Психологический аспект межличностного взаимодействия. Социальная перцепция: механизмы взаимопонимания, эффекты восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический аспект межличностного взаимодействия. Социальная перцепция: механизмы взаимопонимания, эффекты восприятия.



Эффекты межличностного восприятия:

Восприятие – это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

· Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.

· Эффекты ореола. Эта тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

· Стереотипизация. Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.

 

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого "нового взгляда" на восприятие. Первоначально с помощью понятия социальной перцепции описывали социальную обусловленность процесса перцепции. В дальнейшем понятие социальной перцепции стали относить к процессам восприятия и понимания социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, группы, большие социальные общности.

Механизмы взаимопонимания:

Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. (частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей.)

Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Процесс понимания характеризуется также явлением рефлексии. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается партнером по общению.

Теория каузальной атрибуции — это теория о том, как люди объясняют поведение других, приписывают ли они причину действий внутренним чертам человека или внешним ситуациям.

Эффекты восприятия:

1. Суждение о другом человеке делаются по аналогии с собой (перенос на других собственных свойств и переживаний).
2. «Эффект ореола» – влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств.
3. Влияние «имплицитной теории личности» – рассмотрение конкретного человека сквозь призму имплицитных (собственных) представлений о том, какова должна быт личность, в основных ее проявлениях, по мнению воспринимающего.
4. Стремление к непротиворечивости — склонность восприятия «вытеснять все аспекты образа воспринимаемого человека, противоречащие сложившейся о нем концепции».
5. «Эффект инерционности» – тенденция к сохранению созданного представления о человеке.

Основные типы межличностной коммуникации: диалогическое, императивное, манипулятивное общение.

Три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

· Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

· Манипулятивное – это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

· Диалогическое общение – это общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению.

 

Соотношение «язык-речь» (по Ф. Соссюру). Функции речи. Речь как способ передачи информации.

Функции речи.

Обычно выделяют три основных и ряд частных функций. К основным относятся:

· Коммуникативная или репрезентативная, которая является доминирующей;

· Апеллятивная, которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении;

· Экспрессивная.

Среди частных функций выделяют:

· Фатическую, осуществляющуюся посредством обмена ритуальными формулами, т.е затрагивающую преимущественно область речевого этикета.

· Метаязыковую, т.е функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом.

 

Устноречевая коммуникация, ее свойства, виды (говорение и слушание), функции.

Устноречевая коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении речевых средств и способов изложения информации.

 

Виды

Говорение -вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная речь.

Условия говорения:

· Наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения;

· Наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной направленности взаимодействия;

· Наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения;

· Отношение к объекту речи – собеседнику, понимание его чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т.д;

· Наличие средств выражения своих мыслей и чувств.

Основная единица говорения – производство конкретного слова, предложения в ходе речевого акта – обмена продуктами речи между адресатом и адресантом.

 

Слушание – рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора.

Цель слушания реализуется в предмете деятельности и заключается в раскрытии смысловых связей, осмыслении поступающего на слух речевого сообщения.

Единицей слушания называют смысловое решение, обычно предшествующее действиям в плане обратной связи.

Механизмами слушания являются общефункциональные механизмы памяти.

Продуктом слушания становится умозаключение, к которому приходит человек в процессе слушания.

 

 

Массовая коммуникация. Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации.

Массовая коммуникация – процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется:

· Наличием техническим средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью

· Социальной значимостью информации

· Массовостью аудитории

· Многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств.

Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации.

 

Структура массовой коммуникации.

Модель Лассуэла.

В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает – что – по какому каналу – кому – с каким эффектом.

На первом месте в модели Лассуэла (кто сообщает) располагаются коммуникаторы – создатели информационных сообщений. Выделяют две основные группы коммуникаторов:

«редакции» и «издатели».

«редакции»- это непосредственные создатели и передатчики текстов.

«издатели» - лица, определяющие главные цели органа информации.

На втором месте в модели (что сообщается) располагается информация, распространяемая при помощи СМК.

Массовая информация – это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

Составляющими качественной характеристики массовой информации являются: востребованность, польза, интересность, эмоциональная окрашенность.

На третье место Лассуэл ставит средства передачи массовой информации (по какому каналу сообщается) – СМК. Структура современной системы СМК подразделяется на три вида: СМИ, телекоммуникация; информатика.

СМИ – это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной, музыкальной информации.

Телекоммуникация – это технические службы, обеспечивающие прием и передачу сообщений.

Информатика – это система средств обработки данных при помощи вычислительных машин (компьютеров).

на четвертом месте в лассуэловской структуре (кому сообщается) находятся индивиды, потребляющие информационные потоки и превращающиеся в массовые аудитории.

На пятом месте в структуре массовой коммуникации (с каким эффектом сообщается), Лассуэл рассматривает реакции аудитории на потребление определенной массовой информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.011 с.)