Тема 1: введение в теорию социальных коммуникаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: введение в теорию социальных коммуникаций



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социальные коммуникации»

 

Содержание

1. Введение в теорию социальных коммуникаций

2. Коммуникационная деятельность

3. Смысл и понимание в контексте теории коммуникации

4. Знаки и знаковые системы в передаче информации

5. Коммуникационные каналы

6. Устная коммуникация

7. Документная коммуникация

8. Электронная коммуникация

9. Социальная память

10.Коммуникационные явления

11.Коммуникационные явления

12.Правда, ложь и манипуляции в коммуникации

13.Отношения в коммуникации

14.Коммуникационные потребности

Список используемой литературы

 

Тема 1: введение в теорию социальных коммуникаций

Расскажите об истории появления научного знания о коммуникации и становлении учебного предмета в России.

В российской науке интерес к проблематике межкультурных коммуникаций возник в 90-е гг. ХХ в. Инициаторами изучения межкультурной коммуникации стали преподаватели иностранных языков, которые первыми осознали, что для адекватного взаимопонимания с представителями других народов недостаточно простого овладения иностранным языком. Реальное общение с иностранцами показывает, что даже высокое знание иностранного языка, не исключает непонимания и конфликта с носителями данного языка. Очевидно, что эффективное межнациональное общение невозможно без практических навыков и всесторонних знаний о культуре другого народа в межкультурной коммуникации. Во многих ВУЗах нашей страны в учебный план введена новая дисциплина - «Межкультурная коммуникация».

В последние годы в России вышла серия учебников и учебных пособий по межкультурной коммуникации, в которых авторы (Л.И. Гришаева, Д.Б. Гудков, Т.Н. Персикова, В.С. Садохин и др.) рассматривают основные концептуальные понятия, теории и методы этой науки. Однако, как отмечает О.А. Леотович: «Для нынешнего состояния МК характерны эклектичность и разноголосица, отсутствие общих методологических оснований исследования, единых концептуальных подходов. Нет четко определенной теоретической базы, единства терминологии, исходных посылок, которые бы позволили представителям разных научных сфер и направлений достичь конструктивного взаимопонимания.

 

Объясните, почему теорию коммуникации называют метатеорией. На базе, каких наук формируется эта теория?

Метатеория социальной коммуникации — это межнаучная обобщающая теория, формирующаяся на ос­нове («мета» — после) различных наук, изучающих те или иные грани (аспекты, проблемы) социальных коммуника­ций. Эти науки, некоторые из которых перечислил Э.Бар­нув, можно назвать частными (конкретными) коммуни­кационными теориями (науками). При этом вовсе не обязательно, чтобы все содержание «коммуникационных наук» сводилось к коммуникационной проблематике; они могут изучать и другие проблемы, но важно, чтобы они вносили свой вклад в познание социальных комму­никаций.

Отношение метатеория - частная (конкретная) тео­рия есть отношение взаимной зависимости. Метатеория использует содержание частных теорий для построения обобщающих концепций (типологий, периодизаций, за­кономерностей, принципов, тенденций и т. п.), а частные теории применяют эти концепции для углубления и обо­гащения своего содержания. Поэтому обе взаимодейству­ющие стороны заинтересованы в самостоятельном существовании друг друга. Метатеория ни в коем случае не должна поглощать обобщаемые теории (в противном слу­чае обобщать будет нечего, и она утратит свой метатеоретический статус), а обобщаемые теории нуждаются в опоре на метатеорию для своего дальнейшего развития.

Метатеория связана генетически с обобщаемыми тео­риями, является производной от них и может возникнуть только после того, как созрели предпосылки для обобще­ния. Такие предпосылки сейчас созрели, но созрели они не для теории коммуникации (таких тео­рий различных коммуникаций — массовых и специаль­ных, речевых и технических, научных и эстетических — сегодня достаточно много), а для обобщающей метатео­рии. Наметились контуры метатеории социальной ком­муникации, которые можно представить в виде следую­щих десяти проблем:

 

1. Понятие социальной коммуникации как межнауч­ной категории.

2. Коммуникационная деятельность, ее уровни, виды, формы.

3. Социальная память и социальная коммуникация;

4. Естественные и искусственные коммуникационные каналы.

5. Эволюция социальных коммуникаций; смена ком­муникационных культур.

6. Семиотический подход к социально-коммуникаци­онным проблемам: семиотика социальной коммуни­кации.

7. Информационный подход к социальной коммуни­кации: социальная информация.

8. Коммуникационные потребности личности, соци­альных групп, общества.

9. Социально-коммуникационные институты и службы.

10. Система социально-коммуникационных наук.

Нарисуйте элементарную схему коммуникации. Назовите условия, при которых коммуникация возможна.

Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передаю­щий субъект (коммуникант) — передаваемый объект (сооб­щение) — принимающий субъект (реципиент). Стало быть, коммуникация — это разновидность взаимодействия меж­ду субъектами, опосредованного некоторым объектом.

Таблица 1. Коммуникационная деятельность.

Наименование коммуникационного контакта Вид коммуникации Уровень коммуникации Условные обозначения
Беседа библиотекаря с читателем микро коммуникация межличностный Л д Л
Библиотечный урок микро групп. И п Г
Следование модным тенденциям Экскурсия по библиотеке миди групп. Г п Г
Консультация у каталога Указание тренера спортивной команде Книжная выставка Спортивные соревнования Обучение танцам Телевизионная реклама Встреча с писателем в библиотеке Политическая система Северной Кореи Новичок в школьном классе Распоряжение куратора об уборке территории Сталинизм в СССР Бразильский карнавал Инструктаж группы туристов Библиотечный семинар в форме тренинга Вооруженный конфликт России и Чечни Научная конференция Реклама товаров по телевидению микро микро миди макро микро макро миди макро микро микро макро макро микро миди макро миди макро групп. групп. групп. масс групп масс групп масс межличностный групп масс масс групп групп масс масс масс И п Г И п Г И п Г М п М И д Г М п М И д Г М п М И д Г Г д Г Г п Г Г п Г И п Г Г п Г М п М М и Г М п М

Что такое цензура?

В общем смысле цензура понимается как контроль и ограничение распространения по коммуникационным каналам каких-либо знаний (фактов, концепций), стимулов (призывов, волевых воздействий), эмоциональных настроений (возмущение, одобрение, скорбь и пр.). В Древнем Риме цензоры следили за соблюдением морали. Цензурой именуется также официально учрежденная служба, имеющая полномочия пресекать любые сообщения, нежелательные для власти. Цензурный контроль охватывает не только произведения письменности и печати или другие документы, но и театральные постановки, художественные выставки, научные собрания, публичные выступления и т.д.

Что такое Интернет?

Интернет — глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий.

Тема 9. Социальная память.

Дайте определение памяти.

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память - это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память - это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

Социальная память - память, проявляющаяся в общении с другими людьми: на лица, имена собеседников, их голоса, события их жизни.

Задание 1.

Выполните упражнение, заполнив следующую таблицу:

Профессиональная группа Специальный язык Недокументированные смыслы Професс. нормы Технол. умения Документы Предметы материальной культуры
1. Врачи 2. Учителя 3. Музейные работники 4. Строители 5. Самостоятельный выбор Да Да Да Да Возможно Да Да Да Да Возможно Да Да Да Да Возможно Да Да Да Да Возможно Да Да Да Да Возможно Да Да Да Да Возможно

Людей в социуме объединяет, прежде всего, память, опыт прошлого, основанный на неких традициях.

Назовите виды общения.

Виды общения по средствам:

1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения по целям:

1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:

1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Виды общения по опосредованности:

1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;

2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;

2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;

3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);

4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение.

Функции конфликтов.

 
Позитивные Деструктивные  
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте  
получение новой информации об оппоненте увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе  
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом представление о побежденных группах, как о врагах  
стимулирование к изменениям и развитию чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе  
снятие синдрома покорности у подчиненных после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников  
диагностика возможностей оппонентов сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).  
     

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социальные коммуникации»

 

Содержание

1. Введение в теорию социальных коммуникаций

2. Коммуникационная деятельность

3. Смысл и понимание в контексте теории коммуникации

4. Знаки и знаковые системы в передаче информации

5. Коммуникационные каналы

6. Устная коммуникация

7. Документная коммуникация

8. Электронная коммуникация

9. Социальная память

10.Коммуникационные явления

11.Коммуникационные явления

12.Правда, ложь и манипуляции в коммуникации

13.Отношения в коммуникации

14.Коммуникационные потребности

Список используемой литературы

 

Тема 1: введение в теорию социальных коммуникаций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.041 с.)