, что эффективный бизнес «по-русски» это - «кинуть», «впарить», «замочить», «законы писаны для дураков» и т. п. О каком социальном партнерстве или даже взаимопонимании можно говорить в такой ситуации, когда «мораль - выдумка слабых, жалобный стон неудачников»? Очевидно, что в такой ситуации наиболее эффективна, адекватна именно манипулятивная модель РК. Надо только отдавать себе отчет, что эта ситуация носит временный характер и ситуация меняется на глазах. Утилитаризм, т. е. ориентация на прямую пользу и выгоду, имеет и позитивный потенциал. Он проявляется и во все глубже проникающем в сознание людей понимании ответственности за себя и своих близких, необходимости расчета на свои силы, а значит - ясного осознания собственных интересов и возможностей и как следствие - осознания, с кем и по какому поводу возникает общность интересов. «Общность интересов важней разговоров о дружбе». Справедливость этих слов убедительно демонстрирует интенсивный опыт нового российского бизнеса. Любой проект при желании можно реализовать на каких угодно уже существующих структурах и только в случае необходимости может встать вопрос об учреждении структуры. Ну а программы и проекты-то откуда? Это был следующий этап взросления отечественного бизнеса, сознание того, какую роль в бизнесе играет общность интересов. Друзья или родственники учредили фирму, проходит полгода и начинаются сюжеты: «а ты кто такой?», «дай порулить!», «сбежал с печатью» и т. п. Оказалось, что у партнеров были разные интересы, а общность интересов важнее разговоров о дружбе. Бизнес начинается не с денег, не с оборудования. Можно иметь деньги, приличную материально-техническую базу, даже отличную товарную идею, но все пойдет прахом, если не было выяснено, какие у кого из участников интересы и мотивы. Поэтому важно сначала разобраться, кто чего хочет, сплести реальную общность интересов. Но тогда рано или поздно, но неизбежно наступит следующий момент истины: прежде чем плести общность интересов с другими, необходимо разобраться с самим собой: а ты сам -то чего хочешь? кто ты такой хотя бы для себя самого? за кого ты держишь людей и самого себя? У нас на глазах вызревает новая нравственная культура российского бизнеса и общества в целом: иногда грубо циничная, иногда простовато расчетливая. Но именно она, утилитаристская модель - грубая, но внятная, создает предпосылки дальнейшего роста и созревания личности и нравственной культуры: от осознания своих потребностей и интересов к самосознанию, от мотивации успеха-достижения к успеху-преодолению и самосовершенствованию, откуда уже рукой подать до осознания призвания и нравственного долга. Этика деловой активности в России, как и нравственная культура всего российского общества, «поставлена на счетчик» метафизики нравственности. «Процесс пошел». Практика современного менеджмента, и РК в особенности, убедительно свидетельствует о существовании двух основных типов менеджмента, двух модусов управленческой деятельности: управление по целям (целевое управление) и управление по ценностям (нормативно-ценностный менеджмент). В первом случае решения и деятельность определяются конкретными целями. Главный вопрос такого менеджмента - вопрос «что?». Вся работа ориентирована на достижение желаемого результата. Если перефразировать известную метафору Э. Фромма, то такой менеджмент можно назвать менеджментом в модусе «иметь» (Ш Ьауе, ЬаЬеп). Это обеспечивается с помощью целевых программ и контроля их исполнения. Комплекс целей деятельности воплощается в формальной организации фирмы. Главный акцент в менеджменте делается на организационной структуре, с соответствующей иерархией должностей и ответственности. Информация носит сигнальный (побуждающий) характер: приказы, распоряжения, инструкции и т. д. Во втором случае на первом плане не цели, а ценностные нормы, по шкале которых и определяются конкретные цели. Менеджмент ориентирован не столько на результат, сколько на процесс. Главный вопрос не «что?», а «как?». Становится важным не столько то, чем занимается фирма, а ее традиции, репутация, имидж (очень характерно для современного диверсифицированного бизнеса). Такой менеджмент можно назвать менеджментом в модусе «быть» (to Ье, sein). Он строится не на организационной иерархии, а на неформальных отношениях, сопричастности общему делу, сознании некоего «мы». Информация носит не столько сигнальный, сколько знаковый (символический) характер. Сказанное можно представить в виде таблицы, характеризующей особенности двух основных подходов к современному менеджменту.
Управление по ценностям
Цели Результат «Что?» «Иметь» Иерархия и контроль Принуждение Формальная организация - Сигнал Различение это достаточно условно: реальный менеджмент неизбежно содержит в себе оба компонента. Но можно и нужно говорить о расстановке акцентов. И очевидно, что в современном менеджменте и бизнес!? в целом на первый план выходит именно модус «быть», технологическим выражением которого является РК. Недаром в зарубежной литературе все чаще встречается трактовка современного менеджмента как «культурологического» по-преимуществу Чтобы бизнесу доверяли, он должен быть социально ответственным и доказывать это делом. Более того, доверие вызывает только тот, кто открыт и искренен, чье поведение предсказуемо, кто считается с мнением о нем окружающих. Бизнес, и современный в особенности, есть прежде всего бизнес на репутации. Урон, нанесенный репутации фирмы, в отличие от материального ущерба зачастую невосполним.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.055 с.) |