Основные экономические понятия и категории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные экономические понятия и категории



Основные экономические понятия и категории

Современная экономика и ее элементы

Экономические элементы - это субъекты экономических отношений, участвующих в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. К ним относятся индивиды (домашнее хозяйство), фирмы, государство и его подразделения.

Домашнее хозяйство – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения: являться собственником какого-либо фактора производства, стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимальной полезности в рамках имеющихся ресурсов.

Фирма – экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стремиться к максимизации прибыли, используя факторы производства для производства и продажи товаров другим фирмам, домашнему хозяйству, государству.

Государство – это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйством, субъектами и над рынком для достижения общественной цели.

Экономический кругооборот – круговое движение реальных экономических благ, сопровождаемый встречным потоком реальных доходов и расходов.

 

В настоящий момент в экономике господствует рыночная система, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Она опирается на личные интересы, роль государства ограниченна.

Рынок – совокупность продавцов и покупателей, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена.

Функции рынка: (регулирующая – через механизм спроса и предложения рынок устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике; информационная – предоставление информации необходимой хозяйствующим субъектам; посредническая – заключается в возможности оптимального выбора потребителю - поставщика, поставщику – потребителя; санирующая – вытеснение экономически слабых хозяйственных единиц и поддержка эффективны.

Менеджмент, предпринимательство, бизнес: взаимосвязь понятий.

Менеджмент – управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

В российских условиях понятия «менеджмент» и «предпринимательство» стали широко употребляться в конце 80-х – начале 90-х гг. в связи с начавшейся перестройкой в стране.

К 1993 г. В народном хозяйстве России насчитывалось более 4% населения, занятого предпринимательской деятельностью. Сотни тысяч рабочих, служащих, крестьян, начальников цехов и участков, директоров заводов, партийных и комсомольских работников предприняли попытку организовать свой бизнес. Появилось понятие «малый и средний бизнес».

В наше время понятие «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе.

Бизнес – это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли. Предприниматель как мелкий собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты, принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, сам обеспечивает производтсвенную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.

Итак, предприниматель и менеджер – это близкие понятия, но не одно и тоже. Бизнесмен – это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.

Менеджер – это наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации. В то же время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.

В работе менеджера и бизнесмена есть общие черты: оба преследуют цели, поставленные предприятием; применяют определенные способы управления; планируют, координируют и контролируют деятельность работников предприятия; работабт на свой страх и риск. Один рискует своей должностью, второй – собственным капиталом.

Взаимосвязь этих понятий заключается в том, что менеджмент и предпринимательство является двумя столпами такого понятия как бизнес. менеджмент организует и управляет бизнесом. предпринимательство создаёт инициативную сырьевую базу для организации своего дела. Отдельно эти категории существовать не могут. Только во взаимодействии друг с другом они способны выполнить своё предназначение


Некоммерческие предприятия

Общественные и религиозные объединения.

Потребительский кооператив.

Фонды.

Оплата труда работников организации. Формы и системы оплаты труда

Заработная плата – вознаграждение установленное работнику, за выполнение трудовых обязанностей.

Под премированием выплату работникам денежных сумм сверх основного заработка за достижение показателей: рост пт, качества, освоение новой техники и техпологии; снижение материальных затрат и тд.

Надбавки и доплаты.

Компенсационные выплаты определяются предприятиями, но не ниже установленных правительством РФ.

Стимулирующие выплаты определяются предприятием и производятся в пределах имеющихся средств

Основная и дополнительная ОТ

В основную зарплату включается выплаты за отработанное время, за кол-во и качество выполненных работ, за сверхурочные работы, оплата простоев не по вине работников, премии, надбавки и т п

Дополнительная зарплата включает выплаты за не проработанное время, которые предусмотрены законодательством о труде и коллективными договорами (отпусков времени выполнения общественных обязанностей, оплата декретного отпуска, льготных часов подростков и тд)

Организация ОТ на предприятии определяется 3-я взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами: тарифной системой, нормированием труда, принятыми формами оплаты труда.

Тарифная система:

1. Тарифная ставка -фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности за еденицу времени.

2. Тарификация работы -отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от их сложности.(еткс)

3. Тарифный разряд -величина, отрожающая сложность труда и квалификацию работника (еткс)

Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива, к которому относится работник. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки.

Месячная оплата труда работника, полностью отработавшего норму раб времени и выполнившего обязанности, не может быть ниже МРОТ

МРОТ определяет низшую границу ОТ неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормальных условиях труда не включает доплаты и надбавки, а также премии и др поощрительные или компенсационные выплаты.

При повременной оплате мерой труда является отработанное время, а заработок начисляется в соответствии с тарифной ставкой работника или окладам за фактически отработанное время ЗП =ТС*РВ

сдельной оплате мерой труда является выработонная рабочим продукция, и заработок зависит от кол-ва и качества произведенной рабочим продукции. ЗП=СР*ВП

Простая повременная система оплаты труда. В этом случае заработок рабочего определяется тарифной ставкой присвоенного ему разряда и кол-вом отработанного времени: Зп=Тч*В

Повременно-премиальная система.

Система сдельной зарплаты.

Прямая индивидуальная система при данной системе заработок непосредственно зависит от выработки рабочего. Косвенно-сдельная система зарплата зависит от выработки тех рабочих которых он обслуживает. Эта система применяется для оплаты вспомогательных рабочих. Обязательным условием является возможность закрепления вспом-ых рабочих за определенным оборудованием или рабочими сдельщиками,от выработки которых зависит их зарплата.

Оплата труда рабочих может производится 3-я методами:

1)Рк=Тч*Чр*Нв; где Тч-часовая тарифная ставка вспом рабочих Чр-число обслуживаемых рабочих;Нв-норма выработки для обслуживаемого места.

2) путем умножения тарифного заработка за отработанное время на коэффт выполнения нормы выработки в среднем по всем объектам, обсл рабочим.

3)объщий заработок определяется умножением коэффициента, характерезующего соотношение тарифных ставок вспом рабочих и тарифных ставок обслуживаемых ими рабочих, на фактический сдельный заработок обслуживаемых рабочих.

Сдельно прогрессивная система. выработка рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по действующим на данной работе прямым сдельным расценкам, а вся дополнительная выработка сверх нормы по повышенным расценкам.

Аккордно-сдельная система. размер ОТ устанавливается за весь объем работы. премирование вводится за сокращение сроков аккордного задания при качественном выполнении. Это система является как правило бригадной.

Сдельно премиальная система.

Бестарифная(смешанная)система вариант организации зарплаты на предприятии с характерными признаками:

-1тесная(полная) зависимость уровня ОТ работников с фондом заработной платы, начисляется по коллективным результатам работы.

-2присвоение каждому работнику постоянных(относительно постоянных) коэффициентов,комплексно характеризующих его квалификационный уровень и определяющий его трудовой вклад в общие результаты труда по данным о предыдущей трудовой деятельности

-3присвоение каждому участнику КТУ в текущих результатах деятельности, дополняющий оценку его квалификационного уровня.

Индивидуальная зп работника в бестарифном варианте представляет собой его долю в заработанном всеми фонде зп.

Смешанные системы:

- комиссионная форма предполагает оплату действий работника по заключению какой либо сделки(договора) от лица предприятия в комиссионных % от суммарного размера этой сделки.

-дилерский механизм предусматривает закупку работником части продукции предприятия с последующей её реализацией собственными усилиями работника.

Должностной оклад - абсолютный размер зарплаты, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью


Формы и модели менеджмента

Различают общий и функциональный менеджмент.

I. Общий менеджмент содержит в себе общие подходы и методы управления, приемлемых для любой сферы деятельности в социально-экономических системах, для всех уровней управления: государственного, регионального, управления предприятием и его подразделениями. Сюда входят: функции управления (планирования, организация, регулирование, учет, контроль и анализ); методы управления (экономические, административные, морального воздействия); механизм разработки и принятия решений; стиль управления; групповая динамика.

По уровням общий менеджмент разделяется на нормативный, стратегический и оперативный.

- Нормативный менеджмент - включает в себя разработку принципов, норм и правил игры, направленных на обеспечение выживаемости и развития фирмы; устранение конфликтов между группами интересов. Направлен на поток согласия с внешней и внутренней средой фирмы.

- Стратегический менеджмент - решает вопросы: какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность предприятие в будущем, учитывается возможные ограничения со стороны внешней среды (рынок, конкуренция и т.п.); посредством какого стиля управления, в рамках каких организационных структур и с какими сотрудниками нужно активизировать потенциал предприятия и потенциал рынка; с помощью какого инструментария обеспечить регулирование и контроль стратегического процесса.

- Оперативный менеджмент - осуществляет функцию непосредственного регулирования процессов создания продукта на предприятии в условиях дефицита производственных ресурсов (финансы, машины, сырье, трудовые ресурсы). Обеспечивает комбинирование затрат и результатов.

II. Функциональный менеджмент охватывает отдельные функциональные области производства, предпринимательства и социальную среду на предприятии. Включает: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, производственный менеджмент, менеджмент по персоналу, информационный менеджмент.

Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма.

2. Гласность и ценности корпорации. Японская система управления старается создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов.

3. Управление, основанное на информации. Сбору данных придается особое значение. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

4. Управление, ориентированное на качество. главная забота - получение точных данных о качестве.

5. Постоянное присутствие руководства на производстве.

6. Поддержание чистоты и порядка.

Зарубежные модели менеджмента:

Японская модель Американская модель
1. Ставка на технологические нововведения. 1. Заимствование нововведений.
2. Основана на учёте социальных, культурных, исторических и национальных особенностях (теория управления). 2. Ориентируется только на технический результат (практика управления).
3. Японский руководитель принимает решение коллективно. Американский руководитель решения принимает единолично.
4. У менеджера ценится опыт. 4. У менеджера ценится результат.
5. Пожизненный найм руководителей. 5. Кратковременный найм руководителей (по результатам).

Российский менеджмент базируется на современном международном опыте и национальных особенностях (духовность, склонность к ценностям, экстровертность (открытость), склонность впитывать или отвергать инородные образования, сохранять при этом свою самобытность).


Субъект и объект управления

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.

Данное взаимодействие хар-ся след. моментами:

- субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (управленческие команды), которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления;

- объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Субъектом управления явл-ся управленческий персонал, в котором можно выделить 3 уровня:

1. top – генеральный директор и первые заместители;

2. middle (60%) – начальники функциональных служб и подразделений;

3. lower – начальники лабораторий, творческих групп.

Объектом управления выступают сферы управления производством, маркетингом, качеством, персоналом, сбытом и т.д.

Школа поведенческих наук

Примерно с конца 50-х годов ШЧО трансформировалась в школу поведенческих наук (бихевиористскую школу), главным постулатом которой явл-ся не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Наибольший вклад в развитие этой школы внесли Дуглас МакГрегор и Абрахам Маслоу.

Дуглас МакГрегор («Человеческая сторона предприятий») уделял внимание вопросам лидера, руководства. Разработал теорию «Х» и «У», в соответствии с которой существует 2 типа управления, отражающие 2 типа отношения к работникам.

Осн. положения теории «Х»:

1. люди не любят трудиться и по возможности избегают любые работы;

2. чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, страх, угрозу наказания и контроль;

3. люди предпочитают, чтобы ими руководили, чтобы их направляли и избегали всякой ответственности;

4. люди стремятся быть защищенными, нуждаются в безопасности существования.

Осн. положения теории «У»:

1. для людей труд явл-ся естественным процессом, они берут на себя ответственность при выполнении различных функций;

2. люди стремятся к творческому решению возникающих проблем, однако при этом их творческий потенциал исп-ся не полностью, а частично;

3. стремясь к достижению поставленных целей, люди исп-ют самоуправление и самоконтроль;

4. возможность приобщиться к достижению поставленных целей люди рассматривают как вознаграждение.

Абрахам Маслоу разработал теорию потребностей, известную как пирамида потребностей, к которым относятся:

1. физиологические потребности;

2. потребности безопасности;

3. потребности принадлежности и причастности (социальные потребности);

4. потребности признания;

5.потребности самоактуализации.

 


Консультативные:

Стиль 3. Вы консультируетесь с подчиненными в индивидуальном порядке, а затем принимаете решение единолично. Вы делитесь проблемой с избранным кругом сотрудников, запрашиваете у них дополнительную информацию и просите совета относительно возможного решения проблемы, и все же сами принимаете окончательное решение.

Стиль 4. Вы консультируетесь со всей группой, а затем все же принимаете решение единолично. В рамках этого стиля вы собираете группу подчиненных и обсуждаете с ними возможные альтернативы, используя их как консультантов. Вы можете использовать их соображения и варианты, но все же право окончательного решения оставляете за собой.

Групповой:

Стиль 5. Вы делитесь проблемой с группой и сообща принимаете решение. В данном случае вы в полной мере используете партисипативный менеджмент. Вы можете сформулировать проблему, предоставить группе необходимую информацию и участвовать в обсуждении наравне с остальными членами группы, но отказываетесь от права принятия окончательного решения. При этом вы не только соглашаетесь с принятым группой решением, но и принимаете ответственность за него на себя.

 

3.25. Концепция исследования систем управления. Логистический аппарат исследования(+)

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное приме­нение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации про­блем.

Финансовая устойчивость – такое состояние распределения и использования финансовых ресурсов, которое обеспечивает развитие фирмы на основе устойчивого роста прибыли и капитала при постоянном сохранении платежеспособности и кредитоспособности, а также при минимальном риске экономических потерь.

Одна из основных характеристик финансово-экон-го состояния предприятия – это степень зависимости от кредиторов и инвесторов. Финансовая устойчивость определяется наличием, правильным размещением и использованием средств для воспроизводства и наращивания своего экономического потенциала. Недостаточная финансовая устойчивость приводит к отсутствию средств, неплатежеспособности пи банкротству.

Платежеспособность – внешняя форма финансовой устойчивости; это способность фирмы своевременно удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, выплачивать з/п, вносить платежи в бюджет. В ходе анализа платежеспособности проводят расчеты по определению ликвидности активов предприятия, ликвидности его баланса, вычисляют показатели ликвидности. Ликвидность – возможность реализации материальных и других ценностей. Предприятие считается ликвидным, если его текущие активы превышают краткосрочные обязательства.

 


Планирование и разработка программы маркетинга

При планировании маркетинга руководствуются разработкой долговременных целей политики и стратегии, которые вырабатываются в процессе стратегического планирования. На этом уровне маркетинг является одной из подсистем управления и взаимосвязан с финансами, производственными мощностями, персоналом.Также маркетинг увязывается с другими функциями при разработке среднесрочных программ и краткосрочных планов.Планирование маркетинга состоит из 2 стадий: 1 Отбор рынков (целевых сегментов); 2 Анализ факторов маркетинга, которые фирма будет использовать для удовлетворения выявленных потребностей рынка. Задача планирования маркетинга заключается в том, чтобы определить объем продаж, который выгоден потребителю и фирме

Стратегии маркетинга необходимо превратить в конкретные программы действий, дающие ответы на следующие вопросы: 1) что будет сделано? 2) когда это будет сделано? 3) кто это будет делать? 4) сколько это будет стоить?

V. Информация в менеджменте

Запас финансовой прочности.

Бухгалтерский баланс

Номер раздела Наименование раздела Группа статей Сумма
       
I АКТИВ Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Финансовые вложения  
  Итого по разделу I    
II Оборотные активы Запасы Дебиторская задолженность Финансовые вложения Денежные средства  
  Итого по разделу II    
III Убытки Непокрытые убытки прошлых лет Убытки отчётного года  
  Итого по разделу III    
  БАЛАНС    
IV ПАССИВ Капитал и резервы Уставной капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределённая прибыль отчётного года  
  Итого по разделу IV    
V Долгосрочные пассивы Заёмные средства Прочие пассивы  
  Итого по разделу V    
VI Краткосрочные пассивы Заёмные средства Краткосрочная задолженность  
  Итого по разделу VI    
  БАЛАНС    

 


6.12 Методы учета затрат на производство, их роль и влияние на налогообложение организации.

Калькуляционную систему на предприятии следует разделить на 3 уровня.

1 уровень: в зависимости от степени разделения затрат по видам продукции выделяют 2 противоположных методов: директ-костинг и абзорпшен-костинг.

Директ-костинг – по видам продукции распределяют только переменные затраты, остальные затраты считают периодическими и по видам продукции не распределяют.

Абзорпшен – костинг: в этом методе стремятся абсолютно все затраты распределить по видам продукции и рассчитать полную коммерческую себестоимость данного вида продукции.

2 уровень: в зависимости от объекта учета затрат 2 противоположных метода:

1) позаказная система учета затрат - объект учета – отдельное изделие или заказ. В этом случае по каждому заказу рассчитываются индивидуальные затраты. Это самая дорогая учетная система.

2) попроцессная или попередельная система учета затрат. Применяются в серийном и массовом производствах. Объект учета – отдельный процесс или передел. Например, на машиностроительном предприятии технологическими переделами можно считать: заготовительную стадию, обработка, сборка. В этом методе рассчитывается не индивидуальная, а средняя себестоимость единицы продукции.

3 уровень: в зависимости от того, установлены стандарты затрат или нет. Если установлены стандарты затрат, то на предприятии имеются нормы расхода материальных, трудовых и накладных расходов по каждому виду продукции. Чаще этот метод называют нормативным методом учета затрат.

Противоположный метод – учет затрат только по факту. Как правило, на предприятии применяется комбинация этих 2-х методов, а именно, имеются нормы расхода ресурсов и описывается фактическое использование этих ресурсов.

Уровень.

Абзорпшен-костинг.

Все затраты предприятия собираются на 20 счете, а затем распределяются между ГП и НП (готовой продукцией и незавершенным производством). Затраты по ГП распределяются между остатками и реализованной продукцией.

В этом методе основной классификационный признак по затратам – это деление затрат на прямые и косвенные. Где бы затраты не возникали, их необходимо распределить по видам продукции. Основная трудность возникает при распределении косвенных расходов. Тот показатель, пропорционально которому распределяются косвенные затраты, называется базой распределения затрат или драйвером затрат.

Драйвером при распределении косвенных расходов по видам продукции может быть: время, отработанное рабочими или оборудованием при производстве продукции, з/пл основных рабочих и т. д.

Это метод определения полной коммерческой себестоимости единицы продукции.

Директ-костинг.

В период спада экономики объемы продаж небольшие, а запасы ГП существенные, поэтому при методе Абзорпшен-костинг даже при небольших продажах у предприятия будет показана прибыль и придется платить налоги. Если же применять директ-костинг, то независимо от объемов продаж все постоянные затраты списываются на реализацию, поэтому при небольших продажах у предприятия могут появиться убытки.

В этом методе только переменные, а это, как правило, прямые затраты распределяются по видам продукции. Постоянные по видам продукции не распределяются и списываются общей суммой на реализованную продукцию. Деление затрат на прямые и косвенные в директ-костинге не существенно.

Уровень.

Позаказный метод.

Это самый дорогой индивидуальный метод учета затрат. По каждому заказу затраты накапливаются на специальных счетах. Чем продолжительнее цикл изготовления заказа, тем больше времени уходит на накопление затрат. Только когда заказ передается заказчику, определяется прибыль.

Особенности: затраты на подготовку производства заказа включены в его себестоимость; все косвенные расходы распределяют по заказам; заказчик должен быть уверен в том, что на его заказ не будут списаны те затраты, которые к его заказу не относятся.

Попередельная или попроцессная калькуляция.

Схема распределения затрат следующая:

Себестоимость НП на нач. периода + затраты за период = ГП + НП на конец периода.

ГП = остатки ГП + реализованная продукция

В попередельном методе рассчитывается себестоимость единицы продукции, равная отношению затрат на партию к количеству единиц в партии.

Затраты по технологическим переделам рассчитываются нарастающим итогом.

Уровень.

Нормативный метод.

При этом методе заранее устанавливаются ставки распределения косвенных расходов. Косвенные расходы при нормативном методе распределяются в режиме реального времени. В конце отчетного периода расчетные величины сравниваются с фактическими и осуществляется корректировка.

При фактическом методе отклонений при распределении косвенных расходов не возникает.

 


6.13 Сущность и роль финансового и управленческого учета в управлении организацией

Финансовый (бухгалтерский) учет – это учетная система, работающая только с дпнными прошедшего периода времени.

Управленческий учет – более свободная учетная система, в рамках которой разрабатываются прогнозные оценки развития предприятий.

Отличие фин. и управл. учета

Финансовый Управленческий
1. Степень регламентации
Обязательное ведение По усмотрению администрации
2. Степень детализации
Объект: предприятие в целом Объекты: виды продукции, подразделения предприятия, отдельные виды деятельности
3. Пользователи информации
Акционеры, налоговые органы и др. организации Только для работников предприятия (м.б. конфиденциальным)
4. Принципы учета
Национальные и международные стандарты бух. отчетности СТП – стандарты предприятия
5. Временной аспект
Работает только с данными прошедшего периода Разрабатывает прогнозы, анализируя по уникальным методикам информацию прошедшего периода
6. Степень ответственности
Уголовно-административная Дисциплинарная

 

6.14 Основные принципы и формы кредита

Кредит представляет собой движение ссудного капитала. Ссудный капитал – это денежный капитал, предоставляемый собственником в кредит и приносящий ему доход.

Принципы кредитования:

1. возвратность – кредит должен быть возвращен;

2. срочность – кредит предоставляется на определенный срок;

3. платность – за использование кредита обязательно д.б. уплачены проценты.

В РФ коммерч. банками дополнительно используются еще 2 принципа кредитования:

1. обеспеченность

2. целевое использование кредита.

Формы кредита:

1. в зависимости от предмета кредитования:

- товарный кредит – предоставление в долг товаров и возврат осн. суммы долга в виде товаров, проценты выплачиваются в денежной форме. (проценты ниже).

- денежный кредит – в долг предоставляются денежные средства и денежные средства возвращаются.

- смешанный кредит (товарно-денежный) – в долг предоставляются товары, а возвращаются кредитору денежные средства. Проценты по смешанному кредиту выше процентов по денежному.

2. в зав-ти от участников кредитных отношений:

- банковский кредит – предоставляют комммерч. банки в ден. форме. Этот кредит не ограничен суммами, сроками и направлением использования средств. (этот кредит эластичен). “-“сложность оформления.

- коммерческий кредит – предоставляется одним предприятием другому в товарной форме и проценты за кредит учитываются в цене продукции. “+” он выдается практически сразу по договоренности предприятий и не требует такого кол-ва оформления документов, как при банковском. ”-” узконапрвленный кредит и проценты по нему выше, чем при банковском. Собственность на ссужаемые средства переходит к заемщику, в отличие от банковского.

- государственный кредит – участником выступает гос-во, при этом оно м.б. кредитором, заемщиком и гарантом.

- международный кредит – предоставляют правительства других государств или международные организации.

3. в зав-ти от целей использования кредитных ресурсов:

- производственный кредит – исп-ся на производственные цели. Эта форма кредита в свою очередь делится на 2 части: кредит для приобретения основных фондов и кредит для приобретения оборотных фондов.

- потребительский кредит – исп-ся для приобретения товаров длительного пользования.

 

6.15 Виды кредитных отношений коммерческих организаций с банками

 

Кредит классифицируется по видам:

1. в зависимости от срока кредитования:

- долгосрочный кредит (свыше 1 года);

- среднесрочный кредит (от 6 месяцев до 1 года);

- краткосрочный кредит (на 6 месяцев).

2. в зав-ти от платности:

- платный кредит: он м.б. дорогой (процентная ставка выше сложившейся на рынке) и дешевый кредит (процентная ставка ниже сложившейся на рынке);

- бесплатный кредит (дружеский кредит): это кредит, по которому не выплачивается процентная ставка.

3. в зав-ти от обеспеченности (обеспечение – это имущество заемщика, которое кредитор может использовать по своему усмотрению, если заемщик не вернет долг):

- кредит с полным обеспечением – обеспечение равно или превышает сумму основного долга;

- кредит с неполным обеспечением – обеспечение меньше суммы основного долга;

- кредит без обеспечения – по которому нет никакого обеспечения.

4. в зав-ти от отраслевой направленности:

- промышленный кредит;

- с/х кредит;

- торговый кредит и т.д.

 


6.16. Сущность и функции налогов

Налог – обязательный индивидуально-безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечение к ответственности за нарушение законодательства.

Функции налогов:

- Фискальная. Предназначена на образование государственного денежного фонда путем изъятия части дохода предприятий для создания материальных условий функционирования государства.

- распределительная. С помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование программ.

- стимулирующая. Ее реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот. Вводя одни налоги, отменяя другие, государство стимулирует развитие различных отраслей.

- контрольная. Контроль за эффективностью финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков.

 

16.5. Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик имеет право:

· Получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

· Получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

· Использовать налоговые льготы;

· На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пени, штрафов;

· Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

· Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

· Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незак



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.69.42 (0.169 с.)