Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XII Организационное поведениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
12.1 Теория поведения человека в организации В одной и той среде люди ведут себя по-разному. У человека имеется две «степени свободы» в построении своего поведения в организации. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или на принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой – он может он может принимать или не принимать ценности орг-ции, разделять или не разделять ее цели и философию. В зав-ти от того, в какой комбинации сочетаются эти основополагающие составляющие поведения, может быть выделено 4 предельных типа поведения чел-ка в орг-ции: 1. Преданный и дисциплинированный член орг-ции – полностью принимаются ценности и нормы поведения. Человек старается вести себя таким образом, чтобы не входить в противоречие с интересами орг-ции. Он старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в орг-ции нормами и формой поведения. Результаты действий такого человека зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. 2. «Приспособленец» - не приемлет ценностей орг-ции, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в орг-ции. Он делает все правильно и по правилам, но его нельзя считать надежным членом орг-ции, т.к. он может в любой момент покинуть орг-цию или совершить действия, которые могут противоречить интересам орг-ции, но соответствовать его собственым интересам. Нр, такой человек с готовностью будет участвовать в забастовке для того, чтобы добиться повышения зарплаты. 3. «Оригинал» - человек приемлет ценности орг-ции, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. Однако если орг-ция может позволить себе отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к отдельным ее членам и создать состояние свободы выбора форм поведения для таких ее членов, они могут найти свое место в орг-ции и приносить ей пользу. 4. «Бунтарь»- - индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей орг-ции. Он все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Было бы не верно считать, что такой тип поведения абсолютно не приемлем в орг-ции и люди, ведущие себя таким образом, не нужны ей. Однако в бол-ве случаев «бунтари» порождают множество проблем, которые существенно осложняют жизнь орг-ции и даже и даже наносят ей большой ущерб. Дуглас МакГрегор разработал теорию «Х» и «У», в соответствии с которой существует 2 типа управления, отражающие 2 типа отношения к работникам. Осн. положения теории «Х»: 1. люди не любят трудиться и по возможности избегают любые работы; 2. чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, страх, угрозу наказания и контроль; 3. люди предпочитают, чтобы ими руководили, чтобы их направляли и избегали всякой ответственности; 4. люди стремятся быть защищенными, нуждаются в безопасности существования. Осн. положения теории «У»: 1. для людей труд явл-ся естественным процессом, они берут на себя ответственность при выполнении различных функций; 2. люди стремятся к творческому решению возникающих проблем, однако при этом их творческий потенциал исп-ся не полностью, а частично; 3. стремясь к достижению поставленных целей, люди исп-ют самоуправление и самоконтроль; 4. возможность приобщиться к достижению поставленных целей люди рассматривают как вознаграждение. 12.2 Управление поведением: сущность, стадии и разновидности. Существуют следующие разновидности подходов к управлению поведением: 1. Экономический подход к управлению - дал начало концепции использования трудовых ресурсов. Среди основных принципов концепции использования трудовых ресурсов можно выделить следующие: • обеспечение единства руководства - подчиненные получают приказы только от одного начальника; • соблюдение строгой управленческой вертикали • фиксирование необходимого и достаточного объема контроля • соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур организации • достижение баланса между властью и ответственностью • обеспечение дисциплины • обеспечение равенства на каждом уровне организации, основанного на доброжелательности и справедливости. 2. Организационный подход - признавая принцип ограниченной рациональности (ограниченной поиском информации и контролем результатов с помощью целей и задач, а не контролем за поведением с помощью правил и программ), фокусируется на следующих ключевых моментах: • Необходимо делать акцент на окружающей среде, в которой живет организация. • Организацию надо понимать в терминах взаимосвязанных внутри- и межорганизационных подсистем, выделяя ключевые подсистемы и анализируя способы управления их отношениями со средой. Популярный способ анализа - определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания. • Между подсистемами необходимо создавать равновесие и устранять дисфункции. 3. Гуманистический подход -Развивающаяся в последнее время гуманистическая парадигма исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене. Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Гуманистический подход позволяет также реинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. В рамках данного подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Стадии управления персоналом: 1. Стадия формирования организации -основная задача— поиск товара, который сможет найти свой рынок, своего потребителя и обеспечить достаточный источник поступления средств для существования организации. Однако не всегда молодая организация обладает достаточными ресурсами для начала дела. Именно поэтому на стадии формирования существенным становится вопрос поиска источников инвестиций, способов привлечения средств. Одним из способов, который, с одной стороны, может помочь самому руководству сформулировать представление о стратегии и этапах развития организации, а с другой стороны, — представить проект потенциальным инвесторам, является бизнес-план. 2. Стадия интенсивного роста организации - организация растет, появляются все новые и новые клиенты. Для удовлетворения растущего спроса организация должна быстро переструктурироваться, должны появиться новые отделы, подразделения, установлены связи между ними. Многие организации начинают привлекать к работе с клиентами не только собственные структуры, но и другие организации. В связи с быстрым ростом обостряется проблема управляемости организацией, включения новых подразделений, установления новых и оптимизация старых связей. Для поддержания хорошего спроса важными становятся вопросы рекламы, создания имиджа организации, установления контактов с общественностью, внешней средой в целом. 3. Стадия стабилизации -достигают не все организации, успешно вышедшие на рынок. Парадокс может состоять в том, что даже если клиентов много, организация может погибнуть, если не сможет вырасти в соответствии с потребностями рынка. Основная задача работы управленческого персонала на этой стадии — не только удержание достигнутого уровня рентабельности и неувеличение затрат на производство, но и обязательное снижение затрат на сырье, технологию и особенно персонал, в частности, в ситуации жесткой конкуренции. Чтобы удержать устойчивость, любой организации необходимы поиски новых сегментов рынка, диверсификация производства, включение новых бизнесов в сферу свой деятельности. 4. Стадия спада (ситуация кризиса) -уходит клиент, предприятие вынуждено уменьшать объемы производства, сокращать персонал, минимизировать организационную структуру, сокращая затраты до минимума. Часто ситуация кризиса сопровождается и неплатежеспособностью, что приводит к банкротству. В подобной ситуации управленческий персонал предприятия должен провести серьезный анализ и принять решение о возможных вариантах дальнейшего развития. Существует несколько вариантов: • продажа предприятия — полная ликвидация, продажа активов, увольнение персонала и полное прекращение деятельности; • введение внешнего управления — приглашение нового менеджера (его могут предложить кредиторы, сотрудники предприятия, арбитражный суд); • поиск инвестиций под конкретный проект, вложение средств — перестройка производства без смены руководителя.
12.3 Категория личности в теории организационного поведения: Основные свойства и этапы формирования личности. Личность – это человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих его св-ва и качества. В менеджменте личность человека, ее сущность, рассматривается с т.з. поведения работника, способов общения с товарищами по труду, начальниками и подчиненными. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие св-ва и качества, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деят-ть всего предприятия. Личность формируется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения. Это прежде всего семья как основа нормального роста и развития человека. Детские дошкольные учреждения, школа, средние и высшие учебные заведения, трудовые коллективы формируют в человеке профессиональные и личные качества, но как свидетельствует практика при одних и тех же приблизительно равных условиях люди могут резко отличаться друг от друга. Само общество создает тот фон, на котором развивается и формируется личность. Социально-экономические отношения и внешняя среда явл-ся существенными факторами, в которых формируются не только отдельная личность, но и ее окружение. Постепенно, по мере участия в процессе труда, человек все более активно совершенствует условия своего существования, работает, творит, создает материальные и духовные блага и услуги. Личность его при этом не останавливается в развитии. Она подвержена влиянию извне, меняется, совершенствуется, но в отдельных случаях и при неблагоприятной обстановке деградирует, может даже приобрести негативные черты и св-ва, в конце концов разрушается. Уровень развития личности характеризуют такие качества, как интеллектуальное развитие, сила воли, духовное богатство, морально-нравственная чистота и физическое совершенство. Мышление личности, если рассматривать с позиции практического менеджмента, возникает в процессе производительной деятельности людей. Мышление связано с процессом труда человека, его развитием и способностью познания и отражения объективных производственных процессов и всего окружающего. Путем мышления человек может выдвигать идеи, гипотезы, теории и находить практические направления их реализации. Результатом мышления всегда явл-ся мысль. Например, мысль менеджера о том, как обеспечить рост производительности труда, или как разрешить конфликт, возникший между работниками, находит свое логическое завершение в принятом решении и его реализации. Способность – это психические св-ва личности. Эти св-ва обуславливают его поведение и явл-ся основой его жизнедеятельности. Способности человека проявляются в какой-либо определенной сфере деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.199.214 (0.011 с.) |