Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор модели принятия управленческого решения. Модель В. Врума и стили принятия решенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экономическая модель – это схематическое представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение их характерных черт. Модель – условный образ объекта управления. Рассмотрим наиболее распространенные модели принятия управленческих решений. Мультипликативные факторные модели. Их предназначение состоит в выработке характеристики влияния основных факторов на развитие ситуации принятия управленческого решения. Нормативные модели. Область их применения – управление процессом принятия решения, формирование его сущностных элементов. Они предполагают активность всех участников процесса принятия решения в его моделировании. Индуктивные модели. Их особенностью является разработка модели на основе обобщения результатов наблюдений по единичным частным фактам, считающимся важными для процесса принятия решения. Дедуктивные модели. Данный вид моделей основан на упрощенной системе гипотетических ситуаций. Модель формируется посредством перехода от абстрактной управленческой ситуации к ее конкретному проявлению. Проблемно-ориентированные модели. Основной задачей при формировании модели является адаптация новых методов моделирования к конкретным управленческим процессам и ситуациям. Модели решения. Этот вид моделей разрабатывается с учетом возможностей проведения экспериментов с ними, использования современных управленческих технологий. Одноцелевые модели. Многоцелевые модели. Однопериодные модели. Многопериодные модели. Стохастические модели. Детерминированные модели. При выборе той или иной модели принятия управленческих решений следует учитывать, что ни одна модель не может учесть все факторы внешней и внутренней среды организации, оказывающие влияние на формирование и развитие проблемной ситуации. Одним из существенных факторов внутренней среды организации является сложившаяся в ней практика разработки и принятия управленческих решений. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона. Модель концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решении: Стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходят: а) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов; б) пересмотр системы мерпо выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы. Стратегическое планирование характеризуется следующими особенностями. Оно: · включает многообразие видов плановой деятельности фирмы: в стратегическом плане подразумеваются планы разной периодичности — долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, текущий, а также разных функций — маркетинговый, производства, персонала и др.; · является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений, прежде всего таких, как: а) организационное долгосрочное предвидение, б) адаптация к внешней среде посредством внутренней координации, в) распределение и перераспределение ресурсов; · предусматривает перспективное направление развития; · диагностирует "узкие места" бизнеса; · определяет основные виды деятельности и политики фирмы; · для каждого подразделения фирмы устанавливает цели, согласованные с общей стратегией развития фирмы; · служит основой для любого другого вида планирования, так как является основополагающим плановым документом в фирме; · предусматривает единую систему маркетинговой, производственной, финансовой и иной деятельности; · предусматривает альтернативные действия на долгосрочный период; · содержит системный подход к оценке сильных и слабых сторон деятельности фирмы; · устанавливает контрольные параметры этапов деятельности для последующего мониторинга. Не существует единой унифицированной формы составления стратегического плана. Она целиком зависит от мнения руководства и специалистов конкретной фирмы. 3.25. Концепция исследования систем управления. Логистический аппарат исследования. Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. Исследование любой СУ должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей устойчивости системы из-за человеческого или техногенного фактора. Очевидно, что в процессе исследования СУ исследователь должен решать задачи в условиях неопределенности, что не позволяет пользоваться только фактами. Для принятия рациональных решений и выводов требуется включение профессионального восприятия реальности и ее осмысления, т.е. существующие причинно-следственные связи событий не ведут буквально от факта к факту, а идут по цепочке от факта к мысленному восприятию и от восприятия опять к факту. При этом восприятие для исследователя не только является отражением самого факта, но и зависит от сложившейся ситуации. Последняя служит, как правило, основой восприятия, что уже не может трактоваться фактом. Исследователь стремится к рациональности, но она в ситуации информационной неопределенности ограничивается его знаниями (или надо иметь большие ресурсы для сбора объективной информации и ее глубокого анализа). Поэтому в идеальном случае процесс исследования проводится как рефлексивно, так и интуитивно, т.е. на основе исследовательского «чутья». Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя. В основе интуитивного подхода к исследованию лежит ограниченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет формировать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах. 1. закон компенсации - поддерживает человека на определенном уровне, компенсируя его психологические, социальные и умственные недостатки Эксперимент - пробы, опыт, общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных связях между явлениями и процессами. Эксперимент - критерий истинности гипотез. Социальный эксперимент - метод научного познания, основанный на создании специальных для изучения изменения характеристик социального объекта под управляющим воздействием. Если соц. эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то они в комплексе представляют собой соц-экономический эксперимент. Управленческий эксперимент - пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможный последствий. 1. Социально-экономический эксперимент ставит задачи: отработка более действенных методов или систем материального стимулирования и мотивации 2. уточнение распределения прав и ответственности в СУ 3. совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ 4. задачи коммуникации или смыслового взаимодействия 5. задачи инженерной психологии - возможности и потенциал органов человеческих чувств 6. задачи взаимодействия человека и машины 7. задачи нововведения и проблемы их внедрения Социологические исследования проводятся с целью выявления социальных последствий управленческих нововведений. · моменту времени и не меняются во времени · динамические модели - описывают систему управления в динамике (во времени). Динамическую модель можно описать рядом статических моделей 1. Учет непрерывности моделируемых процессов: · дискретные модели - все переменные в данной модели отображены дискретными величинами (целочисленные значения, скачкообразные) · непрерывные модели - не содержат дискретных величин, т.е. модели отображаются дифференциальными и интегральными уравнениями 2. Тип связи между моделируемыми элементами: · линейные модели - отображают состояние или функционирование системы таким образом, чтобы все взаимозависимости в ней принимаются линейными. Линейная модель формулируется в виде одного или системы линейных уравнений · нелинейные модели - взаимозависимости отображаются нелинейными функциями (показательные функции, мультипликативные функции: I = a*x1*x2, экспоненциальные уравнения) 3. Способ первичного представления моделей: · физические модели - материальные, вещественные, макетные модели - построены точно по соответствию структуре систем различных природ · абстрактные модели или концептуальные модели - предварительные, приближенные представления о системе управления 4. Степень подобия объекту: · гомоморфные модели - упрощенная модель, - одностороннее отображение подобия · изоморфные модели - точное подобие - каждому элементу из системы соответствует элемент из модели и в обратном направлении 3.26. Методы исследования систем управления. Под м-дами иссл-я с-м упр-я следует понимать совок-ть приемов и сп-ов мышления, позв-щих на основе ан-за ретроспективных (прошлых периодов) данных, а также внеш. и внутр. связей с-м упр-я, выводить суждение опр-ной достоверности отн-но прошлого и будущего развития явл. (процессов), протекающих на различ. ур-х объекта упр-я (П, фирмы, корпорации и т.д.). Выбрать м-ды исслед-я, оц-ть складывающуюся ситуацию на П помогают знания и опыт успешного упр-я. Все методы иссл-я с-м упр-я можно условно разделить на 2 группы: а) теоретические: методы моделирования, экспериментальные методы, метод параметрических иссл-й, факторный ан-з и др.; б) эмпирические: тестирование, социологическое исследование, метод экспертных оценок, консультирование и др. Методы моделирования предполаг. исслед-е и ан-з модели объекта, включающей только его хар-ки, наиб. значимые для решения проблемы, с дальнейшим переносом выводов и рекомендаций на конкретный объект или группу объектов иссл-я. Методы моделирования исп-я в тех сл., когда реальные объекты иссл-я слишком масштабны, многофакторны, недоступны для иссл-ля напрямую или если нельзя вмешиваться в их функц-ние. Тогда объект иссл-я заменяется соотв-щей ему и изучаемой проблеме моделью, пользуясь к-рой можно провести эксперимент, изучать возможное поведение объекта при изм-ях факторов и параметров внеш. и внутр. среды, наступлении или иных событий, осущ-нии объектом или субъектом упр-я опр-ных действий. Экспериментальные методы иссл-ния - методы получения в контролируемых и упр-мых усл.х новых знаний, прежде всего о причинно-следственных отношениях м/д явл. и процессами, протекающими на различ. ур-х объекта упр-я. При проведении эксперимента необх. осущ. контроль за переменными, к-рый может пр-ся путем повторного проведения опыта или тщательного подбора групп показателей, хар-щих объект иссл-я. При экспериментальном изучении тех или иных соц.-эк. проблем иссл-ль имеет дело со множеством незав-х переменных, к-рые в процессе иссл-я необх. уменьшить, чтобы опр-ь влияние каждого из них на объект исследования. Метод парам-ких исследований – сп-б установления функциональных зав-тей м/д параметрами эл-тов объектов иссл-я и упр-я. Обоснование парам-ких связей м/д объектами иссл-я и упр-я – научно-обоснованный подход к опр-ю причинно-следственных связей различ. сторон изучаемого явл. или процесса, чтобы на этой основе дать правил. оц-ку достигнутым рез-там. Фактор. ан-з - это ан-з влияния отдельных факторов (причин) на резул-ный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов иссл-я. Причем факторный ан-з м. б. как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результ-го показателя на состав. части, так и обратным (синтез), когда отд. эл-ты соединяют в общий резул-ный пок-ль. Это позволяет детально и глубоко рассмотреть функц-ные стр-ные особ-ти объекта иссл-я, выработать и обосновать сп-бы его реконструкции. Тестирование - метод личностной диаг-ки, а также проверки знаний, умений и навыков испытуемого, исп-щий стандартизир-е задания (тесты) и вопросы (с известными ответами), имеющие опр-ю шкалу значений. Тестирование исп-ся в профессиональной подготовке и отборе кадров, при консультировании, для проверки правил-ти и эфф-ти р-ты объекта упр-я. В отл. от др. методов иссл-я, тестирование хар-ся след. особ-и: а) относит-й простотой процедуры и необх-го оборуд-я; б) непоср-й фиксацией рез-тов; в) возм-тью как индивидуального, так и группового исп-ния; г) удобством обработки (рез-т тестирования выражается в колич-ной форме и поддается статистической обработки, что служит основой объективности). Социологическое исследование - изучение законом-тей функц-ния соц. системы в целом или ее отдельных подсистем. Методами социологического исслед-я явл.: интервьюирование, анкетирование. Социологические исслед-я служат важным ист-ком инф-ции для решения соц-х вопросов на различ. ур-нях упр-я П (фирмы, корпорации и др.). В иссл-ии упр-я широкое распространение им. метод экспертных оценок. Это объясняется сложностью многих проблем, их происхождением из «чел-го фактора», отсутствием надежных экспериментальных или нормативных инструментов, а также необх-тью формализовать и свести воедино мнения участников полемики, выступающих экспертами. Метод экспертных оценок позволяет из всех имеющихся данных получить систем-ный комплекс инф-и – коллективное мнение спец-тов о какой-либо из сторон исследуемого объекта. Консультирование как один из методов иссл-я с-м упр-я представляет собой профессиональное объяснение сути и динамики конкретной ситуации, причин возник-я и сп-бов решения проблем. Консультационная деят-ть в сфере упр-я широко распространена во всем мире. Это св. с нарастающим усложнением упр-я, потребностями профессионального решения возникающих проблем, возрастающего кол-ва факторов эфф-го упр-я, а также с дефицитом кадров профессионалов и высокой стоимостью их к работе на постоянных условиях. * Особенности методологии стратегического планирования При разработке стратегического плана рекомендуется пользоваться следующими правилами: 1. Правила целей и задач. При оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем необходимо пользоваться понятиями "цели" и "задачи". Цель в стратегическом планировании — это результат, который должен осуществиться к намеченному сроку. Задача в стратегическом планировании — это управленческое решение, направленное на достижение целей фирмы. Основная роль стратегического плана состоит в обосновании целей и задач, устанавливающих наиболее значимые тенденции работы фирмы. 2. Правила стратегии бизнеса. Они должны закрепить отношения фирмы с внешней средой и определить, какие виды продукции она будет разрабатывать, какую технологию использовать, куда и кому сбывать продукцию, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. 3. Правила организационной концепции. Они устанавливают отношения и процедуры внутри фирмы. 4. Правила основных оперативных приемов. Используя их, фирма будет вести свою повседневную деятельность. Разработка стратегического плана проходит несколько этапов, осуществляется в такой последовательности: 1. Анализ среды хозяйствования. 2. Формулировка целей бизнеса. 3. Стратегический анализ. 4. Процесс экономических расчетов. 5. Разработка программы действий и составление графика работ. 6. Формирование бюджета. 7. Мониторинг и корректировка плана. Рассмотрим указанные этапы подробнее. На первом этапе, в ходе анализа среды хозяйствования фирма проводит исследование внешней и внутренней среды деятельности. Фирма: 1) определяет условия среды, выделяя из них те, которые являются действительно значимыми для бизнеса; 2) проводит сбор и отслеживание информации об этих условиях; 3) составляет прогнозы параметров внешней среды; 4) производит оценку реального положения фирмы на рынке. Экономический анализ среды может включать пять аналитических блоков: · анализ потребностей, потребителей, сегментации рынка; · изучение конкурентов и их стратегий; · исследование тенденций изменений внешней среды; · оценку рыночных характеристик спроса и предложения; · характеристику фирмы (оценку ее сильных и слабых сторон). Анализ среды характеризуется изучением сильных и слабых сторон деятельности фирмы, т. е. SWOT-анализом. На втором этапе фирма устанавливает ориентиры своей деятельности: миссию, в том числе общие цели. Кроме того, на втором этапе планирования также производится определение сроков достижения целей. Цели фирмы можно классифицировать следующим образом: а) идеал — это результат, который в принципе недостижим, но к которому надо стремиться, т. е. можно и нужно приблизиться; б) собственно сама цель — результат, которого можно достичь в обозримом будущем; в) подцель — результат, который достигается за определенное более близкое время; подцели тесно связаны с задачами стратегического плана. К "идеалу" стратегического планирования относят видение, то есть руководящую философию бизнеса, и миссию. Видение представляет собой обоснование существования фирмы и обычно объединяет идеалы всех участников плана в единый эталон ценностей. Этим понятие видения пересекается с понятием культуры фирмы. А миссия, в отличие от видения, рассматривается как более конкретный ориентир, для исполнения которого есть ограничение во времени. Миссия также дает общее направление деятельности, но с учетом предпринимательских действий в рисковой внешней среде. Она может включать внутренние и внешние ориентиры деятельности фирмы и сама, в свою очередь, служит точкой опоры для определения других целей. Выбор целей стратегического планирования обычно осуществляется после завершения анализа среды. Иногда это может происходить и раньше. Цели стратегии дифференцируются в зависимости от уровня стратегического плана. Различают цели следующих стратегических уровней: 1) миссии бизнеса (корпоративной стратегии); 2) деловой стратегии; 3) функциональных стратегий; 4) операционных стратегий. Миссия (роль) бизнеса — это совокупность целей, во имя которых товары фирмы производится, и продаются в масштабах, адекватных потребностям рынка. В стратегическом планировании может быть двоякий подход к использованию цифр при определении целей. Так, в ситуации неопределенности цифры обычно играют подчиненную роль, а главное место занимают формулировки качественных аспектов. В ситуации определенности — наоборот; здесь доминируют цифры над качественной аргументацией цели. Цели деловой стратегии, в отличие от миссии, характеризуют более конкретные направления деятельности. На их основе будет строиться политика менеджмента, цен, персонала и др. Цели деловой стратегии детализируются в функциональных стратегиях, которые определяются в области маркетинга, сбыта, производства, НИ-ОКР, инвестиций, финансов и персонала в соответствии с главенствующими целями фирмы. На третьем этапе в ходе стратегического анализа фирма сравнивает желаемые цели (результат 2-го этапа) с оценками анализа среды хозяйствования (результат 1-го этапа) и выявляет разницу между ними. Таким образом, цели бизнеса увязываются с оценкой среды хозяйствования. Эта работа может происходить по трем направлениям: 1) оценка изменений, воздействующих на аспекты текущей стратегии; 2) определение факторов угроз текущей стратегии, в том числе со стороны конкурентов; 3) определение факторов возможностей для достижения общих целей бизнеса. Посредством стратегического анализа выявляются: место фирмы в настоящее время на рынке; предполагаемое, по мнению руководства, будущее место фирмы на рынке; необходимые действия для достижения предполагаемого в будущем места фирмы. Затем выбирается вид стратегии, который во многом определит круг типовых задач, программ и проектов, необходимых для достижения целей бизнеса. На четвертом этапе планирования проводятся экономические расчеты и обоснования стратегического плана. Для этого разрабатывается несколько вариантов действий: а) количественная оценка альтернатив; б) сравнение вариантов с позиции "выходной" доходности и требуемых ресурсов; в) выбор оптимального варианта. 4.1 Управление маркетингом: концепция и процесс. Маркетинг ― видчеловеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Управление маркетингом ― это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. п. Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность. Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях. Первая ― когда спрос на товар превышает предложение. Вторая ― когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности. Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. 4.2 Марк. иссл-я и методики их провед-я. Марк. иссл-е нацелено на обесп-е > эфф. приспособления пр-ва и сферы обращения и их стр-р к запросам и треб-ям рынка. Сущность – опр-е целей, поиск, отбор и сист-ция ср-в и м-дов, с помощью к-рых фирма собир. достигнуть жел. эффекта. Задачи – опр. условия, при к-рых достигается опт. соотн-е м/д спросом и предл. товаров на рынке. Осн. этапы марк. иссл-я:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.011 с.) |