Социально-экономический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономический институт



Социально-экономический институт

Финансово-экономический факультет

Кафедра «Автоматизированных информационных

Систем и технологий»

Е.В.Елисеева

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Учебно-методический комплекс

 

 

Брянск 2009

Елисеева Е.В.

Социальная информатика: Учебно-методический комплекс.- Брянск: БГУ, 2009.- с. 108

Учебно-методический комплекс «Социальная информатика» рекомендован к изданию на заседании кафедры Автоматизированных информационных систем и технологий СЭИ БГУ 15 февраля 2008 года (протокол № 6).

Рецензенты:

кандидат экономических наук, доцент БСХА Петракова Н.В.,

кандидат технических наук, доцент БГИТА Романов В,А.

 

 

Учебно-методический комплекс «Социальная информатика» разработан профессором кафедры «Автоматизированных информационных систем и технологий» ФЭФ СЭИ БГУ, кандидатом педагогических наук Елисеевой Еленой Владимировной для студентов специальностей «Прикладная информатика (по областям)», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Маркетинг», «Коммерция», «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии», «Социально-культурный сервис и туризм», «бухгалтерский учет, анализ и аудит» университета дневной и заочной форм обучения.

 

 

© Елисеева Е.В.

© БГУ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Учебная программа курса………………………………………………………..5

Теоретические материалы………………………………………………………. 11

Тема1. Актуальные проблемы социальной информатики. Предмет и задачи

учебного курса «Социальная информатика»……………………………………………… 11

Тема 2. История развития цивилизации и основные информационные

революции…………………………………………………………………………………… 20

Тема 3. Предпосылки, условия, с овременное состояние и перспективы развития

информатизации стран мирового сообщества …………………………………………… 27

Тема 4. Информационные ресурсы общества…………………………………………….. 38

Тема 5. Формирование информационной среды общества……………………………… 51

Тема 6. Информационное общество………………………………………………………. 61

Тема 7. Человек в информационном обществе…………………………………. ………. 70

Тема 8. Информационная безопасность личности, общества, государства……………. 79

Семинарские занятия…………………………………………………………… 86

Семинар 1. Основные информационные революции и их роль в развитии

общества…………………………………………………………………………………………….. 86

Семинар 2. Информатизация общества: условия, предпосылки и последствия.

Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового

сообщества…………………………………………………………………………………... 87

Семинар 3. Информационные ресурсы общества…………………………….................... 88

Семинар 4. Формирование информационной среды современного общества…………. 88

Семинар 5. Информационное общество: основные черты, социальная структура и

специфика трудовой деятельности ………………………………………………………... 89

Семинар 6. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях

информатизации……………………………………………………………………………. 89

Глоссарий………………………………………………………………………...91

Тест………………………………………………………………………………. 97

Вопросы для контроля и самоанализа ………………………………………...............101

Темы рефератов….……………………………………………………………... 102

Литература…………………………………………………………………….... 105

Приложение. Требования к оформлению реферата……………..................... 106

 

 

Учебная программа

Введение

 

Настоящая программа дисциплины «Социальная информатика» предназначена для подготовки студентов специальностей «Прикладная информатика (по областям)», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Маркетинг», «Коммерция», «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии», «Социально-культурный сервис и туризм», «бухгалтерский учет, анализ и аудит» университета дневной и заочной форм обучения.

В соответствии с учебными планами для указанных специальностей рекомендуется следующее соотношение теоретических и практических занятий: 18 (16) часов – лекционные, 18 (16) часов – семинарские занятия, в зависимости от количества учебных недель в семестре. Значительная часть учебного времени выносится на самостоятельную работу студентов - 64 часа. По окончании курса студенты сдают зачет.

Образовательные цели и задачи курса «Социальная информатика»

В эпоху информатизации общества существенное развитие получило научное направление междисциплинарного характера - социальная информатика, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме, его информатизацией.

Значимость таких исследований в России получила подтверждение на целом ряде отечественных и международных научных форумов, наиболее весомо - на Международном Конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" (Москва, 1996 г.).

Социальная информатика включена как новое научное направление, в предметное поле информатики как фундаментальной дисциплины в системе информационной подготовки специалистов в российской высшей школе.

Таким образом, учебный курс «Социальная информатика» является принципиально новым в системе высшего образо­вания.

Основная задача этого курса заключается в том, чтобы сформировать у будущих специалистов достаточно полное системное представление о современных процессах развития глобального информационного общества, о возникающих при этом информационных, социально-экономических и психологических проблемах, а также о путях их решения на основе использования совре­менных средств информатизации и перспективных информационных технологий.

 

2. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по курсу "Социальная информатика"

Специалист должен:

- знать теоретико-методологические основы анализа процесса информатизации общества, а также иметь представление о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию;

- уметь правильно ориентироваться в новой информационной реальности, как в мире в целом, так и в России в частности, а также содействовать ее социогуманитаному развитию;

- владеть методологией и методикой дальнейшего изучения, освоения и участия в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, экономике, правовой сфере, социальной работе, психологии, социальном туризме, журналистике, политологии, лингвистике

.

Для дневного отделения

    №     Тема Количество часов Контрольные мероприятия
Всего Аудиторных занятий   Самостоятельная работа Экз. Зачет Контр. работа
Всего Лекции Семина-ры ры Лаб. работы
                     
1. Актуальные проблемы социальной информатики. Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»         -   -        
2. Роль информации в развитии общества         -        
3. Информационные ресурсы общества         -        
4. Формирование информационной среды общества         -        
5. Информационное общество         -        
6. Человек в информационном обществе         -        
7. Информационная безопасность личности, общества, государства         -        
  Всего:               + Реф.

Примечания:

1. В процессе самостоятельной работы студенты изучают литературу по социальной информатике, приведенную в Программе.

2. Итоги самостоятельной работы подводятся во время индивидуальной работы со студентами, в процессе промежуточной аттестации и на зачете.

3. По курсу предусмотрено написание каждым студентом реферата объемом 1 п.л. (16 страниц машинописного текста), тематика рефератов определена рассматриваемой Программой.


4.2. Учебно-тематический план курса «Социальная

Содержание лекционного курса

 

Понятие ресурса, основные виды ресурсов общества. Понятие информационного ресурса. Проблема «электронизации» информационных фондов России. «Утечка умов» из России: общая характеристика проблемы. Информационные продукты и услуги. Рынок информационных продуктов и услуг.

Содержание семинарских (групповых) занятий

Информационные революции

План

1. Информационный подход к истории развития цивилизации как последовательности информационных революций.

2. Основные информационные революции в истории развития человеческого общества, их характеристика, содержание и последствия.

3. Информатизация общества как глобальный процесс.

3.1. Определение понятия "информатизация".

3.2. Объективная обусловленность информатизации общества.

3.3. Основные направления развития информатизации как глобального процесса.

 

План

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.

При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.

Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

· предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

· выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);

· получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);

· организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);

· выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Пример. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

База данных – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.

С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.

Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.

Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.

Небиблиографические базы данных имеют множество видов:

· справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;

· полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;

· числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;

· текстово–числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;

· финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;

· юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.

Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис. 1.1.

Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий.

Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.

Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.

Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.

Традиционные услуги научно–технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:

подготовку обзоров в виде рукописей;

подготовку переводов текстов.

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:

· все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;

· высокой оперативности предоставления услуг;

· возможности отказа от собственных информационных систем.

Основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.

В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.

Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:

· непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;

· косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;

· услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;

· регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.

Подготовка и оказание информационных услуг:

· связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;

· и обработка данных в вычислительных центрах;

· программное обеспечение;

· разработка информационных систем;

· разработка информационных технологий.

 

Рис. 1. Основные виды информационных услуг

Назначение рынка

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационные рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально–вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу–хау, инженерно–технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

· центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

· службы телекоммуникации и передачи данных;

· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

· коммерческие фирмы;

· информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

План

1.Понятие «информационная среда» общества

2.Информационный потенциал общества

3.Понятие информационной культуры общества и основные факторы ее развития

4.Понятие информационной техносферы современного общества, ее состав и назначение.

5.Некоторые оценки уровня современного развития информационной техносферы в России и в развитых странах мирового сообщества.

Сетевая культура

Информационные революции уже не раз в истории человечества вели к глобальным культурным инновациям. Так, появление письменности превратило устную культуру большинства народов в письменную, способную сохраняться веках. Изобретение книгопечатания позволило сделать письменную культуру доступной значительной части населения. Создание и широкое распростра­нение телевидения радикально изменило мир культуры в целом. Изменило — не значит "улучшило" или "ухудшило". Многие представители культурной интеллигенции считают, что телевидение негативно воздействует на культуру, но, с другой стороны, именно оно сделало многие из ее проявлений доступными практически для всего населения Земли. Остается фактом: телевидение значительно воздействовало на культуру, трансформировало средства массовой информации и даже литературу.

Телевидение привело к одностороннему коммуникационному взрыву. Взрыву — потому, что благодаря телевидению, объем коммуникаций возрос в гигантской степени. Одностороннему — потому, что телевизионная культура, отраженная в ежедневных передачах сотен каналов, является направленной исключительно от производителя информации к потребителю.

Еще более масштабными могут оказаться для культуры в наступающем информационном обществе последствия, связанные с интерактивностью и индивидуализацией, встроенными в современные технологии передачи информации. На наших глазах возникает невиданный ранее феномен, все чаще называемый "сетевой культурой". Его проявления многолики и ведут к формированию виртуальных сообществ людей, не ограниченных пространственными рамками, странами и континентами. Использование средств мультимедиа в профессиональных информационных ресурсах и интерактивных играх, изменение традиционных и создание новых форм проведения досуга, растущая культурная дифференциация по группам населения в сочетании с культурной унификацией внутри групп, интеграция нескольких видов культуры в нечто общее, порой еще не имеющее названия — таковы далеко не полные признаки новой сетевой культуры.

Включение многих форм культуры в интегрированную коммуникационную среду порождает новейший культурный феномен, социальные, политические и гуманитарные последствия которого противоречивы и не вполне очевидны. Их экстраполяция на несколько десятилетий вперед может привести как к крайне оптимистичному прогнозу о высоком уровне культуры развитого информационного общества, так и к крайне пессимистичному (господство наихудших проявлений массовой культуры, многократно усиленное технологическими возможностями сети). На самом деле, скорее всего, не случится ни того, ни другого. Культура не раз на протяжении истории человечества демонстрировала свою устойчивость, но значительные перемены все же неизбежны и уже наступают.

Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:

система образования, определяющих общий уровеньинтеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей.

информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;

демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;

развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т. п.).

Таким образом, информационная культура общества непосредственно зависит от важнейших характеристик развития самого общества и поэтому может служить интегральным показателем уровня этого развития.

Поскольку использование информационно-вычислительной техники способствует росту производительности труда и увеличению свободного времени, возникает новая проблема: чем оно будет занято? Наиболее опасно так называемое «убивание» времени: пассивное ожидание, неинтеллектуальные игры, а также злоупотребление играми интеллектуального типа. Такое пустое времяпрепровождение тормозит развитие человека, рост его интеллектуальных возможностей и общекультурное развитие. Таким образом культура свободного времени тоже входит в общую информационную культуру человека

План

1. Информатизация и информационное общество

2. Основные закономерности формирования информационного общества

3. Характерные черты информационного общества

4. Социально-экономические аспекты процесса формирования информационного общества.

5. Критерии перехода к информационному обществу.

6. Информационная экономика

6.1. Отличительные особенности информационной экономики

6.2. Состояние информационной экономики в развитых странах

6.3. Структура информационной экономики и основные тенденции в ее развитии

7. Проблема предотвращения формирования и развития «общества потребления»

 

Информационная экономика

План

1. Информационный образ жизни.

2.Социально-психологические аспекты информационного образа жизни

3. Информационная свобода личности

4. Информационное неравенство

5. Информационная безопасность личности, общества, государства

 

1. Информационный образ жизни. Понятие «информационный образ жизни», его слагаемые, их современное состояние

Существуют два смысла понятия «информационный образ жизни»:

1) образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни в значительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационно-телекоммуникационных технологиях;

2) информационный аспект современного образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни.

Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, отдельной личности, определяемая социально-экономическими условиями.

Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой.

Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это - трудовая, общественно-политическая, учебная, бытовая, социально-культурная, а также досуговая деятельность. Рассмотрим новые возможности, предоставляемые современным этапом информатизации, для совершенствования ряда из перечисленных выше слагаемых образа жизни.

Трудовая деятельность. Рассредоточенное производство знания занимает все большее место в современном мире. Уже сегодня социальные научные сети, функционирующие на основе информационно-телекоммуникационных технологий, успешно действуют в различных странах, в том числе и в России. Тенденция к рассредоточению производства знания наблюдается и в прикладных сферах. Так, работа на дому становится сегодня распространенным способом организации производства нового знания, например, в сфере прикладного программирования. В связи с распространением телеработы трансформируется в целом рынок труда.

Общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью) и возможностей сети Интернет. Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в различных анкетированиях, голосованиях и т.д. Активно развивается также рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера на базе новых сетевых возможностей.

Учебная деятельность. Научное направление – педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования), определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить необходимую смену парадигмы образования, которая должна быть направлена на раскрытие и развитие индивидуальных возможностей человека.

Бытовая деятельность. Бытовые компьютеры в принципе предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других задач. Социологические исследования «Семья и новые информационные технологии». показали, что произошли определенные изменения в формах использования информационных и коммуникационных технологий. В начале 90-х гг. домашняя информационная техника приобреталась и использовалась преимущественно для развлечений. В конце 90-х гг. существенно расширился набор домашних развлечений, а также выявились формы использования телеработы в разных областях: подготовка лекций преподавателями, проведение на дому платных вычислительных работ, набор по заказу текстов на компьютере, расчет архитектурных проектов и т.д.

Телеработа на дому позволяет активизировать дополнительный трудовой потенциал граждан муниципального сообщества. Важными областями применения бытовых компьютеров также являются

• обеспечение информационных потребностей людей (доступ к различным базам данных и знаний, использование электронной почты и др.);

• участие в системе электронной торговли (широко используются виртуальные магазины, а также виртуальные организации, оказывающие интерактивные услуги), банковские операции (осуществление гражданами электронных денежных переводов, электронных платежей), резервирование путешествий и др.;

• автоматическое управление домашним хозяйством (управление микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной системой, устройствами бытовой техники, обеспечение неприкосновенности и безопасности жилища и др.).

В настоящее время одной из актуальных проблем становится проблема подготовки родителей и детей к появлению в их доме компьютерной техники. Неинформированность большинства населения о возможных негативных последствиях использования компьютеров в домашних условиях может вызвать и уже часто вызывает следующие проблемы: резкое ухудшение успеваемости и здоровья подростков, существенное ослабление семейных связей, ухудшение атмосферы в семье, ослабление уровня и обеднение характера социализации семей и т.д. Важно через СМИ формировать общественное мнение о необходимости развития информационной культуры в быту. Информация о специфике применения компьютера в семье должна быть доступна, в том числе и в виде сопроводительной инструкции при покупке компьютера, что в широком смысле является осуществлением прав покупателя. Очевидно, необходимы и государственные научно-исследовательские программы по данной проблеме.

Социально-культурная и досуговая деятельность. Появление технологии мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения. Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения. Развитие мультимедийных технологий отразилось не только на науке и игре, но и на искусстве. Однако предоставляемые новыми информационными технологиями возможности для интеллектуального и культурно-духовного развития личности реализуются весьма неудовлетворительно.

Современный среднестатистический член российского компьютерного сообщества изъясняется языком, на 50% состоящим из искаженных производных от английского техносленга, а его жизненный стиль активно вписывается в-стандарты массовой культуры. Как результат, практически полная остановка собственного развития - вся деятельность по сути сводится к локализации программ, техники, идей. Редкие исключения принципиально ситуацию не меняют.

Вестернизация, американизация русского языка, видимо, происходит по ряду причин, в том числе следующим: практически все программные продукты (за небольшим исключением) имеют англоязычную программу установки; практически ни одна программа, имеющая возможность поиска, не переключает автоматически клавиатуру на ввод кириллицы; в значительном числе программ присутствуют англоязычные элементы интерфейса и т.д.

В результате значительного падения в целом уровня социализации современной молодежи на повестку дня вышла проблема ресоциализации личности в условиях информатизации, значение решения которой для интеллектуального развития общества, очевидно.

Информатизация представляет богатые возможности и для реализации различных досуговых интересов. Однако в мире достаточно давно фиксируется четкая тенденция развития «инфоразвлечений», становления, как иногда определяется специалистами, цивилизации избыточного досуга. Проблеме маркетинга досуга через глобальную сеть Интернет посвящают свои исследования ученые целого ряда зарубежных стран.

Как известно, развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства). Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ, компьютерной мультипликации. Оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются продукцией пятого поколения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.115 с.)