Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы менеджмента и задачи менеджмента

Поиск

Как и любая другая деятельность, менеджмент осуществляется в соответствии с определенными принципами, т. е. правилами. Они могут быть общими для всех его видов или могут относиться к некоторой их части. Соблюдение принципов обеспечивает успех, несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

К основным принципам менеджмента можно отнести следующие:

Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необхо­дим,поскольку сложным современным хозяйством фирмы практически не­возможно управлять по наитию, без тщательной проработки решений.

В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на ее изучение попросту нет времени. Тогда приходится импровизировать, ис­пользовать нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким образом, фактор неопре­деленности функционирования и развития социальной системы превращает управление в искусство.

Целенаправленность. Менеджеры действуют не просто так, а ради решения кон­кретных проблем, стоящих в данный момент перед хозяйствующим субъектом.

Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управ­ления необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу с учетом его особенностей. Семейным магазинчиком нельзя управлять так же, как ги­гантской корпорацией, а научными разработками — по аналогии с работой у конвейе­ра. Но с другой стороны, поскольку во всех этих случаях имеют место управленческие действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты.

Последовательность. Все управленческие действия осуществляются в строго оп­ределенном порядке как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сна­чала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию.

В ряде случаев управленческие операции могут осуществляться циклично, повто­ряться через определенные промежутки времени (например, контроль, составле­ние бухгалтерских отчетов).

Непрерывность. Она обусловлена соответствующим характером производствен­ных и хозяйственных процессов.

Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления от­дельныхэлементов организации. Субъекты на местах должны иметь возможность конкретизировать общие решения руководства в соответствии со складывающейся ситуацией и особенностями подразделения, а в определенных рамках г- действо­вать самостоятельно..

Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это обеспечивает нормальныйморально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежа­щее исполнение.

Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Из­бытокправ приводит на практике к произволу; недостаток — парализует деловую активность и инициативу.

Состязательность участников управления на основе личной заинтересованно­сти.Она поддерживается с помощью материального поощрения, предоставления возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

Максимально раннее и широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки ре­шений. Те из них, в которые вложены собственные труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».

Важнейшая задача менеджмента заключается в организации производства то­варов и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся матери­альных и людских ресурсов и обеспечении рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с этим в задачи менеджмента входят:

• обеспечение автоматизации производства и переход к использованию ра­ботников, обладающих высокой квалификацией;

• стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них луч­ших условий труда и установления более высокой заработной платы;

• постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, коорди­нация работы всех подразделений фирмы;

• постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

• определение конкретных целей развития фирмы;

• выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

• разработка стратегии развития фирмы — хозяйственных задач и путей их решения;

• выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

• установление контроля за выполнением поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координа­ции и контролю за производственным процессом и достижение намеченных це­лей получают оценку на рынке.

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов произ­водства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — ма­териальных, финансовых, трудовых и др.

На современном этапе цели и задачи менеджмента существенным образом изменились, что связано с масштабным ростом международной деятельности крупных промышленных фирм, укрупнением их размеров путем консолидации капиталов, появлением и развитием новых форм информационных коммуника­ций и технологий.


3.10 Сущность и взаимосвязь функций менеджмента(+)

Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе ме­неджмента, проявляется в функциях (лат. functio — обязанность, круг деятельности, назначение, роль).

Под функцией менеджмента можно понимать:

• ту или иную общую задачу, которую он решает (такая задача бывает основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация);

• относительно самостоятельный вид управленческих действий;

• определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда, где принимаются специфические решения;

• целевое назначение управленческой деятельности вообще.

Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулиро­ваныв 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планиро­вание, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно доба­вить еще мотивацию, информирование и развитие.

Главной функцией менеджмента считается планирование в широком смысле слова.

Реализуя эту функцию, управляющий на основе глубокого и всестороннего ана­лиза ситуации, в которой находится организация (подразделение, отдельное на­правление деятельности), и прогноза развития формулирует текущие и перспек­тивные цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы^Образно говоря, речь здесь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».;, -^Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через проек­тирование и создание организационных структур, определение порядка их функ­ционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой доку­ментацией.;

Доведение до сведения каждого субъекта того, что тот должен делать для дости­жения поставленных целей, берет на себя распорядительская функция.

Реализация целей организации осуществляется посредством совместной дея­тельности людей, которую нужно координировать: упорядочивать, согласовывать, направлять. Это обеспечивает необходимый уровень сотрудничества участников, единство их совместных действий и тем самым облегчает реализацию всех осталь­ных функций.

В соответствии с характером решаемых задач выделяют следующие типы координа­ции:

• превентивную, предотвращающую появление проблем;

• устраняющую, связанную с ликвидацией перебоев в хозяйственной системе;

• регулирующую, направленную на поддержание установленной схемы взаимодей­ствия субъектов;

• стимулирующую, способствующую совершенствованию их поведения.

Координирующее воздействие должно быть системным, минимальным по объ­ему, непротиворечивым (не порождающим взаимоисключающих эффектов).

Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных лиц требует­ся время от времени проверять, оценивать и корректировать. Кроме того, необхо­димо заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов. Все это составляет содержа­ние контрольной функции менеджмента, реализация которой создает основу не только совершенствования работы, но и поощрения сотрудников.

Ни одна задача не будет успешно решена качественно и с минимальными затра­тами, если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важ­нейшая функция менеджмента — мотивационная.

Она концентрируется на определении интересов работников (а последние часто сами не знают, чего хотят) и выборе наиболее подходящего в данной ситуации спо­соба воздействия на них. Это позволяет обеспечить максимальную активность пер­сонала и менеджеров в процессе достижения поставленных целей.

Роль информационной функции предопределяется тем, что информация является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому последняя начи­нается с ее сбора, обработки, анализа (в том числе мгновенно в голове менеджера).

В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных, определение объема необходимых сведений, предоставление их всем нуж­дающимся в удобной для использования форме.

В эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к которым нужно постоянно приспосабливаться. Поэтому сегодня важнейшей функцией менедж­мента становится развитие всех сфер и сторон деятельности организации: струк­туры, системы управления, продукта, отношений с окружением, а главное - пер­сонала.

Перечисленные общие функции приобретают конкретную специфику, реализу­ясь на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каж­дой его сфере (производственная деятельность, персонал, финансы, рынок, снаб­жение и сбыт, нововведения и проч.), применительно к какому-либо конкретному объекту управления.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.51 (0.008 с.)