Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Линейные, интеракционные и трансакционные модели коммуникации: общая характеристика

Поиск

Линейные модели коммуникации объясняют механизмы однонаправленных т.е в одну сторону направленных коммуникатором сообщений без обратной связи с реципиентом. Линейные коммуникации – это реклама, информационно-пропагандистских PR, выступления руководителей и политиков перед публикой. В отличие от линейных, нелинейная интеракционная, или интерактивная модель коммуникации преодолевает односторонность линейной, имеет обратную связь между коммуникатором и реципиентом, между которыми происходит одноразовая смена ролей. В PR интерактивная модель соответствует двусторонней ассиметричной модели, для которой характерна обратная связь в форме опросов, интервью, фокус групп, «замеры» общественного мнения общественности, маркетинговые технологии. Сегодня радио и телевидение используют интерактивную модель, задавая слушателям зрителям вопросы и получая на них ответы. В транксакционной нелинейной модели преодолевается одноразовая смена коммуникативных ролей многоразовым попеременным выступлением каждого участника в роли коммуникатора и реципиента. В ей PR соответствует двухсторонняя симметричная модель, используемая в бизнесе и управлении теми компаниями, которые заинтересованы в постоянных и долгосрочных взаимовыгодных отношениях с клиентами. Для PR это высший уровень коммуникации. Интеракционная нелинейная модель коммуникации исходит из того, что субъекты коммуникации обязательно равноправны, связанны взаимными ожиданиями и установками, общим интересам к предмету общения. В середине 50-х годов. XX века эту модель предложил американский социальный психолог Теодор Ньюкомб. Он считал, что эффект коммуникационного взаимодействия (интеракции) проявляется в сближении или отдаления позиции коммуникатора и реципиента по поводу общего предмета, те в расширении или сближения возможностей их взаимопонимания и сотрудничества и в конечном счете – в достижении согласия между партнерами по коммуникации. По мнению социального психолога Тамото Шибутани, механизм согласия – это «взаимное принятие ролей». Когда возникает согласие, то происходит взаимопроникновение картин мира, оценок, чувств, что позволяет участникам интеракции понимать, принимать или отвергать точки зрения и оценки друг друга.

 

 

*Математическая модель коммуникации К. Шеннона-У. Уивера.

2. Математическая модель коммуникации К. Шеннона-У. Уивера.

Эта модель дала возможность исследователям и практикам измерять качество передачи информации от источника к получателю и определять факторы, которые могли повлиять на характеристики коммуникации.

Шеннон и Уивер определяют три уровня проблем в исследовании коммуникации:

-уровень А- технические проблемы- насколько точно можно передать коммуникативные знаки?

-уровень В- семантические проблемы- насколько точно передаваемые знаки выражают желаемое значение?

-уровень С-проблемы эффективности - насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на поведение получателя в желаемом источником направлении?

Цель источника и цель коммуникации- уменьшение уровня неопределенности у получателя.

Кодирование-это процесс преобразования идеального смысла сообщения в форму, необходимую и достаточную для того, чтобы это сообщение смогло достигнуть получателя по заданному каналу, и было правильно интерпретировано. Для кодирования и декодирования применяются системы кодов- устоявшихся соответствий между значениями и обозначениями, общих для членов одной группы или культуры. Чтобы коммуникация состоялась коды у источника и получателя должны, в какой-то мере, совпадать. Система кодов любой культуры состоит из знаков и из правил или традиций, которые определяют, как и в каких контекстах они используются.

Модель применима для описания различных видов и типов коммуникации. Для телефона каналом является провод, а сигналом- электрические импульсы, в роли передатчика и приемника выступают телефонные аппараты. Коммуникатором и реципиентом оказываются люди у телефонных аппаратов. Один из важнейших элементов модели это шум. В процессе передачи сообщение может быть непроизвольно искажено или изменено. Эти искажения называются потерями информации, или шумами. Шум- это все, что добавляется к сигналу или отнимается от него без намерения источника в процессе передачи информации. Это может быть искажение звука или потрескивание в телефонных проводах, дрожание картинки. Выделяют 2 группы шумов:

-механические, возникают за счет технических параметров канала. Это треск, шипение и так далее.

-семантические, они порождаются содержательными или семантическими ошибками. Они возникают за счет культурных факторов, незнания языка и так далее. Модель позволяет измерить точность передачи сообщения в заданной коммуникационной системе.

 

*Вклад В. Шрамма в теорию коммуникации.

В конце 80-х годов прошлого века была опубликована «Международная энциклопедия коммуникаций». Одним из инициаторов и редакторов издания стал В. Шрамм. Так же Шрамм является одним из создателей современной теории коммуникации. Занимался изучением массовых информационных процессов. Шрамм создал схему структуры коммуникативного процесса. Она состоит из пяти элементов: отправитель сообщения, кодирующее устройство, сигнал, расшифровывающее устройство, получатель.

Совместно с другим ученным создал циркулярную модель Осгуда-Шрамма. Ее главная отличительная черта - постулирование циркулярного характера процесса массовой коммуникации. Другая ее особенность определяется тем, что Шрамм и Осгуд обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации - отправителя и получателя. Так же он создал коммуникационную модель Шрамма. Он вводит новые понятия как интерпретатор и обратная связь, что делает его модель саморигулирующейся.

 

*Вклад Р. Барта в теорию коммуникации и семиотику.

Барт написал много трудов о семиотике и о знаке, например такие работы как «Нулевая степень письма», и «Мифология». В своих работах он. придал новый статус семиологии как науке за счет включения в нее всего разнообразия коннотативных семиотик. Изучал проблемы семиотики, культуры и литературы. Одним из первых к семиотическим моделям рекламы. Так же он создал модели мифологической коммуникации. Ролан Барт определяет миф как вторичную семиотичес­кую систему, поскольку он состоит из знаков системы первичной. Только теперь уже знаки сами по себе превра­щаются в означающие, отсылающие к новым означае­мым. Анализировал современные мифы. "миф — это двойная система; в нем обнару­живается своего рода вездесущность: пункт прибытия смысла образует отправную точку мифа". Она дал несколько определений мифа.

 

*Модель коммуникативной личности. Коммуникативная компетентность (по Д. Гавра).

Конецкая понимает коммуникативную личность как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей и коммуникативной компетенцией-умением выбора коммуникативного кода.

Кашкин- совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида.

При формировании определения коммуникативной личности следует отталкиваться от понимания сущности и основных характеристик личности как таковой. На философском уровне понятия личность и коммуникативная личность совпадают. Личность как социальный субъект не может существовать иначе как коммуникативная личность. Теория коммуникации пользуется узким пониманием коммуникативной личности. Здесь этим понятием обозначается одна из форм проявления личности, связанная с качеством выполнения ею функций субъекта коммуникативного воздействия. Таким образом, под коммуникативной личностью будем понимать устойчивую систему социально-значимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации.

В научной литературе представлено несколько подходов к пониманию коммуникативной компетентности. Василик определяет ее: коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Шарков понимает: умение выбора коммуникативного кода, обеспечивающее адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации. Под компетентностью в самом общем виде понимают обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. В более широком плане компетентность- это способность субъекта реализовывать свою компетенцию в той или иной сфере деятельности. Возможно 2 понимания компетентности: нормативное и терминальное. Нормативное понимание трактует категорию компетентности как свойство субъекта реализовывать свою компетентность в тех пределах, которые в данном обществе являются признанными. Терминальное понимание трактует как некоторую строго заданную величину. Можно выделить общую и специальную компетентность. Общая связана с процессами социализации. Специальная представляет собой способность субъекта нормально функционировать в специализированной сфере. Василик предлагает 8 компонентов коммуникативной личности:

-знание норм и правил общения

-высокий уровень речевого развития

-понимание невербального языка общения

-умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик.

-умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения своих целей.

-умение воздействовать на собеседника

-способность правильно оценить собеседника как личность

-способность вызвать у собеседника положительное восприятие себя.

 

*Внутренний и внешний уровни в модели коммуникативной личности (по Д. Гавра).

Коммуникативная личность складывается из двух систем: внутренней и внешней. Внутренняя подсистема складывается из следующих составляющих:

-целемотивационный компонент- цели и мотивы личности как субъекта коммуникации. Именно цели и мотивы субъектов коммуникации задают направленность их взаимодействия. Наиболее общие цели- удовлетворение потребностей, получение удовольствия и избежание боли. Наиболее общие цели личности, связанные с удовлетворением ее важнейших потребностей, называются терминальными. Для реализации своих потребностей личность вступает во взаимодействие с внешней средой. В этом взаимодействии терминальные цели становятся инструментальными. К их числу относятся ориентация во внешней среде, адаптация, контроль.

-абилитационный компонент- коммуникационные возможности индивида и коммуникативные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием. Состоит из широкого круга эдементов:

*перцептивность- способность воспринимать сигналы внешней среды.

*рефлективность- способность реагировать на стимулы внешней среды.

*скорость реагирования на стимулы внешней среды.

*внимательность

*память

*способность к обработке информации

*способность к эмпатии

*обаяние

*способность к интроспекции

*врожденные и приобретенные психологические качества

 

-когнитивный компонент- знания, освоенная информация.

-операциональный компонент- навыки и умение пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами. Элементы:

*умение определять характер и прагматические параметры коммуникативной ситуации.

*владение кодовыми система и невербальной коммуникацией

*умение выстраивать дискурс

*умение варьировать коммуникативные средства.

*умение выбирать каналы коммуникации

*умение наблюдать за своим поведением.

*умение оценивать коммуникативные практики

В целом внутренняя структура может быть представлена как некоторая многослойная сфера. Отсутствие или неразвитость любого из компонентов делает личность неспособной к коммуникации.

 

*Типология знаков в концепции Ч. Пирса – Ч. Морриса.

Ч.Пирс различает три типа знаков: 1) иконические – образ, имеет естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное (икона, картина, фотография); 2) индексы (знаки, указывающие на объект, строящиеся на реальной смежности означающего и означаемого), например, указание пальцем, стрелкой, окриком; 3) символы - знаки не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в дискурсе и мысли (слова, некоторые символы-аллегории: орел, осел, медведь и т.п.). Сравнивая значения знаков, Пирс отмечает, что самым простым знаком является иконический, он принадлежит прошлому опыту и не способен передавать информацию. Индекс существует в настоящем опыте и способен передавать информацию. Но ни иконические, ни индексы не утверждают что-либо. В отличие от них символы способны составить суждение и, следовательно, могут воздействовать на мысли и поведение партнера и предсказывать будущее состояние (действие, реакцию и т.п.).

Моррис:

-индексальные знаки- для обозначение единичных понятий и объектов.

-характеризующие- для обозначения общих понятий.

-универсальные знаки- с предельно широким значением.

 

Модель языковой личности (Ю.Н. Караулов). Языковая компетентность личности.

 

*Вклад Г. Лассуэлла в коммуникативистику и политическую науку.

Г.Лассуэлл был "основателем изучения пропаганды (его 3-х томная фундаментальная "Пропаганда и коммуникация в мировой истории"), создателем иследований текстов массовых коммуникаций при помощи метода контент-анализа, для чего он проанализировал 6 миллионов слов в периодических изданиях; с 1948 г. он стал всемирно известным благодаря опубликованию своей ранее описанной "пятивопросной" модели коммуникативного процесса. Г. Лассуэлл был одним из первых политологов, который настаивал на введении психологии в политический анализ. Г. Лассуэлл по праву считается основателем "предметного поля" политической психологии, ключевые идеи которой были изложены в его знаменитой книге "Психопатология и политика". Изуча не только единичные "акты" коммуникации, но и важнейшие структурные компоненты процесса массовой коммуникации, и описал его сначала - как однонаправленную "пятивопросную" модель. Важнейшим "вкладом" Г. Лассуэлла в работу семинара по массовым коммуникациям был его анализ таких трех важнейших социальных функций массовой коммуникации как: 1) обозрение окружающего мира, 2) корреляция с социальной структурой и "ответственностью" общества, 3) "трансмиссия" культурного наследия. Создал линейную однонаправленную модель коммуникации.

 

Знаковые системы в онто- и филогенезе (концепция А. Соломоника).

Типы знаковых систем в онтогенезе, филогенезе.

А.Соломоник «Лингвистика и семиотика».

Соломоник рассматривал типологию знаковых систем иначе, чем Пирс. Выделил 5 типов знаковых систем:

1.естественные знаковые системы (знаки). 2.образные знаки. 3.языковые знаки. 4. системы записи (знаки записи). 5.математико-формализованные знаки.

Это порядок – хронологический в онтогенезе и филогенезе.

Ж.Пиаже.

Типы знаков в онтогенезе. Онтогенез – существующее происхождение – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от рождения до конца жизни. На начальной стадии развития человека: существует окружающий мир лишь в своем конкретном воплощении человека. Будучи выведенным из поля окружения, предмет перестает существовать. «Я» человека еще неотделимо от окружающего мира. Предмет не может быть представлен никаким знаком.

Первой стадией умственного развития является отделение предмета о себя и умение оперировать с ним как с отдельной категорией – сенсомоторная стадия (манипулятивная – то, что можно захватить рукой). Эта стадия еще не отягощена знаками. Лежит в основе дальнейшего развития человека. Знак – сами предметы, к-ми оперирует ребенок.

Вторая стадия – образного восприятия мира. Возникает умственный образ предмета. Формируется новый тип общения с миром, действительностью, при помощи образных кодов (иконических знаков – рисунки, игры – дети до 5-7 лет).

Третья стадия характеризуется появлением символических – языковых кодов. Человек осваивает язык жестов, мимики.

Далее стадия обучения письменным кодам. Стадия овладения формализованной системой кодирования действительности.

Три последних стадии в совокупности называют символическими. Каждая из стадий характеризуется определенным набором знаков. У каждого человека есть все указанные способы кодировки. Есть люди, к-е не добираются до последних ступеней. Всю жизнь мы совершенствуем коды. Индивидуальность личности складывается под влиянием соотношения разных знаковых систем. Сочетание разных знаковых систем определяет человеческую индивидуальность (образное мышление – художники).

Филогенез – процесс исторического развития мира организмов, их видов, классов (человечества).

Ф.Гальтон (XIXв) – люди ученые слабо запоминают предметы. Неграмотные люди имеют хорошее восприятие окружающего мира.

О последнем развитии знаковых систем говорит последовательность образования: 1.начальная школа – выбирается метод предметного характера, 2.средняя школа – языковые методы, 3.высшая ступень – формализованные методы.

 

Естественные знаки – предметы реального мира, к-е, являясь частью целого, свидетельствуют о других частях этого мира. Знаком является тот предмет, к-й выступает в качестве другого. Предмет как таковой представляет лишь самого себя. И лишь когда предметы могут представлять собой целое, мы может отнести их к знакам (когда они указывают на недостающие части картины). Освещенное окно – знак того, что человек дома. Естественные знаки – еще не подлинные знаки, это лишь пре-знаки. Хотя естественные знаки могут быть сложными по своей конструкции. Сфера их использования – практическая жизнь. При создании научных теорий естественные знаки могут сослужить плохую службу (зрительный опыт – Земля – центр Вселенной; Солнце движется вокруг Земли => здравый смысл; Коперник же доказал, что здравый смысл не правильный). Тесная связь естественного знака с его натуральной функцией определяет логику анализа его знаковой системы. Эта логика следует естественным связям изучаемого предмета (Если…, то…).

 

Образные знаки.

Образ – иное, чем естественный знак, представление о реальности. Образ стоит вместо предмета, не является его частью. При наличии образов человек может интернализировать операции ума. Они переносятся во внутренний умственный план, лишь потом идет обращение к реальности. Как знак, образ представляет целый класс аналогичных вещей. В образе кодируется более объемная часть естественного мира (ботинки на вывеске магазина – значит, магазин обувной). Образ отражает реальность. Главная характеристика образа – его изоморфизм по отношению к изображаемому. Изоморфизм (греч.) – точки схожести в двух или более Оах (это совпадение по существу, форме, по ассоциативному принципу). По признаку изоморфизма образ отличается от слова, к-е конвенционально и мало похоже на обозначаемый предмет. Степень изоморфизма может быть различной, это градуальная величина (макет авто – max степень изоморфизма; рисунок авто – степень ниже). Многие образы изоморфны по произвольно вложенным в них идеям сходства (геральдика; астрологические символы, медали, ордена).

Наиболее распространенные образы – иконические знаки (аудиальная имитация – пародия, подражание; обонятельная). Зрительные образы – иконы. Икон (греч.) – репродукция предмета при помощи суррогата. Иконы больше всего распространены в жизни. Они понятны всем категориям жителей (понятны безграмотным, иностранцам). При декодировке образов требуется смекалка, одного жизненного опыта недостаточно. Повышается степень конвенциональности, тем больше требуется усилий. Система дорожных знаков – иконическая система.

Более сложные, чем иконы – образы конвенциональные (символы). Геральдика, медали, ордена. Образ-символ – духовная икона. Изоморфизм – внутренний характер. Переход к символическому изображению – сдвиг в истории. Это изменило человеческую культуру. Образы-символы становятся многозначными (Лев: Библия – Бог, Дьявол).

Нужна интуиция декодирующего. Амбивалентность символа.

Многомерный и многозначный мир. Образ-символ всегда включен в систему других знаков (Лев: системы зооморфных знаков – связана с системой фитоморфных знаков и т.д.). Образные системы используют все искусства. Образ приобретает эстетическую функцию. Образ сохраняет привязку к изображаемому предмету при помощи изоморфизма (внешнего или внутреннего сходства). Образы собираются в систему и действуют в ней по определенным правилам, подчиненным логике системы. Логика системы реализуется в том, что знаки начинают классифицироваться. Создаются специальные знаки, к-е необходимы для поддержания системы (геометрическая форма дорожного знака – специальная логика системы).

Пиаже называет логику образной системы трансдуктивной логикой. Эту логику трудно объяснить. Логика системы реализуется в принятых для нее правилах (грамматических). В образных системах грамматические правила носят размытый и неопределенный характер.

 

Языковые знаки и системы.

Любая знаковая система является языковой, если она построена на слове. Семиотике не важно, каким образом передается слово. Важно наполнение слова как знака, важен абстрагирующий характер, т.е. способность отражать обобщенные явления действительности. Слово охватывает значительно больший объем инфо. Слово характеризуется разной степенью абстрактности. Абстрактность – знак дальше и дальше отстраняется от изображаемого предмета. Слово всегда связано с понятием. Любой знак связан с мышлением об этом понятии.

Слово – всегда знак с огромной потенцией при изменении формы получить **************.

Слово конвеционально – т.е. условно. На определенном этапе развитие языка становится возможным, когда появляется письменность. При оперировании языковыми система обнаруживаются три логики:

1.–логика предмета, реального мира (снегирь – прилетает зимой в снежное время).

2.–логика системная (снегирь – слово закреплено в системе, есть в словаре).

3.–логика К-ии (прикладная логика) – одно сообщение может быть передано различным образом.

Эти логики определяют систему К-ии.

 

Системы записи.

Проблема самостоятельности и вторичности кодовых систем. Многое говорит о вторичности. Базисным знаком для систем записи является не слово, а меньшая, но более абстрактная единица (значок, буква). Изменение в логике мышления. Появление письменной системы было вызвано тем, что без системы записи мышление на языке ограничено. С изобретением письменности появляются новые формы общения – иная степень подачи материала, новая грамматика, новые схемы мышления.

Системы записи появились позже, чем устные системы (когда исчерпались возможности устной речи). Система записи – самостоятельная система. Без вмешательства система записи был бы невозможен переход к формализованным системам. Географические карты – пример системы записи (была иконическая система – вместо белых пятен изображались дикари, в незаселенных местах – слоны…). Нотная запись; запись танца. Существуют языковые системы записи и математические.

Общими свойствами систем знаков являются ********. Системы записи отражают реальность, уже обозначающую первичную знаковую систему. Однако системы записи не дополнительный вариант, они поднимают систему на бОльшую высоту и снабжают ее дополнительными семиотическими возможностями. Эти новые возможности создаются за счет принципиально иных знаков, гораздо более общих, компактных, чем знаки первичной системы. Система записей основа на ограниченном числе базовых знаков, жестко зафиксированных в виде алфавита. Правила использования этого алфавита ригидны (жестки). Система записи – более поздний знак, чем первичная знаковая система.

Формализованные знаки (самостоятельно).

 

 

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 4303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.011 с.)