Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция менеджмента. Зарождение научного подхода к управлению. Вклад Фредерика ТейлораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Необходимость управления возникла в тот период, когда люди стали жить группами, а именно, в оборонител., эконом. и политич. сферах деят-ти. Предпосылками и источниками формирования менеджмента как науки явл. индустриальный способ производства и развитие рыночных отношений, осн. элементами которых явл-ся спрос, предложение и цена. Менеджмент стал развиваться в качестве важнейшей составляющей успеха корпорации и фирм как особого рода искусства и рода занятий. Возникновение соврем. науки менеджмент относ-ся к концу 19в.- нач. 20в. Важн. заслугой науч. менеджмента явилось положение о том, что управлять можно научно. Основоположник – Ф. Тейлор (1856-1915) применил методы организации труда на фабрике. «Принципы научного управления»(1911г.). В то время, когда Тейлор начал заниматься вопросами управления, им по существу не уделялось должного значения, и зачастую под управлением понимался сам производственный процесс. Цель Тейлора – создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе организации и процессов физического труда. Главное внимание Тейлор уделял вопросам повышения производительности труда. Он внедрил стимулирующую систему оплаты труда (повышенные расценки для выполнения и перевыполнения норм, пониженные – при невыполнении плана). Осн. положения научной школы: 1. замена эмпирических приемов научным исследованием элементов работы 2. разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, усилий, движения 3. специализация функций как в производстве, так и в управлении 4. разработка точных инструкций каждому работнику, в которых дается описание оптимальных методов выполнения работы 5. оплата труда по результату. Среди последователей Тейлора можно выделить: Генри Гант (предложил график, который явился предшественником сетевого графика) и Френк и Лилиан Гилбрет (изучение физических движений в процессе производства). Развитие школ классического научного менеджмента Идеологом классического менеджмента является Макс Вебер. В «Теории социально-экономической организации» он выделил 3 типа организаций: харизматический, традиционный и идеальный (бюрократический). В отличие от Тейлора, который стремился к тому, чтобы рабочий работал как машина, Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала как машина. По мнению Вебера организация представляет собой жесткую открытую систему. Он раскрыл природу организации. Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели; это процесс создания структуры предприятия, который дает возможность эффективно достигать конечную цель. Родоначальником к лассич. (административной) школы менеджмента (1920-1950гг.) явл. франц. горный инженер Анри Файоль. Он рассматривает управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Главный вклад Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из 5 функций управления: 1. предвидение (планирование) выражается в разработке программы действий предприятия по различным операциям на перспективу и на текущий период. Оно составляет наиболее существенную часть управления. 2. организация – обеспечение предприятий всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная – обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием, а социальная – обеспечение предприятия людьми. 3. распорядительство – целью явл. извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю в интересах предприятия в целом. 4. координирование – достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей. 5. контроль – проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие (единство распорядительства); единство направления (единство дирекции); подчиненность личных интересов общим; вознаграждение персонала (цена оказываемых услуг); централизация; скалярная цепь (иерархия); порядок; справедливость; стабильность рабочего места; инициатива; корпоративный дух. Он считал, что предложенная система принципов не может быть окончательно сформулирована, она должна оставаться открытой для изменений и дополнений. Неоклассический гуманитарный менеджмент как предпосылка нового управленческого мышления Школа человеческих отношений (ШЧО) Роберту Оуэну принадлежат первые эксперименты по моральному стимулированию работников (опыты с лентами). Мери Паркер Фоллет изучала вопросы человеческого фактора, определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц, внесла идею «конструктивного конфликта». Родоначальником школы человеческих отношений (1930-1950гг.) является Элтон Мэйо. Название школы связано с экспериментами, которые проводились в городе Хоторн. Благодаря изучению факторов, влияющих на производительность труда (освещенность, температура воздуха, режим работы, питание, система оплаты труда) было открыто явление, которое получило название человеческие отношения. Основные открытия, сделанные в рамках ШЧО: 1. все проблемы производства и управления должны рассматриваться через призму человеческих отношений с учетом социального и психологического фактора. 2. важность взаимоотношений между рабочими и руководителями. 3. возникновение понятия «хоторнский эффект»: повышенное внимание к рассматриваемой проблеме, ее новизна и создание условий для проведения эксперимента способствует получению желаемого результата. Основные положения доктрины человеческих отношений: 1. система взаимных связей и информации 2. беседы «психологических советников» с рабочими (сис-ма исповеди) 3. организация мероприятий, именуемых участие рабочих в принятии решений 4. наличие в любой организации неформальных групп. Недостатком ШЧО явл-ся отсутствие системного подхода к проблемам управления, в частности, неспособность построения научной теории о месте человека в организации. Школа поведенческих наук Примерно с конца 50-х годов ШЧО трансформировалась в школу поведенческих наук (бихевиористскую школу), главным постулатом которой явл-ся не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Наибольший вклад в развитие этой школы внесли Дуглас МакГрегор и Абрахам Маслоу. Дуглас МакГрегор («Человеческая сторона предприятий») уделял внимание вопросам лидера, руководства. Разработал теорию «Х» и «У», в соответствии с которой существует 2 типа управления, отражающие 2 типа отношения к работникам. Осн. положения теории «Х»: 1. люди не любят трудиться и по возможности избегают любые работы; 2. чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, страх, угрозу наказания и контроль; 3. люди предпочитают, чтобы ими руководили, чтобы их направляли и избегали всякой ответственности; 4. люди стремятся быть защищенными, нуждаются в безопасности существования. Осн. положения теории «У»: 1. для людей труд явл-ся естественным процессом, они берут на себя ответственность при выполнении различных функций; 2. люди стремятся к творческому решению возникающих проблем, однако при этом их творческий потенциал исп-ся не полностью, а частично; 3. стремясь к достижению поставленных целей, люди исп-ют самоуправление и самоконтроль; 4. возможность приобщиться к достижению поставленных целей люди рассматривают как вознаграждение. Абрахам Маслоу разработал теорию потребностей, известную как пирамида потребностей, к которым относятся: 1. физиологические потребности; 2. потребности безопасности; 3. потребности принадлежности и причастности (социальные потребности); 4. потребности признания; 5.потребности самоактуализации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.006 с.) |