Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор модели принятия управленческого решения. Модель В. Врума и стили принятия решений

Поиск

Экономическая модель – это схематическое представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение их характерных черт.

Модель – условный образ объекта управления.

Рассмотрим наиболее распространенные модели принятия управленческих решений.

Мультипликативные факторные модели. Их предназначение состоит в выработке характеристики влияния основных факторов на развитие ситуации принятия управленческого решения.

Нормативные модели. Область их применения – управление процессом принятия решения, формирование его сущностных элементов. Они предполагают активность всех участников процесса принятия решения в его моделировании.

Индуктивные модели. Их особенностью является разработка модели на основе обобщения результатов наблюдений по единичным частным фактам, считающимся важными для процесса принятия решения.

Дедуктивные модели. Данный вид моделей основан на упрощенной системе гипотетических ситуаций. Модель формируется посредством перехода от абстрактной управленческой ситуации к ее конкретному проявлению.

Проблемно-ориентированные модели. Основной задачей при формировании модели является адаптация новых методов моделирования к конкретным управленческим процессам и ситуациям.

Модели решения. Этот вид моделей разрабатывается с учетом возможностей проведения экспериментов с ними, использования современных управленческих технологий. Одноцелевые модели. Многоцелевые модели. Однопериодные модели. Многопериодные модели. Стохастические модели. Детерминированные модели.

При выборе той или иной модели принятия управленческих решений следует учитывать, что ни одна модель не может учесть все факторы внешней и внутренней среды организации, оказывающие влияние на формирование и развитие проблемной ситуации. Одним из существенных факторов внутренней среды организации является сложившаяся в ней практика разработки и принятия управленческих решений.

Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона. Модель концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решении:
Чтобы помочь руководителям оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация “подчиненные - руководитель”, а также модель дерева решений. Эти критерии даны ниже:1.Значение качества решения.2.Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения. 3.Степень структурированности проблемы. 4.Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения. 5.Определенная на основании прошлого опыта вероятность того, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных. 6.Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы. 7.Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.
3.27.Стратегический план

Стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применитель­но к которому должны быть определены цели и сформу­лирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стра­тегического соответствия между целями фирмы, ее по­тенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходят: а) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов; б) пересмотр системы мерпо выполнению этих планов на основе непрерывного кон­троля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.

Стратегическое планирование характеризуется сле­дующими особенностями. Оно:

· включает многообразие видов плановой деятельнос­ти фирмы: в стратегическом плане подразумеваются планы разной периодичности — долгосрочный, сред­несрочный, краткосрочный, текущий, а также раз­ных функций — маркетинговый, производства, пер­сонала и др.;

· является многоэтапным, последовательным и парал­лельным процессом, охватывающим множество ре­шений, прежде всего таких, как: а) организацион­ное долгосрочное предвидение, б) адаптация к внеш­ней среде посредством внутренней координации, в) распределение и перераспределение ресурсов;

· предусматривает перспективное направление разви­тия;

· диагностирует "узкие места" бизнеса;

· определяет основные виды деятельности и политики фирмы;

· для каждого подразделения фирмы устанавливает цели, согласованные с общей стратегией развития фирмы;

· служит основой для любого другого вида планиро­вания, так как является основополагающим плано­вым документом в фирме;

· предусматривает единую систему маркетинговой, производственной, финансовой и иной деятельности;

· предусматривает альтернативные действия на долгосрочный период;

· содержит системный подход к оценке сильных и сла­бых сторон деятельности фирмы;

· устанавливает контрольные параметры этапов дея­тельности для последующего мониторинга.

Не существует единой унифицированной формы состав­ления стратегического плана. Она целиком зависит от мне­ния руководства и специалистов конкретной фирмы.


3.25. Концепция исследования систем управления. Логистический аппарат исследования.

Исследование систем управления — это вид деятель­ности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющими­ся внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общест­венного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не­возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследо­вания приглашают консультационные фирмы. Необхо­димость в исследованиях систем управления продикто­вана достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям.

Исследование любой СУ должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей устойчивости системы из-за человеческого или техногенного фактора. Очевидно, что в процессе исследования СУ исследователь дол­жен решать задачи в условиях неопределенности, что не позволяет пользоваться только фактами. Для принятия рациональных реше­ний и выводов требуется включение профессионального воспри­ятия реальности и ее осмысления, т.е. существующие причинно-следственные связи событий не ведут буквально от факта к факту, а идут по цепочке от факта к мысленному восприятию и от воспри­ятия опять к факту. При этом восприятие для исследователя не только является отражением самого факта, но и зависит от сло­жившейся ситуации. Последняя служит, как правило, основой вос­приятия, что уже не может трактоваться фактом. Исследователь стремится к рациональности, но она в ситуации информационной неопределенности ограничивается его знаниями (или надо иметь большие ресурсы для сбора объективной инфор­мации и ее глубокого анализа). Поэтому в идеальном случае про­цесс исследования проводится как рефлексивно, так и интуитивно, т.е. на основе исследовательского «чутья».

Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систе­матизированная и доступная для обработки объективная информа­ция о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объ­еме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.

В основе интуитивного подхода к исследованию лежит ограни­ченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет форми­ровать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах.

1. закон компенсации - поддерживает человека на определенном уровне, компенсируя его психологические, социальные и умственные недостатки

Эксперимент - пробы, опыт, общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных связях между явлениями и процессами.

Эксперимент - критерий истинности гипотез.

Социальный эксперимент - метод научного познания, основанный на создании специальных для изучения изменения характеристик социального объекта под управляющим воздействием.

Если соц. эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то они в комплексе представляют собой соц-экономический эксперимент.

Управленческий эксперимент - пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможный последствий.

1. Социально-экономический эксперимент ставит задачи: отработка более действенных методов или систем материального стимулирования и мотивации

2. уточнение распределения прав и ответственности в СУ

3. совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ

4. задачи коммуникации или смыслового взаимодействия

5. задачи инженерной психологии - возможности и потенциал органов человеческих чувств

6. задачи взаимодействия человека и машины

7. задачи нововведения и проблемы их внедрения

Социологические исследования проводятся с целью выявления социальных последствий управленческих нововведений.

· моменту времени и не меняются во времени

· динамические модели - описывают систему управления в динамике (во времени). Динамическую модель можно описать рядом статических моделей

1. Учет непрерывности моделируемых процессов:

· дискретные модели - все переменные в данной модели отображены дискретными величинами (целочисленные значения, скачкообразные)

· непрерывные модели - не содержат дискретных величин, т.е. модели отображаются дифференциальными и интегральными уравнениями

2. Тип связи между моделируемыми элементами:

· линейные модели - отображают состояние или функционирование системы таким образом, чтобы все взаимозависимости в ней принимаются линейными. Линейная модель формулируется в виде одного или системы линейных уравнений

· нелинейные модели - взаимозависимости отображаются нелинейными функциями (показательные функции, мультипликативные функции: I = a*x1*x2, экспоненциальные уравнения)

3. Способ первичного представления моделей:

· физические модели - материальные, вещественные, макетные модели - построены точно по соответствию структуре систем различных природ

· абстрактные модели или концептуальные модели - предварительные, приближенные представления о системе управления

4. Степень подобия объекту:

· гомоморфные модели - упрощенная модель, - одностороннее отображение подобия

· изоморфные модели - точное подобие - каждому элементу из системы соответствует элемент из модели и в обратном направлении


3.26. Методы исследования систем управления.

Под м-дами иссл-я с-м упр-я следует понимать совок-ть приемов и сп-ов мышления, позв-щих на основе ан-за ретроспективных (прошлых периодов) данных, а также внеш. и внутр. связей с-м упр-я, выводить суждение опр-ной достоверности отн-но прошлого и будущего развития явл. (процессов), протекающих на различ. ур-х объекта упр-я (П, фирмы, корпорации и т.д.). Выбрать м-ды исслед-я, оц-ть складывающуюся ситуацию на П помогают знания и опыт успешного упр-я.

Все методы иссл-я с-м упр-я можно условно разделить на 2 группы:

а) теоретические: методы моделирования, экспериментальные методы, метод параметрических иссл-й, факторный ан-з и др.;

б) эмпирические: тестирование, социологическое исследование, метод экспертных оценок, консультирование и др.

Методы моделирования предполаг. исслед-е и ан-з модели объекта, включающей только его хар-ки, наиб. значимые для решения проблемы, с дальнейшим переносом выводов и рекомендаций на конкретный объект или группу объектов иссл-я. Методы моделирования исп-я в тех сл., когда реальные объекты иссл-я слишком масштабны, многофакторны, недоступны для иссл-ля напрямую или если нельзя вмешиваться в их функц-ние. Тогда объект иссл-я заменяется соотв-щей ему и изучаемой проблеме моделью, пользуясь к-рой можно провести эксперимент, изучать возможное поведение объекта при изм-ях факторов и параметров внеш. и внутр. среды, наступлении или иных событий, осущ-нии объектом или субъектом упр-я опр-ных действий.

Экспериментальные методы иссл-ния - методы получения в контролируемых и упр-мых усл.х новых знаний, прежде всего о причинно-следственных отношениях м/д явл. и процессами, протекающими на различ. ур-х объекта упр-я. При проведении эксперимента необх. осущ. контроль за переменными, к-рый может пр-ся путем повторного проведения опыта или тщательного подбора групп показателей, хар-щих объект иссл-я. При экспериментальном изучении тех или иных соц.-эк. проблем иссл-ль имеет дело со множеством незав-х переменных, к-рые в процессе иссл-я необх. уменьшить, чтобы опр-ь влияние каждого из них на объект исследования.

Метод парам-ких исследований – сп-б установления функциональных зав-тей м/д параметрами эл-тов объектов иссл-я и упр-я. Обоснование парам-ких связей м/д объектами иссл-я и упр-я – научно-обоснованный подход к опр-ю причинно-следственных связей различ. сторон изучаемого явл. или процесса, чтобы на этой основе дать правил. оц-ку достигнутым рез-там.

Фактор. ан-з - это ан-з влияния отдельных факторов (причин) на резул-ный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов иссл-я. Причем факторный ан-з м. б. как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результ-го показателя на состав. части, так и обратным (синтез), когда отд. эл-ты соединяют в общий резул-ный пок-ль. Это позволяет детально и глубоко рассмотреть функц-ные стр-ные особ-ти объекта иссл-я, выработать и обосновать сп-бы его реконструкции.

Тестирование - метод личностной диаг-ки, а также проверки знаний, умений и навыков испытуемого, исп-щий стандартизир-е задания (тесты) и вопросы (с известными ответами), имеющие опр-ю шкалу значений. Тестирование исп-ся в профессиональной подготовке и отборе кадров, при консультировании, для проверки правил-ти и эфф-ти р-ты объекта упр-я. В отл. от др. методов иссл-я, тестирование хар-ся след. особ-и: а) относит-й простотой процедуры и необх-го оборуд-я; б) непоср-й фиксацией рез-тов; в) возм-тью как индивидуального, так и группового исп-ния; г) удобством обработки (рез-т тестирования выражается в колич-ной форме и поддается статистической обработки, что служит основой объективности).

Социологическое исследование - изучение законом-тей функц-ния соц. системы в целом или ее отдельных подсистем. Методами социологического исслед-я явл.: интервьюирование, анкетирование. Социологические исслед-я служат важным ист-ком инф-ции для решения соц-х вопросов на различ. ур-нях упр-я П (фирмы, корпорации и др.).

В иссл-ии упр-я широкое распространение им. метод экспертных оценок. Это объясняется сложностью многих проблем, их происхождением из «чел-го фактора», отсутствием надежных экспериментальных или нормативных инструментов, а также необх-тью формализовать и свести воедино мнения участников полемики, выступающих экспертами. Метод экспертных оценок позволяет из всех имеющихся данных получить систем-ный комплекс инф-и – коллективное мнение спец-тов о какой-либо из сторон исследуемого объекта.

Консультирование как один из методов иссл-я с-м упр-я представляет собой профессиональное объяснение сути и динамики конкретной ситуации, причин возник-я и сп-бов решения проблем. Консультационная деят-ть в сфере упр-я широко распространена во всем мире. Это св. с нарастающим усложнением упр-я, потребностями профессионального решения возникающих проблем, возрастающего кол-ва факторов эфф-го упр-я, а также с дефицитом кадров профессионалов и высокой стоимостью их к работе на постоянных условиях.


* Особенности методологии стратегического планирования

При разработке стратегического плана рекомендуется пользоваться следующими правилами:

1. Правила целей и задач. При оценке результатов дея­тельности фирмы в настоящем и будущем необходимо пользоваться понятиями "цели" и "задачи". Цель в страте­гическом планировании — это результат, который должен осуществиться к намеченному сроку. Задача в стратегичес­ком планировании — это управленческое решение, направ­ленное на достижение целей фирмы. Основная роль стра­тегического плана состоит в обосновании целей и задач, устанавливающих наиболее значимые тенденции работы фирмы.

2. Правила стратегии бизнеса. Они должны закрепить отношения фирмы с внешней средой и определить, какие виды продукции она будет разрабатывать, какую техноло­гию использовать, куда и кому сбывать продукцию, каким образом добиваться превосходства над конкурентами.

3. Правила организационной концепции. Они устанавли­вают отношения и процедуры внутри фирмы.

4. Правила основных оперативных приемов. Используя их, фирма будет вести свою повседневную деятельность.

Разработка стратегичес­кого плана проходит несколько этапов, осуществляется в такой последовательности:

1. Анализ среды хозяйствования.

2. Формулировка целей бизнеса.

3. Стратегический анализ.

4. Процесс экономических расчетов.

5. Разработка программы действий и составление гра­фика работ.

6. Формирование бюджета.

7. Мониторинг и корректировка плана. Рассмотрим указанные этапы подробнее.

На первом этапе, в ходе анализа среды хозяйствова­ния фирма проводит исследование внешней и внутренней среды деятельности. Фирма: 1) определяет условия среды, выделяя из них те, которые являются действительно значимыми для бизнеса; 2) проводит сбор и отслеживание информации об этих условиях; 3) составляет прогнозы параметров внеш­ней среды; 4) производит оценку реального положения фир­мы на рынке. Экономический анализ среды может включать пять аналитических блоков:

· анализ потребностей, потребителей, сегментации рынка;

· изучение конкурентов и их стратегий;

· исследование тенденций изменений внешней среды;

· оценку рыночных характеристик спроса и предложе­ния;

· характеристику фирмы (оценку ее сильных и сла­бых сторон).

Анализ среды характеризуется изучением сильных и слабых сторон деятельности фирмы, т. е. SWOT-анализом.

На втором этапе фирма устанавливает ориентиры своей деятельности: миссию, в том числе общие цели. Кроме того, на втором этапе планирования также производится определение сроков достижения целей.

Цели фирмы можно классифицировать следующим об­разом:

а) идеал — это результат, который в принципе недо­стижим, но к которому надо стремиться, т. е. можно и нуж­но приблизиться;

б) собственно сама цель — результат, которого можно достичь в обозримом будущем;

в) подцель — результат, который достигается за опре­деленное более близкое время; подцели тесно связаны с задачами стратегического плана.

К "идеалу" стратегического планирования относят ви­дение, то есть руководящую философию бизнеса, и мис­сию. Видение представляет собой обоснование существова­ния фирмы и обычно объединяет идеалы всех участников плана в единый эталон ценностей. Этим понятие видения пересекается с понятием культуры фирмы. А миссия, в отли­чие от видения, рассматривается как более конкретный ориентир, для исполнения которого есть ограничение во времени. Миссия также дает общее направление деятель­ности, но с учетом предпринимательских действий в рис­ковой внешней среде. Она может включать внутренние и внешние ориентиры деятельности фирмы и сама, в свою очередь, служит точкой опоры для определения других це­лей.

Выбор целей стратегического планирования обычно осуществляется после завершения анализа среды. Иногда это может происходить и раньше. Цели стратегии диффе­ренцируются в зависимости от уровня стратегического пла­на. Различают цели следующих стратегических уровней:

1) миссии бизнеса (корпоративной стратегии);

2) деловой стратегии;

3) функциональных стратегий;

4) операционных стратегий.

Миссия (роль) бизнеса — это совокупность целей, во имя которых товары фирмы производится, и продаются в масштабах, адекватных потребностям рынка. В стратегическом планировании может быть двоякий подход к использованию цифр при определении целей. Так, в ситуации неопреде­ленности цифры обычно играют подчиненную роль, а глав­ное место занимают формулировки качественных аспектов. В ситуации определенности — наоборот; здесь доминируют цифры над качественной аргументацией цели.

Цели деловой стратегии, в отличие от миссии, харак­теризуют более конкретные направления деятельности. На их основе будет строиться политика менеджмента, цен, персонала и др. Цели деловой стратегии детализи­руются в функциональных стратегиях, которые опреде­ляются в области маркетинга, сбыта, производства, НИ-ОКР, инвестиций, финансов и персонала в соответствии с главенствующими целями фирмы.

На третьем этапе в ходе стратегического анализа фир­ма сравнивает желаемые цели (результат 2-го этапа) с оцен­ками анализа среды хозяйствования (результат 1-го этапа) и выявляет разницу между ними. Таким образом, цели биз­неса увязываются с оценкой среды хозяйствования. Эта ра­бота может происходить по трем направлениям:

1) оценка изменений, воздействующих на аспекты те­кущей стратегии;

2) определение факторов угроз текущей стратегии, в том числе со стороны конкурентов;

3) определение факторов возможностей для достиже­ния общих целей бизнеса.

Посредством стратегического анализа выявляются: ме­сто фирмы в настоящее время на рынке; предполагаемое, по мнению руководства, будущее место фирмы на рынке; необходимые действия для достижения предполагаемого в будущем места фирмы.

Затем выбирается вид стратегии, кото­рый во многом определит круг типовых задач, программ и проектов, необходимых для достижения целей бизнеса.

На четвертом этапе планирования проводятся эконо­мические расчеты и обоснования стратегического плана. Для этого разрабатывается несколько вариантов действий: а) количественная оценка альтернатив; б) сравнение вари­антов с позиции "выходной" доходности и требуемых ре­сурсов; в) выбор оптимального варианта.


4.1 Управление маркетингом: концепция и процесс.

Маркетинг ― видчеловеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Управление маркетингом ― это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателя­ми ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, уве­личение доли рынка и т. п.

Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность.

Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, ко­торые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение концепции совершенствования производства подхо­дит в двух ситуациях. Первая ― когда спрос на товар превышает предложение. Вторая ― когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.

Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагаю­щим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и бо­лее продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благопо­лучия потребителя и общества в целом.

4.2 Марк. иссл-я и методики их провед-я.

Марк. иссл-е нацелено на обесп-е > эфф. приспособления пр-ва и сферы обращения и их стр-р к запросам и треб-ям рынка. Сущность – опр-е целей, поиск, отбор и сист-ция ср-в и м-дов, с помощью к-рых фирма собир. достигнуть жел. эффекта. Задачи – опр. условия, при к-рых достигается опт. соотн-е м/д спросом и предл. товаров на рынке.

Осн. этапы марк. иссл-я:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.211.121 (0.01 с.)