Регулируемые и нерегулируемые, контролируемые и неконтролируемые затраты.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулируемые и нерегулируемые, контролируемые и неконтролируемые затраты.



Затраты, используемые для целей контроля и регулирования.Ре­гулируемые — это те затраты, на величину которых руководитель данного подразделения может оказывать непосредственное влияние и несет ответ­ственность за их величину. Нерегулируемые- это затраты, на величину которых руководитель данного подразделения повлиять не может и, сле­довательно, не должен и нести ответственность за эти затраты. Контроли­руемые - это нерегулируемые затраты данного подразделения, которые представляют интерес для вышестоящего руководства.

Чем выше ступень управления, тем большим набором регулируемых затрат располагает руководитель.


15.6Директ-костинг, достоинства и недостатки метода. Абзорпшен-костинг, достоинства и недостатки метода.

В России во времена плановой экономики традиционно применялся классический вариант абзорпшен-костинга. Только тогда этот метод на­зывался калькулированием полной себестоимости единицы продукции. Суть метода в следующем: все затраты на производство продукции соби­раются на счете 20 «основное производство»; затем эти затраты распределяются в два этапа: сначала между незавершенным производством и гото­вой продукцией, а затем затраты, отнесенные на готовую продукцию, рас­пределяются между остатками готовой продукции на складе и реализован­ной продукцией. Коммерческие расходы, которые учитываются на счете 44 «расходы на продажу», считаются периодическими и могут либо пол­ностью относиться на реализацию, либо должны распределяться между остатками готовой продукции на складе и реализованной продукцией.

В модификации абзорпшен-костинга к периодическим расходам мож­но относить и общехозяйственные расходы. Название метода связано с тем, что все затраты должны распределяться по видам продукции, включая коммерческие расходы.

В этом методе большое значение придается делению затрат на прямые и косвенные по отношению к видам продукции. Косвенные расходы рас­пределяют по видам продукции исходя из выбранной базы распределения. База распределения - это стоимостный или натуральный показатель, про­порционально которому и распределяют косвенные расходы. Где бы за­траты ни возникали, их необходимо распределять или готовить к распре­делению по видам продукции. Деление затрат на переменные и постоян­ные в этом методе калькулирования во внимание не принимается.

Абзорпшен-костинг актуален в том случае, когда предприятие участ­вует в ценовой конкуренции, или когда цена продукции привязана к пол­ным затратам как это бывает на предприятиях с позаказной системой про­изводства продукции.

Директ-костинг зародился в США в годы Великой депрессии. Про­блема заключалась в следующем: объемы продаж падали, запасы у пред­приятий росли, поэтому большая часть затрат по методу абзорпшен-костинга оказывалась отнесенной на запасы, а меньшая - на реализацию. Даже при небольших продажах предприятие было вынуждено показывать прибыль и, соответственно, платить налог на прибыль, что в годы общего спада экономики было весьма обременительно. Поэтому был найден более справедливый метод распределения затрат между остатками готовой про­дукции на складе и реализованной продукцией. Справедливый в том смысле, что он позволял снизить налогооблагаемую прибыль при значи­тельных остатках готовой продукции. Этот метод получил название директ-костинга. В директ-костинге все постоянные затраты считаются пе­риодическими и списываются на реализацию. Себестоимость реализован­ной продукции возрастает, прибыль падает, а на остатки относят только переменные расходы.

В директ-костинге деление затрат на прямые и косвенные не имеет значения, поскольку, как правило, переменные затраты - прямые и их не­посредственно можно учесть по видам продукции, а постоянные затраты, как правило, косвенные и их по видам продукции вообще не распределя­ют, а списывают общей суммой на результаты финансовой деятельности. Таким образом, основной упор делается на классификацию «переменные - постоянные» затраты. Директ-костинг актуален при принятии решения об увеличении или уменьшении объемов производства того или иного вида продукции. Маржинальный доход должен покрывать постоянные затраты и это является причиной положительного решения по поводу производства продукции.

Очевидно, что прибыль, рассчитанная по методам абзорпшен-костин-га и директ-костинга, будет разной. Она совпадает только в одном единст­венном случае - это когда у предприятия запасы на складе будут нулевы­ми, т.е. когда вся произведенная продукция будет реализована.

Особенности группировки затрат в методах директ- и абзорпшен-костинга отражены в табл

Затраты Директ-костинг Абзорпшен-костинг
1. Переменные и по­стоянные затраты Используются Не используются
3. Прямые и косвенные затраты на продукт Прямые – переменные (в основном, з/повременная), косвенные - постоянные Используются базы (драйве­ры) для распределения кос­венных расходов по продук­там
3. Периодические Постоянные затраты -периодические Три варианта: а) все затраты распределяют­ся между остатками и реали­зацией, т.е. периодические затраты отсутствуют; б) коммерческие - периоди­ческие затраты; в) ОХР и коммерческие — периодические расходы

15.7Характеристика АВ-костинга.

АВ-костшт, или ABC система калькулирования пока не нашла широ­кого распространения в России. Наибольший эффект АВ-костшт дает на тех предприятиях, где доля косвенных расходов в затратах предприятия очень большая и необходимо правильно распределить косвенные расходы по видам продукции работ или услуг. Наиболее часто данный метод при­меняется в следующих случаях:

- в ценообразовании, когда цена устанавливается от затрат и важно
объективно определить полную себестоимость вида продукции;

-при наличии очень затратных операций или видов деятельности, расходы на которые необходимо снизить;

- при составлении смет расходов по подразделениям предприятия
или по видам деятельности.

В основу АВ-костинга положено понятие драйвера затрат или, иначе, базы распределения косвенных расходов. Драйверы затрат (базы распре­деления) — это такие показатели деятельности предприятия, которые непо­средственно влияют на величину косвенных затрат и именно их использу­ют для разнесения косвенных расходов по операциям или продуктам. Раз­личают драйверы операций и продуктов. АВ-костинг очень трудоемок, поскольку необходимо учесть очень большое количество бизнес-операций, связанных с изготовлением и реализацией продукции, В усеченном виде АВ-костинг можно применять на практике для распределения затрат отде­лов и служб заводоуправления по видам продукции, выпускаемым на предприятии. Разберем именно этот вариант применения метода.

АВ-костинг осуществляется в три этапа: 1) определяются затраты, ко­торые можно учесть обособленно в данном подразделении; 2) выявляется перечень операций, которые выполняются персоналом подразделения; затем затраты распределяются по операциям с помощью драйверов опера­ций; 3) затраты с операций переносят на виды продукции с помощью драйверов продуктов.


15.8База распределения косвенных расходов по видам продукции.

Если на предприятии выпускается несколько видов продукции, то при расчете производственной или коммерческой себестоимости вида продук­ции необходимо распределить косвенные расходы по этим видам продук­ции. Большая часть общепроизводственных, общехозяйственных (управ­ленческих) и коммерческих расходов является косвенной по отношению к данному виду продукции. Необходимо выбрать базу распределения кос­венных расходов по видам продукции, работ или услуг.

База (драйвер затрат) - это такой показатель, который непосредствен­но влияет на величину косвенных расходов и при этом он напрямую может быть определен по данному виду продукции. Показатель, принятый за базу распределения, используется для разнесения косвенных расходов по видам продукции. После того, как определена база, рассчитывают ставку распре­деления (СР) или ставку драйвера (СД) затрат:

СР = Величина косвенных расходов

Величина показателя, принятого за базу распределения

 

Как уже было отмечено выше существуют цеховые став­ки и единая ставка распределения, или отнесения косвенных расходов. Ставка также может быть либо нормативной, либо фактической.

Со времен плановой экономики на российских машиностроительных предприятиях в качестве базы распределения косвенных расходов прини­мался такой показатель, как заработная плата основных рабочих. На хими­ческих предприятиях традиционной базой являлась стоимость технологи­ческого передела - затраты на технологическую энергию плюс заработная плата основных рабочих. В действительности базы распределения расхо­дов могут быть самые разные, и от правильности выбора базы зависит то, насколько адекватно была определена себестоимость того или иного вида продукции. На отечественных предприятиях в настоящее время необходи­мо провести соответствующую работу по выявлению баз распределения косвенных расходов.

Можно выделить три основных способа определения базы распреде­ления косвенных расходов: логический, математический и по отклонени­ям фактических знамений затрат от их нормативной величины.

Логический способ выявления базыраспределения косвенных рас­ходов. В некоторых ситуациях посредством сравнения определенных по­казателей, можно среди них выбрать именно тот, который и будет являться базой.

Математический способ выявления базы распределения косвен­ных расходов. В этом способе рас­считывают коэффициенты парной корреляции между величиной косвен­ных расходов (признак у) и показателем, который мог бы считаться базой распределения косвенных расходов (признак х). Коэффициент парной кор­реляции между признаками х и у рассчитывается по формуле:

rxyxyx×σy,

где σxy-ковариация признаков, σxиσy-среднеквадратическое отклонение от среднего значения признаков x и y

По значению коэффициен­та парной корреляции можно судить о силе случайной (стохастической) связи между признаками. Введем следующую шкалу, характеризующую силу случайной связи:

rxy < 0,3 - связь между признаками отсутствует;

rxy= 0,3.. .0,5 - существует слабая связь;

rxy = 0,5.. .0,7 - существует умеренная связь;

rxy > 0,7 - существует сильная связь.

Способ определения базы распределения косвенных расходов по отклонениям фактических значений затрат от их нормативной величины. Если на предприятии применяется нормативный метод учета затрат, то за базу распределения косвенных расходов может быть принят тотпоказатель, который дает наименьшее отклонение нормативных косвенных расходов от их фактической величины.


15.9Последовательность распределения косвенных расходов по видам продукции.

При использо­вании метода директ-костинга не возникает проблемы расчета себестоимости вида продукции, поскольку она определяется только по прямым затратам. В абзорпшен-костинге, по крайней мере, необходимо установить сокращен­ную себестоимость того или иного вида продукции, т.е. в обязательном по­рядке подлежат распределению расходы по эксплуатации оборудования и общепроизводственные расходы. Общехозяйственные и коммерческие - в зависимости от особенностей учетной политики предприятия.

Распределение косвенных расходов по видам продукции может осу­ществляться в четыре этапа (ЦО - центр ответственности) (рис. 3.3).

На каждом из этих этапов может возникнуть неопределенность в том смысле, что иногда не существует достаточных оснований для однознач­ного выбора одной базы распределения косвенных расходов, т.е. сущест­вует несколько альтернативных баз распределения, из которых мы не мо­жем выбрать одну единственную.

Первый этап. На этом этапе, как правило, меньше всего проблем с распределением расходов между подразделениями предприятия, которые занимают обособленные здания. Чаще всего приходится сталкиваться с распределением арендной платы по объектам предприятия. Очевидно, что базой распределения арендной платы всегда является площадь соответст­вующих помещений.

Если на цехах предприятия или производственных участках не уста­новлены электрические и энергетические счетчики, то соответствующие затраты на освещение и отопление помещений могут распределяться про­порционально занимаемой ими площади.

Второй этап. Затраты со вспомогательных цехов и служб переносят­ся на основные цехи. Например, затраты РМЦ (ремонтно-механического цеха) необходимо списать на те основные цехи, где рабочие-ремонтники осуществляли ремонт оборудования. Затраты котельной требуется распре­делить между всеми цехами, куда подавалось тепло и т.д.

Задача осложняется тем, что вспомогательные службы могут оказы­вать услуги друг другу. Например, РМЦ может ремонтировать оборудова­ние как в инструментальном, так и в транспортном цехах. Силовая энергия подается не только в основные цехи, но и в РМЦ и в инструментальный цех, и т.д. В этом случае вначале осуществляются все перераспределения| между вспомогательными цехами и службами и только после этого затраты вспомогательных служб списываются на основные цехи.

Третий этап. Возможные базы распределения косвенных цеховых расходов (РСЭО + ОПР) по видам продукции в основных цехах представлены ниже.

1. Стоимость материалов.

2. Заработная плата основных рабочих.

3. Прямые затраты (стоимость материалов и з/п ОПР).

4. Время, отработанное основными рабочими.

5. Время, отработанное оборудованием.

6. Количество заказов.

Нами были разобраны три способа выбора базы, по которой можнораспределять косвенные расходы цеха по видам продукции, работ или услуг, производимых в цехе. В результате на этом этапе устанавливается сокращенная производственная себестоимость вида продукции.

Четвертый этап. По видам продукции распределяют управленче­ские расходы (ОХР). Базой распределения ОХР обычно служат следую­щие показатели.

1. Сокращенная производственная себестоимость вида продукции.

2. Заработная плата основных рабочих.

3. Выручка по данному виду продукции, или цена продукции.

После распределения управленческих расходов становится известной полная производственная себестоимость данного вида продукции. Далее приступают к распределению коммерческих расходов. Коммерческие рас­ходы распределяют пропорционально следующим показателям.

1. Полная производственная себестоимость вида продукции.

2. Выручка по данному виду продукции, или цена продукции.

В составе коммерческих расходов имеются не только косвенные рас­ходы, но и прямые затраты. Например, затраты на упаковку продукции, расходы на рекламу. В составе управленческих расходов также можно вы­делить затраты, которые непосредственно можно отнести на данные вид продукции - это затраты на подготовку производства новых видов про­дукции. Окончательным результатом всех этих расчетов является полная коммерческая себестоимость единицы продукции.


15.10Методы калькуляции затрат и их связь с типами производства.

 

Система калькулирования затрат - это совокупность методов расчета (калькулирования) затрат. Система калькулирования затрат на предпри­ятии имеет три уровня. На каждом из них методы расчета затрат имеют свои отличительные признаки. Характерными признаками методов явля­ются: вид объекта учета затрат; степень разделения затрат по объектам учета и требуемая полнота планирования затрат.

Руководство предприятия в зависимости от типа производства, особен­ностей технологии и задач продвижения продукции на рынок формирует определенный набор методов расчета затрат, который и образует систему калькулирования затрат на данном предприятии. Сделанный выбор необ­ходимо отразить в приказе об учетной политике предприятия.

Первый уровень системы калькулирования затрат — в зависимости от объекта учета затрат различают следующие методы расчета затрат. По­заказный — объектом учета затрат является отдельный заказ или изделие. Попередельный или попроцессный метод калькулирования — объектом учета являются стадии производства (технологические переделы или про­цессы). Смешанные методы калькулирования затрат — занимают промежу­точное положение между позаказным и попроцессными методами расчета затрат (рис. 2.1).

Тип производства, особенности технологии во многом предопределяют выбор метода учета затрат. Противоположными по своей сути являются по­заказный и попроцессный методы калькулирования. В позаказном рассчи­тывается индивидуальная себестоимость изделия, а в попроцессном — сред­няя себестоимость изделия, поскольку производство - массовое. В позаказ­ном методе все затраты на подготовку производства включаются в цену из­делия, а в попроцессной калькуляции, если есть затраты на подготовку про­изводства, то они списываются равными частями на затраты в течение первых трех лет производства новых изделий.

В позаказной калькуляции объектом учета затрат является заказ. За­каз, договор, проект — это слова синонимы, хотя и существуют определен­ные отличия в восприятии. В заказ могут входить несколько идентичных изделий, поэтому единичное производство по технико-экономическим показателям очень похоже на мелкосерийное. С увеличением объемов производства увеличивается количество изделий в партии или в серии и производство приобретает специфические черты крупносерийного произ водства. Крупносерийное и массовое производство отличаются от единич­ного и мелкосерийного прежде всего наличием поточных линий. На пред­приятиях массового производства продукции важно проследить процесс нарастания затрат по ходу технологического процесса от одной стадии производственного цикла к другой. Отсюда пошло название метода расче­та затрат - попроцессный или попередельный, поскольку затраты рассчи­тываются нарастающим итогом, а объектами учета являются отдельные производственные процессы или переделы.

Для серийного производства характерны смешанные системы кальку­лирования. Наиболее заметные из них - это АВ-костинг (иначе поопераци­онное калькулирование затрат или калькулирование затрат по видам дея­тельности) и JIT -калькулирование.

АВ-костинг может применяться в полном объеме на предприятии и тогда объектом учета затрат является вид продукции. Каждому виду про­дукции приписывают определенное множество операций - проектных, подготовительных, производственных, сбытовых и т.д. Суммарная стои­мость всех операций, связанных с созданием, производством и реализаци­ей продукции и является полной себестоимостью данного вида продукции. В усеченном варианте АВ-костинг может использоваться для распределе­ния затрат какого-либо отдела или службы заводоуправления между вида­ми выпускаемой продукции. Например, при позаказной калькуляции - затраты ОГК и ОГТ, связанные с подготовкой новых заказов, распределя­ют методом АВ-костинга по этим заказам. В попроцессной калькуляции затрат АВ-костинг может применяться для распределения затрат отделов маркетинга или снабжения по видам продукции, работ или услуг.

JIT-калькулирование связано с техникой работы предприятия, полу­чившей название «точно в срок», или «JIТ». Благодаря поставкам материа­лов к точно назначенному времени и отгрузке готовой продукции к сроку, обозначенному в договоре, предприятие минимизирует свои запасы ГП и НП. В этом случае объектом учета затрат является реализованная продук­ция предприятия. Особенностью JIT-калькулирования является то, что в бухгалтерии обходятся минимальным количеством бухгалтерских прово­док по минимальному количеству счетов, что полностью соответствует принципу экономии времени в технике работы «точно в срок».

Второй уровень системы калькулирования затрат. В зависимости от степени разделения затрат различают два метода их калькулирования: директ-костинг, что соответствует частичному распределению затрат и абзорпшен-костинг, который подразумевает полное распределению затрат. Степень или полнота распределения затрат понимается двояко. В директ-костинге себестоимость каждого вида продукции определяют только по переменным затратам, а постоянные затраты являются общими для всех видов продукции. Поэтому известна только частичная себестоимость данного вида продукции - это первый аспект полноты распределения затрат. Второй аспект - остатки незавершенного производства и остатки готовой продукции на складе учитываются только по переменным затратам, а все постоянные расходы списываются на реализованную продукцию, т.е. считаются периодическими затратами.

В абзорпшен-костинге себестоимость каждого вида продукции опре­деляют по производственной, либо по коммерческой себестоимости — это первая особенность распределения затрат. Себестоимость остатков опре­деляют либо по сокращенной производственной, либо по полной произ­водственной себестоимости, а на реализованную продукцию списывают либо сумму общехозяйственных и коммерческих расходов, либо только одни коммерческие затраты - это вторая особенность учета затрат. Други­ми словами, под методом калькулирования директ, или абзорпшен-костинг можно понимать особенности учета затрат как по видам продукции, так и по остаткам готовой или незавершенной продукции. Здесь целесообразно еще раз рассмотреть схему, приведенную на рис. 1.2 главы первой, и при­помнить пример, поясняющий особенности списания затрат на остатки готовой продукции.

Третий уровень системы калькулирования затрат.В зависимости от полноты планирования затрат различают три метода: нормативный, калькулирование затрат по факту и смешанный (нормальный). Нормы и нормативы позволяют планировать и прогнозировать будущие расходы предприятия. Чем больше норм и нормативов установлено по всем видам затрат, тем шире горизонт планирования.

Нормативный метод. Все затраты, как прямые, так и косвенные, учитываются по заранее разработанным нормативам. Затем фактические значения сравниваются с теми, которые были рассчитаны по нормам. От­клонения от установленных норм характеризуют эффективность прове­денных работ При нормативном методе учета затрат весь большой объем работ, связанный с распределением косвенных расходов по видам продукции, осуществляется по мере поступления данных из цехов предприятия в бух­галтерию. По истечении месяца расчеты бухгалтеров сравниваются с фак­тическими значениями косвенных расходов, зафиксированными в первич­ной учетной документации. Если есть отклонения, то они ликвидируются. Нормативные ставки распределения косвенных расходов позволяют не откладывать всю работу по распределению затрат на начало следующего месяца, а проводить ее планомерно в течение всего отчетного периода,

Нормальный {смешанный) метод калькулирования затрат. Матери­альные затраты и заработная плата основных рабочих учитывается по фак­ту, а косвенные расходы распределяются по видам продукции по заранее установленным нормативам.


БАНКИ

16.1Финансовая система и ее элементы.

Финансовая система – совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя:

государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование;

банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами;

подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг.

Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:

o общегосударственные финансы;

o территориальные финансы;

o финансы хозяйствующих субъектов;

o финансы граждан.

Задача общегосударственных финансов заключается в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных предприятий и т. п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды.

Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и территориальные внебюджетные фонды. Формируются за счёт налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и др. источников.

Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующих субъектов, их задача заключается в формировании и использовании своих денежных средств. Они выступают как ведущее звено в финансовой системе, это обусловлено факторами:

источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления и др.) формируются главным образом в хозяйствующих субъектах;

объём их финансовых ресурсов значительно превышает величину денежных средств граждан, используемых в качестве капитала.

Финансовые институты – это финансовые учреждения и все структурные подразделения Государственной налоговой службы РФ.

К финансовым институтам относятся: банки, небанковские кредитные организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, лизинговые компании и др.

Большинство этих институтов действуют как финансовые посредники.

Финансовый посредник – экономический субъект, который аккумулирует денежные средства граждан и хозяйствующих субъектов, преумножает эти средства за счёт прибыльной (доходной) деятельности и эффективности их мобилизации в материальное производство.

Бюджет определяет собой форму образования и государственного расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти. Объективных характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство (управление и защита). Бюджетная система Российской Федерации включает в себя: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. Бюджетное устройство РФ основано на принципах: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности.

Содержание деятельности финансовых учреждений

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции:

привлечение денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов во вклады;

размещение этих средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности и срочности,

открытие и ведение счетов граждан и хозяйствующих субъектов.

Банк призван накапливать временно свободные денежные средства, предоставлять кредиты, проводить операции с ценными бумагами, взаимными платежами и расчётами между хозяйствующими субъектами и гражданами.

В РФ функционирует 2-уровневая банковская система: Центральный банк РФ; коммерческие банки.

Небанковская кредитная организация – имеет право осуществлять отдельные банковские операции для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности (например расчётно-кассовые центры Центрального банка РФ).

Биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже товаров, ценных бумаг и др. активов.

Торги биржевыми активами производятся в специально оборудованном помещении и специально обученным персоналом.

Биржа выполняет функции:

мобилизации временно свободных денежных средств путём обмена их на биржевой товар;

установления рыночного курса финансовых активов.

Биржа создаётся в форме некоммерческого партнёрства (не должна извлекать прибыли от своей биржевой деятельности). Она организует торговлю только между членами биржи. Другие лица могут совершать операции на бирже только через посредство членов биржи.


16.2Банковская с-ма

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

— двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);

— централизованная монобанковская система;

— уникальная децентрализованная банковская система — Федеральная резервная система США.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы.

Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. Он ЦБ выполняет следующие функции:

— осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращения и изъятия из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

— проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства;

— предоставление кредитов коммерческим банкам;

— выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг;

— управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;

осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для центрального банка методов воздействия на коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

• государственные, капитал которых принадлежит государству например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции. Канаде, России);

• акционерные (например, в США);

• смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии).

Коммерческий банк — это коммерческое предприятие, которое в условиях рынка строит свои взаимоотношения с партнерами как обычные рыночные, т.е. на основе прибыльности и риска. В условиях рынка коммерческий банк является не только одним из видов коммерческих предприятий, но и выполняет важную роль финансового посредника в следующих областях:

Во-первых, в области перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на основе срочности, платности и возвратности.

Во-вторых, при осуществлении платежей между хозяйствующими субъектами, когда особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение платежных поручении своих клиентов.

В-третьих, при совершении операций с ценными бумагами, когда банк выступает в качестве инвестиционного брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании или фонда.

Современная банковская система России представлена двумя уровнями. В юридическом плане она базируется на основе принятых 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР специальных законов: Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закона «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» а также новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятого в июле 1995 г.

В результате принятия и введения в действие вышеуказанных законов кредитно-банковская система России приобрела следующий вид.

— Центральный банк РФ (Банк России),

— Сберегательный банк,

— коммерческие банки различных видов, в том числе специальные банки развития,

— банки со смешанным российско-иностранным капиталом;

— иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов,

— союзы и ассоциации банков,

— иные кредитные учреждения.

 

 

16.4Сущность и функции налогов

Налог – обязательный индивидуально-безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечение к ответственности за нарушение законодательства.

Функции налогов:

- Фискальная. Предназначена на образование государственного денежного фонда путем изъятия части дохода предприятий для создания материальных условий функционирования государства.

- распределительная. С помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование программ.

- стимулирующая. Ее реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот. Вводя одни налоги, отменяя другие, государство стимулирует развитие различных отраслей.

- контрольная. Контроль за эффективностью финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков.


16.3 Виды кредитных отношений коммерческих организаций с бан­ками.

Кредит в широком смысле - это система экономических отношений, возникающая при передаче имущества в денежной или натуральной форме от одних организаций или лиц другим на условиях последующего возврата денежных средств или оплаты стоимости переданного имущества и, как правило, с уплатой процентов за временное пользование переданным имуществом. Различают банковский кредит и коммерческий кредит (займы). Банковский кредит - это выданные банком организациям и лицам денежные средства на определенный срок и определенные цели, на возвратной основе и обычно с уплатой процентов. Банк имеет специальное разрешение (лицензию) на проведение банковских операций. Коммерческий кредит представляется одними организациями другим обычно в виде отсрочки уплаты денежных средств за проданные товары. Предметом договора займа могут быть помимо денег вещи.

В отличие от банков коммерческие организации не могут представлять заем из чужих денежных средств, временно находящиеся у заимодавца. Кроме того, организации, не располагающие банковской лицензией, не могут заниматься кредитной деятельностью систематически. Критерии систематичности законодательством не оговорены, и решение этого вопроса зависит от контролирующего органа или арбитражного суда.

Кредитные отношения банка с предприятием оформляются договором. Субъектами кредитных отношений могут быть предприятия, независимо от форм собственности, являющиеся юридическими лицами и действующие на началах хозяйственного расчета и самофинансирования, с одной стороны, и коммерческие банки, с другой.

Как правило, предприятие пользуется кредитом, предоставляемым банком, в котором открыт его расчетный счет. Однако оно вправе получить кредит и в другом банке. Переход на договорные кредитные отношения явился важным фактором демократизации хозяйственных связей, позволил наиболее полно использовать экономические методы во взаимоотношениях банка и предприятия с учетом их прав и интересов.

По кредитному договору банк обязуется предоставить предприятию определенную сумму денежных средств в сроки, в размере и под обеспечение, согласованное сторонами. Предприятие обязуется использовать полученные средства на предусмотренные в договоре цели, своевременно погашать полученную ссуду вместе с процентами и предоставлять банку возможность контроля за ее целевым использованием и обеспече



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.016 с.)